Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
79
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — E Ф. Стоян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ»

5. Руководство по расчету и проектированию средств защиты застройки от транспортного шума. — М., 1982. 6. Руководство по учету в проектах планировки и застройки городов требований снижения уровнен шума. — м„ 1984. Поступила 28.09.88

Summary. Methodological approaches to the assessment of noise regime at health resorts and places of rest of the

population were set forth when carrying out preventive and current sanitary surveillance. The sources governing the noise regime of health resorts and places of rest were identified, and the problems of zone arrangement of places of rest according to its type (long-term or short-term) analysed. Permissible noise levels were given for various functional zones and the measures for normalization of noise regime proposed. ^

© E. Ф. СТОЯН. 1990 УДК 613.16-092:612.8211-07

Е. Ф. Стоян

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

Киевский НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева

Исследование состояния здоровья различных контингентов населения, проживающего в зонах с тем или иным уровнем воздействия физических факторов, является актуальной гигиенической задачей.

Среди показателей функционального состояния организма особое место занимают показатели психического здоровья человека, обусловленного в значительной мере, помимо генетических, факторами окружающей среды различной природы. Анализ психофизиологического статуса может служить основой критериальной оценки как благоприятного, так и неблагоприятного воздействия физических факторов и потому должен найти самое широкое применение в гигиене при массовых обследованиях населения, в частности одного из наиболее ранимых его контингентов — детей. Следует, однако, подчеркнуть, что использование психофизиологических тестов при оценке здоровья детей в настоящее время явно недостаточно. В значительной мере это связано с отсутствием как унифицированных подходов к проведению таких исследований, так и единого мнения о значимости ряда психофизиологических симптомов и их роли в оценке состояния ребенка. При интерпретации результатов психофизиологических исследований имеются также большие трудности, связанные с отсутствием количественного выражения нормы функциональных показателей высшей нервной деятельности (ВИД).

В настоящее время имеется ряд указаний на возможность влияния физических факторов на функциональное состояние организма на поведенческом уровне в виде формирования неспецифического неврологического симптомокомп-лекса, включающего утомляемость, сонливость, раздражительность, головные боли, вегетативные расстройства [5, 8], ухудшения показателей процесса переработки информации [3], однако, как правило, речь идет о результатах обследования различных контингентов взрослого населения. Физиолого-гигиенические исследования

по оценке функционального состояния организма детей в различных условиях воздействия физических факторов окружающей среды, проводимые в КНИИОКГ, предусматривают наряду с изучением функционирования различных систем организма анализ реакций высших отделов ЦНС [4, 8].

Одной из основных задач психофизиологического изучения здоровья детей является тестирование умственного утомления. «Усталые» дети представляют собой группу риска (но не патологии), поскольку при оптимизации условий жизни ребенка (в том числе действия различных антропогенных факторов окружающей среды) выявленные сдвиги обратимы. Поэтому мы полагаем, что диагностирование утомляемости у школьников является прежде всего гигиенической, а затем уже педагогической проблемой. Ранние признаки утомляемости детей обнаруживаются в виде снижения умственной и физической работоспособности, различных психосоматических и вегетативных сдвигов. Очень важны при этом адекватность методов сбора информации и определение причины усталости, так как выявленные изменения могут быть связаны с имеющейся у ребенка патологией [9].

Психологическое тестирование само по себе не может решить вопрос об утомляемости, поэтому анализ работоспособности у детей проводится нами по дихотомическому принципу, т. е. с использованием как психологических, так и физиологических показателей функционального состояния организма. К первым относятся показатели эффективности приема и переработки информации и наличия субъективных переживаний, ко вторым — показатели, позволяющие судить о мобилизации энергетических ресурсов организма и их адекватности требованиям психической деятельности (артериальное давление, частота сердечных сокращений, интервал Я— ЭКГ, уровень сенсорной и температурной чувствительности и др.). В дальнейшем при анализе данных связь между физиологическими и пси-

хическими функциями определяется методом корреляционного анализа.

С нашей точки зрения, эти сведения представляют значительный интерес, поскольку искажение исходных функциональных асимметрий име-.ет место не только в клинике неврологических 'заболеваний, но и при различных состояниях здорового организма в случаях перегрузок [1, 7].

Для диагностики умственного утомления при проведении массовых обследований используются показатели подвижности нервных процессов (хронорефлексометрия, теппинг-тест) и серия проб на кратковременную память и внимание, отличающихся сравнительной простотой и однородностью. Предпочтение отдается двигательным пробам типа «заполнение значков», «отыскивание чисел», «прохождение лабиринта по речевой инструкции», т. е. таким, которые можно оценить по производительности и продуктивности (эффективности) выполнения задания, ха-4 рактеризующих приспособляемость организма к достижению поставленной цели. Снижение эффективности работы рассматривается как результат истощения психофизиологических ресурсов организма. Успешность выполнения определенного вида деятельности (задания) по количественным и качественным показателям лежит в основе анализа состояния соответствующих психофизиологических функций. Выявленные отклонения могут рассматриваться как фактор риска, свидетельствующий о повышенной готовности таких детей к невротическому реагированию.

Наряду с указанными психофизиологическими пробами используется ряд тестов, направленных ^ на выявление невротических состояний у детей: л. «цветовой выбор Люшера» (или его модификации), «рисунок несуществующего животного», «пятна Роршаха» и др.

Подбор методов исследований основан на принципах компактности, чувствительности, информативности (валидности), дифференцированное™ и др. Особое внимание уделяется универсальности методик, под которой подразумевается минимальное влияние приобретенных знаний на результаты исследований. В случае повторных исследований на тех же контингентах населения для предупреждения привыкания обследуемого к конкретным формулировкам, цифрам, изображениям и т. п. разрабатываются параллельные формы тех же методик.

Следует отметить, что психофизиологические исследования у детей разного возраста проводятся с учетом возрастных особенностей ВИД: А степени дифференциации нервных клеток, соот-* ношения процессов возбуждения и торможения и т. п. В частности, при проведении исследований у детей 8, 10 и 12 лет большое внимание уделяется изучению корреляции изменений по-

казателей ВИД с показателями состояния вегетативной нервной системы, поскольку для этого возраста характерно переключение возбуждения со словесных раздражителей на вегетативные проявления, что может быть одной из причин ге-неза психосоматических расстройств [2].

Параллельно у обследуемого ребенка изучаются показатели статической физической нагрузки (динамометрия). Помимо регистрации статического мышечного напряжения, динамометрия используется для изучения функциональной двигательной асимметрии при выполнении психофизиологических тестов. В настоящее время изучению изменений различных видов функциональных асимметрий (двигательной, сенсорной, температурной) как одного из чувствительных показателей неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды придается особое значение. Так, например, исследование частоты использования правой и левой руки при выполнении динамометрии позволило нам выявить ряд принципиальных закономерностей действия терапевтических уровней микроволн различных диапазонов [6].

Для выявления у ребенка признаков скрытой физической и умственной усталости большинство тестов проводится на фоне сенсибилизации нагрузкой (20 приседаний за 30 с).

Для изучения качественных и количественных зависимостей между выраженностью действия физических факторов и психофизиологической симптоматикой у детей используется метод группового учета аргументов, предложенный проф. А. Г. Ивахненко (Институт кибернетики АН УССР). Преимущества этого метода заключаются в возможности установить уровень изучаемых факторов, превышение которого приводит к достоверному изменению того или иного показателя здоровья; определить кратность изменения показателей при повышении уровня факторов; выявить характер комбинированного, соче-танного действия факторов окружающей среды. Предварительный анализ полученных нами данных свидетельствует об определенных различиях в величине ряда психофизиологических показателей у детей, проживающих в районах с разным характером и степенью выраженности действия физических факторов окружающей среды. Для выделения группы риска по психофизиологическим критериям оцениваются частота развития и величина изменения наиболее информативных показателей. Выявленные группы риска наряду с диспансерными группами нуждаются в тщательном медицинском наблюдении.

Полученные данные используются для разработки профилактических мер, направленных на предупреждение неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на здоровье детского населения.

Литература

1. Казначеев В. П., Чупринов В. В. // Функциональная асимметрия и адаптация человека. — М., 1976. — С. 10— 16.

2. Кулакова Т. П. // Психофизиологические исследования в гигиене детей и подростков. — М., 1981. — С. 9—18.

3. Олешкевич Л. А., Сидоренко Ж■ Г.//Гиг. и сан.— 1984, —№ 2.— С. 16—19.

4. Полька Н. С. Научное обоснование гигиенических требований по предупреждению неблагоприятного влияния СВЧ-энергии на здоровье детского населения. Автореф. дис. _ канд. мед. наук. — Киев, 1988.

5. Райтанен И. // Вопросы проблемы токсикологии, физиологии труда и производственного шума. — М.. 1985.— С. 15—24.

6. Стоян Е. Ф.// Гигиена населенных мест. — Киев. 1987.— Вып. 26. — С. 26—30.

7. Удалова Г. П., Кашина И. А. // Физиология человека. — 1985. —№ I, — С. 36-43.

8. Шандала М. Г. //Вести. АМН СССР. — 1981. — № l.-f

q g_¡g ~

9. Vieillard F. // Hyg. med. Scolaires. — 1966. — Vol. 19. — P. 201—214.

Поступила 10.02.89

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990

УДК 613.644-07:[612.825.1.014.423.06:612.826.4

С. М. Минасян, О. Г. Баклаваджян, С. Г. Саакян

РОЛЬ ВЕСТИБУЛЯРНЫХ ЯДЕР И МЕЗЭНЦЕФАЛИЧЕСКОЙ РЕТИКУЛЯРНОЙ ФОРМАЦИИ В ИЗМЕНЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПРИ ВИБРАЦИИ

Ереванский университет

В литературе имеются немногочисленные сведения о функциональном состоянии ретикулярной формации и вестибулярного аппарата, роли вестибулярной афферентации на корковую деятельность и корково-ствОловые взаимоотношеии:я в условиях воздействия вибрации.

Целью настоящей работы явилось изучение возбудимости латерального вестибулярного ядра (ЛВЯ) Дейтерса и мезэнцефалической ретикулярной формации (МРФ) в динамике вибрационного воздействия.

Показателями функционального состояния названных структур были электрическая активность (ЭА) коры и пороги восходящей активации, вызываемой высокочастотным раздражением этих структур. Отведение биопотенциалов и раздражение подкорковых структур производили биполярными константановыми электродами диаметром ГО0 мк с межэлектродным расстоянием 0,5 мм. Для стимуляции применяли прямоугольные импульсы длительностью 0,5 мс и частотой 100 Гц в течение 10 с, подаваемые от стимулятора «Физиозар». Стереотаксическую ориентацию электродов осуществляли по координатам Фифковой и Маршала [2] для МРФ и Крей-дича [4]—для вестибулярного ядра. Электро-кортикограмму (ЭкоГ) регистрировали при помощи серебряных шариковых электродов. Биопотенциалы записывали на энцефалографе «Аль-вар», а анализ спектра частот ЭЭГ производили на анализаторе с раздельной интеграцией биопотенциалов 16 частот группы дельта-, тета-, бета-ритма с эпохой анализа 10 с. По окончании опытов проводили электролитическую маркировку точек отведения и раздражения с последующим гистологическим контролем. Полученные цифровые данные были подвергнуты машинной статистической обработке на ЭВМ ЕС-1033.

Животных подвергали вибрации на вибростеп-де ЭВ-1 (частота 60 Гц, амплитуда 0,4 мм) ежедневно по 3 ч в течение 3 мес. Исследования проводили до и после кратковременной (30 мин) и длительной (3 ч) вибрации.

У интактных кроликов при пороговом раздражении МРФ (1,30±0,06 по шкале «Физиовара») на ЭКоГ наблюдалась генерализованная реакция активации, которая на электрограммах (ЭГ) затылочной, сенсомоторной и височной коры выражалась доминированием тета-активно-сти.

Пороговая (1,20+0,07) электрическая стимуляция ЛВЯ Дейтерса на ЭКоГ вызывала увели-ченй'ё в диапазоне тета-ритма и уменьшение диапазоне дельта-ритма (р<0,01). В наших опытах не установлено существенной разницы между величинами порогов восходящего активирующего влияния МРФ и вестибулярных ядер.

После воздействия кратковременной вибрации (30 мин) на ЭКоГ были зарегистрированы реакция десинхронизации и доминирование тета-ак-тивности в ЛВЯ и МРФ, снижение порогов их восходящей активации на 16—19%. При увеличении времени действия вибрации (3 ч) на фоне преобладания медленных воли на ЭКоГ и доминирования дельта-ритма в подкорке пороги восходящей активации ЛВЯ Дейтерса увеличивались на 15 % и МРФ —на 18 %.

При хроническом действии вибрации в течение 8—10 дней опыта возбудимость МРФ и ЛВЯ Дейтерса не изменялась по сравнению с контролем, однако реакция активации после тестирующей вибрации была более продолжительной С (50—60 с). С 15-го по 30-й день отмечалась ста- ™ билизация тета-ритма на электрограммах МРФ и ЛВЯ. При этом усиливалось и восходящее влияние вестибулоретикулярной системы на ЭА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.