Научная статья
УДК 34.096:34.037:347.948.2
ДЛЯ АВТОМЕХАНИКА ПРИЧИНА ЭЛЕМЕНТАРНА, А АВТОЭКСПЕРТУ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОКАЗАЛОСЬ
НЕ ПО ПЛЕЧУ
Анатолий Анатольевич Дьяков 1 Татьяна Евгеньевна Лихачева 2,
1 2 Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва, Россия
Аннотация. Объективность, всесторонность и полнота исследований - основные принципы производства любой экспертизы. И неважно, является ли проводимая экспертом (специалистом) экспертиза досудебной или судебной, всегда необходимо придерживаться этих основных принципов. В противном случае эксперт (специалист) своим неполным исследованием может допустить невозможность принятия судом однозначно правильного решения, и пострадавшая сторона по делу не сможет добиться законной справедливости. Пример такого случая будет показан в данной статье.
Ключевые слова: экспертиза, заключение эксперта, всесторонность и полнота исследований, доказательство по делу.
Для цитирования: Дьяков А. А., Лихачева Т. Е. Для автомеханика причина элементарна, а автоэксперту доказательство оказалось не по плечу // Проблемы экспертизы в автомобильно-дорожной отрасли. 2024. № 1(10). С. 63-72.
Original article
FOR AN AUTO MECHANIC, THE REASON IS ELEMENTARY, BUT THE AUTO EXPERT COULD NOT PROVE IT
Апа^Ну A. Diyakov 1 Tatyana E. Likhacheva 2
1 2 Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI), Moscow, Russia
Abstract. Objectivity, comprehensiveness and completeness of research are the basic principles of any expertise. And it does not matter whether the expertise conducted by an expert (specialist) is pre-trial or judicial, it is always necessary to adhere to these basic principles. Otherwise, the expert (specialist) by his incomplete research, he may admit the impossibility of the court making an unambiguously correct decision, and the injured party in the case will not be able to achieve legitimate justice. An example of this case will be shown in this article.
Keywords: expertise, expert conclusion, comprehensiveness and completeness of research, evidence in the case
© Дьяков А. А., Лихачева Т. Е. 2024
For citation: Diyakov А. A., Likhacheva T. E. For an auto mechanic, the reason is elementary, but the auto expert could not prove it. Automotive and Road expert evaluation. 2024; (1):63-72. (in Russ.).
Введение
«Primum non nocere» (дословно: «прежде всего - не навреди») - принцип медицинской этики, обычно приписываемый Гиппократу, который в полной мере, относится и к экспертному исследованию. На приводимом в статье примере будет показано, что навредить в судебной экспертизе возможно неполнотой выполненного исследования. Экспертное заключение составляется по законам логики и в соответствии с требованиями Федерального закона № 73 от 31.05.2001 года Статья 8 «Объективность, всесторонность и полнота исследований» [1]. Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Вы вдумайтесь в простые эти строки.
Обстоятельства дела
«Хороший стук» по обыкновению вышел наружу - согнутый шатун третьего цилиндра ДВС повредил цилиндр, камеру сгорания в головке блока цилиндров, разрушил поршень и пробил блок. Автомеханник сервисной организации извлёк картридж масляного фильтра и с некоторым торжеством продемонстрировал его коллегам по работе, сопроводив краткой оценкой тех, кто его устанавливал: «Алени!» (илл. 1).
Илл. 1. Внешний вид картриджа масляного фильтра, извлечённого автомехаником сервисной организации из его корпуса на ДВС
Видеозапись процесса разборки ДВС объективно отразила деформацию шторы картриджа масляного фильтра и смотрящую в бок запорную цапфу (пластмассовый шплинт). Масляный фильтр картриджного типа, для моторов автомобиля Range Rover Sport имеет запорную цапфу или иногда ее называют «шплинтом» [2] (илл. 2). При удалении картриджа этот шплинт освобождает
сливное отверстие для спуска всего масла из модуля в картер. При установке нового картриджа шплинт вновь перекрывает сливное отверстие, замыкая, таким образом, масляный контур после завершения монтажа.
Илл. 2. Внешне практически одинаковые картриджи масляных фильтров: OX404 (слева)
и OX813/1 (справа) c запорной цапфой «шплинтом» на торцевой стороне [2]
На видеозаписи далее видно, как два автомеханика сервисной организации принялись демонтировать и разбирать двигатель автомобиля. Для них картина происшедшего была полностью ясна и понятна. Картридж в корпус масляного фильтра был установлен неправильно, на что указывала его деформация и деформация запорного шплинта. Деформированный в бок пластмассовый запорный шплинт не закрывал сливного отверстия. Часть моторного масла не поступала к деталям, нуждающимся в смазке под давлением, а свободно стекала в поддон. Это и стало причиной выхода из строя ДВС. Вроде бы всё очевидно.
Однако далее в связи с критическим повреждением ДВС автомобиля для получения досудебного экспертного заключения владелец обратился в местную не государственную экспертную организацию.
Перед экспертной организацией были поставлены следующие вопросы:
1. Определить причину выхода из строя ДВС автомобиля Range Rover Sport?
2. Определить характер причины выхода из строя ДВС исследуемого автомобиля: производственный, эксплуатационный или по причине нарушения технологии ремонта при проведении ТО, а именно при замене моторного масла?
Читатели журнала знают, что экспертиза на досудебной стадии имеет некоторые отличия с правовой точки зрения от судебной экспертизы. Вместе с тем, если это полноразмерное досудебное экспертное заключение, то выполнять его рекомендуется также с соблюдением основных требований Федерального закона от 31.05.2001 года № 73 Статья 8 «Объективность, всесторонность и полнота исследований». Суд вправе основывать своё решение на доказательстве, которое он сочтёт надлежащим.
Пункт 4.3 ГОСТ Р 58197-2018 «Порядок проведения экспертизы качества автомототранспортных средств. Общие требования» также устанавливает требования относительно полноты проводимого экспертом (специалистом) досудебного исследования: «При проведении экспертизы в соответсвии с настоящим стан-
12211776
дартом эксперт должен соблюдать следующие обязанности: ... - провести полное исследование представленных ему объектов и материалов, составить обоснованный и объективный акт экспертного исследования по поставленным пережд ним вопросам; ...» [3].
По первому вопросу досудебный эксперт (специалист) написал следующее: «В правой головке блока цилиндров (ГБЦ), в третьем цилиндре, на поверхности камеры сгорания имеются множественные механические повреждения. В этом же цилиндре отсутствует поршень, а зеркало цилиндра имеет множественные механические повреждения. Шатун этого же цилиндра погнут. В верхней головке шатуна заклиненный поршневой палец, цвета побежалости на поршневом пальце и шатуне свидетельствуют о сильном термическом воздействии (перегреве), в результате чего произошло расплавление подшипника скольжения (вкладыша), отчетливо видное на илл. 3».
Илл. 3. Фотография из досудебного заключения эксперта (специалиста) с изображённым поршневым пальцем в верхней головке шатуна поршня 3-го цилиндра
Смазка и охлаждение поршней и поршневых пальцев ДВС автомобиля Range Rover Sport осуществляется с помощью масляных форсунок, расположенных в блоке цилиндров двигателя (см. илл. 4).
Далее по первому вопросу исследования досудебный эксперт (специалист) заключил: «В корпусе масляного фильтра отверстие слива полностью не перекрылось. Поэтому, при работе двигателя, часть нагнетаемого масляным насосом масла, сразу же сливалось в картер. По этой причине давление в масляной системе двигателя снизилось, а в определенный момент, в условиях максимальной нагрузки, например, при обгоне, стало критичным, что привело к масляному голоданию в паре поршневой палец - шатун. И как результат, выход из строя двигателя». При этом эксперт (специалист) для большей наглядности привёл в своём заключении иллюстрацию нового сменного картриджа масляного фильтра с местом его установку в корпусе (илл. 5).
Илл. 5. Иллюстрации из досудебного заключения эксперта (специалиста) с изображённым нового сменного картриджа масляного фильтра и местом его установки в корпусе
Исследование по второму вопросу эксперт (специалист) уместил в одно предложение: «Выход из строя исследуемого двигателя произошел из-за неправильно установленного масляного фильтра, данный выявленный недостаток является производственным, возникшим по причине нарушения технологии ремонта при проведении ТО, а именно при замене моторного масла».
После проведённого исследования эксперт (специалист) пришёл к следующим выводам:
«1. В результате масляного голодания в сопряжении поршневой палец -верхняя головка шатуна, происходит заклинивание, в результате чего поршень заклинивает в цилиндре, после чего разрушается, что в конечном итоге приводит к выходу из строя двигателя. Масляное голодание возникло по причине неправильно установленного масляного фильтра.
2. Характер выхода из строя ДВС автомобиля: производственный по причине нарушения технологии ремонта при проведении ТО, а именно при замене моторного масла».
Досудебное исследование и составленное на его основе заключение специалиста должно отвечать основным принципам, которые относятся и к судебной экспертизе - объективность, всесторонность и полнота. Заказчик досудебного исследования на его основании может обратиться в суд, если посчитает, что именно услуга по замене моторного масла и фильтрующего элемента масляного фильтра нанесла ущерб его собственности - привела к выходу из строя двигателя автомобиля. В суде такое заключение может быть признано, как доказательство по делу
или напротив отнесено к ненадлежащему доказательству. Возможно ли на основании досудебного заключения проверить обоснованность и достоверность сделанных экспертом (специалистом) выводов?
Для начала изложим некоторые обстоятельства, которые стали известны при поступлении материалов дела в гражданский суд общей юрисдикции в который истец обратился с иском: «Автомобиль 2009 года выпуска. «03» сентября 2019 года в неспециализированном сервисном центре в автомобиле заменили моторное масло и фильтрующий элемент масляного фильтра. История технического обслуживания автомобиля за время его эксплуатации в суде не устанавливалась. Отметка о замене моторного масла и фильтрующего элемента в сервисную книжку автомобиля не заносилась. Выход из строя ДВС автомобиля произошёл «17» сентября 2019 года. Автомобиль на эвакуаторе был доставлен в сервисный центр официального дилера, где «21» сентября 2019 года выполнена первичная диагностика его ДВС. В период с «07» октября 2019 года по «23» октября 2019 года производилось досудебное экспертное исследование. С «05» ноября 2019 года по «30» ноября 2019 года в сервисном центре официального дилера производился ремонт автомобиля с заменой двигателя. На сайте «Авито» «26» декабря 2020 года размещено объявление о продаже автомобиля с указанием пробега 182 000 км. Точная дата продажи автомобиля не известна. И только «08» ноября 2021 года владелец обратился в суд с требованием о возмещении расходов, понесённых им в результате замены ДВС автомобиля. Досудебное заключение эксперта (специалиста) было приобщено к материалам гражданского дела».
В заключении эксперт (специалист) указывает, что выход из строя двигателя автомобиля произошёл по причине масляного голодания. Не закрытое или неплотно закрытое отверстие в корпусе масляного фильтра должно было приводить к частичному сливу моторного масла в поддон и, по мнению эксперта (специалиста) «в условиях максимальной нагрузки, например, при обгоне, стало критичным, что привело к масляному голоданию в паре поршневой палец - шатун». Однако из досудебного заключения совершенно не ясно, почему же масляное голодание коснулось лишь одной пары трения «поршневой палец - верхняя головка шатуна» в третьем цилиндре. При этом, в заключении отсутствует установление факта масляного голодания других нагруженных пар трения ДВС.
Масляная форсунка охлаждения в исследуемом двигателе при помощи двух изогнутых трубок-носиков, направленно впрыскивает моторное масло из масляного контура системы смазки во внутрь двух поршней в левом и правом ряду цилиндров (илл. 6).
Илл. 6. Масляная форсунка охлаждения поршней ДВС автомобиля Range Rover Sport
Имеются ещё две аналогичные форсунки, которые охлаждают поршни оставшихся четырёх цилиндров. В заключении не описано и не сфотографировано состояние остальных пар трения «поршневой палец - верхняя головка шатуна» в других цилиндрах. Если бы было установлено наличие повреждений и в других цилиндрах, это бы указывало на общий недостаток давления масла в системе смазки. Тогда это можно было бы связать с неправильно установленным фильтрующим элементом масляного фильтра. Однако, если исходить, что произошло нарушение охлаждения поршня, поршневого пальца и шатуна только третьего цилиндра, то имел место локальный недостаток подачи моторного масла только в паре «поршневой палец - шатун» третьего цилиндра. Эксперт (специалист) не проверил состояние всех других пар трения. Помимо этого, он не проверил состояние отверстия сопла форсунки из которого моторное масло поступает к поршню и поршневому пальцу в верхней головке шатуна третьего цилиндра. В заключении имеется фотография, при помощи которой эксперт демонстрирует наличие изгиба шатуна. На этой фотографии также можно видеть деформированный фильтрующий элемент масляного фильтра и нижнюю крышку шатуна с шатунным вкладышем (илл. 7).
Илл. 7. Фотография из досудебного заключения эксперта (специалиста) с изображением деформированного шатуна с пальцем 3-го цилиндра, его нижней шатунной крышкой с вкладышем и деформированным фильтрующим элементом масляного фильтра
Состояние рабочей поверхности вкладыша указывает на отсутствие общего масляного голодания ДВС автомобиля. Нижний вкладыш светлого цвета без видимых задиров или выкрашиваний рабочей поверхности. Для сравнения состояния вкладыша, который подвергся полусухому трению в результате масляного голодания ДВС, показано на илл. 8 (выдержка из брошюры MS МоШ^егуке «Повреждение подшипников скольжения» [4]). Недостаток масла приводит к чрезмерному образованию теплоты (повышению температурного режима) в парах трения, в связи с чем их поверхность приобретает цвета побежалости и изнашивается.
3.5.9 Узкие неизношенные полосы по краям подшипника
Описаные
* узкие неизношенные полосы на кро.м ках подиинпн ика
видна четкая граница между неизношенной полосой и изношенной
* следы приработки в этой облает не вндны
31 Износ из-за полусухого трения
■ в этой области еще видна структура обработки при изготовлении
видимых мест контакта. Остальная часть вкладыша подшипника имеет измененную
темноватую окраску, вероятно, вследствие коррозии или износа.
На обеих кромках подшипника видны неизношенные полосы, не имеющие
г
Илл. 8. Выдержка из брошюры MS Мо^^егуке «Повреждение подшипников скольжения» [4]
С технической точки зрения досудебное заключение эксперта (специалиста) содержит противоречие в той части, где написано: «... при работе двигателя, часть нагнетаемого масляным насосом масла, сразу же сливалось в картер. По этой причине давление в масляной системе двигателя снизилось, а в определенный момент, в условиях максимальной нагрузки, например, при обгоне, стало критичным, что привело к масляному голоданию в паре поршневой палец - шатун». Если к выходу из строя исследуемого ДВС привело именно снижение давления во всей масляной системе, то масляное голодание должно касаться всех пар трения. Одними из наиболее нагруженных деталей при работе ДВС являются его шатунные вкладыши (подшипники скольжения). Приведённая экспертом (специалистом) в досудебной экспертизе фотография не свидетельствует о каком-либо повреждение шатунного вкладыша 3-го цилиндра ДВС.
Автомобиль после замены моторного масла и фильтрующего элемента масляного фильтра с «03» сентября 2019 года по «17» сентября 2019 года эксплуатировался. Очевидно, что всё это время часть моторного масла сливалась в картер, но, судя по состоянию шатунного вкладыша третьего цилиндра, это не приводило к аварийному износу подшипников скольжения нижней шатунной головки третьего цилиндра. Вполне допустимо предположение эксперта (специалиста): «... в условиях максимальной нагрузки, например, при обгоне, стало критичным, что привело к масляному голоданию в паре поршневой палец - шатун». Предположение или гипотеза - это утверждение, которое может быть, как истинным, так и ложным. Достоверное доказательство - это факт, в которой нет ни тени сомнения. Так что предположение и достоверное доказательство не имеют ничего общего.
В качестве альтернативной гипотезы, которую эксперт (специалист) не рассматривает в своём заключении, можно предположить, что автомобиль 2009 года выпуска с пробегом 182 000 км, с отсутствующей историей сервисного об-
служивания, мог иметь скопившиеся мазеобразные отложения (шламы) в системе смазки ДВС. После заправки ДВС свежим моторным маслом и при максимальной нагрузке (например, при обгоне) произошло смещение мазеобразных отложений (шламов) и закупорка ими соплового отверстия масляной форсунки охлаждения третьего цилиндра. Этим можно объяснить локальность повреждения конкретной пары трения «палец - верхняя головка шатуна» третьего цилиндра.
Казалось бы, противоречие можно легко устранить назначением судебной экспертизы, которая разрешит указанное сомнение в достоверности досудебного заключения. Однако в данном деле это оказалось невозможным, так как на момент судебного разбирательства автомобиль уже был продан, а детали его ДВС утилизированы. У суда возникла дилемма: взыскать с неспециализированного сервиса за ненадлежаще оказанную услугу и испорченный фильтрующий элемент или возложить на него стоимость замены всего двигателя? В итоге суд полностью отказал владельцу автомобиля в иске. Какой следует вывод:
а) не каждый мультибрендовый сервис может поменять масло и масляный фильтр качественно;
б) не каждая экспертная организация способна выполнить заключение с необходимой полнотой, чтобы не требовалось назначать повторную экспертизу.
Заключение
В статье был показан пример, когда невыполнение со стороны эксперта (специалиста) основного принципа производства экспертизы - полнота исследований, сделало невозможным принятие судом однозначно правильного решения. Фактически владелец автомобиля, понёсший серьёзные расходы по замене ДВС автомобиля, не смог отстоять свои законные права и добиться справедливости. Приведённый пример показывает, что эксперт (специалист) должен всегда при выполнении экспертизы соблюдать основные принципы её производства - объективность, всесторонность и полнота исследований. И не важно, является ли проводимая экспертом (специалистом) экспертиза досудебной или судебной, всегда необходимо придерживаться этих основных принципов.
Список источников
1. Федеральный закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" от 31.05.2001 N 73-Ф3 (последняя редакция). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31871/ (дата обращения: 02.03.2024).
2. Выпуск № 02/2016: Картриджи масляных фильтров MAHLE OX 404 и OX 813/1. - URL: https: / / avto-filter.ru/images / collection / doc/instrukciya-mahle-knecht-ox-404d-eco-746.pdf (дата обращения: 04.03.2024).
3. ГОСТ Р 58197-2018. Порядок проведения экспертизы качества автомототранспорт-ных средств. Общие требования: национальный стандарт: дата введения 01.03.2019 / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. - Москва: ФГУП «Стандартинформ», 2018. - 23 с.
4. MS Motorservice. Повреждение подшипников скольжения. - Heilbronn: MS Motorservice International GmbH, 2017. - 72 c.
References
1. Federal'nyy zakon "O gosudarstvennoy sudebno-ekspertnoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Feder-atsii" ot 31.05.2001 N 73-FZ (poslednyaya redaktsiya), available at: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_31871/ (02.03.2024).
2. Vypusk No. 02/2016: Kartridzhi maslyanyh filtrov MAHLE OX 404 i OX 813/1, available at: https: / / avto-filter.ru/images / collection / doc/instrukciya-mahle-knecht-ox-404d-eco-746.pdf (04.03.2024).
3. Poryadok provedeniya ekspertizy kachestva avtomototransportnyh sredstv. Obshchie trebo-vaniya, GOST R 58197-2018 (The procedure for conducting an examination of the quality of motor vehicles. General requirements, State Standart R 58197-2018), Moscow, FGUP Standartinform, 2018, 23 p.
4. MS Motorservice. Povrezhdenie podshipnikov skolzheniya (MS Motorservice. Damage to sliding bearings), Heilbronn, MS Motorservice International GmbH, 2017, 72 p.
Информация об авторах А. А. Дьяков - кандидат технических наук, доцент, эксперт ИНАЭ-МАДИ. Т. Е. Лихачева - кандидат технических наук, доцент МАДИ, директор ИНАЭ-МАДИ.
Information about the authors А. A. Diyakov - Candidate of Sciences (Technical), Associate Professor, expert INAE-MADI. T. E. Likhacheva - Candidate of Sciences (Technical), Associate Professor MADI, director INAE-MADI.
Рецензент: А. Ю. Малахов, кандидат технических наук, заведующий лабораторией, доцент МАДИ.
Статья поступила в редакцию 10.03.2024; одобрена после рецензирования 12.04.2024; принята к публикации 12.04.2024.
The article was submitted 10.03.2024; approved after reviewing 12.04.2024; accepted for publication 12.04.2024.