Социальные явления. 2020. № 2 ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ У МЛАДШИХ
школьников
Е. Ю. Романова
В статье исследуются условия поддержки социальной одаренности школьников. На основании анализа зарубежных и отечественных исследований социальной одаренности автор выделяет несколько видов социальной одаренности и ее структурных компонентов, а также формулирует характеристики проявлений социальной одаренности в младших классах. Педагогическое наблюдение образовательного процесса в младших классах «Академии для одаренных детей (Наяновой)» (г. Самара) показало, что социальная одаренность школьников получает поддержку на уровне индивидуальной творческой инициативы педагога. При этом воспитание социальной одаренности не является частью системы общего образования. Педагогический арсенал средств и внимание к развитию социальной одаренности у младших школьников нуждаются в значительном расширении на институциональном уровне.
Ключевые слова: социальная одаренность, лидерская одаренность, эмоциональный интеллект, духовно-нравственная одаренность.
D0l:10.47929/2305-7327_2020.02_48-53
Если вы одаренный человек, то это не значит, что вы что-то получили. Это значит, что вы можете что-то отдать. К. Г. Юнг Об авторе:
Романова
... - Елена Юрьевна
Жизнь современного человеческого сообщества характеризуется противоречивостью миро- канд. пед. наук, воззренческих установок, остротой и директор по воспита-
агрессивностью их декларации. тельнойработе в началь-
ной школе ГБНОУ
СМИ, социальные сети в значительной сте- Самарской области «Ака-
пени усиливают накал эмоций, предоставляя ог- демияд™ одаре"ных
' детей (Наяновой)».
ромному количеству людей возможность резко
и безапелляционно, подчас грубо, с использова- Адрес для переписки:
нием нецензурной лексики, отстаивать свою Россия, 443001, г. Самара,
точку зрения на политические и общественные
события, происходящие в стране и мире.
ул. Молодогвардейская, 196.
Конфликты, раздирающие взрослое населе ние нашей страны, тяжелейшим образом отражаются на процессах детской социализации
в образовательных учреждениях. ББК 74204
УДК 371.4
E-mail: [email protected]
Приходя в первый класс образовательного учреждения, младшие школьники в первую очередь транслируют духовно-нравственные установки своей семьи.
Но, к сожалению, в последние годы далеко не каждая семья становится институтом социализации ребенка, оказывающим позитивное влияние на его развитие, мировоззрение, поведение и т. д.
Более того, адаптация учащихся младшей школы (1-4 классы) к учебной деятельности зачастую осложняется принципами, отражающими внутрисемейную атмосферу.
Собственный многолетний опыт работы педагогом-организатором, заместителем директора образовательного учреждения по воспитательной работе в начальной школе, позволяет констатировать то, что, в частности, значительная часть школьников младшего звена убеждена в том, что защитить себя можно только агрессивными действиями («бей первым», «кто сильнее, тот и прав» и т. д.). Естественная для детей данного возраста абсолютизация родительских позиций и установок затрудняет воспитательное воздействие школы и порождает в классах массу затяжных детских конфликтов, которые из-за неумеренного использования родителями социальных сетей неизменно перерастают в настоящие детско-родительские «войны» внутри классного коллектива.
Педагогическая практика ставит перед научным педагогическим и психологическим сообществом проблему недостаточности в современных условиях разработанных средств социального развития детей в начальной школе, в том числе развития социальной одаренности.
Целью настоящего исследования является обозначение значимости развития социальной одаренности в условиях образовательного учреждения и возможностей педагогов в решении этой задачи.
Традиционно в школах в первую очередь педагоги отмечали и ценили детей с проявлениями интеллектуальной или академической одаренности, а также художественно и эстетически одаренных детей.
Однако в связи с вышеизложенной ситуацией в образовательных учреждениях наибольшую ценность в данный момент стали представлять собой дети с признаками социальной одаренности, способные повести за собой классный коллектив в сторону дружелюбия, взаимопонимания, созидательной деятельности.
Задачей ГБНОУ Самарской области «Академия для одаренных детей (Наяновой)» является всесторонняя поддержка развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. В последние годы педагогический коллектив обратил внимание на социальную одаренность и ее связь с эффективностью развития других проявлений одаренности. Идея нашла реализацию в проекте «Множественная социальная идентичность как фактор развития одаренности школьников» (грант РФФИ, 19-29-07489).
история научного интереса к вопросам детской одаренности в психологии и педагогике достаточна стабильна в зарубежной науке, начиная с рубежа Х1Х-ХХ веков, в XX и XXI веках. Данная проблематика
Социальные явления. 2020. № 2
разрабатывалась трудах Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К. Тейлора и многих других.
В последние десятилетия рабочим определением одаренности стало понимание, предложенное Отделом образования США, которое предполагает, что индивид может отличаться функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической (успехи в учебе), творческой, художественной, в сфере общения (лидерство) или психомоторики [Maryland, 1973; Harrington, 1991]. К. Г. Юнгу приписывают мысль о том, что если человек одаренный человек, то это не значит, что он что-то получил. Это значит, что он может что-то отдать.
в российской науке одним из первых подходов к выявлению одаренности у детей стал метод «психологических профилей» ученого и врача Г. И. Росселини (начало XX столетия). В нем придается значение следующим внутренним предпосылкам одаренности ребенка: воле, вниманию, точности и прочности восприимчивости, зрительной памяти, памяти на речь, на числа, осмыслению, комбинаторным способностям, сметливости, воображению, наблюдательности.
Далее, начиная с 60-х годов прошлого столетия, в трудах крупных советских исследователей Д. Б. Богоявленской, А. В. Брушлинского Н. С. Лейтеса, А. М. Матюшкина, Я. А. Пономарева, С. С. Степанова, Б. П. Теплова предпринимались попытки исследования этого феномена, подчеркивалась социальная необходимость выявления и развития одаренности, рассматривалась структура одаренности.
В современной психологии одаренность определяется как сложное психическое явление, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека [Панов, 2007, 447].
Понятие «социальная одаренность» является новым для современной психологии и тесно связано с социальным интеллектом. На данный момент за рубежом уже накоплен обширный научный фонд результатов исследований проблем детской социальной (лидерской одаренности). Это исследования Дж. Ю. Айзенка, Э. де Боно, Дж. Равена, Дж. Рензулли, Р. Дж. Стернберга, А. Танненбаума, Ф. Уильямса, К. Клюге, К. Хеллера и др.
Проблема лидерства проанализирована в работах российских ученых - A. В. Батаршева, Б. Ф. Ломова, Л. М. Митиной, А. В. Петровского, B. М. Шепеля, В. К. Дьяченко, А. В. Мудрик, C. Ю. Курганова и др.
Социальная одаренность определена психологами как исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные отношения с другими людьми. Отмечено, что социальная одаренность отлична от интеллектуальной, хотя и требует умственного развития выше среднего [Киселева, 2014; Хрусталева, 2011].
Однако определение социальной одаренности, на наш взгляд, выглядит слишком обобщенным и требует более скрупулезного подхода, конкретизации и операционализации. В частности, необходимо выделить элементы структуры социальной одаренности: социальную перцеп-
цию, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские навыки. Социально одаренные дети имеют больше возможностей быть успешными во всех областях учебной деятельности, так как их восприятие учебного материала и присущая им аттракция не блокируются комплексами, страхами, негативными установками.
Социальная одаренность в младшем школьном возрасте проявляется в эффективности его социального поведения [Рожков, 2015]. такой ученик пользуется авторитетом у одноклассников, рассматривает конфликтные ситуации с позиций справедливости и объективности, создает позитивную атмосферу в классном коллективе. Заметной в ценностных ориентациях такого ребенка является коллективистическая ориентация, то есть внимание ребенка к своему классу как коллективу [Мышкина, 2020].
Одним из проявлений социальной одаренности исследователи называют лидерскую одаренность [Ильин, 2018; Мелентьева, 2016]. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно тем не менее выделить общие черты: высокий интеллект; решительность и ответственность; умение ставить цель и достигать ее; принимать решения; умение преодолевать временные трудности; высокая самооценка.
К другим проявлениям социальной одаренности детей младшего школьного возраста относится высокий уровень эмоционального интеллекта. В конце XX века проблема развития эмоциональной сферы человека стала рассматриваться через обнаружение взаимосвязей между эмоциональным развитием человека и его интеллектом. Эмоции могут являться энергией для рационального ума, воодушевлять его на действия. В свою очередь ум придает эмоциям человеческую культуру, позволяет человеку освоить самоконтроль в сфере эмоций. Эмоциональный интеллект позволяет человеку идентифицировать собственные эмоции, адекватно их выражать и управлять ими, распознавать эмоции других людей и в соответствии с этим моделировать свое поведение [Гоулман, 2013; Андреева, 2008; Люсин, 2004]. Именно эти личностные качества являются также признаками социальной одаренности ребенка.
Вышеизложенный теоретический материал, а также практический материал, накопленный в процессе более чем 20-летнего педагогического наблюдения за классными коллективами начальной школы, позволяет выделить виды и структуру социальной одаренности ребенка младшего школьного возраста, представить их в таблице 1.
В начальной школе социально одаренные дети начинают быть заметными, как правило, начиная с 3-го класса, т. е. в возрасте 9-10 лет. Они активно обозначают свои приоритеты. Например, могут создавать в своих классах группы по предпочтениям. так, в нашем образовательном учреждении один мальчик, интересующийся политикой, создал в классе парламент с выборной системой. Группа мальчиков, интересующихся футболом, по своей инициативе создали футбольный клуб и после уроков организовывали матчи в спортивном зале, договариваясь с педагогами, тьюторами. Даже организовали себе болельщиков.
Социальные явления. 2020. № 2
Таким образом, признаки лидерской одаренности у этих школьников проявились как: способность убеждать, организовывать одноклассников для дебатов и получения информации, настойчивость и активность.
В то же время в классе можно было заметить эмоциональных и духовно-нравственных лидеров. В большинстве своем это были девочки, обладающие обостренным чувством справедливости и эмпатией, высоким уровнем эмоционального интеллекта. Они остро реагировали на ситуации, когда кто-либо из одноклассников чувствовал себя обиженным или отвергнутым, старались поддержать, обнимали, защищали, если имела место прямая агрессия со стороны одноклассников. Такое поведение является хорошей профилактической мерой против распространяющегося в последнее время в школах буллинга [Гудзовская, 2017].
Академическая успешность и одаренность могут быть отмечены высокими оценками, такие дети принимают участие в олимпиадах, конкурсах. Поощряются творческие способности детей, спортивные. Социальная одаренность в последние годы выпала из педагогического внимания. К сожалению, школьные реалии таковы, что педагогам и воспитателям приходится уделять много внимания детям с асоциальным поведением, проявляющим агрессию по отношению к одноклассникам и срывающим учебный процесс. Это вынужденный, но совершенно неэффективный подход к процессам адаптации и социализации в начальной школе.
Таблица 1. Виды и структура социальной одаренности
Виды социальной одаренности
Лидерская Эмоциональная Духовно-нравственная
Организационные Межличностная Развитое чувство
.0 1- I ф I о с 5 навыки аттракция справедливости
Умение принимать решения Эмпатия Любовь к природе и животным
Интеллект выше Интеллект выше Эмпатия,
среднего среднего сострадание
.0 I а > £ > Приятные внешние качества Высокий уровень эмоционального интеллекта Коллективистическая когнитивная ориентация
а ь о Способность убеждать Развитое эстетическое чувство Высокий уровень речевого интеллекта
Умение брать Художественно- творческие способности Морально-нрав-
ответственность ственные суждения
Подводя итог обсуждению значимости и проявлениям социальной одаренности в начальной школе, можно обозначить следующие способы решения поставленной проблемы.
Требуется разработка методологической и методической базы для развития социальной одаренности в начальной школе в современных условиях. Методологически такое развитие может быть построено на основе когнитивного подхода в развитии одаренности [Гудзовская, 2016].
Необходимо сориентировать педагогов на развитие детей с признаками социальной одаренности. Образовательное учреждение, вместе с административным аппаратом могут привлечь внимание педагогов к существованию и значимости развития социальной одаренности в начальной школе. Если педагогический состав вместе с педагогами, классными руководителями, тьюторами будет сориентирован на поддержку социальной инициативы, лидерских проявлений, развитие эмоционального интеллекта школьников, то каждый ребенок будет чувствовать внимание и социальное принятие со стороны взрослых участников образовательного процесса не только его академических успехов, но и заинтересованности в социальных инициативах и их развитии. От педагогов требуется внимание к социальной успешности детей, к развитию их эмоционального интеллекта, к организации возможностей для реализации социальной одаренности в реальной деятельности и во взаимоотношениях с одноклассниками.
Список литературы
1 Андреева И. Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. - 2008. - № 5. - С. 83-95.
2 Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - Манн, Иванов и Фербер, 2017.
3 Гудзовская А. А., Манухина А. М., Проскурина А. А. Школьный буллинг как отражение развития группового субъекта деятельности // Социальные явления. - 2017. - № 1 (7). -С. 41-49.
4 Гудзовская А. А. Социальные ожидания в отношении одаренных детей с точки зрения когнитивной психологии / Гудзовская А. А., Шалаева Н. Ю. // Вестник ЮУрГУ. - Серия «Психология». - 2016. - Т. 9. - № 4. - С. 81-86. - DOI: 10.14529/psy160408
5 Ильин А. Н. и др. Онтологическая сущность лидерской одаренности // XLinguae. 2018. -Т. 11. - № 1. - С. 49-60.
6 Киселева Т. Г. Рефлексивно-аксиологический подход к изучению и тьюторскому сопровождению социально одаренного ребенка // Ярославский педагогический вестник. - 2014. -Т. 2. - № 2.
7 Люсин Д. В., Марютина О. О., Степанова А. С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования: Сб. науч. тр. - 2004. - С. 129-140.
8 Мелентьева О. В., Мишина О. Ю. Развитие лидерских качеств обучающихся // Наука и инновации XXI века: Материалы III Всероссийской конференции молодых ученых - Сургут: Издательство Сургутского государственного университета, 2016. - С. 327.
9 Мышкина М. С. Когнитивная ориентация в содержании идентичности школьников // Психология: историко-критические обзоры и современные исследования. - 2020. - Т. 9. -№ 3-1. - С. 114-122. - DOI: 10.34670/AR.2020.61.57.013
10 Панов В. И. Одаренность как проблема современного образования // Психология сознания: современное состояние и перспективы: Материалы I Всероссийской научной конференции, Самара, 29 июня - 2 июля 2007 г. - Самара: ПФ ИРИ РАН - СамНЦ РАН-СГПУ, 2007. -С. 477-478.
11 Рожков М. И. Развитие социальной одаренности как целевая функция дополнительного образования детей // Образовательная панорама. - 2015. - № 2. - С. 64-68.
12 Хрусталева Т. М. Возрастные особенности проявления социальной одаренности школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 10. - С. 170-175.
13 Maryland Jr. S. P. Send up more Sputniks // Gifted Child Quarterly. - 1973. - Vol. 17. - No 3. -P. 203-209.
14 Harrington J., The Marland report: Twenty years later / Harrington J., Harrington C., Karns E. // Journal for the Education of the Gifted. - 1991. - Vol. 15. - No 1. - P. 31-43.