Научная статья на тему 'Проявление русского национального характера в образе Андрея Соколова (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)'

Проявление русского национального характера в образе Андрея Соколова (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.А. Шолохов / «Судьба человека» / Великая Отечественная война / национальная идея / мужество / жертвенный героизм / M.A. Sholokhov / “The Fate of a Man” / the Great Patriotic War / national idea / courage / sacrificial heroism

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Малекзада Фахиз Джамила

В статье раскрывается специфика творческой реализации национальной идеи в произведении М. А. Шолохова «Судьба человека», посвященном героизму, проявленному русским народом в годы Великой Отечественной войны. Исследование направлено на раскрытие истинного смысла национальной идеи путем противопоставления ее фашизму в аспекте общечеловеческих моральных ценностей. Образ героя рассказа собирательный, таких, как Андрей Соколов, очень много. Шолохов показывает достоинство русского солдата, который даже в плену думает не о собственной жизни, а о Родине. В поступках героя воплощаются специфические черты русского характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manifestation of Russian national character in the image of Andrei Sokolov (based on the story “The Fate of a Man” by M.A. Sholokhov)

The article reveals the specifics of the creative realization of the national idea in M.A. Sholokhov's work “The Fate of a Man”, dedicated to the heroism shown by the Russian people during the Great Patriotic War. The study shows the true meaning of the national idea by contrasting it with fascism in the aspect of universal moral values. The image of the hero is collective, there are many such as Andrei Sokolov. Sholokhov shows the dignity of the Russian soldier, who even in captivity thinks not about his own life, but about the Motherland. The hero's actions embody specific features of the Russian character.

Текст научной работы на тему «Проявление русского национального характера в образе Андрея Соколова (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)»

Малекзада Фахиз Джамила

DOI 10.3749 2/ETN0.2023.71.2.003

Проявление русского национального характера в образе Андрея Соколова (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)

В статье раскрывается специфика творческой реализации национальной идеи в произведении М. А. Шолохова «Судьба человека», посвященном героизму, проявленному русским народом в годы Великой Отечественной войны. Исследование направлено на раскрытие истинного смысла национальной идеи путем противопоставления ее фашизму в аспекте общечеловеческих моральных ценностей. Образ героя рассказа собирательный, таких, как Андрей Соколов, очень много. Шолохов показывает достоинство русского солдата, который даже в плену думает не о собственной жизни, а о Родине. В поступках героя воплощаются специфические черты русского характера.

Ключевые слова: М.А. Шолохов; «Судьба человека»; Великая Отечественная война; национальная идея; мужество; жертвенный героизм.

Прежде всего рассмотрим определение характера. Характер может определяться как «индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности» [4, с. 1306] и как «(от греч. Charakter - черта, особенность) совокупность устойчивых особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая индивидуальные способы поведения. Отличительные черты характера определяется, прежде всего, волей и эмоциями» [1, с. 343].

«Русский характер, - писал А.Н. Толстой, - легкий, открытый, добродушный, жалостливый... когда жизнь не требует

Малекзада Фахиз Джамила,

преподаватель кафедры русского языка Кабульского университета (Кабул, Исламский Эмират Афганистан), Jamil_zadaJmahmad222@ gmail.com

его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда - русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, - не щадя себя, он не щадит и врага... В мелочах русский человек может быть несправедлив к себе и другим, отделаться шуточкой, там прихвастнуть, там прикинуться дурачком. Но справедливость в больших идеях и больших делах живет в нем неискоренимо. Во имя справедливости, во имя общего дела, во имя Родины, он, не подумав о себе, кинется в огонь» [10] .

Национальная идея в России рассматривается на государственном уровне как одна из составляющих самобытности страны и включает ценности, без которых невозможно будущее России. До революции национальной идеей и, по сути, законом русской жизни были «православие, самодержавие, народность». Во время Великой Отечественной войны национальная идея трансформируется в жизнь ради народа и Родины, идею их спасения и подразумевает преемственность вечных ценностей.

Истинная национальная идея выражает уровень духовной культуры, «устойчивое представление индивида об основополагающем прошлом, настоящем и будущем своей страны, мобилизующее на жизненные усилия, а также соответствующее состояние общественного сознания» [5, с. 13], что является критерием идентификации себя со своим народом, не имеющим ничего общего с насилием и превосходством над другими людьми и направленным на созидание, любовь, всестороннее совершенствование.

Принципы и приемы воссоздания характера различаются в зависимости от трагических, сатирических и других способов изображения жизни, от литературного рода произведения и жанра; они в большой мере определяют лицо литературного направления.

Национальный характер - это еще и «представление народа о самом себе, это безусловно важный элемент его народного самосознания, его совокупного этнического я. И представление это имеет поистине судьбоносное значение для его истории. Ведь точно так же, как отдельная личность, народ, в процессе своего развития формируя представление о себе, формирует себя самого и в этом смысле - свое будущее» [6, с. 860].

В.М. Соловьев отмечает: «О тайнах русской души сказано и написано очень много. Еще в древние времена иностранцы, попадая в Россию и общаясь с русскими, убеждались в том, что они часто ведут себя, мыслят и действуют иначе, чем ближащие их соседи. Русские несколько столетий остаются наиболее непонятными и загадочными» [9, с. 6]. «... Неоднократно отмечалось, что о тайнах русской души, как правило, особенно часто вспоминают тогда, когда страна оказывается на историческом переломе, когда народ в очередной раз испытывается на прочность и от него требуется колоссальные напряжение сил и жертвы» [9, с. 12].

«Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность, и связанное с нею искание абсолютного добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божием, - пишет Н.О. Лосский. - Совершенное добро без всякой примеси зла и несовершенств существует в Царстве Божием потому, что оно состоит из личностей, вполне осуществляющих в своем поведении две заповеди Иисуса Христа: любить Бога больше себя, и ближнего, как себя. Члены Царства Бо-жия совершенно свободны от эгоизма и потому они творят лишь абсолютные ценности, - нравственное добро, красоту, познание истины, блага неделимые и неистребимые, служащие всему миру» [3, с. 5]. И далее у него же: «Считая основным свойством русского народа христианскую религиозность и связанное с нею

искание абсолютного добра, я буду в следующих главах пытаться объяснить некоторые другие свойства русских людей связью с этою существенною чертою их характера» [3, с. 21].

В своих произведениях М.А. Шолохов показывает, что фашизм разрушителен, поскольку основан на злобе, зависти, ненависти, агрессии. Истинная национальная идея выражает уровень духовной культуры, «устойчивое представление индивида об основополагающем прошлом, настоящем и будущем своей страны, мобилизующее на жизненные усилия, а также соответствующее состояние общественного сознания» [5, с. 4].

Образ Андрея Соколова раскрывается как персонификация нации с характерным менталитетом и присущими русскому народу чертами. Н.А. Бердяев считал определяющим для русского духа умение сформировать в себе нравственную вертикаль, которая позволит в любых условиях оставаться Человеком. М.А. Шолохов проводит Андрея Соколова через множество жизненных испытаний, где персонаж не теряет достоинства, а совершает подвиг жертвенной любви, сострадания, мужества. Его образ изначально сопряжен с тяжелыми страданиями во имя других, которые возвышают его над всеми и приближают к Богу.

Л.Г. Сатарова видит связь образа Андрея Соколова с древнерусской традицией, выраженной в идее покровительства русской государственности. В имперской России имя Андрей воспринималось в контексте покровительства военно-морского флота [8, с. 3].

Плен Андрея Соколова напоминает судьбу тысяч его соотечественников. Плен рассматривается как особое состояние воина, где требуется сила духа, духовного сопротивления. И в плену главный герой продолжает думать о фронтовых товарищах, о невозможности защитить их. Андрей мужественно, с честью принимает

возможную смерть от врага, гордо поднявшись с земли, прямо смотрит в дуло винтовки, утверждая тем самым торжество русского духа: «никакой паники, ни сердечной робости в эту минуту у меня не было» [11, с. 264].

Автор произведения «Судьба человека» осуждает фашизм и не видит в нем проявления национальной идеи - жестокость воплощается не только в действиях Гитлера, но и в поступках конвоя, коменданта, инженера, солдат, воспринимающих пленных как рабов, целенаправленно ими уничтожаемых. Не случайно Э.Ф. Кондюрина видит в фашизме возрождение психологии рабовладельца, но не раба [2, с. 7].

Муки Андрея вызывают недоумение, что немцы, превратившие человека в «кусок окровавленного мяса», могут называться людьми. Нравственная победа героя над еще одной угрозой смерти, воспринимаемой им как радостное чудо, утверждает посредством стойкого желания жить величие русского духа: «Все-таки живой, живой я остался!..»

И в плену главный герой продолжает жить ради других, воспринимая себя частью народа как соборного целого. Гибель у него на глазах замученных людей вызывает в нем глубокое сожаление, что он не может помешать этой несправедливости, и остается только душевно разделить эти страдания: «Какие погибли замученные... в лагерях, - сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать» [11, с. 269].

Картины плена в Германии только усиливают этот смысл, представляя собой дальнейшую реализацию фашистской идеологии в действии. К человеку применялись крайние формы зверства, пыток, избиения, и сама личность, не имеющая никаких прав, воспринималась ниже животного: «И кулаками били, и ногами топтали, и резиновыми палками били, и всяческим железом» [11, с. 271]. Людей сжигали заживо: «Печей-то, на-

верно, на всех нас не хватало в Германии» [11, с. 271]. Захватчики искоренили из своего сознания ценность жизни человека, нормы отношений между людьми. Сам факт, что пленные относились ими к разряду низшей нации - русских - и продолжали оставаться в живых, могли чувствовать и видеть мир, был основанием для крайних форм жестокости, основной целью которых было забить до смерти: «Били за то, что ты - русский, за то, что на белый свет еще смотришь... чтобы захлебнулся своей последней кровью» [11, с. 271].

Идентификация Соколова в художественной концепции рассказа с русским народом соответствует правде жизни, преемственности во время Великой Отечественной войны глубинной традиции: любви к русскому человеку, восхищения его душевным миром, связанным с национальной почвой. Источником нравственных сил Андрея является богатырское начало, сохранившееся в нем, несмотря на исторические катаклизмы. Это качество воплощает самосознание народа, помогает главному герою оставаться в живых в невыносимых условиях.

Шолохов показывает динамику чувств своего героя. Соколов не страшится смерти, воспринимая ее как конец собственным мучениям, смиренно относится к ней. В то же время жизнь с ее непостижимой красотой Андрею нужна не для себя, а для жены, детей, народа, с которыми он себя идентифицирует. Как и во время пленения, усилием воли он побеждает в себе желание жить, исполнен мужественного принятия смерти.

Ведь Андрей Соколов - простой русский человек, казалось бы, что ему трудно будет сохранить свое достоинство и превосходство над Мюллером, а он наоборот достойно представляет собой борьбу идей, которая подается писателем посредством приема идеологизации сознания. В образе коменданта М.А. Шолохов делает

акцент на его «белесых глазах», отмечая его душевную пустоту. Лагерную жизнь Мюллер воспринимает как возможность поиздеваться над людьми, испытывая удовольствие от ежедневного «кровопускания» - изощренного избиения пленных.

Андрей Соколов - работящий человек, поглощенный заботами о семье, нежный муж и заботливый отец, находящий истинное счастье в тихих радостях и скромных успехах, которые не обходили стороной и его дом. Андрей Соколов олицетворяет те нравственные ценности, которые исконно присущи людям труда. В то же время в изображении Мюллера писатель сохраняет верность художественной правде о многогранности личности, находящейся в противостоянии добра и зла. Неоднозначность характера Мюллера проявляется в том, что в нем сочетается садизм и эстетство. Светлый интерьер комендантской, его красота в восприятии Соколова антагонизируют с миром адских мук военнопленных. С одной стороны, пространство сытости, изобилия, пьяного надменного веселья, удовольствия от насилия над людьми, страной, с другой - голод пленных, страдания и смерть.

До поединка Мюллер рассматривает Соколова как обезличенного представителя русского народа (первоначальное обращение - «русс Иван»). Нарастание мотива смерти в сцене конфликта персонажей сопряжено с мотивом обретения жизни. Богатырская сила Соколова, его физическая стойкость и воля доказали абсурдность теории фашизма о превосходстве рас. Внешнее насилие, смерть, пытки, плен, голод не превратили его в животное, не искоренили в нем русское начало и патриотизм. Андрей побеждает Мюллера и в его лице фашизм нравственно и духовно, отстояв русское достоинство, право считаться человеком: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю...

что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». В восприятии Мюллера человек, который смог устоять перед всеми соблазнами и угрозами, обладает самым ценным для него качеством - храбростью, делающей Андрея равным Мюллеру. Не случайно обращение «русс Иван» меняется в конце сцены на обращение «Соколов». Мюллер увидел в Андрее личность, но немецкий комендант не может понять, что храбрость не является положительной ценностью, если она используется для порабощения одной нации другой. Храбрость в сочетании с насилием и жестокостью теряет свое позитивное качество, поскольку перестает воплощать идею созидания жизни. Тихий героизм Соколова, напротив, несет данную идею: «и в плену можно бороться с врагом, только на духовном уровне, без оружия. дух русского православного человека бессмертен» [5, с. 6].

В рассказе жестокий мир фашизма противопоставлен миру русского фронтового братства, душевно сплоченных людей, осознающих значимость жизни друг друга. В пластике движений Соколова, сохранившего подсознательную привычку ожидать очередного избиения, писатель подвергает критике попытки захватчиков искоренить человечность.

Но вместо переживания ожидаемого счастья от встречи с семьей Андрей вновь погружается в мир страданий, где родной дом стал местом смерти для жены и дочерей. Чужая земля, от гнета которой Андрей пытался освободиться, становится приютом последнего родного человека. Нет семьи, но осталась Родина, любовь к которой Андрей также пронес через всю жизнь. Чувствуя единство народа, Андрей чуток к бедам и мальчика из народа, проявляя к нему, как к семье, сослуживцам, пленным, жертвенную любовь. Трагическое

прошлое семьи также едино с трагическим прошлым народа во время Великой Отечественной войны.

Произведение Шолохова написано в первой половине XX века, главный герой является человеком из народа, на его долю выпадают тяжелые испытания. У Шолохова герои проходят войну и плен. В плену особенно ярко проявляются такие черты характера его героя, как патриотизм, чувство собственного достоинства, храбрость, мужество, стойкость. у Соколова не было выбора, он принял все это как долг перед Родиной, народом. Пройдя испытания, в мирной жизни Соколов сохранил такие качества, как человеколюбие, умение сопереживать, любить, щедрость души и доброту, заботу о других, великодушие, сострадание.

Свои национальные герои были и у афганского народа. Хочу вспомнить об одном из них, известном нам из уроков истории - Вазире Мохаммеде Акбаре Хане. Вазир Акбар Хан был сыном правителя и одним из главных героев первой англо-афганской войны (18391842). Он руководил национальной партией в Кабуле в 1841-1842 гг. и уничтожил отряд Эльфинстона на перевале Гандамак. Акбар-хан стал эмиром Афганистана в мае 1842 г. и правил до 1843 года.

Возвращаясь к теме нашего исследования, отметим, что Шолохов выделяет следующие черты русского характера: героизм, патриотизм, стойкость, мужество, щедрость, человеколюбие, умение сопереживать, любить, щедрость души, доброту, заботу о других, великодушие, сострадание, трудолюбие, удаль, гордость, чувство собственного достоинства. Время накладывает свой отпечаток, но основные черты русского национального характера остаются прежними.

Литература:

1. Азимов А.Г, Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М.: Икар, 2009. 448 с.

2. Кондюрина Э.Ф. «Судьба человека» Михаила Шолохова (к вопросу о жанре рассказа) // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2007. № 2. С. 6-14.

3. Лосский Н.О. Характер русского народа. Frankfurt am Main: Посев. 1957. Кн. 1. 224 с.

4. Новый энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004. 1420 с .

5. Национальная идея России: в 6 т. М.: Научный эксперт, 2012. Т. 1. 752 с.

6. Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997. 960 с.

7. Осипов В.О. Величие и трагизм эпохи: к 90-летию со дня рождения М.А. Шолохова // Библиотека. 1994. № 12. С. 20-24.

8. Сатарова Л.Г. М. А. Шолохов в годы Великой Отечественной войны. Путь к рассказу «Судьба человека»: к 60-летию со дня публикации // Литература в школе. 2016. № 5. С. 3-4.

9. Соловьев В.М. Тайны русской души: вопросы. Ответы. Версии. 4-e изд., испр. и доп. М. : Русский язык, 2009. 144 с.

10. Толстой А.Н. Русский характер // Годы великой битвы. М.: Советский писатель. 1958. С. 728-732.

11. Шолохов М.А. Они сражались за Родину: главы из романа; Рассказы: Наука ненависти, Судьба человека. М.: Голос, 2001. 336 с.

Malekzada Fahiz Jamila,

Lecturer of the Chair of Russian Language, Kabul University

(Kabul, Islamic Emirate of Afghanistan), Jamil_zadajmahmad222@gmail.com

Manifestation of Russian national character in the image of Andrei Sokolov (based on the story "The Fate of a Man" by M.A. Sholokhov)

The article reveals the specifics of the creative realization of the national idea in M.A. Sholokhov's work "The Fate of a Man", dedicated to the heroism shown by the Russian people during the Great Patriotic War. The study shows the true meaning of the national idea by contrasting it with fascism in the aspect of universal moral values. The image of the hero is collective, there are many such as Andrei Sokolov. Sholokhov shows the dignity of the Russian soldier, who even in captivity thinks not about his own life, but about the Motherland. The hero's actions embody specific features of the Russian character.

Keywords: M.A. Sholokhov; "The Fate of a Man"; the Great Patriotic War; national idea; courage; sacrificial heroism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.