Научная статья на тему 'Псалом 110 и библейское значение Вознесения Иисуса Христа'

Псалом 110 и библейское значение Вознесения Иисуса Христа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1553
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Библия / Вознесение / спасение / призвание / человек / Bible / Ascension / salvation / vocation / man

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пастор Стивен Симандз

Священное Писание свидетельствует, что когда Иисус Христос вознесся на небо, Он воссел по правую сторону от Бога Отца. В этом событии также раскрывается и замысел Бога о человеке: быть вместе со Христом (Еф. 2:6). Это возможно лишь тогда, когда человек строит свою жизнь по примеру Иисуса Христа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psalm 110 and the Biblical Meaning of the Ascension

The Scriptures testify that when Jesus Christ ascended into heaven, He sat on the right side of God the Father. This event also reveals God’s plan for mеn: it is to be with Christ (Ephesians 2: 6). This is possible only when a person lives according to the example of Jesus Christ.

Текст научной работы на тему «Псалом 110 и библейское значение Вознесения Иисуса Христа»

удк 226:232

Пастор Стивен Симандз

псалом 110 и библейское значение вознесения иисуса христа

Священное Писание свидетельствует, что когда Иисус Христос вознесся на небо, Он воссел по правую сторону от Бога Отца. В этом событии также раскрывается и замысел Бога о человеке: быть вместе со Христом (Еф. 2:6). Это возможно лишь тогда, когда человек строит свою жизнь по примеру Иисуса Христа.

Ключевые слова: Библия, Вознесение, спасение, призвание, человек.

В Новом Завете есть много цитат, заимствованных из Ветхого Завета. Но какой же стих Ветхого Завета - или прямо цитируется, или на него ссылаются в Новом Завете более часто, чем на все другие?

Ответ может удивить вас. Это Псалом 109, стих 1 (в западном варианте псалом 110). В нем говорится: «Сказал Господь Господу моему: Сядь по правую руку от Меня, пока Я не повергну врагов Твоих к ногам Твоим». Именно этот стих или цитируется слово в слово, или в Новом Завете встречаются ссылки на него в общем 20 раз. Но при таком положении вещей возникает вопрос: «Почему же авторы книг Нового Завета возвращаются именно к этому стиху? А мы бы тоже выбрали из Ветхого Завета тот же стих?» По нашему мнению это объясняется двумя причинами.

Во-первых, авторы книг Нового Завета хотели что-то сказать об Иисусе. Вы помните самое раннее христианское признание Kurios Christos! (Иисус -Бог). Признать «Иисус - Бог» значит, что Господь воскресил из мертвых Иисуса, которого распяли. Иисус не только был возвращен к жизни, но Господь также вознес его и посадил по правую руку от себя, и дал власть над всем миром. «Иисус - Бог» значит, что он поднят из мертвых и правит как царь.

Апостол Павел так описывает это явление в своем послании к Ефе-сянам: «Бог воскресил Его из мертвых и посадил по правую руку от себя на небесах, выше всяких начальств, властей, сил и господств и выше всякого имени, упоминаемого не только в этом веке, но и в будущем. Бог все покорил под ноги Христа, поставил Его, Владыку всего, главой Церкви» (Еф. 1: 20-22).

Пастор

Стивен СШмлндз, доктор богословия, профессор,

профессор христианского учения, преподаватель богословской семинарии Эзбери, США

Первая и основная причина ссылок на Псалом 109:1 это то, по их мнению, что в нем подчеркивалось, что Иисус есть Бог. Они верили, что этот Псалом был написан Давидом. Но, как объявил апостол Петр в своей проповеди на Троицу, эти слова относились не только к Давиду. Это были слова о будущем Избавителе (Мессии). Это были слова об Иисусе, Сыне Господнем, которому Отец сказал: «Сиди по правую руку от меня до тех пор, пока я не положу к твоим ногам врагов» (Пс. 109:1). И апостол Петр так закончил свою проповедь: « Поэтому пусть весь дом Израиля будет уверен в том, что этого Иисуса, Которого распяли, Бог сделал и Господом, и Христом!»(Деян. 2:36)

Это первая причина обращения к данному стиху - потому, что они хотели признать, что Иисус - Бог. Но есть и другая причина. Они хотели сказать что-то о себе. Так как не только Иисус был воскрешён и посажен по правую руку от Отца. Они верили, что, признав Иисуса Богом, они так же были приближены к нему. Они были, согласно апостолу Павлу «во Христе» (1 Кор. 1:2). А это значило, что в духовном царстве (царстве духа) то, что произошло с ним, произошло и с ними.

Апостол Павел описывает это во второй главе своего Послания к Ефеся-нам: «Вы были мертвыми из-за ваших преступлений и грехов...Но Бог оживил вас вместе со Христом». Но это еще не все, затем он говорит: «И Бог воскресил нас вместе с Христом и посадил нас, объединившихся с Иисусом Христом, в небесах» (Еф. 2:6). Таким образом, не только Христос был вознесен и посажен справа от Отца, но потому, что мы «во Христе», мы там тоже, как говорит апостол Павел. Он повторял то же самое в послании к Колосся-нам: «Итак, если вы были воскрешены со Христом, то стремитесь к небесному, туда, где Христос сидит по правую руку от Бога. Вы умерли для этого мира, и ваша жизнь сокрыта вместе со Христом в Боге» (Кол. 3:1-3).

Так вот почему авторы книг Нового Завета обращались к Псалму 109 (110). Не только Иисус был оживлен и вознесен, но, поскольку они были во Христе, они также были возвращены к жизни и вознесены. Так вот почему прямо или косвенно Псалом 109:1 (110:1) упоминается в Новом Завете. Потому, что он был очень важен для них. Мы указали две причины, определявшие его важность. Если он был так важен для них, то значит ли это, что он так же важен и для нас?

Слова Христа «Sit with me on my throne» (Сидеть вместе со мной на троне (Еф. 2:6)) звучат как приглашение от нашего вознесенного Господа Иисуса -приглашение прожить нашу жизнь так, чтобы мы сидели с ним в божественном царстве. К сожалению, очень многие христиане никогда не понимали всю важность этого и, соответственно, никогда в действительности не проживали жизнь с позиции нахождения на троне вместе с Христом.

«Побеждающему Я дам право сесть со Мной на Моем троне, как и Я сам победил и сел с Моим Отцом на Его троне» - говорит Иисус. (Откр 3:21). Многим христианам известны также слова, непосредственно предшествующие этим - «Вот, Я стою у двери и стучу. Кто услышит Мой голос и откроет дверь, к тому Я войду и буду ужинать с ним, а он - со Мной» (Откр. 3:20). Это замечательный стих.

Многие художники отразили этот момент в своих произведениях. И у нас есть картины, на которых Христос стучится в дверь. Мы часто их используем в работе с неверующими. Иисус говорит, что, если откроете свое сердце, то Я войду. Как не печально, но многие христиане не читают стиха 20, а ведь стих 21 повествует о том, что Христос «дарует право сидеть со Мной на Моем троне».

Как же нам заслужить это право? Это возможно, если мы реально живем по вере, но не по видимости ее. Если я спросил бы вас, где вы сидите сейчас, вы, скорее всего, ответили бы, что дома или на работе и т.д. Да, конечно, это так. Вы правы! Вы это не придумали. Но, согласно Новому Завету (Еф. 2:6; Кол. 3:1-2), если вы «во Христе», то вы сидите где-то еще. Вы также восседаете со Христом по правую руку от Господа. Какое же из двух возможных реальнее? То или это? Которое здесь. Но оно вскоре исчезнет. А как же второе? Оно вечно и никогда не исчезнет. Наша проблема в том, что мы считаем реальным то, что можно «ощутить» нашими органами. Поэтому и говорим: «seeing, is believing» (увидеть, значит поверить). Поэтому, если мы не можем что-то видеть, попробовать на вкус, услышать, пощупать или почувствовать его запах, мы не поверим в его реальность. Но в реальности существует еще что-то большее, чем видимое. Невидимое также реально. И реальное невидимое фактически более реально, первично чем то, что мы видим и ощущаем.

«Сидеть со мной на троне» - то есть жить по вере, а не ее видимости. Это основная причина того, почему многие христиане в действительности никогда не занимают свое место на троне. Потому что они позволяют видимому определять, что реально для них. Они никогда не научились жить в реалиях невидимой реальности. Таким образом, для христиан пословица не верна, для них «уверовав - вижу».

Вспомним ветхозаветную притчу во «Четвертой книге Царств», когда пророк Елисей и его слуга, проснувшись утром, обнаружили, что город, где они остановились, окружен армией, готовой схватить Елисея. Слуга, увидев лошадей, воинов, колесницу - задрожал. Он подошел к Елисею и сказал: «Это конец. Мы наверняка умрем».

Но пророк Елисей вообще не был взволнован. «Не бойся» - сказал он слуге: «Тех, кто с нами, больше, чем тех, кто с ними». Можно представить реакцию слуги: «Пророк, вы не в себе!» Но Елисей начал молиться: «О, Господи, открой ему глаза, чтобы увидел». Как написано в Писании: «Затем Господь открыл слуге глаза, и он увидел горы, на которых было много лошадей и колесниц в огне вокруг Елисея» (4 Цар. 6:15-17).

Мы часто уподобляемся слуге. Если бы наш Бог Иисус внезапно снял пелену с наших глаз, чтобы мы увидели Ангелов, оказывающих нам помощь, его собственное присутствие и Святой Дух в нас и Господь около нас, как бы мы были поражены и изумлены! Но мы так расположены к неверию. И нам надо постоянно молиться, «О, Господи! Укрепи нашу веру. Открой наши глаза, чтобы мы могли видеть себя не только здесь, но и там - на Твоем троне с Тобой».

Но что же значит это для нас?- «Сидеть на троне со мной». К чему нас приглашают? Прежде, чем мы сможем ответить на этот вопрос, нам нужно найти ответ на вопрос: «Что же это значило для Христа?» Заметим, что Иисус говорит: «Сидеть на моем троне со мной, как и Я сам победил и сел с Моим Отцом на Его троне» (Откр. 3:21). Есть еще три вещи в Новом Завете, на которые хотелось бы обратить внимание.

Во-первых, Иисус Христос после вознесения и оказавшись на троне своего Отца был полностью во власти Господа. Как говорит об этом ап. Павел: «Он вошел в сами Небеса, чтобы предстать пред Богом». (Евр. 9:24) Лицом к лицу с Господом, как Сын у которого Отец - сама вечность, которого он покинул, освободился, чтобы принять другую плоть и жить среди нас - он вернулся назад ко всему этому. И его приняли полностью, самого Святого в Святая Святых Господа.

Во-вторых, после вознесения и водворения по правую руку от Господа, Иисус обладает всей властью Всевышнего. Так ап. Павел в своем Послании к Ефесянам свидетельствует: «Этой же силой Бог произвел действие и во Христе, когда воскресил Его из мертвых и посадил по правую руку от Себя на Небесах... Бог все покорил под ноги Христа, поставил Его, владыку всего...» (Еф. 1:20-21) Это значит, что Иисус наделен властью выполнить искупление людских грехов и доводить это до полного достижения цели. Все это в руках вознесенного на небеса Иисуса!

Именно поэтому, Иисус говорит: «Мне дана вся власть на небе и на земле. Поэтому идите ко всем народам и сделайте их Моими учениками» (Мф. 28:16-20).

Важно помнить, где Христос сидел после Вознесения. Он сидит по правую руку от Бога - правая рука его сквозь всё Священное Писание символизирует Божественную силу и власть. Например, когда Господь разделил воды Красного Моря и спас людей от армии фараона, Моисей восклицает: «Простер Ты правую руку - и поглотила их земля. Силой Твоей руки они станут как камень» (Исх. 15:12) «Правая рука Твоя, Господи, мощью прославилась. Правая рука Твоя, Господи, сокрушила врага» (Исх. 16;6).

Шестилетний мальчик гуляет со своим отцом. Время заката. Это было красивое, захватывающее дух зрелище. Мальчик, полный восторга от увиденного, воскликнул: «О! Должно быть, Бог написал этот пейзаж своей левой рукой!». Отец удивлен: «Почему левой?» «Когда мы произносим Символ Веры, во время молитвы разве мы не говорим, что Иисус сидит на Его правой руке». «Нет, сын Иисус, не сидит на правой руке своего Отца. Так как он сидит по правую руку от своего Отца, вся небесная и земная власть дана Ему. Отец сказал ему: «Сиди по правую руку до тех пор, пока я не положу врагов Твоих к Твоим ногам!»

В-третьих, Иисус при всей Его власти, стал так же главой Церкви. Он молит о нашем прощении и является нашим заступником. Как апостол Павел говорит в своем Послании к Римлянам: «Христос Иисус, Который умер, но воскрес и сейчас находится по правую руку от Бога, ходатайствует за нас» (Рим. 8:34). Подобно этому мы находим свидетельство в Послании к Евреям:

«...Иисус жив вечно, и Его священство тоже вечно. Поэтому Он в силах полностью спасать тех, кто благодаря Ему приходит к Богу. Он всегда жив и всегда ходатайствует за них.Он - посредник лучшего завета Бога с человеком, основанного на лучших обещаниях» (Евр. 7:25;8;6).

Иисус молится о заступничестве, Он - связующее звено наше с Господом. Он молит Отца от лица всего человечества. Он молится за потерянный мир, за который Он отдал свою жизнь. Он молится за свою невесту, Церковь, чтобы она была непорочной, как ей и следует быть по закону судьбы.

Он вознесся на небеса и сидит по правую руку от Отца. Согласно Новому Завету, для Иисуса это обозначает три вещи. Полное присутствие Господа. Вся власть. Звание первого Священника, который молит о прощении наших грехов.

И в свете того, что это значило для него, мы начинаем понимать значение его приглашения «Сесть со Мной на Мой трон». Это приглашение, прежде всего, проживать каждый момент собственной нашей жизни с Господом, ощущая Его присутствие.

Помните ли Вы рассказ из жизни Моисея, когда Господь сказал ему, что настал час покинуть и вывести людей в землю обетованную. Моисея заботило, однако, как он один может справиться с этим. Прежде, когда он вернулся в Египет для встречи с фараоном, он умолял Бога согласиться, чтобы его брат Аарон пошел с ним, и Бог в конце концов согласился. Но Аарон оказал мало помощи. Когда они располагались в Синайской пустыне, и Моисей был высоко в горах, Аарон, когда люди принесли ему золото и серебро, сделал золотого тельца. Поэтому Моисей жаловался: «Ты велел мне: «Веди этот народ», но не дал знать, кого пошлешь со мной» (Исх. 33:12). Господь ответил: «Я сам пойду с тобой и дам тебе покой» (Исх. 33:14).

Какое чудное обещание! Но разве для нас сегодня оно не ещё более реально (правдиво), чем для Моисея в его время? Ведь Моисей жил при Ветхом Завете, когда только раз в году Первосвященнику разрешалось заходить в Святая Святых, к Самому Господу. Но мы с вами живем при Новом Завете, к которому Иисус, наш главный священник проложил путь. А это значит, что мы имеем доступ к Святая Святых и можем жить с Божественным присутствием каждую минуту, ежедневно.

Конечно, мы можем не осознавать присутствие Бога или ощущать Его присутствие. Видимо Бог может отсутствовать или быть далеко. Но разве это меняет тот факт, что мы сидим на небесах с Христом? (Еф. 2:6). А это значит, что Он так же близок к нам, как к апостолу Иоанну, когда во время Тайной Вечери Иоанн положил свою голову на грудь Христа. Поэтому нам никогда не стоит задумываться о том, где Господь. Нам не нужно просить Его прийти к нам. Мы можем быть уверенны, что Бог с нами. Наши обстоятельства могут быть плачевны и далеки от благостных. Но это не важно. Мы всегда в поле Его зрения, в Святая Святых с Ним!

О, если бы только нам осознать правдивость этого, если б мы могли жить на своем троне во Христе все время. Это изменило бы наши жизни и наше духовенство. Это больше, чем доктрина, в которую надо верить. Это жизнь в ра-

дость каждую минуту и каждый день. В Псалме 15, говорится: «Всегда я видел Господа перед собой; Он по правую руку от меня - Я не поколеблюсь. Поэтому веселится сердце моё, И радуется язык, И тело моё будет жить надеждой. Блаженство быть во век по правую руку Твою» (Пс. 15: 8-9, 11).

Всё, что было дано Господу нашему, Он дарит нам, потому что мы связаны с ним (примкнули к нему). Его Отец обращается к нам с теми же словами, что он сказал нашему Богу (Псалом 109:1): «Сиди по правую руку от меня до тех пор, пока я не повергну врагов твоих к ногам твоим». «Жезл твоей Силы Господь пошлет с Сиона: «Правь среди врагов Твоих!» (Псалом 109:2)

Подумайте о всех своих врагах прямо сейчас. В трудную ситуацию вы попали. Люди, которые выступили против вас, некоторые из них глубоко ранили вас.

Ваши собственные грехи, неудачи, и слабости физические и эмоциональные, с которыми вы боритесь; мировая система, которая ненавидит вас, ибо она ненавидит Христа; и сатана, и все его помощники. Мне интересно. Вас ваши враги покорили и повергли к своим ногам? Или вы одолели их и повергли к ногам Иисуса? Он обращается к нам со словами: «Сядьте на трон со Мной. Повелевайте среди своих врагов».

Примечательно, тем не менее, что это не обещание, что Господь уберёт всех наших врагов. В будущем, когда Христос вернётся в свете своей славы это произойдёт, но не теперь, до той поры у вас будут враги. И враги эти встречаются в разном обличии и бывают разных размеров.

Итак, это не обещание убрать врагов, но приглашение править среди них. В Псалме Давида говорится: «Бог приготовил мне пир на виду у моих врагов» (Пс. 22:5).

Несмотря на то, что у нас есть враги, мы можем повелевать среди них и повторять слова апостола Павла: «Быть победителем через Христа». (Рим. 8:37) Как говориться в Послании к Ефесянам (2:6) и в Послании к Колосся-нам (3:1) нас вознесли и посадили с Христом в Небесном Царстве, поэтому мы на троне с Христом по правую руку от Него. А это значит, что мы больше не в позиции защиты, но по отношению к нашим врагам в позиции наступления. Мы находимся среди них, но смотрим на них свысока, с позиции своего теперешнего положения. Памятуя об этом, мы должны быть уверенными, храбрыми и авторитарными.

Иногда мы правим среди врагов, опираясь на силу, подобно царю Давиду, когда он юношей победил великана Голиафа. Но иногда мы побеждаем и за счет слабости, когда наша сила в слабости, как в случае апостола Павла, с жалом в теле от ангела сатаны, чтобы мучить его, но от которого его Господь не избавил (2 Кор. 12:7-10). Таким образом - через силу свою или слабость - вот приглашение (призыв) от нашего вознесенного Господа: «Сиди на троне вместе со мной... Повелевай среди врагов своих».

И, наконец, есть ещё одна сторона в приглашении Христа спасенного из мертвых и вознесшегося на Небеса. Мы говорим о том, что он восседает на троне по правую руку от Отца Своего. И оттуда Он всегда будет молиться за отпущение нам грехов наших и так будет всегда: «Иисус жив вечно и Его

священство будет вечно, поэтому Он в силах спасать тех, кто благодаря Ему приходит к Богу. Он всегда жив и всегда ходатайствует за них» (Евр. 7:25).

Но что же это значит для нас? Это значит, что, если мы хотим сидеть рядом с ним, мы будем вовлечены в то, что он делает. Мы также будем молиться за других.

Вспомним, как Иаков воскликнул, после того, как всю ночь боролся с Некто, который оказался ангелом: «Не отпущу, пока не благословишь меня» (Быт. 32:26). То, что делает молитвенник, подобно этому, кроме, естественно того, что он скажет: «Не отпущу тебя, Господь, пока не благословишь меня». Но, «Не отпущу до тех пор, пока не благословишь их - ту женщину, того ребёнка, семьи, религиозное братство, церковь, группу людей, нацию или еще как-нибудь, к кому вы имеете расположение, кто по воле Иисуса у вас в сердце».

Молитвенник - это тот, кто является мостом к другим (Иез. 22:30). Он молится от лица других: «Сжалься, Господи, и не держи на них зла». Молитвенник - это тот, кто говорит: «Боже, я никуда не ухожу. Я останусь, пока эта ситуация не разрешится, пока не наступит спасение, пока Ты не благословишь их». Это именно то, что наш Великий Владыка, верховный первосвященник делает, сидя по правую руку от Господа. И приглашение сидеть с Ним на Его троне является приглашением принять участие в работе, которую делает Он. Но это очень жертвенная работа, многотрудная. Иногда вы будете как в агонии, читая молитвы. Вам иногда придётся голодать во имя другого человека, или нации, или по другим обстоятельствам. Но заметим, что если вы сидите на троне, вы вскоре обнаружите, что приняли позицию того, кто молится, кто «сломит стену и встанет предо мною в бреши» (Иез. 22:3).

Эйми Кармишель (1867-1951) выросла в Ирландии и провела большую часть жизни, свыше 50 лет - как миссионер в Индии. Когда она лишь появилась в Индии, ей досталась участь молодых девушек, верных индийским богам и отданным в руки священников при храмах, чтобы работать при них и зарабатывать деньги проституцией. Но, когда она приступила к своим обязанностям и стала принимать меры, чтобы избавить этих несчастных при храмах, наступил момент, когда она готова была сдаться - так сильна была оппозиция и людей. Даже некоторые друзья по миссии были против «Ты не можешь это делать (поступать таким образом)» - предупреждали они ее. «Если ты будешь продолжать, государственные службы заставят миссионеров покинуть страну». В результате Эйми готова была сдаться. «Отче наш, Иисусе Христе» - она восклицала: «Это испытание, которое ты вселил мне в сердце, ради этих девочек - я не могу нести этот крест дальше. Это слишком для меня тяжел. Господи, забери его».

Затем, однажды, она поняла, чьё это испытание, чей это крест на самом деле. Вот как она сама описывает это: «Наступил день, когда это бремя стало слишком тяжелым. Мне показалось, что деревья вокруг дома, где я жила, были оливковыми деревьями. И под одним из этих деревьев я увидела Иисуса, стоящего на коленях. Он был один. И я поняла, что это была Его ноша, а не моя. Казалось, что он просит меня разделить его груз с Ним,

а не я прошу Его. После этого не оставалось ничего иного. Кто же, увидев Господа коленопреклоненным, может уйти и просто забыть об этом? Единственное, что можно было сделать: зайти в сад, упасть на колени рядом с ним под оливами».

«Сидеть со мной на троне» - это приглашение жить в реальности, которую апостол Павел называл «духовными благословениями небес» (Еф. 1:3). Но это не только приглашение к благословению, это приглашение к тяжелому испытанию - познать сердце Христа, Его страдания от одиночества и изгнания из мира, за который Он отдал свою жизнь. Пойти к Нему в сад, преклонить колени, молиться за спасение и очищение грехов других.

«Сидеть со мной на моем троне». Какая же это привилегия - обратить это в реальность. Жить каждую минуту с Христом. Разделить Его власть, повелевая среди собственных врагов. Присоединиться к Нему в мольбе за оставление грехов тем, кто у Него в сердце.

Вознесение Христа, это не только доктрина, которой надо верить, не только праздник, который надо отмечать. Это приглашение начать жизнь, которую надо достойно прожить. «Сядьте со мной на троне!» Именно к этому призывает каждого из нас воскресший из мёртвых и вознесшийся Бог. А вы примите это приглашение?

Pastor Stephen Simandz

psalm 110 and the biblical meaning of the ascension

The Scriptures testify that when Jesus Christ ascended into heaven, He sat on the right side of God the Father. This event also reveals God's plan for men: it is to be with Christ (Ephesians 2: 6). This is possible only when a person lives according to the example of Jesus Christ.

Keywords: Bible, Ascension, salvation, vocation, man.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.