Научная статья на тему 'Психодиагностика сформированности лидерских качеств обучающихся как динамического профессионально-личностного образования'

Психодиагностика сформированности лидерских качеств обучающихся как динамического профессионально-личностного образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
371
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лидерство / эмоциональный контроль / принятие решений / градация уровневых позиций / дифференциация / теории лидерства / целеустремленность / ответствен-ность / личная мотивированность / толерантность / социальная компетентность. / leadership / emotion control / decision taking / level position gradation / differen-tiation / leadership theories / purposefulness / responsibility / personal motivation / tolerance / social competence.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елена Сергеевна Снегова

Российское общество на современном этапе развития характеризуется существен-ными преобразованиями во всех сферах его жизни. Эффективность деятельности личности в коллективе в большей степени зависит от ее инициативности и активности, от наличия умений наладить взаимоотношения с членами социальной группы, проявить свои возможно-сти и т.д. В этих отношениях значимое место занимает лидерство. Сам лидер – это лич-ность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее от-ветственные решения, которые затрагивают их интересы, и определять направление и ха-рактер деятельности всей группы в целом. Лидерство в среде студенческой молодежи сле-дует рассматривать как социально необходимый, естественный процесс самоуправления и координации взаимодействий и взаимоотношений между обучающимися в связи с целями и задачами деятельности. Социальная среда определяет как формальное положение лидера, так и действительную силу положения в конкретном контексте лидера. Структурные де-финиции и динамика лидерства как феномена психологической направленности являются важнейшей проблемой управления группами, коллективами, организациями. Начиная со сту-денческих лет, происходит формирование таких лидерских качеств, как управленческие ка-чества, способности организаторского характера, умение сформировать группу, обеспе-чить ее сплочение, определить целевые установки, поставить перед группой значимые и не-обходимые задачи, сформулировать и реализовать сплачивающую группу программу – та-ковы современные требования к настоящему лидеру. Знание данного феномена позволяет осуществлять анализирующую деятельность, понимать и объяснять параметры лидерства как многогранного образования, утверждая, что лидерство – это путь, доступный каждой личности без исключения. Статья вызовет интерес специалистов в области управления персоналом, психологов, а также всех, кто интересуется вопросами психологии управления и социальной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHODIAGNOSTICS OF STUDENT LEADERSHIP AS A PERSONAL DYNAMIC PROFESSIONAL STRUCTURE

Nowadays the Russian society is characterized with multiple changes at all levels. Personal performance in a team much depends on the personal initiative and activity as well as on ability to establish relationships with members of a social group one belongs to, to show one's capabilities, etc. Leadership is of high importance in such relationships. The leader is such a person who is en-trusted by the rest of the team to take most important decisions that concern interests of the group and to determine trends and directions of group activities. Leadership in a student group is to be considered as a socially necessary and natural process of group's management and coordination among its members in the course of achieving aims and tasks of the activity. The social environ-ment determines both the formal position of the leader and the actual position strength of the leader. Leadership structural definitions and dynamics as a psychological phenomenon is the most im-portant problem in group, team or organization management. Such leadership qualities as managing and organizational skills, the ability to rally the group, set up group aims and goals and offer a rally-ing task and mobilize the group to achieve aims all start forming already in student years. Under-standing this phenomenon makes it possible to analyze the activity to realize and explain the main features of leadership as a multifaceted structure and it is open to each and every person. The article may be of interest to specialists in personnel management, psychologists and all those who is inter-ested in issues of management and social psychology.

Текст научной работы на тему «Психодиагностика сформированности лидерских качеств обучающихся как динамического профессионально-личностного образования»

УДК 316.46

ПСИХОДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ДИНАМИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Елена Сергеевна Снегова, к. пед. н.

ФГБОУ ВО «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия», Россия, г. Великие Луки

Российское общество на современном этапе развития характеризуется существенными преобразованиями во всех сферах его жизни. Эффективность деятельности личности в коллективе в большей степени зависит от ее инициативности и активности, от наличия умений наладить взаимоотношения с членами социальной группы, проявить свои возможности и т.д. В этих отношениях значимое место занимает лидерство. Сам лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, которые затрагивают их интересы, и определять направление и характер деятельности всей группы в целом. Лидерство в среде студенческой молодежи следует рассматривать как социально необходимый, естественный процесс самоуправления и координации взаимодействий и взаимоотношений между обучающимися в связи с целями и задачами деятельности. Социальная среда определяет как формальное положение лидера, так и действительную силу положения в конкретном контексте лидера. Структурные дефиниции и динамика лидерства как феномена психологической направленности являются важнейшей проблемой управления группами, коллективами, организациями. Начиная со студенческих лет, происходит формирование таких лидерских качеств, как управленческие качества, способности организаторского характера, умение сформировать группу, обеспечить ее сплочение, определить целевые установки, поставить перед группой значимые и необходимые задачи, сформулировать и реализовать сплачивающую группу программу - таковы современные требования к настоящему лидеру. Знание данного феномена позволяет осуществлять анализирующую деятельность, понимать и объяснять параметры лидерства как многогранного образования, утверждая, что лидерство - это путь, доступный каждой личности без исключения. Статья вызовет интерес специалистов в области управления персоналом, психологов, а также всех, кто интересуется вопросами психологии управления и социальной психологии.

Ключевые слова: лидерство, эмоциональный контроль, принятие решений, градация уровневых позиций, дифференциация, теории лидерства, целеустремленность, ответственность, личная мотивированность, толерантность, социальная компетентность.

Введение

Одной из важнейших проблем развития общественного характера в современном мире является проблема лидерства. Лидерство как явление социального плана многогранно [1, 3, 4, 7]. В мире научных позиций одни ученые определяют лидерство как «влияние», вторые - как «управ-

ление», третьи - как «принятие решений», а четвертые признают лидера только как «новатора», то есть того, кто «ведет вперед». Таким образом, лидерство - это способность одного человека влиять на общность или группу людей для достижения каких-либо целей, которые могут совпадать с целью деятельности

предприятия или же не совпадать и нести личностный характер или личную выгоду [5, 6].

Лидерские качества обучающейся молодежи - это динамическое профессионально-личностное образование, которое формируется в процессе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении и включает в себя компетенции следующей направленности:

- индивидуально-лидерскую: способность осуществлять реализацию природных задатков лидера, обладание умением самопрезентации и самомобилизации индивидуального потенциала;

- управленческо-лидерскую: способность влиять на других людей, умение ставить целевые установки, а следовательно, и определять пути их достижения в сфере внутригрупповых, эмоциональных отношений;

- коммуникативно-прогностическую: способность строить продуктивные эмоциональные и деловые взаимоотношения, реализовать собственный лидерский потенциал и потенциал других людей.

До сегодняшнего дня однозначного понимания термина «лидерство» нет. Каждый специалист, занимающийся исследовательской работой в этом контексте, давая свое определение, выделяет лишь определенные аспекты [5, 6]. Наиболее распространенными и общепризнанными теориями в этом контексте являются следующие.

Теория черт и ее разновидности возникли под влиянием исследований английского антрополога и деятеля психологии Ф. Гальтона, пытавшегося объяснить лидерство

на основе наследственности. Согласно ситуационной теории, лидерство - это в основном продукт ситуации. Системная теория лидерства утверждает, что лидер - это тот, кто лучше организует группу для решения конкретной задачи. К основным системным качествам и свойствам, которые характеризуют любого настоящего лидера, относятся [2, 3]: честность и прямота, целеустремленность, навыки правильной и грамотной речи, организованность, навыки и знания, мотивация, самоуверенность, интеллектуальный потенциал, коммуникабельность, наличие активной жизненной позиции, ответственность, порядочность, справедливость, умение слушать и слышать других людей, эмоциональный контроль, толерантность и т.д.

Цель исследования: изучить уровень и степень сформированно-сти лидерских качеств у обучающихся.

Объект исследования: обучающиеся 3 курса.

Предмет исследования: лидерские качества личности посредством психодиагностического тестирования.

Исходя из теоретического обоснования проблемы, лидерство -это не что иное как умение так организовать взаимодействие с людьми, чтобы у каждого из них появилось искреннее желание достичь поставленной лидером цели [6].

Материал и методы

Рядом авторов, Шкатуллой В.И., Жариковым Е., Крушельниковым Е., разработаны диагностические методики, направленные на определение

уровня и степени сформированности лидерских качеств, способностей и лидерского потенциала. К основным методам работы можно отнести теоретический анализ литературных данных, психодиагностическое тестирование, математическую обработку данных и интерпретацию результатов исследовательской работы.

Результаты и обсуждение

Нами было проведено изучение уровня и степени сформирован-ности лидерских качеств у обучающихся ВГСХА 3 курса высшего образования в количестве по выборке 51 человека, представителей всех факультетов образовательного

учреждения. Каждая методика направлена на выявление степени или уровня сформированности лидерских качеств в настоящий момент времени. В каждом методическом материале согласно ключу обработки существует 3 или 4 уровня выраженности изучаемых качеств, с характеристикой каждого.

В результате опроса по методике «Уровень лидерства» мы получили следующие показатели. Высоким уровнем лидерства обладают обучающиеся экономического факультета в 58,8% (10) случаев, обучающиеся факультета технологии животноводства и агроэкологии - в 53,0% (9) случаев, и, наконец, обучающиеся инженерного факультета - в 70,5% случаев (12).

По тесту «Лидер ли Вы?» градация уровней распределяется соответственно: от 0 до 49 баллов - низкий уровень, от 50 до 99 баллов -средний уровень, от 100 до 150 бал-

лов - высокий уровень. Так, на отметке среднего уровня показатели распределились следующим образом: экономический факультет -64,8% (11), факультет технологии животноводства и агроэкологии -88,3%, инженерный факультет -58,8% (10). Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство обучающихся решительны в своих действиях, обладают умением при необходимости дать полезный совет, принимают во внимание чужие мнения и желания. Относительно небольшое количество респондентов обладают характеристиками диктатора, способностью хорошего убеждения, настойчивостью и требовательностью к себе и окружающим.

В опроснике «Степень лидерства» градация уровней осуществляется следующим образом: до 25 баллов - низкая степень; от 26 до 3 5 баллов - средняя степень; от 36 д о 40 баллов - высокая степень, больше, чем 40 - очень высокая степень (предрасположенность к диктаторству). Так, обучающиеся экономического факультета в 53,0% (9) случаев обладают средней степенью и в 5,8% (1) случаев обладают высокой степенью. У обучающихся факультета технологии животноводства и агроэкологии - 35,2% (6) обладают средней степенью и 5,8% (1) обладают высокой степенью. И наконец, обучающиеся инженерного факультета в 64,8% (11) случаев обладают средней степенью и в 17,6% (3) случаев обладают высокой степенью лидерства.

После этого мы обобщили данные по трем факультетам в целом и получили следующее.

По «Уровню лидерства» можно констатировать, что высокий уровень развития лидерства показали 60,8%, 31,3% обучающихся показали средний уровень лидерства, а 7,9% - низкий уровень выраженности лидерства. Данные представлены на рисунке 1.

УРОВНИ

Высокий ■ Средний ■ Низкий

Р ^исунок 1 - Показатели уровня лидерства у обучающихся ВГСХА, %

Согласно методике «Лидер ли Вы?» 70,6% респондентов показали среднюю степень выраженности лидерства, высокую степень выраженности показали 29,4% респондентов. Опрос показал, что, по мнению респондентов, в среднем по группе такие качества, как осознание цели, влияние на окружающих и умение работать с группой у них развиты высоко, а управление собой, умение решать проблемы, наличие творческого подхода, знание особенностей

организаторской деятельности и организаторские способности развиты средне. На слабое развитие каких-либо лидерских качеств указано не было. Данные представлены на рисунке 2.

Данные по тесту «Степень лидерства» показывают, что 39,1% обучающихся обладают низкой степенью, 50,9% - средней и 10% - высокой.

Респонденты со средней степенью выраженности лидерства в основном адекватно оценивают уровень развития своих лидерских качеств, но, возможно, завышают уровень развития таких качеств, как осознание цели и организаторские способности. Данные представлены на рисунке 3.

Выводы

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в большей степени лидерские способности респондентов, принявших участие в исследовательской работе, развиты средне, что в свою очередь, опираясь и на наше исследование, и на данные литературных источников, является оптимальным аспектом социально-культурного развития личности.

СТЕПЕНЬ

■ Высокая ■ Средняя ■ Низкая

Рисунок 2 - Показатели опроса Рисунок 3 - Показатели

обучающихся ВГСХА по методике выраженности степени лидерства «Лидер ли Вы?», % у обучающихся ВГСХА, %

Мы полагаем, что для адекватного и ситуационно необходимого повышения уровня и степени развития лидерских качеств нужно:

- развивать качества индивидуальной, нравственной и интеллектуальной направленности;

- развивать умения и навыки быстро и правильно производить оценку ситуации, обладать знаниями и уметь учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов группы;

- вырабатывать мотивированность личной направленности, устойчивое желание быть лидером, уверенность в себе, готовность принимать решения и брать на себя ответственность, последовательность и упорство в реализации общих целевых установок и т.п.;

- обеспечивать социальную компетентность лидера и его доброжелательность в отношениях с членами группы.

Обществу на современном этапе развития необходимы актив-н ые и компетентные специалисты, которые в свою очередь способны самостоятельно решать задачи производственного плана, готовые взять на себя ответственность за их осуществление и реализацию, умеющие четко определять целевые установки своей профессиональной деятельности, осуществлять прогноз вариантов их достижения, преодолевать трудности, а также, умеющие грамотно строить взаимоотношения с другими людьми в социуме, осуществлять работу в команде, а след о ватель но, проявлять лидерские качества.

Исходя из вышеизложенного, ф е номен лидерства - это сложный и многогранный процесс социально-психологического развития групповой направленности, в результате которого и происходят возникновение и дифференциация групповой структуры, ее оптимизация и непрерывное совершенствование.

Библиографический список

1. Евтихов О. Психология управления персоналом. Теория и практика / О. Евтихов. -СПб.: Речь, 2010. - 320 с.

2. Евтихов О. Стратегии и приемы лидерства. Теория и практика / О. Евтихов. - СПб.: Речь, 2007. - 240 с.

3. Организационная культура / В.Г. Смирнова [и др.]; под ред. В.Г. Смирновой. - М.: Юрайт, 2019. - 306 с.

4. Психология лидерства: лидерство в социальных организациях / А.С. Чернышев [и др.]; под общ. ред. А.С. Чернышева. - М.: Юрайт, 2019. - 159 с.

5. Селезнева Е.В. Лидерство / Е.В. Селезнева. - М.: Юрайт, 2019. - 429 с.

6. Спивак В.А. Лидерство / В.А. Спивак. - М.: Юрайт, 2019. - 301 с.

7. Шалагинова Л.В. Психология лидерства / Л.В. Шалагинова. - СПб.: Речь, 2007. -464 с.

E-mail: 27lena79@mail.ru

182112 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Ленина д. 2, ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА

Тел.: (81153) 7-17-72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.