Научная статья на тему 'Психоэмоциональная и социальная адаптация детей с легкой степенью умственной отсталости на занятиях по спортивной гимнастике в смешанных группах'

Психоэмоциональная и социальная адаптация детей с легкой степенью умственной отсталости на занятиях по спортивной гимнастике в смешанных группах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
303
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ СТЕПЕНЬ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ / MILD MENTAL DEFICIENCIES / СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА / ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ / GAME TRAINING / ARTISTIC GYMNASTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мазитова Наталия Вадимовна, Мунирова Екатерина Андреевна

В статье представлен мониторинг психоэмоциональной и социальной адаптации детей и их родителей к включению ребенка с легкой степенью умственной отсталости в учебные занятия по спортивной гимнастике, основанные на применение игрового тренинга. Особое место в работе занимает социальная и эмоциональная адаптация всех участников совместного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мазитова Наталия Вадимовна, Мунирова Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychoemotional and social adaptation of children with mild mental deficiencies at the lessons of sports gymnastics in mixed groups

The article presents monitoring of psychoemotional and social adaptation of children and their parents for inclusion a child with mild mental deficiencies into the lessons of sports gymnastics based on the application of game training. The social and emotional adaptation of all participants of coeducation takes the special place.

Текст научной работы на тему «Психоэмоциональная и социальная адаптация детей с легкой степенью умственной отсталости на занятиях по спортивной гимнастике в смешанных группах»

УДК 796

Психоэмоциональная и социальная адаптация детей с легкой степенью умственной отсталости на занятиях по спортивной гимнастике в смешанных группах

© Мазитова Наталия Вадимовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики физической культуры и спортино-оздоровительной рекреации, Дальневосточный федеральный университет

Россия, 690922, г. Владивосток, о. Русский, кампус ДВФУ, корпус 81 Е-шаП: nvmazitova@mail.ru

© Мунирова Екатерина Андреевна

старший преподаватель Дальневосточный федеральный университет Россия, 690922, г. Владивосток, о. Русский, кампус ДВФУ, корпус 81 Е-таП: vandysh78@mail.ru

В статье представлен мониторинг психоэмоциональной и социальной адаптации детей и их родителей к включению ребенка с легкой степенью умственной отсталости в учебные занятия по спортивной гимнастике, основанные на применение игрового тренинга. Особое место в работе занимает социальная и эмоциональная адаптация всех участников совместного обучения.

Ключевые слова: легкая степень умственной отсталости, спортивная гимнастика, игровой тренинг.

Psychoemotional and social adaptation of children with mild mental deficiencies at the lessons of sports gymnastics in mixed groups

Natalia V. Mazitova

PhD in Education, A/Professor of the Department of Theory, Methodology of Physical Culture and Sports and Health Recreation, Far Eastern Federal State University Campus FEFU, S1 building, Vladivostok Russky Island, 690922 Russia

Ekaterina A. Munirova

Senior Lecturer, Far Eastern Federal University

Campus FEFU, S1 building, Vladivostok Russky Island, 690922 Russia

The article presents monitoring of psychoemotional and social adaptation of children and their parents for inclusion a child with mild mental deficiencies into the lessons of sports gymnastics based on the application of game training. The social and emotional adaptation of all participants of coeducation takes the special place. Keywords: mild mental deficiencies, artistic gymnastics, game training.

Какова бы ни была причина умственной отсталости ребенка, как бы тяжела ни была болезнь его нервной системы (даже если болезнь прогрессирует), наряду с распадом происходит и развитие (Рубинштейн С. Я., 1986). Использование специальных приемов и методов обучения и воспитания позволяет в существенной мере преодолеть недостатки психического развития детей с нарушением интеллекта и сформировать у них необходимые черты личности и общественные нормы поведения (Пинский Б. И., 1969; Черник Е. С., 1997), что, в свою очередь, будет способствовать улучшению их социальной и психоэмоциональной адаптации.

Ребенок, имеющий нарушения в интеллектуальном развитии, за время учебы в школе должен обрести различные социально значимые навыки приспособленности к жизни: общительность, самостоятельность, ловкость телодвижений, восприятие, воображение и речь, наличие начал простейших мыслительных процессов. На сегодняшний день проблема подбора средств адаптивной физической культуры, которые были бы содержательными, отличались конкретностью, простотой и наглядностью в работе с умственно отсталыми детьми, остается актуальной (Каленик Е. Н., 2007).

Ощущение полноты жизни при умственной отсталости связано с переживаниями, возникающими у детей при выполнении совместной деятельности с другими людьми, в чувстве значимости для других, в получении впечатлений от разных явлений, в доверии ближним, в принятии окружающего мира как источника добра (Шпек О., 2003). Поскольку внешний мир ребенка с нарушениями интеллекта, как правило, ограничен стенами коррекционной школы и дома, а круг людей, с которыми ребенок имеет возможность контактировать, с течением времени практически не расширяется в связи с отношением большинства людей к особым детям, их непринятием. Поэтому дополнительные занятия адаптивной физической культурой и спортом для детей с нарушениями интеллекта — практически единственный путь к расширению сферы общения занимающегося, знакомствам с новыми людьми, получению новых впечатлений за рамками школьного спортзала.

Целью нашей работы является основанное на применении игрового тренинга совершенствование процесса обучения спортивной гимнастике учащихся младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости и нормально развивающихся детей в смешанных группах.

Для успешного внедрения и проведения нашего исследования мы провели мониторинг готовности нормально развивающихся детей и их родителей к включению ребенка с легкой степенью умственной отсталости в учебно-тренировочный процесс. В процессе проведения мониторинга было выявлено, как складывается отношение у всех участников инклюзивного образовательного процесса к совместным занятиям спортивной гимнастикой до и после проведения исследования в течение двух лет.

Так, в ответах на вопрос «Согласны ли Вы, что в одной группе будут заниматься спортивной гимнастикой дети с легкой степенью умственной отсталости совместно с нормально развивающимися детьми?», произошли изменения в положительную сторону. На 37 и 40 % увеличилось число нормально развивающихся детей и их родителей, соответственно, которые с пониманием и одобрением начали относиться к занятиям в смешанных группах. На 29 % увеличилось количество детей из коррекционной школы и на 30 % родителей детей с легкой степенью умственной отсталости, которые изменили свое отношение в пользу совместных занятий спортивной гимнастикой (рис. 1).

Также произошло изменение в лучшую сторону у 20 % детей общеобразовательных школ и 10 % их родителей, которые еще затруднились ответить на данный вопрос, но уже с явным одобрением относятся к занятиям по спортивной гимнастике в смешанных группах. Систематические совместные занятия положительно повлияли на мнение 5 % детей с нарушением в интеллектуальном развитии и 17 % их родителей, которые также еще не определись в своем мнении (рис. 1).

Согласны Затрудняются ответить

* Деш обучающиеся в общеобразовательных школах

Деш обучающиеся в коррекцнонных школах \ТП вида - Родители детей обучающихся в общеобразовательных школах Родители детей обучающихся в коррекцнонных школах МП вида

Рис. 1. Соотношение показателей ответов детей общеобразовательных и коррекционных школ VIII вида и их родителей, отражающих их отношение к совместным занятиям спортивной гимнастикой,

до и после проведения исследования

Таким образом, полученные данные мониторинга показывают, что отношение к детям с нарушением в интеллектуальном развитии у респондентов после проведенных совместных занятий по спортивной гимнастике изменилось в положительную сторону.

Разработанная экспериментальная методика базируется на следующих особенностях: разноуровневое поурочно-тематическое планирование учебного материала по спортивной гимнастике для учащихся с легкой степенью умственной отсталости и нормально развивающихся детей, включение игрового тренинга и применение специальных упражнений для коррекции двигательных нарушений, непосредственный контакт и неформальное общение детей разных систем обучения.

Игровой тренинг включает в себя различные модули игровых упражнений: игры на развитие физических способностей — для развития базовых физических качеств, таких как сила, выносливость, гибкость, скорость и ловкость; игры на развитие когнитивной сферы занимающихся — мышления, памяти и внимания, игры на развитие двигательно-координационных способностей — развитие пространственной, временной и силовой точности (это спортивные и подвижные игры, комбинированные эстафеты, игры с использованием гимнастических предметов); игры, направленные на формирование способности к саморегуляции, — сформировать умения и навыки психомышечной релаксации; игры, направленные на развитие коммуникативных способностей, для формирования навыков решения различных жизненных ситуаций, взаимопомощи, толерантности; игры, направленные на совершенствование двигательных навыков ранее разученных гимнастических упражнений, — закрепление базовых гимнастических навыков.

При проведении контент-анализа (по Т. В. Шеннону) изучалось эмоциональное отношение учащихся к совместным занятиям спортивной гимнастикой. Мы предложили младшим школьникам с легкой степенью умственной отсталости и их родителям ответить на вопрос «Обычный ребенок общеобразовательной школы, какой он?».

Родители детей с легкой степенью умственной отсталости

1 1 ' *

44,15% ■ 40..23° о • ■

Ж

15,62%

. физические качества

личностные качества

соцнально-по'знтнвная реакция

Рис. 2. Эмоциональное отношение учащихся и их родителей к совместным занятиям спортивной гимнастикой

Мы получили следующие варианты ответов. У детей с легкой степенью умственной отсталости наблюдается бедность ответов, представленная тремя категориями анализа, аналогичная картина и у родителей данных детей. Относительный уровень представленной категории социально позитивной реакции — 44 % (примеры ответов: отличник, воспитанный, хороший, непобедимый). Следующая категория — физические качества — 44,7 % (ответы: сильный, выносливый, здоровый, крепкий). Таким образом, мы видим, что дети с легкой степенью умственной отсталости в целом позитивно воспринимают нормальных детей как физически более развитых и принятых обществом. При этом когнитивная (познавательная) сфера представлена менее значимой (11,3 %), чем физическая и социальная.

Аналогичные ответы и у родителей детей с легкой степенью умственной отсталости. Мы видим, что родители больше уделяют внимания социально позитивной реакции детей 44,2 % (рис. 2).

Категориальная структура ответов родителей и детей без нарушений в интеллектуальном развитии более глубокая и разнообразная (рис. 3). Для родителей нормально развивающихся детей в первую очередь важна социально негативная реакция на детей с легкой степенью умственной отсталости 35,9 %. При этом их беспокоят личностные качества детей: уровень развития их когнитивной (познавательной) сферы — 14,4 %. Существующие проблемы в общении и коммуникации. В гораздо меньшей степени представлены двигательная активность — 1,8 % и социально-позитивная реакция — 3,1 %. Возможно, имеет место бессознательный страх того, что у их детей может возникнуть аналогичная программа.

У детей социально негативная реакция менее выражена (варианты ответов: другой, странный, негативный и т. д.), чем у их родителей, и составляет 17,8 %. Дети много внимания уделяют личностным качествам своих сверстников с легкой степенью умственной отсталости — 29,3 %, их когнитивным способностям (доверчивый, медлительный, бесхитростный, бескорыстный) — 21,9 %, нарушениям речи и коммуникации — 9,0 %.

Родители нормально развивающихся детей

3,1 1,8 4,6

К& I

¿шэд 1x8

■ : 3

Тах"

^ 24,4

ЫД •

двигательная активность

психоэмоциональная сфера

нарушения речи и коммуникации

когнитивная сфера

личностные качества

| социальио-иегативная реакция

социальио-по'знтнвная реакция

Рис. 3. Эмоциональное отношение учащихся и их родителей к совместным занятиям спортивной гимнастикой

Для данных детей, больше чем для их родителей, важна двигательная активность — 13,2 %. Важно отметить, что социально позитивная реакция детей (6,1 %) более выражена, чем реакция у родителей

(3,1 %).

По результатам тестирования можно сказать, что дети с легкой степенью умственной отсталости находятся в специальных коррекционных учреждениях и изолированы от общества. Отсюда идет незнание, какие они, эти дети. Необходимо вовлекать нормально развивающихся детей и их родителей в обучающий процесс, социальную среду и т. д.

«Детское видение мира — это своеобразное художественное творчество. Образ, воспринятый и в то же время созданный ребенком, несет в себе яркую эмоциональную окраску. Эмоциональная насыщенность восприятия — это духовный заряд детского творчества. С эмоциональностью связаны и физиологические процессы, которые происходят в детском мозгу: в моменты напряженности, подъема, увлеченности происходит усиленное питание клеток коры полушарий. Клетки в эти периоды расходуют много энергии, но в то же время и много получают ее от организма (Сухомлинский В. А., 1981).

Эмоции — это психический процесс отражения значимых для человека явлений, действий, событий, непосредственное переживание в определенной ситуации. Они являются практически непременным компонентом всех видов психических процессов и состояний, всех видов человеческой активности (Шостак В. И., 2000).

Эмоции носят субъективный характер, имеют тесную связь с познавательными процессами, характеризуются динамичностью. При относительно постоянном действии раздражителя наступает явление эмоциональной адаптации. Существует эффект «заразительности эмоций». Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего (Лозовая Г. В., Николаев А. Н., 2001). Включаясь в сложные психические процессы, эмоции участвуют в принятии решений, обеспечивают так называемое эвристическое мышление при внезапных открытиях у человека, подкрепляя его «озарение» (Солодков А. С., Сологуб Е. В., 2001).

Для анализа эмоционального состояния детей на совместных занятиях спортивной гимнастикой нами был использован тест М. Люшера (рис. 4) и мы получили следующие варианты ответов: в экспериментальной группе дети с легкой степенью умственной отсталости, занимающиеся совместно с нормально развивающимися детьми, стремятся к самоутверждению, к отстаиванию своих позиций (выбор зеленого цвета — 97 %). Выбор красного цвета (92 %) свидетельствует о некоторой агрессивности, которая, возможно, носит защитный характер. Для успешного самостоятельного преодоления трудностей детям необходимо волевое напряжение. При принятии решений выбравшие синий цвет (87 %) опираются на собственное мнение и хотят упрочить свое положение и производить на людей хорошее впечатление. Выбравшие фиолетовй цвет (85 %), чтобы чувствовать себя уверенно, стараются держаться непринужденно и не попадать под чужое влияние, нуждаются в спокойной обстановке. В период тренировочного процесса тонко чувствуют и не упускают мелких деталей выбравшие серый цвет (81 %), пытаются контролировать внешние обстоятельства.

Рис. 4. Распределение показателей выбора цветовых предпочтений в экспериментальной группе

В то же время в контрольной группе (рис. 5) характерна повышенная активность у выбравших красный цвет (94 %). В этой группе дети с легкой степенью умственной отсталости, выбравшие желтый цвет (85 %), хотят наверстать то, что, как им кажется, они упустили. Стремятся к независимости, упрямо отстаивают свое мнение, полагая, что демонстрируют свою независимость и самостоятельность, выбравшие фиолетовый цвет (83 %). Выбравшим коричневый цвет свойственны трудности социальной адаптации, они оказывают сильное сопротивление всему, что им неприятно (74 %). Сопротивляются любым внешним ограничениям и попыткам ущемить их интересы. Выбравшие серый и зеленый цвет хотят производить приятное впечатление и получить одобрение со стороны окружающих (60 %). Им необходимо чувствовать, что их ценят и ими восхищаются. Обидчивы и легкоранимы, когда их не замечают или когда они не получают заслуженного признания. Нуждаются во внимательном отношении и нежной заботе. Боятся одиночества и разлуки выбравшие черный цвет (53 %).

Стремление к упущеному 85%

Независимость, самостоятельность 83%

Активность 94%

Сопротивление 74%

Впечатление, одобрение 60%

Обида, внимательное отношение 53%

Рис. 5. Распределение показателей выбора цветовых предпочтений в контрольной группе

В процессе проведения основанных на применении игрового тренинга занятий по спортивной гимнастике у учащихся младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости и нормально развивающихся детей в смешанных группах мы выявили, что после эксперимента отношение социального окружения начинает изменяться в лучшую сторону.

Анализ эмоционального состояния детей с нарушением здоровья за период реализации экспериментальной методики говорит о том, что происходят изменения в преодолении трудностей, самостоятельном принятии решений и чувстве собственного достоинства и доказывает пользу совместного обучения.

Литература

1. Лозовая Г. В. Методика изучения удовлетворенности профессиональной деятельностью (МУПД) // Психологические основы педагогической деятельности: материалы межвуз. науч. конф. — СПб.: Изд-во СПб ГАФК, 2001. — С. 78-81.

2. Каленик Е. Н. Социальная адаптация детей с нарушением интеллекта на занятиях по туризму // Адаптивная физическая культура. — 2007. — № 2. — С. 25-27.

3. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1986.

4. Пинский Б. И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. — М.: Просвещение, 1969. —

5. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание / пер. с нем. А. П. Голубева. — М., 2003. —

6. Собчик Л. Н. МЦВ — метод цветовых выборов. Модифицированный восьми цветовой тест Люшера: практ. руководство. — СПб.: Речь, 2001. — 112 с.

7. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник. — М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. — С. 208-211.

8. Шостак В. И. Психофизиология // Психология: учебник / под ред. А. А. Крылова. — М.: ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2000. — С. 60-62.

1. Lozovaya G. V. Metodika izucheniya udovletvorennosti professional'noi deyatel'nost'yu (MUPD) Methods for studying occupational satisfaction (MSOS). Psikhologicheskie osnovy pedagogicheskoi deyatel'nosti — Psychological foundations of educational activities. Proc. Interuniv. sci. conf. St Petersburg: St. Petersburg State Academy of Physical Culture publ., 2001. Pp. 78-81.

2. Kalenik E. N. Sotsial'naya adaptatsiya detei s narusheniem intellekta na zanyatiyakh po turizmu [Social adaptation of children with intellectual disabilities at lessons of tourism]. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura — Adaptive physical training. 2007. No. 2. Pp. 25-27.

3. Rubinshtein S. Ya. Psikhologiya umstvenno otstalogo shkol'nika [Psychology of mentally retarded schoolchild]. Moscow, 1986.

4. Pinskii B. I. Psikhologiya trudovoi deyatel'nosti uchashchikhsya vspomogatel'noi shkoly [Labor psychology of pupils in school for mentally retarded children]. Moscow: Prosveshchenie, 1969. P. 13.

5. Shpek O. Lyudi s umstvennoi otstalost'yu: obuchenie i vospitanie [People with mental retardation: Teaching]. Moscow, 2003. P. 186. (transl. from Ger.)

6. Sobchik L. N. MTsV — metod tsvetovykh vyborov. Modifitsirovannyi vos'mi tsvetovoi test Lyushera [MCC — Method of color choises. Modified Luscher eight-color test]. St Petersburg: Rech', 2001. 112 p.

7. Solodkov A. S., Sologub E. B. Fiziologiya cheloveka. Obshchaya. Sportivnaya. Vozrastnaya [Human Physiology. General. Sports. Developmental. Moscow: Terra-Sport, Olimpiya Press, 2001. Pp. 208-211.

8. Shostak V. I. Psikhofiziologiya [Psychophysiology]. Psikhologiya — Psychology. Moscow: E. M. Grizhenko publ., 2000.

С. 13.

С. 186.

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.