Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ'

ПРОЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
165
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ / ЭМПАТИЯ / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дворцова Елена Валерьевна, Ягунова Ольга Петровна

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвящённого поиску взаимосвязи эмпатии с эмоциональным выгоранием у медицинских работников. Раскрываются подходы к определению эмпатии и эмоционального выгорания в научной психологической литературе. Описаны используемые методы и методики исследования, охарактеризована выборка. Эмпатия представлена как важный инструмент, способствующий оптимизации лечебного процесса и гармонизации взаимоотношений в диаде «врач-пациент». На примере выборки, состоящей из 70 медицинских работников стационара хирургического профиля, раскрыты основные аспекты синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), его зависимости от эмпатии, а также стажа и возраста респондентов с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дворцова Елена Валерьевна, Ягунова Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIFESTATION OF BURNOUT SYNDROME IN MEDICAL WORKERS

The article presents the results of an empirical study on the search for the relationship between empathy and emotional burnout among medical workers. Approaches to the definition of empathy and emotional burnout in the scientific psychological literature are revealed. The methods and techniques used for the study are described, and the sample is characterized. Empathy is presented as an important tool for optimizing the treatment process and harmonizing relationships in the doctor-patient dyad. On the example of a sample of 70 medical workers of a surgical hospital, the main aspects of the burnout syndrome (BSЕ), its dependence on empathy, as well as the length of service and age of the respondents are revealed using the Pearson correlation coefficient.

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ»

11. Civil and patriotic education students by means of excursion activities in Russia in the second half of XIX - early XX centuries / N.V. Tarasova, E.A. Nikitina, O.V. Chernishova [etc.] // Былые годы. Российский исторический журнал. - 2014. -№ 32(2). - Pp. 262-265

12. Mayer, J.D. What is emotiona intelligence? / J.D. Mayer, P. Salovey / Emotional development and emotional Intelligence: Educational Implications. - New York: Perseus Books Group, 1997. - Pp. 3-31

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Дворцова Елена Валерьевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); студент направление «Психология» Ягунова Ольга Петровна Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ПРОЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвящённого поиску взаимосвязи эмпатии с эмоциональным выгоранием у медицинских работников. Раскрываются подходы к определению эмпатии и эмоционального выгорания в научной психологической литературе. Описаны используемые методы и методики исследования, охарактеризована выборка. Эмпатия представлена как важный инструмент, способствующий оптимизации лечебного процесса и гармонизации взаимоотношений в диаде «врач-пациент». На примере выборки, состоящей из 70 медицинских работников стационара хирургического профиля, раскрыты основные аспекты синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), его зависимости от эмпатии, а также стажа и возраста респондентов с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

Ключевые слова: медицинские работники, эмпатия, синдром эмоционального выгорания, деперсонализация, профессиональный кризис.

Annotation. The article presents the results of an empirical study on the search for the relationship between empathy and emotional burnout among medical workers. Approaches to the definition of empathy and emotional burnout in the scientific psychological literature are revealed. The methods and techniques used for the study are described, and the sample is characterized. Empathy is presented as an important tool for optimizing the treatment process and harmonizing relationships in the doctor-patient dyad. On the example of a sample of 70 medical workers of a surgical hospital, the main aspects of the burnout syndrome (BSE), its dependence on empathy, as well as the length of service and age of the respondents are revealed using the Pearson correlation coefficient.

Key words: medical workers, empathy, burnout syndrome, depersonalization, professional crisis.

Введение. Со времени введения в научное пространство концепции синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), прошло более 50 лет, и за это время в ее структуре произошли кардинальные изменения во многом благодаря тому, что ВОЗ признало ее глобальной социально-психологической проблемой. А включение СЭВ в МКБ-10, закрепило за ней официальный нозологический статус. Экономические и нозологические статистические данные отражают ситуацию, сложившуюся в российском и мировом здравоохранении, в частности распространенность выгорания в различных когортах составила от 42,5% до 67%, а экономический ущерб, нанесенный СЭВ, позволяет говорить о интенсивном оттоке кадров из здравоохранения (до 60% ежегодно) и «экономической неэффективности» специалистов, с диагностированными симптомами выгорания [9]. К причинам, вызывающим СЭВ можно отнести: выраженные психоэмоциональные нагрузки, стрессогенный фактор дефицита времени, нарушение цикла «сон-бодрствование», личная ответственность за здоровье пациента, конфликт врачебной этики и правовых требований на фоне этического плюрализма, рост автономии пациента. Сочетанное действие этих факторов активирует механизмы защиты, и психической регуляции, приводя, в конечном итоге, к манифестации симптоматики. Вопрос же, степени разработанности концепции, этиологии и генеза СЭВ, а также его воздействие на терапевтический альянс, и динамику его когнитивной и эмоциональной составляющей, определило актуальность нашего эмпирического поиска.

Изложение основного материала статьи. Согласно МКБ-10, «эмоциональное выгорание - это синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен. Он характеризуется тремя признаками: ощущением мотивационного или физического истощения; дистанцированием от профессиональных обязанностей, чувством негативизма, и цинизмом к профессиональным обязанностям; а также снижением работоспособности» [8]. Это определение похоже на трехкомпонентную концепцию К. Маслач, которая включает эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений [10]. То есть, при развитии СЭВ на первый план выступают чувство усталости, вспышки гнева, агрессии, впоследствии сменяющимися утратой интереса к работе и привычному ритму жизни. Деперсонализация проявляется в виде дефицитарности эмоций и чувств при общении с близкими, коллегами, больными, ощущением отсутствия мыслей в голове, ухудшения памяти, восприятием окружающей обстановки и собственных действий в формальной плоскости. Редукция личностных достижений характеризуется негативной оценкой своей компетентности, отсутствием мотивации к рабочему процессу.

В качестве личностных детерминант, служащих преморбидным фоном СЭВ, Ташлыков В.А., Morse, G. выделяют: тревожность, невротическую и пограничную симптоматику, перфекционизм, эмоциональную лабильность, низкий адаптогенный ресурс и низкую стресс-реактивность [7, 9]. Кроме того, способствуют выгоранию, по мнению Исаевой Е.Р., Гуреевой И.Л. следующие факторы: труд в сфере «Человек-Человек», стаж, возраст, особенности понимания личной ответственности, коммуникативная компетентность, высокий уровень эмпатии.

Попытки определить роль эмоциональной десенсибилизации и емкости эмпатийного ресурса, в структуре СЭВ делаются с момента введения термина в обиход. Так, еще К. Маслач говорила о снижении уровня эмпатии при СЭВ, со смещением фокуса внимания на свои переживания. [10]. Позднее, этот тезис был подтвержден Н.А. Шевкуновой и А.Г. Ицковым, которыми исследовалась корреляция между эмпатией и выраженностью СЭВ. Однако, имеются работы, в которых излагается противоположная точка зрения о том, СЭВ высокой степени выраженности сопутствует внушительный эмпатийный ресурс в когорге испытуемых помогающих профессий [2, 9]. Мы считаем мнение Р. Кочюнас [5] о том, что

эмпатия отрицательно коррелирует с СЭВ, достаточно перспективно и показательно для прояснения ее природы, особенностей квалификационной деформации, и профессионального кризиса медицинских работников. Актуальность этой проблемы, ее значимость для современного здравоохранения, определили выбор темы и цели исследования, заключающейся в поиске взаимосвязи эмпатии и эмоционального выгорания у медицинских работников.

Объектом нашего исследования послужила профессиональная деятельность медицинских работников. Предметом выступила взаимосвязь эмпатии и эмоционального выгорания у медицинских работников. Мы выдвинули гипотезу о том, что между эмоциональным выгоранием и эмпатией у медицинских работников существует значимая взаимосвязь, а именно: чем выше эмоциональное выгорание, тем ниже эмпатия. Для достижения поставленной цели и проверки поставленной гипотезы мы использовали методы: теоретический анализ научно-психологической литературы, профессиографический анализ деятельности, психодиагностическое тестирование и методы математико-статистической обработки данных (первичные описательные статистики, корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Пирсона).

Были использованы психодиагностические методики: Многофакторный опросник эмпатии М. Дэвиса, 1Ы в адаптации Т.Д. Карягиной, 2013; методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, 1996; методика «Определение психического выгорания» А.А. Рукавишникова, 2001; «Опросник профессионального выгорания МВ1» К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой, 2007. Выборку исследования составили: 70 медицинских работников ГБУЗ «НГКБ № 29 им. А.А. Луцика» г. Новокузнецка, из них 31 врач и 39 сотрудников среднего звена. Средний возраст респондентов составил 42,38±13,88 лет, среднее значение стажа работы - 18,61± 14,38 года.

Полученные данные о возрасте испытуемых были ранжированы в соответствии с периодизацией возрастного развития Б.Г. Ананьева [1]. Результаты показали, что подавляющее большинство респондентов относятся к первому периоду среднего возраста (22-35 лет) - 38%, и второму периоду среднего возраста (36-60 лет) - 47,1%. Процент пожилых людей (61-75 лет) составил 12,8% выборки.

Для исследования стажа показатели были условно разделены на 5 периодов: 1 период - 1-10 лет, 2 период - 11-20 лет, 3 период - 21-30 лет, 4 период - 31-40 лет, 5 период - 41-55 лет. Было установлено, что большая часть испытуемых (30,2 и 38,5%) работают в системе здравоохранения не более 20 лет. Продолжительность же трудовой деятельности трети (10,2%, 8,5%, 12,8%) участников эксперимента составляла от 31 года до 55 лет.

Результаты диагностики эмпатии приведены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностики эмпатии по методикам В.В. Бойко и М. Дэвиса

Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко

Суммарный показатель уровня эмпатии Рациональный канал Эмоциональный канал Интуитивный канал Установки Проникающая способность Идентификация

Средние показатели и стандартное отклонение 15,99±4,72 2,12±1,21 3,07±1,61 2,34±1,52 2,97±1,23 3,18±1,39 2,28±1,33

Многофакто рный опросник эмпатии М. Дэвиса, !Ю

Децентрация Сопереживание Эмпатическая забота Эмпатический дистресс

Нормы интерпретации в % Низкий уровень 14,2% 31,4% 8,7% 24,3%

Средний уровень 71,6% 62,9% 64,2% 57,2%

Высокий уровень 14,2% 5,7% 27,1% 18,5%

Тестирование выборки с помощью диагностического инструмента В.В. Бойко показало, что среднее значение шкалы «Суммарный уровень эмпатии» находится в пределах заниженного уровня (15,99±4,72). Также, низкие показатели были выявлены для шкал «Рациональный канал» (2,12±1,21), «Интуитивный канал» (2,34±1,52), «Установки» (2,97±1,23) и «Идентификация» (2,28±1,33). Значения, соответствующие среднему уровню эмпатии были определены для компонентов «Эмоциональный канал» (3,07±1,61) и «Проникающая способность» (3,18±1,39).

Результаты, полученные с помощью опросника М. Дэвиса позволили диагностировать низкий и средний уровни эмпатии у более чем 50% респондентов. Менее трети испытуемых демонстрировали низкие значения по шкалам: «Сопереживание» (31,4%), «Эмпатический дистресс» (24,3%), «Децентрация» (14,2%), и «Эмпатическая забота» (8,7%). Процент лиц, с высокими бальными оценками по шкалам «Эмпатическая забота», «Эмпатический дистресс», составил 27,1%, 18,5%, соответственно. Полученные данные позволяют говорить об эмпатийном дефиците и низкой ресурсной составляющей таких качеств, как забота, сопереживание, чуткость, сострадание.

Обратимся к результатам диагностики эмоционального выгорания (Таблица 2).

Таблица 2

Результаты диагностики эмоционального выгорания по методикам А.А. Рукавишникова и K. Маслач

Методика «Определение психического выгорания» А.А. Рукавишникова

Индекс психического выгорания ИПв Психоэмоциональное истощение Личностное отдаление Снижение проф. мотивации

Средние показатели и стандартное отклонение 74,3±30,00 28,74±13,67 25,62±11,63 19,97±8,73

Методика «Опросник профессионального выгорания МВ!» K. Маслач и С. Джексон

Эмоциональное истощение Деперсонализация Редукция профессиональных достижений

Диапазон интерпретации субшкал в % Низкий уровень 31,5% 31,5% 24,3%

Средний уровень 40,0% 42,8% 25,7%

Высокий уровень 28,5% 25,7% 50,0%

Как видно из таблицы, по всем компонентам опросника А.А. Рукавишникова значение эмоционального выгорания относится к среднему диапазону. Это означает, что интенсифицикация симптомов СЭВ происходит эпизодически, провоцируя раздражительность, агрессию, по отношению к пациентам, отсутствие мотивации рабочему процессу. Вместе с тем, эти периоды эмоционального и волевого упадка нивелируются при вмешательстве посторонних факторов и их обратимость говорит о благоприятном течении СЭВ. Но, в тоже время, процент лиц, со средними и высокими значениями по шкалам «Эмоциональное истощение» и «Деперсонализация» составил более 60% для каждой шкалы (опросник K. Маслач и С. Джексон). Высокий уровень редукции профессиональных достижений был диагностирован у 50% сотрудников. То есть, большая часть испытуемых находится в состоянии профессионального кризиса, эмоционального утомления и деструкции личностных ресурсов.

В ходе корреляционного анализа мы обнаружены отрицательные взаимосвязи между шкалами «Деперсонализация» (K. Маслач) и «Суммарный показатель эмпатии» (В.В. Бойко) (r = -0,252; р<0,05), а также сильная отрицательная связь обнаружена между деперсонализацией и эмпатической заботой (М. Дэвис) (r = -0,316, р<0,01). Иными словами, чем выше показатель деперсонализации, тем ниже эмпатийный ресурс личности. В классической психиатрии под деперсонализацией понимается психопатологический симптом, включающий расстройство самовосприятия личности, отчуждение психических свойств «я-участвующего» от «я-наблюдающего», дефицитарность эмоций и чувств, минимизацией социальных связей. Бабанов С.А. подчеркивает роль деперсонализации, в контексте проявления «профессиональных неврозов медицинских работников». Орел В.Е. напротив, утверждает, что деперсонализация при СЭВ проявляется не в «разрушении структур личности и полном ее распаде», а в сбое механизмов адаптации и снижении нервно-психической устойчивости [6]. В этой связи важно упомянуть о компенсаторных механизмах психики, в которых деперсонализация, по-видимому инициирует формирование приспособительных реакций и сознательного контроля эмоций, способствуя развитию когнитивного и аффективного компонента.

Но развитие приспособительных реакций, повышение коммуникативной компетентности и рост квалификационного опыта, в условиях стресса и эмоциональных перегрузок, требует многолетней практики на передовой современной медицины. Это мнение подтверждает наше исследование в котором выявлены взаимосвязи между шкалой «Деперсонализация» и возрастом r = -0,286, а также, стажем r = -0,296, на уровне р<0,05. Другими словами, молодые специалисты подвержены деперсонализации и на это должна быть веская причина. И, как было отмечено выше, среднее значение стажа составляет 18,6±14,3 лет, а 38% опрошенных находятся в возрасте до 35 лет, и две трети работают в медицине меньше 20 лет. Это согласуется с данными С.А. Игумнова с соавт., и Ю.А Парфёнова с соавт., которые обнаружили высокий уровень СЭВ у врачей, проработавших в медицине более 5, но менее 20 лет [3, 4]. По-видимому, эмпатия, занимающая не самое главное место на начальных этапах СЭВ, в ходе его прогрессирования выступает в качестве озлокачествляющего фактора.

Это положение подтверждается нашими результатами, которые говорят о взаимосвязи между шкалой «Эмпатический дистресс» и возрастом r = 0,338, а также, стажем r = 0,334 на уровне статистической значимости 99%. То есть, чем дольше специалист работает в медицине, тем сложнее ему дается коммуникация и тем чаще негативные чувства, раздражения, тревоги, беспокойства, вызывают желание свести к необходимому минимуму участие в аnamnesis morbi пациента.

Также, нами были выявлены сильные отрицательные взаимосвязи между шкалой «Эмпатическая забота» (В.В. Бойко) и параметрами опросника А.А. Рукавишникова («Индекс психического выгорания» r = -0,419, р<0,01, «Личностное отдаление» r = -0,427, «Психоэмоциональное истощение» r=-0,325, при р<0,01). Помимо этого, эмпатическая забота отрицательно коррелирует с системным индексом перегорания (r = -0,284) и эмоциональным истощением (r = -0,284) на уровне значимости 95% (K. Маслач). Кроме того, выявленная нами отрицательная связь между «Редукцией профессиональных достижений» и «Эмпатическим дистрессом» (r=-0,379; р<0,01) говорит о том, что чем выше негативная оценка своей компетентности, тем менее выраженнее раздражение, тревога, беспокойство, возникающие при оказании медицинской помощи пациенту. Шкала эмпатическая забота, иллюстрирующая такие черты, как способность проявлять теплоту, сострадание, беспокойство о ближнем, готовность помочь, которые цементируют альянс «врач-пациент», можно считать ненициированными у абсолютного большинства выборки.

Выводы. Подводя итоги нашего анализа, можно констатировать тот факт, что проведенное исследование позволило обнаружить симптомы эмоционального выгорания и низкий и средний уровень эмпатии у более чем половины выборки.

Это говорит о том, что у испытуемых сочетаются признаки эмпатийного дефицита, деструкции личностных достижений, и негативного отношения к работе. Кроме того нами было установлено, что эмоциональное выгорание в большинстве случаев отрицательно коррелирует с показателями эмпатии, а также стажем и возрастом. У превалирующей части исследуемого контингента обнаружены признаки СЭВ и профессионального кризиса, проявляющегося в ощущении потери своей профессиональной идентичности, избегании эмоционально значимых факторов, неспособности к сочувствию, черствости, низкой эмоциональной чувствительности. Заявленная в начале исследования гипотеза о том, что между эмоциональным выгоранием и эмпатией существует значимая отрицательная взаимосвязь нашла свое подтверждение.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: под ред. А.А. Бодалева Б.Ф. Ломова. В 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1980. - 232 с. - [Электронный ресурс]. - URL: https://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_izbrannye-trudy_t 1_1980Я^Д/(дата обращения: 26.03.2023).

2. Дворцова, Е.В. Выгорание и эмпатия в социономических профессиях на разных стадиях профессионализации / Е.В. Дворцова, И.А. Чувашова // revolution.allbest.ru, 2013. - URL: https://revolution.allbest.ru/psychology/01213019_0.html?ysclid=ldbfhl8nzl268837671 (дата обращения: 22.03.2023).

3. Игумнов, С.А. Проявления синдрома «эмоционального выгорания» у врачей-наркологов Беларуси / С.А. Игумнов, И.А. Дук, В.Н. Склема, М.М. Скугаревская // Медицинский журнал. - 2008. - № 2. - С. 37-40

4. Возрастная специфика профессионального стресса у врачей-специалистов разного профиля / Парфёнов Ю.А., Белов В.Г., Цой В.С., Пахомов А.А., [и др.] // Успехи геронтологии. - 2012. - № 4. - С. 729-735

5. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия / Р. Кочюнас. - М.: Академический Проект, 2009. - 352 c.

6. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел. - М.: Институт психологии РАН, - 2005. - 329 c.

7. Ташлыков, В.А. Психология лечебного процесса / В.А. Ташлыков. - Л.: Медицина. - 1984. - 191 с.

8. Burn-out an «occupational phenomenon»: International Classification of Deseases. World Health Organisation [Cited 2023, March 28] Avaliable from: https://www.who.int/news/item/28-05-2019-burn-out-an-occupational-phenomenon-international-classification-of-diseases

9. Morse, G. Burnout in mental health services: A review of the problem and its remediation / G. Morse, M.P. Salyers, A.L. Rollins et al. // Administration and Policy in Mental Health and Mental Health Services Research. - 2012. - Vol. 39 (5). -P. 341-352

10. Professional Burnout: Recent Developments In Theory And Research / ed. by W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. -Washington DC: Taylor & Francis, 1993. - 312 р.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Дворцова Елена Валерьевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк);

специалист научного отдела Васильев Илья Андреевич

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ВЛИЯНИЕ ТРЕНИНГА НА КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГОВ СЛУЖЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТАДИИ АДЕПТА

Аннотация. В статье описаны результаты научного эксперимента,доказывающего, чтопсихологический тренинг повышает коммуникативные профессионально-важные качества психологов служебной деятельности на стадии адепта. Раскрывается определение коммуникативных профессионально-важных качеств и психологического тренинга как метода влияния. Описаны используемые методы исследования, охарактеризована выборка. Представлены результаты эмпирического исследования и производится анализ эксперимента по выявлению влияния тренинга на коммуникативные качества испытуемых.

Ключевые слова: психологический эксперимент, психологический тренинг, коммуникативные профессионально-важные качества, студенты-психологи.

Annotation: The article describes the results of a scientific experiment, the influence of psychological training increases the communicative professionally important qualities of psychologists of professional activity at the adept stage. The definition of communicative professionally important qualities and psychological training as a method of influence is revealed. The research methods used are described, the sample is characterized. The results of an empirical study are presented and an analysis of the experiment of influence on the communicative qualities of the subjects is carried out.

Key words: psychological experiment, psychological training, communicative professionally important qualities, psychology students.

Введение. Будущий специалист-психолог проходит большое количество препятствий на своём пути. Они затрагивают все аспекты личности, так как профессия психолога подразумевает, в первую очередь, исследование и познание себя, чтобы в последствие помогать другим. Поэтому на стадии адепта психологам нужно как можно больше работать именно с собой и своими профессионально-важными качествами.

Но, несомненно, из списка этих качества выбивается несколько, которые подходят любому психологу независимо от его направления и специальности. Это коммуникативные профессионально-важные качества.

Коммуникация меду людьми это одна из основ построения взаимоотношений в обществе. С помощью общения люди познают не только друг друга, но и себя. Также коммуникация очень важна при работе с людьми и напрямую будет влиять на эффективность этой работы.

Поэтому на стадии адепта (стадии профессионализации, когда будущий субъект труда обучается профессии в профессиональном учебном заведении), когда формируется готовность будущего специалиста начать свою профессиональную деятельность, данная область профессионально-важных качеств должна быть хорошо развита и подготовлена. Но как показывает практика, не все выпускники-психологи имеют достаточно развитые коммуникативные качества на должном уровне по окончанию своего обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.