Научная статья на тему 'Психическое здоровье детей и детско-родительские отношения: взаимосвязи и оценка возрастных изменений'

Психическое здоровье детей и детско-родительские отношения: взаимосвязи и оценка возрастных изменений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
714
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ВОЗРАСТНАЯ СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ / ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тихонова Инна Викторовна

Статья посвящена теоретическому анализу исследований вклада семейных факторов в психическое здоровье. Так же представлены результаты изучения отдельных характеристик психического здоровья в дошкольном, младшем школьном, подростковом возрасте. При анализе данных сделан акцент на динамику признаков психического неблагополучия и детско-родительских отношений при взрослении ребенка. Выявлено, что младший школьный возраст является периодом появления и усиления психопатологической симптоматики, а в детско-родительских отношениях усиливается симбиотичность, снижается доверие, меняются отношения с матерью. Установлено, что с признаками психического неблагополучия связаны недостаточность родительского принятия, доверия, демонстрация матерью негативных эмоций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тихонова Инна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children’s mental health and relationship with parents: interrelations and assessment of age changes

The article is devoted to the theoretical analysis of research on the contribution of family factors to mental health. It also presents the results of the study of some signs of mental health in preschool, primary school periods, and in teenage. The dynamics of signs of mental ill-being and parent-child relationships as a child grows is analysed. It is revealed that the younger school age is the period of appearance and intensification of psychopathological symptoms. In parent-child relationships, symbiosis increases, confidence decreases, and relationships with mothers change. It has been established that parental rejection, lack of trust, and the demonstration of negative emotions by the mother are associated with signs of mental ill-being.

Текст научной работы на тему «Психическое здоровье детей и детско-родительские отношения: взаимосвязи и оценка возрастных изменений»

УДК 159.92

Тихонова Инна Викторовна

кандидат психологических наук, доцент Костромской государственный университет

inn.07@mail.ru

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ВЗАИМОСВЯЗИ И ОЦЕНКА ВОЗРАСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект 18-413-440001

Статья посвящена теоретическому анализу исследований вклада семейных факторов в психическое здоровье. Так же представлены результаты изучения отдельных характеристик психического здоровья в дошкольном, младшем школьном, подростковом возрасте. При анализе данных сделан акцент на динамику признаков психического неблагополучия и детско-родительских отношений при взрослении ребенка. Выявлено, что младший школьный возраст является периодом появления и усиления психопатологической симптоматики, а в детско-родительских отношениях усиливается симбиотичность, снижается доверие, меняются отношения с матерью. Установлено, что с признаками психического неблагополучия связаны недостаточность родительского принятия, доверия, демонстрация матерью негативных эмоций.

Ключевые слова: дети и подростки, психическое здоровье, семейные отношения, детско-родительские отношения, возрастная специфика психического неблагополучия, этиологические факторы, возрастная динамика детско-родительских отношений.

В качестве значимой ценности современного общества провозглашается сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и подростков. Об этом свидетельствует, транслируемая органами власти, политика государства. Одним из стратегических документов в этой области является Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» и последовавший за ним «План основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства», который активизировал как медицинское, так и педагогическое профессиональное сообщество. Кроме социальной актуальности проблема психического здоровья в детском возрасте определяется противоречием между наличием глобальной цели любого цивилизованного общества (и образовательных институтов в частности) обеспечить гармоничное развитие личности и реальным ухудшением нервно-психических показателей в детском и подростковом возрасте. Особенно привлекает внимание исследователей и практиков состояние здоровья школьников. По мнению Н.И. Кацкур влияние на нервно-психическое состояние учащихся оказывает «интенсификация умственной деятельности, связанная с растущим объемом информации, постоянной модернизацией учебных программ, применением инновационных педагогических технологий, компьютеризацией учебного процесса» [6, с. 100]. Г.А. Гончарова, Д.С. Надеждин отмечают, что регистрируется «увеличение заболеваемости учащихся практически по всем классам болезней, ухудшение их психического и физического развития, повышение уровня невротизации, снижение успеваемости, социальной адаптации и уровня физической подготовленности на фоне выраженной гиподинамии» [3, с. 20]. Анализ результатов трехлетнего мониторинга, проведенного В.В. Захарен-

ковым и И. Л. Левиной, показал, что 60% школьников имеют низкий уровень психического здоровья и нуждаются в помощи психолога. У школьников чаще всего регистрируются нарушения психического здоровья. На психологическом уровне в виде неблагоприятного эмоционального состояния, высокой тревожности. На клиническом - распространены проявления астенического синдрома, синдром дефицита внимания с гиперактивностью и расстройства школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия) [4, с. 67]. По данным опросов, проводившихся в Северной Америке и других регионах мира, «примерно 1 ребенок из 5 сталкивается с трудностями в области психического здоровья, которые значительно снижают качество его жизнедеятельности, а примерно 1 из 10 детей страдает тем или иным психическим расстройством» [11, с. 34]. Такое состояние здоровья школьников делает остро значимыми задачи предупреждения нервно-психических расстройств, что в свою очередь формирует научную необходимость в новейшем изучении причинно-следственных отношений между этиологическими факторами и уровнем психического здоровья подрастающего поколения.

Современные теории причинности в медицине, отказавшись от монокаузалистического (выделение единственной причины нарушения или болезни) подхода, избегая кондиционализма (утверждающего эквипотенциальность причин), говорят о необходимости выделения производящего этиологического фактора и факторов, выступающих в качестве условия. Долгое время при рассмотрении роли переменных, определяющих психическое здоровье ребенка, большое значение придавалось «органическим» (включающим различные характеристики человеческого организма) и «внутриличностным» (внутренние характеристики личности - когнитивные способности, эмо-

238

Вестник КГУ 2018

© Тихонова И.В., 2018

ции и т.д.). «Межличностные» (характеристики взаимодействия ребенка с окружением - родитель, сверстники и т.д.) факторы если не отрицались, то переводились на уровень незначительных «условий». Современные модели биопсихосоциальной природы психического здоровья утверждают необходимость ухода от жестких линейных конструкций «причина-следствие» и предлагают говорить о психическом здоровье как о целостном понятии, в котором существуют связи между разными уровнями факторов (биологическими, психологическими и социальными), каждый из которых выполняет свою избирательную функцию [14]. Так В.Б. Куз -нецовой доказано, что «в процессе развития устойчивые индивидуальные особенности постоянно взаимодействуют с факторами ближайшего окружения, которые могут смягчать или усиливать воздействие биологических факторов на психологическое здоровье» [7].

Роль социального окружения в психическом развитии ребенка и при его нарушениях в настоящий момент активно рассматривается и в медицинском подходе. Так Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков определяет факторы окружающей среды не только как физические, но и социальные - как «среду отношений, в которой люди живут и проводят своё время», а так же утверждает, что «социальное окружение остается значимым фактором на протяжении всего периода развития, но характер и сложность, степень воздействия окружения меняется, начиная с раннего детства и до подросткового периода» [10, с. 14]. Признание значимости ближайшего окружения в развитии ребенка, его влияния на жизненное функционирование привело к росту интереса к роли семейных факторов в этиологии психических заболеваний в психологии.

А.Б. Холмогорова, анализируя психологические исследования семейных факторов психических расстройств, делает вывод о их важном вкладе в возникновение и течение психических расстройств. Семья может выступать не только в качестве прямого источника психической травмы, например, когда имеет место физическое насилие со стороны родителей, но и способствовать травматизации через дисфункции структуры, микродинамики, идеологии [15]. Такие выводы подтверждаются довольно разнообразными теоретико-эмпирическими данными других исследователей. Например исследование А.В. Варшал, проведенное в рамках клинической практики, где респондентами выступали дети, обратившиеся к психиатру, показало, что семейными факторами риска являлись неполная семья, наличие отчима, низкая обеспеченность, злоупотребление алкоголем в семье, низкое образование матери, применение телесных наказаний, мужской пол ребенка, поло-

жение единственного ребенка, курение, а наибольшее значение имели обеспеченность и сплоченность семьи, хорошая школьная успеваемость [2, с. 123]. Изучая нарушения функций семейной системы, предрасполагающие к психосоматическим расстройствам, В.Г. Булыгина, М.Ю. Белякова, Л.В. Абольян выявили, что таковыми являются: недостаточное вербальное выражение эмоциональных проблем, включая конфликт; трудности в установлении поведенческих ограничений для детей; «обусловленное болезнью поведение»; наличие в анамнезе родителей соматоформных расстройств, тревоги или депрессии [1]. Е.В. Куфтяк, О.В. Магденко, О.В. Уйманова, Е.В. Чистякова доказывают в эмпирическом исследовании, что «недостаток в эмоциональной привязанности ребенка к матери предрасполагает к поведенческим проблемам» [8, с. 61]. В ранее проводимых нами исследованиях была установлена специфика отношений в семьях детей испытывающих страхи, выражающаяся в нарушении семейной иерархии, расширении родительских чувств у матерей, избирательности внимания отцов [13].

Таким образом, значение семейных факторов в этиологии и патогенезе психических расстройств неоспоримо, но научное знание взаимосвязи специфических характеристик семьи и проявлений психических дисфункций недостаточно сформировано.

Целью нашего проекта является изучение влияния индивидуально-личностных особенностей и социальных факторов на психическое здоровье детей. В проведенном нами пилотажном исследовании решались задачи определения возрастной динамики признаков психического неблагополучия в детском и подростковом возрасте и выявление их взаимосвязей с семейными факторами. Основным исследовательским методом был метод поперечных срезов, обработка результатов исследования осуществлялась с помощью статистических методов.

Выборку составили 12 детей старшего дошкольного возраста (средний возраст детей 5,8 лет, все дети посещают дошкольные образовательные учреждения), 20 младших школьников (средний возраст 8,6 лет) и 25 подростков (средний возраст 14,6 лет). Из 57 детей и подростков 30 респондентов мужского пола, 27 - женского. А так же их родители - 57 человек, из которых 53 респондента женского пола (мамы), 4 респондента мужского пола (папы). Для выявления признаков психического неблагополучия был использован метод экспертных оценок. Респондентам предлагались следующие методики: опросник жалоб ребенка (BFB-K, Hock K., Hess H., Schwarz E., 1978), карта наблюдения Д. Стотта. Выбор данных методик определялся пониманием психического здоровья в соответствии с определением ВОЗ как «состояния благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с жизненными

Разд ражител ьность*

^0,15 0,08

Прогулы в школе*

0,35

0

^41

Трудности дисципл.*

Отказ ходить в шк., д/с*

'///////////////////Л035 0,08

И Подростки В Мл. школьники ■ Дошкольники

Депрессия*

Нарушение осанки*

0,48 0,5

Забывчивость*

0,33

Рис. 1. Признаки психического неблагополучия в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте

Статистические показатели выявленных различий по методике карта наблюдений Д.Стотта в исследуемых группах

Таблица 1

0

0

Дошкольники Мл. школьники Значение критерия U Уровень значимости

Недоверие к новым людям, вещам, ситуациям 1,7 1,5 58,500 0,015

Дефицит социализации 3,35 5 61,000 0,020

стрессами...» [12], то есть адаптироваться. А так же ориентацией на данном этапе исследования на клинико-нозологический подход, который определяет разноуровневые признаки психических недугов, а не фиксирует наличие обеспечивающих здоровье психических свойств (профилактический подход). Для изучения детско-родительских отношений использовался детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е. Бене-Антони (в модификации И.М. Марковской) и опросник родительских отношений Варги-Столина [9].

Результаты исследования (на рисунке 1 представлены результаты попарного сравнения с достоверной значимостью различий между возрастными периодами - p< 0,05) позволяют выделить как специфические для каждого изучаемого периода признаки психического неблагополучия, так и понять динамику их развития. На основании анализа частоты встречаемости выявляются манифестирующие в младшем школьном возрасте депрессивные знаки, проблемы с осанкой (данный симптом может рассматриваться как признак астении и гиподинамии), появляются прогулы. В дошкольном возрасте родителей чаще всего беспокоят трудности запоминания. Младший школьный возраст характеризуется усилением психопатологической

симптоматики, которая наблюдалась ранее в редких случаях, это - протестные реакции, связанные с посещением образовательного учреждения, появляются прогулы, нарастают раздражительность и трудности дисциплины. Интересным является полученный в данном исследовании факт - в подростковом возрасте данные проявления либо остаются на прежнем уровне, либо идут на спад.

Результаты исследования с помощью карты наблюдения Д. Стотта представлены в таблице 1. Статистический анализ выявил значимые различия только по двум показателями между респондентами дошкольного и младшего школьного возраста.

В исследуемых выборках наблюдается появление проблем адаптации при переходе от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Можно говорить о нарастании недоверия ко всему новому, в том числе к ситуациям общения с новыми людьми, узнавания новых мест, предметов, получению новых знаний. Младшие школьники начинают испытывать трудности в проявлении инициативы, замкнуты, насторожены. В то же время дети младшего школьного возраста чаще, чем дошкольники ведут себя ненормативно, игнорируют социальные правила, демонстрируют про-тестное поведение, не прикладывают стараний

Таблица 2

Значимые различия в отношениях родителей к детям в дошкольном и младшем школьном возрасте

Дошкольники Мл. школьники Значение критерия и Уровень значимости

Кооперация 62,24 27,47 26,500 0,000

Симбиоз 81,13 84,33 69,000 0,043

Гиперсоциализация 60,85 25,27 31,000 0,000

Таблица 3 Значимые различия в отношениях родителей к детям в младшем школьном и подростковом возрасте

Мл. школьники Подростки Значение критерия и Уровень значимости

Кооперация 27,47 42,98 157,000 0,030

Гиперсоциализация 25,27 66,40 81,000 0,000

Таблица 4

Значимые различия в эмоциональных отношениях в семьях дошкольников и младших школьников

Дошкольники Мл. школьники Значение критерия и Уровень значимости

Исходящие положительные чувства к матери 5,52 5,45 66,500 0,036

Исходящие отрицательные чувства к матери 2,32 3,3 44,000 0,003

Исходящие отрицательные чувства к отцу 3,0 2,1 54,500 0,010

Получаемые положительные чувства от отца 3,84 5,9 55,000 0,011

Таблица 5

Значимые различия в эмоциональных отношениях в семьях младших школьников и подростков

Мл. школьники Подростки Значение критерия и Уровень значимости

Получаемые положительные чувства от отца 5,9 4,66 132,000 0,006

Получаемые отрицательные чувства от отца 3,5 2,66 134,500 0,008

Исходящие отрицательные чувства к отцу 2,1 1,5 164,500 0,046

для того, чтобы понравится взрослым. Отсутствие подтвержденных статистически различий в психическом профиле дезадаптации между младшим школьным и подростковым возрастом, вероятно, связано с тем, что экспертами выступали родители. Они недостаточно информированы об особенностях поведения и реагирования свих детей вне дома, а откровенность детей уже значительно ниже, чем у дошкольников.

Использование в исследовании опросника родительского отношения Варги-Столина позволило определить изменения специфики отношения к детям в разные возрастные периоды. Не смотря на критику психометрических показателей данного диагностического инструмента, его выбор был обусловлен компактностью и быстротой заполнения, что минимизировало протестные реакции респондентов. Значимыми для анализа являлись не показатели нормирования, а динамика отношения родителя. Результаты представлены в таблицах 2, 3.

Можно говорить об усилении симбиотиче-ских тенденций в отношениях родителей с детьми младшего школьного возраста, снижении степени доверия, уменьшении требований к социальной

нормативности. В то время как при переходе к подростковому возрасту усиливается контрастность отношения - родители с одной стороны стремятся доверять и признавать самостоятельность взрослеющего ребенка, с другой - усиливают контроль, требуют послушания и социальной успешности.

Результаты теста «Эмоциональные отношения в семье» позволяют увидеть отношения в семье глазами ребенка. Проективная ориентация методики компенсируется возможностью фиксации количества выборов членов семьи, сделанных ребенком, что позволяет измерить отношения «родитель-ребенок» количественно (таблицы 4, 5).

Изучение восприятие детьми отношений в семье, в частности отношений с родителями, показало, что достоверно отличается интенсивность чувств в младшем школьном возрасте по отношению к матери - дети меньше проявляют позитивных эмоций в их адрес, а вот уровень негативных возрастает. Отношения же с отцом в младшем школьном возрасте характеризуются тем, что отцы проявляют активнее чувства с положительной валентностью, сам ребенок испытывает меньше отрицательных эмоций по отношению к нему.

Таблица 6

Корреляционные связи между признаками психического неблагополучия и характеристиками детско-родительских отношений.

Показатели детско-родительских отношений Показатели психического здоровья Коэффициент корреляции

Принятие Психомоторная нестабильность 0,357

Невротические симптомы 0,329

Кооперация Психомоторная нестабильность -0,365

Дефицит социализации -0,338

Недоверие к новым людям, ситуациям -0,442

Гиперсоциализация Недоверие к новым людям, ситуациям -0,271

Инфантилизация Отказ ходить в школу 0,414

Получаемые отрицательные чувства от матери Недоверие к новым людям, ситуациям 0,312

Депрессия 0,344

Получаемые отрицательные чувства от отца Дефицит социализации -0,311

Восприятие подростков эмоциональности в отношениях в семье связано исключительно с фигурой отца - интенсивность проявлений эмоций со стороны отца становится меньше (как со знаком «+», так и со знаком «-»). Но и сам подросток адресует отцу негативные чувства с меньшей интенсивностью, чем в младшем школьном возрасте.

В ходе исследования также были выявлены корреляционные взаимосвязи признаков психического неблагополучия с показателями детско-родитель-ских отношений. Отвержение ребенка может приводить к нарастанию невротических симптомов и психомоторной нестабильности. Высокая степень доверия и стремление поощрять инициативность может приводить к меньшей выраженности проблем социализации, снижает недоверие ребенка к новому, проблемы психомоторной активности. Инфантилизация родителем своего ребенка может формировать протестное поведение и отказ ходить в школу. Высокая степень отрицательных эмоций, которые мать проявляет в адрес ребенка, усиливает недоверие к новым ситуациям и людям, положительно связана с депрессивной симптоматикой. Установлена отрицательная корреляционная связь между интенсивностью проявлений негативных эмоций отцом и недостаточностью социальной нормативности, что, на наш взгляд, может подчеркивать роль отца в формировании границ поведения детей, и говорит о необходимости правильного проявления отрицательных эмоций, которые так же могут выполнять воспитательную, социально нормирующую функцию. Интересной, на наш взгляд, является установленная отрицательная корреляционная связь между авторитарной гиперсоциализацией и недоверчивостью ребенка. Ее мы можем проинтерпретировать так - доминирующий родитель вызывает стремление ребенка доверять новым людям, ситуациям, то есть у слишком жесткого родителя вероятнее всего будет ребенок с высокой степенью доверчивости (что нельзя рассматривать как признак адаптивности, психического здоровья).

Выводы:

1. Психическое здоровье является интегратив-ным состоянием, которое детерминировано этиологическими факторами, находящимися в системной взаимосвязи. Роль социального фактора в этиологии психических недугов признается современной наукой равнозначно с биологическими и индивидуальными. Дисфункции семьи опосредованно способны выступать в роли психотравмирующего фактора и дестабилизировать состояние ребенка.

2. Использование метода поперечных срезов в проведенном пилотажном исследовании позволяет охарактеризовать изменения признаков психического неблагополучия в детском и подростковом возрасте. Выявлено, что младший школьный возраст является периодом манифестации депрессивных реакций, поведенческих проблем в виде прогулов. В этот период усиливаются дефициты социализации, протестные реакции, в том числе отказы ходить в школу, нарастают трудности дисциплины, раздражительность, недоверчивость к новым людям и ситуациям. В подростковом возрасте большая часть данных проявлений стабилизируется.

3. Детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте так же значительно трансформируются - усиливается симбиотичность, снижается доверие. Меняются отношения с матерью - положительных эмоций в ее адрес проявляется меньше, отрицательных больше. Подростковый возраст характеризуется изменением отношений с отцом -снижается количество получаемых от него эмоций.

4. Значительный вклад в формирование, развитие, усиление психопатологической симптоматики могут вносить такие характеристики детско-родительских отношений как: недостаточность принятия, доверия и поощрения инициативности, демонстрация матерью негативных эмоций. Они предрасполагают к невротическим симптомам, психомоторной нестабильности, недоверчивости, дефициту социализации, депрессивным реакциям. Выявлены взаимосвязи демонстрации негативных эмоций отцом с успешностью социализации, авто-

ритарностью отношения родителя с отсутствием недоверия.

Библиографический список

1. Булыгина В.Г., Белякова М.Ю., Абольян Л.В. Влияние семейной дисфункции на психофизическое развитие детей и подростков // Педиатрическая фармакология. - 2013. - Т. 10. - № 3. - С. 50-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Варшал А.В. Эмоциональные и поведенческие проблемы у детей: семейные факторы риска и защиты // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Биология, клиническая медицина. - 2010. - Т. 8. - № 1. - С. 119-124.

3. Гончарова Г.А., Надеждин Д.С. Характеристика нервно-психического здоровья школьников 3-8-х классов в динамике их обучения // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2012. - № 1. - С. 20-26.

4. Захаренков В.В., Левина И.Л. Состояние психического здоровья школьников и проблемы его мониторинга // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 6. - С. 90-98.

5. Колмогорова Л.С., Холодкова О.Г. Диагностика психологического здоровья и психологической культуры школьников. - Барнаул: АлтГПУ 2014. - 256 с.

6. Коцур Н.И. Сохранение психического здоровья школьников: психолого-педагогическое исследование // Естественно-гуманитарные исследования. - 2013. - № 2. - С. 100-104.

7. Кузнецова В.Б. Чувствительность к подкреплению и семейные факторы как предикторы проблем психологического здоровья детей и подростков в разных возрастных группах [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. - 2013. - № 1. - Режим доступа: http:// psyjournals.ru (дата обращения 13.09.2018).

8. Куфтяк Е.В. Психическое здоровье младших школьников: роль привязанности / Е.В. Куфтяк, О.В. Магденко, О.В. Уйманова, Е.В. Чистякова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социоки-нетика. - 2018. - № 3. - С. 58-61.

9. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. - М.: Академия, 2008. - 432 с.

10. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков / Всемирная организация здравоохранения, 2016 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://apps.who.int/iris/bitstream/ha ndle/10665/43737/9789244547328_rus.pdf (дата обращения 13.09.2018).

11. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики детей. - М.: Евро-Прайм, 2003. - 448 с.

12. Психическое здоровье - состояние благополучия / Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://

www.who.int/features/factfiles/mental_health/ru/ (дата обращения 13.09.2018).

13. Тихонова И.В., СиницынаА.В. Страхи ребенка как маркер дисгармоничных семейных отношений // Психическое здоровье детей страны - будущее здоровье нации: сб. материалов Всерос. конф. по детской психиатрии и наркологии (Ярославль, 4-б октября 201б г.) / под ред. Е.В. Макушкина. - М.: ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского», 201б. - С. 384-38б.

14. Холмогорова А. Б. Биопсихосоциальная модель как методологическая основа изучения психических расстройств // Социальная и клиническая психиатрия. - 2002. - Т. 12. - № 3. - С. 97-104.

15. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Эмпирические психологические исследования семейных факторов психических расстройств // Современная терапия психических расстройств. - 2007. - № 3. -С. 33-42.

References

1. Bulygina V.G., Belyakova M.YU., Abol'yan L.V. Vliyanie semejnoj disfunkcii na psihofizicheskoe razvitie detej i podrostkov // Pediatricheskaya farmakologiya. - 2013. - T. 10. - № 3. - S. 50-54.

2. Varshal A.V. EHmocional'nye i povedencheskie problemy u detej: semejnye faktory riska i zashchity // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Biologiya, klinicheskaya medicina. - 2010. - T. 8. - № 1. - S. 119-124.

3. Goncharova G.A., Nadezhdin D.S. Harakteristika nervno-psihicheskogo zdorov'ya shkol'nikov 3-8-h klassov v dinamike ih obucheniya // Voprosy shkol'noj i universitetskoj mediciny i zdorov'ya. - 2012. -№ 1. - S. 20-2б.

4. Zaharenkov VV, Levina I.L. Sostoyanie psihicheskogo zdorov'ya shkol'nikov i problemy ego monitoringa // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. -2010. - № б. - S. 90-98.

5. Kolmogorova L.S., Holodkova O.G. Diagnostika psihologicheskogo zdorov'ya i psihologicheskoj kul'tury shkol'nikov. - Barnaul: AltGPU, 2014. - 25б s.

6. Kocur N.I. Sohranenie psihicheskogo zdorov'ya shkol'nikov: psihologo-pedagogicheskoe issledovanie // Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya. - 2013. - № 2. - S. 100-104.

7. Kuznecova V.B. CHuvstvitel'nost' k podkrepleniyu i semejnye faktory kak prediktory problem psihologicheskogo zdorov'ya detej i podrostkov v raznyh vozrastnyh gruppah [EHlektronnyj resurs] // Klinicheskaya i special'naya psihologiya. - 2013. - № 1. - Rezhim dostupa: http:// psyjournals.ru (data obrashcheniya 13.09.2018).

8. Kuftyak E.V. Psihicheskoe zdorov'e mladshih shkol'nikov: rol' privyazannosti / E.V. Kuftyak, O.V. Magdenko, O.V. Ujmanova, E.V. CHistyakova // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. -2018. - № 3. - S. 58-б1.

9. Liders A.G. Psihologicheskoe obsledovanie sem'i. - M.: Akademiya, 2008. - 432 s.

10. Mezhdunarodnaya klassifikaciya funkcionirovaniya, ogranichenij zhiznedeyatel'nosti i zdorov'ya detej i podrostkov / Vsemirnaya organizaciya zdravoohraneniya, 2016 g. [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://apps.who.int/iris/bitstream/ handle/10665/43737/9789244547328_rus.pdf (data obrashcheniya 13.09.2018).

11. Mehsh EH., Vol'f D. Detskaya patopsihologiya. Narusheniya psihiki detej. - M.: Evro-Prajm, 2003. -448 s.

12. Psihicheskoe zdorov'e - sostoyanie blagopoluchiya / Vsemirnaya organizaciya zdravoohraneniya [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.who.int/features/factfiles/ mental_health/ru/ (data obrashcheniya 13.09.2018).

13. Tihonova I.V, Sinicyna A.V. Strahi rebenka kak marker disgarmonichnyh semejnyh otnoshenij // Psihicheskoe zdorov'e detej strany - budushchee zdorov'e nacii: sb. materialov Vseros. konf. po detskoj psihiatrii i narkologii (YAroslavl', 4-6 oktyabrya 2016 g.) / pod red. E.V. Makushkina. - M.: FGBU «FMICPN im. V.P. Serbskogo», 2016. - S. 384-386.

14. Holmogorova A.B. Biopsihosocial'naya model' kak metodologicheskaya osnova izucheniya psihicheskih rasstrojstv // Social'naya i klinicheskaya psihiatriya. - 2002. - T. 12. - № 3. - S. 97-104.

15. Holmogorova A.B., Volikova S.V. EHmpiricheskie psihologicheskie issledovaniya semejnyh faktorov psihicheskih rasstrojstv // Sovremennaya terapiya psihicheskih rasstrojstv. -2007. - № 3. - S. 33-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.