Научная статья на тему 'Психофизиологические и физические показатели детей 15-16 лет в зависимости от удаленности источников электромагнитного излучения искусственного происхождения'

Психофизиологические и физические показатели детей 15-16 лет в зависимости от удаленности источников электромагнитного излучения искусственного происхождения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
76
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дашиева Д. А.

The influence of artificial electromagnetic on often, sixteen year ad children bodies states was gaud out. The contusions about Chita children psychophysiological and physical properties depending on faraway sauces of artificial electromagnetic radiation were made.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические и физические показатели детей 15-16 лет в зависимости от удаленности источников электромагнитного излучения искусственного происхождения»

VII. ФИЗИОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Д.А. Дашвева

г. Чита

Психофизиологи ческие к физические показатели детей 15-16 лет в зависимости от удаленности источников электромагнитного излучения искусственного происхождения

The influence of artificial electromagnetic on often, sixteen year ad children bodies states was gaud out. T he contusions about Chita children psychophysiological and physical properties depending on faraway sauces ofartificial electromagnetic radiation were made.

Земля с момента своего существования подверглась воздействию электромагнитного излучения Солнца и Космоса. В процессе эволюционного развития живые организмы в какой-то степени адаптировались к естественному фону электромагнитных полей [Мизун Ю., Хаснулин В., 1991].

Но в результате научно-технического прогресса естественный электромагнитный фон Земли изменился, приобрел качественные изменения, а также увеличился. Появились электромагнитные излучения искусственного происхождения, спектральная интенсивность которых отличается от эволюционно сложившегося естественного электромагнитного фона, к которому привык человек и другие живые организмы биосферы.

Электромагнитного излучения Солнца и источников антропогенного происхождения оказывают отрицательное воздействие на живой организм, вызывая функциональные сдвиги: изменения в центральной нервной системе, сердечно - сосудистой и других функциональных системах организма [ Будяшова С.Ю., 1990; Агаджанян Н.А. 2001]. И поставлена цель: изучить влияние электромагнитного излучения техногенного происхождения на здоровье детей 15-16 лет.

В качестве контрольной избрана 52 школа г.Читы, экспериментальные - № 47 г. Читы и Атамановская средняя школа Читинского района. Всего в исследовании участвовало 10S детей, мальчиков 51 (47,3), девочек 57 (52,7), 15-16 лет. Источником искусственных электромагнитных полей является телевизионная передающая станция г, Читы, радиолакациоиная передающая станция в поселке Атамановка. Школа расположена в радиусе 1 км от антенного поля.

Напряженность электромагнитного поля в местах размещения передающей радиостанции г, Читы изучалась с помощью расчетного метода,.предложенного Сердюком A.M., 1977.

Для изучения функционального состояния высшей нервной деятельности детей, их умственной работоспособности использовались доступные в естественных условиях психофизиологические методы (корректурная таблица В.Я Анфимова, 25 - эначные одноцветные цифровые таблицы). Для проверки существования биологических эффектов проводился предварительный анализ исходных рядов данных с помощью математико - статистических методов, чтобы выявить показатели состояния сердечно-сосудистой системы и психофизиологических особенностей учащихся в зависимости от удаленности источников электромагнитного излучения.

В ходе дискриминантного анализа в каждой из исследуемых групп учащихся 10 классов школ № 52 и 47 города Читы, поселка Атамановка статистически достоверными оказались две дискриминантные оси (т 1.1). Проведенный дискриминантный анализ учащихся 15-16 лет трех школ по комплексу психофизиологических и физических данных показал наличие значимых различий в переключении, устойчивости, продуктивности внимания, показатели частоты пульса после дозированной нагрузки (рис. 1.1).

289

-6 -4 -2 0 2 4 6

Дискриминантная функция 1 ( ОСР 1)

Рис, 1.1.

Межгрупповые различия по комплексу психофизиологических и физических признаков между учащимися трех школ г. Читы вдоль первой дискриминантной функции1фСР1)

Лямда Уилкса = 0,05, Р = 83,414, сЩ = 4, <1.1 а = 100; р < 0,001

Школы

Рис. 1.2.

• школа № 52 ■ Атаман, ср.шк.

* школа №47

Результаты дискриминантного анализа: значения критериев хи-квадрат (У) и Л-критерий Уилкса при сравнении учащихся трех читинских школ по психофизиологическим и физическим показателям

Л х1 ал.* уровень значимости

ОСП 0,0532 117,37 46 р< 0,001

ОСТ 2 0,4341 33,38 22 р < 0,05

(11, - число степеней свободы

1.1. Средние значения канонических переменных, характеризующих психофизиологические и физические показатели учащихся трех читинских школ, с дискриминантной канонической функцией приведены в таблице 1.2. Анализ выборочных центроидов показал, что наиболее устойчиво проявляются психофизиологические и физические показатели учащихся школы № 52 и 47 (Рис. 1.2). Это, вероятно, свидетельствует о влиянии электромагнитного излучения техногенного происхождения на организм детей, проживающих в районе телецентра (школа № 47).

Таблица 1.2

Сравнение средних значений выборочных центроидов трех читинских школ, рассчитанных по комплексу психофизиологических и физических показателей учащихся

Школы ОСР 1 ОСР 2

№52 2,64 -0,52

Атаман, ср.шк. -0,54 1,86

№47 -3,48 -0,85

Средние значения канонических переменных, характеризующих психофизиологические и физические показатели учащихся трех читинских школ, с дискриминантной канонической функцией.

У учащихся школы № 47 поселка Атамановка по общим показателям переключение внимания при работе с таблицами Анфимова эти данные выше, чем у учащихся школы № 52 (таблицы 1.3; 1.4). Кроме того для учащихся этих же школ обнаружены достоверно значимые коэффициенты корреляции показателей дозированной физической нагрузки (состояние покоя, после первой, второй, третьей, четвертой минуты) с первой дискриминантной функцией (р<0,001). Для того, чтобы проанализировать природу установленных нами различий между учащимися трех школ по комплексу признаков мы также провели однофакторный дисперсионный анализ (АМОУА), сравнивая показатели восстановления частоты пульса после дозированной нагрузки. В результате этого мы выяснили, что у учащихся школы № 47 время восстановления деятельности сердечно-сосудистой системы после физической нагрузки (Мартине-Кушелевского) (таблица 1.3) намного выше, чем у учащихся Атамановской средней школы и школы № 52.

Очевидно, это является следствием влияния электромагнитного излучения средневолнового диапазона телепередающей станции, которая находится на расстоянии 1 км от школы. Самая низкое значение этого показателя у учащихся школы № 52. Возможно, это связано с тем, что школа расположена вдали от источников электромагнитного излучения техногенного происхождения (Рис. 1.3).

Ученики Атамановской средней школы занимают промежуточное положение по времени восстановления частоты пульса после дозированной физической нагрузки (Рис. 1.3).

Психофизиологические и физические особенности учащихся все трех общеобразовательных школ очевидны и определяют 95,83 % для учащихся школы № 52, 92,86 % для учащихся Атамановской средней школы, 87, 50 % для учащихся школы № 47.

Степень правильности индивидуального отнесения учащихся (к своей школе) составляет в целом 92,59 % (табл. 1.4).

291

Время восстановления деятельности ССС после физической нагрузки у учащихся трех школ г. ___Читы (X ±8х, сек.)___

Школы Число наблюдений Покой 1м 2м Зм 4м

школа Ns52 24 74,54 ±2,18 108,04 ± 3,09 91,71 2,44 ± 83,88 ± 2,13 78,25 ± 2,15

Атаманоеская 14 90,36 ± 2,86 106,29 ±4,04 98,93 3,20 ± 94,29 ± 2,78 91,14 ± 2,81

шкояа №4 7 16 99,00 ± 2,67 129,44 ± 3,78 123,81 2,99 ± 117,13 ± 2,60 105,81 . ± 2,63

Восстановлены« деятельности сердечно-сосудистой системы после физической нагрузки {] мин.) (тест Мартене - Куимлемкого) у учащихся трех школ г Читы

F =-19,329, d.i. ■ 2.61. р < 0,000 верилмальмые линии показывают 9S% долвритъпьный uwncpWJ

Школы

Рис. 1.3.

Таблица 1.4

Классификационная матрица для учащихся трех школ г. Читы по комплексу психофизиологических и физических показателей

Процент корректной классификации школа №52 Атаман, ср. шк. школа №47

шкода №52 95,83 23 1 0

Атаман, ср.шк. 92,86 0 13 1

школа №47 87,50 0 2 14

Таким образом, проведенные экспериментальные исследования, а также наблюдения за школьными коллективами свидетельствуют об определенном биолбгическом действии малоинтенсивных электромагнитных полей средневолнового диапазона и указывают на то, что данный фактор при длительном и систематическом воздействии, которое наблюдается в районе размещения телерадиостанций, может вызывать неблагоприятные изменения в организме человека.

Литература

1. Агаджанян H.A., Макарова И,И. Среда обитания и реактивность организма. Тверь: Фамилия, 2001. - 176с.

2. Будяшова С.Ю. О воздействии магнитных полей на биологические объекты. Дубна, 1990. - 148 с.

3. Мизун Ю.Г., ХаснулинВ.И. Наше здоровье и магнитные бури-М.: Знание, I99I-- 192с. [Народный университет Естественно -научных фактов].

292

Н.Г. Гамбоева., Г.Ц. Цыбекмитова г, Чита

Некоторые аспекты адаптация бурят к региону проживания

Здоровье населения - одна из составляющих «социального капитала», оно складывается из социальных и природных факторов. Со времени появления человека на Земле происходила его адаптация к окружающей природной и социальной среде, в результате появились этносы со своим укладом жизни и производственными отношениями. Нами адаптация рассматривается как фундаментальное свойство живой материи поддерживать постоянство внутренней среды и в то же время ее изменять в целях приспособления к внешней среде.

Исторически под влиянием природно-климатических, хозяйственных, религиозных, этнокультурных и других факторов у коренных жителей Забайкалья были выработаны принципы взаимодействия с природой, как адаптация к ландшафтной среде. В данной связи всестороннее изучение адаптации бурят, живущих в Забайкалье, актуально для повышения качества жизни с учетом местной специфики (в Забайкалье резко выраженный континентальный климат, неустойчивость природных комплексов, значительная высота над уровнем моря и т.д.). Каждое этническое формирование отличалось своим механизмом обеспечения функциональной устойчивости, своим путем создания комфортных условий жизни (жилище, одежда, пища), выхода из различных стрессовых ситуаций (обряды, стереотипы поведения). Такая адаптация этносов создавала возможность устойчивого взаимодействия общества и природы.

Одним из механизмов адаптации бурят явилась пища, как явление материальной культуры, которая, соответствующим образом видоизменяясь, превращалась в конкретную систему питания.

Исторически сложившаяся система питания бурят включала два основных компонента: мясо домашнего скота и молочные продукты, дополнявшиеся в небольшом количестве продуктами охоты и собирательства. Молочно-мясной тип питания бурят в процессе эволюции выработал высокую активность пищеварительной системы (в частности пищеварительных соков - желудочного, кишечного, панкреатического и желчи), которая способствовала перевариванию сравнительно большого количество животных жиров и белков.

Мясо различных животных обладает индивидуальными особенностями, в связи с чем буряты в различные сезоны года употребляли в пищу мясо определенного вида животных. Летом питались бараниной, содержащей преимущественно насыщенные жирные кислоты, что повышает устойчивость к теплу, зимой - кониной и говядиной, богатой ненасыщенными жирными кислотами, повышающими устойчивость к холоду. В этом проявлялся принцип поддержания баланса элементов питания.

Знанию свойств пищи большое значение* придает тибетская медицина, особенно лечебным свойствам различных видов мяса. К примеру, мясо птицы характеризуется как порождающее огненную теплоту желудка и разрушающая опухали в силу того, что оно грубое. Баранина легко переваривается, увеличивает силу, способствует развитию составляющих тела, улучшает аппетит. Козлятина полезна при венерических заболеваниях, оспе, язвах от ожогов. Говядина устраняет жар ветра, увеличивает сипы, успокаивает сон. Мясо, взятое у позвоночника лошади, устраняет гнойнички в любой части тела, холодные расстройства почек, поясницы, болезни лимфы. Сырое, остывшее мясо трудно переваривается, а вареное и сушеное - переваривается легко (Пупышев В.Н., 1992, с. 41). Таким образом, рацион питания подбирался в зависимости от состояния организма и времени года.

Высокий уровень жиров в пище, повышенное их содержание в сыворотке крови при относительно высокой способности к утилизации являются одним из условий, обеспечивающих усиление энергетического обмена в холодном климате. Увеличение теплопродукции - одна из основных адаптивных реакций к холоду. У коренных жителей континентальной зоны Сибири увеличение теплопродукции сочетается с увеличением толщины жирового слоя. Среди них высокий процент составляют индивиды пикнического телосложения с брахиморфными пропорциями тела (Агаджанян и др., 1998). Уменьшение пропорции тела приводит к ускорению скорости кровотока, интенсификации окислительных процессов. Индекс скелии (соотношение длины туловища к длине ноги, выраженная в процентах) русских-забайкальцев составляет

293

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.