Научная статья на тему 'Прп. Максим Грек в трудах профессора Ленинградской духовной академии А.И. Иванова '

Прп. Максим Грек в трудах профессора Ленинградской духовной академии А.И. Иванова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Православие / прп. Максим Грек / история / А.И. Иванов / философское наследие / нестяжательство / монашество / биография / Orthodoxy / St. Maxim the Greek / history / A.I. Ivanov / philosophical heritage / non-possessiveness / monasticism / biography

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Грачев Алексей Игоревич, Лопин Роман Анатольевич

Статья посвящена проблеме актуализации исследований профессора А.И. Иванова, рассматривающих жизнь и деятельность прп. Максима Грека (Триволиса), которые раскрывают в своем содержании любопытные детали жизни преподобного (1470-1556), специфику его взглядов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maxim the Greek in the Works of Professor A.I. Ivanov of the Leningrad Theological Academy

The article is devoted to the problem of updating the research of Professor A.I. Ivanov, considering the life and activities of the Maxim of the Greek (Trivolis), which reveal in their content curious details of the life of the monk (1470-1556), the specifics of his views.

Текст научной работы на тему «Прп. Максим Грек в трудах профессора Ленинградской духовной академии А.И. Иванова »

УДК 27-75

Грачев Алексей Игоревич

Белгородская православная духовная семинария (с миссионерской направленностью) Студент

308009, г.Белгород, Белгородский пр-т, 75.

Лопин Роман Анатольевич

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Кандидат философских наук, доцент 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

Белгородская православная духовная семинария (с миссионерской направленностью) Доцент

308009, г.Белгород, Белгородский пр-т, 75.

ПРП. МАКСИМ ГРЕК В ТРУДАХ ПРОФЕССОРА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ А.И. ИВАНОВА

Аннотация: Статья посвящена проблеме актуализации исследований профессора A.M. Иванова, рассматривающих жизнь и деятельность прп. Максима Грека (Триволиса), которые раскрывают в своем содержании любопытные детали жизни преподобного (1470-1556), специфику его взглядов.

Ключевые слова: Православие, прп. Максим Грек, история, А.И. Иванов, философское наследие, нестяжательство, монашество, биография.

Grachev Alexey Igorevich

Belgorod Orthodox Theological Seminary (with a missionary orientation)

Student

Belgorod State National Research University

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor

Belgorod Orthodox Theological Seminary (with a missionary orientation)

MAXIM THE GREEK IN THE WORKS OF PROFESSOR A.I. IVANOV OF THE LENINGRAD THEOLOGICAL ACADEMY

Abstract: The article is devoted to the problem of updating the research of Professor A.I. Ivanov, considering the life and activities of the Maxim of the Greek (Trivolis), which reveal in their content curious details of the life of the monk (1470-1556), the specifics of his views.

Key words: Orthodoxy, St. Maxim the Greek, history, A.I. Ivanov, philosophical heritage, non-possessiveness, monasticism, biography.

Жизнь и деятельность прп. Максима Грека (ок. 1475-1556) была одной из центральных тем в научно-исследовательской деятельности выпускника Петроградской духовной академии, историка, библеиста, профессора Московской, позже Ленинградской духовных академий Алексея Ивановича Иванова (18901976). Его труды по данному вопросу и сегодня представляют большой интерес. Знакомство с ними приоткрывает проблемы исследований тем православного наследия в отечественной исторической науке XX столетия, в которой имя А.И. Иванова занимает важное место.

При рассмотрении его статей, раскрывающих тему жизни и деятельности прп. Максима Грека, можно увидеть несколько важных моментов. Во-первых, желание А.И. Иванова освещать малоизвестные факты. во-вторых, умение адекватно реагировать и давать обоснованные ответы на обнаруживающиеся новые открытия.

Будучи учеником двух крупнейших византологов дореволюционной эпохи, Ф.И. Успенского и И.И. Соколова, А.И. Иванов и в советское время продолжал изучать церковную историю Византийской империи, раскрывать ее на страницах периодической печати как церковной («Журнал Московской Патриархии», «Богословские труды»), так и светской («Исторический журнал», «Исторические записки»). Итогом его многолетней деятельности стала в 1960 г. защита докторской диссертации по теме «История Византийской Церкви (От Константина Великого до отпадения Западной Церкви от Вселенской)»1. Одновременно А.И. Иванов занимался изучением Нового Завета, результатом чего была магистерская диссертация «Критические издания греческого Нового Завета и общепринятый Православною Церковью текст» (1956)2.

Особое место в трудах А.И. Иванова занимает личность прп. Максима Грека. Ему посвящено около 6 подробнейших статей. Анализируя взгляд прп. Максима Грека на «нестяжательство» в статье «К вопросу о нестяжательских взглядах Максима Грека», А.И. Иванов отмечает присутствие влияния реформаторской деятельности савонаролы, который активно преобразовывал монашескую жизнь в монастырях Италии. Однако при этом так же отмечается, что наиболее четко представление о нестяжательстве сложилось у прп. Максима Грека гораздо позже, лишь к концу его жизни3. Для подтверждения собственной гипотезы А.И. Иванов разбирает произведения прп. Максима Грека, посвященные вопросу монастырской жизни, подчеркивая при этом, с одной стороны, те элементы, которые говорят об общежительном и нестяжательном образе жизни, необходимом для монахов, а с другой стороны, прослеживая связь взглядов прп. Максима Грека с идеями католического монашеского ордена доминиканцев. А.И. Иванов выделяет семь основных элементов, которые, согласно мнению прп. Максима Грека, должны присутствовать в монашеском общежитии4.

Далее автор разбирает пребывание прп. Максима Грека на Афоне и утверждает следующее: во-первых, преподобный прибыл на Афон, имея четко сформированную позицию относительно идеала монашеской жизни; во-вторых, более вероятно, что он симпатизировал общежительным монастырям; в-третьих, выбор Ватопедского монастыря связан не с идеалами монашеской жизни, а с наличием в монастыре обширной библиотеки; в-четвертых, сформировать более детально отношение прп. Максима Грека к монашеской жизни на Афоне невозможно из-за отсутствия трудов самого прп. Максима Грека, написанных в этот период. Также А.И. Иванов утверждает, что пребывание прп. Максима Грека на Афоне лишь укрепило его позиции в вопросе относительно идеала монашеской жизни. В качестве примера А.И. Иванов анализирует труды прп. Максима Грека, написанные в период пребывания его в России.

Проанализировав труды прп. Максима Грека, посвященные монашеской жизни, А.И. Иванов отмечает, что факт изменений взглядов прп. Максима Грека в данном вопросе маловероятен. Также А.И. Иванов отмечает, что в некоторых трудах при описании монастырской жизни на Афоне присутствует явное русское влияние: прп. Максим Грек стремится поднять авторитет Афона для русских. Его позиция была использована в стоглавом соборе с целью поддержать нестяжателей5. Отмечается А.И. Ивановым и перемена прп. Максима Грека из созерцателя в критика. Прп. Максим Грек критикует как общежительные, так и особожительные монастыри, поскольку ни те, ни другие не соответствовали его монашеским идеалам6.

1 Иванов Алексей Иванович. Статья. Древо Инфо. Электронный ресурс URL.: https://drevo-info.ru/articles/13677240.html (Дата обращения 22.04.23).

2 Карпук Д.А. Педагогическая и научно-исследовательская деятельность профессора А.И. Иванова в Ленинградских духовных академии и семинарии. // Христианское чтение - СПб., 2016. - №5.

3 Иванов А.И. К вопросу о нестяжательских взглядах Максима Грека // Византийский временник - Т. 29. - М.: Наука, 1969. С. 136.

4 Там же. С. 138.

5 Там же. С. 141-143.

6 Там же. С. 146.

В этой статье A.M. Иванов разбирает подробно все элементы монашеской жизни, которые критикует прп. Максим Грек. При этом A.M. Иванов отмечает, что монастырская жизнь, описанная прп. Максимом греком, не имеет аналогов по жестокости и грубости7.

Другой немаловажный вопрос, на который обращает внимание A.M. Иванов в статье «Максим Грек и итальянское Возрождение», — это философское наследие прп. Максима Грека. Он говорит о том, что, с одной стороны, у Руси не было, за исключением прп. Нила Сорского, никакой философии, с другой стороны — о малой изученности философских аспектов в трудах прп. Максима Грека. A.M. Иванов отмечает двоякое отношение прп. Максима Грека к философии. С одной стороны, прп. Максим Грек говорит о том, что философия заблуждается и латиняне через нее искажают догматы. С другой — он говорит о священности философии, которая, однако, без пророческого откровения может заблуждаться8.

В первую очередь A.M. Иванов отмечает философскую идею «самовластия», которая у прп. Максима Грека представлена гораздо уже, чем в трудах до него. отношение к разуму у прп. Максима Грека схоже со взглядами итальянских гуманистов. общие философские воззрения прп. Максима Грека сложились под влиянием Марсилио Фичино и отражают господствовавшие в Италии того времени неоплатонические взгляды. отмечается, что увлечение прп. Максима Грека платоном тянется с самого его детства и, возможно, послужило причиной конфликта с русской церковной властью, которая, как и большинство тогдашнего церковного мира, предпочитала Платону Aристотеля9.

Что касается антропологии прп. Максима Грека, то в ней можно наблюдать четкий дуализм в наличии души и тела. В ней человек занимает среднее место между ангелами и животными. также, подобно античным философам, прп. Максим Грек говорит о необходимости «катарсиса» для того, чтобы человек мог увидеть Бога. A.M. Иванов отмечает, что, возможно, именно смелые взгляды прп. Максима Грека и сочетание им религиозного аскетизма и гуманизма и привели к нареканиям в его адрес и осуждению. Однако, такие мнения прп. Максима Грека были характерны для эпохи ренессанса10.

Немаловажным фактом из биографии прп. Максима Грека, который рассматривает A.M. Иванов, является пребывание преподобного в монастыре св. Марка во Флоренции. Данный факт является уникальным для биографии прп. Максима Грека, поскольку впервые был обнаружен в 1943 году. При рассмотрении данного факта A.M. Иванов пытается ответить на два вопроса: что послужило причиной пребывания преподобного в этом монастыре и как отразилось оно на самом прп. Максиме Греке.

Отвечая на первый вопрос, A.M. Иванов рассматривает биографию и личные записи прп. Максима Грека, отмечает влияние на него Савонаролы в юности. Именно личность Савонаролы и его смерть побудили прп. Максима Грека принять монашество и поселиться в монастыре св. Марка. Другой причиной, по которой прп. Максим Грек вступил в монастырь, была обширная библиотека при нем. Нет данных, чем именно прп. Максим Грек занимался в монастыре, но предполагается, что он знакомился с трудами, повлиявшими на его учителя, в том числе и с трудами Фомы Aквинского. A.M. Иванов говорит, что удаление из монастыря прп. Максима Грека было вызвано недружелюбной атмосферой, которая царила здесь после казни Савонаролы. Покинув католический монастырь, прп. Максим Грек постригся в православном11.

Решая вопрос о влиянии католических взглядов на самого прп. Максима Грека, A.M. Иванов в первую очередь обращает внимание на аргументы историка, католического священника восточного обряда И.В. Денисова, считавшего прп. Максима Грека прокатолически настроенным автором. Однако, по мнению A.M. Иванова, аргументы не имеют под собой основания и не подтверждаются. Он подробно разбирает и критикует все приведенные И.В. Денисовым аргументы. A.M. Иванов отмечает, что в тот момент в Италии между православными греками и католиками возникли отношения терпимости, поэтому от прп. Максима Грека, вступившего в доминиканский монастырь, вряд ли требовали перемены догматических взглядов. Подводя итог, A.M. Иванов отмечает, что единственное, что приобрел прп. Максим Грек, пребывая в монастыре св. Марка, — это нестяжательские взгляды относительно монашеской жизни12.

В своей статье «Максим Грек и Савонарола» A.M. Иванов освещает вопрос влияния Савонаролы на прп. Максима Грека. Он находит определенные сходства в биографиях, мыслях, судьбе и направлении

7 Там же. С. 147.

8 Иванов А.И. Максим Грек и итальянское Возрождение // Византийский временник - Т. 33. - М.: Наука, 1972. - С. 140-157; Т. 34, - М.: Наука, 1973.С. 119.

9 Там же. С. 120-121.

10 Там же. С. 122.

11 Иванов А.И. О пребывании Максима Грека в доминиканском мон-ре св. Марка во Флоренции Электронный ресурс URL.: https://azbyka.ru/ otechnik/Maksim_Grek/o-prebyvanii-maksima-greka-v-dominikanskom-monastyre-sv-marka-vo-florentsii/ (Дата обращения 31.03.23).

12 Там же.

деятельности двух деятелей. Такое совпадение А.И. Иванов считает неслучайным. Во многом, по его мнению, оно обусловлено схожей обстановкой, в которой им пришлось находиться13, схожестью исторического контекста и политических изменений, происходивших в период деятельности прп. Максима Грека и Савонаролы. В подтверждение им приводятся дневники прп. Максима Грека. Высказывается предположение о том, что прп. Максим Грек вступил в монастырь, желая занять место Савонаролы в роли на-стоятеля14.

Вместе с тем А.И. Иванов отмечает, что вопрос о влиянии Савонаролы на прп. Максима Грека полностью не изучен. В своей статье А.И. Иванов стремится разделить это влияние на несколько аспектов. В первую очередь он говорит о религиозно-нравственном влиянии, затем о критике обоих авторов нестроений церковной жизни. В рассматриваемой статье, как и в прочих статьях А.И. Иванова, поднимается вопрос нестяжательных взглядов прп. Максима Грека. Также А.И. Иванов отмечает схожесть борьбы и Савонаролы, и прп. Максима Грека за реформу церковных нравов15. Отмечается и критика прп. Максимом Греком фарисейства и внешней обрядовости, корень которых кроется в желании загладить преступления против ближних. А.И. Иванов говорит о различии взглядов прп. Максима Грека и Савонаролы в вопросе, связанном с астрологией. Савонарола в связи со своими философскими взглядами увлекся астрологией, в то время как прп. Максим Грек, боровшийся с суевериями, приобрел негативный взгляд и отношение к последней16. Итоги статьи позволяют сделать вывод о прп. Максиме Греке как о хорошо образованном человеке, стремившемся к знанию, в чем, безусловно, есть влияние его учителя.

Следующая работа А.И. Иванова, которую необходимо рассмотреть в рамках темы, — статья «Максим Грек как ученый на фоне современной ему образованности», поднимающая вопрос об учености прп. Максима Грека на фоне русской образованности. рассматривая вопрос об образованности древней руси, автор говорит о бытующем стереотипе необразованности и о прп. Максиме Греке как о первом просветителе. А.И. Иванов отмечает, что данный вопрос нуждается в переосмыслении17.

Рассматривая данную проблему, А.И. Иванов говорит о связи Руси и Византии. Он отмечает факт передачи на русь огромного количества книг. Как правило, эти книги были религиозно-нравственного характера; он выделяет двух наиболее влиятельных и популярных авторов — Иоанна Малалу и Георгия Амартола. А.И. Иванов делает подробный разбор имевшихся и известных трудов, из которых прп. Максим Грек отчасти брал идеи, на которые ссылался.

Не оставляет без внимания А.И. Иванов и влияние Запада на Русь. Он отмечает, что центром латинских взглядов в древней Руси являлся Новгород18. Другим центром латинского влияния был Киев. По итогу, ко времени приезда на Русь прп. Максима Грека в русских библиотеках имелись большие коллекции не только византийских, но и западных авторов19. Первая половина статьи А.И. Иванова является обзором литературы. Во второй половине автор говорит об образованности прп. Максима Грека, отмечая, что монашество не сделало его замкнутым ученым, отрешенным от реальности. Прп. Максим Грек стремился посвятить свои произведения широкому кругу читателей. Его произведения были популярны, поскольку читатели находили в них ответы на интересующие вопросы20.

Статья А.И. Иванова «Несколько замечаний по поводу издания нового списка "Судного дела Максима Грека"», является реакцией на находку в Сибири в 1968 году нового списка «Судного дела Максима Грека». А.И. Иванов сразу же отмечает несколько моментов: во-первых, найденный список не вносит принципиально новых деталей; во-вторых, все имеющиеся списки судного дела «не всходят» к подлинным делам и являются либо переработкой, либо пересказом21. Развивая эту мысль, А.И. Иванов говорит, что, скорее всего, настоящего суда над прп. Максимом Греком не было. «Материалы» суда был сфабрикованы из заведомо ложных показаний, подготовленных митрополитом Даниилом.

А.И. Иванов подробно рассматривает причины, послужившие к осуждению прп. Максима Грека. О некоторых из них он говорил в других своих статьях. Во-первых, причинами для гонений послужи-

13 Иванов А.И. Максим Грек и Савонарола // Богословские труды. Сб. 12. - М.: Издательство Московской Патриархии, 1974. С. 185.

14 Там же. С. 187.

15 Там же. С. 198.

16 Там же. С. 202-203.

17 Иванов А.И. Максим Грек как ученый на фоне современной ему образованности. // Богословские труды. Сб. 16. - М.: Издательство Московской Патриархии, 1976. С. 143.

18 Там же. С. 151.

19 Там же. С. 152.

20 Там же. С. 160.

21 Иванов А.И. Несколько замечаний по поводу издания нового списка «Судного дела Максима Грека» // Историческое повествование Древней Руси. Труды Отдела древнерусской литературы - Т. 30. - Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1976. С. 285.

ли нестяжательные взгляды прп. Максима Грека22. Имелись также и личные причины. Прп. Максим Грек отказался переводить труд блж. Феодорита Кирского «Церковная история», опасаясь, что в нем присутствуют мнения еретиков. Помимо отказа работать с этим трудом прп. Максим Грек критиковал пороки высшего духовенства, что также могло послужить причиной недовольства. Рассматривает А.И. Иванов и вопрос о противодействии прп. Максима Грека браку Василия III. Он подробно разбирает мнение историков, разделяющих данную позицию и считает ее ошибочной23. А.И. Иванов критически рассмтривают материалы и источники, которые использует историк А.А. Зимин24. Возможно, были и другие причины недоброжелательности к прп. Максиму Греку. В частности, за его взгляды, касающиеся вопроса об общении России с Царьградом. Труд весьма пространно комментирует не только «новый список судных дел», но и имеющиеся мнения на этот счет.

Подводя итог выше сказанному, следует отметить актуальность трудов А.И. Иванова. Бго труды, посвященные прп. Максиму Греку, важны по многим причинам. В своих трудах А.И. Иванов реагирует на последние для его времени данные науки по исследуемому вопросу — это характеризует состояние научной мысли во времена его деятельности, подчеркивает его вклад в развитие российской исторической науки. В своем содержании его труды формируют цельный взгляд на личность прп. Максима Грека, поднимают и раскрывают любопытные детали его биографии. Через это такие вопросы, как отношение прп. Максима Грека к науке и философии, научный кругозор, связь его с Савонаролой и др., становятся более освещенными. Тем самым труды А.И. Иванова, будучи значимой научной базой, открывают новые горизонты исследований в данных вопросах.

22 Там же. С. 287.

23 Там же. С. 288.

24 Там же. С. 289.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:

1. Иванов А.И. К вопросу о нестяжательских взглядах Максима Грека // Византийский временник — Т. 29. — М.: Наука, 1969. — С. 135-147.

2. Иванов А.И. Максим Грек и итальянское Возрождение // Византийский временник — Т. 33. — М.: Наука, 1972. — С. 140-157; Т. 34, — М.: Наука, 1973. — С. 112-121.

3. Иванов А.И. Максим Грек и Савонарола // Богословские труды. Сб. 12. — М.: Издательство Московской Патриархии, 1974. — С. 184-208.

4. Иванов А.И. Максим Грек как ученый на фоне современной ему образованности. // Богословские труды. Сб. 16. — М.: Издательство Московской Патриархии, 1976. — С. 142-187.

5. Иванов А.И. Несколько замечаний по поводу издания нового списка «Судного дела Максима Грека» // Историческое повествование Древней Руси. Труды Отдела древнерусской литературы — Т. 30. — Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1976. — С. 284-298.

6. Иванов А.И. О пребывании Максима Грека в доминиканском мон-ре св. Марка во Флоренции Электронный ресурс URL.: https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/o-prebyvanii-maksima-greka-v-dominikanskom-monastyre-sv-marka-vo-florentsii/ (Дата обращения 31.03.23).

7. Иванов Алексей Иванович. Статья. Древо Инфо. Электронный ресурс URL.: https://drevo-info. ru/articles/13677240.html (Дата обращения 22.04.23).

8. Карпук Д.А. Педагогическая и научно-исследовательская деятельность профессора А.И. Иванова в Ленинградских духовных академии и семинарии. // Христианское чтение — СПб., 2016. — №5. — С. 233244.

REFERENCES

1. Ivanov A.I. K voprosu o nestiazhatel'skikh vzgliadakh Maksima Greka // Vizantiiskii vremennik — T. 29. Moskva: Nauka, 1969. pp. 135-147.

2. Ivanov A.I. Maksim Grek i ital'ianskoe Vozrozhdenie // Vizantiiskii vremennik — T. 33. Moskva: Nauka, 1972. pp. 140-157; T. 34, — Moskva: Nauka, 1973. pp. 112-121.

3. Ivanov A.I. Maksim Grek i Savonarola // Bogoslovskie trudy. Sb. 12. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskoi Patriarkhii, 1974. pp. 184-208.

4. Ivanov A.I. Maksim Grek kak uchenyi na fone sovremennoi emu obrazovannosti. // Bogoslovskie trudy. Sb. 16. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskoi Patriarkhii, 1976. pp. 142-187.

5. Ivanov A.I. Neskol'ko zamechanii po povodu izdaniia novogo spiska «Sudnogo dela Maksima Greka» // Istoricheskoe povestvovanie Drevnei Rusi. Trudy Otdela drevnerusskoi literatury — T. 30. L.: Izdatel'stvo Akademii Nauk SSSR, 1976. pp. 284-298.

6. Ivanov A.I. O prebyvanii Maksima Greka v dominikanskom mon-re sv. Marka vo Florentsii Elektronnyi resurs URL.: https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/o-prebyvanii-maksima-greka-v-dominikanskom-monastyre-sv-marka-vo-florentsii/ (Data obrashcheniia 31.03.23).

7. Ivanov Aleksei Ivanovich. Stat'ia. Drevo Info. Elektronnyi resurs URL.: https://drevo-info.ru/ articles/13677240.html (Data obrashcheniia 22.04.23).

8. Karpuk D.A. Pedagogicheskaia i nauchno-issledovatel'skaia deiatel'nost' professora A.I. Ivanova v Leningradskikh dukhovnykh akademii i seminarii. // KHristianskoe chtenie — SPb., 2016. no5. pp. 233-244.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.