УДК 159.9.07
Т. Г. Киселева
Психодиагностический инструментарий оценки социальной одаренности детей
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-06-00503
В данной статье рассматривается понятие «социальная одаренность» в общесемантическом поле проблем, касающихся исследования одаренности в целом и социальной одаренности в частности. Автором проанализированы различные психологические и педагогические определения одаренности, на основании которых в качестве теоретической позиции утверждается мысль о том, что социальная одаренность может рассматриваться как одна из разновидностей общей одаренности, для которой характерны рефлексивный способ переработки информации; избирательная чувствительность к определенным сторонам действительности (в первую очередь, социальной действительности); повышенная собственная активность; повышенная познавательная потребность; высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству; наблюдательность, способность к быстрым вычислениям и т.п. В статье дано операциональное определение этого понятия, которое положено в основу экспериментального исследования. Автором обоснованы методы диагностики компонентов в структуре социальной одаренности, предложен соответствующий психодиагностический инструментарий с указанием ограничений в его применении, сделан акцент на психодиагностические принципы, которые должны быть соблюдены при организации диагностики и исследования компонентов социальной одаренности.
Ключевые слова: общая и социальная одаренность, психодиагностика компонентов социальной одаренности.
T. G.Kiseliova
Psychodiagnostic Instruments to Assess Children's Social Endowments
In this article the concept "social endowments" is considered in the all-semantic field of the problems concerning research of endowments in whole and social endowments in particular. The author analysed various psychological and pedagogical definitions of endowments on the basis of which as a theoretical position the thought that social endowments can be considered as one kind of the general endowments which are characterised with a reflexive way of processing of information; selective sensitivity to certain parties of reality (first of all, social reality); increased own activity; increased informative requirement; high insistence to results of own work, a tendency to set the superdifficult purposes and persistence to achieve them, a desire to excellence; observation, an ability to fast calculations, etc. In the article an operational definition of this concept which is the basis for the pilot study is given. The author proved methods of diagnostics of components in the structure of social endowments, corresponding psychodiagnostic instruments with the indication of restrictions in its use are offered, the emphasis is made on the psychodiagnostic principles which are to be done in organization of diagnostics and research of components of social endowments.
Keywords: general and social endowments, psychodiagnostics components of social endowments.
В связи с введением новых образовательных стандартов в психолого-педагогической литературе очень активно обсуждается вопрос о формировании метапредметных и личностных результатов. Чрезвычайно важной является проблема становления личности ребенка, его самосознания, формирования активной жизненной позиции. Мы разделяем эту точку зрения и в качестве одного из возможных личностных результатов рассматриваем становление лидерских качеств, проявляющихся в социально одобряемых видах деятельности, имеющих гражданскую, гуманистическую, нравственно-патриотическую направленность. Высшим уровнем развития вышеназванных качеств выступает социальная одаренность.
Социальная одаренность рассматривается нами как один из видов одаренности, выделенный на основе качественного критерия, отражающего специфику психических возможностей человека и особенностей их проявления в тех или иных видах деятельности, а именно ведущий вид деятельности и обеспечивающие его сферы психики. Мы разделяем точку зрения на общую одаренность, сформулированную в «Рабочей концепции одаренности» (под ред. Д. Б. Богоявленской), следовательно, социальная одаренность как частный случай общей одаренности -это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в социально ориентиро-
© Киселева Т. Г., 2014
ванной деятельности, связанной с мотивированием и организацией, стимулированием и кооперацией с другими людьми, для достижения целей, обеспечивающих благо как можно большего количества людей. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализована социальная одаренность. Развитие и саморазвитие лежат в основе формирования и реализации социальной одаренности.
Выделение социальной одаренности как особого вида одаренности связано с тем, что она включает и организационную одаренность, и высокий уровень интеллектуальных способностей, лидерские качества и способность к сопереживанию, а также готовности к служению людям, во благо людей, что создает новую систему ценностей и мировоззрений. Эта характеристика является своеобразным операциональным определением социальной одаренности, при этом исследователям социальной одаренности и практикам важно учитывать соотношение практических навыков и мотивационной структуры человека с признаками социальной одаренности, поскольку отсутствие хотя бы одного из них не позволит говорить о феномене социальной одаренности (это будет либо высокий уровень развития навыков, либо высоко замотивированная личность). В связи с этим трудно не согласиться с позицией выделения инструментального и мотивационного компонентов социальной одаренности. Интеграция этих характеристик дает возможность осуществить выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет социально одаренному человеку открывать новые приемы и закономерности, формировать качественно своеобразный индивидуальный стиль деятельности.
Итак, большинство исследователей одаренности выделяют в качестве отличительных признаков следующие характеристики:
- рефлексивный способ переработки информации;
- особый тип организации знаний, высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; легкость обобщения и интерпретации;
- большой объем метакогнитивных (управляющих, организующих) знаний;
- избирательная чувствительность к определенным сторонам действительности (в первую очередь, социальной действительности);
- повышенная собственная активность, сопровождающаяся переживанием чувства удовольствия;
- повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности;
- высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству;
- наблюдательность, способность к быстрым вычислениям и т.п.
Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка или подростка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков может служить основанием для более пристального внимания, углубленной диагностики, в том числе, организации психодиагностической деятельности.
Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии человека в целом или о каком-либо отдельно взятом психологическом свойстве. Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии сложились два его понимания. Одно из определений понятия «психодиагностика» относит его к специальной области психологических знаний, касающейся разработки и использования в практике различных психодиагностических средств. Второе определение термина «психодиагностика» указывает на специфическую сферу деятельности, связанную с постановкой психологического диагноза. Здесь решаются не столько теоретические, сколько сугубо практические вопросы, относящиеся к организации и проведению психодиагностики.
Научная и практическая психодиагностика решает ряд типичных для нее задач:
1. Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения.
2. Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.
3. Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.
4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.
Практическая психодиагностика - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности. Она может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно-психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи к психодиагностике выделяют ряд принципов и предъявляют определенные социально-этические требования.
Принцип соблюдения тайны психодиагностики предполагает неразглашение ее результатов без персонального согласия на это того лица, на котором проводилась психодиагностика. Этот принцип, прежде всего, касается совершеннолетних людей. Если речь идет о несовершеннолетних, например о детях старшего школьного возраста, то на разглашение результатов их психодиагностики обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц, несущих моральную и юридическую ответственность за детей. Исключение составляют лишь случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае, как правило, не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.
Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной (пригодность тестовых результатов для той цели, ради чего проводилось тестирование) и надежной, то есть давала такие результаты, которым вполне можно доверять. Под научным обоснованием понимается наличие большого, теоретически обобщенного опыта квалификации психодиагностических методик, оценки их состоятельности, сильных и слабых сторон. Публикуемые в настоящее время методики, как правило, не сопровождаются данными, указывающими на то, каким образом, они проверялись и в какой степени соответствуют принятым критериям научности.
Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается психодиагностике. Если
психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов психодиагностики для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использованы для решения его судьбы.
Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами.
Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Не разрешается, например, предлагать человеку такие практические рекомендации из результатов тестирования, которые для него бесполезны или могут привести к нежелательным, непредсказуемым последствиям.
При проведении диагностики обязательно соблюдение следующих морально-этических норм:
1. Человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли, за исключением особых случаев или судебной, или медицинской практики, оговоренных законом.
2. Перед проведением психологического тестирования человека необходимо предупреждать о том, что в процессе исследования он невольно может выдать такую информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознает.
3. Любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы.
4. Результаты тестирования предоставляются тестируемому в доступной для правильного понимания форме.
5. При тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования ребенка.
6. Если тестирование производится с целью определения уровня психологического развития человека, в конкурсном отборе, то человек также имеет право знать не только цели тестирования, но и то, кем и на какой основе о нем будут делаться выводы по итогам тестирования.
7. Основная ответственность за ненадлежащее применение на практике психологических тестов лежит на психологах, лицах и организациях, пользующихся ими.
Для проведения психодиагностического исследования необходимо тщательно подбирать психодиагностические методики. Среди направлений психодиагностического обследования социальной одаренности ведущее место принадлежит оценке системы мотивации. Мотивация бывает нескольких видов - мотивация достижений и мотивация избегания неудач; мотивация с ориентацией на процесс и с ориентацией на результат, мотивация на действия в будущем и мотивация здесь и сейчас.
Мотивация достижения - это специфический вид мотивации человека. Первым, кто выделил подобный вид мотивации, был Г. Мюррей. Мюр-рей дал следующее определение: «справляться с чем-то трудным. Справляться с физическими объектами, людьми или идеями, манипулировать ими или организовывать их. Делать это настолько быстро и независимо, насколько это возможно. Преодолевать препятствия и достигать высокого уровня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими и превосходить их. Увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей».
Далее разработка проблематики мотивации достижения продолжалась многими психологами. Американский ученый Д. МакКлелланд полагал, что потребность в достижении «является бессознательным побуждением к более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства». Характерными чертами людей с выраженной мотивацией достижения он считал: 1) предпочтение работать в условиях максимального побуждения мотива достижения (то есть решать задачи средней степени трудности); 2) мотивация достижения не всегда приводит к более высоким, чем у других результатам. А высокие результаты не всегда есть следствие актуализированного мотива достижения; 3) взятие на себя личной ответственности за выполнение деятельности, но в ситуациях низкого или умеренного риска, и если успех не зависит от случайности; 4) предпочтение адекватной обратной связи о результатах своих действий; 5) стремятся к поиску более эффективных, новых способов решения задач, то есть склонны к новаторству.
Иные представления о мотивации достижения развиваются немецким психологом
Х. Хекхаузеном. Согласно его взглядам, мотива-
ция достижения - «попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче». Характерные признаки мотивации достижения: 1) сама идея достижения предполагает две возможности: достигнуть успеха и потерпеть неудачу. У лиц с высокой мотивацией достижения выражена ориентация на достижение успеха; 2) мотивация достижения проявляется тогда, когда деятельность предоставляет возможности для совершенствования. Задачи должны быть средней степени трудности; 3) мотивация достижения ориентирована на определенный конечный результат, на цель. При этом для мотивации достижения «характерен постоянный пересмотр целей»; 4) для людей с высокой мотивацией достижения характерно возвращение к уже прерванным занятиям и доведение их до конца.
В отечественной психологии одним из наиболее авторитетных авторов по данной проблематике является Т.О. Гордеева. Под мотивацией достижения понимается мотивация достиженче-ской деятельности. Достиженческая деятельность - деятельность, связанная с целенаправленным преобразованием субъектом окружающего мира, себя, других людей и отношений с ними. Такая деятельность «мотивируется стремлением сделать что-то как можно лучше и/или быстрее, совершить прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в достижении, росте и самосовершенствовании».
Также в отечественной психологии мотивация достижении исследуется М.Ш. Магомед-Эминовым, который определяет мотивацию достижения как функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу ее осуществления. Можно выделить особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности: мотивация актуализации (побуждение и инициация деятельности), мотивация селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия), мотивация реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения), мотивация постреализации (процессы, направленные на прекращение действия или смену одного действия другим).
Таким образом, мы утверждаем, что оценка мотивационной сферы и, в первую очередь, мотива достижения успеха, является неотъемлемым компонентом для оценки социальной одаренности детей и подростков. Педагогам, работающим с социально одаренными детьми можно рекомендовать следующие диагностические методики для определения структуры и направленности мотивации:
1. Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет (Т. А. Нежнова. Модификация А. М. Прихожан)
2. Анкета по определению уровня школьной мотивации для детей 7-10 лет (Н. Г. Лусканова)
3. Опросник профессиональной готовности (ОПГ)
4. Проективная методика неоконченных предложений
5. Опросник преодолевающего поведения
6. Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (Т. В. Дембо - С. Я. Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан)
7. Методика диагностики учебной мотивации школьников (М. В. Матюхина. Модификация Н. Ц. Бадмаевой)
8. Карта профессиональных интересов и профессиональной направленности (модифицированная методика А.Е.Голомштока)
9. Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А. А. Реана)
10. Опросник ПД (потребности в достижениях) Ю. М.Орлова
11. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса
12. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса
13. Диагностика уровня личностной готовности к риску («PSK» К. Шуберта)
14. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости) Д. Крауна и Д. Марлоу
15. Исследование мотивационной сферы с помощью теста юмористических фраз (ТЮФ)
16. Тест-опросник измерения мотивации достижения (модификация тест-опросника А. Мехрабиана. Редакция М. Ш. Магомед-Эминова)
17. Тест-опросник для измерения мотивации аффиляции (модификация тест-опросника А. Мехрабиана. Редакция М. Ш. Магомед-Эминова)
18. Диагностика мотивационной структуры личности (В. Э. Мильман)
Следующим психолого-педагогическим феноменом, входящим в структуру социальной одаренности, а, следовательно, нуждающимся в оценке и диагностике, выступает стрессоуствой-чивость.
Стрессоустойчивость - термин, характеризующий некоторую совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.
Для оценки стрессоустойчивости детей можно рекомендовать следующие психодиагностические инструменты:
1. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Холмс и Раге)
2. Стресс-тест для определения стрессо-устойчивости (Т. А. Немчинов, Тейлор)
3. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К. К. Яхин, Д.М. Менделевич)
4. Опросник УСК (уровень субъективного контроля) (Дж. Роттер. Адаптация Бажина Е. Ф., Голынкиной С.А., Эткинда А. М.)
5. Методика «Прогноз» для оценки нервно-психической неустойчивости (НПУ)
6. Шкала для психологической экспресс-диагностики уровня невротизации (УН)
Следующим компонентом в структуре социальной одаренности выступает социальный интеллект. Хотелось бы подчеркнуть, что существует разрыв между школьной успеваемостью ребенка и уровнем его одаренности. Зачастую нестандартное мышление такого ребенка, стремление находить свои способы решения задач не только не оценивается, а напротив, подавляется педагогами, расценивается как невыполнение требований и правил. В связи с этим оценка умственного потенциала индивида имеет большое значение в общей структуре диагностики социальной одаренности. Тесты интеллекта отличаются большой вариативностью и могут оценивать способности человека устанавливать логические отношения, классифицировать, рассуждать по аналогии, обобщать и др. Иногда интеллектуальные задачи строятся из рисунков, геометрических фигур, а иногда представлены в вербальной форме. Для диагностики интеллектуальной составляющей можно рекомендовать следующие методики:
- Тест интеллекта Р. Амтхауэра
- Прогрессивные матрицы Равена для изучения логичности мышления
- Шкала Стэнфорд - Бине
- Тест Р. Кэттела
- Тестовые батареи Векслера
- Тест для оценки интеллекта Г. Айзенка
- Тест для оценки интеллекта Д. Эванса
- Диагностика интеллекта «Рисунок человека» Гудинафа - Харриса и др.
Наконец, невозможно говорить о социальной одаренности без оценки коммуникативных способностей, склонности к лидерству, умению повести за собой. С этой целью могут быть использованы следующие методики:
- Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
- Исследование уровня эмпатийных тенденций (И. М. Юсупов)
- Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
- Методика исследования коммуникативных установок личности МИКУ (А. Н. Ивашов, Е. В. Заика)
- Многофакторный личностный опросник (Р. Кеттелл)
- Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховский)
- Пятифакторный личностный опросник Маккрае - Коста («Большая пятерка»)
- Тестовая карта коммуникативной деятельности (А. А. Леонтьев).
Решение задач, связанных с оценкой уровня развития социальной одаренности, может быть значительно облегчено, если воспользоваться системой электронных тестов, предлагаемых межрегиональным ресурсным центром по поддержке одаренных детей и подростков ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Подробную информацию о направлениях деятельности этого центра и многие из методик, проанализированных в данной статье, легко найти на сайте [3].
Разнообразие и значимость задач, которые приходится решать педагогу, работающему с детьми с признаками одаренности, позволяют говорить о наличии в структуре его деятельности особого компонента - психодиагностической функции. Психодиагностическое мастерство не возникает спонтанно, оно формируется в течение профессиональной деятельности и определяется, в первую очередь, его собственным социальным интеллектом, способностью разбираться в людях, в их межличностных отношениях, умением вчув-
ствоваться в переживания другого. Представленные в данной работе материалы призваны помочь педагогу дополнительного образования в освоении этих навыков.
Библиографический список
1. Рабочая концепция одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской [Электронный ресурс] / Московский городской психолого-педагогический университет. Электронная библиотека // http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm (дата обращения: 27.05.2013)
2. Описания психологических тестов [Электронный ресурс] / Психологическая лаборатория // http://vch.narod.ru/file.htm (дата обращения:27.05.2013)
3. Межрегиональный ресурсный центр по поддержке одаренных детей и подростков ЯГПУ им. К.Д. Ушинского [Электронный ресурс] // http://mrcyspu.ucoz.ru/
Bibliograficheskij spisok
1. Rabochaya kontseptsiya odarennosti / pod red. D.B. Bogoyavlenskoj [EHlektronnyj resurs] / Moskovskij go-rodskoj psikhologo-pedagogicheskij universitet. EHlek-tronnaya biblioteka // http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm (data obra-shheniya: 27.05.2013)
2. Opisaniya psikhologicheskikh testov [EHlektronnyj resurs] / Psikhologicheskaya laboratoriya // http://vch.narod.ru/file.htm (data obrash-heniya:27.05.2013)
3. Mezhregional'nyj resursnyj tsentr po pod-derzhke odarennykh detej i podrostkov YAGPU im. K.D. Ushin-skogo [EHlektronnyj resurs] // http://mrcyspu.ucoz.ru/