Научная статья на тему 'Проявление законов синергетики в игровых педагогических технологиях'

Проявление законов синергетики в игровых педагогических технологиях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
115
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проявление законов синергетики в игровых педагогических технологиях»

В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАКОНОВ СИНЕРГЕТИКИ В ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ

© 2005 г. С.В. Алиева

Среди средств, интенсифицирующих учебную деятельность, педагоги особо выделяют игру. Игра как феномен общечеловеческой культуры развивает, обучает, воспитывает, социализирует, развлекает, организует досуг, лечит и т. д.

Актуальность данной проблемы связана сегодня с набирающей силу тенденцией использовать эвристические ценности игрового моделирования в подготовке профессиональных управленцев [1]. Это объясняется в первую очередь тем, что возросла потребность в специалистах, способных к рефлексивному восприятию и преобразованию социально-экономической действительности, к коллективной выработке решений в условиях культурной коммуникации. Возможности игровых технологий в этом плане неограниченны: это максимальное приближение обучения к реальной практике, профессиональной деятельности; создание условий для коллективной выработки решений, умения его отстоять в условиях противоборства; создание особого эмоционального настроя игроков, а также возможности перестройки и развития деятельности. В чем причина преимуществ игры по сравнению с традиционными формами обучения?

Для понимания данного феномена и научного анализа механизмов игрового процесса предлагаем использовать синергетический подход, так как именно синергетика объясняет причину появления образовательного эффекта игрового взаимодействия. Синергетика - новое научное, постне-классическое направление междисциплинарных исследований. Ее предмет - процессы становления новых свойств и качеств, явления самоорганизации и нелинейные эффекты в сложноорганизованных, открытых, далеких от равновесия системах и хаотических средах [2, с. 152]. Она связана с именами таких ученых, как И. Пригожин, Г. Хакен, С. Курдюмов, Р. Тома, Ю. Климонтович и др. Ее идеи применяются в области политики, дипломатии, социологии, психологии, педагогики.

Синергетика, по определению В. Аршинова и Н. Казакова, «представляет собой скорее всего, некую программную методологическую установку, призванную объединить под своим флагом усилия специалистов разного профиля: физиков, математиков, химиков, биологов, лингвистов, социологов, занятых каждый в своей области исследованием процессов самоорганизации» [3, с. 59]. Ю.Л. Климонтович считает, что это: «Синергетика - не самостоятельная научная дисциплина, но новое междисциплинарное научное направление; цель синергетики - выявление общих

идей, общих методов и общих закономерностей в самых разных областях естествознания, а также социологии и даже лингвистики; более того, в рамках синергетики происходит кооперирование различных специальных дисциплин» [4, с. 111]. За полвека до этого А. А. Богданов писал: «И в технике, и в науке ряд величайших открытий, едва ли не большинство их, сводился именно к перенесению методов за пределы тех областей, где они первоначально были выработаны» [5, с. 97].

Единая концептуальная и методологическая характеристика обширной совокупности типичных самоорганизующихся систем осуществляется на основе небольшого числа ключевых системных понятий (помимо таких стандартных, как структура, среда, состояние, взаимная связь и других, необходимых для характеристики любой системы). Это линейность и нелинейность, обратимость и необратимость, устойчивость и неустойчивость, потенциальность, детерминизм и индетерминизм, порядок и хаос, диссипативные структуры, критическое поведение, флуктуации и бифуркации, целое, целостность и симметрия, самоорганизация, историчность, эффективность. Именно они являются основными системными понятиями в синергетике. Их источниками являются философия, естествознание, технические науки, математика.

Синергетика может обеспечить новую методологию понимания путей эволюции социальных систем, а также дает нам знание о конструктивных принципах коэволюции сложных систем, находящихся на разных стадиях своего развития. Главным принципом ее является самоорганизация, под которой понимается преимущественно процесс самоструктурирования, т.е. создание частей и элементов какой-либо предметной целостности, а также установление и преобразование связей между ними. По мнению Г. Хакена «в последние годы накопилось много примеров физических и химических систем, в которых из хаотических состояний возникают вы-сокоупорядоченные пространственные, временные или пространственно-временные структуры... В отличие от машин, сконструированных человеком, ... вышеупомянутые структуры образуются спонтанно: они самоорганизуются» [6, с. 14].

Игра может стать объектом синергетики, поскольку она сложная система, открытая и в ней возможна самоорганизация. Предлагаем выявление и анализ процессов функционирования игры как системы и изучение явления самоорганизации.

Рассматривая игру как систему, в ней можно выделить такие элементы, как цель игры, объект игрового моделирования, игровую команду, сценарий, игровую обстановку и систему управления, включающую организаторов, экспертов, процедуры, правила и регламент [6]. Графическая модель игры будет выглядеть следующим образом (рис. 1).

Сложность игры как системы проявляется в том, что, во-первых, в ней наблюдаются элементы стохастичности (поведение участников игры не-детерминировано), во-вторых, имеет место сложность связей между эле-

ментами (например, между сценарием и системой управления, между объектом игрового моделирования и игровыми командами и т.д.)

ВНЕШНЯЯ СРЕДА (образовательные учреждения, общественные организации, политические институты, научная методология)

Открытость игры характеризуется способностью обмениваться со средой информацией, энергией. Например, процесс соперничества игровых команд сопровождается обменом информацией по поводу предлагаемого решения в рамках игрового задания и эмоциональными реакциями в ответ на определенные высказывания участниками игровой команды-соперницы или экспертов игры.

Самоорганизация появляется на более позднем этапе игры и проявляется в том, что члены игровой команды начинают работать самостоятельно без помощи игротехников и организаторов игры. Элементы самоорганизации наблюдаются в игровых командах в тот момент, когда игроки активно ведут полемику на этапе общей пленарной дискуссии с другими представителями, а в команде происходит самостоятельное распределение игровых ролей (генераторов, аналитиков, скептиков, критиков и т.д.) и самостоятельное осуществление игровой коммуникации.

Одним из важных элементов игры, точнее сказать ее подсистемой, является игровая команда, которая представляет собой развивающуюся систему в рамках игрового процесса. В самом начале, когда игроки только объединились по определенным критериям в игровую группу, она не представляет собой систему. Она еще аддитивна, т. е. ее участники обособленны, сравнительно независимы. На языке математики это может быть выражено следующим образом:

I = n

Qs = Z qi, i=i

где Qs - система как целое; q - элемент системы.

Затем в команде происходят изменения: участники вступают в игровое взаимодействие, создается игровая коммуникация и система стремится к целостности. Строго говоря, любая развивающаяся система находится, как правило, между состоянием абсолютной аддитивности и целостности, и выделяемое состояние системы можно охарактеризовать степенью проявления одного из этих свойств. При достижении системой состояния абсолютной целостности появляется другая зависимость:

I =n

Qs * Z qi.

i =1

Данное выражение означает, что целое не равно сумме ее составляющих.

Этот эффект в теории систем называют эмерджентностью. В живой природе он проявляется с такой силой, что можно говорить о появлении чего-то из ничего. В игре данный эффект наиболее заметен, его часто называют синергетическим.

Однако, как отмечал А.А. Богданов, организационное целое оказывается больше суммы частей не потому, что из ничего создаются новые активности, а потому что имеющиеся активности соединяются более успешно, чем противостоящие им сопротивления [5, с. 48]. Как нельзя лучше это объясняет причину появления особой сплоченности и активности игроков в ответ на противоборство команды-соперницы. Игровой конфликт в этом случае является одним из факторов появления в команде тенденции к интеграции, т.е. к абсолютной целостности группы. Возникающая на этой основе сплоченная игровая команда как целесообразное сочетание активной деятельности ее участников - это комплекс, способный лучше преодолевать «разрушительно направленные активности сопротивления среды». Вместе с тем по многолетним наблюдениям авторов данной статьи конфликт в самой игровой группе ничего подобного не создает.

Центральным элементом игры (рис. 1) является игровая команда. Следовательно, одной из причин развития игры будет развитие игровой деятельности в командах. Это происходит благодаря двум факторам: внешнего воздействия на игроков в виде влияния системы управления и воздействия соперничающей команды и внутреннего механизма работы самой игровой группы. Безусловно, что под влиянием внешнего воздействия происходит адаптация системы, т.е. приспособление команды к новым условиям существования. Другая причина развития - технология работы игроков, представляющая собой процесс игровой коммуникации, который из беспорядочного потока энергии, информации выбирает именно то, что необходимо для достижения игровых целей.

Господствовавший в педагогической теории и практике подход к управлению учебно-воспитательным процессом преимущественно основывался на линейном представлении о функционировании педагогической системы. Согласно ему результат педагогического воздействия есть прямо пропорциональное следствие приложения усилий (рис. 2).

Рис. 2. Управление учебно-воспитательным процессом

В случае, когда педагогическая система (в данном случае обучающая игра) находится в относительно равновесном состоянии с окружающей средой и внутренним процессом, она будет следовать линейным принципам. Однако в неравновесном состоянии система начнет подчиняться законам нелинейного характера, т.е. игровая команда может реагировать на влияние внешней среды двумя способами - линейным и нелинейным. Нелинейность проявляется в том, что команда сама определяет, как ей поступить в той или иной ситуации. Отсюда следует, что для самоорганизации игровой команды необходима нелинейная динамика развития, которая появляется в процессе сопоставления различных точек зрения внутри самой команды и в процессе игрового конфликта между противоборствующими командами.

На одном из промежуточных этапов игры появляется такой фактор, как добровольность вступления участников в игровую коммуникацию. С синергетической точки зрения данный фактор начинает выступать как параметр порядка в команде, поскольку он направляет формирование команды, является новым элементом в создании ее формы и структуры, основанный не на иерархии подчинения, а на новой структуре связей. Происходит формирование чувства «мы» с одновременной идентификацией себя с группой, своих целей с целями группы. Применительно к игровым технологиям можно рассмотреть и такое научное направление, как текто-логия, автором которой является А. А. Богданов. В своей основной работе «Всеобщая организационная наука. Тектология», первый том которой вышел в 1912 г., он [5] предвосхитил многие идеи кибернетики, теории систем, синергетики и других наук. Мысли и выводы его настолько глубоки и многообразны, что в данной статье мы коснемся лишь некоторых его взглядов, спроецировав их на ряд современных проблем и тенденций.

Сходство синергетики и тектологии заключается в том, что их общая задача - выяснение законов построения организации, возникновения упорядоченности. В отличие от кибернетики акцент делается не на процессах управления и обмена информацией, а на принципах построения организации, ее возникновении, развитии и самоусложнении.

Самоорганизация игровой команды на последнем этапе проявляется в эволюционно выросших структурах под влиянием эволюционно развитых отношений между участниками игровой коммуникации, усвоенных правил игровой деятельности, процессах совместного действия, которые не сверху, а изнутри структурируют игровые процессы.

Перечисленные этапы самоорганизации игровой команды (рис. 3) можно представить в графическом виде.

1 2 3

(отбор (структурообразование) значимых частей)

Рис. 3. Процесс самоорганизации в игровой команде:

1 — этап аддитивности; 2 — тенденция к целостности; 3 — целостность

Эти этапы можно охарактеризовать с помощью следующих терминов: «комплексия», «конъюгация», «ингрессия» и «дезингрессия», введенных А.А. Богдановым.

Так, термин «комплексия» употреблялся им для обозначения ситуации, когда система представляет собой чисто механическое объединение элементов, между которыми еще не начались процессы взаимодействия. Это характерно для случаев, когда, скажем, предприниматель начинает создавать организацию (набрал кадры, закупил технику, помещение и т.д.), но сама организация еще не функционирует.

«Конъюгация» означает уже такой этап развития системы, когда начинается сотрудничество между отдельными элементами системы (например, работники установили между собой формальные и неформальные отношения).

«Ингрессия» выражает этап перехода системы к новому качеству (например, рост сплоченности, взаимопонимание, сработанность коллектива), а понятие «дезингрессия», наоборот, означает процесс деградации системы, ее распада как целостного объединения.

На определенном этапе (рис. 3) участники игровой команды, условно назовем его этап ингрессии, становятся не просто группой людей, копирующих действия и поведение своих реальных прототипов, а конкретным социальным организмом, отображающим основные отношения, склады-

вающиеся в коллективе. С этого момента происходит то, что называют эмерджентностью, интегративным эффектом системы. Совместная деятельность дает значительно лучший результат, чем если бы члены команды работали отдельно.

Еще одно научное понятие вводит А. А. Богданов - понятие отбора или подбора: «Закономерное сохранение или уничтожение - это есть первая схема универсального регулирующего механизма отбор или подбор».

Механизм подбора разлагается на три элемента:

Объект подбора - то, что ему подвергается (живые организмы, связи и соотношения и т. д.).

Деятель или фактор подбора, - то, что действует на объект, сохраняя или разрушая его ( деятельность людей, жизненная обстановка и т. д.).

Основа, или базис подбора, - та сторона объекта, от которой зависит его сохранение или устранение, т. е. полезные приспособления или черты неприспособленности, соответствующие структуре общества в социальном подборе и т. п.

Консервативным подбором А. А. Богданов называет такую схему подбора, при которой или сохраняются, или не сохраняются организационные формы. Причем всякое сохранение форм рассматривается как подвижное равновесие и всякое подвижное равновесие - как практически относительное равенство двух процессов - ассимиляции - дезассимиля-ции. Возрастание суммы активностей может давать относительную гарантию сохранения.

Структурная устойчивость целого определяется наименьшей его частичной устойчивостью, наименьшим относительным сопротивлением всех его частей во всякий момент.

«Вся знаменитая троица национальной русской тектологии - "авось, небось и как-нибудь" - выражает не что иное, как игнорирование закона относительных сопротивлений, зависящее от недостаточности организационного опыта и его несвязности, того, что обычно называют "низкой культурой"» [5, с. 222].

Задачи, которые решаются в игре, можно разделить на два типа: к первому принадлежат те, в которых требуется преодолевать определенно-изменяющиеся воздействия или сопротивления, ко второму - те, в которых эти преодолеваемые величины являются неопределенно - изменчивыми.

Задачи того и другого типа решаются различными методами.

Принципиальное решение для первого типа состоит в следующем: концентрируются активности-сопротивления соответствующего характера и в надлежащем количестве в таких частях комплекса или системы, которые должны выдержать воздействия или преодолеть противодействия. Трудность состоит в том, что необходимо знать род и величину активностей преодолеваемых и располагать достаточным количеством активностей против них. Первое достигается коллективным опытом, второе - коллективным трудом.

Второй тип задач - это те, в которых среда, ее воздействие и сопротивления изменяются неопределенно, не могут учитываться заранее со стороны их неравномерности. Максимум относительной устойчивости здесь достигается равномерным распределением активностей-сопротивлений между всеми угрожаемыми звеньями целого.

Мы рассмотрели систему понятий, предложенную А. А. Богдановым. И на этом ограничимся, поскольку «сложную систему не следует разбирать на части до такой степени, чтобы от нее ничего не осталось» - эта мысль принадлежит американскому биологу Э. Майру. В доказательство он приводит такое наблюдение: бросив в зоопарке еноту кусочек сахару, биолог увидел, что животное не отправило его в рот, а побежало к миске с водой и принялось энергично полоскать его и тереть, пока от лакомства ничего не осталось [7, с. 213].

Всем, кто наблюдал за работой известных сложившихся игровых команд (в клубе «Что? Где? Когда?», во время выступлений команд КВН, спортивных команд и т.д.), приходилось невольно поражаться тем результатам, которые они демонстрировали. Этим объясняются и позитивные результаты обучения с помощью деловых игр. В данной статье рассмотрен игровой процесс, в котором действуют игровые команды, но вполне аналогично процессы самоорганизации будут происходить в мышлении каждого отдельного участника игры.

Рассмотрев основы синергетической теории и тектологии, можно сделать следующий вывод: необходимо использовать эвристические, фило-софско-методологические возможности теории самоорганизации сложных систем для решения проблем развития деятельности игровых команд. Необходимо при этом помнить, что при отсутствии закрытости, устойчивости игровых технологий как системы, обратимости времени, линейности, детерминизма невозможно предсказать будущее для системы игровых технологий, а тем более его контролировать. Но это не означает, что нельзя предвидеть переход к ближайшим и даже отдаленным пограничным состояниям, т.е. к тому, что мы называем обозримым будущим.

Таким образом, деятельность игровых команд может быть достаточно адекватно описана с позиций синергетики, которая, по сути, не является строгой системой законов, применимых в любом случае, и попытки трактовать ее подобным образом вряд ли привели бы к положительному результату. Это набор принципов, позволяющих строить конкретные модели исследуемой действительности. Но сами эти модели будут отличаться друг от друга. Тем не менее каждая из них приемлема для своего уровня реальности, в своих границах применимости.

Литература

1. Аршинов В.И., Казаков Н.Д. Синергетика как модель междисциплинарного синтеза // Математика, естествознание и культура: Сб. обзор. и реф. М., 1983.

2. Аршинов В.И., Редюхин В.И. Синергетический подход к управлению российским обществом // Синергетика и социальное управление. М., 1998.

3. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука: В 2 кн.: Кн. 1. М., 1989.

4. Каморджанова Н.А. Теория и практика современных технологий подготовки экономических кадров. СПб., 1997.

5. Климович Н.Ю. Без формул о синергетике. Минск, 1986.

6. Климонтович Ю.Л. Введение в физику открытых систем // Соросовский образовательный журн. 1996. № 8.

7. Хайбулаев М.Х., Алиева С.В. Педагогические основы игры. Махачкала, 1997. С. 120.

8. Хакен Г. Синергетика / Пер. с англ. В.И. Емельянова; Под ред. Ю.Л. Климон-товича, С.М. Осовца. М., 1980.

Северо-Кавказская академия государственной службы,

Пятигорский филиал 28 января 2005 г.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗАХ ВОЙСК СВЯЗИ

© 2005 г. Е.Н. Лихошерстов

Современный офицер войск связи является одновременно командиром и воспитателем, организатором связи и инженером по эксплуатации сложной электронной техники, поэтому ему необходимо обладать достаточной компетентностью для решения профессиональных задач в различных условиях обстановки и в мирное, и в военное время. Выпускник военного вуза должен уметь адаптироваться к изменяющимся условиям, быть подготовленным к самостоятельному освоению новых технологий в военно-профессиональной и смежных областях, обеспечивать эффективное управление своим подразделением с учетом психологических особенностей личного состава, экономической, социальной, демографической реальностей. Особенно отметим важность приобретения способностей к продуктивной творческой деятельности, принятию нестандартных эффективных решений [1].

В связи с этим выделим три основные составляющие в профессиональной подготовке будущих офицеров войск связи, заключающиеся в формировании:

- фундаментальных, базовых знаний военно-технической подготовки и управленческой деятельности;

- военно-технических знаний, необходимых для профессиональной компетентности выпускника, позволяющих осуществлять эффективную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.