Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЕ СИМПТОМОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПРОЯВЛЕНИЕ СИМПТОМОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
550
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ / ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / РЕДУКЦИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / BURNOUT SYNDROME / PSYCHOEMOTIONAL EXHAUSTION / DEPERSONALIZATION / REDUCTION OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACHIEVEMENTS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сергеева И.А., Букатич А.А., Наумова А.В.

В статье приводятся результаты эмпирических исследований феномена эмоционального выгорания у студентов, обучающихся в режиме online. Установлено, что интегральный показатель выгорания колеблется в пределах средних значений. Однако отдельные компоненты СЭВ у исследуемой выборки находятся в стадии формирования, и, в частности, психоэмоциональное истощение и деперсонализация. Симптомы выгорания проявляются у студентов как на психофизиологическом, так и на психологическом уровне, затрагивая преимущественно эмоциональный и поведенческий компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сергеева И.А., Букатич А.А., Наумова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIFESTATION OF SYMPTOMS OF EMOTIONAL BURNOUT STUDENTS IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING

The article presents the results of empirical studies of the phenomenon of emotional burnout in students studying online. It is established that the integral burnout index varies within the average values. However, individual components of COMECON in the study sample are in the stage of formation, and, in particular, psychoemotional exhaustion and depersonalization. Symptoms of burnout are manifested in students both at the psychophysiological and psychological levels, affecting primarily emotional and behavioral components.

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЕ СИМПТОМОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

ПРОЯВЛЕНИЕ СИМПТОМОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

И.А. Сергеева, канд. биол. наук, доцент А.А. Букатич, студент А.В. Наумова, студент

Иркутский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Иркутск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11611

Аннотация. В статье приводятся результаты эмпирических исследований феномена эмоционального выгорания у студентов, обучающихся в режиме online. Установлено, что интегральный показатель выгорания колеблется в пределах средних значений. Однако отдельные компоненты СЭВ у исследуемой выборки находятся в стадии формирования, и, в частности, психоэмоциональное истощение и деперсонализация. Симптомы выгорания проявляются у студентов как на психофизиологическом, так и на психологическом уровне, затрагивая преимущественно эмоциональный и поведенческий компоненты.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, психоэмоциональное истощение, деперсонализация, редукция учебно-профессиональных достижений, обучающиеся.

Пандемия COVГО-19 за несколько месяцев внесла свои коррективы во все сферы жизнедеятельности человека. Впервые столкнувшись с продолжительной самоизоляцией, ограничением непосредственных контактов и передвижения; переводом учебы в режим онлайн, студенты испытали сильнейший стресс, связанный с необходимостью адаптации к новому формату обучения. Под влиянием интенсификации процесса обучения, необходимостью «быть на связи» и «в активной форме 24 часа в сутки», студенты стали испытывать усталость, снижение эмоционального тонуса, неудовлетворенность собой и деятельностью. Подобная симптоматика весьма характерна для синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).

В современной науке эмоциональное выгорание рассматривают как:

- «механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики в ответ на избранные психотравмирующие воздействия)» [1].

- профессиональную деформацию [2].

- специфическую форму профессиональной деструкции, приводящую к нарушению целостности личности, снижению ее устойчивости [3, 4].

Некоторые исследователи связывают синдром эмоционального выгорания с защитной реакцией на эмоциональный стресс [5, 6].

К. Маслач, исследуя когнитивные стратегии, направленные на преодоление эмоционального возбуждения, установила, что исследуемые ею феномены влияют на профессиональную идентификацию и поведение работника и связаны с индивидуальным пределом «эмоционального Я», внутренним психологическим опытом и негативным индивидуальным опытом [5]. Согласно концепции К. Маслач, синдром эмоционального выгорания включает три компонента:

1) психоэмоциональное истощение -это главная составляющая выгорания, проявляется в сниженном эмоциональном тонусе, потере интереса к окружающему, агрессивности;

2) деперсонализацию, выражающуюся в эмоциональной холодности по отношению к другим, негативизме;

3) редукцию профессиональных обязанностей - упрощение действий, связанных с деятельностью, снижение ценности собственного труда.

Цель данного исследования - изучить симптомы эмоционального выгорания у студентов, обучающихся в online-формате.

В данном исследовании приняли участие студенты 3 курса ИрГУПС. Выборка составила 27 человек в возрасте 20-22 лет.

В работе мы использовали методику «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» К. Маслач и С. Джексон в модификации Н.Е. Водопьяновой, а также «Шкалу оценки субъективной комфортности» А.Б. Леоновой, направленную на оценку степени субъективной комфортности переживаемого функционального состояния в данный момент времени. Оценку симптомов эмоционального выгорания

студентов проводили на психофизиологическом и психологическом уровнях [7].

В результате анализа данных выявлено, что интегральный показатель СЭВ у большинства студентов (80%) колеблется в пределах средних значений. Однако, следует отметить, что отдельные компоненты СЭВ у обучающихся - в стадии формирования. Так, высокий уровень психоэмоционального истощения зарегистрирован у 45% испытуемых, средний уровень - у 22% испытуемых (рис. 1), причем многие из них отмечали у себя пониженное самочувствие.

Низкий 33%

Высокий 45%

Средний 22%

Рис. 1. Уровень проявлений СЭВ у студентов на стадии психоэмоционального истощения

Лишь третья часть студентов не ощутила снижение эмоционального тонуса. Оценки по шкале субъективной комфортности находились в пределах 49-53 баллов,

что отражает ее приемлемый уровень и нормальное самочувствие.

Стадия деперсонализации отчетливо выражена почти у 60% респондентов (рис. 2).

Высокий 59%

Рис. 2. Уровень проявлений СЭВ у студентов на стадии деперсонализации

Необходимо отметить, что многие студенты исследуемой выборки поначалу очень активно включились в процесс обучения в данном формате. Однако чрезмерное участие в учебном процессе на нескольких платформах, большой объем обрабатываемой информации по разным

дисциплинам, а также неумение организовать свою деятельность, способствовали формированию второй фазы выгорания. На стадии редукции учебно-профессиональных достижений находятся 32% респондентов.

Низкий 25%

Высокий 32%

Средний 43%

Рис. 3. Уровень проявлений СЭВ у студентов на стадии редукции учебно-

профессиональных достижений

В соответствии с механизмом развития стресса, представленным Гансом Селье, когда присутствуют все три фазы - напряжения (мы обозначаем «перенапряжения»), резистентности и истощения, В.В. Бойко и другие авторы описали картину синдрома эмоционального выгорания, включающую ряд симптомов. Опираясь на сводную таблицу симптоматики СЭВ [7], мы попросили студентов в анкете отметить наличие тех симптомов, которые они заметили у себя к концу семестра (табл. 1).

Судя по отмеченной в анкетах симптоматики, около 60% студентов находится на первой стадии эмоционального выгорания - перенапряжения. На физиологическом уровне они испытывают чувство усталости, снижение тонуса, нуждаются в расслаблении и отдыхе. При этом почти 50% студентов неудовлетворены учебной деятельностью и собой.

Следует отметить, что 44% студентов по указанным симптомам, находятся на стадии резистентности.

Таблица 1. Выраженность симптомов эмоционального выгорания у студентов

Симптомы СЭВ в фазе перенапряжения

Компоненты

1

Когнитивный

'моциональныи

оведенческий

На психофизиологическом уровне

Интеллектуальное утомление (у 22%)

Чувство усталости, утомления. Снижение тонуса (у 60%)_

Потребность в расслаблении и отдыхе, организации частых перерывов (у 56%)

На психологическом уровне

Снижение концентрации внимания. памяти, ухудшение памяти (у 44%)

Тревожно-депрессивные проявления^ (у 26%)_

еудовлетворенность учебной деятельностью и собой (у 48%)_

Симптомы СЭВ в фазе резистентности

Компоненты

1

ш

Когнитивный

моциональный

оведенческий

На психофизиологическом уровне

Невозможность сосредоточиться снижение мыслительной активности

(у 44%)

Усиление необоснованного беспокойства, раздражительность, агрессивность (у 44%)

Стремление сократить обязанности, требующие эмоциональных затрат. Ограничение контактов и отношений (у 37%)_

На психологическом уровне

Понижение интереса к людям, новы] идеям и теориям. Предпочтение стандартов, шаблонов и рутины творчеству (у 37%)_

м Притупление нравственных чувств Снижение эмпатии. Потребность в самооправдании (у 26%)

Формальное отношение к учебе. Рационализация собственных неприемлемых поступков (у 30%)

Симптомы СЭВ в фазе истощения

Компоненты

1

Когнитивный

моциональный

оведенческий

На психофизиологическом уровне

Неспособность к целенаправленному вниманию, понижение интеллекта. Ригидность мышления (у 11%)

Падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы: психосоматические и психовегетативные нарушения (у 41%)_

Уменьшение активности. Отказ от участия в общественных мероприятиях. Снижение результативности учебной деятельности (у 56%)_

На психологическом уровне

Неосознанность разницы между экономичным проявлением эмоций и неадекватным избирательным реагированием (у 19%)

Пессимизм, черствость и цинизм, чувство безнадежности и личной беспо мощности. Безразличие к окружающим. Эмоциональная «глухота» (у 48%)_

Изоляция и непонимание окружающих. Неадекватное выборочное реагирование в ходе контактов с окружающими. Лично стная отстраненность. Потеря жизненных ориентиров (у 26%)_

На психофизиологическом уровне они отмечают у себя снижение концентрации внимания и мыслительной активности, усиление беспокойства и стремление ограничить эмоциональные контакты. На психологическом уровне отмечают притупление нравственных чувств и формальное отношение к учебной деятельности.

От 41 до 48% студентов отмечали у себя падение общего энергетического тонуса, психосоматические нарушения, пессимизм, появление чувства безнадежности и личной беспомощности, что свидетельст-

лее характерной для третьей фазы эмоционального выгорания.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что к концу семестра при дистанционном режиме обучения у студентов явно формируются признаки эмоционального выгорания, особенно такие его компоненты, как психоэмоциональное истощение и деперсонализация. Симптомы выгорания проявляются как на психофизиологическом, так и на психологическом уровне, затрагивая преимущественно эмоциональный и поведенческий компоненты.

вует о проявлении симптоматики, наибо-

Библиографический список

1. Бойко В.В. Энергия эмоций: 2-е изд. - М., 2004. - 473 с.

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром эмоционального выгорания. -СПб.:Питер, 2005. - 336 с.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М., 2005. - 329 с.

4. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. № 1. - С. 90-91.

5. Maslach C.M., Schaufeli W.B., Leiter M.P. Job burnout // Annual Review of Psychology. -2001. - Vol. 52. - Рр. 397-422.

6. Maslach C.M., Leiter M.P. «Burnout. In: Fink G, editor. Stress consequences: mental, neuropsychological and socioeconomic». - New York: Academic Press; 2010. - Pp. 726-729.

7. Sergeeva I.A., Kustova V.V., Varykhanova K.V. Correlation of «Emotional Burnout» and Various Forms of Empathy Manifestations for Teachers of Technical Higher Education Institutions // International Session on Factors of Regional Extensive Development (FRED 2019). Part of series Advances in Economics, Business and Management Research, January, 2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.atlantis-press.com/proceedings/fred-19/125931782

MANIFESTATION OF SYMPTOMS OF EMOTIONAL BURNOUT STUDENTS IN THE

CONTEXT OF DISTANCE LEARNING

I.A. Sergeeva, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor A.A. Bukatik, Student A.V. Naumova, Student

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Irkutsk State University of Railway Transport (Russia, Irkutsk)

Abstract. The article presents the results of empirical studies of the phenomenon of emotional burnout in students studying online. It is established that the integral burnout index varies within the average values. However, individual components of COMECON in the study sample are in the stage of formation, and, in particular, psychoemotional exhaustion and depersonalization. Symptoms of burnout are manifested in students both at the psychophysiological and psychological levels, affecting primarily emotional and behavioral components.

Keywords: burnout syndrome, psychoemotional exhaustion, depersonalization, reduction of educational and professional achievements, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.