Научная статья на тему '\ проза жизни \ в доме Хлеба, сошедшего с небес'

\ проза жизни \ в доме Хлеба, сошедшего с небес Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
70
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ проза жизни \ в доме Хлеба, сошедшего с небес»

\ ПРОЗА ЖИЗНИ \

В Доме Хлеба, сошедшего с небес

Наталия КАЛИНИЧЕНКО

Рождественская ночь в Вифлееме.

__ ■1 (Я

В разгар рождественских каникул, которые я по привычке проводила в Хургаде (Египет), погружаясь в Красное море и наблюдая за причудливой жизнью его обитателей, ребром встал вопрос: где встречать Рождество?

Небольшой выбор у меня был. Можно попасть на греческую службу в монастыре святой Екатерины у подножия Синайской горы. Но это весьма непростой путь: сначала на скоростном пароме по морю (1,5-2 часа) до Шарм-эль-Шейха, затем примерно столько же по пустыне до Синая.

В египетской столице — Каире — тоже есть несколько православных церквей, где проходят греческие службы. Но это уже 400 км от Хургады, преодолевать которые придется на рейсовом автобусе.

К счастью, местные туркомпании в последние годы стали предлагать гостям однодневные и двухдневные экскурсии из Шарм-эль-Шейха и Хургады в Израиль, на Святую землю. Это притом, что многие годы египетско-израильская граница на Синайском полуострове в районе городка Таба была на замке. На нескольких километрах побережья Красного моря здесь расположились сразу три города трех государств — египетская Таба, израильский Эйлат, иорданская Акаба. Лишь в 2005 году стороны решили-таки поделить доходы от туристов, жаждущих хотя бы взглянуть на Святую землю. Поездки по святым местам из Египта оказались весьма популярными, поскольку были много дешевле, чем прямые туры в Израиль.

...Итак, за три дня до Рождества мой египетский знакомый из компании «Тревел вейз» отрапортовал: нашлась экскурсия на нужные даты, ночевка с 6 на 7 января — в Вифлееме. Билет на паром из Хургады в Шарм я купила самостоятельно. Далее — трехчасовой переезд до Табы, довольно быстрый пеший переход границы, пятичасовой переезд на автобусе до Иерусалима, во время которого многим экскурсантам удалось вздремнуть, и — марш-бросок по евангельским местам. К вечеру, уставших, переполненных впечатлениями, нас привезли в маленькую гостиницу в Вифлееме...

Вифлеем — город Давидов и место рождения славного потомка царя Давида, Христа Спасителя, — расположен на возвышенности (2704 футов над уровнем моря) двух продолговатых холмов, соеди-

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 1 (93) 2010

Вифлеем (ивр. Бейт-Ле-хем) — городок на Западном берегу реки Иордан. Его название переводится как Дом Хлеба.

Серебряная звезда в пещере Рождества, указывающая место рождения Спасителя.

ненных коротким хребтом. Городок этот, находящийся примерно в 10 км от Иерусалима, — уже палестинская территория. Израильским гражданам власти здесь не гарантируют безопасности, поэтому наш экскурсовод (средних лет женщина, эмигрантка из России) предупреждает, что она едет под видом туристки. При пересечении границы палестинские полицейские проверяют паспорта, но довольно быстро пропускают транспорт с паломниками.

Автобус резво разворачивается на крутых узких дорогах Вифлеема — город так же, как и Иерусалим, вписан в горный пейзаж, при подъезде к нему открывается удивительная панорама — вид на пустыню, где пастухи два тысячелетия назад видели ангелов, возвещавших миру о Рождестве Спасителя.

«Вифлеемская земля лежит среди гор, бесчисленное множество овощей и плодовых деревьев растет по их склонам — маслины, смоквы, рожковые деревья. И виноградников много около Вифлеема, а по долинам раскинулись плодородные поля», — приблизительно так в переводе на современный русский язык звучат описания паломников XII века этого оазиса среди пустыни.

Вифлеем — действительно Дом Хлеба. Ведь именно здесь появился Хлеб, сходящий с неба (так говорит о себе Господь в Евангелии). Сюда привела вспыхнувшая звезда мудрецов с востока.

Внизу же, на долинах Вифлеемских и по окрестным холмам, богатым родниками прохладной воды, много веков назад пас стада своего отца прекрасный юноша Давид; там он вступил в бой со львом и медведем, защищая свое стадо, и там же играл на арфе свои дивные псалмы. В горах впоследствии не раз укрывался он от Саула, когда тот преследовал его, как какого-нибудь злодея. И невольно вспоминаются трогательные слова кроткого юноши, обращенные к гонителю: за что господин мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло врукемоей?(1 Цар. 26:18). Здесь же, в Вифлееме, отыскал Давида пророк Самуил и впервые помазал его на царство. Таковы библейские воспоминания, оживающие в душе христианина при виде Вифлеема и его окрестностей. Но экскурсанты еле добираются

\ ОБЩЕСТВО \

до кроватей в номерах маленькой гостиницы и падают от усталости. И лишь одна женщина внимает моим уговорам — мы бредем темными крутыми и пустынными закоулками к Храму Рождества, шепча молитвы. На улицах ни души... Страшно — все-таки палестинская территория, где никого не смущает вид людей с автоматами.

Однако, как оказалось, главное — дойти до храма. И вот в ночной тишине раздается стук посохов — два греческих священнослужителя в праздничных красных облачениях обходят храм Рождества в Вифлееме, мерно ударяя по мостовой, освобождая дорогу крестному ходу. Довольно быстро удается отыскать русского батюшку, который соглашается меня исповедовать. А дальше — сплошная радость: одновременно три службы, в нужное время спускаюсь в пещеру Рождества, причащаюсь. Там же встречаю инокиню Илларию из русского Горненского монастыря в Иерусалиме, прирожденного экскурсовода, которая так полюбилась нашей группе во время недавней поездки по Святой земле. И почему-то не очень удивляюсь встрече. Ведь все вокруг — сплошная сказка и чудо:

Христос Родился, Бог воплотился, Ангелы витают, поклоны дают, чудо-чудо возвещают.

Народу много, большинство — паломники из России. Но толчеи нет — народ как

будто растворяется в огромном, величественном в своей простоте храме.

Базилику на месте пещеры, в которой родился Христос, воздвиг еще Константин Великий. Ныне — это единственный на Святой Земле христианский собор, уцелевший без серьезных перестроек с эпохи Юстиниана (527-565). Персы в нашествие шаха Хозроя (614) уничтожили все христианские святыни Палестины, но пощадили вифлеемскую базилику. По преданию, их остановила мозаика над входом, где изображено поклонение волхвов в узнаваемых персидских одеждах и головных уборах. Возможно, зная о том, что пришествие Спасителя Первоначальное предсказано иранским пророком и основателем огне-здание базилики поклоннической веры Заратустрой, персидские воины Рождества остереглись касаться святынь, связанных с их собствен-

Христова освя- ной древней традицией.

щено в 339 году. Центральный неф базилики разделен четырьмя ряда-

Одна из колонн ми шестиметровых колонн из красного песчаника, напо-хранит следы минающего мрамор (по 11 колонн в каждом ряду). Палом-«чуда о пчелах». ники подходят приложиться к одной из колонн правого

ряда, прославленной «чудом о пчелах». Говорят, во времена мамлюкских беев один из них въехал в храм на скакуне. И тогда из колонны вылетел невесть откуда взявшийся рой пчел и выгнал святотатца из храма. На мраморе остались пять крестообразно расположенных отверстий, в которые паломники, изображая крестное знамение, влагают свои персты.

ш

к

\ ОБЩЕСТВО \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №1 (93) 2010

109

REUTERS

На праздник русские священники служат в самой пещере Рождества. Греческая служба идет в центральном алтаре над пещерой. Коптская — в левом крыле собора. Никто никому не мешает, службы как бы сливаются в одну, а многоголосье лишь украшает канву — праздничную песнь Рождеству Спасителя:

Рождество Твое, Христе Боже наш, Возсия мирови свет разума: В нем бо звездам служащие Звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, И Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе.

В пещеру Рождества (Вертеп) ведут две лестницы. Арочные порталы с мраморными колоннами по бокам — единственное, что осталось в базилике от крестоносцев. Ступени из красного полированного песчаника — времен Юстиниана. Сама пещера — неправильное в плане сводчатое помещение длиной 12, шириной до 3 м. Стены частично сохранили первообраз пещеры, местами это каменная кладка, которую практически не видно за асбестовыми шпалерами, защищающими помещение от нередких пожаров.

Довольно трудно представить себе, как выглядела пещера во времена Спасителя — архитектурные изменения разных эпох и приспособления Вертепа для богослужений сильно изменили его облик. Под престолом сегодня сияет серебряная звезда

Праздничный-крестный ход на площади у храма Рождества Христова в Вифлееме.

Местные жители — большие умельцы вырезать из дерева фигурки Святого Семейства.

с круглым отверстием в центре и латинскои надписью по окружности «Hic de Virgine Mariae lesus Christus natus est» — «Здесь от Девы Марии родился Христос». Вокруг этоИ ниши горят 15 лампад, из которых 6 принадлежат грекам, 5 — армянам и 4 — католикам.

Спускаемся еще ниже по трем мраморным ступенькам и попадаем в капеллу ЯслеИ. Здесь находятся Святые ясли, в которые Пречистая Дева уложила своего Божественного младенца. Они сеИчас, как и все в пещере, покрыты мрамором. Ясли представляют собоИ корытце, выдолбленное в углублении скалы — до сих пор подобные приспособления делают палестинские пастухи в пещерах-загонах для скота.

* * *

...Не знаю точно, для чего даются нам в последние годы десять выходных в канун Рождества. У меня — своя версия: чтобы ощутить вкус жизни, приостановиться, проанализировать, туда ли ты бежишь в постоянной суете. А то у современного человека — все как в песне «Час прошел — как не было... год прошел — как не было... жизнь прошла — как не было».

«Освятите светлый праздниксвятыми делами, занятиями и увеселениями, чтоб все, смотря на нас, сказали: у них святки, а не буйные какие-нибудь игрища нечестивцев и развратников, не знающих Бога, — поучает Феофан Затворник. — Если, помышляя или слушая о рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликнете: слава Тебе, Господи, что родился Христос! — этого и довольно; это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако же, небеса и войдет к Самому Богу». Л

110

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 1 (93) 2010

\ ОБЩЕСТВО \

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.