Научная статья на тему 'Психическая адаптация человека в условиях замкнутой экосистемы: динамика и стадии'

Психическая адаптация человека в условиях замкнутой экосистемы: динамика и стадии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
замкнутые экосистемы / психическая адаптация / психологические характеристики / стадии / стресс / enclosed ecosystems / mental adaptation / psychological characteristics / stages / stress

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — И.Т. Будрина

Задачи обеспечения жизнедеятельности и сохранения работоспособности человека в искусственных физических средах чрезвычайно актуальны в связи с освоением космического пространства и созданием новой техники для этих целей. Изменения функционального состояния организма в таких условиях обитаемости вызывают риск совершения профессиональных ошибок, влекущих за собой аварийные ситуации, и могут стать почвой для нарушения здоровья специалистов, их дезадаптации. Изучение закономерностей приспособления человека к новым обстоятельствам является необходимым элементом системы прогнозирования функционального состояния в периоды как рабочей деятельности, так и отдыха, адекватной диагностики, профилактики и коррекции процесса адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human Mental Adaptation in an Enclosed Ecosystem Conditions: Dynamics and Stages

The issues of providing human life and maintaining their working capacity in artificial physical environments are highly relevant due to exploration of outer space and development of new technologies for these purposes. Change in the functional state of the organism in such habitable conditions increases the risk of making mistakes in professional activity causing emergencies, as well as it may harm the specialists’ health and lead to their disadaptation. Learning of the human adjustment patterns to new circumstances is an essential element for prediction of their functional state during work and rest, adequate diagnostics, prevention activity and correction of the adaptation process.

Текст научной работы на тему «Психическая адаптация человека в условиях замкнутой экосистемы: динамика и стадии»

УДК 159.96:316.6

Психическая адаптация человека в условиях замкнутой экосистемы: динамика и стадии

И.Т. Будрина

доктор социологии

Консалтинговая компания «АМ Консалтанси», г. Бухарест, Румыния

ГГ

Задачи обеспечения жизнедеятельности и сохранения работоспособности человека в искусственных физических средах чрезвычайно актуальны в связи с освоением космического пространства и созданием новой техники для этих целей. Изменения функционального состояния организма в таких условиях обитаемости вызывают риск совершения профессиональных ошибок, влекущих за собой аварийные ситуации, и могут стать почвой для нарушения здоровья специалистов, их дезадаптации. Изучение закономерностей приспособления человека к новым обстоятельствам является необходимым элементом системы прогнозирования функционального состояния в периоды как рабочей деятельности, так и отдыха, адекватной диагностики, профилактики и коррекции процесса адаптации.

Ключевые слова:

замкнутые экосистемы, психическая адаптация, психологические характеристики, стадии, стресс.

UDC 159.96:316.6

Human Mental Adaptation in an Enclosed Ecosystem Conditions: Dynamics and Stages

I. Budrina

Ph.D. in Sociology

AM Consultancy, Bucharest, Romania

PP

The issues of providing human life and maintaining their working capacity in artificial physical environments are highly relevant due to exploration of outer space and development of new technologies for these purposes. Change in the functional state of the organism in such habitable conditions increases the risk of making mistakes in professional activity causing emergencies, as well as it may harm the specialists' health and lead to their disadaptation. Learning of the human adjustment patterns to new circumstances is an essential element for prediction of their functional state during work and rest, adequate diagnostics, prevention activity and correction of the adaptation process.

Keywords:

enclosed ecosystems, mental adaptation, psychological characteristics, stages, stress.

Введение

В соответствии с теорией адаптации искусственные условия жизнедеятельности рассматриваются как совокупность факторов, отвечающих за функциональное состояние организма. Под их влиянием он перенаправляет свою активность в сторону оптимизации взаимодействия в системе «организм - среда». Психические состояния - одно из проявлений адаптационного процесса, и его изменения могут быть представлены как психологические реакции приспособления человека.

Актуальность данной темы определяется задачами психологического обеспечения профессиональной деятельности специалистов в замкнутой экосистеме и профилактики нарушений психической адаптации к новой среде. В качестве гипотезы выдвинуто предположение, что привыкание человека к жизни в таких условиях характеризуется закономерными инвариантными стадиями, а динамика адаптационного процесса зависит главным образом от психологической установки субъекта в отношении продолжительности стрессогенного воздействия.

Психическая адаптация

Г. Селье описал характерную динамику ответных реакций на стресс, основной задачей которых является защита организма. Реакции, вызывающие генерализованное, системное защитное действие, учёный назвал общим адаптационным синдромом (ОАС). И хотя осталось невыраженным различие между физиологическими и психологическими процессами, динамика реакций ОАС получила значительное распространение в психологической науке [1].

В наиболее широком значении под адаптацией понимается процесс приспособления к окружению посредством поведенческих или психических изменений, способствующих достижению оптимального уровня функционирования. В зависимости от области знания термин обладает специфическими значениями: в физиологии - регуляция телесного органа в соответствии с внешними условиями среды; в эволюционной биологии - приспособление видов к окружению, в котором они развиваются; в психологии - процесс, посредством которого индивид достигает наилучшего баланса между конфликтующими потребностями [2, 3].

В психологической литературе отсутствует единство в трактовке данного понятия. При всём многообразии классификационных моделей различают три формы адаптации человека к изменяющейся среде: биологическую, социальную и психологическую.

Ф.Б. Березин говорит о психофизиологической адаптации, или ситуации, когда наряду с поддержанием собственно психического гомеостаза обеспечивается оптимизация постоянного взаимодействия человека с окружением и установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками, и выделяет следующие уровни психической адаптации: психофизиологический, психологический и социально-психологический [4].

А.Г. Маклаков рассуждает о сложных механизмах физиологической, психической и социальной адаптации, подчёркивая, что человек есть «не просто живой организм, а прежде всего сложнейшая биосоциальная система» [5].

A.В. Морозов разделяет психическую и психофизиологическую адаптацию как отдельные виды. В структуре данного явления он описывает три функциональных уровня - психофизиологический, психологический, социальный, которые одновременно участвуют в процессах регулирования [6].

B.И. Медведев указывает на устойчивое взаимодействие физиологических и психологических функций человека [7,8].

М.Е. Сандомирский называет следующие взаимосвязанные виды психической адаптации человека, рассматриваемые как компоненты: психофизиологическая адаптация, или свойство организма целесообразно перестраивать физиологические функции в соответствии с требованиями среды; собственно психологическая адаптация (и уточняет в примечании: или психическая), нарушения которой связаны с напряжённостью, психологическим стрессом; психосоциальная адаптация, или адаптация личности к общению с новым коллективом. По мнению учёного, психическая адаптация включает в себя психологическую: «Психическая адаптация рассматривается как комплексный феномен, который не сводится только к адаптации психологической (в англоязычной литературе термин «психологическая адаптация» - psychological adaptation - используется как синоним психической адаптации) и требует для своего изучения учёта как психологических, так и физиологических параметров» [9].

Традиционно отдельно (как самостоятельные виды) исследуется психическая и социальная адаптация. Возможен вариант, когда социальная трактуется как социально-психологическая. Чаще всего речь идёт именно о психической (а не психологической) адаптации, включающей социально-психологические показатели [10-12].

А.А. Налчаджян исследует только социально-психическую адаптацию человека [13]. А.А. Реан рассматривает социально-психологическую адаптацию как активное самоизменение личности в соответствии с требованиями ситуации [14].

В психологической литературе преимущественно анализируется личностная адаптация к среде и подчёркивается, что осуществляется она в процессе сознательной деятельности. Л.А. Китаев-Смык указывает на многообразие психической и социальной активности (и пассивности) людей при стрессе с учётом многих антропологических факторов, т. е. активности человека со всеми его свойствами, функциями, проявлениями, взаимоотношениями [15].

Психическая адаптация по A.B. Сухареву - это активная личностная функция, обеспечивающая согласование актуальных потребностей индивида с требованиями окружения и динамическими изменениями условий жизни [16].

Как считает Ю.А. Александровский, ведущее положение в иерархии звеньев психической адаптации принадлежит подсистемам, обеспечивающим поиск, восприятие и переработку информации; эмоциональное реагирование, создающее, в частности, личностное отношение к получаемой информации и являющееся наиболее интегрированной формой активности; социально-психологические контакты [10].

Добавим в этой связи, что при особых вариантах адаптации (в условиях длительного пребывания человека в замкнутой среде] именно в подобных подсистемах и следует ожидать изменений. Нарушение сбалансированности в системе «человек - среда» влечёт за собой напряжение адаптивных механизмов индивида, нарастание тревоги, ослабление эмоциональной устойчивости, трансформацию характеристик межличностных и микросоциальных отношений (т. е. отношений в малых группах].

Обобщая основные положения, приведённые выше, Е.К. Завьялова заключает, что адаптация - это личностный процесс, отвечающий за взаимодействие человека с природной и социальной средой [17]. Системообразующим фактором, регулирующим и организующим адаптацию, является цель, связанная с ведущей потребностью. На протекание процесса адаптации влияют психологические свойства человека, в том числе уровень его личностного развития, характеризующегося совершенством механизмов личностной регуляции поведения и деятельности.

О психической адаптации личности говорит A.A. Ал-дашева [18] и предлагает ещё одно важное понятие -«адаптивный порог». Это наименьшая возможная величина, минимальная граница накопления (проявления] свойств (качеств, ресурсов], необходимых для успешной адаптации субъекта. С одной стороны, адаптивный порог задаётся средой, с другой стороны, носителем этих качеств выступает субъект, которому и предстоит, вооружившись ими, ответить на вызов.

Таким образом, приходим к выводу, что, несмотря на отсутствие единства в трактовке определения в целом, все исследователи указывают на важность понимания сути и структуры процесса адаптации, в том числе её психологических аспектов.

Замкнутые экосистемы

Определение замкнутой экосистемы требуется для понимания как особенностей данной среды обитания, так и психической адаптации в ней.

Экосистема - это форма организации биологических сообществ [19]. Замкнутая экосистема не предполагает какого-либо обмена с внешней средой. Система называется строго замкнутой, или полностью замкнутой, если она работает изолированно от внешнего мира, за исключением энергообмена [20].

Такие системы нужны при неизбежном дальнейшем развитии промышленной цивилизации, когда станет невозможно рассчитывать на спасительные регулирующие силы природы и придётся прибегать к высокотехнологичным системам жизнеобеспечения, внутри которых формируется тот самый круговорот веществ, необходимый человеку для благополучного существования внутри замкнутого пространства на протяжении практически неограниченного срока. Здесь встаёт вопрос подбора и адаптации участников подобных экосистем, их готовности к профессиональной работе в таких условиях.

С этой точки зрения интересен опыт двух проектов -«БИОС-3» и «Биосфера-2». Данные эксперименты максимально близко отобразили идею полного самообеспечения. Первый был изолирован на 80 % и длился около 180 дней, второй был изолирован на 100 % и длился два года.

Система «БИОС-3» [21] создавалась в г. Красноярске, где в начале и середине 1970-х годов проводились многомесячные успешные испытания с людьми в условиях высокой автономности. В эксперименте участвовали четыре человека, команда подбиралась по уровню знаний, состоянию здоровья, мотивированности, учитывалась психологическая совместимость. Трое участников жили в системе «БИОС-3» до шести месяцев, хорошо себя чувствовали, их здоровье тщательно контролировалось, в том числе собственными измерениями, что являлось показателем психологического комфорта. Эта система имела сходство с земной биосферой, поскольку кислород, вода и пища восстанавливались в ней с помощью растений.

Эксперимент «Биосфера-2» [22], проведённый в штате Аризона в начале 1990-х годов, оказался провальным.

Для его осуществления на площади в несколько гектаров было построено герметичное сооружение, куда проникал только солнечный свет для обеспечения фотосинтеза. Под огромный стеклянный купол, где воссоздали разнообразные природные зоны, поместили 3000 представителей флоры, 4000 представителей фауны, а также восемь человек - четверо мужчин и четыре женщины. Однако из-за многочисленных просчётов и недоработок эксперимент оказался неудачным: критически снизилось содержание кислорода, размножились микроорганизмы, не удалось установить биологическое равновесие. Вследствие этого возникли конфликты между участниками, не была учтена их психологическая совместимость в прохождении процесса адаптации.

В ходе исследования команда разделилась на две группы, которые избегали друг друга. Люди не сплотились, не имели лидера, каждый занимался только своими обязанностями. Хотя медицинские показатели всех участников улучшились к концу эксперимента, чувствовали себя они неважно, и это был чисто психологический фактор. Миссию официально сочли неудавшейся из-за проблем с кислородом, расплодившихся вредителей и напряжённой обстановки в коллективе, который не обладал нужными характеристиками команды и не справился с задачей.

Оба эксперимента показали, что участники закрытой экосистемы должны отличаться определёнными социальными и психологическими качествами и навыками. Необходимо создание команды, её сплочённость с учётом процессов адаптации каждого члена.

Стадии и динамика психической адаптации

Е.К. Завьялова считает, что процесс адаптации человека в новых условиях существования имеет временную динамику, этапы которой связаны с определёнными психологическими изменениями, проявляющимися на уровне как состояния, так и личностных свойств [17].

Независимо от типа стрессового воздействия, Г. Селье сформулировал общие закономерности процесса приспособления к стрессовым событиям и предложил три этапа: тревога, сопротивление, истощение, в результате которых деятельность организма человека направлена на поддержание или сохранение баланса между требованиями среды и удовлетворяющими их ресурсами [1].

Современные теории адаптации предлагают 4-5 этапов, указывая на более подробные психологические характеристики, которые необходимо учитывать при создании коллектива закрытой экосистемы.

Процесс приспособления человека к замкнутой экосистеме можно сравнить с привыканием к новой для него культуре. Такая адаптация нашла отражение в исследованиях, посвящённых симптоматике культурного шока у временных переселенцев и мигрантов, стратегиям его преодоления, а также теориям этапов кросс-культурной адаптации.

Одна из самых известных моделей - это модель этапов культурного шока, которая разработана антропологом К. Обергом [23]. Он подробно проанализировал четыре стадии адаптации: медовый месяц, кризис, восстановление и адаптация (в отличие от трёх этапов Г. Селье].

Термин «культурный шок», введённый К. Обергом, означал вживание в новую культуру, новую среду и был обусловлен негативными чувствами (изменение социального и общественного положения], что приводило к неуверенности в себе, тревоге, раздражительности, бессоннице, психологическим расстройствам, депрессии.

Согласно данным Я. Кима при благоприятной интеграции в новую культуру личность проходит цикл «стресс -адаптация - личностный рост». Здесь тенденция следует от энтузиазма и приподнятого настроения к депрессии и замешательству, а далее к чувству уверенности и удовлетворения [24].

Описывая стадии психической адаптации, А.Н. Алёхин, Е.А. Дубинина и К.И. Пульцина предлагают опираться на концепт переживания [25].

С.Л. Рубинштейн определяет переживание как уникальное событие в индивидуальной истории развития личности; рассматривает его как динамическую единицу сознания, представленную в единстве аффективного и интеллектуального [26]. Ф.Е. Василюк анализирует переживание с позиции деятельностного подхода - как процесс преодоления страдания, преобразующий психологическую ситуацию, и особую форму деятельности субъекта по восстановлению психологического равновесия [27].

Концепт переживания весьма перспективен для обозначения психологического аспекта адаптации, а именно процесса, отражающего психический (когнитивно-аффективно-поведенческий] паттерн реагирования личности при освоении нового (стрессогенного) опыта, в нашем случае в замкнутой экосистеме. Этот процесс инициируется рассогласованием существующего опыта и поведения и актуальной ситуации. Он включает в себя психологические механизмы ассимиляции и аккомодации, направленность и динамику которых задают потребности личности в закрытой экосистеме, где основными стрессорами выступают физические факторы искусственной среды обитания, гиподинамия, монотонность, относительная сенсорная

и социальная изоляция, моделируемые профессиональная деятельность и межличностные отношения в группе.

А.Н. Алёхин [28] и другие учёные указывают на тот факт, что, независимо от длительности пребывания и внешних факторов, феноменологически чётко всегда выделяются четыре качественно различимые стадии и два переходных процесса адаптации. Стабильность состояния снижается в начале испытания, потом возрастает до некоторой степени, снова снижается, затем возрастает и удерживается на допустимом уровне, но вновь резко падает в преддверии окончания пребывания. Авторы приводят следующие характеристики этих стадий.

1. Первая фаза - начало (инициализация] переживания - столкновение сформировавшихся установок, представлений, способов реагирования с новыми условиями жизнедеятельности. На этом этапе нарушаются привычные психологические установки и отношения личности, что сопровождается неспецифическим напряжением и отражается на протекании практически всех психических процессов.

Происходит интенсификация системы отношений с самим собой, со своим «я». Для этого периода свойственно также эмоционально тягостное переживание чувства несвободы, давления окружающей среды с парадоксальным ощущением времени: с одной стороны, оно тянется медленно, а с другой - надвигается на субъект тягостной и тревожащей неопределённостью будущего. Всё вышеупомянутое сказывается на показателе стабильности, который отражает общую психическую дестабилизацию.

2. Вторая фаза характеризуется усилением разграничения или диссоциации внешней и внутренней деятельности, попытками реализации новых способов поведения и реагирования. Акцент с себя смещается на межличностные отношения, отмечается напряжённость тенденций как к ассимиляции, так и к аккомодации. Здесь наблюдаются повышенная межличностная конфликтность, неустойчивость рисунка поведения, определённая рассогласованность реакций, мыслей и чувств, что связано с неравномерностью усвоения приобретаемого опыта. Имеет место обострение существующих или возникновение новых межличностных конфликтов. При этом значительно снижаются показатели адаптированности и продуктивности деятельности.

Осознание своего психологического одиночества на данном этапе свидетельствует о кризисе как собственно межличностных отношений, так и его концепций, что фактически заставляет личность переходить из мира субъективных идей и представлений в мир актуальной реальности.

3. Третья фаза характеризуется актуализацией отношений с предметной и конкретно-событийной действительностью (с закрытой экосистемой], что обеспечивает возможность бесконфликтной разрядки эмоционального напряжения, увлечённость собственно деятельностью, а не социальными оценками и, как следствие, повышение работоспособности и рост информационно-поисковой активности. На данном этапе отмечается трансформация отношений личности в соответствии с требованиями среды (закрытой экосистемы], достигается стабилизация состояния.

4. Заключительная четвёртая фаза предполагает новое перемещение активности в сферу отношений к себе. Суть этапа заключается в противоречии или диссоциации между уже сложившимися формами поведения и отношениями, с одной стороны, и ожиданиями, образом ближайшего будущего - с другой.

Данную стадию отличает наличие в опыте моделей адекватного поведения, общения. Самооценка ближе к объективной. В эмоциональной сфере возникает некоторая возбуждённость. Характерно и состояние утомления, которое переживается на этом этапе как дефицит отношений, т. е. отсутствует субстрат для информационно-поисковой активности, поэтому, как и в первых периодах, деятельность переключается на внутренний мир и связана с психологическим конструированием будущего, что вновь уводит личность от объективно-реального мира в субъективный мир идей и, соответственно, к очередному снижению показателей общей адаптированности.

Следует отметить, что описанные этапы переживания наблюдаются при любых непривычных (изменённых] условиях жизнедеятельности человека, при которых нарушается соответствие между его психическими характеристиками и требованиями среды.

Интересен и полезен с научной точки зрения опыт В.И. Лебедева в области экстремальной психологии. На основе собственной практики и анализа литературных источников учёный предлагает следующую периодизацию психической адаптации и дезадаптации в изменённых условиях существования [29].

1. Подготовительный этап. Носит познавательный характер. Накапливается определённый запас сведений о среде обитания и условиях деятельности, при этом формируется информационное поле, которое будет одним из источников действия адаптационного механизма.

2. Этап стартового психического напряжения. Можно считать пусковым моментом. Содержательная и функционально-смысловая стороны данного периода состоят

в нарастании эмоциональных переживаний, формирующих ощущение напряжённости и являющихся, по сути, психофизиологическими детерминантами активизации любого живого организма. Происходит внутренняя мобилизация психических ресурсов человека для последующего их использования в целях организации нового уровня психической деятельности в изменённых условиях существования.

3. Этап острых психических реакций входа, или первичная дезадаптация. Считается стадией адаптационного процесса, на которой личность начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов изменённых условий существования. Основными из таких факторов являются изменённая афферентация (резкая смена набора раздражителей, действовавших на органы чувств и психику человека ранее) и монотонность (отсутствие каких-либо привычных раздражителей или же достаточно длительное их однообразие).

Относительная групповая изоляция - вынужденное выключение личности из большого количества привычных и необходимых в силу её потребностей коммуникативных объединений и ограничение круга её общения группой в рамках новой среды; предполагает информационную истощаемость членов данной группы по отношению друг к другу, что также вызывает эмоциональную напряжённость.

Первичная дезадаптация определяет два возможных пути развития адаптационного процесса: этап психической переадаптации, или перехода в состояние устойчивой адаптации к условиям, и этап неустойчивой психической деятельности, который в свою очередь может привести к глубоким психическим изменениям.

4. Этап завершающего психического напряжения. Наступает при развитии адаптационного процесса в благоприятном направлении. Отличительное содержание этого периода - своеобразная подготовка психики человека к возвращению в некоторой степени старых режимов функционирования и реакций, а также к заново моделируемым сознанием личности условиям.

Особое внимание обращает на себя большая вовлечённость индивида в переживания в связи с предстоящим и долгожданным возвращением к привычной жизни. Появляется интерес к делам, которые могут носить выраженный характер и занимать всё свободное время. Это объясняется тем, что вновь возникшее напряжение, активизировав психику, таким образом компенсирует вызванный ею избыток психической энергии.

5. Этап острых психических реакций выхода. По своему функциональному значению в какой-то степени аналогичен периоду реакций входа, так как любые изменения условий жизни, деятельности, окружающей среды предполагают перестройку комплекса психических реакций и всех психических процессов.

Подразумевается выход из положения, в котором длительное время находился человек в период своей жизни. Однако следует отметить, что те обстоятельства, которые его ждут, не всегда идентичны тем, в которых он пребывал до изменения. Во многом это связано и с переменами в структуре личности, которые произошли на данном этапе. Стадия характеризуется поведенческими реакциями, в которых проявляются эйфория, чувство преодоления многих социальных ограничений, якобы полной свободы и неограниченных возможностей в удовлетворении потребностей. Часто эти ощущения могут быть обманчивыми и приводить к нежелательным последствиям, когда отрицаются многие нормы.

6. Реадаптация. Отмечается формированием иных паттернов поведения, необходимых для новой среды жизнедеятельности.

Итак, мы видим, что, несмотря на различия в деталях описания этапов психической адаптации, сам процесс признаётся всеми исследователями. При успешном его протекании наступает чувство психологического благополучия и душевного комфорта. Степень выраженности фаз и продолжительность адаптации определяются характеристиками личности. При этом нужно учитывать следующие свойства:

• индивидуальные различия - демографические и личностные: по данным ряда исследователей, быстрее и легче адаптируются высокоинтеллектуальные и высокообразованные люди; женщины испытывают в такой период больше проблем, чем мужчины;

• готовность к переменам: чаще всего те, кто имеют опыт миграции, хорошо воспринимают изменения среды, так как обладают мотивацией к адаптации (добиваются поставленной цели) и готовятся к восприятию новой культуры заранее;

• индивидуальный опыт проживания стрессовых и экстремальных ситуаций.

Для отбора членов команды закрытых экосистем требуется создание батареи тестов, позволяющих осуществить дифференциацию в соответствии с необходимым набором качеств и навыков, а также проведение подготовки, тренингов для предварительной информационной подготовки участников. На всех этапах адаптации важно

психологическое сопровождение группы с целью минимизации влияния последствий на психическое состояние её членов.

Ориентиром для разработки подобной программы могут служить следующие критерии: способность человека находить место в социально-профессиональной структуре, развиваться в соответствии со своим потенциалом жизнедеятельности, общий уровень здоровья, субъективное чувство самоуважения, эмоциональная грамотность в виде анализа собственных переживаний в качестве психологического аспекта адаптации и регуляции, что позволит, с одной стороны, выделить универсальное в поведении в условиях стресса, а с другой - уникальное, связанное с опытом, системой отношений, индивидуальными смыслами конкретной личности.

Наиболее устойчивыми к стрессу оказываются люди, воспринимающие мир осмысленным и управляемым. Им присуще чувство связанности [30], когерентности, когда возникающие угрозы воспринимаются как вызовы, которые несут за собой новые возможности, а также способность здраво оценивать собственные ресурсы, необходимые для решения очередных задач. Именно такое отношение и обеспечивает психическое здоровье.

Если говорить про замкнутое пространство с ограниченным кругом общения, как в случае с закрытыми экосистемами, то создание дружественной атмосферы и подбор участников с соответствующими для этого чертами характера являются одними из факторов, определяющих успех всего проекта, а в дальнейшем и всей миссии освоения космоса.

Заключение

На основании вышеприведённых исследований можно сделать вывод, что динамика психической адаптации к условиям искусственной экосистемы, т. е. к непривычной среде жизнедеятельности, заключается в закономерной смене стадий стабилизации и дестабилизации.

Дестабилизация проявляется возрастанием тревоги и активации, вызванной необходимостью трансформации паттернов поведения для достижения адаптированное™ к новому образу жизни, оптимизации функционирования в изменённых обстоятельствах. Стабилизация характеризуется возвращением психических и психофизиологических параметров на уровень динамического гомеостаза и формированием паттернов поведения, адекватных закрытой среде обитания. Достижение этой стадии реализуется

либо через возвращение к фоновым психическим и психофизиологическим показателям, либо путём формирования нового функционального состояния.

Динамика психической адаптации к условиям искусственной экосистемы не зависит от длительности нахождения субъекта в ней, но определяется его психологической установкой на ожидаемую продолжительность пребывания. Участники замкнутых экосистем должны подбираться индивидуально, посредством прохождения специализированных тестов и тренингов с учётом личностных характеристик: эмоционального интеллекта, мотивированности, психологической совместимости.

Список основных источников

1. Свльв, Г. Очерки об адаптационном синдроме/ Г. Сельв; пер. с англ. В.И. Кандрора, A.A. Рогова; ред. и вступ. М.Г. Дурмишьяна. - М.: Медгиз, 1960. - 254 с.

2. Янчук, В.А. Четырёхмерный континуум понимания феноменологии биопсихосоциальной адаптации: социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива / В.А. Янчук // Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: социализация субъекта на разных этапах онтогенеза: материалы IV между на р. науч. конф, Минск, 21-22 мая 2015 г. / отв. ред. И. А. Фурманов [и др.]. - Минск: Изд. центр БГУ, 2015. - С. 530-536.

3. Янчук, В.А. Методолого-психологические основания проблемы адаптации: от описания к пониманию / В.А. Янчук//Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: проблемы и перспективы: материалы II между нар. науч. конф., Минск, 26 окт. 2007 г. / отв. ред. И.А. Фурманов [и др.]. - Минск: Изд. центр БГУ, 2007.

4. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б Березин. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях/А.Г. Маклаков //Психологический журнал. -2001. - Т22, № 1. - С. 16-24.

6. Морозов, A.B. Проблемы социально-психологической адаптации [Электронный ресурс] / A.B. Морозов. -Режим доступа: https.//referat.co/ref/l57082/read?p=l -Дата доступа: 29.06.2023.

1. Медведев, В.И. О проблеме адаптации/В.И Медведев// Компоненты адаптационного процесса/под ред. В.И. Медведева. -Л.:Наука, 1984. - С. 3-16.

8. Медведев, В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов /В.И. Медведев. - Л.: Наука, 1982. - 104 с.

9. Сандомирский, М.Е. Состояние психической адаптации в условиях хронического психоэмоционального стресса в связи с личностно-типологическими характеристиками: автореф. дис.... канд. мед. наук: 14.00.18/М.Е. Сандомирский; Рос. гос. мед. ун-т. - Оренбург, 2001. - 28 с.

10. Александровский, Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю.А. Александровский. - М.: Наука, 1976. -272 с.

11. Алёхин, А.Н. Адаптация как концепт в медико-психологическом исследовании/А.Н Алёхин//Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена]. - СПб.: Стратегия будущего, 2010. - С. 27-32.

12. Вассерман, Л.И. Совладение со стрессом: теория и психодиагностика: учеб.-метод, пособие /Л.И. Вассерман, В.А. Абабков, ЕА Трифонова. - СПб.: Речь, 2010. - 192 с.

13. Налчаджян, A.A. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии] /A.A. Налчаджян. -Ереван: Изд-во АНАрмССР, 1988. - 263 с.

14. Реан, A.A. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика /A.A. Реан, А.Р. Кудашев, A.A. Баранов. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 479, [1] С.

15. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Акад. проект, 2009. - 943 с.

16. Сухарев, A.B. Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации человека: дис.... д-ра психол. наук: 19.00.01 /A.B. Сухарев. - М„ 1998. - 352 л.

17. Завьялова, Е.К. Психологические механизмы социальной адаптации человека / Е.К. Завьялова // Вестник Балтийской педагогической академии. - 2001. - Вып. 40, №4. -С. 55-60.

18. Алдашева, A.A. Особенности личностной адаптации в малых изолированных коллективах автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01/АА Алдашева; ИЭМ АМН СССР [и др.]. -Л., 1984. - 19 с.

19. Переслегин, СБ. О механике цивилизаций / СБ. Пере-слегин,А.М. Столяров, Н.Ю. Ютанов//Наука и технология в России. - 2002. - № 1 (52]. - С. 23-28.

20. Хлебопрос, РГ. Замкнутые экологические системы и земная биосфера [Электронный ресурс] / РГ. Хлебопрос, В.А. Охонин, А.И. Фет. - Режим доступа: https://www.

modernproblems.org.ru/sience/141-catast2.html?start= 3#content. - Дата доступа: 15.06.2023.

21. Научно-исследовательский комплекс «Замкнутые экосистемы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: h ttp.//www.ibp. ru/ecosystem/infoOlphp. - Дата доступа: 30.06.2023.

22. Biosphere 2 [Electronic resource], - Mode of access: https://ecotechnics.edu/projects/biosphere-2/. - Date of access: 29.06.2023.

23. Oberg, К Cultural Shock: Adjustment to New Cultural Environments // Practical Anthropology. - 1960. - No. 7,-P 177-182.

24. Kim, Y.Y. Adapting to a New Culture: An Integrative Communication Theory/Y.Y. Kim//Theorizing About Intercultural Communication / ed. W.B. Gudykunst. - California: Sage Publications, 2005. - P 375-400.

25. Алёхин, A.H. Переживание как психологический аспект адаптации человека в непривычных условиях жизнедеятельности [Электронный ресурс]/А.Н. Алёхин, ЕА Дубинина, К. И. Пульцина // Медицинская психология в России. - 2014. - №5 (28]. - Режим доступа: http.// mprj.ru./archiv_global/2014_5_28/nomer/nomer03.php. -Дата доступа: 12.06.2023.

26. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

27. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.

28. Алёхин, А.Н. Этапы психической адаптации человека к экстремальным условиям профессиональной деятельности / А.Н. Алёхин // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. -2009. -№3,- С. 76-81.

29. Лебедев, В.И. Этапы психической адаптации в изменённых условиях существования / В.И. Лебедев// Вопросы психологии. - 1980. - №4. - С. 50-60.

30. Осин, Е.Н. Чувство связанности как показатель психологического здоровья и его диагностика / Е.Н. Осин// Психологическая диагностика. - 2007. - № 3. - С. 22-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.