Н.И. Васильева
ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ИТОГИ 2016 ГОДА
Аннотация. Автор статьи анализирует динамику притока иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику России, а также отраслевую и региональную структуру ПИИ, современное состояние российского инвестиционного климата, риски и факторы, препятствующие активному притоку ПИИ и их эффективному использованию. Рассматриваются возможные меры стимулирования инвестиционной активности в условиях исполнения бюджета РФ на 2017 год.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, инвестиционный климат, технологические инновации, наукоемкое производство, территория опережающего развития (ТОР), специальные инвестиционные контракты (СПИК).
Васильева Нина Ивановна - кандидат экономических наук, доцент кафедры глобалистики факультета глобальных процессов Московского государственного университета им М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
N.I. Vasilieva. Direct Foreign Investments into Real Sectors of Russian Economy: Results of 2016
Abstract. The author analyzes the dynamics of the inflow of foreign investment (FDI) into the Russian economy, the sectoral and regional structure oof FDI, the current state oof the Russian investment climate, risks and factors that prevent the active inflow of FDI and their effective use. Possible measures to stimulate investment activity in the context of the implementation oof the budget oof the Russian Federation for 2017 are studied.
Keywords: foreign investment, investment climate, technological innovations, science intensive production, territory of advanced development, special investment contracts (SPIC).
Vasilieva Nina Ivanovna - candidate of Economic sciences, Associate Professor of the Department of Global studies of the Faculty of Global processes, Lomonosov Moscow State University. E-mail: [email protected]
В глобализирующейся экономике важное место среди источников устойчивого роста и развития занимают внешнеэкономические связи. Открывая широкие возможности для использования международного разделения труда, привлечения внешних материальных, финансовых и иных ресурсов для решения внутренних задач, они позволяют также подключиться к поискам коллективных ответов на глобальные вызовы.
После глобального кризиса, начавшегося в 2008 г., в мире идет поиск нового равновесия. Эта «новая нормальность» характеризуется выравниванием темпов роста развитых и развивающихся экономик, бурным развитием технологий, снижением спроса на сырье, изменением направления движения глобального капитала. Структурная перестройка мировой экономики сопровождается замедлением темпов роста мировой торговли, которая перестает быть драйвером экономического роста. В 2016 г. - впервые с 2008 г. - объем международной торговли в стоимостном выражении снизился на 11%. Глобальный перегрев сменился глобальным охлаждением. В таких условиях российская экономика находится в относительно устойчивом состоянии. Она консолидировалась и в целом адаптировалась к новым условиям.
Экономика России пережила два последовательных шока, примерно одинаковых по глубине, связанных с падением цен на нефть и девальвацией рубля: в конце 2014 - начале 2015 и в конце 2015 - начале 2016 гг. И если первая «волна» прошла болезненно, то вторая - уже вполне спокойно. Главный фактор этого спокойствия - набранный экономикой запас прочности. Сейчас формируется основа новой экономики: построен ряд новых предприятий, модернизированы целые отрасли. Второй фактор - адекватная антикризисная политика правительства РФ, смягчившая для экономики жесткость «посадки» и создавшая условия для использования имеющихся и новых конкурентных преимуществ, что нашло отражение в принятом в декабре 2016 г. федеральном бюджете на 2017 г. и на плановый период 2018-2019 гг. [7].
Дали свои плоды усилия по поддержке реального сектора экономики. Только в рамках программы проектного финансирования поддержаны 42 проекта более чем в 20 регионах. На эти цели было выделено 59 млрд руб. госгарантий, что позволило привлечь 240 млрд руб. долгосрочных кредитных ресурсов [1, с. 119]. В результате на фоне общего спада в отдельных сферах -например в сельском хозяйстве, пищевой, химической промышленности, машиностроении - наблюдаются очевидные положительные тенденции. В целом можно сказать, что удалось не просто стабилизировать ситуацию, но и обеспечить определенные заделы для дальнейшего развития.
Сегодня важно сделать правильный выбор в отношении идеологии экономической политики на среднесрочную перспективу. Она должна обеспечить структурную перестройку экономики, переход к новой модели роста. В современных условиях функционирования российской экономики привле-106
чение иностранных инвестиций является одним из основных факторов, оказывающих позитивное влияние на развитие не только отдельных предприятий, но и отраслей экономики в целом.
С 2002 по 2016 г. объем иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику, возрос более чем в 8 раз. Однако кризисные явления в мировой экономике стали причиной снижения иностранных инвестиций в 2010 г. Начиная с 2012 г. иностранные инвестиции также ежегодно снижаются. Структура поступивших в РФ инвестиций подтверждает заинтересованность инвесторов из-за рубежа во вложении средств в сырьевые отрасли и отрасли с быстрой окупаемостью инвестиций.
В 2016 г. иностранные инвесторы вкладывали средства в предприятия, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых. Их доля в общем объеме иностранных инвестиций составила 24%, доля предприятий транспорта и связи - 20,9, обрабатывающих производств - 18,1, предприятий, осуществляющих операции с недвижимым имуществом - 10,6% [составлено по: 5].
В связи с неоднородным социально-экономическим развитием регионов Российской Федерации наблюдается неравномерное вложение иностранных инвестиций в экономику субъектов РФ. По объему поступивших иностранных инвестиций лидером является Тюменская область, удельный вес которой в 2016 г. составляет 13,21%. Второе место занимает г. Москва (11,07%), третье - Республика Татарстан (4,24%), четвертое - г. Санкт-Петербург (3,58%) [составлено по: 5].
Крупнейшие по уровню инвестиционного потенциала регионы (Москва и Московская область, Краснодарский край, Свердловская область и др.) в рейтинге 2016 г. не снизили своих позиций. Это обусловлено развитием масштабных инвестиционных программ в рамках государственно-частного партнерства в данных регионах или при поддержке федерального бюджета. Значительные средства бюджета направлены также на развитие Крыма и Севастополя, однако иностранные инвесторы не спешат инвестировать в данный регион вследствие политических разногласий и принятых экономических санкций.
По сравнению с 2015 г. Россия сохранила восьмое место в рейтинге европейских стран по активности международных инвесторов. При этом существенно улучшились количественные показатели инвестиционной активности иностранных инвесторов, в частности число проектов прямых иностранных инвестиций (ПИИ) увеличилось на 61%. Благодаря ПИИ было создано 13 672 новых рабочих места; по этому показателю Россия заняла четвертое место в Европе.
Произошли изменения и в составе основных стран-инвесторов. В 2010 г. тройку лидеров по объему поступивших иностранных инвестиций в россий-
скую экономику составляли Кипр, Бермуды, Виргинские и Британские острова, удельный вес которых достигал почти 53,0% от общего объема иностранных инвестиций. В 2016 г. наибольший удельный вес составляют инвестиции из Кипра (133 млрд долл. США), Нидерландов (54 млрд долл.), Люксембурга (38 млрд долл.) [11, с. 48].
Значительную часть иностранных инвестиций составляют «псевдоиностранные» инвестиции, представляющие собою возврат ранее вывезенных из России капиталов из офшорных и спарринг-офшорных юрисдикций, где регистрируются головные компании (расчетные центры) российских холдингов. Следовательно, большая часть инвестиций, поступающих в Россию, хотя и считаются иностранными, но имеют российское происхождение [4, с. 4-5].
В 2015-2016 гг. иностранные инвесторы особенно интересовались российскими предприятиями атомной сферы, фармацевтическими компаниями, инфраструктурными объектами, субъектами естественных монополий и недропользователями. Однако на фоне политической и макроэкономической нестабильности
другие сферы экономики зарубежных инвесторов не привлекают.
* * *
Пока российская экономика является областью приложения по преимуществу краткосрочных инвестиций. Деньги приходят на фондовый рынок и быстро уходят с него. Их присутствие является положительным фактором, но стабильный рост экономики во многом зависит от долгосрочного вложения средств в различные отрасли. Размеры и сроки привлечения иностранного капитала во многом зависят от инвестиционных рисков и факторов, оказывающих негативное влияние на развитие инвестиционного климата в стране. К основным такого рода рискам можно отнести кризисные явления в мировой экономике и, как следствие, в экономике России, а также международные политические разногласия, обусловленные стремлением политической элиты США сохранить глобальное лидерство в противовес растущему влиянию Китая и процессу евразийской экономической интеграции [2, с. 258].
Можно выделить следующие основные риски и факторы, препятствующие активному притоку и эффективному использованию иностранного капитала в РФ.
1. В настоящее время отсутствует системный подход к оценке износа основных фондов, восстановлению материально-технической базы. В 2017 г. на восстановление материально-технической базы планируется вложить 4 трлн руб., при этом данные средства необходимы только для ее поддержания в сложившемся состоянии. Согласно данным Росстата, процент износа основных фондов в промышленности в 2016 г. составлял от 47 до 55% [составлено по: 5].
2. Вклад наукоемкого производства России в мировую экономику оценивается в размере около 0,3%, что свидетельствует о нерациональном использовании инвестиций. По данным Росстата, показатели инновационной активности предприятий промышленности в России являются низкими. Так, удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций промышленности в 2016 г. в среднем составил 9,3%. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме товаров, выполненных работ, услуг организаций в 2016 г. в среднем составил 5,8% [9].
3. Отсутствие заинтересованности в инновациях и проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в России обусловлена низкой конкурентоспособностью продукции как внутри страны, так и на мировом рынке, высокой стоимостью заемных средств, отсутствием налоговых преференций. В целом слабое развитие промышленности и инновационных технологий создает угрозу экономической безопасности страны путем снижения конкурентоспособности российской промышленной продукции, ослабления экономического роста и препятствует притоку иностранного капитала в экономику страны.
4. Применение зарубежными странами против Российской Федерации экономических санкций и введение наших ответных мер значительно ухудшили инвестиционную активность иностранных инвесторов.
5. Проблемы в области государственного управления, бюрократия также не способствуют улучшению инвестиционного климата. Сюда же следует отнести и несовершенство российского инвестиционного законодательства.
6. Также не способствуют привлечению иностранных инвестиций высокая степень коррупции в сфере управления экономикой, нецелевое использование государственных ресурсов, вывоз капитала из страны. Международной неправительственной организацией Transparency International рассчитан индекс восприятия коррупции, который измеряет общую степень коррумпированности государственной власти. Самой некоррумпированной страной за период 2013-2015 гг. признана Дания, а в 2016 г. Дания и Новая Зеландия разделили первое место. Россия в 2016 г. заняла 131-е место по уровню коррумпированности страны, средний балл индекса восприятия коррупции составил 29, что на четыре балла больше по сравнению со странами Африки [10].
* * *
В настоящее время основным направлением развития инвестиционных отношений России и стран дальнего зарубежья является переориентация инвестиционного сотрудничества от стран ЕС на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Сегодня объем прямых инвестиций из стран
АТР составляет около 10 млрд долл. Россия - совместно с рядом государств, таких как Китай, Япония и др. - активно создает инвестиционные фонды.
Общий объем инвестиций Китая в экономику России с 2006-2016 гг. составил около 26 млрд долл. Основной приток финансовых вложений обеспечивают приграничные к России территории Северо-Востока КНР, в основном провинция Хэйлуцзян, через которую проходит 40% всех инвестиций. При этом для увеличения объемов внешней торговли между странами существенно не хватает современных пограничных переходов. В настоящее время работы по строительству железнодорожного мостового перехода через Амур в районе Нижнеленинское (ЕАО) - Тунцзян (КНР) протяженностью 2,2 км пока ведутся на территории КНР.
Привлечение иностранных инвестиций на Дальнем Востоке осуществляется, в частности, с помощью территорий опережающего развития (ТОР). В 2016 г. в этом регионе действовали 15 ТОР. На данных территориях действует преференциальный налоговый режим: налог на прибыль организаций заморожен на десять лет, вчетверо снижены социальные платежи и обнулен налог на имущество организаций. Привлечению иностранных партнеров должен способствовать и облегченный визовый и таможенный режим. Создаются системы инфраструктурной и административной поддержки [3, с. 240].
Среди заключенных в настоящее время между Россией и Китаем договоров преобладают договора, предусматривающие совместные проекты в топливно-энергетической отрасли. В настоящее время в перечне инвестиционных российско-китайских проектов насчитывается 58 позиций, причем половина из них в стадии реализации.
В 2012 г. был организован Российско-китайский инвестиционный фонд, учредителями которого стали подконтрольные своим государствам Российский фонд прямых инвестиций и Китайская инвестиционная корпорация. Предполагается более 70% капитала Российско-китайского инвестиционного фонда инвестировать в проекты на территории России и других стран СНГ, а остальные средства - в китайские проекты с участием российского бизнеса. Со временем вклады российского и китайского партнеров должны составить по 1 млрд долл., еще почти столько же планируется привлечь от внешних инвесторов.
Несмотря на успехи, в российско-китайских торгово-экономических отношениях сохраняются серьезные дисбалансы, главными из которых являются незначительная доля России во внешней торговле Китая и сырьевой характер российского экспорта в Китай.
Помимо стран Тихоокеанского региона интерес к инвестиционному сотрудничеству с Россией проявляют Арабские Эмираты.
Объектом интересов арабских партнеров является сельское хозяйство. Представители Дубая видят в российской агропромышленности большой
нереализованный потенциал и хотят принять участие в капитализации этой отрасли сейчас, чтобы обеспечить собственную продовольственную безопасность в будущем. Они стремятся развить тесные партнерские отношения, пока момент для сближения не упущен.
Фонд Mubadala из Абу-Даби имеет все шансы стать партнером России в проекте по разработке двух крупных месторождений нефти в Западной Сибири - Эргинского и Назымского. Фонд готов вложить в проект более 7 млрд долл. Согласно проекту, добытую нефть Абу-Даби будет перерабатывать на российских НПЗ. При этом право распоряжаться активами остается за российской стороной.
Подводя итоги исследования, следует отметить, что потенциальные достоинства нашей экономики можно конвертировать в реальные только одним способом: обеспечить иностранным инвесторам гарантии, в которые они поверят. Основой привлечения прямых иностранных инвестиций в страну должны стать совершенствование правовых условий ведения хозяйственной деятельности на территории России иностранными инвесторами, своевременное обновление и уточнение соответствующих текстов федеральных законов и нормативных актов к ним, а также создание возможностей для развития бизнеса в стране, комфортных условий для сотрудников, развитой инфраструктуры, обеспечение поддержки местных органов власти, прозрачности и деверсифицированность экономики в целом [6; 8].
Зарубежные партнеры должны быть уверены в том, что экономика России стабильна. Улучшение инвестиционной привлекательности страны во многом зависит от создания целостной, работоспособной и прозрачной системы функционирования государства.
Библиография
1. Алимова И.О. Особенности привлечения иностранных инвестиций в современную экономику России // Экономика и управление: Проблемы, решения. 2015. № 3. С. 118-121.
2. Глаголев С.Н. Проблемы иностранных инвестиций в России в условиях экономических санкций. Белгород: Изд-во БГТУ, 2014. 258 с.
3. Латкин А.П. Российский Дальний Восток: Предпосылки и условия привлечения иностранных инвестиций. Владивосток: ВГУЭС, 2015. 240 с.
4. Селезнев А. Об особенностях и содержании политики привлечения прямых иностранных инвестиций // Экономист. 2015. № 8. С. 3-11.
5. Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (Дата обращения: 20.01.2017.)
6. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_16283/ (Дата обращения: 20.01.2017.)
7. Федеральный закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» // СПС «Консультант плюс». URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_209150/ (Дата обращения: 20.01.2017.)
8. Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76660 (Дата обращения: 20.01.2017.)
9. Юнусов Л.А. Прямые иностранные инвестиции в условиях глобализации мировой экономики // https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahUK EwiB-vKH2t3TAhULFCwKHSsuBvUQFggmMAA&url=http%3A%2F%2Foldvak.ed.gov.ru%2F common%2Fimg%2Fuploaded%2Ffiles%2Fvak%2Fannouncements%2Feconomich%2F2009%2F06-07%2FUnusovLA.doc&usg=AFQjCNFYcpoYNyT2XawcaeGwjxkWcn0IBQ&cad=rjt (Дата обращения: 20.01.2017.)
10. Transparency International [Электронный ресурс]. URL: http://www.transparency.org/ news/feature/corruption_perceptions_index_2016 (Дата обращения: 20.01.2017.)
11. UNCTAD. World Investment Report Overview. New York; Geneva, 2016. 48 p.
References
Alimova I.O. Osobennosti privlechenija inostrannyh investicij v sovremennuju jekonomiku Rossii // Jekonomika i upravlenie: Problemy, reshenija. 2015. N 3. P. 118-121.
Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki RF [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. gks.ru (Data obrashhenija: 20.01.2017.)
Federal'nyj zakon ot 09.07.1999 № 160-FZ «Ob inostrannyh investicijah v Rossijskoj Federa-cii» // SPS «Konsul'tantPljus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16283/ (Data obrashhenija: 20.01.2017.)
Federal'nyj zakon ot 19.12.2016 № 415-FZ «O federal'nom bjudzhete na 2017 god i na planovyj period 2018 i 2019 godov» // SPS «Konsul'tant pljus». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_209150/ (Data obrashhenija: 20.01.2017.)
Federal'nyj zakon ot 29.04.2008 № 57-FZ «O porjadke osushhestvlenija inostrannyh investicij v hozjajstvennye obshhestva, imejushhie strategicheskoe znachenie dlja obespechenija oborony strany i bezopasnosti gosudarstva» // SPS «Konsul'tantPljus». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_76660 (Data obrashhenija: 20.01.2017.)
Glagolev S.N. Problemy inostrannyh investicij v Rossii v uslovijah jekonomicheskih sankcij. Belgorod: Izd-vo BGTU, 2014. 258 p.
Junusov L.A. Prjamye inostrannye investicii v uslovijah globalizacii mirovoj jekonomiki // https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahUKEwiB-vKH2t3 TAhULFCwKHSsuBvUQFggmMAA&url=http%3A%2F%2Foldvak.ed.gov.ru%2Fcommon%2 Fimg%2Fuploaded%2Ffiles%2Fvak%2Fannouncements%2Feconomich%2F2009%2F06-07%2F UnusovLA.doc&usg=AFQjCNFYcpoYNyT2XawcaeGwjxkWcn0IBQ&cad=rjt (Data obrashhenija: 20.01.2017.)
Latkin A.P. Rossijskij Dal'nij Vostok: Predposylki i uslovija privlechenija inostrannyh investicij. Vladivostok: VGUJeS, 2015. 240 p.
Seleznev A. Ob osobennostjah i soderzhanii politiki privlechenija prjamyh inostrannyh investi-cij // Jekonomist. 2015. N 8. P. 3-11.
Transparency International [Электронный ресурс]. URL: http://www.transparency.org/news/ feature/corruption_perceptions_index_2016 (Data obrashhenija: 20.01.2017.)
UNCTAD. World Investment Report Overview. New York; Geneva. 2015. 48 p.