Научная статья на тему 'Проявления террористической и экстремистской деятельности в Центральной Азии'

Проявления террористической и экстремистской деятельности в Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
626
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / ЧЛЕНЫ ГРУППИРОВОК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамытов Токон Болотбекович

Террористическая и экстремистская деятельность в Центральной Азии с каждым годом становится опасным явлением. В статье рассматриваются некоторые религиозные движения и группировки, которые осуществляли террористическую и экстремистскую деятельность на территории Центральной Азии, в том числе и Кыргызстана, а также рассмотрены некоторые члены этих группировок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проявления террористической и экстремистской деятельности в Центральной Азии»

определенного набора прав; второе - зафиксировало общие принципы борьбы с нелегальными миграционными потоками на межгосударственном уровне.

Таким образом, проследив эволюцию миграционных процессов на постсоветском пространстве, можно отметить, что в течение четверти века они подверглись качественным изменениям. Если на начальном этапе миграция имела хаотичный и вынужденный характер, при этом будучи практически не регулируемой со стороны государства, то со временем она приобрела более определенные формы, а государства, осознав всю значимость миграции для социально-экономического развития каждой отдельной страны и благосостояния всего региона, активизировали свои усилия по регулированию миграционных процессов. Во многом это было обусловлено общей тенденцией к усилению межстранового сотрудничества в различных областях и большей координации политики на фоне интеграционных процессов в регионе.

Литература

1. Ивахнюк И. В. Аналитический доклад по итогам международного научно-практического семинара «Миграция на постсоветском пространстве: тенденции, последствия и перспективы» / И. В. Ивахнюк // Сайт Международной организации по миграции. Режим доступа: http://moscow.iom.int/russian/publications/CARMP/iomrf%20pub/Analiticheskij%20doklad_Mi gracija_na_postsovetskom_prostranstve_MGU_2012.pdf (дата обращения 12.03.2016).

2. Ratha D., Mohapatra S., Vijayalakshmi K. M., Xu Z. Migration and Development Brief 3. Development Prospects Group, Migration and Remittances Team / D. Ratha, S. Mohapatra, K. M. Vijayalakshmi, Z. Xu // The World Bank site. Mode of access: http://siteresources.worldbank.org/EXTDECPROSPECTS/Resou rces/476882-1157133580628/BriefingNote3.pdf/ (дата обращения: 13.03.2016).

3. Приложение № 33 к Договору о Евразийском экономическом союзе. - Сайт справочно-правовой системы «Консультант Плюс». Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=L AW;n=186332;fld=134;dst=101017;rnd=189271.016665463102981448;;ts=01892714802498663775623/ (дата обращения: 14.03.2016).

Проявления террористической и экстремистской деятельности в Центральной Азии Мамытов Т. Б.

Мамытов Токон Болотбекович /Mamytov Tokon Bolotbekovich - кандидат политических наук, профессор,

докторант,

Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: террористическая и экстремистская деятельность в Центральной Азии с каждым годом становится опасным явлением. В статье рассматриваются некоторые религиозные движения и группировки, которые осуществляли террористическую и экстремистскую деятельность на территории Центральной Азии, в том числе и Кыргызстана, а также рассмотрены некоторые члены этих группировок.

Ключевые слова: террористическая деятельность, экстремистская деятельность, религиозные движения, члены группировок.

УДК: 54(581) +327.28

С момента своего основания в 1990-1995 годы экстремистскую и террористическую деятельность в Центральной Азии активно организовывали и осуществляли «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ) и «Исламская партия Восточного Туркестана» (ИПВТ).

На первом этапе 1990-2000 годы и «Исламское движение Узбекистана», и «Исламская партия Восточного Туркестана» переживали следующие моменты:

- формирование и укрепление своих структур;

- определение и выбор религиозно основанной и мотивированной идеологии;

- решение финансовых и технических вопросов;

- попытки выхода на международную арену джихадизма;

- поиск союзников и покровителей;

- акцентирование своей деятельности на противодействие властям.

В 2010-2015 годы «Исламское движение Узбекистана» и «Исламская партия Восточного Туркестана»:

- сформировались и укрепились как основные структуры международного терроризма и экстремизма;

- в качестве своей идеологии они приняли воинственный джихадизм;

- имеют постоянных союзников и покровителей в лице «Аль-Каиды», ИГИЛ, «Союза исламского джихада», «Джабхат ан - Нусра», «Акромия» и других;

- конечным результатом их деятельности является построение Халифата на территориях республик Центральной Азии.

Широкую известность движение «Акромия» обрело после событий мая 2005 года в узбекском Андижане, когда правительственные войска расстреляли многотысячную толпу митингующих. По официальным данным было убито несколько десятков боевиков. Сотни беженцев из РУЗ разместились в полевом лагере недалеко от Джалал-Абада. Именно тогда идеи «Акромии» получили распространение в Кыргызской Республике и других странах - благодаря последователям движения, бежавшим от преследования узбекских спецслужб.

Религиозная организация «Акромия» появилась на свет в 1996 году, а название свое получила в честь основателя Акрома Юлдашева. Главной целью движения, по его словам, было «проведение экономических реформ, создание прогрессивной экономики в стране». Теологи отмечают, что распространению идей Акрома Юлдашева послужили два социальных фактора, во-первых, существующая в узбекском обществе тенденция особой «микрообщинной» интеграции разного вида -родственно-клановой, территориальной, торговой и, в том числе, религиозно-идеологической; во-вторых, неэффективность официальных идеологических институтов и слабые познания духовенства в религиозных вопросах. Неудивительно, что идеи «акромийцев» получили весьма динамичное развитие, ведь их «гуру» проповедовал, что именно в общинном «стиле жизни» кроется секрет преодоления экономических проблем.

Юлдашев, еще будучи членом «Хизб ут - Тахрир», пришел к выводу, что методы работы этой организации, разработанные в условиях арабских стран, непригодны для условий Ферганы. Деятельность своей группы Юлдашев [1, с. 9] представлял себе по следующей схеме:

1 этап. «Сирли» (скрытый, подпольный) - подбор и воспитание будущих членов группы в особых кружках («халка»), где они будут обучены «первородным исламским ритуалам». Успешно завершивший этот этап неофит («мушриф») проходит особый «мистеризованный» обряд с клятвой на Коране в верности остальным «бурадарам» (братьям) и т. п.

2 этап. «Моддий» («материальный») - создание материальной базы общины усилиями всех ее членов. Неофиты устраиваются на работу в общественные производственные организации, где уже работают «братья», либо в основанные членами группы малые промышленные или сельскохозяйственные предприятия. 1/5 дохода каждый член группы выделяет в общую казну («байт ал-мал»).

3 этап. «Манавий» («духовный») - постоянные «духовные общения» со строго определенным (в целях конспирации) кругом братьев. Беседы и коллективные моления ведут «наибы» (заместители) главы местного органа.

4 этап. «Узвий майдон» («ограниченное вливание, соединение») - предполагает фактическую «легализацию» общины во властных структурах путем «духовной вербовки» чиновников либо путем внедрения.

5 этап. «Охират» («завершающий, конечный») - «истинная исламизация» общества и «естественный переход» власти к лидерам группы.

Некоторые отличия от «Хизб ут-Тахрир» можно видеть и в организационной структуре «Акромии», основу которой составляет особая производственно-распределительная община («джамаа»). В ее распоряжении были небольшие сельскохозяйственные предприятия, денежные средства и склады. Все это имущество и общественные средства («байт ал-мал») распределялись в виде помощи многодетным членам «братства», неофитам, а иногда просто «сочувствующим». Общины «Акромии» зафиксированы в Андижанской области, Намангане, Коканде и других областях Узбекистана, а также в гг. Ош и Кара-Суу (Кыргызстан), Таджикистане и в Казахстане.

«Акромийцы» веруют только в Аллаха и не поклоняются пророку Мухаммеду. Они не признают созданную человеком государственную систему мироустройства, игнорируют всякие законы, отрекаются от своих родителей и подчиняются исключительно предводителям движения.

Наибольший резонанс в обществе вызвали взрывные акции со стороны активистов самодеятельной группировки «Джамаат Кыргызстана «Жайшуль Махди» в 2010-2011 годах. Члены «Жайшуль Махди» с целью развязывания террора устроили взрывы на территории бишкекской синагоги, возле Дворца спорта в Бишкеке, планировали также взорвать начиненный 15-килограммовым СВУ автомобиль возле ГУВД Бишкека, а также совершили разбойное нападение и убийство четырех человек, включая расстрел трех сотрудников милиции в одном из столичных микрорайонов. В ходе спецоперации 5 января 2011 года в селе Бозболток Аламудунского района Чуйской области, проводившейся против

108

укрывшихся в одном из домов радикалов, двое экстремистов были уничтожены. К сожалению, тогда в ходе штурма дома погиб боец спецподразделения «Альфа» лейтенант Ж. Бабараимов.

В октябре 2015 года из СИЗО № 50 в селе Нижний Нооруз Чуйской области совершили побег шесть членов «Жайшуль Махди», убив троих сотрудников СИЗО, четвертый скончался позже в больнице. Впоследствии из бежавших, пятеро были уничтожены, один задержан живым. Руководил группой Эдил Абдрахманов.

Международная группировка «Фронт ан-Нусра» (иначе именуемая «Джабхат ан-Нусра») представляет собой филиал международной террористической организации «Аль-Каида» на территории Сирии и Ливии. Создана она была в январе 2012 года во время сирийской гражданской войны. С тех пор «Фронт ан-Нусра» считается самой агрессивной из всех «успешных» группировок сирийской оппозиции.

Она обвиняется в многочисленных военных преступлениях, в том числе в кровавых расправах над пленными солдатами правительственной армии Сирии и над мирным населением - в основном над алавитами и шиитами.

До Кыргызстана эту группировку признали террористической организацией ООН, Австралия, Турция, Великобритания, Россия.

Сегодня, по оперативным данным спецслужб, в рядах группировки «Фронт ан-Нусра» воюют около 40 выходцев из Кыргызстана. Известно также, что в Кыргызстане действуют подпольные ячейки этой организации, которые занимаются вербовкой и переправкой рекрутов в Сирию и Ирак, обеспечивают их поддельными документами.

В 2013-2014 годах на территории Кыргызстана были арестованы 7 членов группировки «Фронт ан-Нусра» [2]. Ошская областная прокуратура (по чьей инициативе эти организации признаны террористическим) в своём заявлении в суд назвала их имена - это Х. Маматазимов, взявший себе имя Абу Турап, был задержан весной 2014 года на сирийско-турецкой границе и депортирован в Кыргызстан. Его соратник И. Мамажанов, бывший помощник имама одной из мечетей (тоже воевавший в рядах группировки), арестован в феврале 2014 года. Оба отделались лёгким наказанием -2 года лишения свободы условно. Б. Эрматов был активным вербовщиком, причём вёл свою деятельность, находясь в Стамбуле. Сумел переправить в Сирию более 60 человек. Кыргызские спецслужбы арестовали его в декабре 2014 года. Б. Мойдунов впервые был арестован чекистами за причастность к деятельности международных террористических организаций ещё в августе 2012 года. В феврале 2013 года осуждён на 5 лет лишения свободы. Но уже в июне того же года по неизвестным причинам освободился и в октябре выехал в Сирию. Был боевиком «Фронта ан-Нусра», полгода участвовал в боевых операциях. А в апреле 2014 года руководителями группировки был направлен на родину для организации подрывных акций в южных областях Кыргызстана и Узбекистана. Здесь он был арестован. А. Раимжанов, находившийся в Сирии с ноября 2013 года, по заданию руководства группировки в апреле 2014 года транзитом через Турцию и Россию вернулся в город Ош. В его задачу входили организация конспиративных квартир, обеспечение подпольных террористических ячеек оружием и транспортом. Но выполнить задание А. Раимжанов не успел - был арестован. Икболжон Салибаев, уроженец Кара-Сууйского района Ошской области, улетевший в Сирию из Оша через Стамбул в мае 2013 года, домой вернулся в начале 2014 года. Состоял в преступной группе, занимавшейся так называемым ганиматом - разбоями в отношении состоятельных жителей Ошской области для финансирования деятельности «Фронта ан-Нусра» в Сирии. Арестован. С. Максумов (он же Абуханифа) - вербовщик группировки, выехавший в Сирию в августе 2013 года - погиб при боевых действиях в этой далёкой стране в январе 2014 года.

Группировка «Катибат аль-Имам Бухари» укомплектована в основном этническими узбеками и уйгурами. Её численность достигает 1 тысячи человек. По данным Ошской областной прокуратуры, переправку рекрутов-выходцев с юга Кыргызской Республики в Сирию для этой группировки - через Стамбул, где функционируют несколько перевалочных пунктов - организовывали кыргызстанцы М. Рахимов (Холид) и М. Эрматов (Хамза). Оба арестованы.

В декабре 2013 года в Кыргызскую Республику по указанию одного из полевых командиров группировки (известного под прозвищем Иброхим-командон) прибыл некто Илхом Абдуллаев. Перед ним стояла задача сколотить в Оше филиал организации «Катибат аль-Имам Бухари» из числа спортсменов, исповедующих радикальные убеждения, и приобрести оружие - для осуществления диверсионно-террористических актов. После того как группировка будет организована, в Кыргызстан для руководства ею должен был приехать сам Иброхим. По планам, одна часть группировки должна была в приграничных Кара-Сууйском и Араванском районах устроить вооружённые вылазки (для отвлечения внимания силовиков), а другая - вторгнуться на территорию Узбекистана для освобождения из тюрем заключённых.

И. Абдуллаев сразу же приступил к вербовке. Из Сирии от руководства организации «Катибат аль-Имам Бухари» [3] ему поступали указания искать и тех, кто собирается выехать в Сирию, и убеждать их остаться в Кыргызстане, так как джихад нужно осуществлять здесь. В феврале 2014 года чекисты организованную Абдуллаевым группировку разгромили, сам он до этого успел выехать из Оша в Россию, затем в Турцию.

Чекисты изъяли 8 единиц огнестрельного оружия, которое успели накопить диверсанты (в т. ч. автоматы с оптикой и глушителями), большое количество боеприпасов, рации, маски, камуфлированную форму и прочую амуницию. Как выяснилось, группировка со дня на день ожидала поступления с территории Таджикистана ещё 10 автоматов Калашникова.

За решётку угодили семеро новоиспечённых боевиков «Катибат аль-Имам Бухари», прошедших диверсионно-террористическую подготовку - Сардобек Акбаров, Дильмурат Усманов, Вахиджон Кочкоров, Аллаберди Жураев, Даниёр Закиров, Сирожиддин Кадыров, Хаетбек Абиев. Все - жители Оша, причём достаточно молодые - 1986-1992 годов рождения.

Группировка «Жаннат Ошиклари» [4] является структурным подразделением уже упомянутой организации «Фронт ан-Нусра». Основана она сравнительно недавно - в 2014 году. Основал её 24-летний гражданин Кыргызстана Сирожиддин Мухтаров, принявший имя Абу Салох.

Сегодня, по данным Ошской прокуратуры, организация «Жаннат Ошиклари» осуществляет на территории Кыргызской Республики активную вербовочную деятельность - через социальную интернет-сеть «Одноклассники» и систему «WhatsApp». Вербовщики распространяют видеоролики о боевых действиях в Сирии боевиков группировки. А также ролики с призывами лидера группировки С. Мухтарова, убеждающего мусульман-кыргызстанцев в том, что якобы их священный долг - уезжать на джихад.

Эта агитация приносит свои плоды. Только в 2014-2015 годах выявлено 35 жителей Ошской области, выехавших в Сирию и воюющих там в составе организации «Жаннат Ошиклари». Сегодня, по оперативным данным, численность организации составляет 180-200 человек, причём состоит она из уроженцев Ошской, Баткенской и Джалал-Абадской областей, а также выходцев из СУАР КНР.

Переправка завербованных боевиков для этой организации осуществляется через всё тот же Стамбул. Одним из организаторов устойчивого канала переправки является опять же гражданин Кыргызстана - уроженец Сузакского района Джалал-Абадской области Хуснидин Балтабаев. Некоторых боевиков - после того как они получают в Сирии боевую подготовку - лидер группировки Мухтаров отправляет на родину. Чтобы они сколачивали подпольные террористические ячейки уже на территории Кыргызстана.

Одна из таких ячеек была разоблачена в феврале 2014 года в Оше. Её члены - Б. Мамасадиков, Ш. Ибрагимов, Б. Талипов, И. Ходжаев, А. Юлдашев, А. Нурдинов и А. Жураев - в ноябре прошлого года приговорены к лишению свободы на срок от 8 до 12 лет.

А с декабря 2014 года по февраль 2015 года ошские чекисты обезвредили ещё одну подпольную ячейку «Жаннат Ошиклари», арестовав восьмерых членов и пособников этой организации. В том числе родного брата лидера группировки - Х. Мухтарова. Следствие выявило один факт разбойного нападения, совершённого боевиками на жителя Узгенского района. Установлено, что золотые украшения, которые похитили бандиты, они использовали для покупки поддельных документов для членов организации. При проведении обысков в домах членов группировки изъяты автомат Калашникова и почти 2 тысячи патронов.

Все эти данные приводились Ошской областной прокуратурой в её заявлениях в суд. Большинство упомянутых фигурантов (из тех, что были арестованы в Кыргызстане) уже осуждены. Прокуратура Ошской области подала в суд «в интересах государства и общества» признать эти организации террористическими и запретить их, так как «противоправная деятельность несёт угрозу не только общественной безопасности Кыргызской Республики, но и подрывает целостность государства и дестабилизирует общественно-политическую обстановку».

Ошский городской суд с этими доводами согласился. Материалы уголовных дел свидетельствуют, что большинство членов указанных террористических групп имели низкий общеобразовательный и религиозный уровень. Воспитывались и выросли в семьях с низким материальным уровнем. Вместе с тем многие из них имели уголовное прошлое или проблемы с законодательством, а указанные члены «Жайшуль Махди», совершившие побег из СИЗО № 50 - Жуманов Т., Кенжегулов Б., Жумалиев М. были осуждены на пожизненные сроки за убийство, в том числе и детей [5].

18 сентября 2015 года в с. Кашгар-Кыштак Ошской области было совершено нападение на жителя указанного села Турдахунова У., который являлся членом религиозной организации «Ахмадия». В результате данного нападения он получил множество ножевых ранений, но остался жив. 22 декабря 2015 года в с. Кашгар-Кыштак был убит выстрелом из оружия другой житель Абдужалилов Ю.

В ходе расследования уголовных дел было задержано 16 человек, 2 из которых прошли военную подготовку в Сирии и недавно вернулись обратно в Кыргызскую Республику. Следствием было установлено, что вооруженные нападения на жителей села Кашгар -Кыштак совершили члены террористической организации «Таухид ал-Джихад» (входит в состав «Жаннат Ошиклари»), которая воюет в Сирии в составе ИГИЛ. Задание на убийство Турдахунова У. и Абдужалилова Ю. было дано вышеуказанным полевым командиром Абу Салохом, он же Сирожидин Мухтаров, житель села Кашгар-Кыштак, который в настоящее время со своим отрядом воюет в Сирии. Причиной такого указания было то, что члены «Ахмадия» осудили ИГИЛ и не допускали выезда своих односельчан в Сирию.

Групповое террористическое насилие может достигать необыкновенной интенсивности, порой граничащей с патологией. Это можно было наблюдать во время июньских событий 2010 года в г. Оше и Джалал-Абадской области нашей республики. Крайнюю ярость в межнациональных и межрелигиозных конфликтах нередко проявляли беднейшие группы населения. Можно предположить, что их неистовая жестокость представляет собой и бессознательное стремление защитить свою национальную идентичность, и форму протеста против своего трагического положения. Чем больше человек неудовлетворен своей реальной жизнью, тем крепче его приверженность группе и готовность ради нее на все.

Как известно, в социальной психологии принято деление групп на «большие» (дистантные) и «малые» (контактные). Несмотря на условность такого деления, различие их очевидно; оно подвергнуто тщательному анализу, поскольку выявлено, что в малых и больших группах действуют различные социально-психологические механизмы и закономерности взаимоотношений людей. С этой точки зрения важно различать два типа террористических формирований — небольшие автономные группы и разветвленные организации, имеющие горизонтальную и вертикальную структуры. В Кыргызской Республике к первому типу относятся религиозные группы «Ахмадия», «Таблиг джамаат» и «Хихб ут-Тахрир», ко второй группе относятся - «Союз исламского джихада», «Исламское Движение Узбекистана», «Акромия» и другие.

Небольшие, недифференцированные террористические группы, не имеющие внешнего источника существования, сами планируют и осуществляют свои операции. Лидер постоянно физически присутствует в группе и доступен как для проявления позитивных эмоций по отношению к нему, так и для негативных, антиавторитарных чувств ее членов. Конфликты из-за лидерства возникают, главным образом, в этих горизонтально структурированных группах.

Группы, представляющие ячейки большой террористической организации, больше подходят на воинские подразделения. В них не возникает споров о лидерстве, поскольку их возглавляют командиры, назначенные вышестоящим руководством. Строгая дисциплина, подчинение приказу, соблюдение конспирации, четкое взаимодействие и т. д. являются непременными условиями выживания и эффективности любой такой группы, а также важным моментом ситуационной мотивации.

Литература

1. Юлдашев Т. «Путь к истинной вере». Кабул, 2001. С. 9.

2. Обзор: угрозы безопасности Кыргызстана: терроризм и экстремизм. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ca-portal.ru/article:25339.

3. Обзор: угрозы безопасности Кыргызстана: терроризм и экстремизм. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ca-portal.ru/article:25339.

4. Интернет-сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rus.azattyq.org/a7uzbekistan-podozrenia.

5. Сайт Кыргызского телеграфного агентства (Киртаг) www.kirtag.kg/Incident/pobeg-iz-sizo -50-khronika-sobytiy-foto-video/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.