Научная статья на тему 'Прямая линия с Президентом Российской Федерации В. В. Путиным (вопросы макроэкономики и внешнеэкономических связей России) 27 сентября 2005 г'

Прямая линия с Президентом Российской Федерации В. В. Путиным (вопросы макроэкономики и внешнеэкономических связей России) 27 сентября 2005 г Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
89
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОПРОСЫ МАКРОЭКОНОМИКИ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прямая линия с Президентом Российской Федерации В. В. Путиным (вопросы макроэкономики и внешнеэкономических связей России) 27 сентября 2005 г»

Прямая линия с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным

(Вопросы макроэкономики и внешнеэкономических связей России) 27 сентября 2005 г.

С.БРИЛЕВ (ведущий передачи): Полтора года прошло после последней такой прямой линии. Кстати сказать, полтора года прошло после начала Вашего второго срока. Как Вы оцените это время?

B.ПУТИН: Я не буду сейчас называть большое количество цифр, перечислять всё, что было сделано или чего не удалось, - и этого тоже достаточно. Скажу о главном. Продолжалось хорошее, позитивное укрепление нашей экономики. На протяжении всех последних лет рост экономики России составляет около 7 процентов ежегодно. Это показатель, который намного превышает показатели большого количества развитых стран и стран с переходной экономикой. Мы не абсолютные лидеры, но мы, конечно, в числе этих лидеров. В прошлом году рост составил 7,1 процента, в этом году предварительно мы считаем, что выйдем на 5,9. Это хороший показатель, повторяю, который обуславливает и некоторые другие вещи позитивного характера. Прежде всего это касается повышения жизненного уровня граждан, потому что в год, примерно опять, реальные доходы за минусом инфляции составляют где-то около 8,5-9-10 процентов.

C.БРИЛЕВ: Рост реальных доходов?

В.ПУТИН: Если говорить о росте реальных доходов населения, то

при этом несколько отстает рост реальных доходов пенсионеров, это примерно на уровне 5,5 процента. В этом году будет чуть больше - 7,9 процента.

У нас двойной профицит и внешней торговли, и бюджета. У нас растут золотовалютные резервы Центрального банка, которые достигли 155 млрд долларов. Напомню, что в 2000 году мы начинали с 12 млрд. Мы рассчитываемся по внешним долгам, и по этому показателю, - 16 процентов к валовому внутреннему продукту страны, - мы имеем один из лучших показателей в Европе. У нас создан Стабилизационный фонд, который в некоторых других странах называется Фондом будущих поколений. Я думаю, что мы об этом еще поговорим, о том, нужен он или не нужен, и что с ним делать. Во всяком случае, все это вместе создает абсолютно стабильную обстановку в стране. Люди могут планировать свою жизнь, расширились горизонты планирования и на уровне бизнеса, и в семье. И, что очень важно, - все это создало предпосылки для того, чтобы перейти к масштабному решению наболевших социальных вопросов и вопросов в некоторых секторах российской экономики.

И.КИСЕЛЕВА (г. Южно-Сахалинск): Я живу на Сахалине более 20 лет, моя ра-

бота находится за пределами города, и в целях экономии своего времени я вынуждена ездить на своей машине. И резкое повышение цен на бензин в последнее время привело меня и всех моих знакомых и друзей просто в ужас. На сегодня у нас 95-й бензин стоит 21 рубль, и это в на-шем-то нефтеносном районе!

Поэтому я хотела бы спросить, что ждет нас с ценами на бензин в новом году?

В.ПУТИН: Конечно, очень актуальный вопрос не только для Дальнего Востока, для Сахалина - для всей страны, потому что резкое подорожание произошло буквально недавно, пик пришелся на начало осени. Связано это с несколькими обстоятельствами и, прежде всего, с тем, что российская экономика интегрируется в международную экономику. Здесь есть очевидные плюсы и их, конечно, большинство, но есть и проблемы, которые заключаются в том, что общий рост цен на ресурсы, на нефть, на газ, на нефтепродукты, общий рост цен в мире, конечно, отражается и на нас. Но есть и специфические для России вопросы, которые Правительство, конечно, должно рассмотреть и будет рассматривать в ближайшее время.

Вы знаете, есть договоренность с ведущими компаниями, а их у нас не так уж и много, и здесь тоже есть проблема, потому что, по сути, они монополизируют рынки. Восемь компаний основных, самых крупных, они разобрали между собой регионы Российской Федерации и там, собственно говоря, устанавливают монопольные цены. Но есть и вопросы, которые должно решать Правительство на своем уровне.

В чем заключаются эти вопросы, какие они? Это прежде всего вопросы налогообложения. Хочу Вам сообщить, что из всей выручки, которую получают нефтяные компании, вообще компании ТЭКа, им из

всего объема денежных средств, которые в этой области функционируют, достается всего 20 процентов. Всё остальное уходит в налоги и другие платежи государству. И в целом, конечно, эта ситуация достаточно сложная для потребителей. Почему? Потому что ряд этих платежей и налогов (есть такой налог на полезные ископаемые, на добычу полезных ископаемых, НДПИ сокращенно), и импортная пошлина, они напрямую влияют на внутренние цены в стране. И поэтому Правительство сейчас рассматривает возможность поменять эту систему с тем, чтобы вот эти изъятия в доход государства были сбалансированными, чтобы обеспечить и доходы бюджета, но в то же время, чтобы такая система не давила и не поднимала внутренние цены на бензин и на другое топливо, в том числе на дизельное топливо, которое очень важно для армии, для сельского хозяйства. В ближайшее время такие решения должны быть Правительством подготовлены.

ВОПРОС (Денис из Южно-Сахалинска): Я студент второго курса Сахалинского государственного университета. Я сам из Южно-Курильска, но учусь я здесь. Пришел я сюда не один. Здесь огромное число моих земляков. И у нас есть общий вопрос.

Мы все студенты, но вскоре мы закончим институт и продолжим свое будущее, свою будущую жизнь, наверное, принося пользу Курилам. Но у нас такой вопрос: «Как будут развиваться эти территории?» И сможем ли мы достойно жить и работать там? И как решится территориальная проблема все-таки?

В.ПУТИН: Какая проблема?

ВОПРОС: Об отдаче японцам ЮжноКурильских островов.

В.ПУТИН: Во-первых, по Дальнему Востоку. У нас существует - и не предполагается, что она будет демонтирована, - целевая федеральная программа по развитию Дальнего Востока.

Как Вы знаете, по моему поручению, по поручению Председателя Правительства недавно на Дальнем Востоке находилась группа министров российского Правительства, где были обозначены направления развития Дальнего Востока и направления поддержки Дальнему Востоку со стороны федерального центра. Все эти программы будут исполняться. Вот это первое. И это абсолютно гарантированная вещь.

Мы понимаем все проблемы, которые связаны с Дальним Востоком. Это касается и перемещения граждан, высоких цен на авиа- и железнодорожные билеты и так далее, и так далее, оттока населения - всё это, известно, решать достаточно сложно в современных условиях. Но мы будем концентрировать усилия и финансовые ресурсы для того, чтобы это делать. Это главное, что я хочу сказать.

Поэтому я очень надеюсь, что действительно и Вам, и Вашим друзьям - тем, кто работает, учится, живет на Дальнем Востоке, в том числе на островах, - будут созданы условия для того, чтобы Вы могли применить все свои знания и силы именно там, где Вы живете, учитесь и работаете.

Что касается переговорного процесса с Японией по Курилам - по четырем островам. Они находятся под суверенитетом Российской Федерации, это закреплено международным правом, это результаты Второй мировой войны. И вот в этой части мы ничего не собираемся обсуждать. Мы готовы и ведем переговоры вот с этой площадки. Мы хотим урегулировать все спорные вопросы со всеми нашими соседями, в том числе и с Японией, с которой нас связывают добрососедские отношения. И эти отношения укрепляются из года в год. Из года в год! По объективным обстоятельствам и Япония, и Россия заинтересованы в

развитии экономических, культурных, деловых связей, в сотрудничестве по целому ряду направлений.

Вопрос, о котором Вы сказали и который Вы затронули, конечно, является очень чувствительным и для Японии, и для России. Я надеюсь, просто уверен, что при доброй воле, а такая добрая воля у России есть, мы всегда найдем такой вариант, который устроил бы обе стороны и пошел бы на благо тем людям, которые живут на этих территориях, и на благо народов как России, так и Японии. Такие варианты могут быть найдены при желании идти навстречу друг другу.

М.БОРОВСКИЙ (г. Южно-Сахалинск): У меня вопрос по нашим машинам. Правый руль будут отменять или нет? Мы очень волнуемся.

В.ПУТИН: Во-первых, пока не планируется никаких отмен в этом плане. Во-вторых, конечно, я думаю, Вы со мной согласитесь, вопросы, связанные с проблемами безопасности, все-таки существуют. Вы знаете об этой ужасной трагедии, которая произошла на Алтае с губернатором Алтайского края, который погиб. Кстати говоря, в ДТП участвовала машина с правым рулем. И водитель, он просто даже ничего не успел заметить из того, что произошло, практически ничего не видел. С правым рулем. И таких примеров, к сожалению, очень много. Но, повторяю, никаких отмен в этом смысле пока не планируется. Я, во всяком случае, о таких планах ничего не знаю.

Что же касается в целом развития этого сектора экономики России (автомобильной промышленности), то за последнее время был принят Правительством ряд решений, которые вызывали разную реакцию у наших людей. Но хочу Вам сказать, что все эти решения направлены только на одно: создать условия для производства автомобильной

техники на территории Российской Федерации. И многие компании уже пришли, уже работают здесь, в России. Вы знаете, это и «БМВ», и из стран Азии производят машины у нас. Сейчас ведутся переговоры и с «Фольксвагеном», и с «Мерседесом». Но если в нашей экономике на нашей территории будут такие условия, что иностранным компаниям выгоднее будет производить у себя, а к нам завозить, то тогда никакого развития автомобильной промышленности в Российской Федерации не будет.

Конечно, решения подобного рода должны быть сбалансированными, мягкими, чтобы не наносить какого-то резкого ущерба потребителю. Но я хотел бы обратить внимание, на что нацелены эти решения. И в целом полагаю, что уже определенный положительный эффект все-таки можно заметить.

К.НИКИТЕНКОВ (г. Клин Московской обл.): Я хотел бы задать следующий вопрос. Стабилизационный фонд постоянно растет, в том числе и за счет цен на нефть. До сих пор в этой сфере ничего не делалось, теперь Вы объявили о социальной реформе. Где гарантия, что деньги просто не разворуют?

В.ПУТИН: Меня самого это волнует, прежде всего. Это одна из ключевых проблем, которую нам предстоит решить при реализации тех планов в социальной сфере, которые были мною сформулированы в начале месяца. Стабфонд создается для того, чтобы удержать макроэкономические показатели, не разрушить экономику, с тем, чтобы не взлетали цены, с тем, чтобы удержать инфляцию, и чтобы все эти условия позволили нам решать социальные задачи в той системе отсчета, в которой мы сейчас живем, и развитие которой мы планируем. Но социальные расходы бюджета у нас увеличиваются, и возможностей ре-

шения таких задач в связи с ростом экономики у нас становится больше. Конечно, у нас на нужды сельского хозяйства и здравоохранения будут выделяться огромные ресурсы. По некоторым направлениям увеличение на 63 процента, по некоторым направлениям - в разы.

Возникает вопрос, как будет осуществлен контроль за расходованием этих средств. И я очень рассчитываю, что и депутаты Государственной Думы, которые примут окончательное решение по бюджету на 2006 год и на последующие два года, депутаты законодательных собраний на местах будут контролировать это. Почему говорю о депутатах на местах? Потому что по некоторым программам предусмотрено самофинансирование из региональных источников. Весь этот общественный контроль, конечно, должен быть отлажен и должен эффективно работать. Очень рассчитываю на это.

А.ОСАНИН (г. Томск): Вам уже сказали, что Томск является студенческим городом. И много студентов остается в аспирантуре, занимается научной деятельностью. Но возникает проблема с внедрением результатов исследований, результатов разработок.

Я слышал про технико-внедренческие зоны. Надеюсь, очень надеюсь, что такая зона будет создана в Томске, это существенно облегчит жизнь молодым ученым.

Но хотел бы сказать и о следующем. Сейчас молодые ученые имеют большие перспективы в работе за рубежом. Иностранные компании приезжают в города России и приглашают молодых сотрудников, молодых ученых работать у себя.

Почему сейчас в стране такая ситуация, что проще уехать за границу, а не остаться здесь, не реализовать свои возможности в России? Почему разработки молодых ученых нельзя внедрить в реальную экономику России, в реальный сектор экономики?

В.ПУТИН: Прежде всего, хочу сказать, что в Вашем вопросе есть тревога и озабоченность, с одной стороны. Но и, несмотря на проблемы с так называемой «утечкой мозгов», все-таки мы можем констатировать, что российские специалисты - люди, которые получили высшее образование в нашей системе, -пользуются спросом. Первое.

Второе. У нас обеспечена свобода передвижения и право выбора. И, на мой взгляд, это само по себе неплохо для конкретных людей, в том числе и для молодых специалистов. Но, разумеется, для нашего государства гораздо было бы интереснее и было бы правильнее создать условия для самореализации наших молодых людей и молодых ученых, студентов и отчасти школьников у себя на Родине. Конечно, мы должны к этому стремиться. Конечно, мы должны создавать условия для наилучшего применения интеллектуальных способностей и знаний внутри Российской Федерации. Мы должны быть более конкурентоспособными по предоставлению таких условий.

Правительство разрабатывает целый ряд шагов в этом направлении. Один из этих шагов Вами был назван - это создание специальных внедренческих и других специальных зон, в которых будут созданы условия для лучшего применения своих знаний и развития высоких технологий. Таких зон у нас планируется создать несколько на территории Российской Федерации с обеспечением необходимого финансирования, с созданием необходимых административных, правовых и налоговых условий. Вы сами об этом сказали. Могу подтвердить, что эти планы приобретают совершенно конкретные очертания и будут реализовываться в самое ближайшее время, начиная с января следующего года.

Мы предполагаем выбрать несколько инновационных вузов, которым государство окажет дополнительную материальную помощь для приобретения лабораторного оборудования, выделит дополнительные деньги на привлечение преподавательского состава высокого класса или перспективных молодых преподавателей, не только тех, которые у нас работают, но и тех, которые оказались за границей, либо из других стран, которые хотели бы приехать к нам, выделит дополнительные деньги на внедрение новых учебных программ.

Мы предполагаем, что эти вузы будут избираться на конкурсной основе. И сейчас Правительство готовит порядок избрания этих вузов. Предлагаю Вам подключиться и сформулировать свои предложения для Министерства образования и науки.

Будут выделены дополнительные гранты для молодых ученых, которые являются перспективными, доказали свою перспективность. Но не только для тех, кто уже защитил кандидатскую диссертацию. Скажем, предполагается выделить 5000 грантов в размере 60 тыс. рублей школьникам, студентам и молодым ученым.

Что касается молодых ученых, то Вы уже тоже об этом, наверное, слышали, предполагается, что до 2010 года их официальный доход достигнет цифры не менее 30 тыс. рублей, имея в виду, что бюджетная сеть претерпит некоторые изменения в самой системе Академии наук.

Мы предполагаем, кроме этого, создать два новых университета на совершенно новой базе с привлечением академической науки. Один - на юге страны и один - в Сибири. Предполагается открыть две новые современные, на новой совершенно базе, современные школы менеджмента: одну - в Московском регионе и одну - в Санкт-Петербурге.

Всё это вместе, имея в виду и оказание помощи школьному образованию, о чем, я думаю, мы скажем ниже, всё это вместе дает нам основания рассчитывать на то, что и молодые ученые, которые получают образование, учатся и хотят применить свои знания и силы в России, смогут это сделать.

С.БУРКО (г. Воркута, Республика Коми): Нас волнует развитие угольной промышленности. Все знают, что большое внимание сейчас уделяется развитию нефтегазовой промышленности. Но ведь запасы нефти невелики - 30-50 лет, а запасы угля в Воркуте, например, можно отрабатывать веков пять.

Отсюда вопрос: собирается ли государство менять приоритеты в развитии добывающих отраслей? Нас, конечно, Воркута беспокоит.

В.ПУТИН: Понятно. Насколько я себе представляю ситуацию в Воркуте, она, хоть и медленно, но все-таки начинает приближаться к тому состоянию, в котором находятся другие угольные бассейны, в частности, в Кузбассе. И позитивные тенденции, несмотря на имеющиеся проблемы, - а их еще, конечно, очень много, - все-таки там, у Вас, тоже уже намечаются.

Что касается запасов угля, нефти, газа, я думаю, что запасы нашей страны по нефти и газу являются недооцененными. На самом деле их больше, чем мы думаем. И нам этих запасов хватит. И нам, и будущим поколениям.

Конечно, нужно относиться к этому рачительно. И, что самое главное, и вот здесь Вы абсолютно правы, нам нужно постепенно менять энергетический баланс в стране. Нужно, чтобы и другие энергетические ресурсы, не только нефть и газ, были востребованы и были экономически привлекательными для экономики и для бытовых потребителей. Ну и такой ресурс, как угольный, конечно, крайне важен.

Мы полагаем, что мы и дальше будем поддерживать всех тех, кто работает в этой сфере, в том числе и для привлечения высоких технологий. Потому что - вы, специалисты, знаете лучше, чем я, - есть такие технологии, которые при переработке угля потом превращают изначальное сырье в отличный энергетический продукт. Это достаточно современные, правда, дорогие технологии. Мы постараемся выстроить таким образом политику, чтобы возможно было эти технологии использовать и создать условия для развития предпринимательской деятельности в этой сфере.

Л .МУРАХОВСКАЯ (Село Головчино Грайвороновского района Белгородской области): Мы с мужем живем рядышком с украинской границей. Наша дочь живет в Харькове. Ездить друг к другу поездом очень неудобно, потому что он идет только раз в сутки, а машиной в связи с «оранжевой неразберихой» - очень длинный путь нужно совершать, вместо 60 километров более 120 километров, потому что обязательно нужно пересечь центральный пограничный пункт и оплатить въезд в Россию. И очень дорогая автостраховка. Условия пересечения границы ужесточаются. И поэтому мы не можем даже провести детям одного мешка картошки. А совсем недавно почти каждый выходной, услышав гудок машины возле двора, мы с радостью встречали внуков. А они, в свою очередь, прыгали от радости, увидев дедушку и бабушку. Мы боимся, что мы скоро лишимся этой радости. А еще хуже, когда случится несчастье или, может быть, похороны родственников. Как добираться?

У меня вопрос к Вам: ожидается ли упрощение пересечения российско-украинской границы хотя бы для жителей приграничной зоны?

В.ПУТИН: Я понимаю Вашу боль и полностью ее разделяю. Полностью ее разделяю! Это абсолютно недопустимо, когда два исторически близких народа, в прямом смысле самые близкие родственники, в

прямом, в кровном смысле этого слова, и в духовном, оказались разделенными. И эта трещина, она как бы всё время расширяется в виде той неразберихи, о которой Вы сейчас упомянули.

Вместе с тем хочу заверить Вас, что и руководство России, и, что очень важно, руководство Украины, это я могу подтвердить, в ходе неоднократных личных встреч с Президентом Украины Виктором Андреевичем Ющенко мы договаривались о том, что будем вместе работать над упрощением порядка пересечения российско-украинской границы. Более того, позиция Президента Украины является достаточно последовательной и жесткой. Мне даже стыдно об этом сказать, но он сам передо мной ставил эти вопросы, которые на бюрократическом уровне с двух сторон до сих пор должным образом не решаются. Это касается и автостраховки. Обязательно, обещаю Вам, обязательно вернемся к этому вопросу и будем, конечно, стремиться к тому, чтобы максимально упростить передвижение граждан и вообще в целом между Россией и Украиной, и другими нашими бывшими республиками Советского Союза, там, где это возможно, и там, где мы встречаем ответную реакцию. Но и, конечно, прежде всего, это должно касаться тех, кто проживает в приграничных районах. Как Вы знаете, мы приняли решение о том, что граждане Украины, находящиеся и въезжающие на территорию Российской Федерации, могут находиться здесь у нас без регистрации до 30 суток. Это сделано в ответ на соответствующие шаги украинской стороны. Мы и дальше будем искать совместное решение этих проблем. Это точно могу Вам обещать.

Насколько мы будем эффективны в этом, конечно, зависит от двух сторон. Но мы, со своей стороны, со стороны России, полны решимости решать эти проблемы.

С.БРИЛЕВ (Вопрос из Интернета): Я начну с вопроса, который касается закона о гражданстве. Потом его довели до ума, однако исполнение его на месте оказывается достаточно разнообразным.

Конкретно вопрос такой: "Я - гражданин Казахстана и в ближайшее время выезжаю в Россию для получения гражданства в упрощенном порядке. Насколько я знаю, закон действует до 1 января 2006 года. Будет ли он продлен? Выступая весной, Вы заявили, что Россия заинтересована в привлечении легальных иммигрантов (чего ради, кстати, и менялся закон). В разных регионах России требуется разный пакет документов, нет унификации. Вот она, собственно, главная проблема. Всего хорошего. За Вас не стыдно”. Это я цитирую, что здесь написано, в этом послании.

Но вот, пожалуй, ключевая фраза: в разных регионах России требуется разный пакет документов, нет унификации для получения гражданства.

В.ПУТИН: Это стратегический выбор России: привлечение на постоянное жительство в Российскую Федерацию тех людей, которые выбирают Россию в качестве своей Родины. Мы будем это делать настойчиво и аккуратно с тем, чтобы не создавать никаких проблем для коренного населения и тех людей, которые уже проживают в своих родных местах. Правительство должно будет найти такие варианты привлечения иммигрантов, чтобы не создавать проблем для коренного населения, которое здесь уже проживает. Это первое.

Второе. Согласен с Вами в том, что требует дополнительного регулирования, упрощения сам порядок решения этих проблем. Льготный режим получения российского гражданства для граждан СНГ и для наших соотечественников, как мы говорим, в обобщенном виде будет сохранен после 2006 года.

Я уже дал соответствующее указание и Администрации Президента, и Правительству Российской

Федерации, этот порядок будет продлен.

Мы, кроме этого, планируем сделать еще несколько шагов в направлении улучшения ситуации в этой сфере, а именно: будет введен упрощенный порядок получения права на трудовую деятельность в Российской Федерации и упрощенный порядок на получение права на длительное пребывание на территории Российской Федерации без получения гражданства. Весь этот комплекс мер должен нам позволить решить эту проблему.

Но должен сказать Вам и еще об одном. Я думаю, что этого недостаточно, поэтому намерен сформулировать поручение Правительству Российской Федерации с тем, чтобы Правительство создало отдельную, особую дополнительную программу возвращения в Россию наших соотечественников.

В одном из вопросов, которые я получил в ходе подготовки к сегодняшней нашей совместной работе, звучит и некоторая обида. Не помню, кто задал этот вопрос, но если этот человек слушает, он себя идентифицирует как автор этого вопроса. Я в прямом эфире в 2003 году сказал, что все те, кто хотел уехать из стран СНГ и вернуться в Россию, уже это сделали. И в вопросе звучит обида на то, что на самом деле это не так. Приношу Вам свои извинения. Наверное, это действительно не так. Если я так сказал, я уже точно не помню, как я сформулировал ответ, то я был не прав. Действительно, есть еще многие люди, которые и рады были бы уехать, но не имеют такой возможности. И вот эта программа, о которой я только что сказал, именно программа возвращения в Россию наших соотечественников, будет разработана и принята Правительством Российской Федерации.

ВОПРОС (Поступил по SMS): «В стране полно газа. Продаем направо и налево, а пол-России не газифицировано».

B. ПУТИН: Это вопрос, который требует и больших вложений, и времени. Просто нужно строить. Конечно, нужно строить больше.

Я напомню, что мы продаем далеко не бо льшую часть газа, экспортируем за границу. Но в силу того, что за границу мы продаем по 160 долларов и даже больше за тысячу кубов, а внутри России эта цена составляет чуть больше тридцати, к сорока долларам приближается по некоторым регионам, то Вы представляете, какая разница. Но за счет этой разницы существует сам «Газпром». Он развивается, открывает новые месторождения, имеет возможность газифицировать и предоставлять эти энергоресурсы для экономики и для бытовых потребителей по достаточно низким ценам внутри России - вот за счет этого экспорта. Поэтому экспортную составляющую мы, конечно, должны поддерживать. Но должны предпринять необходимые усилия для дальнейшей газификации.

В самое ближайшее время на эти цели акционерным обществом «Газпром» намечено выделить значительные средства, превышающие в разы то, что было до сих пор - до 35 млрд рублей. И уверен, что эти планы будут реализованы. Они сейчас прорабатываются вместе с руководителями регионов Российской Федерации.

C.БРИЛЕВ: Мы позволим себе уже от лица ведущих один дополнительный вопрос.

Мы до этого с Вами встречались обычно в декабре, конец года встречали и строили планы на год будущий. Сейчас, скорее, можно говорить о начале политического сезона, который, кстати, достаточно бурным оказался... Так что я несколько переиначу традиционный вопрос о планах на будущий год. Скорее, о планах на текущий, предстоящий политический сезон. Какие у Вас ожидания?

В.ПУТИН: Вы знаете, я вспоминаю один из вопросов, который был задан. Мы сейчас подошли к возможности на базе достигнутых результатов в экономике, на базе того, что у нас доходная часть бюджета выглядит солидно, есть хорошее подспорье в виде Стабилизационного фонда, золотовалютных резервов Центрального банка решать назревшие социальные вопросы и уделить особое внимание некоторым секторам экономики. Выделяются огромные ресурсы, такие, которые государство на эти цели пока ни разу не выделяло. И здесь нужно наладить контроль за исполнением принятых решений. Это очень важно.

И, конечно, нужно смотреть в будущее. Ведь мы, обратите внимание, сейчас принимаем бюджет на три года. Мы делаем это специально, чтобы в конце 2007-го года, в начале 2008-го года, когда страна будет переживать понятные периоды политической активности, чтобы это

не привело к взрыву популистских решений и не разрушило те позитивные тенденции в экономике, которые у нас сложились. Мы хотим, чтобы мы не думали всё время, что у нас денег много, давайте мы сейчас всё раздадим. Да, можно раздать сегодня все эти деньги. Во-первых, их никто не почувствует, потому что их не так уж и много на самом деле, как кажется.

А во-вторых, инфляция, которая вспыхнет, всё мгновенно съест. И это будет абсолютно бессмысленный акт политического популизма, который нанесет вред экономике, а значит, каждой российской семье. Наша задача - сохранить эти позитивные тенденции и добиться того, чтобы те приоритеты, которые мы определили себе, не только были названы, но добиться того, чтобы и финансовый, и административный, и политический ресурсы были сосредоточены для решения этих задач.

Материал публикуется с некоторыми сокращениями. www. http://babr. ru/index.php?pt=news&event=v 1 &IDE=24683 Соб. инф. (B.C. и Е.Х.)

И.А. Сафонов

Россия в общеевропейском процессе экономической интеграции.

- М.: Экономика, 2005. - 135 с.

Это уже вторая книга молодого ученого, посвященная странам Европы. Теперь в центре внимания экономическая интеграция в ЕС и внешнеэкономические связи России с этой группой стран.

В первой главе автор рассматривает содержание интеграционного процесса в Европе, во второй - теорию и практику современного этапа европейской экономической интеграции в третьей - роль России в процессе европейской экономической интеграции.

Книга может быть полезна для тех, кто работает на европейском рынке после расширения ЕС, включающего ныне 25 стран, и в условиях формирования ОЕЭП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.