Научная статья на тему 'Прозелитизм католического духовенства в западнорусских епархиях Российской империи (на примере деятельности ксёндза Андрея Вержбицкого)'

Прозелитизм католического духовенства в западнорусских епархиях Российской империи (на примере деятельности ксёндза Андрея Вержбицкого) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфессиональная проблематика / манифест «Об укреплении начал веротерпимости» / смешанные браки / католичество / православие / русская народность / польский национализм / прозелитизм / Киевская губерния / западнорусский регион / Российская империя / священник Флор Желобовский / ксёндз Андрей Вержбицкий / епископ Луцко-Житомирский Кароль Антоний (Недзялковский). / confessional issues / Manifesto “On the Strengthening of the Principles of Religious Tolerance” / mixed marriages / Catholicism / Orthodoxy / Russian nationality / Polish nationalism / proselytism / Kiev Governorate / Western Russian region / Russian Empire / Priest Flor Zhelobovsky / Father Andrei Verzhbitsky / Bishop Karol Antoni (Nedzyalkovsky) of Lutsk-Zhitomir

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Диакон Константин Сергеевич Бабак

Западнорусский регион Российской империи практически во все времена своей истории являлся эпицентром конфессионального противостояния между православием и католицизмом. Это было вызвано политической конфронтацией между Московским и Польским государствами, усугубляемой еще и конфликтами на почве национальной принадлежности. Манифест «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. в западнорусском регионе Российской империи с новой силой спровоцировал рост конфессионального и национального противостояний. В статье предпринята попытка осветить прозелитическую деятельность католического духовенства на примере ксёндза Андрея Вержбицкого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Диакон Константин Сергеевич Бабак

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Proselytism of the Catholic Clergy in the Western Russian Dioceses of the Russian Empire (on the Example of the Activities of Father Andrei Verzhbitsky)

The Western Russian region of the Russian Empire has been, for most of its history, the epicenter of confessional confrontation between Orthodoxy and Catholicism. This was due to the political confrontation between the Moscow and Polish states, exacerbated by conflicts based on national identity. The Manifesto “On the Strengthening of the Principles of Religious Tolerance” of April 17, 1905, in the Western Russian region of the Russian Empire, provoked a resurgence of confessional and national confrontations. This article attempts to shed light on the proselytizing activities of the Catholic clergy using the example of Father Andrei Verzhbitsky.

Текст научной работы на тему «Прозелитизм католического духовенства в западнорусских епархиях Российской империи (на примере деятельности ксёндза Андрея Вержбицкого)»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 1 (13) 2023

Диакон Константин Бабак

Прозелитизм католического духовенства в западнорусских епархиях Российской империи (на примере деятельности ксёндза Андрея Вержбицкого)

УДК 272-726.3:271.2-9 DOI 10.47132/2587-8425_2023_1_19 EDN WNXPEG

Аннотация: Западнорусский регион Российской империи практически во все времена своей истории являлся эпицентром конфессионального противостояния между православием и католицизмом. Это было вызвано политической конфронтацией между Московским и Польским государствами, усугубляемой еще и конфликтами на почве национальной принадлежности. Манифест «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. в западнорусском регионе Российской империи с новой силой спровоцировал рост конфессионального и национального противостояний. В статье предпринята попытка осветить прозелитическую деятельность католического духовенства на примере ксёндза Андрея Вержбицкого.

Ключевые слова: конфессиональная проблематика, манифест «Об укреплении начал веротерпимости», смешанные браки, католичество, православие, русская народность, польский национализм, прозелитизм, Киевская губерния, западнорусский регион, Российская империя, священник Флор Желобовский, ксёндз Андрей Вержбицкий, епископ Луцко-Житомирский Кароль Антоний (Недзялковский).

Об авторе: Диакон Константин Сергеевич Бабак

Студент II-го курса аспирантуры Московской духовной академии. E-mail: babak.konstantin.96@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9696-9961

Для цитирования: Бабак К., диак. Прозелитизм католического духовенства в западнорусских епархиях Российской империи (на примере деятельности ксёндза Андрея Вержбицкого) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 1 (13). С. 19-24.

* Фотографии взяты из открытых источников и предоставлены автором. Конфессиональная политика Российской империи

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 1 (13) 2023

Deacon Konstantin Babak

Proselytism of the Catholic Clergy in the Western Russian Dioceses of the Russian Empire (on the Example of the Activities of Father Andrei Verzhbitsky)

UDC 272-726.3:271.2-9 DOI 10.47132/2587-8425_2023_1_19 EDN WNXPEG

Abstract: The Western Russian region of the Russian Empire has been, for most of its history, the epicenter of confessional confrontation between Orthodoxy and Catholicism. This was due to the political confrontation between the Moscow and Polish states, exacerbated by conflicts based on national identity. The Manifesto "On the Strengthening of the Principles of Religious Tolerance" of April 17, 1905, in the Western Russian region of the Russian Empire, provoked a resurgence of confessional and national confrontations. This article attempts to shed light on the proselytizing activities of the Catholic clergy using the example of Father Andrei Verzhbitsky.

Keywords: confessional issues, Manifesto "On the Strengthening of the Principles of Religious Tolerance", mixed marriages, Catholicism, Orthodoxy, Russian nationality, Polish nationalism, proselytism, Kiev Governorate, Western Russian region, Russian Empire, Priest Flor Zhelobovsky, Father Andrei Verzhbitsky, Bishop Karol Antoni (Nedzyalkovsky) of Lutsk-Zhitomir.

About the author: Deacon Konstantin Sergeevich Babak

Second-year graduate student at the Moscow Theological Academy. E-mail: babak.konstantin.96@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9696-9961

For citation: Babak K., Deacon. Proselytism of the Catholic Clergy in the Western Russian Dioceses of the Russian Empire (on the Example of the Activities of Father Andrei Verzhbitsky). Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2023, no. 1 (13), pp. 19-24.

* Photos are taken from the open sources and provided by the author.

Манифест «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г.1 спровоцировал очередной виток конфессионального противостояния на всей территории Российской империи. Особым образом этот законодательный акт повлек обострение межконфессиональных отношений в западнорусском регионе. В этот период конфессиональным противостоянием были охвачены такие епархии как Варшавская, Литовская, Ковенская, Холмская, Волынская, Могилевская, Минская, Киевская и другие2.

Именно с апреля 1905 г. и до конца 1909 г. последовали активные прозелитические шаги Католической Церкви на территории западнорусских епархий Православной Церкви3. В Западном крае Российской империи начались неконтролируемые и беспорядочные переходы из Православия в католицизм. При помощи неравнодушных и состоятельных католиков началась активная проповедь католицизма и откровенное надругательство над православной верой как в стенах костелов, так и за его пределами, в последнем случае преимущественно среди православного населения. В активную фазу перешла деятельность т.н. тайных польских школ, труды которых были направлены на подрывную

990

отбыть въ разрешенный ему отпускъ по 28-го октября. Провожать Архипастыря прибыли на вокзалъ г. Губер-иаторъ И. Л. Блокъ, о. члены Консисторию съ секретарей и прочее духовенство г. Гродны.

О вероисповедной нетерпимости.

Х*)ОПРОСЪ о веротерпимости, столь твердо поставленный узаконешемъ 17 апреля 1905 года, несомненно нмЬетъ свою сложную историо. Вместе съ нимъ неразрывно связанъ и противоположный во-просъ, а именно: о вероисповедной нетерпимости и релипозномъ фанатизме.

Проникнутые нетерпимостью не выносятъ около себя лицъ другихъ вЬроисповедашй, а страждуща фанатизмомъ стремятся всякими средствами обращать другихъ въ свою веру, не гнушаясь насшиями, обидами и мучешями *),

Православ1е никогда не поучало фанатизму. Посему православные всегда отличались вФ.ротерпимослю. О русскихъ же можно сказать, что они были слиш-комъ веротерпеливы, до полнейшей невступности въ чуж^я дела веры и очень несклонны ко всякаго рода обращение лноверцевъ въ православгё. всячески гнушаясь мерами нзсилш и мучешя. И чемъ более вообще гуманность входила въ жизнь русскую, темъ более среди русскихъ господствовала веротерпимость. Очевидно, что и законъ 17 апреля является какъ дорогое достояше представителей Россш, поше-

) Си сочинен. II. М. Рийпера: * К г. патолопи релпг. фана-тизмл., стр. 1-ю. ВвльвЯ 1Э04 г.

«О вероисповедной нетерпимости». Гродненские епархиальные ведомости. 1905. № 37. С. 996

1 См.: Манифест 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости» // Полное собрание законов Российской империи (1883-1913гг.). СПб., 1908. Т. 25. № 26125. С. 257-258.

2 См.: Борьба католичества с православием в Литве // Волынские епархиальные ведомости. 1905. № 20. С. 675-677; Католическая пропаганда // Волынские епархиальные ведомости. 1905. № 24. С. 807-808; О вероисповедной нетерпимости // Гродненские епархиальные ведомости. 1905. № 37. С. 996-1002; Об укреплении начал веротерпимости // Волынские епархиальные ведомости. 1905. № 14. С. 211-214; Еще одно звено к длинной цепи ксендзовско-католических, редко караемых безобразий // Вестник Виленского Свято-Духовского братства. 1909. № 1. С. 23-24; Левицкий И., свящ. Сведения по Габскому приходу о притеснениях от р.-католиков православных // Вестник Виленского Свято-Духовского братства. 1908. № 19. С.410-411; Изяслав, Минского уезда. Новое насилие на вероисповедной почве // Вестник Виленского Свято-Духовского братства. 1908. № 23. С. 514-515; Политическая пропаганда через костел // Вестник Виленского Свято-Духовского братства. 1908. № 24. С. 518-521.

3 Данные временные рамки обусловлены тем, что именно в эти годы в Западном крае Российской империи происходило наиболее жесткое противостояние католиков и православных. В период после подписания манифеста о веротерпимости происходили массовые переходы из православия в католицизм. Законопроект от 30 октября 1909 г. регламентировал свободный переход из одного вероисповедания в другое, что положило конец активной прозелитической деятельности католицизма в среде православных крестьян в западных губерниях.

деятельность против православного вероисповедания, русской народности и государственного устройства при активном и не последнем участии католического духовенства и польских националистов. Столкновения во время религиозных процессий в эти времена стали нормой для региона. Почти всегда религиозные процессии католиков сопровождались пропагандой национальных и политических идей независимости Царства Польского. Все это усугубило и без того непростую межконфессиональную и национальную проблематику в Западном крае Российской империи.

Одним из главных мест конфессионального противостояния являлись селения, где в силу специфики региона и исторических предпосылок бок о бок осуществляли свое служение православный священник и католический ксёндз. Одним из примеров противостояния является село Топоров, Сквирского уезда, Киевской губернии. Так, 7 мая 1908 г. на имя Киевского губернатора поступила жалоба от православного священнослужителя данного села священника Флора Желобовского в связи с агрессивными и неправомерными действиями ксёндза Топоровского католического костела Андрея Вержбицкого. Поводом для данной жалобы послужил отказ ксёндза Вержбицкого выписать предбрачное свидетельство своему прихожанину Василию Левковскому для обвенчания на девице православного исповедания4. Ксёндз Андрей Вержбицкий за данное действие получил письменное осуждение со стороны православного священнослужителя и предостережение от дальнейших шагов, направленных на пропаганду католического вероисповедания, — по факту, откровенный прозелитизм. Также из документации Министерства внутренних дел Российской империи по делам иностранных исповеданий мы видим, что деятельность ксёндза Андрея Вержбицкого была направлена на увеличение количества перешедших из Православия в католицизм5. В ответ на свое письмо священник Флор Желобовский получил следующее сообщение обвиняемого им ксёндза Вержбицкого: «Прошу любезно оставить меня в покое и не дарить своими произведениями. Если же избыток желаний заставляет Вас жаловаться и доносить на меня — пожалуйста, хотя бы даже покойному Победоносцеву, — дело это Ваше, спору в этом нет»6.

Свою лепту в нагнетание конфессионального и национального противостояний ксёндз Андрей Вержбицкий вносил еще до наступления религиозной свободы7. Так, в 1904 г. он отказал в совершении исповеди, а после кончины — родственникам в отпевании своего прихожанина Павла Целинского на том только основании, что тот состоял в браке с супругой православного исповедания8. После же принятия манифеста ксёндз Андрей Вержбицкий с максимальной пользой для прозелитического дела католицизма использовал все возможные меры, направленные на увеличение числа прихожан костёла. После объявления манифеста ксёндзу Вержбицкому удалось перевести в католицизм целую семью крестьянина Даниила Целинского села Ревухи Топоровского уезда9. Также ксёндз через своих прихожан всячески противодействовал укреплению позиций Православной Церкви. По имеющимся данным у Сквирского уездного исправника10, ксёндз Андрей Вержбицкий грозил отлучением от Католической Церкви своим прихожанам, являющимся государственными чиновниками, которые желали оказать материальную помощь церковно-приходской православной школе в своем селении11.

Ксёндз Вержбицкий входил в число католического духовенства, которое противодействовало смешанным бракам. Если одни видели в этом важную составляющую

4 Российский государственный исторический архив (далее — РГИА). Ф. 821. Оп. 3. Д. 879. Дело Андрея Вержбицкого римо-католического священника. Л. 1-3.

5 См.: РГИА. Ф. 821. Оп. 3. Д. 879. Л. 5.

6 Там же. Л. 1.

7 См.: Там же. Л. 13-14.

8 См.: Там же. Л. 1а.

9 См.: Там же.

10 См.: Там же.

11 См.: Там же. Л. 1-1а.

массовых переходов из православия в католицизм12, то другие, как и ксёндз Вержбицкий, видели в них опасность для своей паствы13. Это было связано с фактами изменения католиками своей религиозной принадлежности в пользу православия.

Одной из мер по противодействию прозелитизму католического духовенства как православным духовенством, так и Министерством внутренних дел Российской империи виделся перевод ксёндза в другой приход, желательно за пределы губернии. В случае же с ксёндзом Андреем Вержбицким Луцко-Житомирским католическим епископом Антонием (Недзялковским)14 было принято решение о переводе в иной приход Киевской губернии, а именно Вахновского поселения15. По мнению управляющего Луцко-Житомирской католической епархией, ксёндз не приносил такого уж вреда православию, однако католическая администрация все же перевела его в другой приход16.

Завершая обзор прозелитизма католического духовенства в западнорусских епархиях Российской империи на примере деятельности ксёндза Андрея Вержбицкого, можно заключить следующее. После вступления в силу конфессионального манифеста от 17 апреля 1905 г. начались активные, агрессивные и прозелитические действия со стороны католических ксёндзов в западнорусском регионе Российской империи. Они были направлены на массовые переходы православных в католицизм. Над этим работала как Католическая Церковь в целом, так и каждый отдельный ксёндз на своем приходе при активной поддержке сторонников независимости Царства Польского. Что же касается одного из главных и важных элементов католической пропаганды — смешанных браков, можно заключить, что со стороны католического духовенства отношение к ним было двоякое. Это мы видим на примере позиции ксёндза Андрея Вержбицкого, который негативно относился к таковым, ввиду переходов католиков в православие. Однако большая часть католического духовенства приветствовала смешанные браки ради массовых переходов из православия в католицизм. Рассмотрев дело ксёндза Андрея Вержбицкого, также стоит отметить, что несмотря на требование Министерства внутренних дел выслать ксёндза Вержбицкого за пределы Киевской губернии, Луцко-Житомирский католический епископ не выполнил его, оставив ксёндза дальше совершать служение в вышеупомянутой губернии, что стало прецедентом для активных прозелитических действий со стороны католического духовенства.

Источники и литература

1. Борьба католичества с православием в Литве // Волынские епархиальные ведомости. 1905. № 20. С. 675-677.

2. Еще одно звено к длинной цепи ксендзовско-католических, редко караемых безобразий // Вестник Виленского Свято-Духовского братства. 1909. № 1. С. 23-24.

3. Изяслав, Минского уезда. Новое насилие на вероисповедной почве // Вестник Виленского Свято-Духовского братства. 1908. № 23. С. 514-515.

12 Важно отметить, что Православная Церковь в смешанных браках видела угрозу в связи с увеличением числа переходов из православия в католицизм. В связи с этим правящий архиерей Волынской епархии архиепископ Антоний (Храповицкий) предлагал на законодательном уровне запретить смешанные браки на территории Волынской епархии (См.: Указ Его императорского Величества Самодержца Всероссийского из Святейшего Правительствующего Синода Преосвященнейшему Антонию, архиепископу Волынскому и Житомирскому, Почаевской Лавры Священноархимандриту // Волынские епархиальные ведомости. 1909. № 3. С. 36-38).

13 См.: РГИА. Ф. 821. Оп. 3. Д. 879. Л. 1-1а.

14 Епископ Кароль Антоний (Недзялковский; 1846-1911 гг.) — управляющий Луцко-Житомир-ской епархией Католической Церкви в Российской империи с 1901 по 1911 гг.

15 См.: РГИА. Ф. 821. Оп. 3. Д. 879. Л. 17-18.

16 См.: Там же. Л.17а-18.

4. Католическая пропаганда // Волынские епархиальные ведомости. 1905. № 24. С. 807-808.

5. Левицкий И., свящ. Сведения по Габскому приходу о притеснениях от р.-католиков православных // Вестник Виленского Свято-Духовского братства. 1908. № 19. С. 410-411.

6. Манифест 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости» // Полное собрание законов Российской империи (1883-1913 гг.). СПб., 1908. Т. 25. № 26125. С. 257-258.

7. О вероисповедной нетерпимости // Гродненские епархиальные ведомости. 1905. № 37. С. 996-1002.

8. Об укреплении начал веротерпимости // Волынские епархиальные ведомости. 1905. № 14. С. 211-214.

9. Политическая пропаганда через костел // Вестник Виленского Свято-Духовского братства. 1908. № 24. С. 518-521.

10. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 821. Оп. 3. Д. 879. Дело Андрея Вержбицкого римо-католического священника. — 19 л.

11. Указ Его императорского Величества Самодержца Всероссийского из Святейшего Правительствующего Синода Преосвященнейшему Антонию, архиепископу Волынскому и Житомирскому, Почаевской Лавры Священноархимандриту // Волынские епархиальные ведомости. 1909. № 3. С. 36-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.