Научная статья на тему 'Проза в журнале «Современный мир» (1906 - 1918)'

Проза в журнале «Современный мир» (1906 - 1918) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
353
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жарков Н. Ю.

Проза в журнале ярко и полно выразила многообразие литературного процесса своего времени, сохраняя при этом заметную приверженность журнала к реалистическим и демократическим традициям литературы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSE IN MAGAZINE «MODERN WORLD» (1906 - 1918)

The prose in magazine shows brightly and completely diversity of that time literary process, save herewith noticeably magazine’s adherence to the realistic and democratic traditions of literature.

Текст научной работы на тему «Проза в журнале «Современный мир» (1906 - 1918)»

УДК 80

ПРОЗА В ЖУРНАЛЕ «СОВРЕМЕННЫЙ МИР» (1906 - 1918)

© 2008 Н.Ю.Жарков Самарский государственный педагогический университет

Проза в журнале ярко и полно выразила многообразие литературного процесса своего времени, сохраняя при этом заметную приверженность журнала к реалистическим и демократическим традициям литературы

Для литературно-художественного отдела журнала «Современный мир» был характерен довольно устойчивый круг авторов, весьма представительных по отношению к литературе того периода времени1. Назовем лишь наиболее заметные в истории издания публикации.

В первой половине 900-х годов в журнале было опубликовано несколько произведений М. Арцыбашева. Среди них - рассказы «Подпрапорщик Гололобов» (1902, № 12), «Сумасшедший» (1903, № 11) и повесть «Бунт» (1904, № 3 - 4). В 1907 г. в журнале «Современный Мир» печатался роман М. Арцыбашева «Санин». Роман, в котором проповедовалась свободная любовь, понимаемая в смысле ненужности всякого сдерживающего начала в половой области, имел шумный успех среди читателей того времени. Это произведение, вызвавшее большой резонанс как в среде писателей, так и в критиче-

1 В первое десятилетие существования, журнал, выходивший до 1906 года под названием «Мир божий», знакомил своих читателей с творчеством писателей-демократов старшего поколения - Д.Н.Мамина-Сибиряка, А.К.Шелер-Михайлова, Вас.И.Немировича-Данченко, К.М.Станюковича, И.Н.Потапенко. В журнале также публиковались произведения наиболее ярких представителей «народнической» беллетристики -Г.А.Мачтета, П.В.Засодимского, Н.Н.Златовратского. Исключительно важная роль в истории издания в целом принадлежит рубежу 90-х - 900-х годов. Именно в то время формируется новое ядро его авторского коллектива. Постоянными авторами «Мира божьего» в эти годы являются писатели-демократы нового поколения: А.И.Куприн, Н.Г.Гарин-Михайловский, В.В.Вересаев, С.С.Юшкевич и др. В первой половине 900-х годов в «Мире божьем» публиковались отдельные произведения

A.М.Горького, С.Н.Сергеева-Ценского, Д.Я.Айзмана,

B.В.Муйжеля, Н.Д.Телешова и др. Названные писатели (кроме умершего в 1906 году Гарина-Михайловского) будут с разной периодичностью публиковаться в «Современном мире».

ской, явилось одним из самых ярких романов первой трети ХХ века.

Об истории публикации «Санина» упомянул в своих дневниках критик Петр Пиль-ский, входящий в состав постоянных сотрудников «Современного мира»: «В тот год я был довольно частым гостем в журнале «Современный мир» («Мир Божий»). Однажды меня попросила, кажется, сама Мария Карловна Куприна-Давыдова, а может быть, и покойный Ангел Иванович Богданович, редактор журнала, поговорить с Арцыбашевым о его романе. О каком - я не знал. Оказалось, речь шла именно о «Санине». Когда-то, кажется, в конце 1904 г. или в начале 1905 г. Арцыбашев его предложил «Миру Божьему», редакция не решилась принять его и «Санин» был возвращен автору2. Теперь о нем вспомнили, и я должен был предложить Арцыбашеву переговоры с журналом. Он быстро согласился, и роман стал печататься. Я оказался невольным сватом, хотя исполнял в данном случае чисто формальную роль дружественного посредника, совершенно не зная ни содержания вещи, ни ее идеи, ни ее героев. Не было ничего неожи-

2 Действительно, первый раз вопрос о публикации романа Арцыбашева «Санин» был поставлен еще в бытность существования журнала «Мир божий». По воспоминаниям М.К.Куприной-Иорданской, рукопись «Санина» была представлена Арцыбашевым в первоначальном варианте в 1902 г. и обсуждалась на редакционном совещании. (Куприна-Иорданская М.К. Годы молодости. -С. 79 - 80). Однако роман не был допущен к публикации из-за категорической позиции редактора журнала Богдановича, считавшего это произведение упадочным и на-

туралистическим. К 1907 г., времени опубликования «Санина», журнал сменил не только свое название и программу, но и редактора. На тот период времени им был Е.А.Ляцкий, приветствующий нововведения и вы-

ражающий более широкие, по сравнению с Богданови-

чем, взгляды на современную литературу.

данного в том, что Арцыбашев мог ждать моего сочувствия к роману»3.

Примечателен тот факт, что сам Пиль-ский поначалу воспринял «Санина» негативно: «Мне он очень не понравился, Арцыбашев же видел в нем чуть ли не новое откровение и относился к нему не только как к большой беллетристической работе, но придавал исключительное значение. Этот роман он считал философским. Ему казалось, что «Санин» является одновременно и его личным исповеданием, но также раскрытием дум и чувств всего современного ему молодого поколения.

В ту пору Арцыбашев искренно мнил себя революционером духа, смелым свергате-лем старой морали, называл себя анархистом-индивидуалистом, и над Арцыбашевым в ту пору были сильны соблазны Ницше. Этот гордый вызов обществу, буржуазии, партиям, вообще всяким ограничениям личности должен был выразить «Санин»4.

Чтобы понять, почему роман вызвал такой широкий резонанс, стоит обратиться к более раннему произведению Арцыбашева. Когда в декабрьском номере за 1902 год журнала «Мир Божий» появился рассказ в ту пору еще никому не известного Арцыбашева «Подпрапорщик Гололобов», мало кто предполагал, что им угадана и поднята проблема, которая «со всею своей умножающейся трагичностью станет вскоре одной из самых животрепещущих. Размышления художника о людях, утративших веру в жизнь, разочаровавшихся, ожесточившихся, отчаявшихся, оказались в начале века в центре всеобщего внимания, -отмечает исследователь творчества Арцыба-шева Тимофей Прокопов. - Так лично пережитое писателем неожиданно оказалось в самом водовороте стремительно растущего общественного бедствия»5.

Действительно, написав рассказ о самоубийце, Арцыбашев едва ли не первым обратил внимание своих современников на ту опасность, которая исходила от все более плодившихся в начале века «проповедников всеобщего уничтожения», маниакальных «пророков гибели», затмевавших все вокруг себя

«черным туманом смерти». Тема одиночества, разлада человека и общества вскоре заполонила всю литературу предреволюционных лет. Самоубийцы путешествовали из книги в книгу: «Веселый двор» И.Бунина, «Случай из жизни Макара» М.Горького, «Лунные муравьи» З.Гиппиус, драмы, рассказы и стихи Л.Андреева, А.Куприна, В.Брюсова. Произведения последних трех авторов были опубликованы в «Современном мире».

Таким образом, Арцыбашев оказался первым писателем, так остро почувствовавшим назревающие социальные и психологические настроения в среде как творческой интеллигенции, так и общества в целом.

«Вся наша страна внезапно превратилась в клуб самоубийц», - с ужасом и удивлением написал в 1912 году в газете «Речь» еще молодой тогда, но уже популярный критик Корней Чуковский6. Он был в числе активно вмешавшихся в спор на эту тему, который вспыхнул на страницах почти всех главных газет и журналов России. «Тема», увы, заслуживала именно такого - всеобщего - обсуждения. Вот цифры, которые тогда встревожили всех неравнодушных: «В Петербурге в 1905 г. - 29,5 покушений и самоубийств; в 1908 - ежемесячно покушались на свою жизнь - 121 и в 1909 - 199 человек в месяц, с лишком в 5 раз больше»7.

«Долой литераторов-сверхчеловеков, долой литераторов беспартийных!» - этот «баррикадный» клич впервые прозвучал как раз тогда, когда Арцыбашев закончил работу над главной своей книгой о «сверхчеловеке» и вначале безуспешно предлагал ее издательствам и журналам. «Это был его «Санин» - роман-личность и роман-идея одновременно, но, по замыслу автора, прежде всего такой роман, в котором именно своеобразие личности и самого писателя нашло свое высокое художественное воплощение»8. По этой причине, словно резюмируя первую волну споров о романе, один из его защитников - В.Львов-Ро-гачевский - имел основание заявить: «В 1907 и 1908 годах Санин заслонил М.Арцыбашева, казалось, не М.Арцыбашев написал Санина, а

Пильский П. М.Арцыбашев // Собр. соч. в 3 т. Т. 3. -М.:1994. - С. 112.

4 Там же. - С. 114.

5 Прокопов Т. Жизни и смерти Михаила Арцыбашева // Собр. соч. в 3 т. Т. 1. - М.: 1994. - С. 236.

Чуковский К. Самоубийцы (очерки современной словесности) // Речь. - № 352, 23 декабря 1912. - С.8.

7 Жбанков Д. Современные самоубийства // Современный мир. - 1910. - №3. - С. 27.

8 Прокопов Т. Жизни и смерти Михаила Арцыбашева //

Собр. соч. в 3 т. Т. 1. - М.: 1994. - С. 239.

Санин написал М.Арцыбашева, Санин сотворил автора по образу своему и подобию»9.

Вопросами суицида с привязкой к роману занимались и литературные критики «Современного мира». В частности, Д.Жбанков пишет: «В начале двадцатого века эпидемия самоубийств поразила и русскую литературу. Литература полна была героями-самоубийцами, привлекая этим особый интерес общественности. Страстные дебаты окружали эротический роман Михаила Арцыбашева (Санин, «сериализованный» в журнале «Современный мир» в 1907 году), изобиловавший самоубийствами, и его второй роман, специально посвященный самоубийству («У последней черты», 1911)»10.

С Д.Жбанковым соглашается и К.Чуковский, поделившийся своими литературными наблюдениями: «От ницшеанского титана Санина цепь вела к слабым, которые, живя без Бога и гражданственности, в мире тела и неограниченного своеволия, целыми дюжинами кончали ненужную жизнь самоубийством. Согласно лишь слегка преувеличенным подсчетам одного критика, статистика самоубийств среди героев романа «У последней черты» составляла сто процентов»11.

Отрицательного мнения о книге долгое время придерживался и М.Горький, закрепивший за романом «Санин» эпитет «антиреволюционный» и предопределивший тем самым соответствующее отношение и к его автору на десятилетия. Не помогло и то, что уже в конце своей жизни Горький, размышляя о будущей книге по истории русской литературы, посчитал ее неполной без таких писателей, как Ар-цыбашев, талантливо воссоздавших «суматоху эпохи».

«Именуя себя самого «типичным», - писал он И.Груздеву 27 декабря 1927 года, - я титул этот отношу и к бывшим товарищам моим: Андрееву, Арцыбашеву, Бунину, Куприну и еще многим другим. Пора отметить, что во всех нас было и есть нечто общее, не идеологически, разумеется, а - эмоционально. Догадаться, что именно было, это я предостав-

Львов-Рогачевский В. Снова накануне. - М.: 1913. - С. 29.

10 Жбанков Д. Современные самоубийства // Современный мир. - 1910. - № 3. - С. 40.

11 Чуковский К. Самоубийцы (очерки современной словесности) // Речь. - № 352, 23 декабря 1912. - С. 7.

ляю критикам. Писатели, названные выше, по достоинству еще не оценены, а пора сделать это на пользу и поучение современным лите-раторам»12.

Обратившемуся к нему за советом адвокату О.О.Грузенбергу он писал: «Удивили Вы меня Вашим вопросом - защищать ли Арцы-башева? Мне кажется, что в данном случае -нет вопроса: на мой взгляд, дело не в том, что некто написал апологию животного начала в человеке, а в том, что глупцы, командующие нами, считают себя вправе судить человека за его мнения, насиловать свободу его мысли, наказывать его - за что? <...> Процесс против Арцыбашева - пошл и нагл, как все эти так называемые «литературные процессы»13.

Одним из первых писателей, изначально взявших под свою высокую защиту главную книгу Арцыбашева, стал Александр Блок. Размышляя над литературными итогами 1907 года, он отмечал: «Санин» Арцыбашева, который печатался в «Современном мире» и теперь вышел отдельной книгой, кажется мне самым замечательным произведение этого писателя. Арцыбашев разделяет судьбу многих современных писателей, достойных всякого внимания: у него нет искусства и нет своего языка. Но здесь есть настоящий талант, приложенный к какой-то большой черной работе, и эта работа реальна: заметно, как отделяются какие-то большие глыбы земли и пробивается в расщелины солнце. Роман «Санин» заслужил больше всего упреков, когда он только начинался печатанием. Теперь, когда книга вышла целиком, ясно, что писатель нащупал какую-то твердую почву и вышел в путь. И это утреннее чувство заражает писателя. Вот в Санине, первом «герое» Арцыбашева, ощутился настоящий человек, с непреклонной волей, сдержанно улыбающийся, к чему-то готовый, молодой, крепкий, свободный. И думаешь - то ли еще будет? А может быть, пропадет и такой человек, потеряется в поле, куда он соскочил с мчащегося поезда, - и ничего не будет?»14

Как нам уже известно, публикация романа завершилась в сентябрьской книжке журнала «Современный мир» за 1907 год, однако последняя точка в рукописи была поставлена

Горький и Л.Андреев // Литературное наследство. Т.

72. - М.: 1968. - С. 463.

13 Литературное наследство. Т. 95. - С. 1001.

14 Блок А. Собр. соч. в 8 т. Т. 5. - М.-Л.: 1962. - С. 228.

Арцыбашевым еще в 1902 году. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что целых пять лет понадобилось редакторам «Мира божьего», а в последствии и «Современного мира» на то, чтобы понять всю силу новаторства и идейного подтекста этого романа.

Коллегам же Арцыбашева «по цеху» времени на это осмысление понадобилось и того больше - споры вокруг «Санина» и его автора не утихали еще долго, вплоть до тех дней, когда на них обоих был наложен категоричный запрет, оказавшийся долговечней и суровей любых ханжеских осуждений и преданий анафеме.

Почему же роман Арцыбашева «Санин» вызвал такой резонанс и опередил свое время? Среди множества разнородных мнений о самоубийстве особым авторитетом в глазах многих пользовалось уже ставшее классическим социологическое исследование Эмиля Дюрк-гейма «Самоубийство. Социологический этюд»15, появившееся в русском переводе в 1912 году, в разгар «эпидемии». (Редактор русского издания Дюркгейма подписывал свои публикации «Базаров»). «Самоубийство» Дюркгейма было встречено в русской печати как событие большого значения и как источник, не устаревший за пятнадцать лет, прошедших со дня его первой публикации во Франции. Появилось множество откликов16. Предисловие, написанное русским исследователем самоубийства доктором медицины Г.И.Гордоном, открывалось утверждением, что и в двадцатом веке самоубийство по-прежнему оставалось загадкой: «Самоубийство так же старо, как и само человечество. Изучением его занимаются врачи, статистики, философы, юристы и педагоги, но до сих пор все еще не решен вопрос, что собственно представляет оно собой: проявление болезненного или здорового человеческого духа, преступление или естественное право человека, выражение свободной человеческой воли или же про-

явление общего мирового закона причинности

17

и т.д. и т.д.» .

Несмотря на все эти усилия, Гордон, как и его современники, оставался в недоумении; его особенно занимало так и не разрешенное противоречие между внутренним и внешним или между медико-психологическим и социологическим объяснением.

Тревожный «симптом», самоубийство связывалось на страницах печати с целым рядом других признаков разложения общества: революционная деятельность, проявления сексуальности, сектантство и декадентство (как литературный стиль и стиль жизни). Связь между самоубийством и сексуальностью была

подкреплена популярностью книги Отто Вей-

18

нингера «Пол и характер» . «Революционный психоз сменился половым», - писала реакционная газета «Новое время»19. Как отмечает литературовед И. Паперно, «декадентство ассоциировалось с сексуальной распущенностью, которая, в свою очередь, влекла за собой убийства и самоубийства, как в жизни, так и в литературе. В одном из обзоров («Из жизни и литературы» в журнале «Образование») прослеживалась связь: «Полубезумный художник весь в плену своей похоти... <...> Дальше... дальше... убийство... самоубийство... черная дыра»20. Самоубийство заняло свое место в таких ассоциативных цепях явлений»21.

Наряду со скандально известным Арцы-башевым, в журнале публиковался А.И.Куприн. В январе 1911 г. «Современный мир» опубликовал его рассказ-фантазию «Королевский парк», где авторские размышления о бу-

Паперно И. Самоубийство как культурный институт // Новое литературное обозрение. Научное приложение. Вып. XV. - М.: 1999. - С. 123.

16 Среди откликов и рецензий на русский перевод «Самоубийства» Дюркгейма' В.Базаров. Самоубийство как социальное явление // Запросы жизни. - 1912. - №19; В.Вольский. Траурный прогресс. Современный мир. -1912. - № 6; В.Яковенко. Э. Дюркгейм. Самоубийство. Вестник воспитания. - 1912. - №6.

Гордон Г.И. Предисловие к изданию // Э.Дюркгейм

«Самоубийство. Социологический этюд» / перевод А.Н.Ильинского, под ред. В.А.Базарова. - СПб.: 1912. -

С. 15.

18 Книга Otto Weiniger «Geschlecht und Charakter» (Wien, 1903) и в особенности самоубийство молодого автора в 1903 году, вскоре после ее выхода, произвели большое впечатление на русского читателя (как это было и во всей Европе). По-русски книга Вейнингера впервые вышла в 1908 году, в разгар «эпидемии» (к 1912 году появилось три различных издания), Вейнингер активно обсуждался в печати.

19 Маленький фельетон // Новое время. 22 апреля 1908.

20 Львов В. Из жизни и литературы // Образование. -1908. - №1. - С. 57.

21 Паперно И. Самоубийство как культурный институт // Новое литературное обозрение. Научное приложение. Вып. XV. - М.: 1999. - С. 126.

дущности облечены в форму фантастического видения.

Как отмечает Ф.И.Кулешов, в этом рассказе Куприн уже не ограничился изображением жалкой участи в далеком будущем могущественных владык. Он попытался мысленно перенести читателя в это таинственное завтра. Оно, по Куприну, настанет лет через ше-

22

стьсот - к началу двадцать шестого столетия . И придет оно само собою, без крови и насилия, вследствие добровольного отказа «земных властителей» от их прежних прав на трон и власть, ибо они «сами поняли, что обаяние их

23

власти давно уже стало пустым словом» . И вот не стало на земле ни рабов, ни хозяев, ни цветных, ни белых, ни войн, ни угнетения. Все счастливы и свободны, живут в мире и «сытом благополучии», трудятся ежедневно лишь по четыре часа, ибо многое делает машина. Куприн пишет: «Гений человека смягчил самые жестокие климаты, осушил болота, прорыл горы, соединил моря, превратил землю в пышный сад и в огромную мастерскую и удесятерил ее производительность»24. Картина эта хорошо знакома: она впервые была нарисована еще в «Тосте» (1906), а позже - в «Искушении».

Однако после того как земная жизнь чудесно и неузнаваемо изменилась, так что были совершенно изжиты все человеческие пороки и восторжествовала добродетель, в обществе гипотетического будущего стало до невероятности скучно, и люди - от тоски и от избытка «сытого благополучия» - затеяли взаимную резню: «... все человечество в каком-то радостно-пьяном безумии бросилось на путь войны, крови, заговоров, разврата и жестокого, неслыханного деспотизма...»25

Помимо «Королевского парка», А.И.Куприн опубликовал в «Современном мире» ряд своих произведений. Так, в ноябре 1906 г. вышла книга «Рассказы», т. III, изд-во «Мир божий» (с обозначением: СПб., 1907), в декабре этого же года был опубликован рассказ «Демир-Кая. Восточная легенда» (№ 3). В

Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И.Куприна. 1907 -1938. - Минск: 1986. - С. 246.

23 Куприн А.И. Полн. собр. соч.: В 9 т. (1912 - 1915). -СПб.: 1912. - Т. 6. - С. 273.

24 Там же. - С. 272.

25 Куприн А.И. Полн. собр. соч.: В 9 т. (1912 - 1915). - -

СПб.: 1912. - Т. 7. - С. 12.

марте 1907 г. в журнале повторно напечатана пьеса «Клоун», а в декабре 1913 г. - рассказ «Тараканья щель».

Свой вклад в литературное развитие журнала внес и И.А.Бунин. Над повестью «Деревня» он работал в 1909 - 1910 гг., в марте-ноябре 1910 г. произведение было впервые напечатано в журнале «Современный мир», вызвав своей остротой и страстной полемичностью самые разноречивые отзывы. Постигая быт и бытие русской деревни времен революции 1905 - 1907 гг., писатель выражал глубинные прозрения о русском характере, психологии крестьянства, метафизике русского бунта, а в конечном итоге - сбывшееся в исторической перспективе пророчество о России.

Характерной особенностью композиционной организации повести стало преобладание статичного панорамного изображения действительности над линейной сюжетной динамикой. С этим связана значительная художественная роль ретроспекций, вставных эпизодов и символических сцен, порой заключающих в себе притчевый потенциал, а также развернутых, насыщенных экспрессивными деталями пейзажных описаний.

Хорошие отношения сложились у редакции «Современного мира» и с известным антропологом В.Г.Богоразом (Тан В.Г.), который впервые опубликовал здесь ряд своих рассказов. Около полутора лет (1902 - 1904 гг.) Бо-гораз жил в Нью-Йорке, обрабатывал полевые материалы, подводил итоги экспедиционной работы. Владимир Германович, интенсивно занимаясь научной работой, успевает уделять время и литературному творчеству. Инспирированные идеями Боаса попытки проникнуть в прошлое человечества, используя комплекс доступных наблюдению явлений культуры, получили своеобразное преломление в литературном жанре, который сам Богораз называл «палеолитическим романом». В 1902 г. он работал над первым произведением такого рода - романом «Восемь племен»26, действие в котором действие происходит во времена весьма отдаленные. Свою главную задачу, как это оп-

26 Тан В.Г. Собр. соч. - Т.2. - СПб.: 1910. Впервые напечатан в журнале «Мир божий». - 1903. - № 6,7,8. Это произведение Богораза, пожалуй, наиболее широко известно. Впоследствии роман многократно переиздавался. Последнее по времени издание: Богораз-Тан В.Г. Восемь племен. - Хабаровск: 1991.

ределяет Е.А.Михайлова, романист видел в том, чтобы воскресить, художественно реконструировать древнюю жизнь и быт, нравы, обычаи и верования чукчей, юкагиров, камчадалов, курильцев, эскимосов, ламутов, олен-ных и приморских коряков. К работе над романом были привлечены уже не только его собственные этнографические и фольклорные материалы, но и данные палеонтологии, истории, лингвистики и пр. 27. Развитием этого жанра явился и следующий этнографический

(«палеолитический») роман В.Г.Богораза

28

«Жертвы дракона» (1909), который был впервые напечатан сразу же по окончании в журнале «Современный мир», в №№ 9 - 12.

В 1912 г. в журнале «Современный мир» появился роман А.П.Бибика «К широкой доро-

29

ге», вышедший в 1914 отдельным изданием . В 1921 вышел роман «На черной полосе» -продолжение первого. В романе «К широкой дороге» Бибик рисует будничный рабочий быт и пробуждение революционного сознания в юноше-пролетарии, Игнате Пастернаке, политическую ссылку накануне первой революции и революцию 1905. В романе чувствуются рабочее происхождение автора и органическая связь его с жизнью пролетарских масс. Самые описания завода, производственных процес-

сов, машин свидетельствуют о близком знакомстве автора с этим миром и о любви к заводскому труду. Насыщенность словесного материала заводскими и техническими терминами объясняется тем, что для автора эти термины - родные и конкретные понятия. Бибик едва ли не первый ввел в русскую художественную прозу индустриальные сравнения и метафоры.

Таким образом, можно прийти к выводу, что на протяжении всего своего «жизненного цикла», журнал «Современный мир» уделял внимание произведениям авторов разного уровня, а особенно прозе наиболее выдающихся русских писателей порубежья XIX - XX вв. В целом, проза в журнале ярко и полно выразила многообразие литературного процесса своего времени, сохраняя при этом заметную приверженность журнала к реалистическим и демократическим традициям литературы.

27 Михайлова Е.А. Владимир Германович Богораз: ученый, писатель, общественный деятель // Выдающиеся отечественные этнографы и антропологи XX века. - М.: 2004. - С. 55.

28 Богораз В.Г. (Тан В.Г.) Собр. соч. - Т.4. - М.-Л.: 1928.

29 Этот роман выдержал около 20 (!) массовых переизданий.

THE PROSE IN MAGAZINE «MODERN WORLD» (1906 - 1918)

© 2008 N.Yu.Zharkov

Samara state pedagogical university

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The prose in magazine shows brightly and completely diversity of that time literary process, save herewith noticeably magazine's adherence to the realistic and democratic traditions of literature.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.