Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЕ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ'

ПРОЯВЛЕНИЕ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ / ЦЕНА / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА / ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ТОВАРНЫЕ РЫНКИ / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кривоконь Д.Е.

в статье анализируются наиболее применяемые стратегии ценообразования «ценовой дискриминации». Выделяются характерные особенности дискриминационной ценовой политики на товарных рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЕ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ»

ПРОЯВЛЕНИЕ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ НА ТОВАРНЫХ

РЫНКАХ Кривоконь Д.Е.

Кривоконь Дарья Евгеньевна - магистрант,

экономический факультет, Уфимский университет науки и технологий, Стерлитамакский филиал, г. Стерлитамак

Аннотация: в статье анализируются наиболее применяемые стратегии ценообразования «ценовой дискриминации». Выделяются характерные особенности дискриминационной ценовой политики на товарных рынках.

Ключевые слова: ценовая дискриминация, цена, ценовая политика, эластичность спроса, ценообразование, товарные рынки, антимонопольное законодательство.

В настоящее время достаточно распространены ситуации, при которых продавец устанавливает для участников рынка разные цены на продукт. Разница цены зависит от различных условий, таких как объем приобретаемых товаров, доходы потребителя, степень полезности для клиента и др.

В условиях рыночных отношений приоритетна гибкая ценовая политика, предполагающая индивидуальный подход при установлении цены на товар.

Современная система ценообразования основана на применении ценовой дискриминации, которая не является нарушением в правовом поле, в том случае, если не нарушает антимонопольное законодательство и не использует в качестве критериев сегментации и дискриминации гендерные, расовые и религиозные различия.

Ценовая дискриминация представляет собой экономическое явление, в основе которого предложение товара по разным ценам для разных участников рынка, независящие от изменений в затратах производства данного товара.

Поведение такой ценовой политики возможно при наличии у продавца монопольной власти. Наиболее успешной такая стратегия будет в отношении товаров по которым спрос слабо эластичный, соответственно, темпы роста цены опережают темпы роста объема спроса.

Вопросы ценовой дискриминации регулируются российским антимонопольном законодательством - статьей 10 Федерального закона №135-Ф3 от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» и статьей 13 Федерального закона №381-Ф3 от 28.12.2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [2, с. 29].

Ценовая дискриминация применяется в разных видах.

1. Ценовая дискриминация первой степени. При данном виде дискриминации товар продается по максимальной цене с учетом оценки предельной полезности.

Например, производитель программного обеспечения Ashampoo Software предложил своим покупателям самим установить цену на их продукцию и оплатить ее онлайн. При этом продавец установил минимальную стоимость цены.

2. Ценовая дискриминация второй степени. Для данного вида дискриминации цена меняется в зависимости от количества покупаемой продукции. Например, оптовая скидка на большой объем покупки, скидка только на дополнительные единицы товара и пр.

3. Ценовая дискриминация третьей степени. Данный вид дискриминации предусматривает деление рынка на сегменты и для каждого монополистом предлагается отдельная цена (например, пониженная цена на проезд для пенсионеров, льготная ставка кредита для пенсионеров и пр.) [1, с. 304].

Главная цель применения дискриминационной ценовой политики - продажа каждой единицы продукции по максимально возможной цене.

С помощью ценовой дискриминации производители могут значительно расширить рынки сбыта продукции. Преимуществом ценовой дискриминации для общества является то, что менее состоятельные слои населения могут приобрести товар по достаточно низкой цене.

Ценовая дискриминации имеет и ряд недостатков. Отдельные категории покупателей (например, люди с высокими доходами) вынуждены переплачивать за товар.

Таким образом, подводя итог, сделаны следующие выводы.

Ценовая дискриминация - неотъемлемое явление рыночной экономики. Чаще всего она носит кратковременный характер и применяется для достижения определенных целей продавца (например, ускорения сбыта и денежного оборота за счет снижения цены товара).

Несмотря на то, что современные экономические условия предусматривают развитие конкуренции, ценовая дискриминация часто выходит за рамки монополии продавца и применяется даже в высококонкурентной среде. В условиях конкуренции ценовая дискриминация распространена и применяется для влияния на цену, объем продажи и величину прибыли. В дальнейшем продавцы продолжат использовать данную стратегию ценообразования, приспосабливая ее под изменения рыночной среды.

Список литературы

1. Каримова Э.К. Проявление ценовой дискриминации на товарных рынках // Аллея науки, 2017. Т. 3. № 15. С. 302-305.

2. Шаститко А.А. Ценовая дискриминация: экономическая теория и практика правоприменения // Journal of Modern Competition, 2018. Vol. 12. № 6(72). С. 27-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.