Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА СТУДЕНТОВ'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОСОМАТИКА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курочкина Н.Е., Марченко Е.А.

В данной статье рассматриваются особенности влияния психофизиологических и психосоматических факторов на работоспособность студентов в процессе обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА СТУДЕНТОВ»

УДК 159.91

Курочкина Н.Е.

Старший преподаватель физического воспитания Самарский Государственный Экономический Университет (Россия, г. Самара)

Марченко Е.А.

студентка, кафедра экономики труда и управления персоналом, факультет управления персоналом

организации

Самарский Государственный Экономический Университет (Россия, г. Самара)

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА СТУДЕНТОВ

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности влияния психофизиологических и психосоматических факторов на работоспособность студентов в процессе обучения.

Ключевые слова: психосоматика, психофизиология, работоспособность, психоэмоциональное состояние, адаптация.

Высококачественная подготовка студентов, эффективность и высокая работоспособность в процессе обучения напрямую связанна с их собственной активностью в учебно-трудовой деятельности и умению подстроится к новой среде, в которую он попадает, поступив в ВУЗ. Рост или спад активности студента зависит от различных объективных и субъективных факторов, проявляющихся в учебной жизни.

К объективным факторам относят пол, возраст, состояние здоровья, подготовленность студента, учебную нагрузку, соотношение продолжительности работы и отдыха и др.

К субъективным факторам - личные качества студента, особенности характера, темперамент, способность к адаптации, мотивация и заинтересованность в обучении.

Сохранение физического и эмоционального здоровья, рост и поддержание активности студента говорит о важности и актуальности изучения темы, посвященной факторам психофизиологии и психосоматики.

Подавляющие большинство учащихся, не имеют достаточных навыков планирования времени, рационального распределения трудовых задач и отдыха, тем самым перегружают себя, что приводит к снижению трудоспособности студента и постоянной усталости.

Социально-бытовые условия, обстановка на учебе, окружающие люди, длительность поездок к месту учебы, малоподвижный образ жизни, нестабильный режим сна и неправильное питание - все это имеет влияние на состояние организма и успешность процесса учебы.

На адаптацию студента в ВУЗе влияет целый ряд причин. Может, сказываться индивидуальная психофизиологическая и психоэмоциональная усталость после больших энергозатрат в период сдачи ЕГЭ в школе и поступления в ВУЗ, важен уровень базовых знаний, освоение специальных знаний, умений и навыков, способность студента к быстрой коммуникации и др.

Приспособление к иной концепции обучения, образование нового коллектива, понимание и осмысление получаемой профессии — все это происходит одновременно с большим напряжением компенсаторно-приспособительных механизмов организма, имеющих весомое влияние на способность адаптации к социальным условиям обучения в ВУЗе. Это может привести к возможному снижению уровня «привычной» успеваемости на I курсе, возникновению некоторых трудностей в общении, повышению раздражительности, паническим атакам и т.п.

Адаптивный этап у некоторых студентов происходит плавно, у других — скачкообразно. Некоторые могут испытать дезадаптационный синдром. К психофизическому и психоэмоциональному дискомфорту может привести не только непривычная учебная нагрузка, но и, как отмечено выше, плохое планирование времени, неправильное распределение усилий.

Увеличение объема информации, потребность в повышении результативности, внедрение новых технических средств в учебе, требуют от студентов высокой степени умственного и психоэмоционального напряжения, способствующего снижению адаптационных резервов и появлению психосоматических расстройств.

Таким образом, влияние на организм объективных и субъективных факторов риска, может отрицательно сказаться на состоянии здоровья в целом, привести к физическому и эмоциональному утомлению, существенно понизить работоспособность. Для снижения рисков ухудшения здоровья студента, следует регулировать психоэмоциональное и психофизиологическое состояние. Хорошей профилактикой может стать занятия спортом.

В период напряженной интеллектуальной работы, часто наблюдается сосредоточенное выражение лица, сжатые челюсти, напряжены шея и плечи, спина ссутулена. Чем труднее задание, которое необходимо решить, тем сильнее происходит напряжение мышц. Это происходит по причине того, что импульсы, направленные от напряженной мускулатуры в ЦНС, стимулируют деятельность головного мозга, что позволяет ему сохранять нужный тонус. Таким образом, нервная система стремится поддерживать работоспособность. Если процесс отличается длительностью и монотонностью, то кора головного мозга адаптируется к данным условиям, что приводит замедлению и спаду работоспособности.

Если правильно организовать движения до, в процессе и по окончании умственной деятельности, то возрастет эффективность в сохранении и повышении умственной работоспособности.

Обратите внимание на эмоциональный фактор. Правильно установленная мышечная нагрузка повышает эмоциональную устойчивость, создавая устойчивое бодрое настроение, что является благоприятным условием для умственной активности и хорошим инструментом в борьбе против усталости и переутомления.

Студенчество - такой период жизни, когда следует использовать все возможности, открыть новые пути, раскрыть себя как личность и как будущего специалиста, максимально прокачать свои навыки и умения и получить новые. Одним из таких умений должно быть понимание важности сохранения психофизиологического и психосоматического здоровья. Необходимо научится правильно распределять время и усилия, не забывать про правильный отдых и сделать здоровый образ жизни, не просто привычкой, а стилем жизни. Это позволит максимально повысить эффективность и работоспособность, улучшить качество жизни без вреда здоровью.

Список литературы:

1. Аммон Г. Психосоматическая терапия. - СПб: Изд- во «Речь», 2000.

2. Основы психосоматики: учебно-методическое пособие / сост. К.С. Карташова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. - 29 с.

4. Психосоматика и психология здоровья: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Ю.Г. Фролова. - Мн.: ЕГУ, 2003. - 172 с.

4. Решетников Н.В. Физическая культура. Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия; Мастерство; Высшая школа, 2000. — 152 с.

5. Физическая культура студента : Учебник / М. Я. Виленский, А. И. Зайцев, В. И. Ильинич и др. ; Под ред. В. И. Ильинича. — М. :Гардарики, 2000— 385 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.