Научная статья на тему 'Психоэмоциональный статус как отражение состояния ресурсов у женщин, не встающих на учет по беременности'

Психоэмоциональный статус как отражение состояния ресурсов у женщин, не встающих на учет по беременности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
947
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ГЕСТАЦИОННОЙ ДОМИНАНТЫ (ПКГД) / СУММАРНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ ОТ АУТОГЕННОЙ НОРМЫ (СО) / ВЕГЕТАТИВНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ (ВК) / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ / PSYCHO-EMOTIONAL STATUS / PSYCHOLOGICAL COMPOUND OF GESTATIONAL DOMINANT / SUMMARIZED DEVIATION FROM AUTO-GEN NORM / VEGETATIVE COEFFICIENT / OUTER AND INNER RESOURCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Золотова Ирина Александровна

В статье рассматривается проблема соотношения психологического компонента гестационной доминанты и психоэмоционального статуса женщин, не встающих на учет по беременности, с наличием у них внешних и внутренних ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Золотова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-emotional status as resources stance in women not having registered for pregnancy

Gestational dominant and psychological compound psycho-emotional status of women not having registered for pregnancy ratio with outer and inner resources presence in them problem is examined in the article.

Текст научной работы на тему «Психоэмоциональный статус как отражение состояния ресурсов у женщин, не встающих на учет по беременности»

прежде всего, выход на пенсию, когда происходит изменение социальной роли, изменение структуры психологического времени, часто ухудшается материальное положение человека. Довольно значительная разница между группами видна в удовлетворенности своим положением в обществе. Человек проходит через период критической самооценки и переоценки того, что было достигнуто, ухудшение здоровья, потерю красоты и физической формы, отчуждение в семье и в отношениях. В исследовании мы выявили, что развод не влияет на удовлетворенность отношениями в семейной сфере.

Из рисунков видно, что показатели удовлетворенности в I возрастной группе малы по сравнению с показателями других возрастных групп. Это говорит о том, что в возрасте 20 лет женщина только «входит» во взрослую жизнь и нуждается в поддержке, развод подрывает ее веру в собственные силы.

Также трудно переносить последствия развода женщинам II и III возрастных групп, которые привыкли к определенному образу жизни. Новые финансовые и социальные обстоятельства, возникающие в результате развода, могут быть мучительными для них, тем более если они вынуждены сосредоточиться на задачах (поиск работы, учеба, свидания), которые обычно решаются в период ранней зрелости [3].

Но на всех возрастных этапах наиболее важной является способность осознания собственной психологической реальности, принятие этой реальнос-

ти, понимание собственных возможностей и ограничений в различных сферах своей жизни [7].

Библиографический список

1. АргайлМ. Психология счастья. - СПб.: Питер, 2003.

2. ВодопьяноваН.Е., ШтейнМ.В. Оценка оптимизма и активности личности // Практикум по психологии здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. - СПб., 2005.

3. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. -СПб.: Питер, 2008.

4. Куликов Л.В. Психология настроения личности: Дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 1997.

5. ЛибинаА.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. - М. : Экспо, 2008.

6. Мансурова И. С. Особенности выраженности надежды в связи с удовлетворенностью жизнью и оценкой значимых событий: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - M., 2008.

7. Фоминова А.Н. Проблема активизации ресурсов личности человека в трудных возрастно-психологических жизненных ситуациях. - Н. Новгород, 2000.

8. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: (Психология развития и возрастная психология). -М. : Г ардарики, 2005.

9. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004.

10. Withey S.B. Values and social change// Subjective elements ofwell-being. - New-York, 1976.

УДК 159.9:316.6

Золотова Ирина Александровна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

kaf_sozpsi@ksu.edu.ru

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС КАК ОТРАЖЕНИЕ СОСТОЯНИЯ РЕСУРСОВ У ЖЕНЩИН, НЕ ВСТАЮЩИХ НА УЧЕТ ПО БЕРЕМЕННОСТИ

В статье рассматривается проблема соотношения психологического компонента гестационной доминанты и психоэмоционального статуса женщин, не встающих на учет по беременности, с наличием у них внешних и внутренних ресурсов.

Ключевые слова: психоэмоциональный статус, психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД), суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО), вегетативный коэффициент (ВК), внешние и внутренние ресурсы.

Актуальность изучения особенностей психоэмоционального статуса женщин, не . встающих на учет по беременности, и возможность рассматривать его как отражение внешних и внутренних ресурсов продиктована сложной демографической ситуацией в стране. Несмотря на то, что наметилась некоторая тенденция к увеличению рождаемости, увеличилось и количество женщин, не встающих на учет по беременности.

Анализ литературы и статистические данные свидетельствует о том, что

1. 70% детей, имеющих заболевания, специфические для периода новорожденности, - это дети матерей, не встающих на учет по беременности, по какой-либо причине скрывающих свою беременность от окружающих.

2. 30% не обследованных женщин впоследствии отказываются от своего ребенка.

3. Отмечается ежегодный рост количества детей сирот при живых родителях.

Все эти проблемы остаются неразрешенными, поскольку в условиях родильного дома отсутству-

ют психологическая поддержка, программы психологической помощи и психокоррекционых мероприятий с беременными и родившими женщинами.

Беременность сама по себе, является сильнейшим стрессогенным фактором, вызывающим изменения, как на соматическом, так и на психогенном уровнях. Данные изменения подчиняются принципу доминантности как одному из основных принципов деятельности центральной нервной системы (Ухтомский, 1932). Гестационная доминанта опирается на создание новой и принципиально другой констеляции звеньев в ЦНС, что обеспечивает определенный гормональный профиль и соответствующий ему уже другой гомеостаз и форму поведения во время беременности (Аршавский, 1967). Важным является то, что при возникновении различных стрессовых ситуаций (испуг, страх, сильные эмоциональные переживания) в центральной нервной системе беременной наряду с гестацинной доминантой могут возникать и другие очаги стойких возбуждений, что не может не найти отражение в психологическом компоненте гестационной доминанты и психоэмоциональном статусе беременной женщины. Осознанное материнство предполагает мобилизацию своего потенциала, что обеспечивается физической, интеллектуальной и социальной зрелостью.

Все это позволило сформулировать проблему исследования: какие особенности психоэмоционального статуса имеются у женщин, не встающих на учет по беременности, и как они соотносятся с психологическим компонентом гестационной доминанты у данной категории женщин?

Цель исследования: выявление взаимосвязи между психоэмоциональным статусом и выраженностью внешних и внутренних ресурсов у женщин, не встающих на учет по беременности.

Гипотезы:

1. Существуют различия в психо-эмоциональном статусе женщин, не встающих на учет по беременности и женщин, регулярно посещающих женскую консультацию.

2. Психоэмоциональный статус и психологический компонент гестационной доминанты женщин, не встающих на учет по беременности, являются отражением внешних и внутренних ресурсов и в целом социальной адаптированности.

Задачи:

1. Подобрать выборку беременных, адекватную целям и задачам исследования.

2. Изучить и количественно оценить уровень психоэмоциональной напряженности у женщин, не встающих на учет по беременности, и женщин, регулярно посещающих женскую консультацию.

3. Изучить психологический компонент гестаци-онной доминанты у женщин, не встающих на учет по беременности и женщин контрольной группы.

Предмет исследования: взаимосвязь психоэмоционального статуса и психологического компонента гестационной доминанты как отражение внешних и внутренних ресурсов у женщин, не встающих на учет по беременности.

Объект исследования: психоэмоциональный статус женщин, не встающих на учет по беременности.

Для исследования психологического компонента гестационной доминанты и психоэмоционального статуса беременных были использованы следующие методы: беседа, метод полуструктурированного интервью, тестирование, проективные методы.

Применяемые методики:

1. Тест отношений беременности И.В. Добряко-ва с целью изучения психологического компонента гестационной доминанты.

2. Тест Люшера использован как индикатор психоэмоционального состояния женщин, позволяющий исследовать индивидуальные особенности эмоционально-личностного резерва, объективизировать эмоциональное состояние беременной.

Эмпирическое исследование было проведено на базе акушерского корпуса ГУЗ Костромской областной больницы и Центра психотерапии и практической психологии. В нем на разных этапах принимали участие 160 женщин. В конечном итоге были сформированы две группы. Экспериментальная группа - 80 женщин, не встающих на учет по беременности, контрольная группа - 80 женщин, регулярно посещающих женскую консультацию.

Предварительно были подробно описаны социально-демографические характеристики женщин, не стоящих на учете по беременности. 18 женщин являлись первобеременными, 36 женщин были многодетными матерями, 26 ждали второго ребенка. Возраст обследуемых находился в интервале от 17 до 44 лет. 26 являлись жителями города, 46 проживали в области, 8 вели кочующий образ жизни (без определенного места жительства). У двух женщин имелась регистрация брака, у семидесяти восьми брак не регистрирован.

Это представительницы следующих профессий: техническая служащая в школе, младший воспитатель детского сада, кухонная рабочая, диспетчер такси, продавец-кассир, повар, полевод, доярка. Как видно, в основном это малоквалифицированная, малооплачиваемая работа. 61 женщина не работает вообще, представляются как «домохозяйка».

38 женщин имеют среднее образование, 8 - среднее специальное, 18 - неполное среднее, 4 - начальное, 5 беременных не учились в школе вообще, 3 имеют незаконченное высшее образование.

7 беременных состоят на учете в центре иммунологии, 3 - в кожно-венерологическом диспансере, 5 в наркологическом диспансере. Таким образом, женщины, не встающие на учет по беременности, имеют низкий уровень образования, низкий

Таблица1

Причины, по которым женщины не вставали на учет по беременности

Субъективная причина Количество женщин %

Нежеланная беременность 28 35

Скрывала беременность 10 8

Нет свободного времени 15 12

Пустая трата времени 15 12

Не с кем оставить детей 10 8

Нет регистрации 8 6

В деревне нет «хороших» врачей 2 1,6

социальный статус, не стоят в браке и материально не обеспечены.

В процессе беседы и полуструктурированного интервью были выявлены причины, по которым женщины не вставали на учет по беременности.

Как мы видим, 38% беременных в качестве основной причины назвали нежеланность ребенка. 62% женщин объяснили свое поведение по-разному: отсутствием свободного времени, отсутствием регистрации, отсутствием «хороших» врачей, пустой тратой времени, желанием скрыть беременность. Часть женщин называли несколько причин. Но все эти причины, демонстрируют несформиро-ванность гестационной доминанты, игнорирование интересов плода и безответственность по отношению к нерожденному пока еще ребенку.

Отношение к новорожденному формируется задолго до его рождения, и одним из основных условий для формирования положительного отношения является желанность этого ребенка. Образ будущего ребенка вызывает у данной категории женщин отрицательные эмоции, и, как правило, является следствием отрицательного отношения к беременности. Ребенок расссматривается как источник проблем, как причина изменений отношений с отцом ребенка. («...как только узнал о беременности

отношения прекратились...» - констатирует 33% исследуемых женщин). Отношения с родителями также не являются поддерживающими, поскольку сами эти женщины в детстве были «отвергнуты» матерью, воспитывались без отца, испытывали эмоциональную депривацию. 14% являлись воспитанницами детских домов.

Все это позволяет нам говорить о низком уровне внешних ресурсов у данной группы женщин.

На втором этапе исследования изучался и анализировался психологический компонент гестаци-онной доминанты.

Результаты представлены на диаграммах (рис. 1, 2).

Исследование позволяет говорить о том, что у женщин, не встающих на учет по беременности, в психологическом компоненте преобладают тревожный и депрессивный типы, у беременных из контрольной группы, регулярно посещающих женскую консультацию, преобладает оптимальный тип гес-тационной доминанты.

Причины повышенной тревожности определяют все поведение женщины. Гестационная доминанта подавляется доминантой нерешенных социальных проблем. Максимальная выраженность тревожных состояний может привести к развитию невротических реакций, могут обнаруживаться бредовые, ипо-

3.5 3

2.5 2

1.5 1

0,5

■ Женщины, не встающие на учёт по беременности

■ Женщины, не встающие на учёт по беременности, впоследствии отказавшиеся от ребёнка

■ Женщины контрольной группы

Рис. 1. Тревожный компонент гестационной доминанты

1,5

0,5

■ Женщины, не встающие на учёт по беременности

■ Женщины, не встающие на учёт по беременности, впоследствии отказавшиеся от ребёнка

■ Женщины контрольной группы

Рис. 2. Депрессивный компонент гестационной доминанты

2

1

0

0

хондрические идеи, идеи самоуничежения, периодически сменяющиеся завышенной самооценкой и обвинением окружающих в непонимании и недо-оценивании женщины. И как результат - намерение «освободиться от ребенка, как единственный правильный и возможный выход». Все это свидетельствует об истощении внутренних резервов.

Результаты, полученные при исследовании гес-тационной доминанты, подтверждает количественное определение уровня психоэмоциональной напряженности с помощью теста Люшера, использующего феномен цветопредпочтения для диагностики нервно-психических состояний и внутриличнос-тных конфликтов как индикатора психоэмоционального состояния женщин.

Рассматривались показатели суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) и вегетативный коэффициент (ВК). СО (суммарное отклонение от аутогенной нормы) - эталонный индикатор нервнопсихического благополучия. Численная оценка степени удаленности цветовых предпочтений от аутогенной нормы отражает особенности эмоционально-личностного резерва. Величина ВК определялась по формуле: ВК=(18-(3+4):18-(1+2)). На место цифр, обозначающих номера цветовых эталонов, ставятся порядковые номера позиций, занимаемых указанным цветом. ВК=0,9-1,2, указывает на оптимальное функциональное состояние, ориентацию на действие, трату энергии во вне. ВК меньше 0,9 - преобладание энергосберегающих форм поведения, минимизация усилий; ВК больше 1,2 - свидетельствует о перевозбуждении, непродуктивности поведения. Среднее значение суммарного отклонения от аутогенной нормы у женщин экспериментальной группы 26,1 +-4, у беременных конрольной группы 19,0 ± 3,3. Согласно интерпритации теста, чем выше значения СО, тем выраженнее непродуктивность, напряженность, утомляемость. Значения вегетативного коэффициента (ВК) у беременных контрольной группы размещаются в диапазоне 0,83 - 1,26; у женщин, не встающих на учет по беременности 0,3 - 0,8 (61%). 1,37 -3,2 - (39%). Низкие значения указывают на преобладание пассивного, энергосберегающего поведения, неготовность к действию. Высокие значения демонстрируют непродуктивную напряженность, перевозбуждение.

Таким образом, внутренние ресурсы женщин данной группы не отвечают потребностям, которые предъявляет состояние беременности; отсутствует ориентация на действия, возможность траты энергии «во вне». Патогенное напряжение искажает мозговую динамику, что проявляется в изменении восприятия текущих событий, переживаний и поведения личности. Тревожный и депрессивный тип психологического компонента гестационной доминанты являются психогенно обусловленными и выступают отражением истощения внутренних ресур-

сов, что подтверждаются психо-эмоциональным статусом исследуемых.

В качестве иллюстрации приведем пример жизненной ситуации Л.Ю.И., 25 лет, жительница области. Имеет среднее специальное образование, работает по найму - продавец продовольственных товаров. Не замужем. Проживает на съемной квартире. Беременность вторая, не желанная, не запланированная. На учете по беременности не состояла. Отец ребенка настаивал на прерывании. С семьей не проживает. Первый ребенок, шесть лет, воспитывается родителями исследуемой, называет их мамой и папой, настоящую мать - Юлей. Так настаивает дедушка мальчика. (Со слов женщины). Отец мальчика ушел сразу, как только узнал о беременности. Ребенком не интересуется. Сама Юля воспитывалась бабушкой, «...родители в это время отдыхали...». В семье она единственный ребенок. Постоянно плачет, всех обвиняет, себя во всем оправдывает, считает непонятой.

Демонстрирует тревожный тип ПКГД в отношении к беременности, в отношении к родам, к грудному вскармливанию, в отношении к посторонним. Депрессивный тип ПКГД в отношении образа жизни, в отношении близких. Гипогестогнозический тип ПКГД в отношении к себе матери, к ребенку, к отцу ребенка.

СО от аутогенной нормы - 27,1, ВК - 0,5. Это говорит об уклоняющемся поведении, как матери, тенденции к минимизации усилий, неготовности к действию. Отсутствие внутренних ресурсов сочетаются с отсутствием внешних ресурсов. Женщина отказалась кормить ребенка грудью, на 3-ьи сутки ушла из родильного дома, написав отказ от родительских прав.

ВЫВОДЫ.

1. Женщины, не встающие на учет по беременности и женщины, регулярно посещающие женскую консультацию, имеют разный тип ПКГД и показатели, характеризующие психоэмоциональный статус - суммарное отклонение от аутогенной нормы и вегетативный коэффициент.

2. Тревожно-депрессивный тип ПКГД сопровождается высокими значениями коэффициента суммарного отклонения от аутогенной нормы. Значения ВК различны, либо ниже, либо выше нормы. Что является показателями отсутствия оптимального функционального состояния.

3. ПКГД и психоэмоциональный статус женщин, не встающих на учет по беременности, являются отражением внешних и внутренних ресурсов. Несоответствие новых требований ситуации (беременности), со сложившимся образом жизни и деятельности приводит к возникновению внутренних противоречий. Ограничение или отсутствие внешних и внутренних ресурсов, усугубляя внутренний конфликт, проявляется в игнорировании, отрицании, из-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бегании тех причин, обстоятельств и действий, которые могли бы привести к изменению ситуации.

Библиографический список

1. Аршавский И.А. Доминанта - как рабочий принцип нервных центров. - М., 1957.

2. Брутман В.И., СеверныйА.А. Нежеланная беременность как фактор риска психической патологии будущего ребенка // Актуальные вопросы детской психоневрологии: Материалы республиканской конференции. - Томск, 1992.

3. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Панкратова М.С. Некоторые результаты социологического и психологического обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии. - 1994. - №9 5. - С. 23-37.

4. Добряков И. В. Перинатальная психология в родовспоможении. - СПб., 1997.

5. Филиппова Г. Г. Психология материнства. - М., 2002.

6. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. - Воронеж, 1995.

7. Дружинин В. Н. Психология семьи. - СПб., 2008.

8. Подобина О.Б. Совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2005.

9. Золотова И.А. Совладающее поведение женщин во время беременности // Психология стресса и совладающего поведения в современном Российском обществе: Материалы Международной конференции. - Кострома, 2010. - С. 254-256.

УДК 159.922.7:371.1(045)

Казарина Наталия Германовна

Удмуртский государственный университет, г. Ижевск

celena-63@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ВЗРОСЛЫХ И СВЕРСТНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕНИЯ

В статье рассматривается взаимосвязь между представлением младшего школьника о своем социальном окружении и уровнем конфликтности в общении со сверстниками. Актуальность темы связана с ростом агрессивности в межличностном общении детей в начальной школе.

Ключевые слова: конфликтные и неконфликтные младшие школьники, семантический дифференциал, поведение, восприятие социального окружения, рефлексия.

Одна из самых актуальных тем межличностного общения в начальной школе - это возникающие среди детей конфликты, когда дети сталкиваются с насилием, грубостью, давлением сверстников. Это очень серьезная психоло-го-педагогическая проблема, поскольку становление самосознания ребенка, закрепление способов реагирования в сложной ситуации общения происходит именно в этот возрастной период.

Сегодня педагоги-практики (вслед за учеными-психологами) все больше внимания уделяют анализу возникающих конфликтов, поиску причин напряженности в общении детей с целью регулирования конфликтов, нахождения ненасильственных методов разрешения конфликтов, поиска взрослого в качестве медиатора в конфликте. Более того, происходит осознание того факта, что конфликт может стать ресурсом развития ребенка. Таким образом, изучение конфликта как социального явления может помочь найти путь к конструктивному поведению в конфликте.

Одним из продуктивных вариантов изучения конфликтного поведения является метод семантического дифференциала. Ведь именно образ, представление о самой ситуации общения, о каждом участнике - та субъективная картина, которая складыва-

ется в сознании участника конфликта, - определяет его поведение. «Поскольку поведение человека в конфликте зависит от восприятия им данной ситуации, - отмечает Н.И. Леонов, - прогресс в области предсказания и объяснения поведения не может быть достигнут до тех пор, пока нам не удастся ощутимо продвинуться в исследовании феномена субъективной интерпретации ситуаций» [1, с. 26-27].

Мы провели экспериментальное исследование по выявлению взаимосвязи между степенью конфликтности (высокая конфликтность и низкая конфликтность) младщего школьника с его представлением о взрослых, сверстниках и самом себе в ситуации общения. Целью нашего исследования явилось выявление внутренней картины мира отношений у конфликтных и низкоконфликтных младших школьников.

Чтобы выделить группы высоконфликтных и низкоконфликтных детей мы использовали модульный социотест Анцупова (индивидуальный индекс конфликтности).

Представление младшего школьника о сверстниках, взрослых и самом себе как субъектах общения мы исследовали, используя метод семантического дифференциала. А именно: по семибалльной шкале, полюса которой заданы как вербальные антонимы, учащиеся 3 класса гимназии оценивали взрос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.