ЭПИСТЕМОЛОГИЯ & ФИЛОСОФИЯ НАУКИ, Т. VII, № 1
>4.3
к' Н
виям реальной жизни человека, его естественного окружения ставилась и прежде, и каждый раз исследователи сталкивались с невозможностью интерпретации целого на основе знания о его ком-
П I
:ихофизика восприятия естественной среды: смена парадигм
экспериментального исследования
В. Н. НОСУЛЕНКО
Традиционно под психофизикой понимается наука об измерении ощущений1. Ее основная задача видится в поиске устойчивых связей между характеристиками воздействий на органы чувств (стимулов) и ощущениями (ответами) человека. В последние десятилетия эти представления претерпели существенные изменения. Психофизика с ее мощным методическим аппаратом внедрилась в область проблем восприятия, представлений и памяти. Предметом психофизического оценивания становятся любые элементы среды, которые человек может разделить по какому-либо качественному показателю. На передний план выдвигается проблема экологической валидности" исследований - их соответствие реальным обстоятельствам жизни и деятельности человека. Существенно, однако, что методическая база психофизики остается неизменной, воплощая (в разных формах) классические представления о сти-муле и реакции. и
Задача приближения психофизического исследования к уело- >,
X и X
ч
ОС Ю
'См.: Fechner G. Elemente der Psychophysik. Bd. 1, 2. Leipzig, 1860; j Фехнер Г.Т. О формуле измерения ощущений // Проблемы психофизики. С М, 1974. С. 13-19. Ц
~ См.: Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. да М„ 1988. В
В. Н. НОСУЛЕНКО
¡«1
як
понентах3. Примечательно, например, высказывание Б.М. Тепло-ва, согласно которому «человеческое ухо никогда, кроме как в акустической лаборатории, не имеет дела с простыми звуками... понять наши ощущения простых звуков можно только исходя из ощущения сложных звуков»4. Однако подобный шаг непосредственно затрагивает как предмет, так и метод психофизического исследования.
«р; В первую очередь это касается параллельного анализа двух ре-
р|| альностей: объектов среды и образов их восприятия. Психофизика №!! призвана строить по возможности точные «физические модели» воспринимаемой реальности. Однако на практике экспериментатор ограничивается их упрощенной характеристикой, теряя значимые для человека качества; требование точного описания объектов нарушается5. ?
Возникающие трудности во многом обусловлены противопоставлением субъекта восприятия и якобы независимого от него объекта. Как отмечает В.А. Барабанщиков, «абстрактно-резуль-тативнос полагание субъекта и объекта восприятия становится основанием того, что знания, представления, установки самого исследователя невольно приписываются объекту восприятия и сопоставляются с чувственным содержанием изучаемого субъекта»6. Перспектива решения этой проблемы, по мнению Барабан-щикова, видится в обращении к понятию «событие». Восприятие должно исследоваться не в его обезличенном, вырванном из жизненного контекста виде, а как событие жизни человека, характеризующее фрагменты или эпизоды его бытия7.
Применение этого понятия в психофизике подчеркивает экологическую направленность исследования и оценивание не ощущений, а восприятий. В центре внимания оказывается функциональный интеграл перцептивных характристик - «воспринимаемое качество» событий, которое выражает систему субъективно значимых свойств действительности, образующих ядро перцептив-
X з
и " См., например: Ликлайдер Дж. К. Р. Основные корреляты слухового
стимула // Экспериментальная психология. Т. 2. М., 1963. С. 580-641.
2С 4 Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные
труды. Т. 1.М., 1985. С. 82.
и X
^.ЕС 3 См.: Забродин Ю.М. Некоторые методологические и теоретические
проблемы развития психофизики // Психофизика дискретных и непре-Щ рывных задач. М., 1985. С. 3-27; Носуленко В.Н. Психофизика сложного ^ сигнала: проблемы и перспективы // Психологический журнал. 1985, № 2. С С. 73-85; Носуленко В.Н. Психология слухового восприятия. М., 1988. ® 6 Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб., 2002. С. 70.
(5 7 Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия: системно-
генетический анализ. Автореф. дисс. докт. психол. и. М., 1991.
ПСИХОФИЗИКА ВОСПРИЯТИЯ ЕСТЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ: СМЕНА ПАРАДИГМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ного образа . Благодаря этому обстоятельству человек получает возможность гибко ориентироваться в многомерной, постоянно меняющейся ситуации деятельности и общения. Возможность измерения перцептивных феноменов в условиях перманентно меняющейся естественной среды и в этом случае сохраняется, однако по мере усложнения событий соотношение между их «физической моделью» и «перцептивной моделью» изменяется. На передний план выходит оценка составляющих «воспринимаемого качества», которая затем соотносится с их наблюдаемыми и измеряемыми параметрами среды. Рассмотрим этот момент более подробно.
Экспериментальная схема традиционной психофизики (рис. 1) строится на допущении, что исследователь способен выделять и контролировать в эксперименте некоторые «физические» (акустические, световые и т.п.) параметры объекта. Соответственно, экспериментатор (Э) создает конкретный набор стимулов (ср) и предъявляет их испытуемому (Б). Считается, что каждому стимулу соответствует определенный ответ (или совокупность ответов) испытуемого, и что возможны процедуры измерения «субъективного содержания» (у). Функция *|/ = Г (ф) описывает связь между «объективными» и «субъективными» переменными. Общий вектор исследования направлен от физического (измерение «объективного» - ф) к психическому (измерение «субъективного» - \|/).
- Э 8 /Г -1-Ф -►О -► Ф = ^ф)
\шщ
"ШШ
фч>
Рис. 1. Экспериментальная схема традиционной психофизики
Реализация подобных схем требует предварительного физиче- х
ского описания изучаемого объекта (построения его «физической у
модели») и наличия гипотезы о связи между параметрами этой >•
модели с ответами испытуемого, например, о том, что повышение у интенсивности звука ведет к росту ощущения «звук громкий». О сложностях, связанных с удовлетворением данного требования,
уже говорилось. в
Еще труднее применить традиционные схемы к задачам вое- ®
__С
8 Ф
См.: Носуленко В.Н. Психофизика восприятия естественной среды. д;
Автореф. дисс. докт. психол. н. М., 2004; Барабанщиков В.А., Носуленко ГД_1
В.Н. Системность, восприятие, общение. М., 2004. ■1|||Я1
r^i
в. H. НОСУЛЕНКО
m
H
приятия событий естественной среды. События повседневной жизни перманентно меняются, часто непредсказуемым образом. Их «физические модели» очень сложны, а предвидеть, какие из составляющих модели будут значимыми в изучаемой ситуации практически невозможно.
Экспериментальная схема психофизики восприятия естественной среды коренным образом отличается от традиционной (рис. 2). Отправной точкой анализа становится самое восприятие субъекта (8) - «воспринимаемое качество» (у) события.
Б Э '
*
ф —=
ь ' - фф
Рис. 2. Экспериментальная схема психофизики восприятия естественной среды
Содержание «воспринимаемого качества» является для экспериментатора (Э) основой, позволяющей определить «объективные» характеристики события, т.е. выработать ограниченный набор гипотез о путях «физического» анализа события и выделить параметры (ср), которые могут быть связаны с составляющими «воспринимаемого качества». По сравнению с традиционной психофизикой исследования проводятся в противоположном направлении: ищется соотношение между субъективными характеристиками (\|/) и доступными наблюдению параметрами физического мира (ф): функция ср = f (у). В этом случае наблюдение в естественных условиях сочетается с элементами психофизического эксперимента9. Реализация подобной схемы, разработка оригинальных методов и процедур психофизики восприятия естественной среды апробированы и подтверждены в многочисленных эмпири-^ ческих исследованиях10, и___
О g
См.: Лазурский А.Ф. О естественном эксперименте // Труды первого ЗС Всероссийского съезда по экспериментальной психологии. СПб., 1911. jj См., например: Носуленко В.Н., Паризе Е. Свободная вербализация
и оперативная методика: перспективы практического применения // Ан-gç тология современной психологии конца XX века. Казань, 2001. С. 182— Ю 196; Лалу С., Носуленко В.Н. «Экспериментальная реальность»: систем-jjj ная парадигма изучения и конструирования расширенных сред // Идея С; системности в современной психологии. М., 2005. С. 433-468; Nosulenko © V., Samoylcnko Е. Approache systémique de l'analyse des verbalisations dans le cadre de l'étude des processus perceptifs et cognitifs // Informations sur les
Sciences Sociales. 1997. V. 36. P. 223-261.