Научная статья на тему 'ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ'

ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

620
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ / СРЕДА / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карабанова Ольга Рудольфовна

В статье рассматривается проблема психической устойчивости (неустойчивости) военнослужащих. Обосновывается актуальность названной проблемы, связанной с нестабильностью развития нашего общества, политическими, финансово-экономическими трудностями, пандемией, сложностями в личных и межличностных взаимоотношениях в семье, школьных, студенческих, трудовых коллективах, воинских подразделениях.Проводится терминологический анализ понятия «психическая устойчивость» и его антипода «неустойчивость» в зарубежной, отечественной науке, а также применительно к военной психологии. Автор рассматривает данный феномен в различных аспектах - от традиционной точки зрения на понятие эмоциональной (психической) устойчивости, обусловленной личностными особенностями и с позиции рассмотрения физиологической составляющей психической устойчивости, связанной со свойствами нервной системы. В статье также представлена и авторская позиция данного понятия, основанная на интеграции врожденных и приобретенных личностных качеств, мобилизационных ресурсов и резервных психофизиологических возможностей организма, которые обеспечивают человеку жизнедеятельность в неблагоприятных условиях профессиональной среды. В данной статье раскрываются основные формы нервно-психической неустойчивости военнослужащих с примерами их характерных признаков, а также представлены психологические и социальные факторы, обуславливающие это явление. В заключение обозначена значимость понятийно-терминологического анализа для практической деятельности педагогов, психологов, командиров и других должностных лиц, осуществляющих сопровождение учебно-боевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карабанова Ольга Рудольфовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL STABILITY OF MILITARY PERSONNEL: CONCEPTUAL AND TERMINOLOGICAL ANALYSIS,FORMS OF MANIFESTATION AND THEIR CHARACTERISTICS

The article deals with the problem of mental stability (instability) of military personnel. The article substantiates the relevance of the above-mentioned problem related to the instability of the development of our society, political, financial and economic difficulties, the pandemic, difficulties in personal and interpersonal relationships in the family, school, student, labor collectives, and military units.The terminological analysis of the concept of "mental stability" and its antipode "instability" in foreign and domestic science, as well as in relation to military psychology, is carried out. The author considers this phenomenon in various aspects-from the traditional point of view on the concept of emotional (mental) stability due to personal characteristics and from the position of considering the physiological component of mental stability associated with the properties of the nervous system. The article also presents the author's position of this concept, based on the integration of innate and acquired personal qualities, mobilization resources and reserve psychophysiological capabilities of the body, which provide a person with vital activity in unfavorable conditions of the professional environment.This article reveals the main forms of neuropsychiatric instability of military personnel with examples of their distinctive features, as well as presents the psychological and social factors that cause this phenomenon. In conclusion, the significance of the conceptual and terminological analysis for the practical activities of teachers, psychologists, commanders and other officials who support training and combat activities is indicated.

Текст научной работы на тему «ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ»

Психологические науки Psychological Sciences

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-84-92 УДК 159.9

ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ

И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Карабанова Ольга Рудольфовна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» г. Челябинск, Россия Helga7072@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема психической устойчивости (неустойчивости) военнослужащих. Обосновывается актуальность названной проблемы, связанной с нестабильностью развития нашего общества, политическими, финансово-экономическими трудностями, пандемией, сложностями в личных и межличностных взаимоотношениях в семье, школьных, студенческих, трудовых коллективах, воинских подразделениях.Проводится терминологический анализ понятия «психическая устойчивость» и его антипода «неустойчивость» в зарубежной, отечественной науке, а также применительно к военной психологии. Автор рассматривает данный феномен в различных аспектах - от традиционной точки зрения на понятие эмоциональной (психической) устойчивости, обусловленной личностными особенностями и с позиции рассмотрения физиологической составляющей психической устойчивости, связанной со свойствами нервной системы. В статье также представлена и авторская позиция данного понятия, основанная на интеграции врожденных и приобретенных личностных качеств, мобилизационных ресурсов и резервных психофизиологических возможностей организма, которые обеспечивают человеку жизнедеятельность в неблагоприятных условиях профессиональной среды. В данной статье раскрываются основные формы нервно-психической неустойчивости военнослужащих с примерами их характерных признаков, а также представлены психологические и социальные факторы, обуславливающие это явление. В заключение обозначена значимость понятийно-терминологического анализа для практической деятельности педагогов, психологов, командиров и других должностных лиц, осуществляющих сопровождение учебно-боевой деятельности.

Ключевые слова: жизнестойкость, эмоциональная устойчивость, психическая устойчивость, нервно-психическая неустойчивость, среда, адаптационный потенциал.

Для цитирования:Карабанова О.Р. Психическая устойчивость военнослужащих: понятийно-терминологический анализ, формы проявления и их характеристики.Педагогика: история, перспективы. 2021. Том. 4. № 2. с. 84-92. DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-84-92

Original article

MENTAL STABILITY OF MILITARY PERSONNEL: CONCEPTUAL AND TERMINOLOGICAL ANALYSIS, FORMS OF MANIFESTATION AND THEIR CHARACTERISTICS

OlgaR. Karabanova

Branch of the Military Training and Research Center of the Air Force

of the Air Force Academy Chelyabinsk, Russia e-mail: Helga7072@mail.ru

Abstract. The article deals with the problem of mental stability (instability) of military personnel. The article substantiates the relevance of the above-mentioned problem related to the instability of the development of our society, political, financial and economic difficulties, the pandemic, difficulties in personal and interpersonal relationships in the family, school, student, labor collectives, and military units.The terminological analysis of the concept of "mental stability" and its antipode "instability" in foreign and domestic science, as well as in relation to military psychology, is carried out. The author considers this phenomenon in various aspects-from the traditional point of view on the concept of emotional (mental) stability due to personal characteristics and from the position of considering the physiological component of mental stability associated with the properties of the nervous system. The article also presents the author's position of this concept, based on the integration of innate and acquired personal qualities, mobilization resources and reserve psychophysiological capabilities of the body, which provide a person with vital activity in unfavorable conditions of the professional environment.This article reveals the main forms of neuropsychiatric instability of military personnel with examples of their distinctive features, as well as presents the psychological and social factors that cause this phenomenon. In conclusion, the significance of the conceptual and terminological analysis for the practical activities of teachers, psychologists, commanders and other officials who support training and combat activities is indicated.

Key words: resilience, emotional stability, mental stability, neuropsychiatric instability, environment, adaptive potential

For citation:Karabanova O.R. Mental stability of military personnel: conceptual and terminological analysis,forms of manifestation and their characteristics. Pedagogy: history, prospects. 2021. Vol. 4. no. 2. PP. 84-92. (InRuss.) DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-84-92

Проблема изучения психической устойчивости всегда была актуальной в научных исследованиях. На протяжении развития человеческого общества, особенно на современном этапе, все чаще отмечаются факты негативного ее проявления у всех возрастов и социальных групп на фоне развития политических, финансово-экономических трудностей, пандемии, сложностей в личных и межличностных взаимоотношениях в семье, школьных, студенческих, трудовых коллективах, воинских подразделениях.

Рассмотрим теоретические составляющие понятия «психическая устойчивость».

Например, в зарубежной психологии (С. Кобейс, С. Мадди, О. Таубман, В. Фло-риан и др.) анализируют это понятие в комплексе свойств личности, таких как сопротивляемость, уравновешенность, жизнестойкость, стабильность и др.

С. Мадди разработал модель жизнестойкости, рассматривающий ее как важный человеческий ресурс с целью поддержания физического, психического и социального здоровья, поэтому ученый связывает «жизнестойкость» с «убеждениями человека, позволяющими ему оставаться активным и готовым преодолевать негативные последствия стресса» [1, с. 178].

В трудах отечественных ученых (Л.М. Аболин, П.К. Анохин, Л.И. Божович, П.Б.Зильберман, М.Ф. Секач, В.А. Марищук, В.Д. Небылицын и др.) данный феномен рассматривают в различных аспектах.

По традиции понятие эмоциональной устойчивостиисследовалось в двух направлениях. Одни ученые считали, что психическая устойчивость обусловлена личной особенностью - темпераментом, который влияет на индивидуальные проявления в поведении человека; другие связывали это понятие со свойствами нервной системы.

Л.И. Божович [2] предложила рассматривать психическую устойчивость «как уровень сформированности личности, способность обладания определён-ным иммунитетом по отношению к внешним воздействиям».

Большой вклад в изучение психической устойчивости внесли военные психологи и психофизиологи (В.И. Барабаш, Ю.А. Баранов, Ф.Д. Горбов, А.Н. Глушко, В.И. Курпатов, В.И. Лебедев, С.В. Литвинцев, В.С. Новиков, Л.И. Спивак и др.).

Мы отмечаем актуальность рассмотрения теории психической устойчивости через призму военной профессиональной деятельности, так как военная служба априори сопровождается выраженными психическими и физическими нагрузками.

В.В. Варваров [3, с. 56] дает определение психической устойчивости как «способности противостоять негативному влиянию напряженности на поведение и действие человека». Он предлагает сравнивать результаты деятельности военнослужащего «до» и «после», то есть в обычной ситуации, а потом в состоянии напряжения, стресса.

А.П. Елисеев и П.А. Корчемный [4] считают, что психическая устойчивость -это «целостное, интегральное качество личности и коллективов, проявляющееся

в способности оптимально отражать действительность в сложных, в том числе стрессовых чрезвычайных ситуациях».

Интересно, чтоученые изначально вкладывают в психическую устойчивость готовность человека к действию в экстремальных и нестандартных ситуациях. Готовность сама по себе определяет совокупность эмоционально-волевых, физических, физиологических качеств человека.

В.Э. Чудновский [5, с.25] связывает психическую устойчивость с успешностью самореализации личности, приспособлением к определенным ситуациям.

Мы одобряем высказанные позиции, но свою точку зрения выстраиваем на основе рассуждений Г.И. Крамаренко, И.С. Рудового [6], которые данное понятие трактуют как «интегральную совокупность врожденных и приобретенных личностных качеств, мобилизационных ресурсов и резервных психофизиологических возможностей организма, обеспечивающих оптимальное функционирование индивида в неблагоприятных условиях профессиональной среды».

Неблагоприятные условия среды связаны с различными факторами: физическими, психофизиологическими, социальными и др.; каждый из которых по-разному влияет на психику человека.

Формирование психической устойчивости к различным стресс-факторам является одной из целей морально-политического и психологического обеспечения деятельности Вооруженных сил нашей армии.

Также нервно-психическая устойчивость является одним из профессионально важных качеств военного специалиста.

Наряду с развитыми интеллектуальными, личностными профессионально важными качествами, хорошей физической подготовкой военнослужащий должен обладать достаточным или высоким уровнем психической устойчивости, чтобы в полном объеме выполнять учебно-боевые задачи по предназначению, в том числе в условиях нестандартной обстановки, а также суметь противостоять различным жизненным трудностям, личным проблемам.

Нервно-психическая устойчивость проявляется в состоянии здоровья и поведении человека, связана с адаптационными механизмами к различным факторам и условиям деятельности.

Каждый человек имеет индивидуальный предел сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям, по достижении которого может наступить срыв, проявляющийся различной интенсивностью, длительностью и характером проявлений.

Отметим, что понятие «психическая устойчивость» имеет положительную лексическую окраску, ее антиподом по лексическому значению является «нервно психическая неустойчивость». Оба определения соразмерно употребляются в практике.

Нервно-психическую неустойчивость ученые [7; 8; 9] обозначают как «склонность индивида к срывам в деятельности нервной системы при значительных психических и физических напряжениях»; «как интегральную совокупность врожденных и приобретенных свойств личности, которые могут предопределять вероятность неоптимального типа реагирования на неблагоприятные воздействия профессиональной среды» [10].

Т.Н. Берг сформулировала собирательное определение нервно-психической неустойчивости военнослужащих как «комплекса состояний психической деятельности, определяющего склонность к срывам в условиях психофизических перегрузок» [11].

Таким образом, понятие нервно-психической неустойчивости «вскрывает нарушения эмоциональной, волевой, интеллектуальной сферы индивида» [12].

Нервно-психическую устойчивость или, наоборот, неустойчивость человек проявляет в экстремальных, стрессовых или нестандартных (необычных) ситуациях, поэтому проще выявлять признаки нервно-психической неустойчивости по

определенным поведенческим маркерам и психологическому состоянию военнослужащего.

На основе изученных материалов [11, 13, 14] и собственного опыта работы с военнослужащими представим основные формы проявления нервно-психической неустойчивости военнослужащих и ее характерные признаки.

1. Общие характеристики личностных особенностей, поведения и психологического состояния при нервно-психической неустойчивости:

- замкнутость, отрешенность, стремление к уединению, изолированность в коллективе, ощущение внутренней пустоты и скуки, эмоциональная заторможенность;

- нестабильность во взаимоотношениях (как правило, низкий социометрический статус в коллективе), конфликтность;

-импульсивность, вспыльчивость, проявление вспышек агрессии;

- непредсказуемость действий, приступы неоправданного, неконтролируемого гнева, плача или смеха, неадекватные и высказывания;

- демонстративность или театральность поведения,вопросы и ответы не по существу, чрезмерная болтливость, склонность к фантазерству;

- мнительность, подверженность негативному влиянию (повышенная внушаемость);

- обидчивость, робость, пугливость;

- неадекватная самооценка (завышенная или заниженная).

2. Предпатологические и патологические нарушения:

- апатия, общая вялость, рассеяность, повышенная утомляемость, нервная истощаемость, раздражительность, аффективная нестабильность, резкие перепады настроения, опустошенность, оцепенение;

- нарушение сна, аппетита;

- частые головные боли, повышенное сердцебиение, нарушение ритма дыхания при волнениях;

- тремор рук, век, губ;

-- снижение качества психических процессов (памяти, внимания, неадекватность мышления);

- вегетативные проявления (резкое покраснение или побледнение кожных покровов, потливость);

- чрезмерная активность, суетливость, повторяющиеся хаотичные движения или заторможенность деятельности;

- самобичевание, навязчивые мысли и движения, сверхценные идеи, необъяснимые странные поступки.

3. Склонность делинквентному поведению:

- низкая (сниженная) моральная нормативность;

- перебивание в диалоге, пререкания с командирами;

- частотное нарушение воинской дисциплины;

- низкая исполнительность, невыполнение распоряжений, приказов;

- самовольные отлучки из воинского расположения, опоздания и др.

4. Склонность к девиантному поведению:

- тяга к алкоголизации, употреблению наркотических и токсических веществ;

- тяга к играм, ставкам, прогнозам с целью получения денежной прибыли;

- членовредительство;

- суицидальные высказывания, намерения и попытки и др.

5. Недостаточная социальная зрелость:

- ограниченность, узость интересов, инфальтивность;

- неспособность сдерживать или управлять своими чувствами, желаниями, поступками;

- пренебрежительное отношение к общественно-полезному труду, социальным ценностям.

6. Сбои в профессиональной деятельности:

- низкая результативность, надежность деятельности;

- несоответствие уровня профессиональных качеств личным способностям и возможностям;

- нарушение техники безопасности, правил эксплуатации техники, профессиональной дисциплины и этики.

Как мы видим, формы проявления нервно-психической неустойчивости связаны с личностными особенностями, недостаточной социальной зрелостью, склонностью к отклоняющемуся поведению, трудностями в межличностных отношениях, предболезненными (болезненными) состояниями.

Чаще признаки нервно-психической неустойчивости проявляются у военнослужащих, имеющих:

- отягощенный анамнез в воспитании (неблагополучная семья, гипер опека, безнадзорность и др.);

- акцентуации характера (особенно по возбудимому, дистимному, цикло-тимному, экзальтированному типам);

- слабую физическую подготовку;

- трудности адаптации к новым условиям военной службы (регламентированность деятельности, распорядок дня, уставной порядок взаимодействия и др.), так как адаптация сопряжена с перестройкой всего уклада жизни и деятельности человека и сопровождается эмоциональным напряжением.

А.Г. Маклаков [10] полагает, что крайние проявления нервно-психической неустойчивости в основном проявляются «при наложении внутренних условий на внешние неблагоприятные факторы профессиональной среды: уровень индивидуальной опасности, степень тяжести поставленной задачи и время, отведенное на ее выполнение, длительность стрессогенного воздействия» и др.

А. Г. Караяни и И.В. Сыромятников [15] определяющую роль причины нервно-психической неустойчивости относят к «биологической неполноценности нервной системы как врожденной, так и приобретенной».

Кроме неполноценности нервной системы нервно-психическая неустойчивость может усугубляться негативными психологическими и социальными факторами [11, 15]:

- психические заболевания у родителей и близких родственников;

- перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга;

- воспитание в неблагополучной семье, отсутствие одного из родителей;

- очень строгое или «тепличное» воспитание;

- побеги из семьи, вовлечение в антисоциальные группы;

- слабая подготовка к военной службе и негативное отношение к ней;

- грубость и педагогические ошибки командиров и др.

Также отметим, что нервно-психическая неустойчивость не является клиническим диагнозом, она только прогнозирует потенциальные возможности развития у военнослужащего дезадаптивных отклонений в служебной деятельности.

В некоторых случаях проявление нервно-психической неустойчивости может усиливаться, выражаясь в психосоматических и психических заболеваниях, где пусковым механизмом является неблагоприятное воздействие профессиональной среды, болезненное состояние, острый и хронический стресс, психологическая депривация, социальная изоляция в коллективе и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также проявление нервно-психической неустойчивости может и уменьшаться при благоприятных условиях; хорошем морально-психологическом климате в коллективе, психологической поддержке, соблюдении режима труда и отдыха и др.

Проведенный понятийно-терминологический анализ феномена психической устойчивости/неустойчивости, рассмотренные ее формы, характерные признаки и факторы, обуславливающие ее развитие, окажет помощь в мероприятиях по профилактике нервно-психических срывов, а также в сопровождении учебно-боевой деятельности военнослужащих.

Знание теоретических основ данного феномена позволяет в тесном сотрудничестве командиров, психологов, сотрудников медицинской службы своевременно выявлять и проводить психолого-педагогическую коррекцию с военнослужащими, имеющими недостаточный уровень поведенческой регуляции, личного адаптационного потенциала.

Отклонения в состоянии психического здоровья приводят не только к нервно-психическим срывам, но и к тяжким негативным последствиям, что неприемлемо в военной профессиональной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала /Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. 680 с.

2. Божович Л.И. Устойчивость личности, процесс и условия её формирования// Материалы XVIII Международного психологического конгресса. Симпозиум 35: Формирование личности в коллективе. М., 1966. С. 101-111.

3. Варваров В.В. Об оценке психологической устойчивости // Военный вестник. 1982. №1. С. 52-57.

4. Корчемный П.А., Елисеев А.П. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях. Курс лекций в 3-х частях. Новогорск: Академия граж-дан-ской защиты, 2000. 167 с.

5. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Педагогика, 1981. 208 с.

6. Крамаренко Г.И., Рудой И.С. Нервно-психическая неустойчивость у военнослужащих срочной службы. Л.: ВмедА., 1984. 26 с.

7. Баранов Ю.А. Нервно-психическая неустойчивость и методы выявления у призывников // Актуальные вопросы ППО и рациональное распределение призывников в военных комиссариатах. М.: МО СССР, 1988. С.123-141.

8. Психическая напряженность в трудовой деятельности: Сб. науч. тр. / АН

СССР, Ин-т психологии; [Отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Н. Занковский]. М.: ИПАН, 1989. 300 с.

9. Спивак Л.И. Раннее выявление военнослужащих с нервно-психическими расстройствами. Методическое пособие. М.: Воениздат, 1984. С. 41 - 44.

10. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. М., 2001. Т. 22. № 1. С. 16-24.

11. Берг Т.Н. Нервно-психическая неустойчивость и способы ее выявления. Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2005. 63 с.

12. Сенокосов Ж. Г. Молодые воины: трудности адаптации // А педагогом быть обязан. М., 1990/ С. 63-68.

13. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация: (Пограничные нервно-психические расстройства). - М., 1976. 272 с.

14. Методики военного профессионального психологического отбора / под ред. Лазуткина В. И., Зацарного Н. Н., Зараковского Г.М. - М.: МО РФ 178 Науч-но-практический центр Генерального штаба, 1999. 535 с.

15. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. СПб.: Питер, 2006. 480 с.

REFERENCES

1. Leont'yev D.A., Rasskazova Ye.I. Zhiznestoykost' kak sostavlyayushchaya lich-no-stnogo potentsiala. Lichnostnyy potentsial: struktura i diagnostika. M.: Smysl, 2011. 680 p.

2. Bozhovich L.I. Ustoychivost' lichnosti, protsess i usloviya yeyo formirova-niya. Ma-terialy XVIII Mezhdunarodnogo psikhologicheskogo kongressa. Simpozium 35: Formirovaniye lichnosti v kollektive. M., 1966.P. 101-111.

3. Varvarov V.V. Ob otsenke psikhologicheskoy ustoychivosti. Voyennyy vest-nik. 1982. №1. P.52-57.

4. Korchemnyy P.A., Yeliseyev A.P. Psikhologicheskaya ustoychivost' v chrezvy-chaynykh situatsiyakh. Kurs lektsiy v 3-kh chastyakh. Novogorsk: Akademiya gra-zhdanskoy zashchity, 2000. 167p.

5. Chudnovskiy V.E. Nravstvennaya ustoychivost' lichnosti. M.: Pedagogika, 1981. 208 s.

6. Kramarenko G.I., Rudoy I.S. Nervno-psikhicheskaya neustoychivost' u voy-ennosluzhashchikh srochnoy sluzhby. L.: VmedA., 1984. 26 p.

7. Baranov YU.A. Nervno-psikhicheskaya neustoychivost' i metody vyyavleniya u prizyvnikov. Aktual'nyye voprosy PPO i ratsional'noye raspredeleniye prizyvni-kov v voyennykh komissariatakh. M.: MO SSSR, 1988. P.123-141.

8. Psikhicheskaya napryazhennost v trudovoy deyatel'nosti : Sb. nauch. tr. AN SSSR, In-t psikhologii; [Otv. red. L. G. Dikaya, A. N. Zankovskiy]. M.: IPAN, 1989. 300 p.

9. Spivak L.I. Ranneye vyyavleniye voyennosluzhashchikh s nervno-psikhicheskimi rasstroystvami. Metodicheskoye posobiye. M.: Voyenizdat, 1984.P.41-44.

10. Maklakov A.G. Lichnostnyy adaptatsionnyy potentsial: yego mobilizatsiya i prognozirovaniye v ekstremal'nykh usloviyakh. Psikhologicheskiy zhurnal. M., 2001. T. 22. № 1. P. 16-24.

11. Berg T.N. Nervno-psikhicheskaya neustoychivost' i sposoby yeye vyyavleniya. Vladivostok: Mor. gos. un-t, 2005. 63 p.

12. Senokosov ZH. G. Molodyye voiny: trudnosti . A pedagogom byt' obyazan. M., 1990.

P. 63-68.

13. Aleksandrovskiy YU.A. Sostoyaniya psikhicheskoy dezadaptatsii i ikh kompen-satsiya: (Pogranichnyye nervno-psikhicheskiye rasstroystva). M., 1976. 272 p.

14. Metodiki voyennogo professional'nogo psikhologicheskogo otbora. Pod red. Lazu-tkina V. I., Zatsarnogo N. N., Zarakovskogo G. M. M.: MO RF 178 Nauchno-prakticheskiy tsentr General'nogo shtaba, 1999. 535 p.

15. Karayani A.G., Syromyatnikov I.V. Prikladnaya voyennaya psikhologiya. SPb.: Piter, 2006. 480 p.

Информация об авторе: Карабанова Ольга Рудольфовна, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории (психологического и педагогического обеспечения обучения штурманов) Филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» в г. Челябинске (ФВУНЦ ВВС «ВВА») г. Челябинск, Россия. E-mail: Helga7072@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Karabanova Olga Rudolfovna,senior researcher of the research laboratory (psychological and pedagogical support for the training of naviga-tors)Branch of the Military Training and Research Center of the Air Force "Air Force Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin" in Chelya-binsk,(FFUNC VVS «VVA»). Chelyabinsk, Russia e-mail: Helga7072@mail.ru

The author has read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 14.03.2021 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 19.04.2021

Принята к публикации / Accepted for publication: 25.04.2021

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов./ The author declares no conflicts of interests.

©Карабанова 0.Р.2021 ©«Педагогика: история, перспективы». 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.