Научная статья на тему 'ФРАНЦУЗСКАЯ КУЛЬТУРА XV в.: «ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ЧАСОСЛОВ ГЕРЦОГА БЕРРИЙСКОГО» И ЕГО МИНИАТЮРЫ «ВРЕМЕНА ГОДА» КАК ИСТОЧНИК'

ФРАНЦУЗСКАЯ КУЛЬТУРА XV в.: «ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ЧАСОСЛОВ ГЕРЦОГА БЕРРИЙСКОГО» И ЕГО МИНИАТЮРЫ «ВРЕМЕНА ГОДА» КАК ИСТОЧНИК Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

CC BY
107
33
Поделиться

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Смирнова Елена Дмитриевна

С точки зрения истории повседневности анализируются миниатюры братьев Лимбургов «Времена года» в «Великолепном часослове герцога Беррийского» (1409–1416). Автор приходит к заключению, что данный памятник искусства является историческим свидетельством, который можно рассматривать как энциклопедию повседневной жизни европейского Средневековья.

From the point on view of the historical day-to-day life the auther analyses the miniatures «The Seasons» by Limbourg brothers in «The Tres Riches Heurrs du Duc de Berry» (1409–1416). He has come to the conclusion, that this memorial of culture is the historical evidence, which may be regarded as the encyclopedia of the European Middle Ages day-to-day life.

Текст научной работы на тему «ФРАНЦУЗСКАЯ КУЛЬТУРА XV в.: «ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ЧАСОСЛОВ ГЕРЦОГА БЕРРИЙСКОГО» И ЕГО МИНИАТЮРЫ «ВРЕМЕНА ГОДА» КАК ИСТОЧНИК»

ПСГОРЫЯ

31

УДК 94(44)«14»(093)

Е. Д. Смирнова

ФРАНЦУЗСКАЯ КУЛЬТУРА XV в.:

«ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ЧАСОСЛОВ ГЕРЦОГА БЕРРИЙСКОГО»

И ЕГО МИНИАТЮРЫ «ВРЕМЕНА ГОДА» КАК ИСТОЧНИК

С точки зрения истории повседневности анализируются миниатюры братьев Лимбургов «Времена года» в «Великолепном часослове герцога Беррийского» (1409-1416). Автор приходит к заключению, что данный памятник искусства является историческим свидетельством, который можно рассматривать как энциклопедию повседневной жизни европейского Средневековья.

Введение

В последние годы многие известные историки Запада, такие, как Жак Ле Гофф, Жорж Дюби, Жан-Клод Шмитт, всё больше настаивают на расширении территории историка и использовании в качестве источников памятников изобразительного искусства [1]. «Я отношу себя к тем историкам, - заметил профессор Ле Гофф, - которые выступают за расширение поля исторических документов. Примерно до 1950 г. историческая наука изучала почти исключительно тексты. За последние полвека многое изменилось: все больший интерес вызывают литературные памятники и предметы, формально относящиеся к ведению истории искусства. Но произведение искусства воспринимается историком не как эстетическая ценность, а именно как предмет, как исторический документ» [2, 496]. Миниатюра как памятник средневекового искусства один из таких документов. Текст как таковой перестает быть главным документом историка, работа которого состоит в том, чтобы «собирать все, что оставили после себя люди ушедших времен, анализировать малейшие свидетельства о прошлом» [3, 10].

Результаты исследования и их обсуждение

Конец XIV - начало XV века называют золотым веком средневековой рукописи, поскольку в это время появились изумительные шедевры, среди которых особое место принадлежит королю манускриптов - «Великолепному часослову герцога Беррийского» (рисунки 1, 2, 3, 4).

Миниатюра из Великолепного часослова герцога Жана Беррийского [Le Tres riches Heures de duc de Berry]. 1406-1416 гг.

В центре стола в синем, шитом золотом и подбитом мехом упленде - герцог Беррийский Рисунок 1 - Братья Лимбурги. Январь

ж

«Le Tres riches Heures du duc de Berry». Хранится в Музее Конде, Шантийи (Франция).

32

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Миниатюра из Великолепного часослова герцога Жана Беррийского [Le Tres riches Heures de duc de Berry], 1406-1416 гг.

По весеннему лесу под звуки флейт и тромбонов движется праздничная кавалькада (май - праздник цветов и зеленеющих трав; во Франции и сейчас 1 мая дарят ландыши).

Крайний слева, одетый в синий упленд, возможно герцог Беррийский.

На переднем плане - дама в майской ливрее (специально шили к празднику) на белом коне с зеленой сбруей, Ее голову украшает головной убор в форме двурогого месяца,

Рисунок 2 - Братья Лимбурги. Май

Миниатюра из Великолепного часослова герцога Жана Беррийского [Le Tres riches Heures de duc de Berry], 1406-1416 гг, Костюм XV в,

На заднем плане изображен замок Дурдан,

На переднем - сцена обручения, возможно, принца Шарля Орлеанского и внучки герцога Бонны де Берри

Рисунок 3 - Братья Лимбурги. Апрель

ПСГОРЫЯ

33

Миниатюра из Великолепного часослова герцога Жана Беррийского. 1406-1416 гг. Передний план - крестьяне. Одежда крестьян.

На заднем плане - Королевской дворец де ля Сите. Башни Консьержери (под черепичными крышами); Башня часов (в 1370 г. здесь были установлены первые в Париже часы);

Башня Монтгомери и знаменитая Сен-Шапель (со свинцовой кровлей)

Рисунок 4 - Братья Лимбурги. Июнь

Заказчиком манускрипта был герцог Жан Беррийский (1340-1416) - сын короля Франции Иоанна Доброго, родной брат Карла V Мудрого и дядя следующего французского монарха Карла VI. Герцог был личностью с незаурядными качествами - дипломат, государственный деятель, меценат, коллекционер, полководец, игравший не последнюю роль в истории Франции времен Столетней войны. В качестве заложника (за Иоанна Доброго) он провел ряд лет в английском плену; во время правления Карла VI Безумного и противостояния бургундцев и арманьяков потерял многих близких ему людей.

Герцог любил окружать себя красивыми, редкими и изысканными вещами. Его и поныне чтят как одного из самых выдающихся коллекционеров и покровителей искусств, хотя время и люди не пощадили почти ничего из тех раритетов, что некогда столь ревностно собирались герцогом в его живописной резиденции замке Мее-сюр-Йевр [4, 21].

При его дворе работали многие известные мастера - архитекторы, художники, ювелиры. «Инвентарные описи его наследия изобилуют перечислениями удивительных по красоте рубинов, сапфиров, изделий ювелирного мастерства, драгоценных ковров ... Но самыми любимыми среди всех этих сокровищ были манускрипты» [5, 5]. Герцог не только собирал рукописные книги, но и заказывал новые рукописи самым талантливым мастерам.

Рукопись Часослова герцога Беррийского, точнее Книги часов [лат. Liber Horarum, фр. Livre d’heures, англ. Book of hours] выполнена на тонком пергамене, изготовленном из телячьей кожи (велени) и содержит 206 листов [размером 29 х 21 см]. В литературе Книги часов называют «часовниками» или, ошибочно - «часословами» (по аналогии с православными часословами). Часослов - это книга, которая предназначалась для священников и использовалась ими в богослужении. По своему составу она отличается от Книги часов, которая в Средние века предназначалась для мирянина и использовалась только для индивидуальной молитвы. Общее между Книгой часов и Часословом заключается лишь в том, что молитвы рекомендовалось совершать по часам. В состав Книги часов входили: календарь, фрагменты из четырех Евангелий, молитвы по часам, псалмы [6, 58].

34

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

«Великолепный часослов герцога Беррийского» включал 129 миниатюр. Создателями большинства из них являются братья Лимбурги - Поль, Жан (Жанекен) и Эрман (помимо которых, над миниатюрами работали Жан Коломб и другие художники) [7, 48]. Все они родились на северо-западе Нидерландов в г. Неймегене (герцогство Гельдрское -между Маасом и Рейном) и были сыновьями скульптора и резчика по дереву Арнольда Лимбурга. Рано потеряв родителей, братья были взяты на воспитание их дядей по матери известным художником Жаном Малуэлем и еще детьми попали в Париж, который являлся крупнейшим художественным центром Европы. В Париже работали мастера из Фландрии, средневековой Германии, Бургундии и, вероятно, именно Париж способствовал тому, что Лимбурги стали мастерами высочайшего европейского уровня и во многом опередили художественные искания своего времени. С 1402 г. братья начали работать при дворе герцога Бургундии Филиппа Храброго (Смелого), покровителя их дяди, а после его смерти поступили на службу к его брату герцогу Жану Беррийскому (1404). В 1411 г. Лимбурги (особенно Поль) входят в ближайшее окружение герцога и создают для его коллекции прекрасные иллюстрированные рукописи, из которых наиболее знаменит «Великолепный часослов герцога Беррийского», называемый также «Роскошным часословом герцога Беррийского».

Книги часов появились в Западной Европе в XIII в., но особое распространение получили в XIV и XV веках, что было связано, вероятнее всего, с увеличением грамотности населения [5, 6]. Структура и состав часовников были достаточно устойчивы: все они начинались с календаря, украшенного миниатюрами, потом следовали извлечения из Евангелий, псалмы, песнопения и молитвы, приуроченные к определенному Часу (название церковной службы), отсюда, собственно, и происходит само название молитвенника, являвшегося особой разновидностью церковной литературы. Составлялись часовники для людей, не искушенных в тонкостях церковного богослужения и поэтому нуждавшихся в подсказках (когда можно читать ту или иную молитву); предназначались для частного пользования мирян и использовались только для индивидуальной молитвы. Владели этими рукописными книгами, как правило, аристократы и состоятельные горожане. Поскольку средневековый человек жил по каноническому времяисчислению (согласно которому сутки были разделены на 8 часов с трехчасовыми промежутками каждый), композиция часовника строилась по этому же принципу, т. е. тексты располагались в определенной литургической последовательности, в соответствии с молитвами дня. Этот основной цикл молитв и дал название молитвенной книге в целом («Слово Божье на каждый час»).

Как правило, Книги часов украшали изысканными и роскошными миниатюрами, их одевали в великолепные переплеты. Такая книга была любимым подарком, который предназначался для особых случаев - бракосочетаний, рождений первенцев и пр. Её бережно хранили в семье, она была домашним сокровищем, любимой книгой, семейной реликвией, передавалась по наследству, по ней учили грамоте детей и обращались к ней не только как к книге религиозной, но и как к источнику эстетического наслаждения. Как правило, Книга часов была небольшого размера. Ее было удобно держать в руках, брать с собой, например, в путешествие. Зачастую Книга часов содержала ряд практических сведений из области астрологии, астрономии, медицины и пр., что превращало ее в домашнюю энциклопедию.

Над «Великолепным часословом» братья Лимбурги работали с 1409 по 1416 г. (предположительно, все трое умерли от чумы в 1416 г.), их кисти принадлежит 65 миниатюр, но особый интерес вызывают 12 миниатюр календаря «Времена года» - главная ценность Часовника. Структура часовников была достаточно устойчива, все они начинались с календаря (с XIII в. их стали украшать миниатюрами). Символика двенадцати месяцев была излюбленной темой для многих средневековых мастеров. Изображая тот или иной месяц, живописец или скульптор, используя свой ассоциативный ряд и учитывая особенности времени года, старался рассказать о нем все, что знал. И эти изображения становились как бы символами того или иного месяца. В иллюстрациях рукописных книг и в орнаментальных украшениях соборов сохранились многочисленные изображения трудовой, повседневной деятельности и занятий средневекового человека (крестьянина, рыцаря и т. д.) в тот или иной период года. Изображенная мастером сцена, как правило, отражала специфику месяца [9, 10]. И Лимбурги в данном случае

ПСГОРЫЯ

35

не нарушали традицию. Но их «Времена года» - это безусловный шедевр французской культуры XV в. и европейского искусства вообще, а для историка повседневности - это еще и уникальный источник .

В этой связи миниатюры братьев Лимбургов, пожалуй, наиболее удачный пример. Мы позволим себе обратиться к нескольким, наиболее, на наш взгляд, выразительным миниатюрам «Времен года» и рассмотреть их с точки зрения истории повседневности. В этом, в сущности, и состоит цель настоящего исследования.

Январь - так называется первая из миниатюр Календаря. Как правило, первый месяц юлианского календаря на протяжении ряда столетий сопровождался изображением пира. Братья Лимбурги, хотя и трактовали эту тему по-своему, не были в этом смысле исключением. В центре миниатюры за праздничным столом в окружении придворных и друзей сам, одетый в синий, шитый золотом и подбитый мехом упленд и меховую шапку, немолодой герцог Беррийский (в момент создания часослова ему было около 70 лет). За спиной герцога - камин, прикрытый плетеным экраном. Рядом с герцогом - седой епископ в пурпурно-красной [с белым] одежде. Спиной к зрителям, возле стола, стоят [разрезая дичь] стольники. Слева - в синем, шитом золотыми листьями померанца, плаще виночерпий и в красно-белом [с черными рукавами] костюме - хлебодар. В Средние века эти должности считались выше, чем должность стольника, поскольку они были причастны к священным и имеющим в христианстве символический смысл предметам - к хлебу и вину. Справа от герцога на широком столе, покрытом белой скатертью, изображен золотой сосуд в форме корабля; нос и корма которого украшены башенками с фигурами лебедя и медведя [символы Жана Беррийского]. Возможно, это золотой сосуд герцога, получивший название Королевский неф. Среди яств и утвари по столу снуют две крошечные собачки-левретки. В яркой и мажорной по настроению миниатюре доминирует обилие белого -знака снега и зимы. Авторы миниатюр изобразили не «пир» вообще, а реальное событие и конкретных действующих лиц.

Другая, не менее известная, миниатюра Лимбургов - Май. Под звуки флейт и тромбонов по весеннему лесу движется праздничная кавалькада дам и сеньоров. В Средние века май был праздником цветов и зеленеющих трав. Впереди - в одеждах сероватого цвета - музыканты, далее - трое кавалеров. Крайний слева, одетый, в синий, шитый золотом, упленд, вероятно, герцог Беррийский. Рядом - юноша в красно-белой одежде, его взгляд обращен на Даму на белом коне в «майской ливрее» зелёного цвета (В XIV-XV вв. «майские ливреи» специально шили при французском дворе. Они, как и гирлянды зелени, были обязательным атрибутом всех участников праздника, который восходил к языческим временам и сопровождался конными ристалищами. Обычно во время праздника процессии, украшенные ветками и гирляндами зелени, отправлялись в леса в сопровождении музыкантов). Голову Дамы [предположительно это дочь герцога, Мария Беррийская, либо его вторая жена, Жанна Булонская. Герцог вступил с ней в брак в 1389 г., когда ему было уже около 49 лет. Жанне же исполнилось только 12. Бракосочетание герцога с Жанной Булонской состоялось 8 июня 1389 г. в столице Оверни г. Риоме, башни которого, предположительно, виднеются вдали] украшает покрытый вуалью из белой ткани причудливый убор в форме двурогого месяца. Стилистически обе миниатюры -Май и Январь - очень близки.

Примером архитектурного [городского] пейзажа является миниатюра Июнь, позволяющая представить Париж начала XV в. Из окон ныне не существующего (предположительно) Нельского отеля - парижской резиденции герцога Беррийского - открывается

** По формам фиксирования социальной информации средневековые источники можно разделить на 5 основных типов: 1) природно-географические; 2) этнографические (старинные технологии, обычаи, облик жилищ, костюм, кухня, стереотипы мышления, фольклор); 3) вещественные (уцелевшие материальные реликты прошлого: постройки, орудия труда, домашняя утварь, средства транспорта, оружие и т. д.); 4) художественно-изобразительные (отражают эпоху в художественных образах, запечатленных в памятниках архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства); 5) письменные (любые тексты, записанные буквами, цифрами, нотами и другими знаками письма). См.: Карпов С. П. Источники по истории Средних веков V-XV вв. / С. П. Карпов // История Средних веков : в 2 т. / под ред. С. П. Карпова. - 5-е изд., дораб. и доп. - М. : Изд-во Моск. ун-та : Наука, 2005. - Т. 1. - С. 33.

36

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

вид на окруженный зубчатой стеной королевский дворец де ла Сите [расположен на о. Сите]. Хорошо видны круглые башни Консьержери под черепичными крышами, чуть дальше -Башня часов, на которой в 1370 г. были установлены первые в Париже часы, затем сдвоенный фронтон Большого зала, круглая, массивная башня Монтгомери и, наконец, драгоценное чудо готики - сияющая на фоне неба Сен-Шапель, свинцовую кровлю которой венчает филигранный шпиль. На переднем плане, на лугу о. Жюиф [сейчас не существует, засыпан в 1578-1604 гг. при строительстве Нового моста], крестьянки в белых платках сгребают и копнят сено, в руках одной из них деревянные грабли [их форма не изменилась до настоящего времени], у другой - деревянные вилы. Далее трое крестьян в полотняных рубахах [камизах] косят траву.

Август - сцена соколиной охоты на фоне замка Этамп (рисунок 5). Интерес вызывает, прежде всего, близкое к оригиналу изображение позднесредневекового замка с его разветвленной системой построек [капелла, угловые башни, маленькие домики под красными черепичными крышами] и мощным [оставшимся от XII в. и сохранившимся до нашего времени] донжоном [центральная башня]. Впереди в сюрко серого цвета, отделанной зубцами, - сокольничий. На его левой руке -два сокола, головки которых прикрыты специальными колпачками, в правой руке - длинный шест, также один из атрибутов соколиной охоты. Следом за ним верхом нарядные кавалеры и дамы с соколами в традиционных модных костюмах своего времени.

Рисунок 5 - Август

Один из ценнейших исторических документов - миниатюра Октябрь (рисунок 6). Она позволяет реконструировать облик Лувра конца XIV - начала XV в. [впоследствии он будет полностью перестроен]. Хорошо видна массивная башня центрального донжона, возведенная Филиппом Августом в 1200 г. О существовании ее можно теперь лишь догадаться по кладке каменных плит, которыми вымощен двор современного Лувра. Правее угловая Портняжная башня, две сдвоенные (в центре восточного фасада), затем на углу восточного и южного фасадов

ПСГОРЫЯ

37

башня Гран-Шапель и, наконец, сдвоенные башни с зубцами. Островерхие кровли, крытые голубоватым шифером, кружевные обрамления, фигурки химер водосливов, множество каминных труб, башенок, резных флюгеров придают дворцу торжественный и праздничный вид. На набережной прогуливаются горожане, на причале стоят лодки, женщины стирают белье и стучат вальками на мостках.

Рисунок 6 - Октябрь

Напротив Лувра, на левом берегу Сены, - распаханное под озимые поле [сейчас здесь расположена набережная], по которому, не торопясь движется крестьянин [сеятель] в белом чепце и синей котте. Второй крестьянин, в красном облачении, верхом на лошади, тянущей борону.

Та же тема крестьянского труда звучит у Лимбургов и на миниатюре Февраль -это последний и часто самый суровый месяц зимы (рисунок 7). На миниатюре изображена небольшая крестьянская ферма, обнесенная аккуратным плетнем. «Так же, как и в миниатюре Январь, где Лимбурги, подобно ювелирам, прочеканили всю золотую утварь, здесь они с тем же неторопливым искусством плетут деревянную изгородь: на равном расстоянии вбиты колья, которые затем плотно, как корзина, переплетены прутьями» [5, 22]. На переднем плане под крышей у очага греются крестьнин и крестьянка: их подолы фривольно подняты. Рядом в красивом голубом платье, очевидно, хозяйка. Возле дома сложены бочки и вязанки с хворостом, серые вороны долбят клювами снег, в овчарне сгрудились овцы. На помосте рядом с забором стоят четыре улья. Вдали виднеются домики, занесенные снегом, и колокольня, куда, погоняя ослика, направляется крестьянин. Другой крестьянин обрубает сучья и вяжет их в вязанки.

38

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Рисунок 7 - Февраль

Выводы

С точки зрения историка средневековой повседневности, миниатюры Календаря «Великолепного часослова герцога Беррийского» - явление особенное. «Времена года» -это не только уникальный памятник искусства, но и ценнейший документ истории культуры и средневекового быта, дающий всестороннее представление о замковой и городской архитектуре, облике несохранившихся средневековых зданий, орудиях труда, утвари, костюмах различных сословий, рыцарской охоте, крестьянском труде [пахота, сев озимых, сенокос], придворной жизни и пиршественных застольях средневековой знати. Без преувеличения можно утверждать, что миниатюры Календаря - не что иное, как своеобразная энциклопедия повседневной жизни европейского Средневековья XV в., выраженная визуальными средствами.

Литература

1. Шмитт, Ж.-К. Историк и изображения / Ж.-К. Шмитт ; пер. с фр. С. И. Лучицкой // Одиссей. Человек в истории. Слово и образ в средневековой культуре. - М. : Наука, 2002. - С. 9-29.

2. Воскобойников, О. С. Интервью с Жаком Ле Гоффом / О. С. Воскобойников // Одиссей. Человек в истории. Рыцарство: реальность и воображаемое. 2004. - М. : Наука, 2004. - С. 496-502.

3. Дюби, Ж. Европа в Средние века / Ж. Дюби ; пер. с фр. В. Колесникова. - Смоленск : ПОЛИГРАММА, 1994. - 316 с.

4. Осминская, Н. О том, как слава не обошла герцога Беррийского / Н. Осминская // Русская коллекция. -1998. - № 7-8 (17-18) июль-август. - С. 21.

5. Стародубова, В. В. Братья Лимбурги / В. В. Стародубова. - М. : Белый город, 2002. - 47 с.

6. Киселева, Л. И. Искусство западноевропейской рукописной книги V-XVI вв. / Л. И. Киселёва // Искусство западноевропейской рукописной книги V-XVI вв. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже 15 марта - 19 июня 2005 г. - СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2005. - С. 36-67.

7. Никулин, Н. Н. Золотой век нидерландской живописи. XV в. / Н. Н. Никулин. - М. : Изобразительное искусство, 1981. - 398 с.

8. Ястребицкая, А. Л. Западная Европа XI-XIII вв. / А. Л. Ястребицкая. - М. : Искусство, 1978. - 175 с.

Summary

From the point on view of the historical day-to-day life the auther analyses the miniatures «The Seasons» by Limbourg brothers in «The Tres Riches Heurrs du Duc de Berry» (1409-1416). He has come to the conclusion, that this memorial of culture is the historical evidence, which may be regarded as the encyclopedia of the European Middle Ages day-to-day life.

Поступила в редакцию 28.04.08.