Научная статья на тему 'ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРДИНАТОРОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРДИНАТОРОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ОРДИНАТОРЫ / ОБУЧЕНИЕ / ПАНДЕМИЯ COVID-19

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Леванова О.Г., Демакова Л.В., Блинова О.А., Замараева Е.Е.

С возникновением пандемии COVID-19 для обеспечения возросших потребностей инфекционных госпиталей медицинским персоналом на помощь в борьбе с инфекцией призваны клинические ординаторы. Цель исследования - анализ психоэмоцинального состояния ординаторов при обучении и работе в условиях пандемии COVID-19 и влиянии пандемии на учебный процесс. Проведено анкетирование 40 ординаторов с помощью опросника Hospital Anxiety and Depression Scale и теста профессионального выгорания. Проведен опрос ординаторов, по которому ими высказано мнение о качестве осуществления образовательного процесса во время пандемии. 17,5% опрошенных отметили ухудшение состояния, связывая его с большей нагрузкой в работе, потребность в психологической поддержке выявлена у 85,0%. По признакам психоэмоционального истощения у 27,5% выявлено хроническое эмоциональное и физическое утомление. При определении деперсонализации 35,0% отмечают раздражительность и избегание контактов с окружающими. По шкале HADS признаки депрессии отмечены у 25,0%. 62,5% отметили, что эпидемиологическая обстановка и дистанционное обучение никак не повлияли на учебный процесс. Симптомы психоэмоционального выгорания отмечены в среднем у трети ординаторов, признаки депрессии - у четверти исследуемых, а потребность в психологической поддержке выявлена у 85,0%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Леванова О.Г., Демакова Л.В., Блинова О.А., Замараева Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESIDENTS׳ PSYCHOEMOTIONAL STATE DURING THE COVID-19 PANDEMIC

During the COVID-19 pandemic, residents were called for help in order to meet the increased demand for medical aid. The aim of our research is to analyze the residents׳ psychoemotional state during the COVID-19 pandemic and the impact of the pandemic on the educational process. 40 residents took part in the survey. Anxiety and depression levels were measured using the Hospital Anxiety and Depression Scale (HADS); occupational burnout was assessed using the Burnout Inventory. The residents were to assess the educational process quality during the pandemic. 17.5% of the respondents reported deterioration in their condition, associating it with a greater workload. 85.0% wanted psychological support. 27.5% had signs of chronic emotional and physical exhaustion. When assessing depersonalization, 35.0% reported irritability and avoidance of contacts with other people. According to the HADS, signs of depression were registered in 25.0% of the respondents. 62.5% indicated that the epidemiological situation and distance learning did not affect the educational process. To conclude, approximately one third of the residents showed symptoms of burnout, one fourth showed signs of depression and 85.0% needed psychological support.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРДИНАТОРОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Литература/References

1. Официальный сайт правительства Кировской области. Социальное обслуживание пожилых граждан, 2022. [Ofitsial'nyi sait pravitel'stva Kirovskoi oblasti. Sotsial'noe obsluzhivanie pozhilykh grazhdan, 2022. (In Russ.)] Доступно по: https://www.kirovreg.ru/. Ссылка активна на 15.03.2022.

2. Общая численность пенсионеров в Российской Федерации, 2021 г. [Obshchaya chislennost' pensionerov v Rossiiskoi Federatsii, 2021 g. (In Russ.)] Доступно по: https:// rosstat.gov.ru. Ссылка активна на 15.03.2022.

3. Тетерина Т.В., Мишарина А.М. Проблемы социального обслуживания пожилых граждан сельской местности // Актуальные исследования. 2019. № 3. С. 47-50. [Teterina T.V., Misharina A.M. Problems of social services for elderly citizens in rural areas. Aktual'nye issledovaniya. 2019;3:47-50. (In Russ.)]

4. Нефедьева Е.И., Кудрявцев С.И. Социально-экономическая адаптация граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных условиях социального обслуживания (на примере ОГБУСО Ново-Ленинский дом-интернат для престарелых и инвалидов») // Байкальский научный журнал. 2017. Т. 8., № 3. [Nefed'eva E.I., Kudryavtsev S.I. Socioeconomic adaptation of elderly citizens and disabled people in stationary conditions of social services. Baikal'skii nauchnyi zhurnal. 2017;8(3). (In Russ.)]

5. Лобецкая А.В., Наумов И.А. Проблемы качества жизни пожилых пациентов, пребывающих в стационарных медико-социальных учреждениях. М., 2017. 156 с. [Lobetskaya A.V., Naumov I.A. Problemy kachestva zhizni pozhilykh patsientov, prebyvayushchikh v statsionarnykh mediko-sotsial'nykh uchrezhdeniyakh. Moscow, 2017. 156 p. (In Russ.)]

6. Киселева Н.А. Люди пожилого возраста как объект социальной работы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 1. С. 31-35. [Kiseleva N.A. Elderly people as an object of social work. Kontsept. 2016;1:31-35. (In Russ.)]

7. Официальный сайт КОГАУСО "Кировский городской комплексный центр социального обслуживания населения", 2021. [Ofitsial'nyi sait KOGAUSO "Kirovskii gorodskoi kompleksnyi tsentr sotsial'nogo obsluzhivaniya naseleniya", 2021. (In Russ.)] Доступно по: https://www. socialkirov.ru. Ссылка активна на 15.03.2022.

8. Духанина И.В., Архипов И.В. Изучение социально-демографического профиля лиц, проживающих в учреждениях социальной защиты: оценка уровня образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. [Dukhanina I.V., Arkhipov I.V. Study of the socio-demographic profile of persons living in institutions of social protection: assessment of the level of education. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 2-1. (In Russ.)]

УДК 616.89-008.:616.9-036.2:578.834.1 DOI 10.24412/2220-7880-2022-2-78-82

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРДИНАТОРОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

12Леванова О.Г., 12Демакова Л.В., 12Блинова О.А., 1Замараева Е.Е.

'ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет» Минздрава России, Киров, Россия

(610027, г. Киров, ул. К. Маркса, 112), e-mail: kf21@kirovgma.ru

2КОГБУЗ «Кировская клиническая офтальмологическая больница», Киров, Россия

(610011, г. Киров, Октябрьский проспект, 10а)

С возникновением пандемии COVID-19 для обеспечения возросших потребностей инфекционных госпиталей медицинским персоналом на помощь в борьбе с инфекцией призваны клинические ординаторы. Цель исследования - анализ психоэмоцинального состояния ординаторов при обучении и работе в условиях пандемии COVID-19 и влиянии пандемии на учебный процесс. Проведено анкетирование 40 ординаторов с помощью опросника Hospital Anxiety and Depression Scale и теста профессионального выгорания. Проведен опрос ординаторов, по которому ими высказано мнение о качестве осуществления образовательного процесса во время пандемии. 17,5% опрошенных отметили ухудшение состояния, связывая его с большей нагрузкой в работе, потребность в психологической поддержке выявлена у 85,0%. По признакам психоэмоционального истощения у 27,5% выявлено хроническое эмоциональное и физическое утомление. При определении деперсонализации 35,0% отмечают раздражительность и избегание контактов с окружающими. По шкале HADS признаки депрессии отмечены у 25,0%. 62,5% отметили, что эпидемиологическая обстановка и дистанционное обучение никак не повлияли на учебный процесс. Симптомы психоэмоционального выгорания отмечены в среднем у трети ординаторов, признаки депрессии - у четверти исследуемых, а потребность в психологической поддержке выявлена у 85,0%.

Ключевые слова: психоэмоциональное выгорание, ординаторы, обучение, пандемия COVID-19.

RESIDENTS' PSYCHOEMOTIONAL STATE DURING THE COVID-19 PANDEMIC

12Levanova O.G., 12Demakova L.V., 12Blinova O.A., 1Zamaraeva E.E.

'Kirov State Medical University, Kirov, Russia (610027, Kirov, K. Marx St., 112), e-mail: kf21@kirovgma.ru 2Kirov Clinical Ophthalmological Hospital, Kirov, Russia (610011, Kirov, Oktyabrsky Ave., 10a)

During the COVID-19 pandemic, residents were called for help in order to meet the increased demand for medical aid. The aim of our research is to analyze the residents' psychoemotional state during the COVID-19 pandemic and the impact of the pandemic on the educational process. 40 residents took part in the survey. Anxiety and depression levels were measured using the Hospital Anxiety and Depression Scale (HADS); occupational burnout was assessed using the Burnout Inventory. The residents were to assess the educational process quality during the pandemic. 17.5% of the respondents reported deterioration in their condition, associating it with a greater workload. 85.0% wanted psychological support. 27.5% had signs of chronic emotional and physical exhaustion. When assessing depersonalization, 35.0% reported irritability and avoidance of contacts with other people. According to the HADS, signs of depression were registered in 25.0% of the respondents. 62.5% indicated that the epidemiological situation and distance learning did not affect the educational process. To conclude, approximately one third of the residents showed symptoms of burnout, one fourth showed signs of depression and 85.0% needed psychological support.

Keywords: burnout, residents, training, COVID-19 pandemic.

Введение

С конца 2019 года весь мир переживает кризисную ситуацию в связи развитием пандемии новой ко-ронавирусной инфекции (СОУТО-19). Люди по всему миру не имеют точного представления о том, что будет происходить в их жизни, потому что возникает страх, неуверенность и неопределенность в возможности продолжать осуществлять практически все виды повседневной деятельности [1, 2], т.к. во время карантинных мероприятий были приостановлены, а затем введены ограничения в работе многих предприятий и организаций, а учебные заведения перешли полностью или частично на дистанционное обучение.

По исследованиям последствий предыдущих вспышек инфекционных заболеваний отмечено возникновение психологических реакций со стороны неинфи-цированного населения. Люди испытывают страх перед возможностью заражения вирусом, беспокойство, беспомощность [3-6]. По данным разных авторов, не менее 30% населения России сейчас переживает посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), что втрое выше обычного уровня до пандемии [7].

Возникновение пандемии СОУГО-19 поставило перед специалистами здравоохранения задачи, связанные с резко возросшей потребностью проведения большому количеству людей в сжатые сроки диагностических мероприятий и оказания медицинской помощи. Для выполнения поставленных задач были привлечены врачи различных специальностей, медсестры, сотрудники скорой медицинской помощи, санитары. Возникли проблемы, обусловленные как необходимостью повышения квалификации и переподготовки специалистов для работы в дополнительно организованных инфекционных госпиталях, так и увеличившейся физической и психологической нагрузкой, связанной с тяжелыми условиями труда, в том числе из-за работы в защитных костюмах и средствах индивидуальной защиты.

Возросла моральная нагрузка, связанная с несением ответственности за жизнь и здоровье пациентов, с риском заболеть самим, с осознанием тесного контакта с новым инфекционным заболеванием, также с пристальным вниманием средств массовой информации. Работа в таком режиме влияет не только на физическое здоровье медицинских сотрудников, но и на их психологическое благополучие.

По результатам проведенных исследований китайских коллег отмечено, что в конце января - начале февраля 2020 года врачи и медсестры, лечившие пациентов с СОУЮ-19, сообщили о симптоматике депрессии (50,4%), тревоги (44,6%), нарушении сна (34%) и дистрессе (71,5%). Большая интенсивность симпто-

матики была обнаружена: у женщин по сравнению с мужчинами; у медсестер по сравнению с другими категориями медицинских работников; у лиц, находящихся непосредственно в контакте с пациентами [8].

Специалисты Союза охраны психического здоровья представили результаты исследования психического состояния 800 медработников, проведенного в мае 2020 года. 41% опрошенных работали непосредственно в «красных зонах» ковидных стационаров. Результаты исследований показали, что из-за высокой физической и эмоциональной нагрузки на работе многие страдают от тревожных и депрессивных расстройств, а также имеют плохой сон [9, 10].

Из-за быстрого темпа распространения коронави-руса увеличилось количество зараженных, часть больниц переквалифицирована под инфекционные госпитали. Для обеспечения возросших потребностей инфекционных госпиталей медицинским персоналом помимо врачей и медсестер на помощь в борьбе с инфекцией призваны клинические ординаторы разных специальностей, студенты старших курсов медицинских университетов. Помимо этого, некоторая доля ординаторов совмещают учебу с работой в должности терапевта в поликлиниках и отделениях. Происходящее стало проверкой для ординаторов таких их личностных качеств, как человечность, понимание, сочувствие, терпимость и умение принимать решения за короткие сроки. Ординатор, как и любой другой медицинский работник, подвержен большому стрессу и имеет высокие риски возникновения неблагоприятных последствий для психического здоровья во время вспышки COVID-19.

Целью нашего исследования стал анализ психо-эмоцинального состояния ординаторов при обучении и работе в условиях пандемии COVID-19 и влиянии пандемии на учебный процесс.

Материал и методы

Проведено анкетирование ординаторов 1-го и 2-го годов обучения. Для оценки психологического статуса использован опросник Hospital Anxiety and Depression Scale, который дает характеристику уровня тревоги и депрессии участника. С целью исследования профессионального выгорания использован тест К. Маслача, С. Джексона (в адаптации Н.Е. Водопьяновой), который позволяет оценить совокупность переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Кроме того, оценивали общее самочувствие, потребность в психологической поддержке, качество сна, а также влияние эпидемиологической обстановки на учебный процесс. Всего в исследовании приняло участие 40 человек, соотношение женщины/мужчины - 3/2 (27/13), средний воз-

раст составил 24±0,5 года (23-27). Для оценки психоэмоционального состояния ординаторы поделены на группы:

I группа - 30% (12): ординаторы, привлеченные к работе в инфекционные госпитали;

II группа - 25% (10): ординаторы, привлеченные к работе терапевтами-участковыми при поликлиниках;

III группа - 45% (18): ординаторы, оставшиеся на соответствующей кафедре без совмещения в медицинских учреждениях.

Участники опроса оценивали свое самочувствие в текущий период по сравнению с периодом до вспышки ТО\ТО-19.

Кроме того, проведен опрос ординаторов, по которому ими высказано мнение о качестве осуществления образовательного процесса во время пандемии.

Результаты и их обсуждение

По результатам исследования самочувствия всех ординаторов 17,5% опрошенных отметили ухудшение состояния, связывая его с большей нагрузкой в работе (табл. 1).

Таблица 1

Результаты оценки самочувствия ординаторов

отмечали следующее: обеспечение средствами индивидуальной защиты; оптимизация режима труда и отдыха в рабочую смену; материальное стимулирование; компенсация в случае болезни; достойное отношение общества и пациентов; поддержка руководства, коллег При оценке качества сна во время пандемии большая часть опрошенных не отметили грубого нарушения сна, однако ординаторы III группы указали на симптомы невысыпания, связывая его с ночными дежурствами. Продолжительность сна в группах ординаторов приведена на рисунке.

Продолжительность сна

неработающие ординаторы

ординаторы, работающие в поликлинике

ординаторь, работающие в инфекционном

0 12 3

Рис. Продолжительность сна у ординаторов разных групп (в часах)

оспитале

Ординаторы Без изменений Ухудшение состояния

I группа 75,0% (9 чел.) 25,0% (3 чел.)

II группа 80,0% (8 чел.) 20,0% (2 чел.)

III группа 88,9% (16 чел.) 11,1% (2 чел.)

На вопрос о необходимости ординаторам в период пандемии СОУГО-19 психологической поддержки 85,0% всех участников ответили «да» (табл. 2).

Таблица 2

Необходимость психологической поддержки

Ординаторы Да Нет

I группа 83,3% (10 чел.) 16,4% (2 чел.)

II группа 70% (7 чел.) 30% (3 чел.)

III группа 94,4% (17 чел.) 5,6% (1 чел.)

Участникам опроса было предложено выбрать оптимальные варианты психологической поддержки для медицинских работников. В большинстве случаев

Признаки

Участникам был задан вопрос об их отношении к коронавирусу. 22,5% (9 человек) указали, что у них есть страх заразиться коронавирусом и заразить других людей и непредумышленно стать причиной смерти; 12,5% (5 человек) опрошенных опасаются тяжелого протекания заболевания у себя; 20,0% (8 человек) перенесли данное заболевание.

Для оценки психоэмоцинального состояния ординаторов им было предложено пройти тест по опроснику профессионального выгорания К. Мас-лача, С. Джексона (в адаптации Н.Е. Водопьяновой). Данные опроса были оценены по трем критериям: психоэмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений.

По признакам психоэмоционального истощения у 27,5% (11 ординаторов) выявлены хроническое эмоциональное и физическое утомление, равнодушие и холодность по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности (табл. 3).

Таблица 3

нального истощения

Ординаторы Крайне высокое значение Высокое значение Среднее значение

I группа 25% (3 чел.) 25% (3 чел.) 50% (6 чел.)

II группа 10% (1 чел.) 10% (1 чел.) 80% (8 чел.)

III группа 0% 16,7% (3 чел.) 83,3% (15 чел.)

При определении деперсонализации (личност- раздражительность и избегание контактов с окружа-ного отдаления) 35,0% (14 ординаторов) отмечают ющими (табл. 4).

Таблица 4

Признаки деперсонализации у ординаторов

Ординаторы Крайне высокое значение Высокое значение Среднее значение Низкое значение

I группа 16,7% (2 чел.) 16,7% (2 чел.) 0% 66,6% (8 чел.)

II группа 0% 10% (1 чел.) 10% (1 чел.) 80% (8 чел.)

III группа 0% 0% 44,5% (8 чел.) 55,5% (10 чел.)

Редукция личных достижений (профессиональная мотивация) оценивалась как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заин-

тересованность в работе, самокритичность и чувство ответственности за свою работу. Результаты представлены в таблице 5.

Редукция личных достижений (профессиональная мотивация)

Таблица 5

Ординаторы Крайне высокое значение Высокое значение Среднее значение

I группа 25% (3 чел.) 58,3% (7 чел.) 16,7% (2 чел.)

II группа 20% (2 чел.) 60% (6 чел.) 20% (2 чел.)

III группа 66,7% (12 чел.) 22,2% (4 чел.) 11,1% (2 чел.)

Среди ординаторов также был проведен тест на выявление симптомов тревоги и депрессии по Госпитальной шкале депрессии HADS. По результатам опроса выявлено, что 2,5% (1 ординатор) отмечают резко выраженные, а 22,5% (9 ординаторов) - уме-

ренные признаки тревожности в своей работе и учебе. По выявлению симптомов депрессии отмечено, что 75,0% (30) опрошенных не проявляют клинически выраженных признаков депрессии (табл. 6).

Симптомы тревоги и депрессии по Госпитальной шкале депрессии HADS

Таблица 6

Ординаторы Норма Субклинически выраженные симптомы Клинически выраженные симптомы

I группа 83,3% (10 чел.) 16,7% (2 чел.) 0%

II группа 70% (7 чел.) 20% (2 чел.) 10% (1 чел.)

III группа 72,2% (13 чел.) 27,8% (5 чел.) 0%

Ординаторам было предложено ответить на вопрос: «Получили ли вы дополнительные знания и умения, работая в инфекционном госпитале/поликлинике?»

По результатам опроса всех ординаторов выяснилось, что 55,0% (22 ординатора) считают, что врач должен владеть знаниями и навыками не только по своей специальности, 27,5% (11 ординаторов) отметили, что получили хорошую практику, работая с пациентами с СОУТО-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди ординаторов проведен опрос о влиянии эпидемиологической обстановки на учебный процесс. По результатам 62,5% (25) отметили, что эпидемиологическая обстановка и дистанционное обучение никак не повлияли на их учебу, на успеваемость (табл. 7).

Таблица 7

Влияние эпидемиологической обстановки

на учебный процесс

Работающие (I и II группы) Неработающие (Ill группа)

Вся учебная программа изучалась по плану 54,5% (12 чел.) 72,2% (13 чел.)

Дистанционное обучение не позволяет пройти практику в полном объеме 27,3 % (6 чел.) 16,7% (3 чел.)

Часть теоретического материала осталась неосвещенной 18,2% (4 чел.) 11,1% (2 чел.)

В то же время часть ординаторов, работающих в инфекционных госпиталях или совмещающих учебу с работой терапевтами в поликлиниках, указали, что самостоятельное изучение материала ограничено в связи с круглосуточными дежурствами и нехваткой собственного времени на изучение материала.

Ординаторам было предложено привести свое мнение по осуществлению учебного процесса во время пандемии. Отмечено следующее:

1. Проведение в реальном режиме вебинаров, лекций, видеоконференций через специальные обучающие платформы.

2. Возможность просмотра видеозаписей проведенных вебинаров.

3. Возможность задавать вопросы преподавателям при изучении темы в режиме онлайн.

4. Доступ к электронному варианту теоретического материала в максимальном объеме (клинические рекомендации, методические руководства, видео, лекции, атласы) на сайте образовательной организации, а не поиск материалов своими силами.

Заключение

По результатам исследований, проведенных среди ординаторов, у последних выявлены признаки повышенной тревожности. В частности, симптомы психоэмоционального выгорания отмечены в среднем у трети ординаторов, признаки депрессии - у четверти исследуемых. В то же время потребность в психологической поддержке выявлена у 85,0%.

Во время дистанционного обучения изучение учебного материала происходило по плану. Однако времени на самостоятельное изучение материала у групп ординаторов, совмещавших учебу с работой в первичном звене и в инфекционных госпиталях, было недостаточно.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии явного или потенциального конфликта интересов, связанного с публикацией статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Литература/References

1. Wang Y., Di Y., Ye J., Wei W. Study on the public psychological states and its related factors during the outbreak of coronavirus disease 2019 (COVID-19) in some regions of China. Psychology, Health & Medicine. Published online: 30 Mar. 2020. DOI: https://doi.org/10.1080/13548506.2020.1 746817.

2. Brown E.E., Kumar S., Rajji T.K., Pollock B.G., Mulsant B.H. Anticipating and mitigating the impact of the COVID-19 pandemic on Alzheimer's disease and related dementias. The American Journal of Geriatric Psychiatry, 2020, vol. 28. Available at: https://www.sciencedirect.com/

science/article/pii/ S1064748120302943?via%3Dihub. DOI: https: //doi.org/10.1016/j.jagp.2020.04.010.

3. Holmes E., O'Connor R., Perry V.H. et al. Multidisciplinary research priorities for the COVID-19 pandemic: a call for action for mental health science. The Lancet Psychiatry. 2020;7:547-560. DOI: https://doi.org/10.1016/ S2215-0366(20)30168-1.

4. Шматова Ю.Е. Влияние COVID-19 на психическое здоровье населения (как показатель человеческого потенциала): опыт зарубежных исследований. // Проблемы развития территории. 2020. № 4(108). C. 88-107. [Shmatova Yu.E. The impact of COVID-19 on the mental health of the population (as an indicator of human potential): experience of foreign research. Problemy razvitiya territorii. 2020;4(108): 88-107. (In Russ.)]

5. Barr B., Taylor-Robinson D., Scott-Samuel A., McKee M., Stuckler D. Suicides associated with the 200810 economic recession in England: time trend analysis. BMJ. 2012, vol. 345. DOI: https://doi.org/10.1136/bmj.e5142.

6. Mahase Е. COVID-19: mental health consequences of pandemic need urgent research. BMJ, 2020, vol. 369. Available at: https://www.bmj.com/content/369/bmj.m1515. DOI: https:// doi.org/10.1136/bmj.m15152020.

7. Скотникова И.Г., Егорова П.И., Дубинская Ю.Л., Жиганов Л.С. Психологические особенности пережива-

ния неопределенности при эпидемии. // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Том 5. № 2(18). C. 245-268. [Skotnikova I.G., Egorova P.I., Dubinskaya Yu.L., Zhiganov L.S. Psychological features of experiencing uncertainty in an epidemic. Institut psikhologii Rossiiskoi akademii nauk. Sotsial'naya i ekonomicheskaya psikhologiya. 2020;5:(2-18):245-268. (In Russ.)]

8. Падун М.А. COVID-19: риски психической травматизации среди медицинских работников. [Padun M.A. COVID-19: riski psikhicheskoi travmatizatsii sredi meditsinskkh rabotnikov. (In Russ.)] Доступно по: www ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/co-vid-19/kommentarii-eksp/ m-a-padun-covid-19-riski-psihich.html. Ссылка активна на 12.05.2020.

9. Рыбина О.В. Психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса: ав-тореф. дис. <...> канд. психол. наук. СПб., 2005. [Rybina O.V. Psikhologicheskie kharakteristiki vrachei v sostoyanii professional'nogo stressa [dissertation]. St-Petersburg, 2005. (In Russ.)

10. Nickell L.A., Crighton E.J., Tracy C.S. et al. Psychosocial effects of SARS on hospital staff: survey of a large tertiary care institution. CMAJ. 2004;170:793-798. DOI: 10.1503/cmaj.1031077.

УДК 614.253.8:616.89(470.342) DOI 10.24412/2220-7880-2022-2-82-85

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПАЦИЕНТОВ ПСИХИАТРИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАЧЕСТВОМ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Огорельцева Н.П., Чаганова Е.В., Мухачева Е.А., Походенько И.В., Чеблукова Е.А., Шипицына В.В.

ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет» Минздрава России, Киров, Россия (610027, г. Киров, ул. К. Маркса, 112), e-mail: evchagan@mail.ru

Исследование проводилось с целью изучения удовлетворенности пациентов двух районных отделений Кировской областной психиатрической больницы качеством оказания медицинских услуг и условиями пребывания пациентов в медицинских отделениях. Задачи исследования: 1. Изучить структуру пациентов по возрасту и полу в двух отделениях областной психиатрической больницы. 2. Провести анализ удовлетворенности пациентов в период их пребывания в стационарных условиях. Исследование проведено путем анкетирования и интервьюирования пациентов в двух районных отделениях (№ 1 -г. Котельнича и № 2 - г. Советска) областной психиатрической больницы. Объектами исследования являлись пациенты в количестве 78 человек в филиале № 1 и 76 - в филиале № 2, всего - 154 пациента. Выявлены условия нахождения пациентов в данных отделениях (питание, комфорт, отношение медицинских сестер), удовлетворенность лечением, материальное оснащение и др. В целом отношение медсестер - доброжелательное и заботливое, условия нахождения пациентов удовлетворяют, психологический климат - благоприятный.

Ключевые слова: удовлетворенность пациентов, психиатрические отделения, качество медицинских услуг, отношение медицинских сестер.

MENTAL HEALTH FACILITIES IN KIROV REGION: HOW PATIENTS ARE SATISFIED WITH THE MEDICAL SERVICE QUALITY

Ogorel'tseva N.P., Chaganova E.V., Mukhacheva E.A., Pokhoden'ko I.V., Cheblukova E.A., Shipitsyna V.V.

Kirov State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Kirov, Russia (610027, Kirov, K. Marx St., 112), e-mail: evchagan@mail.ru

The study was conducted to identify the satisfaction of patients in two departments of Kirov Regional Psychiatric Hospital. The patients in the mental health departments of two district hospitals were questioned on their satisfaction with the quality of medical services and the material conditions. The research objectives are: 1. To

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.