Научная статья на тему 'Влияние географических и климатических особенностей Якутии на менталитет коренных народов'

Влияние географических и климатических особенностей Якутии на менталитет коренных народов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1689
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛИТЕТ / ФОРМИРОВАНИЕ МЕНТАЛИТЕТА / КЛИМАТИЧЕСКИЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / РЕЗКО КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ КЛИМАТ / ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА / СУБЪЕКТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / ПАТРИОТИЗМ / ОТЗЫВЧИВОСТЬ / MENTALITY / MENTALITY FORMATION / CLIMATIC AND GEOGRAPHICAL FACTORS / SHARPLY CONTINENTAL CLIMATE / PERMAFROST / THE SUBJECT ATTITUDE TO NATURE / PATRIOTISM / RESPONSIVENESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Елисеева Наталья Дмитриевна

Проведен анализ по исследованию влияния климатических и географических факторов на менталитет. В качестве объекта исследования определен регион с уникальными условиями Республика Саха (Якутия). Выявлено, что суровые условия сформировали почитание к природному миру. В менталитете коренных народов оно выразилось в субъектном отношении к природе, восприятию природы как активного участника в жизнедеятельности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF GEOGRAPHICAL AND CLIMATIC CHARACTERISTICS OF YAKUTIA ON THE MENTALITY OF INDIGENOUS PEOPLES

The article presents an analysis of the influence of climatic and geographical factors on mentality. The Republic of Sakha (Yakutia), the region with unique conditions, is defined as the object of research. It was revealed that harsh conditions had formed veneration for the natural world. In the mentality of indigenous peoples, it was expressed in the subject attitude to nature, the perception of nature as an active participant in human life.

Текст научной работы на тему «Влияние географических и климатических особенностей Якутии на менталитет коренных народов»

ВЛИЯНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ И КЛИМАТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЯКУТИИ НА МЕНТАЛИТЕТ КОРЕННЫХ НАРОДОВ

THE INFLUENCE OF GEOGRAPHICAL

AND CLIMATIC CHARACTERISTICS OF YAKUTIA

ON THE MENTALITY OF INDIGENOUS PEOPLES

Н.Д. Елисеева N.D. Eliseeva

Менталитет, формирование менталитета, климатические и географические факторы, резко континентальный климат, вечная мерзлота, субъектное отношение к природе, патриотизм, отзывчивость. Проведен анализ по исследованию влияния климатических и географических факторов на менталитет. В качестве объекта исследования определен регион с уникальными условиями - Республика Саха (Якутия). Выявлено, что суровые условия сформировали почитание к природному миру. В менталитете коренных народов оно выразилось в субъектном отношении к природе, восприятию природы как активного участника в жизнедеятельности человека.

Mentality, mentality formation, climatic and geographical factors, sharply continental climate, permafrost, the subject attitude to nature, patriotism, responsiveness.

The article presents an analysis of the influence of climatic and geographical factors on mentality. The Republic of Sakha (Yakutia), the region with unique conditions, is defined as the object of research. It was revealed that harsh conditions had formed veneration for the natural world. In the mentality of indigenous peoples, it was expressed in the subject attitude to nature, the perception of nature as an active participant in human life.

В последние годы в психологии все большую значимость приобретает категория менталитета. Несмотря на долгую историю развития в науке, в психологии понятие «менталитет» начало использоваться сравнительно недавно. Равитие взглядов на менталитет можно условно разделить на три этапа: на первом этапе менталитет изучался через понятия «этническое сознание», «психика народа» и т.п. На втором этапе в рамках школы анналов было оформлено понятие «ментальность», которую понимали как представления о мире, о людях и т.п., которые, в свою очередь, управляют человеком. На третьем этапе менталитет становится предметом изучения таких наук, как психология, социология и этнология [Буянова, 2006].

Актуальность темы определяется тем, что в исследовательских работах не до конца решен вопрос о структуре менталитета, роли и значимости различных факторов, формирующих

менталитет народа. Значимость исследования также обусловливается социально-экономическим развитием регионов России: развитием мегапро-ектов, внедрением инновационных методов и форм работы в хозяйственную деятельность. Данная статья является первой из цикла работ по исследованию социально-психологических детерминант менталитета многонационального муль-тикультурного общества. Основываясь на единстве мнения исследователей о формировании менталитета народов в уникальной среде, которая включает климатические, географические, исторические, социальные и другие факторы, мы предприняли попытку анализа влияния двух базовых - климатических и географических - факторов на менталитет.

Методом исследования является теоретический анализ этнографических, социологических и психологических исследований. Новизна работы заключается в поиске общих и уникальных

d га

0

ь

X

1 га m Е-U

CL

<

о ^ о о ^ h о я

EÎ Ш tS О Рч

га

§

о §

х

%

«

о га :г s

ь

L

<с n га с

«

S Д

H

и ш м

особенностей в менталитете разных народов, проживающих в одном регионе, сформированных схожими климато-географическими условиями. В качестве примера будут анализированы природные условия одного из уникальных регионов России и мира - Якутии, полное наименование которого Республика Саха (Якутия).

Якутия является самой большой административно-территориальной единицей в мире. Она занимает почти весь северо-восток Азиатского материка; протяженность с юга на север составляет 2 500 км, с запада на восток - на 2 000 км. Площадь республики более 3 млн кв. км (1/6 часть территории России). Свыше 40 % территории находится за полярным кругом. Территория лежит в трех часовых поясах. Большую часть занимают горы и плоскогорья, на долю которых приходится более % ее поверхности, и лишь % расположена на низменности. Самая высокая точка - гора Победа (3 147 м). Якутия - один из наиболее речных (700 тыс. рек и речек) и озерных (свыше 800 тыс.) регионов России. Общая протяженность всех ее рек составляет около 2 млн км. Большая часть территории Саха (Якутии) расположена в зоне средней тайги, которая к северу сменяется зонами лесотундры и тундры. Леса занимают около 4/б территории.

Резко континентальный климат Якутии определяется географическим положением на северо-востоке Азии. Сезон с температурами ниже 0°С длится с октября по апрель. Минимальные температуры воздуха -55...-65°С. Лето на большей части Якутии теплое, солнечное, хотя и короткое. Максимальная температура, отмеченная в Якутске, доходила до +38°С. В целом климат летом в Центральной Якутии засушлив, несмотря на то, что к этому времени года количество осадков возрастает. На севере температуры значительно ниже (в дельте Лены около +7°С). Переходные периоды - весна и осень - очень короткие.

Якутия - край вечной мерзлоты. Летнего тепла хватает лишь для того, чтобы верхний слой почвы оттаял на глубину 1-3 м. Вечная мерзлота оказывает сильнейшее влияние на все природные процессы. С ней приходится считаться и в хозяйственной деятельности. Малейшее изме-

нение ландшафта оборачивается таянием вечной мерзлоты, что приводит к гибели растительного и животного миров (по данным официального сайта Республики Саха (Якутия)).

Уникальная природа с ее суровыми условиями сформировала неповторимый характер коренных народов Якутии: саха, эвенов, эвенков, чукчей, юкагиров и долган.

Отличительной особенностью коренных народов Якутии является отсутствие природопреоб-разующей деятельности, что связано с высокой чувствительностью и медленной восстанавливаемостью среды обитания. Коренные жители Якутии считают себя частью природы, ее детьми. В этом есть большое значение - коренной житель относится к типу людей, потребляющих, а не преобразующих природный мир. Об этом пишет А.Д. Марфусалова в работе «Мудрость эко-традиций северян» (2002). Человек берет из природы то, что ему нужно, при этом он не пытается восполнить ресурсы природы [Марфусалова, 2002]. Как правило, встречаясь с трудностями, обусловленными природными катаклизмами (наводнение, засуха, пожары, нашествие насекомых, портящих угодья и т.п.), человек принимал их как должное и не пытался управлять ими. Зачастую это служило гибелью скота и самих людей. Стратегия поведения людей была приспособляющейся к условиям природы. Учитывая географические (более 3 млн кв. км) и климатические условия (резко континентальный климат) данная стратегия была более адаптивной.

Специфический тип отношений человека с природой формирует своеобразную экологическую культуру. В каждом отдельном случае они существуют в виде специфического набора конкретных норм, идеалов, стереотипов, регулирующих взаимоотношение «человек - природа». «Экологичность представляет собой соответствие сознания и поведения людей особенностям территории в виде устойчивых стереотипов, которые передавались столетиями и, как всякая культурная традиция, носили преемственный характер и были направлены на сохранение окружающей среды обитания» [Максимов, 1993, с. 123].

В течение многих веков коренными народами Якутии были отобраны обычаи и традиции, регулирующие взаимодействия человека с природным миром. Перечислим некоторые из них: запреты на добычу большего количества, чем нужно для пропитания, на забой самок и детенышей животных, сопряженность охотничьих сезонов с брачным циклом животных, запреты на игры детей с добычей, не плевать в воду, не копать землю, не разрушать ее поверхность, не ломать деревья, вырывая с корнем, не рвать цветы, травы, ягель, иначе земля превратится в пыль и все живое на земле погибнет, и т.п. Также правила обустройства хозяйственной деятельности способствовали сохранению хрупкого природного мира. Деление угодий по родам и семьям способствовало сохранению популяций промысловых животных. Площадь охотничьих, сенокосных угодий и маршруты миграций оленей определялись низкой продуктивностью тайги и тундры. Бережное отношение к природному миру, помимо традиций в ведении хозяйственной деятельности, способствовало появлению анимизма в религиозных воззрениях коренных народов.

В мифологии северных народов - долганов, эвенов и эвенков - существует три мира: верхний, населенный божествами, средний, в котором живут люди, и нижний, в котором живут злые духи. Эвены обожествляют небо, солнце, грозу, молнию, град. Они почитают свою землю, горы, реки, тайгу, животных. Живая природа -источник существования эвена, потому она считается священной. Так что предметом эвенской религии является не природа вообще, а вполне определенная родная природа, окружающая эвенов. Эвенская религия является языческой и политэистической.

Юкагиры представляли, что все живое и неживое имеет душу, своего духа-хранителя. Эти духи бывают видимые и невидимые. Последние появляются в исключительных случаях, когда человек нарушает табу, и тогда совершившего какое-то преступление в отношении объекта природы ждет кара. К примеру, один из видов пушистой гусеницы юкагиры называют «Илэн нуннии» - дух-хранитель оленя. У человека,

убившего эту гусеницу, обязательно погибнут олени. Но, исключая мифологию народа саха, у северных народов нет четких границ и описаний божеств [Абрамова, Неустроев, 2003; Марфуса-лова, 2002].

Религиозное представление народа саха -кут-сур. «Религия белых айыы сформировала менталитет народа саха» [Портнягин, с. 4]. Анимизм окружающего мира был возведен до сложного социального уровня. Духи окружающего мира, в отличие от древнегреческого анимизма, были разделены не только по видам и формам животного и растительного мира. Конкретные озера, горы, реки, аласы и т.п. имели своих конкретных духов. Одним из ярких примеров одушевления природы является наличие целой системы словесных табу. По представлениям коренных жителей, слово может влиять на неодушевленные предметы. Словесные запреты в присутствии разных духов-хозяев - явление очень широко распространенное. В наши дни также сохранился запрет на произношение имени той местности, в которой в данный момент живешь или находишься, так как на это оскорбляется дух-хозяин урочища.

Таким образом, религиозные воззрения сводились к почитанию окружающего мира, а природа в понимании коренных народов выступала в качестве такого же сознательного и активного субъекта, как сам человек. Здесь целесообразно вводить понятие «субъектное отношение к природе». С.Л. Рубинштейн считал, что человек, познавая мир, влияет на него, мир, в свою очередь, приобретая «сущность», оказывает влияние на самого человека. Последователи субъектного подхода, развивая идею активности и формирования субъекта говорят о его саомооргранизирующем, самодетерминирующем начале [Абульханова, 2000; Брушлинский, 1996; Почтарева, 2016]. Естественно, природный мир не может быть субъектом в полном его понимании, на это указывал Рубинштейн, но в то же время он считал, что сведение природы к простым материальным законам физики не является правильным подходом: «Однако природа в целом не сводится к одной лишь материи,

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

О Й

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

0

1 к

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

Д

н и

щ м

не определяется исключительно материально. Природа - Музыка, Вселенная, круговорот стихии и их все более высокая гармония. Природа - как стихийное - гроза, рокот моря, буря, мощь. Гармоничность - покой и спокойствие, упорядоченность и ясность для человека... И еще - опять иное - нежность и тепло жизни -иной покой, иная радость - любовь к ребенку, женщине, к своей семье, к своим близким - любовь к ближнему в ее непосредственных природных формах - природное в человеке» [Рубинштейн, 1997, с. 38] Далее он различает несколько ипостасей отношений человека с окружающим миром: Человек и Вселенная; Человек и Природа; Человек и Мир; Человек и Действительность; Жизнь человека - в мире, в природе, в человечестве, в других людях [Там же].

Субъектное отношение к природе народа саха выражается в восприятии природы как живого, полноправного, активного участника жизнедеятельности человека. Факты субъектного отношения к природе также можно увидеть в топонимике. Так, изучая эвено-эвенкийскую топонимику, В.А. Кейметинов приходит к выводу о том, что нет ни одной местности, которая была бы названа в честь какого-либо человека или указывала бы на это. Автор, считает, что это связано с тем, что земля никогда не была чьей-то собственностью и закрепление ее за отдельными людьми могло бы привезти к конфликтам с окружающими. Тем самым демонстрируется стремление народа к сохранению мира и отсутствию враждебности [Кейметинов]. Хотя, на наш взгляд, данный факт скорее обусловлен отношением к природе, признанием ее субъектности.

Субъектное отношение к природе нашло отражение в фольклоре. У всех коренных народов Якутии существует огромное количество произведений, рассказанных как бы от лица животного, растения, и/или обращения к ним как к собеседнику. Яркое проявление данного феномена наблюдается в народной поэзии, в частности в стихотворениях, обращенных к духам. В этих стихотворениях авторы воспринимают себя частью окружающей среды. Сопоставляя себя с тем или иным природным явлением, человек

приобщается к его силе и мудрости. Другим видом поэзии, одухотворяющей природу, являются песни, посвященные воспеванию природы. Природа, будучи источником всякого богатства, существует исключительно для человека и неотделима от его жизни и трудовой деятельности.

Еще одной важной характеристикой менталитета коренных народов Якутии, сформировавшейся под влиянием природно-климатических условий, является отзывчивость. Экстремальные условия труда и быта, огромная территория способствовали сотрудничеству и взаимопомощи. Взаимопомощь являлась незыблемым требованием. В подтверждение можно привести существующий неписаный закон об оставлении запаса еды и дров в зимовье охотника для заблудившихся в тайге и тундре. Эта традиция сохранилась и по сегодняшний день. Северяне особенно жалеют и поддерживают бедняков, одиноких людей, пострадавших от различных бедствий.

А.Г. Новиков считает, что у коренных народов Якутии в зависимости от специфики ареала проживания и условий хозяйственной деятельности были сформированы особенности менталитета [Новиков, 1996]. Так, саха, выбравшие местом проживания аласы (поляны), отличаются хозяйственностью, склонностью планировать будущее. Особенностью аласного менталитета является сильный патриотизм к малой родине и менее выраженный общереспубликанский и общероссийский патриотизм. Для саха любовь к родным местам стоит выше, чем любовь к родине в целом. В.Л. Серошевский считает, что родовой строй саха продиктован не кровными связями, а единым хозяйством и ареалом проживания [Серошевский, 1993]. Эвены, юкагиры, долганы, проживающие в тундре и в тайге, кочующие за своими оленями, не имеют сильной привязанности к конкретным местам. Чукчи, проживающие на берегу Северного Ледовитого океана и промышляющие оленеводством и рыболовством, также не имеют привязанности к конкретным местам, кроме того, они отличаются безразличием к материальному накопительству [Новиков, Пудов, 2005].

Таким образом, можем предположить, что особенностью менталитета коренных народов Якутии является «субъектное отношение к природе». Системообразующей характеристикой, объединяющей менталитет коренных народов Якутии, является уважение - к природе, другому народу, другой личности, себе, - основанное на субъектном отношении к природе. Данное утверждение требует дополнительного анализа, что будет являться продолжением нашей работы.

Библиографический список

1. Абульханова К.А., Рубинштейн С.Л. - ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000. С. 13-27.

2. Абрамова М.А., Неустроев Н.Д. Гуманистические представления в культуре народов Якутии. М.: Academia, 2003. 216 с.

3. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.; Воронеж, 1996. 392 с.

4. Буянова Ю.В. История исследования понятия «менталитет» в зарубежной психологии // История отечественной и мировой психологической мысли: постигая прошлое, понимать настоящее и предвидеть будущее. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2006. С. 168-171.

5. Кейметинов В.А. Проявление толерантности и философии ненасилия в эвено-эвенкийских топонимах // Терпимость: идея и традиции:

материалы Междунар. науч. конф. «Через толерантность к взаимопониманию и миру», Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН. С. 80-82.

6. Максимов Г.Н. Географическая среда этноса и его экологический императив // Экологические традиции аборигенов Севера в интересах выживания человечества. Якутск: Изд-во ИПЭС СО РАН, 1993. С. 122-124.

7. Марфусалова А.Д. Мудрость экотрадиций северян. Якутск, 2002.

8. Мифология народов Якутии: сб. науч. тр. / ред. Е.Ф. Молотков. Якутск, 1980. 96 с.

9. Новиков А.Г. О менталитете саха. Якутск: Изд-во Аналитического центра при Президенте РС(Я), 1996. 145 с.

10. Новиков А.Г., Пудов А.Г. Менталитет северян в контексте циркумпулярной цивилизации. Якутск: Изд-во Якут. ун-та, 2005. 178 с.

11. Портнягин И.С. Этнопедагогика «Кут-сур». М.: Academia, 1999. 164 с.

12. Почтарева Е.Ю. Самодетерминация педагогической деятельности в субъект-субъектной парадигме образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 3 (37). С. 217-219.

13. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 191 с.

14. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. М., 1993. 736 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. URL: https://www.sakha.gov.ru/o-respublike

<С £

ti pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

о й

3

ш Е-

S

о

Рч

W

13

о §

к

о

W :г s

ъ

I—

<с п

W

с

S

д

н

U

W М

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.