Научная статья на тему 'Проявление пантеизма в миниатюрах Франко- фламандской школы Часословов Жана Беррийского'

Проявление пантеизма в миниатюрах Франко- фламандской школы Часословов Жана Беррийского Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
111
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«международная» готика / часослов / иллюминирование / «міжнародна» готика / часослов / іллюмінірованіе

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кугушева А. Ю.

Статья посвящена рассмотрению форм проявления пантеистического мировоззрения позднего средневековья на примере иллюминированных рукописей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Прояв пантеїзму в мініатюрах франко-фламандської школи часослова Жана Беррійског

Стаття присвячена формам прояви пантеїстичного світогляду пізнього середньовіччя на прикладі ілюмінованих рукописів.

Текст научной работы на тему «Проявление пантеизма в миниатюрах Франко- фламандской школы Часословов Жана Беррийского»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 24 (63). 2011. №2. С. 134-139.

УДК 7.033.5

ПРОЯВЛЕНИЕ ПАНТЕИЗМА В МИНИАТЮРАХ ФРАНКО-ФЛАМАНДСКОЙ ШКОЛЫ ЧАСОСЛОВОВ ЖАНА БЕРРИЙСКОГО

Кугушееа А.Ю.

Статья посвящена рассмотрению форм проявления пантеистического мировоззрения позднего средневековья на примере иллюминированных рукописей.

Ключевые слова: «международная» готика, часослов, иллюминирование.

Предметом исследоваения являются миниатюры франко-фламандской школы. Цель исследования - выявить специфику художественных форм проявления пантеистического мировоззрения.

Годы разногласий и постоянной вражды, братоубийственных войн и восстаний стали фоном для развития искусства Франции XIV-XV веков. Период времени, предшествующий возникновению пантеистической философии Николая Кузанского, охватывает поздний этап развития готики, получившей название «международной» (или «интернациональной»). Для этого направления характерно предельное внимание к деталям, стремление передать облик земного мира наиболее точно. Подобное, почти религиозное отношение к природе не было случайным и впоследствии обрело зрелые формы в произведениях мастеров Северного Возрождения. Уже в этот период искусство становится своеобразной «формой универсума», настоящим образом мира, зеркалом природы и морали, истории и грядущих судеб человечества. Постепенное обмирщение религии, индивидуализация чувства веры приводят к созданию целого ряда произведений, предназначавшихся для церковного обихода, в которых светское начало преобладает над духовным. В качестве одного из наиболее ярких примеров этой тенденции следует назвать миниатюры, украшающие страницы молитвенников, или часословов.

Часословы (Heures) вошли в употребление в XIV столетии, а в XV в.получили широкое распространение. В сущности, это были молитвенники, предназначенные для светских особ, и состояли они обычно из фрагментов псалмов, молитв к Богородице и прочих религиозных текстов. Часто они начинались календарем, в котором каждый месяц был иллюстрирован двумя миниатюрами, одна из них представляла соответствующий знак зодиака, другая - связанные с этим месяцем занятия. За календарем следовали избранные части из Евангелия, молитвы к Богородице, иллюстрированные изображением Мадонны с младенцем и Богоматери Скорбящей. С часословом связывались также определенные иконографические мотивы. За календарем, отрывками из Евангелия и молитвами следовал свод библейских текстов для чтения на каждые часы (отсюда и название этих

молитвенников) дополненные псалмами и литаниями. В указанный период они стали именно произведениями искусства.

Произведения фламандских мастеров, оказавшихся во Франции, выполненные по заказу французских меценатов, относятся к французско-фламандской школе. Многие из миниатюр конца XIV в. и начала XV в., включенные в часословы, принадлежат к шедеврам франко-фламандского искусства иллюминирования (т.е. выполнения цветных миниатюр и орнаментаций в рукописных книгах) [5, с. 10-11].

Иногда часословы становились объектом коллекционирования, им давали условные названия, более относящиеся к формату, чем к богатству миниатюр: Petite Heures, Grandes Heures, Très Riches Heures. Три указанных молитвенника входили в богатое собрание рукописей герцога Беррийского [1, с. 310-311]. Видный деятель эпохи, Жан I Великолепный Беррийский (Jean de Berry, 1340 -1416), вошел в историю не только как покровитель молодого Карла VI, но и как большой ценитель искусств. Его библиотека уступала по богатству только королевской и насчитывала около трехсот иллюминированных рукописей. Наряду с античными авторами - Теренцием, Титом Ливием, Валерием Максимином - в ней находились переводы Боккаччо, особенно популярного в то время, а также выполненный по заказу перевод «Meditationes Vitae Christi» (Раздумья над жизнью Христа). Помимо рукописей, в собрании герцога Беррийского находились картины, скульптуры и предметы декоративно-прикладного искусства, приобретенные не только в качестве подарков, но и по заказу, путем прямого коллекционирования. Для герцога работали собранные при дворе художники, скульпторы, миниатюристы, а контакты, которые он устанавливал с итальянскими коллекционерами и торговцами, свидетельствовали о его культурном развитии и определенном художественном вкусе. Он велел также провести перепись своих коллекций. На сегодняшний день она является единственным сохранившимся источником информации о произведениях искусства той эпохи. В ней сохранились имена ряда художников, а среди них наиболее важные: Андре Боневё, Жакмар де Эсден, братья Лимбург.

Не пользуясь особым расположением со стороны короля, Жан Беррийский пребывал охотнее всего в собственных замках в Бурже, Мехюн-сюр-Иевр (Mehun-sur-Yevre) или Пуатье. До 1380 года он занимался в основном государственными делами и играл определенную роль в судьбе своего зятя, молодого короля Карла VI - поэтому проводил много времени в Париже. Однако достаточно жесткие политические разногласия помешали его дальнейшей деятельности. Франко-бургундский конфликт 1380 г., который превратился в войну домов, сделал жизнь герцога в Париже небезопасной. Он стал свидетелем уничтожения своей парижской резиденции. Ему удалось, однако, по счастливой случайности, спасти перед гибелью собранные произведения искусства и книги, благодаря тому, что он своевременно приказал выслать их в Бурж. В том числе для потомков были сохранены и знаменитые часословы герцога Беррийского.

Grandes Heures (Псалтырь) герцога Беррийского отличается тем, что 24 миниатюры, представляющие в этом часослове апостолов, евангелистов и пророков, были выполнены известным скульптором Андре Боневё (Andre Beauneveu, ок. 1335 - ок.1402) , фламандцем по происхождению. Находясь на службе у Карла V, он работал над выполнением королевской усыпальницы в

аббатстве Сен-Дени. Также Боневё был известен во Фландрии как миниатюрист. С 1386 г. он служил герцогу Беррийскому и незадолго до его смерти иллюминировал Псалтырь [4, с. 48-65].

На одной из наиболее известных миниатюр Боневё изображен царь Давид, сидящий на огромном троне, выполненном с использованием готических архитектурных элементов. Лицо играющего на арфе старого царя тронуто выражением тяжелой скорби. Трон заполняет собой почти всю композицию и причудливо дополняет фигуру, выполненную в технике «гризайль». Белизна трона, фактурность выложенного плиткой пола, обитых тканью стен, сложность геометрических и цветовых сочетаний призваны не только сосредоточить внимание зрителя на скульптурной фигуре Давида. Немаловажно и эстетическое наслаждение от созерцания образа земного мира, воплощенного в самой миниатюре и в растительном орнаменте, окружающем ее.

Зачастую над иллюминированием средневековой рукописи работало несколько мастеров или несколько членов одной мастерской. В этом же часослове находятся также миниатюры Жакемара де Эсдена (Jaquemart de Hesdin, 1350-1410), который находился при дворе герцога в 1384-1386 гг. Стиль художника позволяет узнать его работы не только в Псалтыри, но также на некоторых страницах Petite Heures (Малого часослова) герцога Беррийского [2, с. 207-208].

Одну из наиболее интересных миниатюр Grandes Heures, называемую «Безумец», принято приписывать Жакемару де Эсдену. Он выполнил эту миниатюру в молодости, подражая одной из миниатюр Бревиария Жанны д' Эвре. Ее необычный образ иллюстрирует слова Псалтыри: «Неужели не вразумятся делающие беззаконие, съедающие народ Мой, как едят хлеб, и не призывающие Бога?» (Книга Псалмов, 52,5). Безумец, или Заблудший, стоит на зеленом поле, обрамленном двумя деревьями. Его полунагой силуэт S-образно изогнут и выделяется на плоском фоне с красным узором, на плечи Безумца наброшена белая ткань. В правой руке он держит трость блаженного, а левой подносит ко рту круглый желтый хлебец. Маленькое лицо его, однако, не выражает душевного смятения, оно дышит спокойствием, как и вся миниатюра в целом. При взгляде на эту работу не возникает ощущения напряженности цвета. Столкновение красного с зеленым звучит с предельной силой, но, в сочетании с пастельными тонами фигуры Безумца и архитектурных деталей, оно переходит от контраста к колористической соразмерности. Особенность этой миниатюры также в том, что в ней представлен пейзаж, один из первых во французском искусстве, получивший позднейшее развитие в дунайской школе второй половины XV в.

Petite Heures, при всей своей художественной ценности, наименее известен в собрании иллюминированных рукописей герцога Беррийского. Над этим собранием миниатюр небольших размеров работало пять мастеров. Наиболее известная миниатюра из этого часослова представляет сцену Благовещения. Несколько грубые по исполнению фигурки украшают окаймление, выполненное Мастером Страстей Христовых. Фигуры средника, написанные Жакемаром, изысканны и величественны, в композиции чувствуется влияние Пюселля. Мадонна и ангел, разделенные стоящим на полу букетом цветов, находятся внутри готического собора. Манера передачи пространства говорит об основательном знании законов перспективы. Гибкое моделирование склоненных в элегантном поклоне фигур,

гармония праздничного колорита указывает на редкое для придворного художника чувство цвета и пространственного ритма.

Роскошный Часослов (Tres Riches Heures) герцога Беррийского, шедевр братьев Лимбург, стал наиболее ценным украшением собрания. Он представляет собой совершенный образец данного направления искусства и существенно превосходит все, что было создано до него. Это произведение возникло в Бурже, а работа над ним продолжалась даже после смерти именитого заказчика. «Королем средневековых рукописей» назвал в конце XIX в. Tres Riches Heures историк искусства Леопольд Делиль. В одном из упомянутых выше списков переписей под годом 1416 выделено произведение Поля Лимбурга и его братьев как «...très richement hystoriez et enluminez», то есть очень богато украшенное и включающее многочисленные сцены. Герцог Беррийский умер 15 января 1416 г., а несколько месяцев спустя пал жертвой неизлечимой болезни Поль Лимбург. Рукопись остался незавершенной. Ее датируют началом 1416 г. [3, с. 43-45].

В миниатюре братья Лимбург работали совместно, одновременно они усовершенствовали все достижения французской живописи начала XV в.: изысканная элегантность образов Пюселля, тонкость линии Жакмара де Эсдена, изящная красота изготавливавшихся с Аррасе гобеленов. В качестве основы своего творчества мастера представили рыцарский мир начала XV столетия. По мнению Хейзинги, «рыцарство было формой выражения определенного способа жизни» и, собственно, таким образом жизни, который во время своего несомненного упадка нашел полнейшее и совершеннейшее выражение в произведении братьев Лимбург. Они показали исчезающий мир несравненно жизненным и радостным. Их миниатюры излучают романтизм, исчезающее духовное и общественное направление. Филигранность, деликатное соотношение цвета и линии придают образам выражение рыцарского обычая и рыцарского идеала - даже в иллюстрациях, представляющих весенние месяцы, в движениях и позах князей, одетых простолюдинами. Кажется, что беспечные дворяне стремятся к жизни, далекой от действительности, подчиняясь естественному праву. Никто так привлекательно, как Поль и его братья, не смог передать аристократическую атмосферу жизни при средневековом дворе. В истории искусства братья Лимбург остались мастерами, привнесшими гуманизм в сказочный мир своего времени. Только в XVIII в. Ватто смог достичь подобного совершенства в отражении элегантности двора.

Первая миниатюра в календаре Роскошного Часослова, изображающая январь, посвящена личности мецената. Миниатюристы представили герцога Беррийского за богатым столом во время праздника, в окружении многочисленного собрания. Герцог выделяется между собеседниками, на что указывает характерный профиль. На его голове шапка из темного меха, он одет в парадную синюю одежду. Его окружают светские щеголи и духовные особы; костюмы многоцветны, люди одеты по последней моде. Профиль герцога выразительно рисуется на фоне большого экрана, поставленного перед камином, чтобы оградить его светлость от жара пламени. Огонь действительно должен гореть в камине, поскольку три человека протянули к нему руки, чтобы согреть их. Стол, богато уставленный, указывает изобилие подаваемых яств по поводу праздника в средневековье. Справа в оформлении чаши угадывается фигурка лебедя, одна из эмблем князя. Хлебцы,

круглые как лепешка, служат тарелкой для мяса. По красивой скатерти беспечно прогуливаются ручные щенята герцога. Суп подан в мисочках, несколько из них стоят перед хозяином дома, одна парад прелатом. Видны также два блюда с печеной дичью. Приправу к ним готовит слуга, нарезающий мясо: он выполняет обычное действие, но его движение полно грации и ритма. В верхней части листа помещен календарь и знаки зодиака. Неизгладимое впечатление оказывают свежие цвета, реализм изображенных фигур или предметов и множество выписанных деталей. Это реалистичный образ восхитительного застолья при герцогском дворе.

Миниатюра «Апрель» представляет сцену, разыгрывающуюся на фоне пейзажа. На фоне лазурного неба вырисовываются красные башенки замка Дурдан (Dourdan), имение герцога. На ясно-зеленом лугу стоит группа красочно одетых людей. Молодой человек в красной шапке в сине-золотом плаще и элегантная девушка в черной шляпке с плюмажем обмениваются обручальными кольцами. Вокруг молодой пары девушки на лугу срывают цветы. Плавные линии, способ размещения групп, склоненные силуэты придают композиции музыкальный ритм. Преобладанием лазурного и синего, зеленого и красного цветов, изысканной тонкостью прорисовки фигур, эта миниатюра напоминает чарующую прелесть средневековых мадригалов.

Второй план миниатюры «Июль» не менее занимателен, чем изображения жатвы и стрижки овец. Замок де Клэ (Ciain) в Пуату, еще одно владение герцога, возвышается на фоне горного пейзажа, едва тронутого зеленью низкорослых сосен. Перед замком двое жнецов трудятся на ниве: один деловито склонился над пшеницей; другой застыл на мгновение, отведя серп в сторону, словно рассматривает скошенные полевые цветы под ногами. На другом берегу поросшего камышом канала, идущего от крепостного рва, двое крестьян стригут овец. Колористической гармонией отмечены сцены труда и детали пейзажа: насыщенный синий цвет платья крестьянки созвучен цвету неба, светло-бежевое руно овечек перекликается со светлым золотом нивы, и образы горных сосен звучат рефреном на первом плане. Все в этой миниатюре дышит спокойствием и идиллией, воспеваемой в «Сказании о Франке Гонье» (Le Dit de Franc Gontier).

Выводы: Рассмотренные примеры дают представление об определенной предрасположенности позднеготического искусства к восприятию пантеистических идей последующего периода. Внутреннее, духовное содержание выступает здесь в неразрывном единстве со зримыми формами материального мира, в мельчайших деталях находит выражение общий замысел художника. Растительный орнамент и ювелирные пинакли листа «Царь Давид», трава и листья деревьев в «Безумце», филигранная прорисовка нервюр и стрельчатого окна готического собора в «Благовещении» выступают наравне с центральными образами, отмеченными гармоничными пропорциями и тонким психологизмом лиц и жестов. Миниатюры братьев Лимбург, отмеченные пристальным вниманием к подробностям и частностям быта и природы, служат примером зарождавшегося в искусстве нового стиля. Большинство иллюминированных рукописей наиболее верно отразило тенденции перехода от религиозного к чистому светскому искусству, соединяя в себе черты будущих самостоятельных жанров и направлений в искусстве Северного Возрождения.

Список литературы

1. Алексеева В.В. Что такое искусство? [Текст] : [В 3-х вып.]. Вып. 2. / В.В. Алексеева. - М. : Советский художник, 1979. - 335 е., ил.

2. Казель Р., Ратхофер И. Роскошный часослов герцога Беррийского [Текст] / Р.Казель, И.Ратхофер. — М. : Белый город, 2002. - 248 е., ил.

3. Петрусевич Н.Б.Искусство Франции XV - XVI веков [Текст] / Н.Б. Петрусевич. - JI. : Искусство, 1973. - 224 с. с ил.

4. Стерлигов А.Б. «Часовник Этьена Шевалье» и его место в истории Французской книжной миниатюры [Текст] / А.Б. Стерлигов // Античность. Средние века. Новое время : Проблемы искусства: [Сб.ст.]. -М. : Наука, 1977. -256 с. : 24 л. ил.

5. Lajta Е. Malarstwo Francuskie od Gotyku do Renesansu [Text] / Edit Lajta. - Warszawa -Budapest: Wydawnictwa Artystyczne I filmowe, 1974. - 122 c. : 48 л. ил.

Кугушева А.Ю. Прояв панте1зму в мпмапорах франко-фламандськш школи часослова Жана Берршского // Вчеш записки Тавршського нацюнального ушверситету ¿м. В. I. Вернадського. Cepia: Фшософ1я. Культуролопя. Полшшопя. Соцюлопя. - 2011. - Т. 24 (63). -№2. -С. 134-139.

Стаття присвячена формам прояви панте1стичного евггогляду тзнього середньов1ччя на приклад1 шкмнованих рукопис1в.

Ключов! слова: «м1жнародна» готика, часослов, ¿ллюм1шрован1е.

Kugusheva A.J. Manifestation of pantheism in the miniatures of the Franco-Flemish school chasoslovov Jean de Berry // Scientific Notes of Taurida National V.I. Vernadsky University. Series: Philosophy. Culturology. Political sciences. Sociology. - 2011. - Vol. 24 (63). -№2. - P. 134-139. This article is devoted to forms of manifestation of pantheistic worldview on the example of late medieval illuminated manuscripts.

Keywords: «international» gothic, Book of Hours, Illumination.

Статья поступила в редакцию 20.12.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.