появлением опухоли может быть довольно длительным, что затрудняет своевременную диагностику. Это особенно важно учитывать при анализе истории профессиональной экспозиции канцерогенам;
- зависимость от дозы: чем выше доза канцерогена, тем выше риск развития опухоли. Это также может сокращать латентный период и увеличивать частоту заболеваемости в группе, подверженной более высоким дозам канцерогенов;
- суммация и синергизм канцерогенов. Действие различных канцерогенов может суммироваться или даже усиливаться (синканцерогенное действие), что приводит к более выраженному эффекту на развитие рака. Напротив, действие одного канцерогена может быть подавлено при одновременном воздействии другого (антагонизм). Это важно учитывать при оценке риска и разработке мер по предотвращению рака.
Таким образом, изучая более подробно механизмы канцерогенеза профессионального рака можно разработать протоколы профилактики в зависимости от характера вредности производственных процессов. Список использованной литературы:
1. Семененя И. Н., Переверзев В. А. Профессиональные злокачественные образования //Военная медицина, 2023. - № 3 (68). - С. 95-110.
2. Бурденный А.М. Роль генетических и эпигенетических факторов в развитии рака молочной железы и немелкоклеточного рака лёгкого: автореф. дис. ... канд. биол. наук / А.М. Бурденый. - Москва, 2013. - 27 с.
© Солопова В.А., Байтелова А.И., Щелкунова Л.Н., 2024
Турсымуратова Сарбиназ Ешмуратовна,
преподаватель кафедры «Основы превентивной медицины, народная медицина и пропедевтика внутренних болезней» Каракалпакский медицинский институт, г. Нукус, Узбекистан
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
Аннотация
В статье рассматривается система медико-психологической поддержки студентов медиков при возникновении у них дезадаптивных реакций и состояний.
Ключевые слова
проблема здоровья, трудоспособность, дезадаптация, медицинские кадры, психопрофилактика.
Tursymuratova Sarbinaz Eshmuratovna,
Lecturer at the Department of «Fundamentals of preventive medicine" traditional medicine and propaedeutics of internal diseases» Karakalpak Medical Institute, Nukus, Uzbekistan
MENTAL PROPERTIES AND PERSONAL STATES OF MEDICAL STUDENTS
Abstract
The article discusses the system of medical and psychological support for medical students when they experience maladaptive reactions and conditions.
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « IN SITU »
ISSN (p) 2411-7161 / ISSN (e) 2712-9500
№4 / 2024
Key words
health problem, ability to work, maladjustment, medical personnel, psychoprophylaxis.
Проблема здоровья молодых людей названа одним из приоритетных направлений деятельности всемирной организации здравоохранения в ХХ1 веке. Отрицательные тенденции ухудшения здоровья студенческой молодежи обусловлены влиянием медико-социальных, генетических, психологических и других факторов.
Учебная деятельность студентов медиков нуждается в усвоении большого объема информации и формировании широкого спектра профессиональных навыков и умений. Этот процесс, как правило, осуществляется в условиях дефицита времени и сопровождается значительными изменениями со стороны разных систем организма студентов, в частности, нарушением психической и социальной адаптации [1].
Распространенность дезадаптивных расстройств в студенческой популяции по данным литературы колеблется в пределах 55%. Они обуславливают снижение трудоспособности, ухудшение учебной адаптации и академической успеваемости, а также качество жизни студентов.
Исследование механизма дезадаптации в современных условиях требует уяснения внутреннего содержания, сущностных признаков дезадаптивных состояний, определения психофизиологических, психических и социально-психологических проявлений дезадаптации.
Потребность в разработке новых подходов к диагностике и коррекции дезадаптивных реакций и состояний, необходимость применения системного подхода к их анализу объясняется тем, что состояние дезадаптации охватывает не только отдельные звенья функционирования человека, но и успешность деятельности личности в целом.
Активная интеграция общества в мировое сообщество может определить необходимость глубокого реформирования системы образования в целом, и, в частности, области подготовки медицинских кадров, существенно повысить интенсивность учебного процесса, а также увеличить объемы учебной нагрузки. Развитие состояний дезадаптации студентов в течение профессионального обучения является главной психологической, медицинской и социально-экономической проблемой, что неблагоприятно отражается на эффективности будущей профессиональной деятельности студентов медиков [2].
Студенческий период, характеризующийся максимальными диспропорциями в уровнях и темпах физического и психического развития, выраженными социальными противоречиями, является одним из наиболее благоприятных для развития состояний дезадаптации, в клинической картине которой доминирует выраженный и практически постоянный страх общественных ситуаций, провоцирующий развитие внутриличностных лиц с возникновением чувства собственной неполноценности и унижения.
Проявления социально-психологической дезадаптации характеризуются нарушением межличностных отношений, усилением внутриличностной конфликтности, неудовлетворенностью избранной профессией, трудностями в овладении программами обучения, эмоциональным дискомфортом, внутренней дисгармонией, эмоциональной лабильностью.
Адаптацию студентов к обучению в вузе необходимо рассматривать как динамический, многосторонний и комплексный процесс к показателям которого необходимо отнести: успешность и стабильность в процессе обучения, отсутствие психофизиологических нарушений, ощущение психологического комфорта в процессе обучения.
Одним из ведущих факторов риска развития нарушений адаптации студентов является изменение социальной ситуации, необходимость освоения новой социальной роли - студента
медицинского университета. Психологическая помощь студентам нужна в первую очередь при решении таких проблем как: преодоление информационного стресса, адаптация к новым условиям обучения, вхождение в новый коллектив, сплочение учебной группы; решение личностных проблем [3].
Целесообразно комплексное использование рациональной психотерапии и психообразовательных тренингов, направленные на дезактуализацию психотравмирующих ситуаций, повышение самооценки, восстановление психосоциальной активности, стратегии, активации защитных психологических механизмов, превенции аддиктивной и зависимой поведения.
Новым является разработка системы психотерапевтических интервенций с использованием психообразовательных тренингов, разработка мероприятий психотерапии и психопрофилактики для студентов переселенцев.
Психологическое сопровождение высшего образования требует научных данных по индивидуально-психологическим особенностям личности участников учебного процесса; разработки, апробации и внедрение методик, направленных на оптимизацию учебного пространства, развитие учебной и профессиональной компетентности как преподавателей, так и будущих медиков; своевременной и эффективной диагностики деструктивных состояний, а также потенциала развития личности. Поэтому развитие и активизация как научной, так и диагностико-коррекционной работы психологической службы вузов является актуальной задачей нашего времени.
Таким образом, современное высшее профессиональное образование обязано обеспечить психолого-педагогические условия, способствующие развитию личности, способной к реализации своих возможностей, социально устойчивой и одновременно мобильной, успешно адаптируется к происходящим в профессиональной сфере изменениям. Именно с помощью деятельности психологической службы в вузах можно успешно решать проблемы становления личности студента, вопросы профессионального определения и реализовать программу модернизации системы образования в рамках конкретного учебного заведения.
Выводы. 1. В системе психотерапевтической коррекции расстройств адаптации у студентов медиков целесообразно комплексное использование рациональной психотерапии и психообразовательных тренингов.
2. Система психопрофилактики развития состояний дезадаптации должна включать мероприятия первичной (разработку и внедрение программы медико-психологической поддержки, оценку личностных особенностей студентов и прогнозирование их поведенческих реакций, снижение уровня эмоциональной напряженности), вторичной (раннюю диагностику дезадаптивных реакций и состояний, своевременное коррекцию) и третичной (профилактику рецидива дезадаптивных состояний, контроль за группой риска развития расстройств адаптации) психопрофилактики.
Список использованной литературы:
1. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб., 2007.
2. Столяренко А.М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов: учебник. - М., 2012.
3. Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М., 2008.
©Турсымуратова С.Е., 2024