Научная статья УДК 347.948.2
ПСЕВДОДОКАЗАТЕЛЬСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ КАК «РАЗМЯГЧИТЕЛИ» ФАКТОВ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Анатолий Анатольевич Дьяков 1 Татьяна Евгеньевна Лихачева 2,
1 2 Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва, Россия
Аннотация. В статье затрагивается проблема ангажированости заключений специалистов, которые используются в судебном процессе стороной по делу как основание для назначения повторной судебной экспертизы. Предлагается проводить оценку таких заключений специалистов на соответствие требованиям статьи 8 Федерального закона №73-Ф3 от 31.05.2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»: объективность, всесторонность и полнота исследований, возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Ключевые слова: судебная экспертиза, объективность, обоснованность, достоверность
Для цитирования: Дьяков А. А., Лихачева Т. Е. Псевдодоказательства специалистов как «размягчители» фактов судебной экспертизы // Проблемы экспертизы в автомобильно-дорожной отрасли. 2024. № 2(11). С. 52-60.
Original article
PSEUDO-EVIDENCE OF SPECIALISTS AS "SOFTENERS" OF THE FACTS OF FORENSIC EXPERTISE
Апа^Ну A. Diyakov 1 Tatyana E. Likhacheva 2
1 2 Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI), Moscow, Russia
Abstract. The publication touches upon the problem of the bias of, which are used in the judicial process by the party to the case, as a basis for the appointment of a second forensic exspertise. It is proposed to evaluate such specialist opinions for compliance with the requirements of Article 8 of Federal Law №73-FZ dated 05/31/2001 «On State Forensic Expertise in the Russian Federation»: objectivity, comprehensiveness and completeness of research, the ability to verify the validity and reliability of the conclusions based on generally accepted scientific and practical data.
Keywords: judicial expertise, objectivity, validity, reliability
For citation: Diyakov А. A., Likhacheva T. E. Pseudo-evidence of specialists as "softeners" of the facts of forensic expertise. Automotive and Road expert evaluation. 2024;(2):52-60. (in Russ.).
© Дьяков А. А., Лихачева Т. Е., 2024
Введение
Латинское юридическое выражение гласит: «Contra factum non datur argumentum - Против факта не даётся доказательства».
Факт (от латинского factum - сделанное, совершившееся) - это синоним понятий «истина», «событие», «результат». Нечто реальное в противоположность вымышленному. Конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего [1].
Основные принципы производства судебной экспертизы: объективность, всесторонность и полнота исследований, возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, указанные в Статьи 8 Федерального закона №73-Ф3 от 31.05.2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» [2], строятся на фактах.
Факт сильнее уже потому, что это нечто свершившееся либо доказанное, а «логическое рассуждение» - только нечто предполагаемое. Однако современная мысль выдаёт следующий «Закон физики фактов» состоящий из трёх пунктов:
1. Факт - это отвердевшее мнение.
2. Под воздействием высоких температур и оказываемого давления факты размягчаются.
3. Правда эластична.
Русскоязычный интернет заполнен предложениями лиц и организаций «прогнуть» экспертную правду под заказчика. Вот несколько заголовков с сайтов: «Поможем признать экспертизу недействительной. 89% выигрышных дел за счёт повторной экспертизы», «Вас не устраивает судебная экспертиза? Звоните нам», «С нашей экспертизой закон будет на вашей стороне».
В тех случаях, когда судебная экспертиза не устраивает юридическое лицо - сторону по делу, та обращается в организацию, в которой имеются профильные специалисты, которые ради прибыли готовы оспорили очевидные факты. Зачастую в этих организациях даже собирают целую комиссию из людей, занимающих определённые должности и, хотя бы отчасти, имеющих соответствующее образование. Результатом работы такой комиссии, например, может являться заключение комиссии специалистов или же Акт исследования комиссии специалистов.
Пример аргументации такого Акта исследования комиссии специалистов будет продемонстрирован в данной статье. Факты в этом Акте полностью отсутствуют, как и какое-либо исследование. Малознакомые с гражданским отечественным судопроизводством скажут, что такой Акт не стоит и бумаги, на которой он составлен. Отнюдь, он вполне может послужить основанием в суде для назначения повторной судебной экспертизы.
Судья, чаще всего, не имеет соответствующего автомобильного образования, чтобы разобраться в принципах работы ДВС автомобиля и происходящих в нём процессах. Поэтому судья такой Акт может приобщить к материалам дела и на основании него назначить повторную судебную экспертизу, даже несмотря на совершенную его необоснованность и необъективность. В практике автора статьи только однажды заключение поступило к судье, который в прошлом был военным и командиром отдельного ремонтно-восстановительного батальона. Ему
несоответствие подобного Акта истине доказывать не потребовалось, и он его даже приобщать к материалам дела не стал.
Обстоятельства дела следующие. Первичной судебной экспертизой было установлено, что автомобиль загорелся во время движения. Имеется водитель и пассажиры, свидетельские показания которых, исключают возможность поджога третьими лицами. Первичная судебная экспертиза установила, что причина возгорания автомобиля связана с его производственным дефектом в виде разгерметизации впускного коллектора и попадания моторного масла на разогретые части выпускного коллектора. Углубляться в суть выводов первичной судебной экспертизы в рамках данной статьи не будем.
Для оспаривания выводов экспертизы ответчиком была создана группа специалистов, которая составила Акт исследования комиссии специалистов (далее - Акт). Составители данного Акта, желая отвести ответственность от производителя и организации, производившей обслуживание автомобиля, возлагают всю вину за его возгорание на водителя. Приводятся предположения, которые вписываются в Акт в форме, как бы имевших место фактов: «дизель автомобиля был перегрет, перегрев привёл к возникновению калильного зажигания, в турбокомпрессоре двигателя происходила утечка масла во впускной коллектор, что и привело к возникновению пожара».
Рассмотрим детально выстроенное в Акте специалистами псевдодоказательство.
Обсуждение фактов доказательства, отражённых в Акте
Дизель штатно работает при температуре охлаждающей жидкости +90 оС (илл. 1). При температуре более +110 оС следует говорить о перегреве двигателя. При температуре +130 оС перегрев ДВС однозначно произойдёт. Почему не рассматривается перегрев при +200 оС и более? Это невозможно, так как двигатель остановится после сколько-нибудь непродолжительной работе при перегреве в +130 оС - его заклинит.
•А * Ч ' 90 V
50 130
Л, °с
Илл. 1. Индикация температуры охлаждающей жидкости на приборной панели
автомобиля
Во впускном коллекторе двигателя температура даже при значительном перегреве не сможет достичь +130 оС. Температура подогрева смеси, обеспечивающая наилучшее смесеобразования, составляет +40 ... +60 оС. Летом при +20 оС температура во впускном коллекторе может составлять +50 оС (по датчику температуры во впускном коллекторе).
Влияние перегрева двигателя наиболее заметно проявляется на поршнях ДВС. Поршень расширяется, зазор между ним и стенками цилиндра сокращается до минимума. В результате поршень начинает непосредственно тереться о поверхность цилиндра, что приводит к его плавлению и разрушению. На поршне и на стенках цилиндра появляются задиры. В результате, если не заглушить двигатель, то он заклинит (поршень заклинит в цилиндре). Примеры повреждения поршней при перегреве приведены в брошюре Motor Service концерна Kolbenschmidt Pierburg «Повреждение поршней - как выявить и устранить их» (илл. 2) [3]. Оплавление поршней ДВС пожара в автомобиле не вызывает.
3.3.1 Задиры от перегрева в основном на головке поршня
3.3.2 Задиры от перегрева в основном на юбке поршня
Описание повреждения
Возникли сильные задиры, начинающиеся с головки поршня и закаливающиеся в направлении конца юбки. Поверхность задиров имеет темный цвет, сильные риски с вырванными кусками. Задиры наблюдаются по всему периметр поршня.
Поршневые кольца также вокруг периметра имеют задиры, причем они несколько слаблее
Описание повреждения
Юбка поршня имеет задиры почти по всеми периметру. Поверхность задиров имеет темный цвет, шероховатые и сильно истертые места. Кольцева й зона лишь незначительно повреждена истертым материалом поршня.
Оценка повреждения
Головка поршня настолько привело к комбинации задира этом случае исходная точка
сильно разогрелась из-за очень из-за недостаточного зазора и от повреждения находилась бы в
высокой термической нагрузки работы без смазки вокруг всей зояе направляющей части (см. к
от камеры сгорания, чгоонас головки поршня. Общая нехватка этому также пункт 3.1.1, Задиры
одной стороны уменьшила зазор зазора из-за нодостатшного из-за недостаточною зазора на
и с другой стороны все больше зазора поршня при сборке не юбке поршня"
и Больше разрушала масляную макет считаться причиной
пленку. В конечном счете это повреждения, поскольку в
Оценка повреждения
Из-за сильного перегрева всего без смазки с сильно истертой в зоне юбки, можно исключить
двигателя нарушилась смазка во поверхностью. Из-за отсутствия перегрузку двигателя из-за
всем цилиндре. Это привело к задиров на головке поршня и нарушения режима сгорания,
характерным задирам от работы нал ичие основных повреждений
Илл. 2. Выдержка из брошюры Motor Service концерна Kolbenschmidt Pierburg [3]
Вызовет ли такое повреждение поршня (поршней) калильное зажигание в дизельном ДВС? Нет не вызовет. Калильное зажигание - это нарушение процесса сгорания в двигателях с воспламенением от искровой свечи. При калильном зажигании от нагретой поверхности по горючей смеси начинает распространятся очаг пламени [3]. В дизеле до начала впрыска топлива пламя от нагретой поверхности распространятся не может. До начала впрыска в цилиндре присутствует только воздух с некоторым количеством отработавших газов. Эта смесь не горит. По мере подачи топлива в нагретый и сжатый воздух на периферии факелов смешивается с воздухом, испаряется и самовоспламеняется. Чем короче задержка воспламенения топлива, тем более управляемый процесс сгорания может быть организован. Для сокращения задержки воспламенения применяют топливо с высоким цетановым числом, а в момент запуска в холодное время включают свечу накаливания. Это показано на илл. 3. Воспламенение от разогретой поверхности свечи накаливания не является для дизеля нарушением процесса сгорания.
К чему могут привести утечки масла во впуск дизеля известно - ДВС цикла дизеля может работать на моторном масле даже после выключения подачи топлива. В таких случаях говорят, что дизель «ушёл в разнос». Происходит цепная реакция, при которой сгоревшее в цилиндрах масло приводит к поднятию оборотов, раскручиванию турбины и попадании во впускной коллектор еще большего количества масла [4].
Илл. 3. Впрыск топлива в дизеле с разогретой свечой накаливания (иллюстрация из свободного доступа сети интернет)
Однако, на современных дизелях это редкий случай. Попадание масла из интеркулера и других частей впускного тракта приводит к сгоранию масла в цилиндрах, образованию нагара, но не является причиной пожара автомобиля. Моторное масло, находящееся в интеркулере и других частях впускного тракта, может являться причиной пожара автомобиля, если только оно начало попадать на сильно нагретую поверхность деталей системы выпуска, например, на турбинный корпус турбокомпрессора (илл. 4).
Илл. 4. Турбокомпрессор с сильно нагретым до вишнёвого цвета турбинным корпусом (иллюстрация из свободного доступа интернет)
Однако конструктивно ДВС выполняются так, чтобы на нагретые части системы выпуска масло попасть не могло. В упоминаемом Акте не утверждается, что система впуска ДВС разгерметизировалась и масло из неё начало попадать на выпускной коллектор. Такое утверждение не позволило бы возложить ответственность на водителя. В Акте не поясняется, что же именно могло вызвать горение масла во впускном коллекторе и как пожар распространился на внешние части двигателя, а затем и кузов самого автомобиля. Таким образом, в Акте не достаёт причинно-следственной связи между утечкой масла во впуск и возникновением пожара.
Следует отметить, что Заключение эксперта или Акт досудебного исследования должны быть обоснованными, с чётко выстроенными причинно-следственными связями. В рамках публикации, допустим, что составители Акта полагают возможность горения масла во впускном тракте при воспламенении от
газов в цилиндрах двигателя или заброса обратно во впуск разогретой частицы нагара из цилиндра. Воспламенение во впускном тракте возможно в газовых и в карбюраторных двигателях. В газовых и карбюраторных двигателях имели место обратные вспышки во впускном тракте, которые вызывали его разрушение. Явление обратной вспышки возможно в двигателях, в которых во впускном тракте содержится заранее подготовленная к сгоранию топливно-воздушная смесь. В дизеле во впуске имеется лишь воздух. Допустим, что кроме воздуха во впуске имеет место утечка моторного масла из холодной части турбокомпрессора. На илл. 5 показан пример такого выделения масла в сторону впуска со стороны холодной части турбокомпрессора.
Илл. 5. Моторное масло в патрубке компрессорного корпуса турбокомпрессора (иллюстрация из свободного доступа сети интернет)
Масло, перетекающее по впускному трубопроводу, не создаёт паровоздушной смеси способной к воспламенению от искры, разогретого кусочка нагара, заброшенного из цилиндра и даже от выброса из цилиндра пламени. Во впускном коллекторе дизеля, не создаётся необходимой температуры для образования над моторным маслом паров достаточных для вспышки. Лучшие зарубежные масла имеют температуру вспышки в открытом тигле при поднесении пламени горелки + 210 ... + 230 оС и выше [5]. Для примера приведём извлечение из ГОСТ 6360-2020 «Масла моторные МТ-16П и М-16ПЦ. Технические условия» [6] для двух марок российских масел МТ-16П и М-16ПЦ (табл. 1). Настоящий стандарт распространяется на нефтяные моторные масла МТ-16П и М-16ПЦ с присадками (далее - масла), применяемые для смазывания дизельных двигателей.
Таблица 1
Физико-химические показатели масел МТ-16П и М-16ПЦ (ГОСТ 6360-2020)
Наименование показателя Значение для масла марки Метод испытания
М-16ПЦ МТ-16П
7. Температура вспышки в открытом тигле, °С, не ниже +230 +210 По ГОСТ 4333 или [2]
Пары моторного масла М-16П и М-16ПЦ вспыхнут от открытого пламени, если масло разогреть до температуры +210...+230 оС. Для иллюстрации на илл. 6 показан лабораторный прибор для определения температуры вспышки в открытом тигле.
Илл. 6. Лабораторный прибор для определения температуры вспышки в открытом тигле (иллюстрация из свободного доступа сети интернет)
В дизелях обратной вспышки во впускном коллекторе быть не может, даже если имеет место утечка моторного масла из турбокомпрессора в интеркулер и далее в цилиндры дизеля. В соответствии с ГОСТ Р 53842-2010 «Двигатели автомобильные Свечи зажигания искровые. Технические требования и методы испытаний», калильное зажигание: полностью или частично неуправляемое зажигание рабочей смеси в двигателе с принудительным зажиганием, вызванное источником зажигания, не зависящим от искры в искровом зазоре свечи зажигания [7]. Калильное зажигание - это нарушение процесса сгорания в двигателе с зажиганием от искровой свечи. В дизеле калильное зажигание производят принудительно при низкой температуре воздуха и холодном запуске. Требования к ним регламентирует ГОСТ 10132-62 «Свечи накаливания двухпроводные для дизелей. Общие технические условия» [8].
Приведённый пример показывает, что специалисты, обладающие специальными познаниями, не должны были бы выдвигать утверждение: «дизель автомобиля был перегрет, перегрев привёл к возникновению калильного зажигания, в турбине двигателя происходила утечка масла во впускной коллектор, что и привело к пожару». Даже априори (без проведения исследования) такого рода заявления не отвечают требованиям содержащихся в Статьи 8 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»: «Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных» [2].
Аналогичные требования должны соблюдаться и при оценке Заключений специалистов (Актов исследования), в том числе, когда они носят характер рецензии на заключение судебного эксперта. Как таковая правовая форма «Рецензия» судебного заключения эксперта отсутствует, но согласно Статье 188 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ имеет место «Консультация специалиста», в которой специалист письменно может указать недостатки судебного заключения эксперта. Причём, если Заключение эксперта основывается на проведённом исследовании, то в соответствии со статьёй 188 пункт 3 ГПК РФ: «Специалист дает суду консультацию в устной или письменной форме, исходя из профессиональных знаний, без проведения специальных исследований, назначаемых на основании определения суда» [9]. При
этом консультация должна даваться на базе общепринятых научных и практических данных и может быть подвергнута в свою очередь проверке на достоверность. Как было показано выше, калильное зажигание в дизеле не может являться причиной пожара автомобиля в принципе. Таким образом, приведённые в Акте специалистами доказательства не являются фактами и не могут рассматриваться судом, как обоснованные и объективные.
Заключение
В статье был продемонстрирован анализ доказательной базы составленного Акта исследвания комиссии специалистов. Показано, что сделанные в данном Акте выводы о причинах возгарания автомобиля не имеют под собой никакого объективного и обоснованного подтверждения. В Акте полностью отсутвует при-чино-следственная связь, между якобы выявленными фактами. Цель такого Акта только одна - отвести ответсвенность от производителя автомоибля и организации его обслуживающей. На основании такого Акта суд может безосновательно назначить повторную судебную экспертизу. Таким образом, можно заключить, что подобные Акты исследвания специалистов или же Заключения специалистов, требуют такой же правовой оценке, как и судебные заключения экспертов, и они должны также отвечать основным требованиям Статьи 8 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»: объективность, всесторонность и полнота исследований, возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Список источников
1. Мазилов, В. А. Факт в современной психологии: методологические проблемы / В. А. Мазилов // Сибирский психологический журнал. - 2015. - № 56. - С. 21-36. - DOI 10.17223/17267080/56/3. - EDN TXORXX.
2. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 N 73-ФЗ (последняя редакция). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31871/ (дата обращения: 15.07.2024).
3. Вальдхауэр Бернд Повреждения поршней. Как выявить и устранить их / Бернд Валь-дхауэр, Уве Шиллинг и др. // Германия, Нойенштадт : MSI Motor Service International GmbH, 2020. - 92 с.
4. Почему дизеля идут в разнос? Причины явления и как дизельный двигатель остановить. - URL: https://auto-pos.ru/151-pochemu-dizel-idet-v-raznos-i-kak-ego-ostanovit.html (дата обращения: 24.07.2024).
5. Разбираемся в терминологии моторных масел. - URL: http://xn--e1ajghcehcha6i.xn--p1ai/news/termin_motor_maslo/ (дата обращения: 24.07.2024).
6. ГОСТ 6360-2020. Масла моторные МТ-16П и М-16ПЦ. Технические условия : межгосударственный стандарт : дата введения 01.07.2021 / Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). - Москва : ФГУП «Стандартин-форм», 2020. - 7 с.
7. ГОСТ Р 53842-2010. Двигатели автомобильные. Свечи зажигания искровые. Технические требования и методы испытаний : национальный стандарт : дата введения 15.09.2010 / Федеральное агенство по техническому решулированию и метрологии. -Москва : ФГУП «Стандартинформ», 2010. - 27 с.
8. ГОСТ 10132-62. Свечи накаливания двухпроводные для дизелей. Общие технические условия : межгосударственный стандарт : дата введения 01.07.1963 / Комитет стандартов, мер и измерительных приборов СССР. - Москва : ИПК Издательство стандартов, 1998. - 5 с.
9. Российская Федерация. Кодексы. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ) от 14.11.2002 № 138-Ф3 (ред. от 30.12.2021). - URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_39570/ (дата обращения: 28.07.2024).
References
1. Mazilov V. A. Siberian Journal of Psychology, 2015, no. 56, pp. 21-36, doi 10.17223/17267080/56/3.
2. Federalnyy zakon «O gosudarstvennoy sudebno-ekspertnoy deyatelnosti v Rossiyskoy Feder-atsii» ot 31.05.2001 N 73-FZ (poslednyaya redaktsiya), available at: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_31871/ (15.07.2024).
3. Valdhauer Bernd, Shilling Uwe Povrezhdeniya porshnej. Kak vyyavit i ustranit ih (Damage to the pistons. How to identify and eliminate them), Neuenstadt, Germany, MS Motorservice International GmbH, 2020, 92 p.
4. Pochemu dizelya idut v raznos? Prichiny yavleniya i kak dizelnyj dvigatel ostanovit, available at: https://auto-pos.ru/151-pochemu-dizel-idet-v-raznos-i-kak-ego-ostanovit.html (24.07.2024).
5. Razbiraemsya v terminologii motornyh masel, available at: http://xn--e1ajghcehcha6i.xn--p1ai/news/termin_motor_maslo/(24.07.2024).
6. Masla motornye MT-16P i M-16PC. Tekhnicheskie usloviya, GOST 6360-2020 (Engine oils МТ-16Р and М-16РС. Specifications, Interstate Standard 6360-2020), Moscow, FGUP Standartinform, 2020, 7 p.
7. Dvigateli avtomobilnye. Svechi zazhiganiya iskrovye. Tekhnicheskie trebovaniya i metody ispytanij, GOST R 53842-2010 (Automobile engines. Spark plugs. Technical requirements and test methods, State Standart R 53842-2010), Moscow, FGUP Standartinform, 2010, 27 p.
8. Svechi nakalivaniya dvuhprovodnye dlya dizelej. Obshchie tekhnicheskie usloviya, GOST 10132-62 (Diesel two-wire glow plugs. General specifications, Interstate Standard 1013262), Moscow, IPK Izdatelsnvo Standartov, 1998, 5 p.
9. Rossijskaya Federaciya. Kodeksy. Grazhdanskij processualnyj kodeks Rossijskoj Federacii (GPK RF) ot 14.11.2002 N 138-FZ (red. ot 30.12.2021), available at: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_39570/ (28.07.2024).
Информация об авторах
А. А. Дьяков - кандидат технических наук, доцент, эксперт ИНАЭ-МАДИ.
Т. Е. Лихачева - кандидат технических наук, доцент МАДИ, директор ИНАЭ-МАДИ.
Information about the authors
А. A. Diyakov - Candidate of Sciences (Technical), Associate Professor, expert INAE-MADI.
T. E. Likhacheva - Candidate of Sciences (Technical), Associate Professor MADI, director INAE-MADI.
Рецензент: Д. С. Фатюхин, доктор технических наук, профессор МАДИ.
Статья поступила в редакцию 15.08.2024; одобрена после рецензирования 18.08.2024; принята к
публикации 25.08.2024.
The article was submitted 15.08.2024; approved after reviewing 18.08.2024; accepted for publication
25.08.2024.