Научная статья на тему 'Проза фронтового поколения 60 70-х годов'

Проза фронтового поколения 60 70-х годов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3476
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ВОСПОМИНАНИЕ О ВОЙНЕ / ФРОНТОВАЯ ПРАВДА / ВОЕННЫЕ РЕАЛИИ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хачемизова Сусанна Хазретовна

В статье автор исследует характерные особенности фронтовой литературы на стыке двух десятилетий с учетом типологического взаимодействия основных идейных положений прозы о войне. Анализирует некоторые психологические и нравственные доминанты, которые во многом способствовали процессу творчества писателей-фронтовиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проза фронтового поколения 60 70-х годов»

УДК 821.161.1Р

ББК 83.3 (2)

Х 29

Хачемизова С.Х.

Проза фронтового поколения 60 - 70-х годов

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье автор исследует характерные особенности фронтовой литературы на стыке двух десятилетий с учетом типологического взаимодействия основных идейных положений прозы о войне. Анализирует некоторые психологические и нравственные доминанты, которые во многом способствовали процессу творчества писателей-фронтовиков.

Ключевые слова:

Психологическая реабилитация, воспоминание о войне, фронтовая правда, военные реалии, типологические взаимодействия.

Khachemizova S.H.

Prose of front generation of the 1960 - 1970s

Abstract:

In the Soviet literature of the 1960-1970s, the new social situation demanded writings that could become a frank narration about the War. In literary process this period was marked by appearance of the so-called new military literature. One of the brightest tendencies of this prose was its all-Union character that has resulted in strengthening interrelation of literatures of the Soviet space. In the paper, the author investigates specific features of the front literature on a joint of two decades in view of typological interaction of the basic ideological positions of prose about the War. An analysis is made of some psychological and moral dominants that promoted in many respects the process of creativity of writers - front-line soldiers.

Key words:

Psychological rehabilitation, memoirs on war, the front truth, military realities, typological interactions.

За время войны выросло целое поколение писателей, которые по истечении десятилетий, после тщательного анализа пережитых событий, смогли воплотить свой выстраданный опыт в очень серьезную, философскую прозу, которая заняла особое место в литературном процессе 60-70-х годов.

Отметим, что для писателей фронтового поколения литературное творчество оказывается своеобразной формой психотерапии, инструментом «психологической реабилитации», позволяющим им заново переосмыслить события прошедших лет. Для них стало жизненно необходимым актуализировать, пережить вновь воспоминания о войне; выступить в роли творца, переигрывающего и переписывающего заново драматические ситуации личной судьбы, которые нельзя было изменить в реальности; компенсировать чувство вины перед памятью павших, подарив им новую судьбу и обессмертив их в произведениях. Несомненно, проза писателей 60-70-х годов, спустя несколько десятилетий, оставалась литературой, живущей как «живой нерв» воспоминаний, характеризуемых правдивостью и точностью в отражении эмоциональной атмосферы военных реалий. Почти все писатели на фронте оказались в весьма молодом возрасте, от них мало что зависело в масштабах данной катастрофы, и отчасти это бессилие перед несправедливостью стало отправной точкой в стремлении быть услышанными. У писателей данного периода литературное творчество - это особая форма синтеза воспоминаний о войне.

Почти весь ряд произведений 60-70-х годов о войне объединяет тема жизни и смерти, авторы пытаются найти и изучить крохотный баланс между ними. В данной

литературе встречаются сюжетные константы, которые проявляются в описании солдатской дружбы, томлении героев по семье, в детальных, тончайших описаниях сражений за каждую «пядь земли». В своей книге А.Эльяшевич пишет: «Стремление удержать прошлое, восстановить все более ускользающие очертания влечет за собой в прозе 60-70-х годов особое изображение быта войны, воспроизведение мельчайших подробностей фронтовых и прифронтовых солдатских будней» [1: 78]. Повести «Батальоны просят огня», «Южнее главного удара» Г. Бакланова, «Убиты под Москвой» К. Воробьева, «Третья ракета», «Сотников» В. Быкова, «Звездопад» В. Астафьева, «Сыновья уходят в бой» А. Адамовича, «Зося» В. Богомолова объединены многомерной, философской интерпретацией соотношения человека и войны.

Многие исследователи в своих монографиях отмечают поразительное сходство основных сюжетных линий, существенных психологических характеристик, свойственных фронтовой прозе многонациональной литературы. По этому поводу критик У.М. Панеш пишет: «Исключительная ситуация, в которой оказался человек на войне, дала повод для глубокого осмысления гуманистических, идеологических и философских вопросов, связанных с бытием. Нравственное содержание темы, обращенной к всемирноисторическим событиям, было настолько значительным и объемным, что оно дало мощный толчок литературе, образовав в ней характерный структурно-типологический пласт. Эти изменения, оказавшиеся общими для всесоюзной литературы, имели особое значение для новописьменных литератур...» [2: 100].

Трагический лейтмотив повествования в данных произведениях всегда насыщен философским, духовным, нравственным поиском осмысления войны и роли, которую играет в ней человек. Эта конфликтообразующая особенность всегда отличала писателей фронтового поколения от многих авторов, которые не смогли справедливо оценить роль простых солдат на войне. В таких произведениях, как «Убиты под Москвой» К. Воробьева, «Вид с Белой горы» А. Кешокова, «Третья ракета» В. Быкова, авторы смогли не только очень детально показать характер простого воина, но и раскрыть всю тяжесть мучительных размышлений воюющих.

Человек на войне всегда стоит перед выбором: поддаться инстинктам самосохранения или выбрать путь, на который указывает ему совесть, оказывающийся порой смертельным. В этом плане ярко показана борьба внутренних сил человека перед лицом смертельной опасности в повести В. Быкова «Сотников». Больной, измученный солдат Сотников не сгибается ни под какими пытками, а лихорадочно ищущий спасения Рыбак готов дать показания, которые могут жестоко сказаться на судьбе арестованных. Храбрость и трусость, честь и бесчестие, верность долгу и предательство - эти и другие нравственно-психологические проблемы являются главным лейтмотивом в произведениях писателей-фронтовиков.

Многие критики считают, что итогом художественных исканий литературы 60-х годов стала повесть. В.А. Апухтина по этому поводу заметила: «Повесть вбирала в себя весь насыщенный сложнейшим кульминационным содержанием материал. Содержание повести «уплотнялось», в ней выражалась многомерность и глубина» [3: 28].

Литература 70-х годов, развивая уже разработанные темы, вносит много нового в содержание военной прозы. В ткань повествования тесно вплетается символика, документ, условно-обобщенные формы психологического анализа. Наметившиеся тенденции заметны в повестях Б. Васильева «А зори здесь тихие.», «В списках не значился», В. Астафьева «Пастух и пастушка», Л. Якименко «Куда вы, белые лебеди?», «Живи и помни» В. Распутина. Роман о войне в этот период зачастую зависит от сопутствующих ему жанров, к тому же процесс формирования данного жанра в 60-70-е годы протекал сложно и противоречиво. В таких романах, как «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето» К. Симонова, «Горячий снег» Ю. Бондарева, «Водоворот» Г. Тютюнника, «Дикий мед» Л. Первомайского, удельный вес сюжетного пространства направлен на изображение непримиримых сил войны и мира. На

событийном фоне описывались ситуации, в которых оказывались люди на войне, крупнейшие битвы в их ярком и жестоком течении, величие и драматизм Победы, широкая палитра мыслей и чувств. При этом нельзя не сказать, что именно непосредственный горький опыт писателей, прямых участников и свидетелей тех страшных событий, делает их произведения исповедью с наиболее точным, реалистичным взглядом на войну. Фронтовая правда, рассыпанная в произведениях о войне, авторы которых смогли переосмыслить пережитое по истечении десятилетия после минувших событий, является поистине настоящим художественным вкладом в литературный процесс 60-70-х годов.

Если говорить о многонациональной литературе 60-70-х годов, то в ней появляются тенденции типологического взаимодействия ведущих идейных положений прозы о войне, несмотря на определенную национальную специфику каждого малого народа. Адыгейская литература с ее небольшим литературным опытом также смогла выразить основные типологические закономерности литературы 60-70-х годов. Анализируя послевоенную прозу Адыгеи, критик Р.Г. Мамий пишет: «Жанровые и стилевые искания писателей от фронтовых очерков, зарисовок и стихов до широких эпических полотен, охватывающих большой круг событий и человеческих судеб, настолько многообразны, философско-лирические раздумья и психологические основы повествования настолько проникновенны, что всю эту литературу невозможно не только окинуть одним взглядом, дать ей однозначную оценку, но и исчерпать несколькими частными исследованиями» [4: 232]. Произведения «Возвращение», «Рассказы о Черноморцах» А. Евтыха, «Две высоты» Д. Костанова, «Хусен Андрухаев» К. Жане, «Пока я живу» Р. Мамия, «Где камни горят» Д. Чуяко, «Не забудьте!» А. Шеуджена смогли очень ярко передать всю гамму чувств, которыми были переполнены сердца писателей, переживших все ужасы войны. Особое место в адыгейской литературе занимает роман непосредственного участника войны Г. Схаплока «Дни войны», охватывающий весь период от мучительного отступления до радостной Победы. Автор после долгого периода «психологической реабилитации» и переосмысления пережитых событий был готов изложить на бумаге самые важные вехи своих воспоминаний, поэтому в романе «Дни войны» находят место детальное описание фронтовых будней, боль каждого отступления и радость атак за каждую «пядь земли». Г. Схаплок обратил большое внимание биографии своих героев, не упускает ни одной детали в их поведении, поступках.

Таким образом, на примере фронтовой литературы можно сделать вывод, что в 6070-е годы в советской многонациональной литературе ощущалась большая потребность в глубоком художественном анализе событий военных лет и восстановлении исторической справедливости.

Примечания:

1. Эльяшевич А. Горизонтали и вертикали. Л., 1984. 367 с.

2. Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп, 1990. 275 с.

3. Апухтина В.А. Современная советская проза (60-е-начало 70-х годов). М., 1977. 272 с.

4. Мамий Р.Г. Вровень с веком. Майкоп, 2001. 338 с.

References:

1. Elyashevich A. Horizontals and verticals\ A.Elyashevich. - Leningrad, 1984.

2. Panesh U.M. Typological connections and formation of artistic - aesthetic unity of Adyghe literatures\ U.M.Panesh. - Maikop, 1990.

3. Apukhtina V.A. The modern Soviet prose (1960s - beginning of the 1970s) \ V.A.Apukhtina. - M., 1977.

4. Mamiy R.G. At level with century\ R.G.Mamiy. - Maikop, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.