Научная статья на тему 'ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ И ПОМОЩИ ДЕТЯМ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ И ПОМОЩИ ДЕТЯМ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аутизм / расстройство аутистического спектра / детский аутизм / autism / autism spectrum disorder / childhood autism

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ахмедова Эльмира Магомедгаджиевна, Цебро Галина Олеговна

За последние десятилетия количество людей с диагнозом «аутизм» значительно увеличилось, поэтому актуальность изучения этой темы очевидна. Однако научное сообщество до сих пор не пришло к единому мнению относительно того, является ли аутизм заболеванием или нет. Если рассматривать аутизм не как патологию, а как особый способ структурирования субъекта и субъективации в языке, то можно избавиться от клейма «болезни» и найти другой подход к аутистическому субъекту, вместо того чтобы стигматизировать его и подводить к какой-то определенной норме. Основная задача заключается в возможности через психоаналитическую практику снять клеймо «патологичности» с аутистического субъекта для последующего изучения данного феномена. Статья посвящена актуальной в настоящее время теме психоаналитического подхода в понимании детей с расстройством аутистического спектра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PSYCHOANALYTIC APPROACH TO UNDERSTANDING AND HELPING CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER

Over the past decades, the number of people diagnosed with autism has increased significantly, so the relevance of studying this topic is obvious. However, the scientific community has not yet reached a consensus on whether autism is a disease or not. If we consider autism not as a pathology, but as a special way of structuring the subject and subjectivation in language, then we can get rid of the stigma of “disease” and find another approach to the autistic subject, instead of stigmatizing it and bringing it to a certain norm. The main task is to make it possible through psychoanalytic practice to remove the stigma of “pathology” from an autistic subject for further study of this phenomenon. The article is devoted to the currently relevant topic of the psychoanalytic approach in understanding children with autism spectrum disorder.

Текст научной работы на тему «ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ И ПОМОЩИ ДЕТЯМ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ И ПОМОЩИ ДЕТЯМ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Ахмедова Эльмира Магомедгаджиевна, К.п.н., доцент кафедры общей и клинической психологии, ОЧУ ВО «Московская международная академия» Цебро Галина Олеговна, Аспирант 1 курса ОЧУ ВО «Московская международная академия»

Аннотация. За последние десятилетия количество людей с диагнозом «аутизм» значительно увеличилось, поэтому актуальность изучения этой темы очевидна. Однако научное сообщество до сих пор не пришло к единому мнению относительно того, является ли аутизм заболеванием или нет. Если рассматривать аутизм не как патологию, а как особый способ структурирования субъекта и субъективации в языке, то можно избавиться от клейма «болезни» и найти другой подход к аутистическому субъекту, вместо того чтобы стигматизировать его и подводить к какой-то определенной норме. Основная задача заключается в возможности через психоаналитическую практику снять клеймо «патологичности» с аутистического субъекта для последующего изучения данного феномена.

Статья посвящена актуальной в настоящее время теме психоаналитического подхода в понимании детей с расстройством аутистического спектра.

Ключевые слова: аутизм, расстройство аутистического спектра, детский аутизм.

A PSYCHOANALYTIC APPROACH TO UNDERSTANDING AND HELPING CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER.

Elmira M. Akhmedova, Ph. D., Associate Professor of the Department of General and Mathematical Psychology, OCHU VO "Moscow International Academy", Moscow, Galina O. Tsebro, 1st year postgraduate student of the Moscow International Academy

Abstract. Over the past decades, the number of people diagnosed with autism has increased significantly, so the relevance of studying this topic is obvious. However, the scientific community has not yet reached a consensus on whether autism is a disease or not. If we consider autism not as a pathology, but as a special way of structuring the subject and subjectivation in language, then we can get rid of the stigma of "disease" and find another approach to the autistic subject, instead of stigmatizing it and bringing it to a certain norm. The main task is to make it possible through psychoanalytic practice to remove the stigma of "pathology" from an autistic subject for further study of this phenomenon.

The article is devoted to the currently relevant topic of the psychoanalytic approach in understanding children with autism spectrum disorder.

Keywords: autism, autism spectrum disorder, childhood autism.

Аутизм обычно определяется как расстройство развития нервной системы, которое затрагивает несколько аспектов жизни человека. Диагностические критерии DSM-V включают нарушения вербальной и невербальной коммуникации, дефицит социальных взаимодействий, ограниченное и повторяющееся поведение, а также гипер- или гипочувствительность к определенным сенсорным раздражителям.

Несмотря на увеличение числа случаев аутизма за последние три десятилетия, исследования и общественная осведомленность по этому вопросу увеличились, окончательной этиологии аутизма до сих пор нет, за исключением набора факторов риска.

Аутизм был выделен как отдельный психологический синдром в середине двадцатого века Лео Каннером и Гансом Аспергером. Ранее аутизм считался уникальной формой психоза, известной как «детский психоз», из-за раннего проявления симптомов.

Основополагающая статья Каннера «Аутистические нарушения аффективного контакта» впервые выделила аутизм из области психоза и обозначила его как отдельный синдром.

Среди многих определяющих характеристик, выведенных из поведения его аутистических пациентов, Каннер выделял: позднее приобретение лингвистических навыков; механическое использование языка (в основном сосредоточено на использовании существительных и личных местоимений); попугайное повторение звуков и слов («отсроченная эхолалия»); общее игнорирование присутствия других людей; обращение с людьми как с вещами; неблагоприятная реакция на громкие звуки и движущиеся предметы; плохо скоординированная походка; а также зацикленность на определенной еде. Эти уникальные аутистические черты были обозначены Каннером в рамках двух оригинальных категорий: «одинаковость» и «одиночество».

Можно наблюдать отголоски идей Ф. Тастина, которые представлены в достаточно подробной форме. Тастин отмечает, что органический аутизм связан с повреждением мозга и нарушениями сенсорной системы, в то время как психогенный аутизм является механизмом преодоления, аналогичным посттравматическому стрессовому расстройству. Она считает, слияние матери и дитя как недифференцированное инфантильное слияние образуют травматическую рану. Таким образом, аутизм является «непроницаемой защитой».

Тастин подчеркивает, что «чрезмерная близость» между матерью и ребенком мешает формированию «объективных отношений» и делает физическое отрывание от реальности невыносимо интенсивным. Аутичные дети реагируют на это особенно чувствительно в самосознании и ищут объекты, которые окружают их защитной сенсорной оболочкой. Тастин также обсуждает роль «аутичных объектов», которые имеют своеобразные характеристики для каждого ребенка.

В своей клинической работе она заметила, что «аутичные объекты, по-видимому, останавливают «кровотечение», блокируя рану. Они также, по-видимому, затыкают пропасть между парой матери и дитя, чтобы скрыть осознание телесной обособленности».

Для лучшего понимания и анализа аутистических субъектов стоит обратить внимание на Ноки Хигисаду и Тито Раджарши Мукхо Падхьяй, которые являются авторами книг

Наоки Хигасида публиковал стихи, романы и эссе в своей родной Японии. В «Причине, по которой я прыгаю». Наоки отвечает на ряд вопросов, которые часто задают аутичным людям. В своих ответах Наоки часто возвращается к языку. Он описывает необходимость «закрепить» свои слова с помощью алфавитной сетки, чтобы не «утонуть в потоке слов». Его речь осложняется «словесным мусором», который он непроизвольно извергает. Хигасида предполагает, что дети-аутисты «не используют достаточно слов, и их языковая недостаточность становится источником всех проблем». Он также утверждает, что люди с аутизмом рождаются вне культуры и не ощущают, что «их тело принадлежит им». По его мнению, аутизм не основан на «дисфункциональной» нервной системе, а скорее является «эмоцией, вызывающей ненормальные реакции».

Тито Раджарши Мукхо Падхьяй считал «Если мои губы не двигаются, как я могу говорить?». Данная цитата была написана, когда он был подростком. В этой работе Тито рассказывает о своем опыте взросления в Индии перед переездом в США вместе с матерью. Основная идея, заложенная в этой книге, - это путешествие Тито к изменению своего взгляда на мир. От отражения в зеркале, экзистенциальной веры в свою тень до отчаянного желания продвинуться по ступеням иерархии - Тито искал убежище от своих хаотичных эмоций. Его

мать сыграла важную роль в его жизни и верила в его способность к обучению, несмотря на не слишком оптимистичные прогнозы экспертов.

Тито ярко описывает, что существует очень маленькая разница между творческим воображением и реальным опытом. Его эмоции изменяются интенсивно и неосознанно. Он признает, что иногда недооценивал свое окружение, а иногда переоценивал его. Он сражался с чрезмерной связанностью и добавлением лишних элементов к уже существующим. Когда врач просил его назвать объекты, которые были перед ним, ему было трудно разобраться в сложности и связях между ними. Он имел трудности с запоминанием имен, особенно когда видит лица, но изображения в журнале, но они были застывшими и неизменными. Более того, повторное представление изображений успокаивает его глаза. Тито говорит: «Мой аутизм -это живой опыт, мое взаимодействие и отношение с различными аспектами мира - местами, людьми, атмосферой и взаимодействиями».

Лакан в основном утверждал, что, несмотря на кажущуюся немоту, аутичные субъекты на самом деле являются субъектами языка, точно так же как невротические, психотические и перверсивные субъекты. Он подчеркнул их уникальную связь с языком и начал разрабатывать наиболее рудиментарную форму идентификации, обеспечиваемую этой связью.

Аутизм в значительной степени определяется нарушением способности человека к общению, вербальному и невербальному. Аутистический спектр включает людей, склонных к очень буквальному использованию языка, отсутствию смысла и подтекстовых элементов, до полного мутизма. Аутизм, который происходит от греческого слова «аутос», что означает «я», относится к особому отношению к окружающему миру, проявляющемуся в отсутствии зрительного контакта - это еще одна характеристика, свойственная людям с аутизмом. В этом смысле аутисты могут оставаться равнодушными к окружающим, либо испытывать затруднения в социальном поведении.

Предполагается, что в базовой структуре языка есть что-то неизбежное и универсальное, независимо от того, аутичен ли человек или нет.

В книге «Почему я прыгаю» Наоки Хигасида приводит несколько увлекательных примеров. Он отмечает, что эмоции радости и грусти физически влияют на аутистов. Когда что-то эмоционально затрагивает их, их тело сжимается, словно молния. Наоки описывает свой опыт прыжков, где его эмоции «выпрыгивают вверх». Это взрывное движение позволяет частям его тела ощущать свободу и двигаться так, как ему хочется. По его мнению, дети-аутисты недостаточно используют слова и нам никогда не понять их. Когда у человека с аутизмом трудно, эти эмоции безвозвратно заполняют его тело, еще больше запутывая его чувства. Они никогда не ощущают, что тело принадлежит именно им, оно постоянно нестабильно и неуправляемо. Наоки отмечает прямую связь между телом и языком.

Описания Наоки о молниях, запутанных эмоциях и неуправляемом теле расширяют представление об удовольствии, выходящем за пределы обычных ощущений. Они приводят примеры того, как удовольствие может быть «невозможным» в том смысле, что оно исключает неаутентичный субъект. Факт того, что Наоки описывает аутизм как комбинацию «неполных слов» и интенсивных эмоциональных состояний, показывает, насколько глубока связь между смыслом, объектом и удовольствием. Отсутствие слова может указывать на то, что обычно он отрицает - удовольствие, которое некуда деть.

Наоки затрагивает интригующе похожий феномен, когда пишет о своем «странном голосе... голосе, который я не могу контролировать...». Я пытаюсь, это действительно больно, как будто я пережимаю себе горло». Этот голос «сбалтывает не потому, что я этого хочу; это больше похоже на рефлекс». Он извергает «словесный мусор, ни к чему не относящийся». Здесь «чужое звучание» голоса сопровождается невольным присутствием наслаждения. (В книге «Как я могу говорить, если мои губы не двигаются?» Тито Мухо Падхьяй делится схожим опытом, вспоминая о том, как он неоднократно слышал свой собственный голос, смеющийся и кричащий, а также другие голоса. Эти впечатления от звуковых объектов

также воспринимаются с разных точек зрения. Наоки, с одной стороны, теряет способность понять сказанное и пишет о том, что он словно тонет в речи. Тито, напротив, описывает свою «тревогу» перед настоящими звуками окружающего мира. При аутизме очевидны дефекты в обработке звуковой информации, и люди часто сообщают о том, что звуки слов воспринимаются независимо от их значения, что делает фонологический аспект бессмысленным и «противоречащим смыслу».

В ответ на вопрос: «Почему ты не смотришь в глаза, когда говоришь?» Наоки предлагает: «На самом деле мы смотрим на голос другого человека. Голоса могут быть невидимыми вещами, но мы пытаемся слушать другого человека всеми нашими органами чувств».

В связи с этими выводами можно рассматривать аутизм как ни к чему не обязывающий «способ существования» в языке. При аутизме необходимо переосмыслить само появление Другого. Структурно иное отношение к материнскому Другому будет иметь глубокий след, влияя на усвоение языка.

В конце XX века, а если быть точнее, в начале 1950-х годов Розин Лефорт проводила психоаналитическое лечение в детском доме под Парижем, где работала врачом-педиатром. Сеансы, которые она проводила ежедневно с двумя детьми, были подробно описаны в книге «Рождение другого». В этой книге автор рассказывает о том, как он применял психоаналитическую теорию для лечения детей, не умеющих говорить. Эти клинические наблюдения и последующий анализ легли в основу лакановского подхода к пониманию аутизма.

В последние годы появилась новая методика терапии, предложенная Лорен и Малевалем, известная как «терапия родства» или в народе «диснеевская терапия». Они рассматривают эту методику как пример терапевтического подхода к эмоциональной жизни аутистических людей. Основной идеей этого подхода является перенос фокуса терапии с учителя на самого человека. Таким образом, активности исследуют границы аутистического состояния и стремятся проникнуть в глубину психологической сферы, в которой человек не находится под полным контролем своего сознания. Это позволяет раскрыть новые возможности для развития и самовыражения аутистических людей.

Это предполагает комфортное и этическое пространство для аутистического субъекта. Основным механизмом работы является «общая способность данной терапии создавать пространство, которое одновременно создает потребность в «заполнении»» или нехватки.

В конечном счете Малеваль задается вопросом, могут ли знания, полученные с помощью методов обучения, строго изменяющих поведение, быть осмысленно усвоены. Он скептически относится к практикам, которые «делят эмоциональную жизнь на когнитивные элементы», потому что они упускают из виду тот факт, что «эмоциям не учат».

Малеваль считает психоанализ уникальним способным «слушать другого человека» и «способствовать уважению к сингулярному и его непоглощению всеобщим». Такого рода слушание пытается привлечь внимание к гетерогенности аутизма на индивидуальном уровне.

Литература

1. Ахмедова Э.М., Пашина С.А. Современные образовательные технологии преподавания в вузе // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 66. - Ч. 2. С. 27-30.

2. Долар М. Голос и ничего больше / М. Долар / Пер. с англ. А. Красовец; Предисл. В. Мазина. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2018. - 384 с.

3. Лакан Ж. Еще Семинары: Книга XX / Ж. Лакан. - Пер. с фр./А. Черноглазова. М.: Издательство "Гнозис",. Издательство "Логос". 2011. - 176 с.

4. Лакан Ж. Четыре основные понятия психоанализа. Семинары: Книга XI / Ж. Лакан. -Пер. с фр./ Перевод А. Черноглазова. М.: Издательство «Гнозис», Издательство «Логос». 2004. - 304 с.

5. Лапланш Ж., Понталис, Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис; перевод с франц. Н. С. Автономовой. — Москва: Высшая школа, 1996. — 623 с.

6. Autism Spectrum Disorder (ASD). Centers for Disease Control and Prevention. [Электронный ресурс] URL: http://www.cdc.gov/ncbddd/autism/data.html. (Дата обращения: 11.11.2023).

7. Higashida Naoki, Ka Yoshida, and David Mitchell. The Reason I Jump the Inner Voice of a Thirteen-year-old Boy with Autism. New York: Random House, 2013, 208 p.

8. Lefort Rosine, Robert Lefort and Leonardo Rodriguez. Birth of the Other. Translated by Marc Du Ry and Lindsay Watson. Urbana: Univ. of Illinois Press, 1994, 358 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.