Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ: НА ПРИМЕРЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯКУТИИ'

ПРОЯВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ: НА ПРИМЕРЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯКУТИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / КЛИМАТОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / СУБЪЕКТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / ИДЕНТИЧНОСТЬ С ПРИРОДОЙ / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / I-CONCEPT / CLIMATIC AND GEOGRAPHICAL CONDITIONS / TRADITIONAL VALUES / SUBJECTIVE ATTITUDE TO NATURE / IDENTITY WITH NATURE / PERSONAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елисеева Наталья Дмитриевна

Актуальность исследования обусловлена возрастающей значимостью экологического сознания людей в современном мире. В этом ракурсе традиционный опыт народов, сохранивших в наши дни cубъектное отношение к природному миру, заслуживает особого внимания ученых. Исследований, проведенных в данном русле, недостаточно для получения целостной картины. Менталитет коренных народов Якутии отражает субъектное отношение к природе. Природа воспринимается как активное, осознающее и чувствующее. Целью является исследование-анализ Я-концепции личности коренных народов Якутии в ракурсе отношений «человек - природа». Исследование проводилось в Республике Саха (Якутия) в 2018-2019 гг., в нем приняли участие представители коренных народов. В качестве метода исследования использовалась методика «Кто Я?». С учетом цели исследования был внесен дополнительный параметр при интерпретации методики: идентичность с природным миром. Помимо этого анализировались наиболее часто встречаемые характеристики Я-концепции. Выявлено, что ведущими категориями Я-концепции являются личностная, семейная и профессиональная идентичность. Данные результаты подтверждают результаты многих исследователей, применявших данную методику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MANIFESTATION OF THE SUBJECTIVE ATTITUDE TO NATURE IN THE SELF-CONCEPT OF PERSONALITY: AN EXAMPLE OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF YAKUTIA

Topicality of the study is due to the increasing importance of the ecological consciousness of people in the modern world. In this perspective, the traditional experience of peoples who have preserved a dialogical attitude to the natural world today deserves special attention of researchers. Research conducted in this direction is not enough to get a complete picture. The mentality of the indigenous peoples of Yakutia reflects a subjective attitude to nature. Nature is perceived as active, aware, and feeling. The purpose of the research is to analyse the self-concept of the personality of the indigenous peoples of Yakutia from the perspective of the relationship "human-nature". The study was conducted in the Republic of Sakha (Yakutia) in 2018-2019, in which representatives of indigenous peoples took part. The research method used was "Who Am I?" Taking into account the purpose of the study, additional parameter were introduced when interpreting the methodology: identity with the natural world. In addition, the most frequently encountered characteristics of the self-concept were analysed. It is revealed that the leading categories of the self-concept are personal, family and professional identity. These results confirm the results of many researchers who used this technique. Additional parameters used in the interpretation of the method allowed us to obtain the following results. According to the results of the study, the identity with the natural world was revealed.

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ: НА ПРИМЕРЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯКУТИИ»

DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-115-121 УДК 159.9:316.6

Елисеева Наталья Дмитривена

Институт психологии РАН

ПРОЯВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ: НА ПРИМЕРЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯКУТИИ

Актуальность исследования обусловлена возрастающей значимостью экологического сознания людей в современном мире. В этом ракурсе традиционный опыт народов, сохранивших в наши дни субъектное отношение к природному миру, заслуживает особого внимания ученых. Исследований, проведенных в данном русле, недостаточно для получения целостной картины. Менталитет коренных народов Якутии отражает субъектное отношение к природе. Природа воспринимается как активное, осознающее и чувствующее. Целью является исследование-анализ Я-концепции личности коренных народов Якутии в ракурсе отношений «человек - природа». Исследование проводилось в Республике Саха (Якутия) в 2018-2019 гг., в нем приняли участие представители коренных народов. В качестве метода исследования использовалась методика «Кто Я?». С учетом цели исследования был внесен дополнительный параметр при интерпретации методики: идентичность с природным миром. Помимо этого анализировались наиболее часто встречаемые характеристики Я-концепции. Выявлено, что ведущими категориями Я-концепции являются личностная, семейная и профессиональная идентичность. Данные результаты подтверждают результаты многих исследователей, применявших данную методику.

Ключевые слова: Я-концепция, климато-географические условия, традиционные ценности, субъектное отношение к природе, идентичность с природой, личностные характеристики.

Информация об авторе: Елисеева Наталья Дмитривена, кандидат психологических наук, заместитель директора ГБУ Республики Саха (Якутия) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи», докторант ФГБУН Института психологии РАН, г. Москва, Россия.

E-mail: eliseeva_n_d@mail.ru

Дата поступления статьи: 26.01.2020.

Для цитирования: Елисеева Н.Д. Проявление субъектного отношения к природе в Я-концепции личности: на примере коренных народов Якутии // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 115-121. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-115-121.

Natal'ya D. Yeliseyeva

Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences

THE MANIFESTATION OF THE SUBJECTIVE ATTITUDE TO NATURE IN THE SELF-CONCEPT OF PERSONALITY: AN EXAMPLE OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF YAKUTIA

Topicality of the study is due to the increasing importance of the ecological consciousness ofpeople in the modern world. In this perspective, the traditional experience of peoples who have preserved a dialogical attitude to the natural world today deserves special attention of researchers. Research conducted in this direction is not enough to get a complete picture. The mentality of the indigenous peoples of Yakutia reflects a subjective attitude to nature. Nature is perceived as active, aware, and feeling. The purpose of the research is to analyse the self-concept of the personality of the indigenous peoples of Yakutia from the perspective of the relationship «human-nature». The study was conducted in the Republic of Sakha (Yakutia) in 20182019, in which representatives of indigenous peoples took part. The research method used was «Who Am I?» Taking into account the purpose of the study, additional parameter were introduced when interpreting the methodology: identity with the natural world. In addition, the most frequently encountered characteristics of the self-concept were analysed. It is revealed that the leading categories of the self-concept are personal, family and professional identity. These results confirm the results of many researchers who used this technique. Additional parameters used in the interpretation of the method allowed us to obtain the following results. According to the results of the study, the identity with the natural world was revealed.

Keyword: I-concept, climatic and geographical conditions, traditional values, subjective attitude to nature, identity with nature, personal characteristics.

Information about the author: Natal'ya D. Yeliseyeva, Candidate of Psychological Sciences, Deputy Director GBU Sakha (Yakutia) «Centre of social-psychological support to the family and youth», doctoral student of Institute of psychology RAS, lab of personality, Moscow, Russia.

E-mail: eliseeva_n_d@mail.ru

Article received: March 03, 2020.

For citation: Yeliseyeva N.D. The manifestation of the subjective attitude to nature in the self-concept of personality: an example of the indigenous peoples of Yakutia. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 1, pp. 115-121 (In Russ.). DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-115-121.

© Елисеева Н.Д., 2020

Педагогика. Психология. Социокинетика № 2

115

Макротенденциями современного общества по данным многолетней совместной работы Global Education Futures и WorldSkills Russia являются являются следующие тренды: цифровизация и роботизация различных сфер жизнедеятельности; рост продолжительности жизни человечества, урбанизация, растущая роль женщин в экономике, изменение модели детства, а также преобразование понятия экологичность. В докладе «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире»1 отмечается, что современное мировое сообщество делает переход к более целостному пониманию земной экосистемы и роли, которую играет человечество и создаваемые им технологии в эволюции биосферы. Происходит интеграция экологического мышления практически во все сферы жизнедеятельности.

Якутия в силу своих географических и природно-климатических условий: вечной мерзлоты, резко континентального климата и большой территории - является местом, в которой жизнь человека имеет большую зависимость от природного мира: «Республика Саха (Якутия) - субъект России, по своим природным и территориальным условиям не имеющий аналогов на планете. Прежде всего, Якутия - самый холодный из обжитых регионов планеты. Климат резко континентальный, отличается продолжительным зимним и коротким летним периодами. Максимальная амплитуда средних температур самого холодного месяца - января - и самого теплого - июля - составляет 70-75°С. По абсолютной величине минимальной температуры (в восточных горных системах - котловинах, впадинах и других понижениях - до минус 70°С) и по ее суммарной продолжительности (от 6,5 до 9 месяцев в год) республика не имеет аналогов в Северном полушарии. На долю Республики Саха (Якутия) приходится более 30 % дикой природы России, или более 10 % всего мира. Более 90 % территории Якутии не затронуто или слабо затронуто промышленным освоением и представляет собой экосистемы с ненарушенным естественным ходом природных процессов»2.

Суровые условия природы оказали влияние на менталитет коренных народов. Природа в понимании коренных народов выступала в качестве такого же сознательного и активного субъекта, как сам человек [Макаров: 2001; Марфусалова: 2002]. Факторами формирования субъектного отношения в якутском менталитете являются бережное отношение к природе, стремление сохранить его и почитание природного мира [Новиков,1995; Портня-гин,1999; Елисеева].

О значимости природного мира в психологии указывал С.Л. Рубинштейн. Он считал, что сведение природы к простым материальным законам физики является неправильным подходом [Рубинштейн]. Позднее С.Д. Дерябо был введен термин

«субъектификация» природного объекта. Исследователь считает, что в основе «субъектификации» природного мира лежит стремление человека воспринять и осознать окружающий мир, «субъекти-фицированный» природный мир воспринимается человеком как «значимый другой» [Дерябо]. Несмотря на методологическую разработанность данной проблемы, исследований по данному направлению немного. Одним из них является этно-функциональная парадигма А.В. Сухарева [Сухарев], а также труды Е.Н. Резникова по изучению психологического облика русских [Резников], а также исследование Ж.Г. Смирновой о влиянии климатических особенностей на национальный характер русских [Смирнова].

В нашем исследовании впервые проводится анализ Я-концепции личности, основанный на традиционном мировоззрении коренных народов Якутии - субъектном отношении к природе. При этом мы исходим из предположения, что в Я-концепция личности будут отражаться характеристики личности, выработанные суровыми климатическими условиями Якутии.

Исследование было проведено с 2016 по 2018 гг. в Республике Саха (Якутия). Выборка исследования включала в себя представителей коренных народов Якутии: саха, эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей, долган. Этническая идентичность определялась путем самоопределения с помощью вопроса в паспорте анкеты: «Укажите свою национальность». Общее количество респондентов -586, от 12 до 79 лет. Из них 209 мужчин, 417 женщин. Следует отметить, что выборка была набрана случайным образом в общеобразовательных учреждениях, в трудовых коллективах, в социальных учреждениях и т. п.

В исследовании применялась методика «Кто Я?». Суть данной методики заключается в определении различных видов идентичностей с помощью ответов на вопрос «Кто Я?» [Kuhn, McPartland]. Отличительной особенностью данной методики является ее многообразие и возможность использовать несколько вариантов обработки исходя из эмпирической гипотезы исследования. В нашем исследовании инструкция была следующая: «Мы благодарим Вас за участие в нашем исследовании и просим дать 20 ответов на вопрос: «Кто я?».

В анализе содержательных характеристик идентичности нами были введены новые критерии: идентичность с природным миром и расовая идентичность. Таким образом, обработка результатов проводилась по следующим критериям: идентичность с природным миром; глобальная, полоро-левая, религиозная, расовая, этническая, семейная, профессиональная, социальная идентичности; гражданская идентичность, которая состоит из 3 уровней (российская, республиканская, локальная/местная идентичность), а также личностные

качества, объединяющие следующие компоненты: физическое Я, эмоциональное Я, волевое Я, когнитивное Я, коммуникативное Я, материальное Я, рефлексивное Я.

Отдельно был проведен анализ характеристик первых трех рангов с целью выявления значимых характеристик структуры Я-концепции и наиболее часто упоминаемых самоопределений. Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью контент-анализа по статистической программе SEO, применялся t-критерий Стьюден-та и ранжирование наиболее часто упоминаемых характеристик.

Контент-анализ выявил следующие результаты. Для наглядности приведем в таблице показатели по каждой категории Я-концепции в процентах.

Наиболее выраженными являются личностные характеристики, прежде всего у следующих компонентов личностных характеристик - рефлексивное Я, эмоциональное Я и коммуникативное Я. Следует отметить, что личностные характеристики объясняют больше половины процента самоописаний. Данное соотношение показывает высокий уровень рефлексивности респондентов. Авторы методики Manford H. Kuhn, Thomas S. McPartland считали, что высокие показатели по личностным характеристикам свидетельствуют о высоком уровне рефлексии [Kuhn, McPartland]. Подобные результаты получают многие ученые, использующую данную методику в своих работах. Так, в исследовании этнической идентичности русских

Анализ катего]

и армянских школьников выраженность личностных характеристик (персональная идентичность) имеет наибольшее значение [Катвалян, Костро-мина]. В исследовании Я-концепции народа саха выраженность личностных характеристик (рефлексивного Я) также имеет большую выраженность [Егорова, Нафанаилова]. Развитие самоанализа, рефлексии является одним из основных показателей личностного развития. Методика «Кто Я?» позволяет анализировать ее значение в структуре Я-концепции личности.

На второй позиции по выраженности - семейная идентичность. До октябрьской революции 1917 г. коренные народы Якутии жили родовым строем. Вся жизнь человека проходила в кругу семьи, трудовая деятельность чаще всего продолжала семейный род деятельности. Для саха признаками зрелого человека являлось семейное положение - создание собственной семьи [Федорова]. Изменения в семейном устройстве начали происходить в советское время, которые сильнее коснулись коренных народов Крайнего Севера: эвенов, эвенков, чукчей, юкагиров, долган. Данные изменения были связаны с введением интернатной системы обучения детей кочующих семей. Исследователи считают, что в интернате дети, оторванные от родной семьи, родного языка и привычных условий жизни дистанцировались от родной культуры [Попов; Марфусалова]: «Таким образом, школа стала тормозить трансляцию этнокультурных ценностей, накопленных предыдущими поко-

Таблица

й Я-концепции

Категории идентичности Показатели (в %)

Идентичность с природным миром 1,13

Глобальная идентичность 1,31

Полоролевая идентичность 1,29

Религиозная идентичность 0,27

Гражданская идентичность: 1,49

Российская идентичность 0,93

Республиканская идентичность 0,0

Локальная идентичность 0,56

Расовая идентичность 0,04

Этническая идентичность 1,57

Семейная идентичность 17,84

Профессиональная идентичность 14,82

Социальная идентичность 2,93

Личностные характеристики: 57,34

Физическое Я 7,47

Эмоциональное Я 12,94

Волевое Я 6,16

Когнитивное Я 5,10

Коммуникативное Я 10,39

Материальное Я 1,13

Рефлексивное Я 14,14

лениями» [Марфусалова: 42]. Если сделать более детальный анализ категории «семейная идентичность» по национальному признаку, то картина следующая - для представителей народа саха семейная идентичность занимает по выраженности 2-ю позицию, а для коренных народов Крайнего Севера - 3-ю позицию. Здесь мы видим, что последствия социальных изменений, происшедших более полувека назад, мы наблюдаем сегодня.

Далее по выраженности следует профессиональная идентичность. В нашей интерпретации данная категория объединяет как профессиональные (я врач, я пожарный и т. д.), так и деятельност-ные характеристики (я работоспособный, я умею ремонтировать машины и т. д.). Данная категория также является одной из наиболее часто встречающихся категорий Я-концепции [Катвалян, Костро-мина; Егорова, Нафанаилова].

Остальные категории идентичности имеют значительный отрыв по выраженности от третьей позиции. Социальная идентичность имеет значение 2,93 %, этническая идентичность - 1,57 %, гражданская идентичность - 1,49 %. Следует пояснить, что республиканская идентичность, являющаяся компонентом гражданской идентичности, не выявлена. Таким образом, жители Якутии отмечают, что они являются жителями конкретных населенных пунктов или районов и гражданами России. Локальная идентичность, на которую указывал А.Г. Новиков под термином «аласный менталитет», является для личности более значимым, чем республиканский менталитет. А.Г. Новиков считает, что у саха имело место существование закрытых сообществ согласно территории проживания [Новиков]. Для кочующих народов Крайнего Севера территория, к которой они имели духовную привязанность, связана с миграционной траекторией северного оленя и зачастую охватывает огромные территории.

Рассмотрим оставшиеся категории Я-концепции. Глобальная идентичность имеет значение 1,31 %, идентичность с природным миром - 1,13 %, религиозная идентичность - 0,27 %, расовая идентичность - 0,04 %. Как мы видим, идентичность с природным миром представлена в Я-концепции личности, но не имеет сильной выраженности. Данный факт вполне закономерен, так как личность - это продукт социальной природы человека. Отсюда они сильнее проявлены в Я-концепции. К тому же следует учитывать, что в Я-концепции отражаются только осознаваемые качества личности.

С целью выявления ведущих категорий идентичности был проведен анализ первых трех ответов (рангов) респондентов. При анализе Я-концепции с точки зрения значимых компонентов происходят изменения в её структуре. Так, наиболее выраженной становится семейная идентичность, далее личностные характеристики и за-

мыкает первую тройку профессиональная идентичность. Выраженность компонентов личностных характеристик не имеет различий от предыдущей таблицы. Исключение составляют компоненты -физическое Я и волевое Я. Если в общей совокупности ответов по выраженности волевое Я преобладало над физическим Я, то при анализе первых трех рангов ответов респондентов более выраженным является физическое Я.

Таким образом, ведущей категорией Я-концепции коренных народов севера является семейная идентичность. В принципе, на этом анализ значимых компонентов Я-концепции можно завершить, но нас интересует выраженность категории идентичности с природным миром. Здесь выраженность идентичности с природным миром составляет 0,37 %, то есть также не является ведущей категорией идентичности.

Среди первых трех рангов ответов не выявлены следующие категории - религиозная идентичность и расовая идентичность. Этот факт говорит о том, что данные категории идентичности не имеют существенного значения в Я-концепции коренных народов.

Для дальнейшего анализа сначала все ответы респондентов разделим по критерию - субъективные и объективные характеристики. Субъективные характеристики - это самоописания, в которых респонденты оценивают себя. К объективным характеристикам в свою очередь относятся самоописания, констатирующие определенные факты. В нашем исследовании выявлено, что субъективных характеристик намного больше, чем объективных. Существуют статистически значимые различия между этими компонентами Я-концепции по ^критерию Стьюдента (р - 0,03). Т.В. Румянцева, предложившая свой вариант методики, считает, что наличие большого количества личностных характеристик говорит о степени восприятия своей индивидуальности [Иванова, Румянцева].

Данное разделение было нам необходимо для анализа 10 наиболее часто встречающихся субъективных характеристик. Приведем их в порядке возрастания ранга: трудолюбивый; добрый; веселый; честный; выносливый; умный; целеустремленный; сострадательный; скромный; общительный. Наиболее часто встречающимися являются характеристики, описывающие не физические особенности или профессиональные и семейные роли, а личностные качества. Рассмотрим каждую характеристику по отдельности.

Качество «трудолюбивый» в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова трактуется как «любящий труд» [Ожегов]. В переводе на якутский язык данное качество приобретает значения «хочет работать» и «работоспособный» [Русско-якутский словарь]. Таким образом, здесь имеется не только мо-тивационный элемент, но также навыки и умения

человека и его физическое состояние. Хрупкий мир вечной мерзлоты, медленная восстанавливаемость экологических ресурсов способствовали тому, что испокон веков люди селились в отдалении друг от друга. В таких условиях широкие знания, разнообразие трудовых навыков человека являлись гарантом выживаемости. Таким образом, здесь важным является целеустремленность и выносливость, которые в нашем исследовании также являются наиболее часто встречаемыми характеристиками.

Следующее качество - добрый. В словаре С.И. Ожегова данное качество описывается следующим образом: «делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества» [Ожегов: 186]. На якутском языке все синономические характеристики слова «добрый» обобщаются и дается оценка «хороший». Значимость отзывчивости и сострадательности для коренных народов подтверждается также тем, что в первую десятку наиболее часто указываемых самоописаний попадает качество «сострадательный». Взаимопомощь и взаимоподдержка являются неписаными правилами поведения в суровых условиях северного края. До сегодняшнего дня в северных регионах, не только в Якутии, сохранился обычай оставлять в охотничьих избушках запасы дров, соли и спичек для путников, которые могут нуждаться в них. Качество «честный», которое также является одним из наиболее часто упоминаемых черт, характеризи-рует взаимоподдержку и взаимопомощь с другого ракурса. Если анализировать пример, который мы приводили, то данный поступок основывается на эмпатии и честности.

Если черту личности «веселый» трактовать как радостный, оживленный, то получится один смысл. Если же трактовать как жизнерадостный, то получится другой смысл. В русско-якутском словаре даются две трактовки, с одной стороны - жизнерадостный, с другой стороны - забавный. Если рассматривать аспект жизнерадостный, то в принципе оно достаточно гармонично вписывается в образ человека, живущего в суровых условиях, неприхотливого, умеющего довольствоваться малым и радоваться жизни. Подобных описаний коренных народов Якутии в записках русских первопроходцев и ученых достаточное количество [Богораз, Линденау]. Если рассматривать веселый как забавный, то оно выбивается из данного образа. Анализ литературы также не выявил значение данного качества в менталитете коренных народов. Таким образом, можно предположить, что здесь веселый понимается скорее как жизнерадостный.

Следующее качество - умный. Здесь хотелось бы дать пояснение слова умный на якутском языке и его использование в обыденной жизни. Умный в русско-якутском словаре переводится также как рассудительный [Русско-якутский словарь]. «Саха-лыы толкуйдаах/ сахалыы ей» (по-якутски думает/

якутский ум) выражение, используемое в обыденной жизни и обозначающее рассудительность человека. Отсюда можно предположить, что в нашем случае респонденты делали акцент именно на рассудительности. А.П. Оконешникова в своем исследовании выявила, что якутские дети являются более скромными, чем русские дети [Оконешни-кова]. И.С. Портнягин пишет о том, что северного человека с детства учили скромности и честности. Скромность считалась лучшим украшением молодости, а честность придает человеку уверенности [Портнягин]. Общительность замыкает первую десятку черт личности, используемых респондентами в самом описании. Для того чтобы объяснить значимость данной черты личности в менталитете коренных народов, приведем в качестве примера народную традицию - не принято благодарить за еду, так как это считается долгом каждого человека, но принято благодарить за хороший разговор. Описания, подтверждающие данную традицию, существуют как в записках XIX в. [Маак], так и в современное время [Брагина].

Как мы видим, эмпатия как свойство личности имеет огромное значение в менталитете коренных народов Якутии. Значимость эмпатии как качества личности обусловлена субъектным отношением к природному миру. В традиционном мировоззрении природные объекты умеют чувствовать и понимать, и их интерпретация возможна только при наличии потребности человека почувствовать природный мир.

Таким образом, результаты нашего исследования подтверждают гипотезу о том, что в Я-концепции коренных народов Якутии представлена идентичность с природным миром. Данная категория идентичности не имеет ярко выраженной значимости в структуре Я-концепции и это объясняется социальной природой человека. Идентичность с природным миром как основа связывает и объясняет характеристики Я-концепции.

Примечания

1 Из доклада «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире». URL: https:// rda.worldskills.ru/project/future-skills (10.02.2020).

2 По данным официального сайта Правительства Республики Саха (Якутия). URL: https:// www.sakha.gov.ru/o-respublike-saha--kutiya-/ obschiesvedeniya (28.12.2019).

Список литературы

Богораз В.Г. Краткий очерк об исследовании чукоч Колымского края // Известия Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества. Иркутск, 1899. Т. 30. С. 1-51.

Брагина Д.Г. Трансформация традиционной культуры якутов (конец ХХ - начало XXI в.). Новосибирск: Наука, 2016. 128 с.

Дерябо C.Д. Феномен субъектификации природных объектов: автереф. дис. ... докт. психол. наук. Москва, 2002. 39 с.

Егорова A.И., Нафанаилова M.C. Образ «Я» в структуре Я-концепции народа саха // Наука и образование. 2007. № 2. С. 114-119.

Елисеева Н.Д. Влияние географических и климатических особенностей Якутии на менталитет коренных народов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 2. С. 127-132.

Иванова Н.Л., Румянцева Т.Е. Социальная идентичность: теория и практика. М.: Современный гуманитарный университет, 2009. 453 c.

Катвалян A. 3., Костромина C.H. Этническая идентичность в структуре Я-концепции подростков (на примере русских и армянских школьников) // Вестник Южно-Уральского университета. Серия: Психология. 2018. Т. 11, № 2. С. 83-93.

Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVII в.). Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1983. 176 с.

Маак Р.К. Вилюйский округ Якутской области. СПб: Типография и хромолитография А. Транше-ля, 1887. Ч. 3. 192 с.

Марфусалова A.Д. Мудрость экотрадиций северян. Якутск: Якутский филиал изд-ва СО РАН, 2002. 107 с.

Новиков A.r. О менталитете народа саха. Якутск: Изд-во Аналитического центра при Президенте РС(Я), 1995. 141 с.

Ожегов C.И. Словарь русского языка. 13-ое изд. испр. М.: Русский язык, 1981. 816 с.

Оконешникова A.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: автореф. дис. ... докт. психол. наук. Москва, 1986. 32 с.

Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера. Якутск: Бичик, 2000. 64 с.

ПортнягинИ..C. Этнопедагогика «Кут-сур». М.: Academia, 1999. 164 с.

Резников Е.Н. Психологический облик русских (на материале исследования жителей Костромской области). М.: Институт психологии РАН, 2014. 510 с.

Рубинштейн CM. Человек и мир. СПб.: Питер, 2012. 224 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Русско-якутский словарь / под ред. П.С. Афанасьева, Л.Н. Харитонова. М.: Советская энциклопедия, 1968. 720 с.

Cмирнова Ж.Г. Влияние географического положения и климатических особенностей на национальный характер русских // Вестник славянских культур. 2008. № 3-4 (10). С. 137-141.

Cухарев A.B. Развитие русской ментальности. М.: Институт психологии РАН, 2017. 398 с.

Федорова Л.И. Этнопедагогические традиции нравственного воспитания. Якутск: Изд-во ИП-КРО, 1997. 104 с.

Kuhn Manford H., McPartland Thomas S. Empirical Investigation of Self-Attitudes. American

Sociological Review, 1954, vol. 19, № 1, pp. 68-76. DOI: 10.2307/2088175

References

Bogoraz V.G. Kratkij ocherk ob issledovanii chukoch Kolymskogo kraja [A brief essay on the study of the chukchi Kolyma region]. Izvestija Vostochno-Sibirskogo otdela Russkogo geograficheskogo obshhestva [News of the East Siberian Department of the Russian Geographical Society]. Irkutsk, 1899, vol. 30, pp. 1-51. (In Russ.)

Bragina D.G. Transformacija tradicionnoj kul'tury jakutov (konec XX - nachalo XXI v.) [Transformation of the traditional yakut kulture (XX-XXI senturys)]. Novosibirsk: Nauka Publ., 2016, 128 p. (In Russ.)

Deijabo S.D. Fenomen subektifikacii prirodnyh obektov [The phenomenon of subjectification natural objects]: avteref. dis. ... dokt. psihol. nauk. Moscow, 2002, 39 p. (In Russ.)

Egorova A.I., Nafanailova M.S. Obraz «Ja» v strukture Ja-koncepcii naroda saha [The image of the "I" in the structure of the Self-concept of the sakha people]. Nauka i obrazovanie [Science and education], 2007, № 2, pp. 114-119. (In Russ.)

Eliseeva N.D. Vlijanie geograficheskih i klimaticheskih osobennostej Jakutii na mentalitet korennyh narodov [The influence of geographic and climatic characteristics of Yakutia on the mentality of the indigenous peoples]. Vestnik KGPU im. V.P. Astafeva, 2017, № 2, pp. 127-132. (In Russ.)

Ivanova N.L., Rumjanceva T.V Social'naja identichnost': teorija ipraktika [Social identity: theory and practice]. Moscow, Sovremennyj gumanitarnyj universitet Publ., 2009, 453 p. (In Russ.)

Katvaljan A.Je., Kostromina S.N. Jetnicheskaja identichnost' v strukture Ja - koncepcii podrostkov (na primere russkih i armjanskih shkol'nikov) [Ethnic identity in the structure of the adolescent Self - concept (using the example of russian and armenian schoolchildren)]. Vestnik Juzhno-Ural'skogo universiteta. Serija: Psihologija [Bulletin of the South Ural University. Series: Psychology], 2018, vol. 11, № 2, pp. 83-93. (In Russ.)

Lindenau Ja.I. Opisanie narodov Sibiri (pervaja polovinaXVII v.) [Description of the peoples of Siberia (the first half of the XVII century.)]. Magadan, Publ. Magadanskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1983, 176 p. (In Russ.)

Maak R.K. Viljujskij okrug Jakutskoj oblasti [Vilyuysky district of the Yakut region]. Sant Peterburg, Publ. Tipografija i hromolitografija A. Transhelja, 1887, vol. 3, 192 p. (In Russ.)

Marfusalova A.D. Mudrost' jekotradicij severjan [The wisdom of ecological traditions of the northern peoples]. Yakutsk, Publ. Yakutskij filial izdatel'stva SO RAN, 2002, 107 p. (In Russ.)

Novikov A.G. O mentalitete naroda saha [About the mentality of the Sakha people]. Yakutsk, Publ.

Izd-vo analiticheskogo centra pri Prezidente RS(Ya), 1995, 141 p. (In Russ.)

Ozhegov S.I. Slovar' russkogo jazyka, 13-oe izd. ispravlennoe [Dictionary of the russian language]. Moscow, Russkij jazyk Publ., 1981, 816 p. (In Russ.)

Okoneshnikova A.P. Mezhjetnicheskoe vosprijatie i ponimanie ljud'mi drug druga [People's interethnic perception and understanding of each other]: avtoref. dis. ... dokt. psihol. nauk. Moscow, 1986, 32 p. (In Russ.)

Popov B.N. Kul'tura semejnogo vospitanija narodov Severa [Culture of family education of the peoples of the north]. Yakutsk, Bichik Publ., 2000, 64 p. (In Russ.)

Portnjagin I.S. Jetnopedagogika «Kut-sur» [Ethnopedagogics "Kut-sur"]. Moscow, Academia Publ., 1999, 164 p. (In Russ.)

Reznikov E.N. Psihologicheskij oblik russkih (na materiale issledlovanija zhitelej Kostromskoj oblasti) [Psychological appearance of Russians (based on the research of residents of the Kostroma region)].

Moscow, Institut psihologii RAN Publ., 2014, 510 p. (In Russ.)

Rubinshtejn S.L. Chelovekimir [Man and the world]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2012, 224 p. (In Russ.)

Russko-jakutskij slovar' [Русско-якутский словарь], ed. by P.S. Afanas'ev, L.N. Haritonov. Moscow, Sovetskajajenciklopedija Publ., 1968, 720 p. (In Russ.)

Smirnova Zh.G. Vlijanie geograficheskogo polozhenija i klimaticheskih osobennostej na nacional'nyj harakter russkih [Influence of geographical location and climate features on the national character of russians]. Vestnik slavjanskih kul'tur [Bulletin of Slavic cultures], 2008, № 3-4 (10), pp. 137-141. (In Russ.)

Suharev A.V. Razvitie russkoj mental'nosti [Development of the Russian mentality]. Moscow, Institut psihologii RAN Publ., 2017, 398 p. (In Russ.)

Fedorova L.I. Jetnopedagogicheskie tradicii nravstvennogo vospitanija [Ethno-pedagogical traditions of moral education]. Yakutsk, IPKRO Publ., 1997, 104 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.