Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ'

ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
425
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тревожность / семейная тревога / эмоциональное благополучие / anxiety / family anxiety / emotional well-being

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зайцева Дарья Андреевна, Кожевникова Татьяна Альбертовна

В данной статье рассматривается проявление тревожности у детей возраста 10–12 лет. У подростков развивается тревога по поводу нормы развития, это связано, прежде всего, с диспропорциями в развитии, с преждевременным развитием, и его задержкой. Проявления тревожности у ребенка в последнее время становится все более актуальной. Это связано с тем, что положительное эмоциональное состояние, является, чуть ли не самым главным условием для нормального развития человека. Речь идет о психическом здоровье в благоприятной социальной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зайцева Дарья Андреевна, Кожевникова Татьяна Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN’S ANXIETY AS A PROBLEM OF RESEARCH

The authors of the article examine the anxiety of aged 10–12 years’ children. Adolescents develop anxiety about the norm of development; this is primarily due to imbalances in development, with premature development, and its delay. The manifestation of a child’s anxiety has recently become more and more relevant. This is due to the fact that a positive emotional state is almost the most important condition for the normal development of a person. It is about mental health in a supportive social environment.

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК 159.922.7

ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ

Зайцева Дарья Андреевна.

Россия, г. Красноярск, КГПУ им В.П. Астафьева, студентка, Daria.zenkova12@yandex.ru.

Кожевникова Татьяна Альбертовна.

Россия, г. Красноярск, КГПУ им В.П. Астафьева, доктор мед. наук., профессор, научный руководитель, Kogevnikova52@bk.ru.

Аннотация. В данной статье рассматривается проявление тревожности у детей возраста 10-12 лет. У подростков развивается тревога по поводу нормы развития, это связано, прежде всего, с диспропорциями в развитии, с преждевременным развитием, и его задержкой. Проявления тревожности у ребенка в последнее время становится все более актуальной. Это связано с тем, что положительное эмоциональное состояние, является, чуть ли не самым главным условием для нормального развития человека. Речь идет о психическом здоровье в благоприятной социальной среде.

Ключевые слова: тревожность, семейная тревога, эмоциональное благополучие.

CHILDREN'S ANXIETY AS A PROBLEM OF RESEARCH

Zaitseva Daria Andreevna.

Russia, Krasnoyarsk, KSPU named after V.P. Astafieva, student, Daria.zenkova12@yandex.ru.

Kozhevnikova Tatiana Albertovna.

Russia, Krasnoyarsk, KSPU named after V.P. Astafieva, Dr. med. Sci., Professor, Scientific Supervisor, Kogevnikova52@bk.ru.

Abstract. The authors of the article examine the anxiety of aged 10-12 years' children. Adolescents develop anxiety about the norm of development; this is primarily due to imbalances in development, with premature development, and its delay. The manifestation of a child's anxiety has recently become more and more relevant. This is due to the fact that a positive emotional state is almost the most important condition for the normal development of a person. It is about mental health in a supportive social environment.

Key words: anxiety, family anxiety, emotional well-being.

Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах. Сравнительно большее количество работ посвящено детям 5-8 лет, исследований тревожности у более старших детей и у подростков явно недостаточно. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей эмоциональной сферы детей, трудно верно реагировать на их поступки, выбирать соответствующие порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием.

Тревожность - может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес -возбуждение. Так что-же такое тревожность? Разные авторы дают разные определения этому эмоциональному состоянию. Словарь практического психолога определяет тревожность, как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. А понятие тревога - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха, как реакции на конкретную, реальную опасность.

Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис выделяют такое понятие, как «семейная тревога» [3], под которым понимаются состояния тревоги у одного или обоих членов семьи, нередко плохо осознаваемые и плохо локализуемые. Характерным признаком данного типа тревоги является то, что она проявляется в сомнениях, страхах, опасениях, касающихся, прежде всего семьи - здоровья ее членов, отлучек и поздних возвращений, стычек и конфликтов, возникающих в семье. Тревога эта обычно не распространяется на внесемейные сферы - на производственную деятельность, на родственные, межсоседские отношения и т.п. В основе «семейной тревоги», как правило, лежит плохо осознаваемая неуверенность индивида в каком-то очень для него важном аспекте семейной жизни. Это может неуверенность в чувствах другого супруга, неуверенность в себе. Индивид вытесняет чувство, которое может проявиться в семейных отношениях и которое вписывается в его представления о себе.

Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу образования.

Важными составляющими «семейной тревоги» являются также чувство беспомощности и ощущение неспособности вмешаться в ход событий, чтобы направить его в нужное русло. Индивид с семейно-обусловленной тревогой не ощущает себя значимым действующим лицом в семье, независимо от того, какую позицию он в ней занимает и насколько активную роль играет в действительности.

По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи (И.М.

Балинский, А.И.Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка [1].

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что, никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.С. Макаренко, А.В. Петровского, А.И. Захарова, А.Б. Добрович и других, являются межличностные отношения, которые и определяют его климат.

Именно по отношению родителей к своему ребёнку, как считает Е.М. Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.

Авторы обращают внимание на то, что родители порой строят свои отношения с ребёнком, не осознавая, что они просто копируют модель воспитания их собственных родителей [4, c. 486].

Тревожность рассматривается как показатель «преневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как делинквентность и аддиктивное поведение подростков. Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью. В отечественной литературе исследований по проблемам тревожности довольно мало, и они носят достаточно фрагментарный характер.

В.В. Суворова в своей книге «Психофизиология стресса» определяет тревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в контексте индивидуального опыта. И относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологический аспект [5, c. 58].

Г.Г. Аракелов и Н.Е. Лысенко, в свою очередь, отмечают, что тревожность - это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Тревожность - как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги [6].

Р.М. Грановская рассматривает тревогу как важнейшее проявление эмоций. По ее мнению, тревожность рассматривается как реакция на ситуацию, характеризующуюся неопределенностью, несущую в себе потенциальную угрозу и опасность. По существу, тревога во многом напоминает чувство голода. Человек может быть храбрым и активным перед большой опасностью, но чувствовать себя совершенно беззащитным в состоянии тревоги. Тревога и

страх это реакция, возникающая на опасность, но страх связан с непосредственной очевидной и объективной опасностью, тогда как при тревоге она скрыта и носит субъективный характер. Исходя из этого, реакция страха, в большей или меньшей степени, соответствует уровню опасности, тогда как при тревоге эта реакция несоизмерима, поскольку содержит и воображаемые угрозы [7, с. 656].

Г. Селье, впервые выдвинувший концепцию стресса, реакцию тревоги выделял как первую фазу развития стресса. Она мобилизует все ресурсы организма, и прежде всего биохимические и физиологические, которые способствуют включению защитной реакции, получившей название «реакция борьбы и бегства». Учитывая, что далеко не каждый человек может успешно преодолевать даже первую фазу стресса, тревожность и тревога может наблюдаться в большинстве случаев психологических синдромов:

- позитивном (продуктивном) психопатологическом, включая астеническом (состояние раздражительности, повышенной утомляемости и неустойчивого настроения);

- дереализационном (изменение самосознания, которое сопровождается чувством изменчивости обстановки, явлений природы, неодушевленных и одушевленных предметов);

- депрессивном (снижение двигательной и психической активности, настроение подавленности);

- рассеянности (сложное состояние, сопровождающееся непониманием своего состояния и (или) ситуации, которые воспринимаются как необычные, с новым неясным смыслом);

- деперсонализационном (связанное с расстройством самосознания, которое проявляется в ощущении измененности всех или некоторых психических процессов (восприятия, воображения, представления, памяти, мышления, чувств и т.д.);

- параноидном (связанный с бредом преследования); двигательных расстройств (состояние обездвиженности, возбуждения или чередования);

- помрачения (связанные с расстройствами) сознания (для «помрачения сознания» нет клинического определения данного термина);

- также некоторые другие дефицитарные (негативные) психопатологические синдромы.

Естественной и обязательной особенностью адекватной деятельности человека является наличие у него определенного уровня тревожности. Каждый человек имеет свой желательный или оптимальный уровень тревожности или она получила название полезной тревожности. Когда человек в этом отношении оценивает свое состояние, он включает компонент самовоспитания и самоконтроля. При этом следует заметить, что, когда уровень тревожности повышен, это свидетельствует о проявлении субъективного неблагополучия личности [8, с. 628].

На сегодняшний день многие зарубежные исследования посвящены рассмотрению вопроса проявления тревожности у детей Beesdo K., Knappe S., Pine D., 2009. Различные тревожные расстройства встречаются у 15-20% детей и подростков [9]. По данным С. Essau и J. Gabbidon, в различные периоды в детском и подростковом возрасте частота тревожных расстройств достигает 932% [10]. Следует отметить и роль наследственной отягощенности по тревожным расстройствам. Исследование, проведенное C. Last, показало, что тревожных детей чаще воспитывают тревожные родители, чем их нетревожных сверстников [11]. Наследственная отягощенность по тревожным расстройствам отмечается у 40-50% детей [12]. А. Caspi предполагают, что по наследству передается пониженная стрессоустойчивость [13]. T. O'Connor [14] и K. Bergman [15] изучали воздействие антенатальной материнской тревоги на развитие ребенка. Выяснилось, что высокий уровень тревожности на 32-й неделе беременности удваивает риск возникновения у ребенка эмоциональных нарушений и гиперактивности и нарушения внимания в возрасте 47 и 81 месяцев у мальчиков и девочек. Тревожность на 18-й неделе также способствовала развитию поведенческих и эмоциональных нарушений, но только у девочек. Особое внимание роли стресса в перинатальном периоде в возникновении тревожных расстройств у детей уделяется также в работах K. Beesdo [9] и R. Fine [16]. Согласно теории Дж. Боулби, детско-материнская привязанность характеризуется наличием надежных и устойчивых отношений между ребенком и ухаживающими за ним взрослыми [17]. По мнению автора, привязанность представляет собой поведенческую систему, которая определяется близостью матери и ее заботой о ребенке. Главным фактором, предупреждающим возникновение тревоги и страха, считается формирующееся ожидание того, что в опасных ситуациях объект привязанности (чаще всего это мать) будет всегда рядом. Если ребенок приобрел этот фундамент безопасности, то он осмеливается в присутствии своего объекта привязанности исследовать окружающий его мир. Вера или неверие в объект привязанности формируется в зависимости от реального опыта, с раннего детства и до подросткового возраста и, по мнению Дж. Боулби, на всю жизнь сохраняется в своем своеобразии.

Таким образом, подводя итог, исследуемый материал позволил нам определиться в сущности понятия тревожности и её влияние на личностное развитие ребёнка.

Библиографический список.

1. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка». - СПб.: Нева, 2000. - 448 с.

2. Пригожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.

3. Эйдемиллер Э.Г., В.В. Юстицкий Семейная психотерапия. С-Пб.: Питер, 2000 г.

4. Макаренко А.С. О воспитании. - М.: Знание 2009. - 486 с.

5. Суворова В. В. Психофизиология стресса. - М.: Академия, 1975г. - 58 с.

6. Аракелов Н. Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции. // Вестник МГУ. - 2011. - N 1.

7. Психология. Учебник / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2009. -656 с.

8. Рутченко-Рутыч Н.Н. Средь земных тревог. - М.: Русский путь, 2012. -628 с.

9. Beesdo K., Knappe S., Pine D.S. Anxiety and disorders in children and adolescents: developmental issues and implications for DSM-V. PsychiatrClin North Am. 2009.06.002.

10. Essau CA, Gabbidon J. Epidemiology, comorbidity and mental health service utilization. In: The Wiley-Blackwell handbook of the treatment of childhood and adolescent anxiety eds. Chichester: Wiley- Blackwell; 2013. - Р. 23-42. doi: 10.1002/9781118315088.

11. Last CG, Hersen M., Kazdin A.E., Francis G., Grubb H.J. Psychiatric illness in the mothers of anxious children. Am J Psychiatry. 1987; 144(12):1580-1583. doi: 10.1176/ajp.144.12.1580.

12. Thapar A, McGuffin P. Are anxiety symptoms in childhood heritable? J Child Psychol Psychiatry. 1995;36(3):439-447. doi: 10.1111/j.1469-7610.1995.tb01301.x.

13. Caspi A, Sugden K, Hoffitt TE et al. Influence of life stress on depression: Moderation by a polymorphism in the 5-HTT gene. Science. 2003;301:386- 389. doi: 10.1126/science.1083968.

14. O'Connor TG, Heron J, Golding J, Glover V. Maternal anxiety and behavioral/emotional problems in children: A test of a programming hypothesis. J Child Psychology Psychiatry. 2003;44(7):1025-1036. doi: 10.1111/1469-7610.00187.

15. Bergman K, Sarkar P, O'Connor TG, Modi N, Glover V. Maternal stress during pregnancy predicts cognitive ability and fearfulness in infancy. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2007; 46(11):1454-1463. doi: 10.1097/chi.0b013e31814a62f6.

16. Fine R, Zhang J, Stevens HE. Prenatal stress and inhibitory neuron systems: implications for neuropsychiatric disorders. MolPsychiatry. 2014; 19(6): 641-651. doi: 10.1038/mp.2014.35.

17. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Акад проект; 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.