УДК 159.92
Тихонова Инна Викторовна
кандидат психологических наук, доцент Костромской государственный университет
inn.07@mail.ru
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ВЗАИМОСВЯЗИ И ОЦЕНКА ВОЗРАСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект 18-413-440001
Статья посвящена теоретическому анализу исследований вклада семейных факторов в психическое здоровье. Так же представлены результаты изучения отдельных характеристик психического здоровья в дошкольном, младшем школьном, подростковом возрасте. При анализе данных сделан акцент на динамику признаков психического неблагополучия и детско-родительских отношений при взрослении ребенка. Выявлено, что младший школьный возраст является периодом появления и усиления психопатологической симптоматики, а в детско-родительских отношениях усиливается симбиотичность, снижается доверие, меняются отношения с матерью. Установлено, что с признаками психического неблагополучия связаны недостаточность родительского принятия, доверия, демонстрация матерью негативных эмоций.
Ключевые слова: дети и подростки, психическое здоровье, семейные отношения, детско-родительские отношения, возрастная специфика психического неблагополучия, этиологические факторы, возрастная динамика детско-родительских отношений.
В качестве значимой ценности современного общества провозглашается сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и подростков. Об этом свидетельствует, транслируемая органами власти, политика государства. Одним из стратегических документов в этой области является Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» и последовавший за ним «План основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства», который активизировал как медицинское, так и педагогическое профессиональное сообщество. Кроме социальной актуальности проблема психического здоровья в детском возрасте определяется противоречием между наличием глобальной цели любого цивилизованного общества (и образовательных институтов в частности) обеспечить гармоничное развитие личности и реальным ухудшением нервно-психических показателей в детском и подростковом возрасте. Особенно привлекает внимание исследователей и практиков состояние здоровья школьников. По мнению Н.И. Кацкур влияние на нервно-психическое состояние учащихся оказывает «интенсификация умственной деятельности, связанная с растущим объемом информации, постоянной модернизацией учебных программ, применением инновационных педагогических технологий, компьютеризацией учебного процесса» [6, с. 100]. Г.А. Гончарова, Д.С. Надеждин отмечают, что регистрируется «увеличение заболеваемости учащихся практически по всем классам болезней, ухудшение их психического и физического развития, повышение уровня невротизации, снижение успеваемости, социальной адаптации и уровня физической подготовленности на фоне выраженной гиподинамии» [3, с. 20]. Анализ результатов трехлетнего мониторинга, проведенного В.В. Захарен-
ковым и И. Л. Левиной, показал, что 60% школьников имеют низкий уровень психического здоровья и нуждаются в помощи психолога. У школьников чаще всего регистрируются нарушения психического здоровья. На психологическом уровне в виде неблагоприятного эмоционального состояния, высокой тревожности. На клиническом - распространены проявления астенического синдрома, синдром дефицита внимания с гиперактивностью и расстройства школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия) [4, с. 67]. По данным опросов, проводившихся в Северной Америке и других регионах мира, «примерно 1 ребенок из 5 сталкивается с трудностями в области психического здоровья, которые значительно снижают качество его жизнедеятельности, а примерно 1 из 10 детей страдает тем или иным психическим расстройством» [11, с. 34]. Такое состояние здоровья школьников делает остро значимыми задачи предупреждения нервно-психических расстройств, что в свою очередь формирует научную необходимость в новейшем изучении причинно-следственных отношений между этиологическими факторами и уровнем психического здоровья подрастающего поколения.
Современные теории причинности в медицине, отказавшись от монокаузалистического (выделение единственной причины нарушения или болезни) подхода, избегая кондиционализма (утверждающего эквипотенциальность причин), говорят о необходимости выделения производящего этиологического фактора и факторов, выступающих в качестве условия. Долгое время при рассмотрении роли переменных, определяющих психическое здоровье ребенка, большое значение придавалось «органическим» (включающим различные характеристики человеческого организма) и «внутриличностным» (внутренние характеристики личности - когнитивные способности, эмо-
238
Вестник КГУ 2018
© Тихонова И.В., 2018
ции и т.д.). «Межличностные» (характеристики взаимодействия ребенка с окружением - родитель, сверстники и т.д.) факторы если не отрицались, то переводились на уровень незначительных «условий». Современные модели биопсихосоциальной природы психического здоровья утверждают необходимость ухода от жестких линейных конструкций «причина-следствие» и предлагают говорить о психическом здоровье как о целостном понятии, в котором существуют связи между разными уровнями факторов (биологическими, психологическими и социальными), каждый из которых выполняет свою избирательную функцию [14]. Так В.Б. Куз -нецовой доказано, что «в процессе развития устойчивые индивидуальные особенности постоянно взаимодействуют с факторами ближайшего окружения, которые могут смягчать или усиливать воздействие биологических факторов на психологическое здоровье» [7].
Роль социального окружения в психическом развитии ребенка и при его нарушениях в настоящий момент активно рассматривается и в медицинском подходе. Так Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков определяет факторы окружающей среды не только как физические, но и социальные - как «среду отношений, в которой люди живут и проводят своё время», а так же утверждает, что «социальное окружение остается значимым фактором на протяжении всего периода развития, но характер и сложность, степень воздействия окружения меняется, начиная с раннего детства и до подросткового периода» [10, с. 14]. Признание значимости ближайшего окружения в развитии ребенка, его влияния на жизненное функционирование привело к росту интереса к роли семейных факторов в этиологии психических заболеваний в психологии.
А.Б. Холмогорова, анализируя психологические исследования семейных факторов психических расстройств, делает вывод о их важном вкладе в возникновение и течение психических расстройств. Семья может выступать не только в качестве прямого источника психической травмы, например, когда имеет место физическое насилие со стороны родителей, но и способствовать травматизации через дисфункции структуры, микродинамики, идеологии [15]. Такие выводы подтверждаются довольно разнообразными теоретико-эмпирическими данными других исследователей. Например исследование А.В. Варшал, проведенное в рамках клинической практики, где респондентами выступали дети, обратившиеся к психиатру, показало, что семейными факторами риска являлись неполная семья, наличие отчима, низкая обеспеченность, злоупотребление алкоголем в семье, низкое образование матери, применение телесных наказаний, мужской пол ребенка, поло-
жение единственного ребенка, курение, а наибольшее значение имели обеспеченность и сплоченность семьи, хорошая школьная успеваемость [2, с. 123]. Изучая нарушения функций семейной системы, предрасполагающие к психосоматическим расстройствам, В.Г. Булыгина, М.Ю. Белякова, Л.В. Абольян выявили, что таковыми являются: недостаточное вербальное выражение эмоциональных проблем, включая конфликт; трудности в установлении поведенческих ограничений для детей; «обусловленное болезнью поведение»; наличие в анамнезе родителей соматоформных расстройств, тревоги или депрессии [1]. Е.В. Куфтяк, О.В. Магденко, О.В. Уйманова, Е.В. Чистякова доказывают в эмпирическом исследовании, что «недостаток в эмоциональной привязанности ребенка к матери предрасполагает к поведенческим проблемам» [8, с. 61]. В ранее проводимых нами исследованиях была установлена специфика отношений в семьях детей испытывающих страхи, выражающаяся в нарушении семейной иерархии, расширении родительских чувств у матерей, избирательности внимания отцов [13].
Таким образом, значение семейных факторов в этиологии и патогенезе психических расстройств неоспоримо, но научное знание взаимосвязи специфических характеристик семьи и проявлений психических дисфункций недостаточно сформировано.
Целью нашего проекта является изучение влияния индивидуально-личностных особенностей и социальных факторов на психическое здоровье детей. В проведенном нами пилотажном исследовании решались задачи определения возрастной динамики признаков психического неблагополучия в детском и подростковом возрасте и выявление их взаимосвязей с семейными факторами. Основным исследовательским методом был метод поперечных срезов, обработка результатов исследования осуществлялась с помощью статистических методов.
Выборку составили 12 детей старшего дошкольного возраста (средний возраст детей 5,8 лет, все дети посещают дошкольные образовательные учреждения), 20 младших школьников (средний возраст 8,6 лет) и 25 подростков (средний возраст 14,6 лет). Из 57 детей и подростков 30 респондентов мужского пола, 27 - женского. А так же их родители - 57 человек, из которых 53 респондента женского пола (мамы), 4 респондента мужского пола (папы). Для выявления признаков психического неблагополучия был использован метод экспертных оценок. Респондентам предлагались следующие методики: опросник жалоб ребенка (BFB-K, Hock K., Hess H., Schwarz E., 1978), карта наблюдения Д. Стотта. Выбор данных методик определялся пониманием психического здоровья в соответствии с определением ВОЗ как «состояния благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с жизненными
Разд ражител ьность*
^0,15 0,08
Прогулы в школе*
0,35
0
^41
Трудности дисципл.*
Отказ ходить в шк., д/с*
'///////////////////Л035 0,08
И Подростки В Мл. школьники ■ Дошкольники
Депрессия*
Нарушение осанки*
0,48 0,5
Забывчивость*
0,33
Рис. 1. Признаки психического неблагополучия в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте
Статистические показатели выявленных различий по методике карта наблюдений Д.Стотта в исследуемых группах
Таблица 1
0
0
Дошкольники Мл. школьники Значение критерия U Уровень значимости
Недоверие к новым людям, вещам, ситуациям 1,7 1,5 58,500 0,015
Дефицит социализации 3,35 5 61,000 0,020
стрессами...» [12], то есть адаптироваться. А так же ориентацией на данном этапе исследования на клинико-нозологический подход, который определяет разноуровневые признаки психических недугов, а не фиксирует наличие обеспечивающих здоровье психических свойств (профилактический подход). Для изучения детско-родительских отношений использовался детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е. Бене-Антони (в модификации И.М. Марковской) и опросник родительских отношений Варги-Столина [9].
Результаты исследования (на рисунке 1 представлены результаты попарного сравнения с достоверной значимостью различий между возрастными периодами - p< 0,05) позволяют выделить как специфические для каждого изучаемого периода признаки психического неблагополучия, так и понять динамику их развития. На основании анализа частоты встречаемости выявляются манифестирующие в младшем школьном возрасте депрессивные знаки, проблемы с осанкой (данный симптом может рассматриваться как признак астении и гиподинамии), появляются прогулы. В дошкольном возрасте родителей чаще всего беспокоят трудности запоминания. Младший школьный возраст характеризуется усилением психопатологической
симптоматики, которая наблюдалась ранее в редких случаях, это - протестные реакции, связанные с посещением образовательного учреждения, появляются прогулы, нарастают раздражительность и трудности дисциплины. Интересным является полученный в данном исследовании факт - в подростковом возрасте данные проявления либо остаются на прежнем уровне, либо идут на спад.
Результаты исследования с помощью карты наблюдения Д. Стотта представлены в таблице 1. Статистический анализ выявил значимые различия только по двум показателями между респондентами дошкольного и младшего школьного возраста.
В исследуемых выборках наблюдается появление проблем адаптации при переходе от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Можно говорить о нарастании недоверия ко всему новому, в том числе к ситуациям общения с новыми людьми, узнавания новых мест, предметов, получению новых знаний. Младшие школьники начинают испытывать трудности в проявлении инициативы, замкнуты, насторожены. В то же время дети младшего школьного возраста чаще, чем дошкольники ведут себя ненормативно, игнорируют социальные правила, демонстрируют про-тестное поведение, не прикладывают стараний
Таблица 2
Значимые различия в отношениях родителей к детям в дошкольном и младшем школьном возрасте
Дошкольники Мл. школьники Значение критерия и Уровень значимости
Кооперация 62,24 27,47 26,500 0,000
Симбиоз 81,13 84,33 69,000 0,043
Гиперсоциализация 60,85 25,27 31,000 0,000
Таблица 3 Значимые различия в отношениях родителей к детям в младшем школьном и подростковом возрасте
Мл. школьники Подростки Значение критерия и Уровень значимости
Кооперация 27,47 42,98 157,000 0,030
Гиперсоциализация 25,27 66,40 81,000 0,000
Таблица 4
Значимые различия в эмоциональных отношениях в семьях дошкольников и младших школьников
Дошкольники Мл. школьники Значение критерия и Уровень значимости
Исходящие положительные чувства к матери 5,52 5,45 66,500 0,036
Исходящие отрицательные чувства к матери 2,32 3,3 44,000 0,003
Исходящие отрицательные чувства к отцу 3,0 2,1 54,500 0,010
Получаемые положительные чувства от отца 3,84 5,9 55,000 0,011
Таблица 5
Значимые различия в эмоциональных отношениях в семьях младших школьников и подростков
Мл. школьники Подростки Значение критерия и Уровень значимости
Получаемые положительные чувства от отца 5,9 4,66 132,000 0,006
Получаемые отрицательные чувства от отца 3,5 2,66 134,500 0,008
Исходящие отрицательные чувства к отцу 2,1 1,5 164,500 0,046
для того, чтобы понравится взрослым. Отсутствие подтвержденных статистически различий в психическом профиле дезадаптации между младшим школьным и подростковым возрастом, вероятно, связано с тем, что экспертами выступали родители. Они недостаточно информированы об особенностях поведения и реагирования свих детей вне дома, а откровенность детей уже значительно ниже, чем у дошкольников.
Использование в исследовании опросника родительского отношения Варги-Столина позволило определить изменения специфики отношения к детям в разные возрастные периоды. Не смотря на критику психометрических показателей данного диагностического инструмента, его выбор был обусловлен компактностью и быстротой заполнения, что минимизировало протестные реакции респондентов. Значимыми для анализа являлись не показатели нормирования, а динамика отношения родителя. Результаты представлены в таблицах 2, 3.
Можно говорить об усилении симбиотиче-ских тенденций в отношениях родителей с детьми младшего школьного возраста, снижении степени доверия, уменьшении требований к социальной
нормативности. В то время как при переходе к подростковому возрасту усиливается контрастность отношения - родители с одной стороны стремятся доверять и признавать самостоятельность взрослеющего ребенка, с другой - усиливают контроль, требуют послушания и социальной успешности.
Результаты теста «Эмоциональные отношения в семье» позволяют увидеть отношения в семье глазами ребенка. Проективная ориентация методики компенсируется возможностью фиксации количества выборов членов семьи, сделанных ребенком, что позволяет измерить отношения «родитель-ребенок» количественно (таблицы 4, 5).
Изучение восприятие детьми отношений в семье, в частности отношений с родителями, показало, что достоверно отличается интенсивность чувств в младшем школьном возрасте по отношению к матери - дети меньше проявляют позитивных эмоций в их адрес, а вот уровень негативных возрастает. Отношения же с отцом в младшем школьном возрасте характеризуются тем, что отцы проявляют активнее чувства с положительной валентностью, сам ребенок испытывает меньше отрицательных эмоций по отношению к нему.
Таблица 6
Корреляционные связи между признаками психического неблагополучия и характеристиками детско-родительских отношений.
Показатели детско-родительских отношений Показатели психического здоровья Коэффициент корреляции
Принятие Психомоторная нестабильность 0,357
Невротические симптомы 0,329
Кооперация Психомоторная нестабильность -0,365
Дефицит социализации -0,338
Недоверие к новым людям, ситуациям -0,442
Гиперсоциализация Недоверие к новым людям, ситуациям -0,271
Инфантилизация Отказ ходить в школу 0,414
Получаемые отрицательные чувства от матери Недоверие к новым людям, ситуациям 0,312
Депрессия 0,344
Получаемые отрицательные чувства от отца Дефицит социализации -0,311
Восприятие подростков эмоциональности в отношениях в семье связано исключительно с фигурой отца - интенсивность проявлений эмоций со стороны отца становится меньше (как со знаком «+», так и со знаком «-»). Но и сам подросток адресует отцу негативные чувства с меньшей интенсивностью, чем в младшем школьном возрасте.
В ходе исследования также были выявлены корреляционные взаимосвязи признаков психического неблагополучия с показателями детско-родитель-ских отношений. Отвержение ребенка может приводить к нарастанию невротических симптомов и психомоторной нестабильности. Высокая степень доверия и стремление поощрять инициативность может приводить к меньшей выраженности проблем социализации, снижает недоверие ребенка к новому, проблемы психомоторной активности. Инфантилизация родителем своего ребенка может формировать протестное поведение и отказ ходить в школу. Высокая степень отрицательных эмоций, которые мать проявляет в адрес ребенка, усиливает недоверие к новым ситуациям и людям, положительно связана с депрессивной симптоматикой. Установлена отрицательная корреляционная связь между интенсивностью проявлений негативных эмоций отцом и недостаточностью социальной нормативности, что, на наш взгляд, может подчеркивать роль отца в формировании границ поведения детей, и говорит о необходимости правильного проявления отрицательных эмоций, которые так же могут выполнять воспитательную, социально нормирующую функцию. Интересной, на наш взгляд, является установленная отрицательная корреляционная связь между авторитарной гиперсоциализацией и недоверчивостью ребенка. Ее мы можем проинтерпретировать так - доминирующий родитель вызывает стремление ребенка доверять новым людям, ситуациям, то есть у слишком жесткого родителя вероятнее всего будет ребенок с высокой степенью доверчивости (что нельзя рассматривать как признак адаптивности, психического здоровья).
Выводы:
1. Психическое здоровье является интегратив-ным состоянием, которое детерминировано этиологическими факторами, находящимися в системной взаимосвязи. Роль социального фактора в этиологии психических недугов признается современной наукой равнозначно с биологическими и индивидуальными. Дисфункции семьи опосредованно способны выступать в роли психотравмирующего фактора и дестабилизировать состояние ребенка.
2. Использование метода поперечных срезов в проведенном пилотажном исследовании позволяет охарактеризовать изменения признаков психического неблагополучия в детском и подростковом возрасте. Выявлено, что младший школьный возраст является периодом манифестации депрессивных реакций, поведенческих проблем в виде прогулов. В этот период усиливаются дефициты социализации, протестные реакции, в том числе отказы ходить в школу, нарастают трудности дисциплины, раздражительность, недоверчивость к новым людям и ситуациям. В подростковом возрасте большая часть данных проявлений стабилизируется.
3. Детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте так же значительно трансформируются - усиливается симбиотичность, снижается доверие. Меняются отношения с матерью - положительных эмоций в ее адрес проявляется меньше, отрицательных больше. Подростковый возраст характеризуется изменением отношений с отцом -снижается количество получаемых от него эмоций.
4. Значительный вклад в формирование, развитие, усиление психопатологической симптоматики могут вносить такие характеристики детско-родительских отношений как: недостаточность принятия, доверия и поощрения инициативности, демонстрация матерью негативных эмоций. Они предрасполагают к невротическим симптомам, психомоторной нестабильности, недоверчивости, дефициту социализации, депрессивным реакциям. Выявлены взаимосвязи демонстрации негативных эмоций отцом с успешностью социализации, авто-
ритарностью отношения родителя с отсутствием недоверия.
Библиографический список
1. Булыгина В.Г., Белякова М.Ю., Абольян Л.В. Влияние семейной дисфункции на психофизическое развитие детей и подростков // Педиатрическая фармакология. - 2013. - Т. 10. - № 3. - С. 50-54.
2. Варшал А.В. Эмоциональные и поведенческие проблемы у детей: семейные факторы риска и защиты // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Биология, клиническая медицина. - 2010. - Т. 8. - № 1. - С. 119-124.
3. Гончарова Г.А., Надеждин Д.С. Характеристика нервно-психического здоровья школьников 3-8-х классов в динамике их обучения // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2012. - № 1. - С. 20-26.
4. Захаренков В.В., Левина И.Л. Состояние психического здоровья школьников и проблемы его мониторинга // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 6. - С. 90-98.
5. Колмогорова Л.С., Холодкова О.Г. Диагностика психологического здоровья и психологической культуры школьников. - Барнаул: АлтГПУ 2014. - 256 с.
6. Коцур Н.И. Сохранение психического здоровья школьников: психолого-педагогическое исследование // Естественно-гуманитарные исследования. - 2013. - № 2. - С. 100-104.
7. Кузнецова В.Б. Чувствительность к подкреплению и семейные факторы как предикторы проблем психологического здоровья детей и подростков в разных возрастных группах [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. - 2013. - № 1. - Режим доступа: http:// psyjournals.ru (дата обращения 13.09.2018).
8. Куфтяк Е.В. Психическое здоровье младших школьников: роль привязанности / Е.В. Куфтяк, О.В. Магденко, О.В. Уйманова, Е.В. Чистякова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социоки-нетика. - 2018. - № 3. - С. 58-61.
9. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. - М.: Академия, 2008. - 432 с.
10. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков / Всемирная организация здравоохранения, 2016 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://apps.who.int/iris/bitstream/ha ndle/10665/43737/9789244547328_rus.pdf (дата обращения 13.09.2018).
11. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики детей. - М.: Евро-Прайм, 2003. - 448 с.
12. Психическое здоровье - состояние благополучия / Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://
www.who.int/features/factfiles/mental_health/ru/ (дата обращения 13.09.2018).
13. Тихонова И.В., СиницынаА.В. Страхи ребенка как маркер дисгармоничных семейных отношений // Психическое здоровье детей страны - будущее здоровье нации: сб. материалов Всерос. конф. по детской психиатрии и наркологии (Ярославль, 4-б октября 201б г.) / под ред. Е.В. Макушкина. - М.: ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского», 201б. - С. 384-38б.
14. Холмогорова А. Б. Биопсихосоциальная модель как методологическая основа изучения психических расстройств // Социальная и клиническая психиатрия. - 2002. - Т. 12. - № 3. - С. 97-104.
15. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Эмпирические психологические исследования семейных факторов психических расстройств // Современная терапия психических расстройств. - 2007. - № 3. -С. 33-42.
References
1. Bulygina V.G., Belyakova M.YU., Abol'yan L.V. Vliyanie semejnoj disfunkcii na psihofizicheskoe razvitie detej i podrostkov // Pediatricheskaya farmakologiya. - 2013. - T. 10. - № 3. - S. 50-54.
2. Varshal A.V. EHmocional'nye i povedencheskie problemy u detej: semejnye faktory riska i zashchity // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Biologiya, klinicheskaya medicina. - 2010. - T. 8. - № 1. - S. 119-124.
3. Goncharova G.A., Nadezhdin D.S. Harakteristika nervno-psihicheskogo zdorov'ya shkol'nikov 3-8-h klassov v dinamike ih obucheniya // Voprosy shkol'noj i universitetskoj mediciny i zdorov'ya. - 2012. -№ 1. - S. 20-2б.
4. Zaharenkov VV, Levina I.L. Sostoyanie psihicheskogo zdorov'ya shkol'nikov i problemy ego monitoringa // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. -2010. - № б. - S. 90-98.
5. Kolmogorova L.S., Holodkova O.G. Diagnostika psihologicheskogo zdorov'ya i psihologicheskoj kul'tury shkol'nikov. - Barnaul: AltGPU, 2014. - 25б s.
6. Kocur N.I. Sohranenie psihicheskogo zdorov'ya shkol'nikov: psihologo-pedagogicheskoe issledovanie // Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya. - 2013. - № 2. - S. 100-104.
7. Kuznecova V.B. CHuvstvitel'nost' k podkrepleniyu i semejnye faktory kak prediktory problem psihologicheskogo zdorov'ya detej i podrostkov v raznyh vozrastnyh gruppah [EHlektronnyj resurs] // Klinicheskaya i special'naya psihologiya. - 2013. - № 1. - Rezhim dostupa: http:// psyjournals.ru (data obrashcheniya 13.09.2018).
8. Kuftyak E.V. Psihicheskoe zdorov'e mladshih shkol'nikov: rol' privyazannosti / E.V. Kuftyak, O.V. Magdenko, O.V. Ujmanova, E.V. CHistyakova // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. -2018. - № 3. - S. 58-б1.
9. Liders A.G. Psihologicheskoe obsledovanie sem'i. - M.: Akademiya, 2008. - 432 s.
10. Mezhdunarodnaya klassifikaciya funkcionirovaniya, ogranichenij zhiznedeyatel'nosti i zdorov'ya detej i podrostkov / Vsemirnaya organizaciya zdravoohraneniya, 2016 g. [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://apps.who.int/iris/bitstream/ handle/10665/43737/9789244547328_rus.pdf (data obrashcheniya 13.09.2018).
11. Mehsh EH., Vol'f D. Detskaya patopsihologiya. Narusheniya psihiki detej. - M.: Evro-Prajm, 2003. -448 s.
12. Psihicheskoe zdorov'e - sostoyanie blagopoluchiya / Vsemirnaya organizaciya zdravoohraneniya [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.who.int/features/factfiles/ mental_health/ru/ (data obrashcheniya 13.09.2018).
13. Tihonova I.V, Sinicyna A.V. Strahi rebenka kak marker disgarmonichnyh semejnyh otnoshenij // Psihicheskoe zdorov'e detej strany - budushchee zdorov'e nacii: sb. materialov Vseros. konf. po detskoj psihiatrii i narkologii (YAroslavl', 4-6 oktyabrya 2016 g.) / pod red. E.V. Makushkina. - M.: FGBU «FMICPN im. V.P. Serbskogo», 2016. - S. 384-386.
14. Holmogorova A.B. Biopsihosocial'naya model' kak metodologicheskaya osnova izucheniya psihicheskih rasstrojstv // Social'naya i klinicheskaya psihiatriya. - 2002. - T. 12. - № 3. - S. 97-104.
15. Holmogorova A.B., Volikova S.V. EHmpiricheskie psihologicheskie issledovaniya semejnyh faktorov psihicheskih rasstrojstv // Sovremennaya terapiya psihicheskih rasstrojstv. -2007. - № 3. - S. 33-42.