Научная статья на тему 'Мотивация террористической деятельности'

Мотивация террористической деятельности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1041
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ МОТИВОВ / ЛИЧНОСТЬ ТЕРРОРИСТА / ТЕРРОРИСТ-СМЕРТНИК / ТЕРРОРИЗМ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТЕРРОРИСТА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамытов Токон Болотбекович

В статье рассматривается проблема выявления мотивации террористической деятельности, изучение личности террориста и его мотиваций, а также роль террористических групп и психологическая зависимость людей от их идей и взглядов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация террористической деятельности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК: 343.34/323.1

Мамытов Токон Болотбекович

канд. полит. наук, профессор, КРСУ, г.Бишкек, Кыргызская Республика

МОТИВАЦИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается проблема выявления мотивации террористической деятельности, изучение личности террориста и его мотиваций, а также роль террористических групп и психологическая зависимость людей от их идей и взглядов.

Ключевые слова:

источники мотивов, личность террориста, террорист-смертник, терроризм, мировоззрение террориста, индивидуальный мотивационный комплекс, психологическая зависимость, террористическая организация.

Мотивация современного терроризма существенно отличается от мотивации этого вида преступной деятельности в XIX - начале XX в., периода государственного терроризма тоталитарных режимов. Сейчас специфика мотивации в значительной степени определяется тем, что к террору чаще всего обращаются небольшие законспирированные группы, хорошо обученные и вооруженные, в целях воздействия на государственные и международные институты. Содержание и интенсивность проявления мотивов террористической деятельности группы зависят и от того, какие за ней стоят силы, насколько она самостоятельна, какие конкретные цели ставит перед собой, на основе какой идеологии объединяются ее члены, какова структура группы и кто ее возглавляет.

Широкую известность движение «Акромия» обрело после событий мая 2005 года в узбекском Андижане, когда правительственные войска расстреляли многотысячную толпу митингующих. По официальным данным было убито несколько десятков боевиков. Сотни беженцев из РУз разместились в полевом лагере недалеко от Джалал-Абада. Именно тогда идеи «Акромии» получили распространение в Кыргызстане и других странах - благодаря последователям движения, бежавшим от преследования узбекских спецслужб.

Религиозная организация «Акромия» появилась на свет в 1996 году, а название свое получила в честь основателя Акрома Юлдашева. Главной целью движения, по его словам, было «проведение экономических реформ, создание прогрессивной экономики в стране». Теологи отмечают, что распространение идей Акрома Юлдашева послужили два социальных фактора» во-первых, существующая в узбекском обществе тенденция особой «микрообщинной» интеграции разного вида - родственно-клановой, территориальной, торговой и, в том числе, религиозно-идеологической; во-вторых, неэффективность официальных идеологических институтов и слабые познания духовенства в религиозных вопросах. Неудивительно, что идеи «акромийцев» получили весьма динамичное развитие, ведь их «гуру» проповедовал, что именно в общинном «стиле жизни» кроется секрет преодоления экономических проблем.

Юлдашев, еще будучи членом «Хизб ут - Тахрир», пришел к выводу, что методы работы этой организации, разработанные в условиях арабских стран, непригодны для условий Ферганы, о чем он писал в своей книге «Путь к истинной вере», где изложил 12 уроков этого «пути»... Деятельность своей группы Юлдашев представлял себе по следующей схеме [1]:

1 этап. «Сирли» (скрытый, подпольный) - подбор и воспитание будущих членов группы в особых кружках («халка»), где они будут обучены «первородным исламским ритуалам». Успешно завершивший этот этап неофит («мушриф») проходит особый «мистеризованный» обряд с клятвой на Коране в верности остальным «бурадарам» (братьям) и т.п.

2 этап. «Моддий» («материальный») - создание материальной базы общины усилиями всех ее членов. Неофиты устраиваются на работу в общественные производственные организации, где уже работают

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

«братья», либо в основанные членами группы малые промышленные или сельскохозяйственные предприятия. 1/5 дохода каждый член группы выделяет в общую казну («байт ал-мал»).

3 этап. «Манавий» («духовный») - постоянные «духовные общения» со строго определенным (в целях конспирации) кругом братьев. Беседы и коллективные моления ведут «наибы» (заместители) главы местного органа.

4 этап. «Узвий майдон» («ограниченное вливание, соединение») - предполагает фактическую «легализацию» общины во властных структурах путем «духовной вербовки» чиновников либо путем внедрения.

5 этап. «Охират» («завершающий, конечный») - «истинная исламизация» общества и «естественный переход» власти к лидерам группы.

Некоторые отличия от «Хизб ут-Тахрир» можно видеть и в организационной структуре «Акромии», основу которой составляет особая производственно-распределительная община («джамаа»). В ее распоряжении были небольшие сельскохозяйственные предприятия, денежные средства и склады. Все это имущество и общественные средства («байт ал-мал») распределялись в виде помощи многодетным членам «братства», неофитам, а иногда просто «сочувствующим»... Общины «Акромии» зафиксированы в Андижанской области, Намангане, Коканде и других областях Узбекистана, а также в Оше Кыргызской Республики.

«Акромийцы» веруют только в Аллаха и не поклоняются пророку Мухаммеду. Они не признают созданную человеком государственную систему мироустройства, игнорируют всякие законы, отрекаются от своих родителей и подчиняются исключительно предводителям движения.

Наибольший резонанс в обществе вызвали взрывные акции со стороны активистов самодеятельной группировки «Джамаат Кыргызстана «Жайшуль Махди» в 2010-2011 годах [2]. Члены «Жайшуль Махди» с целью развязывания террора устроили взрывы на территории бишкекской синагоги, возле Дворца спорта в Бишкеке, планировали также взорвать начиненный 15-килограммовым СВУ автомобиль возле ГУВД Бишкека, а также совершили разбойное нападение и убийство четырех человек, включая расстрел трех сотрудников милиции в одном из столичных микрорайонов... В ходе спецоперации 5 января 2011 года в селе Бозболток Аламудунского района Чуйской области, проводившейся против укрывшихся в одном из домов радикалов, двое экстремистов были уничтожены. К сожалению, тогда в ходе штурма дома погиб боец спецподразделения «Альфа» лейтенант Ж.Бабараимов.

В октябре 2015 года из СИЗО №50 в селе Нижний Нооруз Чуйской области совершили побег шесть членов «Жайшуль Махди» [3], убив троих сотрудников СИЗО, четвертый скончался позже в больнице. Впоследствии из бежавших пятеро были уничтожены, один задержан живым. Руководил группой Эдил Абдрахманов.

Международная группировка «Фронт ан-Нусра» (иначе именуемая «Джабхат ан-Нусра») представляет собой филиал международной террористической организации «Аль-Каида» на территории Сирии и Ливана. Создана она была в январе 2012 года во время сирийской гражданской войны. С тех пор «Фронт ан-Нусра» считается самой агрессивной из всех «успешных» группировок сирийской оппозиции.

Она обвиняется в многочисленных военных преступлениях, в том числе в кровавых расправах над пленными солдатами правительственной армии Сирии и над мирным населением - в основном над алавитами и шиитами.

До Кыргызстана эту группировку признали террористической организацией ООН, США, Австралия, Турция, Великобритания, Россия.

Сегодня, по оперативным данным спецслужб, в рядах группировки «Фронт ан-Нусра» воюют около 40 выходцев из Кыргызстана. Известно также, что в Кыргызстане действуют подпольные ячейки этой организации, которые занимаются вербовкой и переправкой рекрутов в Сирию и Ирак, обеспечивают их поддельными документами.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

В 2013-2014 годах на территории Кыргызстана были арестованы 7 членов группировки «Фронт ан-Нусра». Ошская областная прокуратура (по чьей инициативе эти организации признаны террористическими) в своём заявлении в суд назвала их имена. Вот некоторые из них. Х.Маматазимов, взявший себе имя Абу Турап, был задержан весной 2014 года на сирийско-турецкой границе и депортирован в Кыргызстан. Его соратник И.Мамажанов, бывший помощник имама одной из мечетей (тоже воевавший в рядах группировки) арестован в феврале 2014 года. Оба отделались лёгким наказанием -2 года лишения свободы условно.

Б.Эрматов был активным вербовщиком, причём вёл свою деятельность, находясь в Стамбуле. Сумел переправить в Сирию более 60 человек. До него, однако, руки кыргызских спецслужб дотянулись - его арестовали в декабре 2014 года.

Б.Мойдунов впервые был арестован чекистами за причастность к деятельности международных террористических организаций ещё в августе 2012 года. В феврале 2013-го осуждён на 5 лет лишения свободы. Но уже в июне того же года по неизвестным причинам освободился и в октябре выехал в Сирию. Был боевиком «Фронта ан-Нусра», полгода участвовал в боевых операциях. А в апреле 2014 года руководителями группировки был направлен на родину для организации подрывных акций в южных областях Кыргызстана и Узбекистана. Здесь его сразу арестовали.

А.Раимжанов, находившийся в Сирии с ноября 2013 года, по заданию руководства группировки в апреле 2014-го транзитом через Турцию и Россию вернулся в город Ош. В его задачу входили организация конспиративных квартир, обеспечение подпольных террористических ячеек оружием и транспортом. Но выполнить задание Раимжанов не успел - был арестован.

Икболжон Салибаев, уроженец Кара-Сууйского района Ошской области, улетевший в Сирию из Оша через Стамбул в мае 2013 года, домой вернулся в начале 2014-го. Состоял в преступной группе, занимавшейся так называемым ганиматом - разбоями в отношении состоятельных жителей Ошской области для финансирования деятельности «Фронта ан-Нусра» в Сирии. Арестован.

С.Максумов (он же Абуханифа) - вербовщик группировки, выехавший в Сирию в августе 2013-го, -погиб при боевых действиях в этой далёкой стране в январе 2014 года.

Группировка «Катибат аль-Имам Бухари» укомплектована в основном этническими узбеками и уйгурами. Её численность достигает 1 тысячи человек. По данным прокуратуры, переправку рекрутов-выходцев с юга Кыргызстана в Сирию для этой группировки - через Стамбул, где функционируют несколько перевалочных пунктов, - организовывали кыргызстанцы М.Рахимов (Холид) и М.Эрматов (Хамза). Оба арестованы.

В декабре 2013 года в Кыргызстан по указанию одного из полевых командиров группировки (известного под прозвищем Иброхим-командон) прибыл некто Илхом Абдуллаев. Перед ним стояла задача сколотить в Оше филиал организации «Катибат аль-Имам Бухари» из числа спортсменов, исповедующих радикальные убеждения, и приобрести оружие - для осуществления диверсионно-террористических актов. После того, как группировка будет сколочена, в Кыргызстан для руководства ею должен был приехать сам Иброхим. По планам, одна часть группировки должна была в приграничных Кара-Сууйском и Араванском районах устроить вооружённые вылазки (для отвлечения внимания силовиков), а другая - вторгнуться на территорию Узбекистана для освобождения из тюрем заключённых.

И.Абдуллаев сразу же приступил к вербовке. Из Сирии от руководства организации «Катибат аль-Имам Бухари» ему поступали указания искать и тех, кто собирается выехать в Сирию, и убеждать их остаться в Кыргызстане - джихад, дескать, нужно осуществлять здесь. В феврале 2014 года чекисты организованную Абдуллаевым группировку разгромили, сам он до этого успел выехать из Оша в Россию, затем в Турцию.

Чекисты изъяли 8 единиц огнестрельного оружия, которое успели накопить диверсанты (в т.ч. автоматы с оптикой и глушителями), большое количество боеприпасов (в т.ч. бронебойных и трассирующих патронов), рации, маски, камуфлированную форму и прочую амуницию. Как выяснилось,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

группировка со дня на день ожидала поступления с территории Таджикистана ещё 10 автоматов Калашникова.

За решётку угодили семеро новоиспечённых боевиков «Катибат аль-Имам Бухари», прошедших диверсионно-террористическую подготовку - Сардобек Акбаров, Дильмурат Усманов, Вахиджон Кочкоров, Аллаберди Жураев, Даниёр Закиров, Сирожиддин Кадыров, Хаетбек Абиев. Все - жители Оша, причём достаточно молодые - 1986-1992 годов рождения.

Группировка «Жаннат Ошиклари» является структурным подразделением уже упомянутой организации «Фронт ан-Нусра». Основана она сравнительно недавно - в 2014 году. Основал её 24-летний гражданин Кыргызстана Сирожиддин Мухтаров, принявший имя Абу Салох.

Сегодня, по данным прокуратуры, организация «Жаннат Ошиклари» осуществляет на территории Кыргызстана активную вербовочную деятельность - через социальную интернет-сеть «Одноклассники» и систему «WhatsApp». Вербовщики распространяют видеоролики о боевых действиях в Сирии боевиков группировки. А также ролики с призывами лидера группировки С. Мухтарова, убеждающего мусульман-кыргызстанцев в том, что якобы их священный долг - уезжать на джихад.

Эта агитация приносит свои плоды. Только в 2014-2015 годах выявлено 35 жителей Ошской области, выехавших в Сирию и воюющих там в составе организации «Жаннат Ошиклари». Сегодня, по оперативным данным, численность организации составляет 180-200 человек, причём состоит она из уроженцев Ошской, Баткенской и Джалал-Абадской областей, а также выходцев из СУАР КНР.

Переправка завербованных боевиков для этой организации осуществляется через всё тот же Стамбул. Одним из организаторов устойчивого канала переправки является опять же гражданин Кыргызстана -уроженец Сузакского района Джалал-Абадской области Хуснидин Балтабаев. Некоторых боевиков - после того, как они получают в Сирии боевую подготовку - лидер группировки Мухтаров отправляет на родину. Чтобы они сколачивали подпольные террористические ячейки уже на территории Кыргызстана.

Одна из таких ячеек была разоблачена в феврале 2014 года в Оше. Её члены - Б.Мамасадиков, Ш.Ибрагимов, Б.Талипов, И.Ходжаев, А.Юлдашев, А.Нурдинов и А.Жураев - в ноябре прошлого года приговорены к лишению свободы на срок от 8 до 12 лет.

А с декабря 2014 года по февраль 2015-го ошские чекисты обезвредили ещё одну подпольную ячейку «Жаннат Ошиклари», арестовав восьмерых членов и пособников этой организации. В том числе родного брата лидера группировки - Х.Мухтарова. Следствие выявило один факт разбойного нападения, совершённого боевиками на жителя Узгенского района. Установлено, что золотые украшения, которые похитили бандиты, они использовали для покупки поддельных документов для членов организации. При проведении обысков в домах членов группировки изъяты автомат Калашникова и почти 2 тысячи патронов.

Все эти данные, приводились Ошской областной прокуратурой в её заявлениях в суд. Большинство упомянутых фигурантов (из тех, что были арестованы в Кыргызстане) уже осуждены. Прокуратура Ошской области подала в суд «в интересах государства и общества», признать эти организации террористическими и запретить их «противоправная деятельность несёт угрозу не только общественной безопасности Кыргызской Республики, но и подрывает целостность государства и дестабилизирует общественно-политическую обстановку» [4]. Ошский городской суд с этими доводами согласился.

Материалы уголовных дел свидетельствуют, что больштнство членов указанных террористических групп имели низкий общеобразовательный и религиозный уровень. Воспитывались и выросли в семьях с низким материальным уровнем. Вместе с тем многие из них имели уголовное прошлое или проблемы с законодательством, а указанные члены «Жайшуль Махди» Жуманов Т., Кенжегулов Б., Жумалиев М. были осуждены на пожизненные сроки за убийство, в том числе и детей.

18 сентября 2015 года в с Кашгар-Кыштак Ошской области было совершено нападение [5] на жителя указанного села Турдахунова У., который являлся членом религиозной организации «Ахмадия». В результате данного нападения он получил множество ножевых ранений, но остался жив. 22 декабря 2015

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

года в с. Кашгар-Кыштак был убит выстрелом из оружия другой житель Абдужалилов Ю., являющийся также членом организации «Ахмадия».

В ходе расследования уголовных дел было задержано 16 человек, 2 из которых прошли военную подготовку в Сирии и недавно вернулись обратно в Кыргызстан. Следствием было установлено, что вооруженные нападения на жителей села Кашгар-Кыштак совершили члены террористической организации «Таухид ал-Джихад», которая воюет в Сирии в составе ИГИЛ. Задание на убийство Турдахунова У. и Абдужалилова Ю. было дано полевым командиром Абу Салохом, он же Сирожидин Мухтаров житель села Кашгар-Кыштак, который в настоящее время со своим отрядом воюет в Сирии. Причиной такого указания было то, что члены «Ахмадия» осудили ИГИЛ и не допускали выезда своих односельчан в Сирию.

Экстремист и террорист всегда противостоит не отдельному человеку, а группе, организации, в том числе и такой мощной, как государство. Для противодействия сложно организованной групповой деятельности людей необходима и достаточно четко организованная террористическая деятельность. Поэтому современный экстремизм и терроризм, так или иначе, имеет групповой характер, и в подготовку и осуществление террористического акта вовлечено как минимум несколько человек. По соображениям конспирации совершенно необязательно, чтобы на всех стадиях преступления они действовали группой. Но с точки зрения психологии присутствие стоящей за террористом группы - конкретной организации или социальной общности, если и не реальное, то хотя бы виртуальное, - является обязательным.

Групповой характер деятельности предъявляет к ее участникам определенные требования. Как правило, они носят вполне формализованный, зафиксированный в каких-либо документах характер.

Значимым, а иногда и ведущим мотивом террористической деятельности являются не столько агрессивные побуждения, сколько психологическая зависимость от группы и особенно от ее лидера. Ранее отмечалось, что характерной личностной особенностью террористов является раздробленная социально-психологическая идентичность, проявляющаяся в чувстве одиночества и аффилиации. Сильная психологическая зависимость от группы в сочетании с неполной личностной идентичностью придает влиянию группового мнения особую силу, делая его мощным механизмом духовной и ценностной стереотипизации. Группа идеализируется, ее оценки, мнения, представления начинают господствовать, становясь для личности нормой.

Принадлежность к такой референтной группе, активное участие в ее «героических» делах повышают самооценку личности, снижают тревожность, формируют смысл жизни. Психологическая зависимость индивида от группы еще сильнее, если его преступная активность побуждается игровыми мотивами, склонностью к участию в эмоционально насыщенных ситуациях высокого риска, если в них он живет наиболее полной жизнью.

Накопленный группой разрушительный потенциал периодически находит выход в террористических актах, которые необходимы ей для оправдания своего существования, снижения внутренней напряженности и поддержания психологической сплоченности.

Угроза существованию террористической группы, как и любого другого преступного формирования, со стороны государства вполне реальна, но группа считает вынужденными и вполне оправданными именно свои действия, а контртеррористическую деятельность спецслужб - проявлением изначально злонамеренной и бесчеловечной политикой государства.

Список использованной литературы:

1. Бабаджанов Б. Доклад «Ферганская долина: источник или жертва исламского фундаментализма».

2. Газета «Эл деми» № 24 от 24.07.2015 г.

3. Газета «Вечерний Бишкек» от 06.11.2015 г.

4. Обращение прокуратуры Ошской области в Ошский областной суд 15.03.2014 г.

5. Газета «Эл деми» № 24 от 24.07.2015 г.

© Мамытов Т.Б., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.