РЕЦЕНЗИИ
УДК 130.3; 82-3; 82-4
ПРОЗА ФИЛОСОФА: РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ В.П. РИМСКОГО
«ДНИ ПЕЧАЛИ И СКОРБИ» (Москва: Летний сад, 2017. 556 с.)
В.В. Варава
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации e-mail: [email protected]
В рецензии содержится литературоведческая и философская интерпретация художественной прозы и эссеистики русского философа и писателя В.П. Римского, представленных в его новой книге прозы и эссе.
Ключевые слова: В.П. Римский, философская проза, литературоцентризм русской философии, смысл жизни.
В представляемой книге Виктор Римский предстает и как профессиональный философ, доктор философских наук, профессор, и как писатель, член Союза писателей России. И трудно сказать, какая ипостась является определяющей -научная или художественная. Они незаметно перетекают друг в друга, образуя своеобразие авторского письма. Так или иначе, своим творчеством автор подтверждает исконную традицию философичности русской литературы и литературоцентризма русской философии, достойно ее развивая и продолжая в своих произведениях.
Три повести «Нонкомформисты», «Богатяновка: семидесятые», «Провал» словно одно большое полотно отражают духовные и экзистенциальные искания целого поколения, на памяти которого и «оттепель», и «застой» и «реформы». На фоне исторической событийности разворачиваются вечные проблемы человеческого существования, связанные с поиском смысла жизни, трагедией любви и смерти, мучительным обретением свободы и чести. Авторское мастерство проявляется в том, что автобиографичность повествования разворачивается в судьбу всего поколения.
В своих рассказах Виктор Римский достигает писательской и философической виртуозности. Особенно ярки и образны детские впечатления о мире, в которых и первый эротический опыт («Адамов грех»), и первое столкновение детского сознания
со смертью в лице бабушки («Свеча»), и детская жестокость («Погром»), и первые самостоятельные шаги к отцу («Первое») и многое другое. Но особой силы писательское мастерство автора достигается в рассказе «Дни печали и скорби», по которому названа вся книга. Рассказ из реальной жизни о том, как умирал от неизлечимой болезни шахтер Иван, дядя автора.
Это произведение выполнено в лучших традициях русского экзистенциального рассказа о смерти и смысле жизни. Что-то здесь и от «Смерти Ивана Ильича» Толстого, на зря имя героя тоже Иван. Когда человек попадает в ситуацию непосредственного предстояния смерти, то возникают такие раздумья: «Спать не хотелось, и откуда-то из глубины души шли мысли и воспоминания. Не думал Иван о смысле жизни - не знал, что об этом можно думать, но что-то заставляло его ворошить пласты прошлой жизни. И вдруг она оживала, все с той же радостью, болью и тревогой разворачивалась перед ним - такая простая и обнаженная, знакомая жизнь» (с. 392).
Рассказ «Дни печали и скорби» словно пронзительная метафора нашей скоротечной жизни с ее тяготами и бедами и неизбежной смертью. И конечно интенсивнейшими размышлениями над жизнью и ее смыслом. И не случайно, что эпиграф ко всей книге - слова из Пластыря, указывающие на человеческий удел. Современная литература не часто обращается к таким трагическим мотивам человеческого бытия, и в данном случае мы видим поистине пример какой-то нравственной авторской отваги - напрягать преимущественного гедонистическе настроенного современника на непростую этико-философскую рефлексию.
Вторая часть книги состоит из философских эссе, в которых автор также предан своему литературоцентризму. Это не научные трактаты, а именно философские эссе -довольно непростой жанр, который был очень распространен в русской классической философии конца XIX - начала XX вв. Это свободный жанр, сочетающий строгость мышления с изящной формой изложения. Дается такая форма далеко не каждому; в реальности мы чаще встречаемся либо с невыносимо скучным и тяжеловесным философским наукообразием, либо с легковесной манерностью или публицистичностью.
Сочетать мысль и слово не просто, но автору это удается, в этом суть его философского и писательского дела. В книге предостаточно примеров такого стиля. Вот один, кажется все-таки из главного эссе книги, которое имеет такое название «Эссе о свободной философии»: «Почему Сова Минервы вылетает в сумерках? Когда солнце зашло и начинает властвовать тьма? Наверное, поэтому философия никогда не бывает неким ожидаемым рассветом, а всегда не просто поиск впотьмах, в зазорине истины и бытия, но и жизнь на грани смерти, на рубеже тьмы и света, свободы и нормативности» (с. 494).
Эссе, собранные в этой книге, представляют как бы теоретические отражения художественных произведений. Они о России и русской культуре, о православии и тоталитаризме, о русофобии и интеллигенции, о Михаиле Петрове и Варлааме Шаламове... И постоянна эта борьба «литератора» и философа в одном лице, а может и сотрудничество двух начал, чей синтез так необходим сегодня.
И вот уже совсем авторское, как он сам говорит почти автобиографическое: «Пишешь всегда вдогонку, когда жизнь просочилась сквозь память, осела где-то там, в несбывшемся. Одно время не сбылось, а другое ждешь-ждешь. Вот-вот оно наступит - наше время. Не понимая, что живешь здесь и сейчас, во времени одного дня» (с. 551). Таков своеобразный философский завет читателям, которым ничего не остается, как ждать нового творения автора.
Полагаю, что книга заслуживает самой высокой оценки и может быть интересна и студентам, и преподавателям, и просто читателям, не обязательно подвязавшихся на ниве профессиональной философии, но которым не чуждо осмысление своего бытия, стремление понять человеческую ситуацию, в которой мы все оказались. Книга В.П. Римского «Дни печали и скорби» прекрасный спутник для этого.
Список литературы: 1. Римский В.П. Дни печали и скорби. М.: Летний сад, 2017. 556 с.
THE PHILOSOPHER'S PROSE: A REVIEW OF THE BOOK OF V.P. RIMSKIY "THE DAYS OF SORROW AND GRIEF"
V.V. Varava
Financial University under the Government of the Russian Federation e-mail: [email protected]
The review presents the literary and philosophical interpretation of prose and essays of the Russian philosopher and writer V.P. Rimskiy, included in his new prose and essay collection.
Keywords: V.P. Rimskiy, philosophical prose, literature-oriented Russian philosophy, the meaning of