Научная статья на тему 'Психофизиологическая валидизация контент-анализа нарратива клиента психологического консультирования'

Психофизиологическая валидизация контент-анализа нарратива клиента психологического консультирования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
157
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММА / CONTENT ANALYSIS / PSYCHOLOGICAL COUNSELING / ELECTROENCEPHALOGRAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павленко В.Б., Павленко О.М.

Целью работы явилась психофизиологическая валидизация контент-анализа нарратива клиента психологического консультирования в качестве объективного метода определения уровня его невротической тревоги. Для контент-анализа по методу Готтшалка и Глезер использовали рассказ клиентов о своих проблемах, который занимал 5-10 минут начальной части сеанса. При этом проводилась непрерывная запись электроэнцефалограммы. Выявлены весьма тесные (r=0,5-0,6) и высокозначимые (Р≤0,001) корреляции между индексом тревоги, рассчитанным на основании контентанализа нарратива и электрофизиологическими индикаторами тревожности, что указывает на валидность использования данного метода при оценке состояния клиентов психологического консультирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL VALIDATION OF CONTENT-ANALYSIS OF A CLIENT NARRATIVE OF PSYCHOLOGICAL COUNSELING

Psychological counseling is a rapidly growing area in which there are new trends and methods. At the same time, to develop new methods of psychological assistance and to study their psychological mechanisms, an important problem is an effectiveness evaluation of psychological counseling sessions. To undertake such an assessment it is necessary to objectively assess an initial state of a client, who refers to a psychologist with a particular problem. The most important client psychological state indicator is, in particular, a level of inappropriate, excessive, 'neurotic' anxiety. The most common method for determining an anxiety level is the use of Spielberger questionnaire. However, the results of the psychological tests are not always reliable and highly subjective. At the same time, the first counseling session usually includes a client story (narrative) about his problems. This narrative can be used to determine a client anxiety level with the help of the content analysis of verbal communication. This method can be applied on the basis of qualitative and quantitative analysis of the speech content by Louis A. Gottschalk and Goldine C. Gleser method (Gottschalk, Gleser, 1969). The aim of this study was to evaluate a possibility of using a content analysis of the client's narrative as an objective method for determining an anxiety level among the clients. For a validity criterion of this method we have adopted a degree of correlation of obtained anxiety index (AI) with revealed earlier electrophysiological indicator of anxiety a specific pattern of the electroencephalogram (EEG). The study involved 53 student volunteers aged 18-39 years. The subjects (11 men and 42 women) were the clients of a single session of psychological counseling, which were conducted by the authors of the study. During the counseling session (lasts for 50-70 minutes), continuous audio recording was made. For the content analysis by Louis A. Gottschalk and Goldine C. Gleser method a client narrative about the problems was used, which lasted for 5-10 minutes of the initial part of the session (200-500 words) and contained a psychological inquiry. Before, during and after the counseling sessions, a continuous EEG was recorded. For the entire group of the participants the content analysis of narrative audio recording showed that the average value of AI was 2,91 ± 0,18 (at the extreme values from 1.47 to 5.38 points). According to the studies of Gottschalk and Gleser an increased AI values are greater than three points. In our group of subjects an increased value of this indicator was observed in 16 subjects (30.2% of the total number of the participants). In the investigated population the most pronounced were the fears of separation, physical distress and guilt. AI level was significantly higher in women than in men. All investigated EEG rhythm amplitudes significantly and positively correlated with AI values. However, the most close relationship was found between AI values and beta1and beta2-rhythm amplitudes in the frontal, central and temporal regions. That is, the larger the amplitudes of high frequency EEG rhythms, the higher AI level, calculated on a basis of a content analysis during psychological client counseling. Previous studies of our laboratory have shown that increased beta-rhythm amplitude is an objective indicator of a high situational and personal anxiety in subjects. We assume that EEG specific pattern with beta-rhythm predominance indicates a presence of permanent disturbing thoughts that do not lead to finding a way out of a situation in which a person resides. A very close (r = 0,5-0,6) and highly significant (R≤0,001) correlations between AI, calculated on the basis of a content analysis of narrative, and electrophysiological indicators of anxiety indicates a validity of this method in the assessment of client state during psychological counseling.

Текст научной работы на тему «Психофизиологическая валидизация контент-анализа нарратива клиента психологического консультирования»

ПСИХОЛОГИЯ » »

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 4 (70). 2018. № 2. С. 111-123.

УДК 159.92 : 591.15

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ВАЛИДИЗАЦИЯ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА НАРРАТИВА КЛИЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Павленко В.Б., Павленко О.М.

Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация E-mail: vpav55@gmail com

Целью работы явилась психофизиологическая валидизация контент-анализа нарратива клиента психологического консультирования в качестве объективного метода определения уровня его невротической тревоги. Для контент-анализа по методу Готтшалка и Глезер использовали рассказ клиентов о своих проблемах, который занимал 5-10 минут начальной части сеанса. При этом проводилась непрерывная запись электроэнцефалограммы. Выявлены весьма тесные (i=0,5-0,6) и высокозначимые (Р<0,001) корреляции между индексом тревоги, рассчитанным на основании контент-анализа нарратива и электрофизиологическими индикаторами тревожности, что указывает на валидность использования данного метода при оценке состояния клиентов психологического консультирования.

Ключевые слова: контент-анализ, психологическое консультирование, электроэнцефалограмма.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из распространенных вариантов психологической помощи является психологическое консультирование (немедицинская психотерапия). Основным средством воздействия психологического консультирования является определенным образом построенная беседа, в процессе которой клиент начинает ясно осознавать свои проблемы и свободу выбора решений. Результатом психологического консультирования является когнитивная реструктуризация внутреннего мира клиента. Психологическое консультирование является активно развивающейся областью, в которой возникают новые направления и методы. В то же время, для развития новых методов оказания психологической помощи и изучении их психологических механизмов, важной проблемой остается оценка эффективности сеансов психологического консультирования. Чтобы провести такую оценку, необходимо объективно оценить исходное состояние клиента, который обращается к психологу с определенным запросом.

Важнейшим индикатором психологического состояния клиента консультирования является, в частности, уровень неадекватной, чрезмерной, «невротической» тревоги. Наиболее распространенной методикой для определения уровня тревоги является использование опросника Ч. Спилбергера. При этом оценивается личностная и ситуативная тревожность. Последний показатель фактически и отражает текущий уровень тревоги [1]. Однако результаты психологического тестирования не всегда достоверны и в высокой степени субъективны. Кроме того, сама ситуация психологического консультирования,

111

особенно в случае когда предполагается лишь однократный сеанс, не всегда позволяет прибегать к использованию стандартных психологических опросников. Ранее работами нашей лаборатории показано [2], что уровень ситуативной и личностной тревожности можно оценить также с помощью регистрации электроэнцефалограммы (ЭЭГ) клиента. Чем больше амплитуда бета-ритма, особенно его высокочастотной составляющей (т.н. бета2-ритма) в паттерне ЭЭГ, тем выше уровень как ситуативной, так и личностной тревожности. Однако электроэнцефалография до сих пор недостаточно доступна для большинства практикующих психологов.

В то же время первый сеанс психологического консультирования, как правило, включает рассказ (нарратив) клиента о своих проблемах. Данный нарратив может быть использован для определения уровня тревоги клиента с помощью контент-анализа речевого сообщения. Указанный метод может быть применен на основе качественно-количественного анализа содержания речевой продукции по методу Луиса А. Готтшалка и Голдин А. Глезер [3, 4, 5]. Суть метода заключается в систематической и надежной фиксации определенных единиц изучаемого содержания, а также в квантификации получаемых данных путем подсчета частоты появления определенных элементов или кодифицированных признаков. При этом рассчитывается так называемый индекс тревоги (ИТ). Считается, что наиболее информативным речевым материалом, в содержании которого тонко фиксируются различные состояния и свойства говорящего, является неподготовленная устная спонтанная речь, которая записывается на магнитофон, а затем дословно переводится в текст для последующей обработки по шкалам. Однако психофизиологическая валидизация данного метода, насколько нам известно, до настоящего времени не проводилась.

В связи с вышеизложенным, целью настоящей работы явилась психофизиологическая валидизация контент-анализа нарратива клиента психологического консультирования в качестве объективного метода определения уровня тревоги у клиентов. В качестве критерия валидности указанного метода нами принята степень корреляции полученного ИТ с выявленным ранее электрофизиологическим индикатором тревоги - специфическим паттерном ЭЭГ испытуемого.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследованиях приняло участие 53 студента-волонтера ВУЗов г. Симферополя возрастом 18-39 лет. Испытуемые (11 мужчин и 42 женщины) являлись клиентами однократных сеансов психологического консультирования, которые проводили авторы данного исследования. От всех испытуемых было получено информированное согласие на участие в исследованиях, а также на использование их материалов для научных публикаций.

На протяжении всего сеанса консультирования (продолжительность 50-70 мин), проводилась непрерывная аудиозапись. Для контент-анализа по методу Готтшалка и Глезер использовали рассказ клиентов о своих проблемах, который занимал 5-10

112

минут начальной части сеанса (объем 200-500 слов) и содержал психологический запрос. Аудиозапись дословно транскрибировалась и разделялась на единицы кодирования. Единицей кодирования считали смысловой отрезок речи (целая фраза или ее часть), которому может быть приписана соответствующая кодовая категория. Каждая такая единица отделялась от других элементов косыми штрихами. Одной единице кодирования приписывалась только одна категория.

Л. Готтсшалк и Г. Глезер предложили шкалу для оценки тревоги. По их мнению, данное эмоциональное состояние включает «свободную» и «связанную» разновидности тревоги. При этом, «свободная» тревога проявляется в действиях и отсутствии действий, избегании социальных контактов, конверсиях и симптомах ипохондрии, в компульсиях и т. д. Шкала оценивает, прежде всего, «свободную» тревогу. Однако предполагается, что некоторые аспекты «связанной» тревоги, вовлекающей механизмы вытеснения и отрицания, также учитываются данной шкалой. Согласно работам указанных авторов [3, 4], шкала тревоги оценивает шесть категорий данного аффективного состояния: тревога или страх смерти, физического неблагополучия, разобщения (одиночества), вины, стыда и диффузная или неспецифическая тревога (табл. 1). Авторы не пытались проводить различие между страхом и тревогой, так как предполагали, что невозможно добиться такой дифференциации на основании анализа лишь только одного вербального содержания нарратива. Для оценки каждой из категорий тревоги подсчитывается число упоминаний (законченных или неоконченных предложений, отдельных отрывочных слов) о проявлениях страха или тревоги, о ситуациях, вызывающих тревогу. Их число служит для подсчета «сырых» баллов в соответствии с пунктами таблицы. Как видно из таблицы 1, веса для каждой категории присваиваются на основании степени личного вовлечения рассказчика в эмоционально значимые события и состояния.

Для оценки уровня диффузной тревоги авторами [3] составлен список слов (перевод их на русский язык приведен в табл. 2), которые могут быть отнесены к категории № 6, если вид тревоги ясно не выявляется, и к любой из остальных категорий, если источник воздействия обозначен. Учитывается любая грамматическая форма слова (имя прилагательное, наречие, глагол или существительное). Подчеркивается, что список не является завершенным, а лишь обеспечивает примеры таких слов.

113

Таблица 1.

Шкала из шести категорий для определения уровня тревоги по методу контент-анализа Луиса А. Готтсшалка и Голдин А. Глезер [3]

№ категории Содержание категории тревоги (в скобках - веса упоминаний, в «сырых» баллах)

1 Тревога смерти - упоминание о смерти, умирании, угрозе смерти или о страхе смерти (пережитом или действующем) по отношению: a) к самому себе (3); b) одушевленным другим (2); c) неодушевленным объектам (1); d) отрицание тревоги смерти (1).

2 Тревога физического неблагополучия - упоминание о телесной травме, повреждении, или об угрозе повреждения (пережитой или действующей) по отношению: a) к самому себе (3); b) одушевленным другим (2); c) неодушевленным уничтоженным объектам (1); d) отрицание тревоги физического неблагополучия (1).

3 Тревога разобщения - упоминание об одиночестве, изоляции, остракизме, потере поддержки, потери любви или объекта любви по отношению: a) к самому себе (3); b) одушевленным другим (2); c) неодушевленным объектам (1); d) отрицание тревоги разобщения (1).

4. Тревога вины - упоминание о недоброжелательной критике, оскорблении, осуждении, моральном неодобрении, чувстве вины по отношению: a) к самому себе (3); b) одушевленным другим (2); c) отрицание тревоги вины (1).

5 Тревога стыда - упоминание о высмеивании, стыде, смущении, замешательстве, унижении, выставлении на показ изъянов или личных обстоятельств, или о такой угрозе пережитой по отношению: a) к самому себе (3); b) одушевленным другим (2); с ) отрицание тревоги стыда (1).

6 Диффузная или неспецифическая тревога - упоминание словом или фразой о тревоге (беспокойстве) и/или страхе без дифференциации типа или источника тревоги по отношению: a) к самому себе (3); b) одушевленным другим (2); c) отрицание неспецифической тревоги (1).

114

Таблица 2.

Примерный список слов, позволяющий оценивать уровень диффузной тревоги, а также других категорий тревоги

прилагательные существительные наречия глаголы

тревожный тревога тревожно тревожить

страшный страх страшно бояться

обеспокоенный беспокойство беспокойно беспокоиться

дрожащий дрожь шатко дрожать

безнадежный отчаяние безнадежно отчаиваться

взволнованный волнение взволнованно волноваться

трепещущий трепет трепеща трепетать

испуганный испуг испуганно пугаться

опасный опасность опасно опасаться

нервный нервное состояние нервно нервничать

панический паника панически паниковать

ужасный ужас ужасно ужасаться

подавленный подавленность подавленно подавлять

угрожающий угроза угрожающе угрожать

жуткий жуть жутко

робкий робость робко робеть

В соответствие с методом отмечали высказывания клиента с упоминанием о смерти, физической травме (болезни), одиночестве, чувстве вины и стыда, о тревоге вообще. По формуле предложенной Л. Готтшалком и Г. Глезер [3] на основе количества упоминаний по отношению к 100 словам в речи клиента (в общее число слов включали: существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы, наречия) рассчитывали ИТ в баллах:

Индекс тревоги = [100*/1+/2+... +/п+0,5Щ1/2,

где /1, /2,..., /п - упоминания, относящиеся к определенной категории, а N -число слов в тексте.

В работе Л. Готтшалка и Г. Глезер [3] показано, что преобразование на основе извлечения квадратного корня из нормированной суммы значений разных категорий тревоги обеспечивает масштабирование ИТ, которое имеет признаки интервальной шкалы. Благодаря этому, при обработке значений ИТ можно применять не только непараметрическую, но и параметрическую статистику.

Отметим, что контент-анализ по методу Готтшалка и Глезер ранее рекомендован для применения в краткосрочной психотерапии [4, 5, 6, 7], а шкала тревоги данного метода апробирована на русскоязычной выборке [8].

115

До, после и во время сеансов консультирования проводилась непрерывная запись ЭЭГ. Подробности методики регистрации ЭЭГ изложены ранее [2]. Для статистической обработки данных применяли стандартные методы вариационной статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В процессе сеанса психологического консультирования нами была зарегистрирована речь 53 клиентов. Для дальнейшей обработки отобраны начальные фрагменты сеанса, в которых клиенты рассказывали о своих проблемах. Неподготовленная устная спонтанная речь клиентов психологического консультирования была дословно переведена в текст для последующей обработки по шкале тревоги на основе метода контент-анализа Готтсшалка и Глезер. Среди испытуемых были люди с разным уровнем сложности проблем: от сомнений относительно своей профессиональной самореализации при работе в дошкольном учреждении, до тревоги, связанной с возможным распадом семьи с маленькими детьми. Ниже приведен пример одного из таких текстов, полученный при обработке записи рассказа клиентки. В приведенном тексте единицы анализа (фразы) отделены косыми линиями. Курсивом показаны категории тревоги в соответствии с табл. 1. В скобках приведено количество баллов.

Запись начальной части сеанса консультирования. Рассказ клиентки Н.Н. (возраст 35 лет).

/ Главная тема, которой я боюсь. 6а (3) / Ну не боюсь, а больно трогать. 6с (1) / В девятнадцать я вышла замуж. / Я родила двух мальчиков. / Единственно, у нас были сложные условия. / Нас выставил шеф, и мы остались под открытым небом с двумя детьми. / Была осень, мы простуживались. 2а (3) / Три месяца мы бомжевали. / Мы просыпались утром и не знали, где мы будем спать. / А утром я ходила по городу. / Мимо общественных туалетов. / Было очень некомфортно - казалось, все меня знают. 5а (3) / Мне кажется, «бомж» было написано. 5а (3) / Потом мы заняли у родственников деньги и купили квартиру, но она была облезлая. 2с (1) / А потом у меня проблемы с позвоночником начались. 2а (3) / Короче, дошло до того, что мне делали операцию на позвоночнике. / Но и это я пережила. / Они мне помогали. /

/ Потом умер отец. 1b (2) /

/ А потом муж стал зарабатывать. / Мы сделали ремонт в квартире. / Потом вот позвоночник отошел на второй план, и я ощутила полное счастье. / Дети большие. / Квартира есть. / Я такая была счастливая. /

/ Но тут я стала подозревать, что у него кто-то появился. 3а (3) / Он глаза как-то прятал. / А потом, у меня родственники в Сибири есть. / Я к ним всегда рвусь. / Ну и раз в пять лет у меня получается. / Тут он говорит: «Может, ты бы к родственникам съездила?» / Мне это было удивительно. / Я говорю: «У нас не так много денег». / А он: «Но ты ведь так хочешь!» / Это было как-то удивительно, и когда я приехала -эти вот глаза. /

/ Потом я перепутала свой телефон с его телефоном. / На второй день как я вернулась из Сибири. / А там сообщение такое... / Ну, а он говорит: «Это кто-то

116

перепутал». / С одной стороны хочется верить этому, а с другой стороны... страшно. 3а (3) / Я оставалась одна и плакала. 3а (3) / Я понимала, что он может изменить. 3а (3) /

/ В прошлом апреле на Пасху мы были у родственников. / Мне надо было маме позвонить. / Он дает мне свой мобильный. / А я. / Ну зачем я полезла? 4а (3) / Было беспокойно. 6а (3) / Думаю, уже появилась какая-то мания преследования. 2а (3) / Мне так стыдно стало. 5а (3) / Мне стыдно с одной стороны, а с другой - я ничего не могу поделать. 5а (3) / И он «Нет» говорит, а я понимаю, что «Да». 3а (3) / Там сообщение такое: «Котик!». / А он: «Это кто-то взял мой телефон». /

/ А потом я нашла его второй телефон, а там было тоже: «Мяу, Котик». / И мне стало все ясно. / Он обманывает - у меня истерика началась. 2а (3) / То есть я просто не могла себя сдержать, у меня истерики начались. 2а (3) / А он говорит «У меня ничего нет!» /

/ Прошел месяц, я проснулась раньше, слышу - он по мобильному разговаривает в туалете. / Я говорю: «Сколько это будет продолжаться?». / А он говорит: «Ты не боишься услышать ответ?». / Может, надо было сказать «боюсь»? 6а (3) / Я сказала: «Ты же говорил, что ничего нет?» /

/ Ну, в общем, еще какое-то время это продолжалось, и я поняла, что мне нужна помощь. / Мне было страшно. 6а (3) / Я боялась подходить к окну. 6а (3) / Мы на девятом этаже живем. / Мне казалось я упаду туда. 1а (3) /

/ У кого-то карьера, у меня достижение моя семья. / А потом оказалось, что все плохо. / Я боялась его потерять. 3а (3) / У меня страх такой был, я не могла ходить по городу. 6а (3) / Мне казалось, вот эта девушка - это вот она, вот она. 3а (3) / Я просто в слезы. и бежала домой. (плачет). /

Конец текста (продолжительность аудиозаписи фрагмента 9 минут).

Контент-анализ данного текста выявил тревогу смерти (5 «сырых» баллов), физического неблагополучия (9 баллов), разобщения (21 балл), вины (3 балла), стыда (12 баллов), диффузной тревоги (19 баллов). Исходя из общего количества слов в тексте (N=423), ИТ, рассчитанный по формуле Готтшалка и Глезер, оказался равен 4,07 балла.

Для всей группы испытуемых контент-анализ аудиозаписи нарратива показал, что среднее значение ИТ составило 2,91±0,18 при крайних значениях от 1,47 до 5,38 баллов. Согласно результатам исследования, проведенным Готшалком и Глезер [3], чрезмерными, неадекватными, «невротическими» считаются значения ИТ, превышающие три балла. В нашей группе испытуемых повышенное значение данного показателя отмечено у 16 человек (30,2 % от общего числа участников исследования). К этому числу относится и клиентка Н.Н., рассказ которой приведен выше.

Оценка результатов контент-анализа по категориям тревожности и страха показала (рис. 1, а), что в исследованной популяции наиболее выраженными являлись страхи разобщения (8,55±1,17 баллов), физического неблагополучия (6,78±1,13) и вины (4,54±0,88). Полученные нами результаты сходны с характеристиками аффектов, выявленными другими авторами [8] на основе контент-анализа нарратива

117

русскоязычной популяции. В этих исследованиях также показано преобладание тревоги разобщения среди разных категорий тревоги.

Величина уровня тревоги у женщин, обратившихся за психологической помощью была значимо выше, чем у мужчин (Р=0,002, критерий Манна-Уитни). Так, средний ИТ у женщин составил 3,28±0,16, у мужчин - 1,45±0,17. Как видно из фрагментов б и в рис. 1, уровни тревоги по исследованным категориям шкалы у женщин также были выше, чем у мужчин. Однако различия между этими показателями не достигали уровня значимости. Интересно отметить, что в исследованной популяции тревога разобщения преобладала как у женщин, так и у мужчин.

Рис. 1. Диаграммы показателей тревоги и страха («сырые баллы», показаны значения среднего ± ошибка среднего) по данным контент-анализа у 53 клиентов психологического консультирования (фрагмент а). На фрагменте б приведены показатели женщин (п=42), на фрагменте в - мужчин (п=11). Цифрами обозначены значения тревоги по шкалам: 1 - тревоги смерти, 2- физического неблагополучия, 3 - разобщения, 4 - вины 5 - стыда, 6 - диффузной тревоги.

118

Корреляционный анализ полученных данных показал, что величина ИТ тесно связана с характеристиками ЭЭГ, зарегистрированной до сеанса психологического консультирования в условиях записи при открытых и закрытых глазах. Так, из рис. 2 видно, что чем выше амплитуда бета2-ритма ЭЭГ в височном отведении левого полушария, тем выше значение ИТ, определенного у данного испытуемого на основании контент-анализа рассказа о его проблемах.

Рис. 2. Корреляционная связь между амплитудой бета2-ритма ЭЭГ, зарегистрированного при открытых глазах у испытуемых до сеанса консультирования и индексом тревоги (г=0,50 при Р=0,0004, критерий Спирмена).

На фрагменте а представлено корреляционное поле значений амплитуды бета2-ритма в локусе Т3 височного отведения левого полушария (ось абсцисс, мкВ) и значений индекса тревожности (ось ординат, баллы), а также функция линейной регрессии. Приведены гистограммы амплитуды бета2-ритма (б) и значений индекса тревожности (в), кривые нормального распределения для этих величин.

Диаграмма на рис. 3 показывает, что со значениями ИТ значимо и позитивно коррелирует амплитуда всех исследованных ритмов в целом ряде отведений. Однако наиболее тесные связи обнаружены между величиной данного показателя и амплитудами бета1- и бета2-ритмов у испытуемого при открытых глазах в лобных, центральных и височных регионах. Т.е., чем больше амплитуда высокочастотных ритмов ЭЭГ (бета1- и бета2) в лобных, центральных и височных отведениях, тем

119

выше уровень ИТ, рассчитанного на основании контент-анализа клиента психологического консультирования.

Рис. 3. Диаграмма значений коэффициентов корреляций между величинами амплитуды ритмов ЭЭГ (запись до начала сеанса при открытых глазах) различных отведений и показателями индекса тревоги (критерий Спирмена).

По оси абсцисс: 5, 9, а, Р1 и Р2 - дельта-, тета-, альфа-, бета1-, бета2-ритмы ЭЭГ. По оси ординат: значения коэффициентов корреляции. Тремя звездочками обозначены корреляции, значимые при Р<0.001, двумя - при Р<0.01, одной - при Р<0.05.

Как уже отмечалось, работами нашей лаборатории показано [2], что повышенная амплитуда бета-ритмов является объективным индикатором высокой ситуативной и личностной тревожности испытуемых. Мы предполагаем, что специфический паттерн ЭЭГ с преобладанием бета-ритмов свидетельствует о наличии постоянных тревожных размышлений, не приводящих к нахождению выхода из ситуации, в которой находится человек.

Наличие весьма тесных (г=0,5-0,6) и высокозначимых (Р<0,001) корреляций между ИТ, рассчитанным с помощью контент-анализа нарратива клиента

120

психологического консультирования на основе метода Готтшалка и Глезер, и электрофизиологическими индикаторами тревожности указывает на валидность использования данного метода при оценке состояния русскоязычных клиентов психологического консультирования.

ВЫВОДЫ

1. Выявлено, что у 30,2 % клиентов психологического консультирования, принявших участие в исследовании, повышен индекс тревоги (ИТ), рассчитанный на основе контент-анализа их нарратива. В исследованной популяции наиболее выраженными являлись: страхи разобщения (одиночества), физического неблагополучия и вины. Уровень ИТ у женщин значимо выше, чем у мужчин.

2. Величина ИТ тесно связана с характеристиками ЭЭГ, зарегистрированной до сеанса психологического консультирования в условиях записи при открытых и закрытых глазах. Чем больше амплитуда бета-ритмов ЭЭГ (являющихся объективным индикатором повышенной тревожности испытуемых) в лобных, центральных и височных отведениях, тем выше уровень ИТ, рассчитанного на основании контент-анализа нарратива клиента психологического консультирования.

3. Использование контент-анализа нарратива в качестве метода определения уровня тревоги является доступным и валидным методом для проведения экспериментальных психологических исследований, в том числе - исследований механизмов и сравнительной эффективности различных видов психологической помощи.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-015-00074А «Оценка нейрофизиологических механизмов становления когнитивных функций и социального взаимодействия на основе анализа реактивности сенсомоторных ритмов ЭЭГ».

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Spielberger C. D. State-Trait Anxiety Inventory / C. D. Spielberger - CA: Palo Alto, Consulting Psychologists Press, 1989.

2. Павленко В. Б. ЭЭГ-корреляты тревоги, тревожности и эмоциональной стабильности у взрослых здоровых испытуемых / В. Б. Павленко, С. В. Черный, Д. Г. Губкина // Нейрофизиология / Neurophysiology. - 2009. - Т. 41, № 5. - С. 400-408.

3. Gottschalk L. A. The measurement of psychological states through the content analysis of verbal behavior / L. A. Gottschalk, G. C. Gleser. - Berkeley : University of California Press, 1969. - 228 р.

4. Gottschalk L. A. The application of a method of content analysis to psychotherapy research / L. A. Gottschalk // American Journal of Psychotherapy. - 1974, Vol. 28, No 4. - P. 488-499.

5. Gottschalk L. A. The application of computerized content analysis of natural language in psychotherapy research now and in the future // Am. J. Psychother. - 2000. - V. 54, N 3. - P. 305-311.

6. Gottschalk L. A. The cerebral neurobiology of anxiety, anxiety displacement, and anxiety denial / L. A. Gottschalk, J. Fronczek, L. Abel [et al.] // Psychotherapy and Psychosomatics. - 2001. - Vol. 70, No 1. - P. 17-24.

7. Hawton K. Content analysis of brief psychotherapy sessions / K. Hawton, J. Reibstein, R. Fieldsend [et al.] // British Journal of Medical Psychology. - 1982. - Vol. 55, No 2. - P. 164-176.

8. Градовская Н. И. Измерение выраженности тревоги в речи методом контент-анализа Готтшалк-Глезера / Н. И. Градовская // В кн.: Психологические исследования дискурса ; под ред. Н. Д. Павловой. М. : PerSe, 2002. - С. 166-180.

121

PSYCHOPHYSIOLOGICAL VALIDATION OF CONTENT-ANALYSIS OF A CLIENT NARRATIVE OF PSYCHOLOGICAL COUNSELING

Pavlenko V.B., Pavlenko O.M.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea, Russia E-mail: vpav55@gmail.com

Psychological counseling is a rapidly growing area in which there are new trends and methods. At the same time, to develop new methods of psychological assistance and to study their psychological mechanisms, an important problem is an effectiveness evaluation of psychological counseling sessions. To undertake such an assessment it is necessary to objectively assess an initial state of a client, who refers to a psychologist with a particular problem. The most important client psychological state indicator is, in particular, a level of inappropriate, excessive, 'neurotic' anxiety. The most common method for determining an anxiety level is the use of Spielberger questionnaire. However, the results of the psychological tests are not always reliable and highly subjective. At the same time, the first counseling session usually includes a client story (narrative) about his problems. This narrative can be used to determine a client anxiety level with the help of the content analysis of verbal communication. This method can be applied on the basis of qualitative and quantitative analysis of the speech content by Louis A. Gottschalk and Goldine C. Gleser method (Gottschalk, Gleser, 1969).

The aim of this study was to evaluate a possibility of using a content analysis of the client's narrative as an objective method for determining an anxiety level among the clients. For a validity criterion of this method we have adopted a degree of correlation of obtained anxiety index (AI) with revealed earlier electrophysiological indicator of anxiety - a specific pattern of the electroencephalogram (EEG).

The study involved 53 student volunteers aged 18-39 years. The subjects (11 men and 42 women) were the clients of a single session of psychological counseling, which were conducted by the authors of the study. During the counseling session (lasts for 50-70 minutes), continuous audio recording was made. For the content analysis by Louis A. Gottschalk and Goldine C. Gleser method a client narrative about the problems was used, which lasted for 5-10 minutes of the initial part of the session (200-500 words) and contained a psychological inquiry. Before, during and after the counseling sessions, a continuous EEG was recorded.

For the entire group of the participants the content analysis of narrative audio recording showed that the average value of AI was 2,91 ± 0,18 (at the extreme values from 1.47 to 5.38 points). According to the studies of Gottschalk and Gleser an increased AI values are greater than three points. In our group of subjects an increased value of this indicator was observed in 16 subjects (30.2% of the total number of the participants). In the investigated population the most pronounced were the fears of separation, physical distress and guilt. AI level was significantly higher in women than in men. All investigated EEG rhythm amplitudes significantly and positively correlated with AI values. However, the most close relationship was found between AI values and beta1- and beta2-rhythm amplitudes in the frontal, central and temporal regions. That is, the larger the amplitudes of high frequency EEG rhythms, the higher AI level, calculated on a basis of a content analysis during

122

psychological client counseling. Previous studies of our laboratory have shown that increased beta-rhythm amplitude is an objective indicator of a high situational and personal anxiety in subjects. We assume that EEG specific pattern with beta-rhythm predominance indicates a presence of permanent disturbing thoughts that do not lead to finding a way out of a situation in which a person resides. A very close (r = 0,5-0,6) and highly significant (R<0,001) correlations between AI, calculated on the basis of a content analysis of narrative, and electrophysiological indicators of anxiety indicates a validity of this method in the assessment of client state during psychological counseling. Keywords: content analysis, psychological counseling, electroencephalogram.

References

1. Spielberger C.D. State-Trait Anxiety Inventory (Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1989).

2. Pavlenko V.B., Chernyi S.V. and Goubkina, D.G. EEG correlates of anxiety and emotional stability in adult healthy subjects. Neurophysiology. 41, 337 (2009).

3. Gottschalk L.A. and Gleser G.C. The measurement of psychological states through the content analysis of verbal behavior. 228 р. (University of California Press, Berkeley, 1969).

4. Gottschalk L.A. The application of a method of content analysis to psychotherapy research. Am. J. Psychother. 28, 488 (1974).

5. Gottschalk L A. The application of computerized content analysis of natural language in psychotherapy research now and in the future. Am. J. Psychother. 54, 305 (2000).

6. Gottschalk L.A., Fronczek J., Abel L., Buchsbaum M.S. and Fallon J.H. The cerebral neurobiology of anxiety, anxiety displacement, and anxiety denial. Psychother. Psychosom. 70, 17 (2001).

7. Hawton K., Reibstein J., Fieldsend R., and Whalley M. Content analysis of brief psychotherapy sessions. Br. J. Med. Psychol. 55, 164 (1982).

8. Gradovskaja N.I. Izmerenie viragenosti trevogi v rechi metodom content-analiza Gottschalka i Gleser. Psychologicheskie isledovanija diskursa (PerSe, Moscow, 2002), p. 166.

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.