№ 3 - 2014 г.
14.00.00 медицинские и фармацевтические науки УДК 577.112.854/.856:576.382-018.46
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕНЩИН, ПЕРЕНЕСШИХ САМОПРОИЗВОЛЬНЫЙ АБОРТ, ПУТИ
РЕАБИЛИТАЦИИ
З. М. Рахмидинова. А. Амантурлы кызы, Р. Н. Еспаева
Казахский национальный медицинский университет им. С. Д. Асфендиярова (Республика
Казахстан, г. Алматы)
Проведена оценка психоэмоционального состояния женщин, перенесших самопроизвольный аборт, в зависимости от темперамента характера. Очень высокий уровень реактивной тревожности отмечался у сангвиников и меланхоликов (48 и 46 баллов соответственно), по сравнению с холериками и флегматиками (36 и 31 баллов соответственно). Реабилитационные мероприятия состояли из работы в группах и индивидуальной терапии, проведении музыка- и арт-терапии. Было выявлено, что сангвиники и флегматики хуже поддаются терапии по сравнению с холериками и меланхоликами, что указывает на необходимость продолжения реабилитационных мероприятий после выписки из стационара.
Ключевые слова: самопроизвольный аборт, реабилитация, психоэмоциональное состояние, стресс, реактивная тревожность, темперамент характера.
Рахмидинова Зарина Махмутовна — студент 5-го курса факультета общей медицины Казахского национального медицинского университета им. С. Д. Асфендиярова, г. Алматы, контактный телефон: +77023330098, е-mail: [email protected]
Амантурлы кызы Асия — студент 5-го курса факультета общей медицины Казахского национального медицинского университета им. С. Д. Асфендиярова, г. Алматы, контактный телефон: +77759466566
Еспаева Раушан Нурхадировна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии № 2 Казахского национального медицинского университета им. С. Д. Асфендиярова, контактный телефон: +77772293864, е-mail: [email protected]
Введение. Основной задачей современного акушерства является снижение числа репродуктивных потерь, и актуальность невынашивания беременности не вызывает сомнения, так как является наиболее частым ее осложнением. Несмотря на достигнутые в последние годы успехи в профилактике и лечении данной патологии, частота самопроизвольных абортов остается стабильной и достаточно высокой. Так, по данным
разных авторов, она составляет от 2 до 55 %, достигая в первом триместре до 80 % [6].
Синдром потери плода — это новый термин, появившийся в последнее время и включающий в себя один или более самопроизвольных абортов или неразвивающихся беременностей на сроке 10 и более недель; мертворождение; неонатальную смерть; три и более самопроизвольных абортов до 8-ми недель эмбрионального развития.
Потеря беременности — это огромный стресс для женщины, особенно при первой и/или желанной беременности, при привычном невынашивании и бесплодии.
Синдром утраты (иногда это принято называть «острое горе») — это сильные эмоции, переживаемые в результате утраты близкого, любимого человека.
Во времени состоянию горя свойственна динамика прохождения ряда этапов, когда человек осуществляет «работу горя». Но реакция утраты может блокироваться на любой стадии горевания, и тогда женщина задерживается на определенной стадии синдрома утраты. В этой связи могут возникнуть различные проблемы даже через много лет. За непроработанным горем может стоять разный уровень патологии [3, 5].
Таким образом, проблема психоэмоционального состояния женщин, перенесших самопроизвольный аборт, является актуальной, что и послужило основанием для проведения настоящего исследования.
Целью исследования явилась оценка психоэмоционального состояния женщин, перенесших самопроизвольный аборт и определение возможных путей реабилитации с целью улучшения качества жизни.
Задачи исследования: оценить зависимость психоэмоционального состояния женщин, перенесших самопроизвольный аборт, от особенностей акушерско-гинекологического анамнеза и темперамента характера; выделить группу женщин, нуждающихся в реабилитации психического состояния; провести реабилитационные мероприятия, направленные на улучшение психоэмоционального состояния и качества жизни женщин.
Методика исследования. С информированного согласия женщин и разрешения этического комитета, согласно этическим стандартам, разработанным в соответствии с Хельсинской декларацией, было проведено обследование 68-ми женщин репродуктивного возраста (средний возраст — 25 ± 3,5 года), перенесших самопроизвольный аборт. Исследование было проведено в ЦГКБ г. Алматы, в отделении экстренной гинекологии. Исследование состояло из двух этапов. Первый этап состоял в оценке психоэмоционального состояния женщин в зависимости от особенностей акушерско-гинекологического анамнеза и темперамента характера и определении группы пациенток, нуждающихся в реабилитации психического состояния. Второй этап включал проведение реабилитационных мероприятий. Для определения темперамента был применен тест — опросник Айзенка [1].
Психоэмоциональное состояние исследуемых женщин оценивалось путем определения уровня реактивной тревожности (РТ) и теста «Дом. Дерево. Человек» (ДДЧ). Для оценки уровня РТ, как индикатора уровня напряжения, беспокойства, нервозности, использовался тест Спилберга-Ханина, при котором низкий показатель РТ составлял до 30-ти баллов, умеренный 31-45, а высокий выше 45-ти [1]. Тест ДДЧ применяется для оценки происходящего в жизни женщины [1].
При проведении реабилитационных мероприятий психического состояния использовалась арт-терапия/рисование и музыкотерапия. Эффективность реабилитации
оценивалась по оценке РТ.
Результаты исследования. По итогам тестирования по опроснику Айзенка из 68-ми женщин было отобрано 40 женщин, наиболее приближенных к «чистому» типу темпераментов. Они были разделены на 4 группы по 10 человек в каждой: группы сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. В каждой группе был определен уровень РТ, так средний бал у сангвиников составил 48, а у меланхоликов — 46, что соответствовало очень высокому уровню РТ; у холериков — 36, а у флегматиков — 31, что отражало средний показатель РТ.
Далее был проведен тест ДДЧ. Айзенк описывал сангвиников, как людей с сильной нервной системой, хорошей работоспособностью, легко переходящих к другой деятельности, отзывчивых на происходящие события и сравнительно легко переживающих неудачи, однако при интерпретации теста ДДЧ было выявлено, что они испытывают глубокую депрессию, но не могут/не хотят говорить о ней, избегают разговоров на эту тему, винят себя в произошедшем, часто возвращаются в тот день, когда был потерян ребенок, испытывают недостаток эмоциональной теплоты.
Холериков Айзенк описывал, как людей умеющих легко переключаться с одного дела на другое, неуживчивых с людьми, склонных к резким сменам настроения, вспыльчивых, подверженных эмоциональным срывам. Меланхолики известны как люди, склонные к саморазрушению, уживчивые, эмоциональные. Эти два темперамента эмоционально очень яркие люди, их рисунки насыщены красками, деталями. Эти женщины очень ярко переживают свои эмоции. Наиболее часто у них прослеживается множество окон в тесте ДДЧ, что отражает готовность к контактам.
Флегматиков Айзенк характеризовал как людей с сильной работоспособной нервной системой, которые с трудом переключаются на другую работу и приспосабливаются к новой обстановке, у них преобладает спокойное ровное настроение, а чувства отличаются постоянством. Во всех рисунках флегматиков наблюдается отсутствие трубы, что говорит о нехватке психологической теплоты дома, или труба почти невидима (спрятана) — нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями. Ствол дерева открыт и связан с листвой — высокий интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить внутренний мир.
В результате анализа акушерско-гинекологического анамнеза, женщины были разделены на три группы: первобеременные, повторнобеременные без отягощенного акушерско-гинекологического анамнеза (ОАГА) и повторнобеременные с ОАГА. ОАГА включал два и более медицинских абортов, самопроизвольные аборты, рубец на матке, гинекологические операции, привычное невынашивание, предшествующее бесплодие и др. Таким образом, по паритету пациентки с самопроизвольным абортом распределились следующим образом: первобеременные женщины — 25 %, повторнобеременные женщины без ОАГА — 12,5 %, повторнобеременные женщины с ОАГА — 62,5 %.
Таким образом, во всех четырех группах преобладали повторнобеременные женщины с ОАГА. Анализ психоэмоционального состояния выявил, что все пациентки нуждаются в реабилитации психического состояния. Но в то же время была выделена группа женщин, остро нуждающихся в проведении реабилитационных мероприятий. К ним относятся повторнобеременные женщины с ОАГА группы сангвиников и меланхоликов, так как у них отмечен очень высокий уровень РТ — 48 и 46 соответственно, по сравнению с холериками и флегматиками (36 и 31 соответственно). Анализ теста ДДЧ показал, что
во всех группах исследования отмечались психоэмоциональные изменения, такие как депрессивное состояние в группе сангвиников, у холериков подверженность к эмоциональным срывам, у меланхоликов склонность к саморазрушению. Флегматики с трудом приспосабливаются к новой обстановке.
Итак, с целью улучшения психического состояния женщин, перенесших самопроизвольный аборт, что несомненно положительно отразится на качестве их жизни, была сконструирована модель реабилитации, которая заключалась:
1. в ознакомлении женщин с понятием «стресс», стадии стресса, о путях прохождения каждой стадии и о последствиях непроработанных стрессовых состояний;
2. проведении музыко- и арт-терапии.
Музыкотерапия — это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психическое состояние человека. Нервная система человека и его мускулатура способны чувствовать ритм. Звучание каждого инструмента оказывает индивидуальное влияние на органы. Так, для сердца благотворно действуют струнные инструменты, для мочеполовой системы — звуки саксофона и т. д. [5, 8]. Учитывая выявленные особенности психоэмоционального состояния исследуемых женщин, нами была выбрана музыка Roberto Cacciapaglia — «Wild Side», так как в этой композиции имеется смесь инструментальной музыки, благотворно действующий на весь организм в целом. При этом женщины отмечали релаксирующее действие и улучшение самочувствия.
Арт-терапия/рисование проводилась на тему: «Мечты. Желания». Учитывалось, что человек в состоянии стресса зачастую испытывает трудности при вербальном выражении мыслей и чувств, не в состоянии сформулировать свои переживания, не может найти позитивного выхода своим эмоциям, его что-то тревожит, волнует. Поэтому выражение себя через искусство, в данном случае рисование, является безболезненным способом выражения своих чувств. Арт-терапия не имеет ограничений, противопоказаний и является безопасным методом снятия напряжения, придает силы, уверенность, повышает самооценку.
Все эти методы достаточно просты в применении, экономичны и возможны в реализации в условиях стационара. Реабилитационные мероприятия проводились в течение 3-х дней: в первый день проводилось обсуждение результатов тестирований. В ходе обсуждения было выявлено, что 16 (40 %) женщин, перенесших самопроизвольный аборт, пытаются избежать сильного страдания, связанного с пережитым горем, и уклоняются от выражения эмоций, необходимых для этого переживания и 9 (22,5 %) из них — это сангвиники. Именно поэтому наблюдаются болезненные реакции горя, проявляющиеся в виде отсрочки реакции или в различного рода ее искажениях. 33 (82,5 %) женщины испытывали чувство вины, они пытались отыскать в событиях, предшествовавших потере ребенка, доказательства того, что было не сделано для того, чтобы сохранить жизнь ребенка. Они обвиняют себя в невнимательности и преувеличивают значение своих малейших оплошностей. Во второй день была проведена работа в группах: понятие о стрессе, ознакомление с последствиями «непроработанного стресса»; арт-терапия/рисование на тему «Мечты. Желания» на фоне музыкотерапии; в третий заключительный день — индивидуальная терапия: повторное тестирование с целью определения уровня РТ после проведенной арт-терапии и музыкотерапии.
Таким образом, после терапии уровень РТ у сангвиников остался практически на таком же высоком уровне — 45 против 48 баллов. В отличие от сангвиников
у холериков и меланхоликов отмечается положительная динамика. Так, у холериков уровень РТ снизился со среднего (36 баллов) до низкого уровня (29 баллов), а у меланхоликов от высокого до среднего уровня (46 и 38 соответственно). Стабильный уровень РТ показали флегматики: до терапии 31, после 30 баллов (умеренный уровень).
Заключение. Потеря ребенка оставляет огромный отпечаток в психоэмоциональном состоянии женщины: 96 % женщин «не перерабатывают стресс», скрывают свои эмоции, подавляют их, из-за чего у них выявляется высокий уровень тревоги, который в будущем может реализоваться в психосоматическую патологию. Несмотря на самый высокий уровень РТ, сангвиники хуже всех поддаются терапии (до терапии 48, после терапии 45 баллов), а лучше всех терапии поддаются холерики (до терапии умеренный уровень РТ — 36, после — низкий уровень РТ — 29) и меланхолики (до терапии высокий уровень РТ — 46, после — умеренный уровень РТ — 38). Информированность женщин о понятии «стресс», о его влиянии на организм и ее дальнейшие последствия снижают уровень РТ. Занятия любимым/новым приятным делом улучшают психоэмоциональное состояние женщин. Терапия, направленная на коррекцию психоэмоционального статуса женщин, перенесших самопроизвольный аборт, должна начинаться на стационарном этапе лечения и продолжаться в женской консультации, особенно у сангвиников.
Список литературы
1. Батаршев А. В. Базовые психологические расстройства свойства и самоопределения личности : практическое руководство по психологической диагностике / А. В. Батаршев.
— СПб. : Речь, 2005. — С. 44-49.
2. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодаления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. — М. : Изд-во Московского университета, 1984. — С. 200.
3. Линдман Э. Симптомология острого горя и управления этим состоянием / Э. Линдман.
— 1944. — С. 207.
4. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / И. Г. Малкина-Пых. — М. : Эксмо, 2005. — С. 960. — (Справочник практического психолога).
5. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика / И. Г. Малкина-Пых. — М. : Эксмо, 2010. — С. 1024.
6. Новицкий В. В. Патофизиология / В. В. Новицкий. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. — С. 457-470.
7. Сидельникова В. М. Привычная потеря беременности / В. М. Сидельникова. — М. : Триада-Х, 2002. — С. 304.
8. Фоа Э. Б. Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства / Э. Б. Фоа, Т. М. Кин. — М., 2005.
PSYCHOEMOTIONAL STATE OF WOMEN WITH MISBIRTH. AFTERTREATMENT
WAYS
Z. M. Rakhmidinova. A. Amanturly kysy, R. N. Espayeva
Kazakh national medical university n. a. S. D. Asfendiyarov (Republic of Kazakhstan, Alma-Ata)
The assessment of psychoemotional state of women who have suffered misbirth, depending on character is carried out. Very high level of reactive uneasiness was registered at sanguine persons and melancholiacs (48 and 46 points), comparing with choleric persons and phlegmatic persons (36 and 31 points). Rehabilitational actions consisted of work in groups and individual therapy, music and art therapies. It was revealed that sanguine persons and phlegmatic persons have less influence of therapy in comparison with choleric persons and melancholiacs that indicates the necessity of continuation of rehabilitational actions after discharge from the hospital.
Keywords: misbirth, aftertreatment, psychoemotional state, stress, reactive uneasiness, temperament of character.
About authors:
Rakhmidinova Zarina Makhmutovna — student of the 5th course of general medicine faculty at Kazakh national medical university n. a. S. D. Asfendiyarov, contact phone: +77023330098, e-mail: [email protected]
Amanturly kyzy Asiya — student of the 5th course of general medicine faculty at Kazakh national medical university n. a. S. D. Asfendiyarov, contact phone: +77759466566
Espayeva Raushan Nurkhadirovna — candidate of medical science, associate professor of obstetrics and gynecology № 2 at Kazakh national medical university n. a. S. D. Asfendiyarov, contact phone: +77772293864, e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Batarshev A. V. Basic psychological disorders of property and self-determination of the person: practical guidance on psychological diagnostics / A. V. Batarshev. — SPb.: Speech, 2005. — P. 44-49.
2. Vasilyuk F. E. Psychology of experience. Analysis of overcoming of critical situations / F. E. Vasilyuk. — M.: Publishing house of the Moscow university, 1984. — P. 200.
3. Lindman E. Symptomology of acute grief and management of this state / E. Lindman. — 1944. — P. 207.
4. Malkina-Pykh I. G. Psychological assistance in crisis situations / I. G. Malkina-Pykh. — M.: Eksmo, 2005. — P. 960. — (Guidance book of the practical psychologist).
5. Malkina-Pykh I. G. Psychosomatics / I. G. Malkina-Pykh. — M.: Exmo, 2010. — P. 1024.
6. Novitsky V. V. Pathophysiology / V. V. Novitsky. — M.: GEOTAR-media, 2009. — P. 457-470.
7. Sidelnikova V. M. Habitual loss of pregnancy / V. M. Sidelnikov. — M.: Triada-H, 2002. — P. 304.
8. Foa E. B. Effective therapy of posttraumatic stressful disorder / E. B. Foa, T. M. Kean. — M, 2005.