Научная статья на тему 'Психофизиологическая коррекция учащихся с задержкой умственного развития, функциональными расстройствами речи и последствиями сотрясения головного мозга'

Психофизиологическая коррекция учащихся с задержкой умственного развития, функциональными расстройствами речи и последствиями сотрясения головного мозга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
859
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЗГОВОЙ КРОВОТОК / КАПИЛЛЯРНЫЙ КРОВОТОК / ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / КОРРЕКЦИЯ / ВИТАМИН PP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каторгина Галина Ивановна

Данная работа посвящается исследованию мозгового кровотока, раздельного капиллярного кровотока, мочевыделительной системы у детей с задержкой психического развития, а также применение электростимуляции головного мозга с помощью аппарата ТРАНСАИР-01 в комплексе с никотиновой кислотой (витамин РР) для их коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Каторгина Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психофизиологическая коррекция учащихся с задержкой умственного развития, функциональными расстройствами речи и последствиями сотрясения головного мозга»

Психофизиологическая коррекция учащихся с задержкой умственного развития..,

лоди осетровых: бестера, русского и ленского осетров, а так же стерляди проявляющееся в патологии жаберного аппарата и паренхиматозных органов. Основными факторами, оказывающими повреждающее действие и вызывающие различные патологические изменения жаберного аппарата осетровых рыб, являются различные тяжелые металлы. Нами выявлено, что с увеличением длительности эксплуатации бассейнов и объема пропускаемой через них теплой сбросной воды происходит накопление солей тяжелых металлов в донных отложениях подводящего и отводящих каналов и бассейнов рыбоводного участка (см. табл.). Так, за пять лет эксплуатации рыбоводных бассейнов отмечается некоторое накопление меди, цинка, свинца, мышьяка (от 1,18 до 1,95 раза). Учитывая вероятность вторичного загрязнения водной среды токсикантами, важным является своевременная очистка рыбоводных сооружений и подводных каналов от донных накоплений ила.

Анализ результатов содержания тяжелых металлов в воде рыбоводных бассейнов, использу-

емой при выращивании молоди (2003-2008 гг.), показал наметившуюся тенденцию к их стабильности. Превышение значений ПДК исследуемых элементов для рыбохозяйственных водоемов не выявлено. Следовательно, такие элементы как мышьяк, кадмий, ртуть, накапливаясь в донных отложениях, в воде не выявлены. На основании проведенных исследований проб воды и донных отложений можно сделать вывод о том, что в процессе эксплуатации рыбоводных сооружений для выращивания молоди осетровых происходит аккумуляция в донных отложениях солей некоторых тяжелых металлов из технологической сбросной теплой воды поступающей с тепловой станции.

При выращивании молоди осетровых индустриальным методом большое внимание уделяется доброкачественности применяемых кормов. Использование экологически чистых компонентов, входящих в состав кормосмесей, является определяющим условием получения жизнестойкой молоди, обладающей высокой резистентностью к различным заболеваниям.

УДК 616.8

Г.И. Каторгина

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,

ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ РЕЧИ И ПОСЛЕДСТВИЯМИ СОТРЯСЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Данная работа посвящается исследованию мозгового кровотока, раздельного капиллярного кровотока, мочевыделительной системы у детей с задержкой психического развития, а также применение электростимуляции головного мозга с помощью аппарата ТРАНСАИР-01 в комплексе с никотиновой кислотой (витамин РР) для их коррекции.

Ключевые слова: мозговой кровоток, капиллярный кровоток, физические методы, коррекция, витамин PP.

Во всех странах мира отмечается тенденция к росту количества детей школьного возраста с задержкой психического развития, функциональными расстройствами речи и с остаточными явлениями сотрясения головного мозга, что создаёт серьёзные социальные проблемы.

О деятельности коры головного мозга можно судить по показателям церебральной гемодинамики, а также по психоневрологической картине.

Изучение церебрального кровотока с помощью радиоциркулографии, мочевыделительной

системы с использованием ренографии, лазерной диагностики для исследования раздельного капиллярного кровотока, а также разработка количественных методов оценки умственной активности в процессе электростимуляции головного мозга позволяет обоснованно проводить активизацию умственной деятельности, восстановление функциональных расстройств указанного контингента учащихся.

Целью настоящей работы является: исследование новых подходов коррекции памяти, речевой деятельности и умственной работоспособности

© Г.И. Каторгина, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

19

при помощи ТРАНСАИРА-01 и эскузаном для учащихся с задержкой психического развития, функциональными расстройствами речи и с последствиями сотрясения головного мозга, направленные на активизацию умственной деятельности.

Основное место в психической, умственной деятельности и второй сигнальной системы человека занимает головной мозг. Существуют три уровня памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. В соответствии с этим различают непосредственную или сенсорную, память, кратковременную память и долговременную память. Противоположным акту запоминания является забывание. Забывание служит важным условием запоминания, поскольку оно разгружает центральную нервную систему, освобождая место для новых связей.

Теория речевой деятельности основывается на общей теории деятельности. В соответствии с этим речевая деятельность, с одной стороны, трактуется как самостоятельный вид деятельности с одной, а с другой - рассматривается в составе деятельности более «высокого порядка». Единицей речевой деятельности является речевое действие, которое, имея собственную цель, подчиняется общей цели деятельности (А.А. Леонтьев). Виды речевой деятельности - порождение устной / письменной речи, восприятие устной / письменной речи - обладают как общими - структурная организация, предметное содержание, психологические механизмы, единство внутренней и внешней сторон, содержания и форм реализации, так и специфическими характеристиками: форма вербального общения, роль речевой деятельности в речевом общении, ее направленность на прием или выдачу сообщения, способ формирования или формулирования мысли, характер внешней выраженности, специфика обратной связи (И.А. Зимняя).

Для детей с задержкой психического развития характерны следующие особенности: они несколько позднее начинают ходить и говорить, характеризуются неспособностью ориентироваться в сложной ситуации, недостаточно развито внимание, их речь бедна словами, недостаточная критичность к своим возможностям, вялость, апатичность, отмечается ухудшение всех видов памяти, сниженная работоспособность, повышенная тревожность (всего было 77 учащихся).

Учащиеся с функциональными расстройствами речи характеризовались: словарный запас

снижен, объем понятий, которыми могут оперировать сужен, фонематическое восприятие грубо нарушено, лексический состав слова нарушен, трудности в развитии монологической речи, нарушение голоса, наблюдалось заикание, которое проявлялось в учебно-педагогическом процессе, а также при общении в коллективе, отмечалась тревожность и сниженная работоспособность (всего 80 учащихся).

Учащиеся с последствиями сотрясения головного мозга характеризуются: головными болями, головокружением, шаткостью при ходьбе, заторможенностью, мнительностью, сонливостью, раздражительностью, плаксивостью, усталостью, плохим усвоением материала, ухудшением памяти, нарушением сна, сниженной работоспособностью (всего 106 учащихся).

К контрольной группе относились учащиеся средних школ без патологий в количестве 60 учащихся.

Одним из важных принципов отбора детей было отсутствие признаков поражения мозгового кровообращения и почек в анамнезе.

Была использована методика А.Р. Лурия для оценки состояния памяти произвольного внимания, а так же для учета эффективности запоминания. В этом методе испытуемому ставится задача о запоминании 10 слов в любом порядке. Как правило, для детей с задержкой психического развития требуется не менее 8-10 предъявлений для полного или почти полного воспроизведения, для детей с функциональными расстройствами речи характерно воспроизведение только первых 3-5 слов. При задержке психического развития и последствий сотрясения головного мозга дети воспроизводят, как правило первые и последние слова.

У учащихся также определялся уровень тревожности и агрессивности с помощью теста Ай-зенка и умственная работоспособность с помощью таблиц В.Я. Анфилова, для определения умственной деятельности использовался тест Лурия.

Данные результатов, характеризующих психофизическое состояние испытуемых, показали, что учащиеся коррекционной школы имели достоверно выше уровень тревожности и агрессивности по сравнению с контрольной группой (р < 0,001).

Поименный анализ результатов тестирования (тест Айзенка ) показал, что повышенный уровень тревожности (> 10 баллов ) имеют 74,5% учащихся контрольной группы ( = 10 баллов ) - 5,6%, ниже нормы ( <10 баллов ) - 19,9% испытуемых.

Психофизиологическая коррекция учащихся с задержкой умственного развития..

Проведенное сравнение свидетельствует о более благоприятном психическом состоянии учащихся контрольной группы.

Результаты исследования агрессивного состояния в поведении старших учащихся исследуемых групп свидетельствует о преобладании данного качества у большинства испытуемых (до 80,1%).

Сравнение результатов тестирования уровня агрессивности учащихся исследуемых групп с учащимися контрольной группы свидетельствует о достоверности (р < 0,001) различий между однолетками, в пользу учащихся контрольной группы.

Что касается умственной работоспособности, то достоверных различий в скорости просмотра буквенных таблиц выявлено не было (р=0,0). За одно и то же время испытуемые групп смогли просмотреть примерно одинаковое количество строк, но учащиеся контрольной группы сделали при этом меньше ошибок и смогли вычеркнуть большее количество условных букв. В результате этого они имели в среднем достоверно выше коэффициенты правильности и эффективности (р < 0,01).

Следовательно, сосредоточенность внимания и эффективность работы учащихся контрольной группы существенно выше, чем у их сверстников из коррекционных групп.

Анализ результатов проведенного исследования позволил выявить в поведении учащихся испытуемых групп преобладание в ситуации фрустрации повышенного уровня тревожности, агрессивности, низкую умственную работоспособность.

Скорость мозгового кровотока исследовалась радиоциркулографом. При этом было обнаружено, что среднее время циркуляции радиоиндикатора в полушариях больше, чем в контрольной группе, хотя клинико-неврологическое обследование сосудистой системы головного мозга не выявляло изменений. Следовательно, положение о выходе из нормального состояния мозговой гемодинамики у наблюдавшихся групп подтверждено как психоневрологическим и радионуклид-ным обследованием, так и математическим методом. Все это позволило решить задачу о возможности расстройств мозгового кровообращения у детей с задержкой психического развития, функциональными расстройствами речи и последствиями сотрясения головного мозга в позднем восстановительном периоде имеющей значение для практической педагогики.

Изучение раздельного капиллярного кровотока выполнялось на отечественном лазерном допплеровском флоуметре

Результаты капилляроскопии у учащихся до коррекции следующие. В Контрольной группе соответствовал 48,58 (р<0,05), капилляровенуляр-ный кровоотток - 51,42. В группе с задержкой психического развития артериокапиллярный кровоприток составил 46,54, - 53,46 (р<0,05). В группе учащихся с функциональными расстройствами речи составил 53,66, капиллярове-нулярный кровоотток - 46,34 (р<0,05). В группе учащихся с последствиями сотрясения головного мозга артериокапиллярный кровоприток составил 43,22, капилляровенулярный кровоотток -56,78 (р<0,05).

Исследование мочевыделительной системы учащихся проводилось с помощью ренографа. Выявлено достоверно выраженное угнетение функционирования мочевыделительной системы. Причем уродинамические показатели правой и левой почки в среднем находились в том же соотношении, что и у здоровых лиц. На основании этого факт угнетения деятельности мочевы-делительной система расценен как проявление системного влияния вышеописанного процесса на деятельность почек. Однако, это влияние, как показывает математический анализ, состоит отнюдь не в изменении условий функционирования мочевыделительной системы. По клиническим же данным примерно у половины обследованных детей были различные расстройства со стороны мочевыделительной системы. Следовательно, угнетение данной физиологической системы обусловлено непосредственным воздействием на нее стрессорных факторов. Данный вывод может служить основанием для выработки мер по профилактике почечных расстройств у вышеуказанных учащихся.

Нами предложен комплексный метод воздействия активизации умственной деятельности детей с помощью аппарата «ТРАНСАИР-01» и витамина РР (никотиновая кислота) и эскузаном.

Особенностью электростимуляционного воздействия, проводимого с помощью аппарата ТРАНСАИР-01, является то, что стимуляция во всех случаях осуществляется электрическим сигналом в виде прямоугольных импульсов тока высокой частоты и длительности. Фиксировано также положение электродов один из них располагается в области лба, другой на коже за ушами.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

21

Была использована методика А.Р. Лурия для оценки состояния памяти произвольного внимания, а так же для учета эффективности запоминания после коррекции. После же проведенной стимуляции отмечалось улучшение воспроизведения после 4-5 предъявления, что подтверждало активизацию умственной деятельности. После активизации умственной деятельности учащиеся стали воспроизводить 6-7 слов из предъявленных 10, что подтверждает наши предположения.

Анализ результатов, характеризующих психофизическое состояние испытуемых после коррекции выявил улучшение по всем показателям.

У учащихся обследованных категорий было выявлено замедление скорости мозгового кровотока. То есть влияние хронического стресса на изучаемую физиологическую систему вызывает лишь сдвиг равновесных значений показателя данной системы. Обратная ситуация возникнет при действии комплексного воздействия, направленного на активизацию умственной деятельности. Коррекция действует в течение времени, которое заведомо больше, чем период компенсаторно-адаптационных процессов в физиологической системе. Другими словами, воздействие стимуляции головного мозга с витамином РР и эс-кузаном на систему мозговой гемодинамики является стрессом. Действительно, сопоставим период времени, в течение которого действует непосредственно вышеуказанный комплекс, и период компенсаторно-адаптационных процессов в изучаемых системах.

Проанализируем результаты радионуклидно-го исследования мочевыделительной системы у учащихся в после коррекционном периоде. Так

же, как и в случае исследования мозговой гемодинамики, измерения показателей функционирования почек проводились в те же дни коррекци-онного периода. По результатам измерений строились вариационные ряды, которые затем подвергались статистической обработке.

Результаты капилляроскопии у учащихся после коррекции следующие. В контрольной группе соответствовал 48,58 (р<0,05), капилляровенуляр-ный кровоотток - 51,42. В группе с задержкой психического развития артериокапиллярный кро-воприток составил 46,54, - 53,46 (р<0,05). В группе учащихся с функциональными расстройствами речи составил 53,66, капилляровенулярный кровоотток - 46,34 (р<0,05). В группе учащихся с последствиями сотрясения головного мозга ар-териокапиллярный кровоприток составил 47,52, капилляровенулярный кровоотток - 52,48 (р<0,05).

Как видно из данных капилляроскопии после применения коррекции с помощью ТРАНСАИРа-01 произошла нормализация артериокапиллярного и ка-пилляровенулярного кровотока в группе учащихся с последствиями сотрясения головного мозга, а в группах с задержкой психического развития и функциональными расстройствами речи значительно улучшился капилляровенулярный отток.

Результаты исследований могут быть использованы в общеобразовательных учреждениях для активизации умственной деятельности вышеуказанной категории детей. Такой подход позволит педагогам-дефектологам и педагогам-логопедам ещё в начальных классах начать коррекционные воздействия на активизацию учебной и речевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.