ПСГОРЫЯ
31
УДК 94(44)«14»(093)
Е. Д. Смирнова
ФРАНЦУЗСКАЯ КУЛЬТУРА XV в.:
«ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ЧАСОСЛОВ ГЕРЦОГА БЕРРИЙСКОГО»
И ЕГО МИНИАТЮРЫ «ВРЕМЕНА ГОДА» КАК ИСТОЧНИК
С точки зрения истории повседневности анализируются миниатюры братьев Лимбургов «Времена года» в «Великолепном часослове герцога Беррийского» (1409-1416). Автор приходит к заключению, что данный памятник искусства является историческим свидетельством, который можно рассматривать как энциклопедию повседневной жизни европейского Средневековья.
Введение
В последние годы многие известные историки Запада, такие, как Жак Ле Гофф, Жорж Дюби, Жан-Клод Шмитт, всё больше настаивают на расширении территории историка и использовании в качестве источников памятников изобразительного искусства [1]. «Я отношу себя к тем историкам, - заметил профессор Ле Гофф, - которые выступают за расширение поля исторических документов. Примерно до 1950 г. историческая наука изучала почти исключительно тексты. За последние полвека многое изменилось: все больший интерес вызывают литературные памятники и предметы, формально относящиеся к ведению истории искусства. Но произведение искусства воспринимается историком не как эстетическая ценность, а именно как предмет, как исторический документ» [2, 496]. Миниатюра как памятник средневекового искусства один из таких документов. Текст как таковой перестает быть главным документом историка, работа которого состоит в том, чтобы «собирать все, что оставили после себя люди ушедших времен, анализировать малейшие свидетельства о прошлом» [3, 10].
Результаты исследования и их обсуждение
Конец XIV - начало XV века называют золотым веком средневековой рукописи, поскольку в это время появились изумительные шедевры, среди которых особое место принадлежит королю манускриптов - «Великолепному часослову герцога Беррийского» (рисунки 1, 2, 3, 4).
Миниатюра из Великолепного часослова герцога Жана Беррийского [Le Tres riches Heures de duc de Berry]. 1406-1416 гг.
В центре стола в синем, шитом золотом и подбитом мехом упленде - герцог Беррийский Рисунок 1 - Братья Лимбурги. Январь
ж
«Le Tres riches Heures du duc de Berry». Хранится в Музее Конде, Шантийи (Франция).
32
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Миниатюра из Великолепного часослова герцога Жана Беррийского [Le Tres riches Heures de duc de Berry], 1406-1416 гг.
По весеннему лесу под звуки флейт и тромбонов движется праздничная кавалькада (май - праздник цветов и зеленеющих трав; во Франции и сейчас 1 мая дарят ландыши).
Крайний слева, одетый в синий упленд, возможно герцог Беррийский.
На переднем плане - дама в майской ливрее (специально шили к празднику) на белом коне с зеленой сбруей, Ее голову украшает головной убор в форме двурогого месяца,
Рисунок 2 - Братья Лимбурги. Май
Миниатюра из Великолепного часослова герцога Жана Беррийского [Le Tres riches Heures de duc de Berry], 1406-1416 гг, Костюм XV в,
На заднем плане изображен замок Дурдан,
На переднем - сцена обручения, возможно, принца Шарля Орлеанского и внучки герцога Бонны де Берри
Рисунок 3 - Братья Лимбурги. Апрель
ПСГОРЫЯ
33
Миниатюра из Великолепного часослова герцога Жана Беррийского. 1406-1416 гг. Передний план - крестьяне. Одежда крестьян.
На заднем плане - Королевской дворец де ля Сите. Башни Консьержери (под черепичными крышами); Башня часов (в 1370 г. здесь были установлены первые в Париже часы);
Башня Монтгомери и знаменитая Сен-Шапель (со свинцовой кровлей)
Рисунок 4 - Братья Лимбурги. Июнь
Заказчиком манускрипта был герцог Жан Беррийский (1340-1416) - сын короля Франции Иоанна Доброго, родной брат Карла V Мудрого и дядя следующего французского монарха Карла VI. Герцог был личностью с незаурядными качествами - дипломат, государственный деятель, меценат, коллекционер, полководец, игравший не последнюю роль в истории Франции времен Столетней войны. В качестве заложника (за Иоанна Доброго) он провел ряд лет в английском плену; во время правления Карла VI Безумного и противостояния бургундцев и арманьяков потерял многих близких ему людей.
Герцог любил окружать себя красивыми, редкими и изысканными вещами. Его и поныне чтят как одного из самых выдающихся коллекционеров и покровителей искусств, хотя время и люди не пощадили почти ничего из тех раритетов, что некогда столь ревностно собирались герцогом в его живописной резиденции замке Мее-сюр-Йевр [4, 21].
При его дворе работали многие известные мастера - архитекторы, художники, ювелиры. «Инвентарные описи его наследия изобилуют перечислениями удивительных по красоте рубинов, сапфиров, изделий ювелирного мастерства, драгоценных ковров ... Но самыми любимыми среди всех этих сокровищ были манускрипты» [5, 5]. Герцог не только собирал рукописные книги, но и заказывал новые рукописи самым талантливым мастерам.
Рукопись Часослова герцога Беррийского, точнее Книги часов [лат. Liber Horarum, фр. Livre d’heures, англ. Book of hours] выполнена на тонком пергамене, изготовленном из телячьей кожи (велени) и содержит 206 листов [размером 29 х 21 см]. В литературе Книги часов называют «часовниками» или, ошибочно - «часословами» (по аналогии с православными часословами). Часослов - это книга, которая предназначалась для священников и использовалась ими в богослужении. По своему составу она отличается от Книги часов, которая в Средние века предназначалась для мирянина и использовалась только для индивидуальной молитвы. Общее между Книгой часов и Часословом заключается лишь в том, что молитвы рекомендовалось совершать по часам. В состав Книги часов входили: календарь, фрагменты из четырех Евангелий, молитвы по часам, псалмы [6, 58].
34
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
«Великолепный часослов герцога Беррийского» включал 129 миниатюр. Создателями большинства из них являются братья Лимбурги - Поль, Жан (Жанекен) и Эрман (помимо которых, над миниатюрами работали Жан Коломб и другие художники) [7, 48]. Все они родились на северо-западе Нидерландов в г. Неймегене (герцогство Гельдрское -между Маасом и Рейном) и были сыновьями скульптора и резчика по дереву Арнольда Лимбурга. Рано потеряв родителей, братья были взяты на воспитание их дядей по матери известным художником Жаном Малуэлем и еще детьми попали в Париж, который являлся крупнейшим художественным центром Европы. В Париже работали мастера из Фландрии, средневековой Германии, Бургундии и, вероятно, именно Париж способствовал тому, что Лимбурги стали мастерами высочайшего европейского уровня и во многом опередили художественные искания своего времени. С 1402 г. братья начали работать при дворе герцога Бургундии Филиппа Храброго (Смелого), покровителя их дяди, а после его смерти поступили на службу к его брату герцогу Жану Беррийскому (1404). В 1411 г. Лимбурги (особенно Поль) входят в ближайшее окружение герцога и создают для его коллекции прекрасные иллюстрированные рукописи, из которых наиболее знаменит «Великолепный часослов герцога Беррийского», называемый также «Роскошным часословом герцога Беррийского».
Книги часов появились в Западной Европе в XIII в., но особое распространение получили в XIV и XV веках, что было связано, вероятнее всего, с увеличением грамотности населения [5, 6]. Структура и состав часовников были достаточно устойчивы: все они начинались с календаря, украшенного миниатюрами, потом следовали извлечения из Евангелий, псалмы, песнопения и молитвы, приуроченные к определенному Часу (название церковной службы), отсюда, собственно, и происходит само название молитвенника, являвшегося особой разновидностью церковной литературы. Составлялись часовники для людей, не искушенных в тонкостях церковного богослужения и поэтому нуждавшихся в подсказках (когда можно читать ту или иную молитву); предназначались для частного пользования мирян и использовались только для индивидуальной молитвы. Владели этими рукописными книгами, как правило, аристократы и состоятельные горожане. Поскольку средневековый человек жил по каноническому времяисчислению (согласно которому сутки были разделены на 8 часов с трехчасовыми промежутками каждый), композиция часовника строилась по этому же принципу, т. е. тексты располагались в определенной литургической последовательности, в соответствии с молитвами дня. Этот основной цикл молитв и дал название молитвенной книге в целом («Слово Божье на каждый час»).
Как правило, Книги часов украшали изысканными и роскошными миниатюрами, их одевали в великолепные переплеты. Такая книга была любимым подарком, который предназначался для особых случаев - бракосочетаний, рождений первенцев и пр. Её бережно хранили в семье, она была домашним сокровищем, любимой книгой, семейной реликвией, передавалась по наследству, по ней учили грамоте детей и обращались к ней не только как к книге религиозной, но и как к источнику эстетического наслаждения. Как правило, Книга часов была небольшого размера. Ее было удобно держать в руках, брать с собой, например, в путешествие. Зачастую Книга часов содержала ряд практических сведений из области астрологии, астрономии, медицины и пр., что превращало ее в домашнюю энциклопедию.
Над «Великолепным часословом» братья Лимбурги работали с 1409 по 1416 г. (предположительно, все трое умерли от чумы в 1416 г.), их кисти принадлежит 65 миниатюр, но особый интерес вызывают 12 миниатюр календаря «Времена года» - главная ценность Часовника. Структура часовников была достаточно устойчива, все они начинались с календаря (с XIII в. их стали украшать миниатюрами). Символика двенадцати месяцев была излюбленной темой для многих средневековых мастеров. Изображая тот или иной месяц, живописец или скульптор, используя свой ассоциативный ряд и учитывая особенности времени года, старался рассказать о нем все, что знал. И эти изображения становились как бы символами того или иного месяца. В иллюстрациях рукописных книг и в орнаментальных украшениях соборов сохранились многочисленные изображения трудовой, повседневной деятельности и занятий средневекового человека (крестьянина, рыцаря и т. д.) в тот или иной период года. Изображенная мастером сцена, как правило, отражала специфику месяца [9, 10]. И Лимбурги в данном случае
ПСГОРЫЯ
35
не нарушали традицию. Но их «Времена года» - это безусловный шедевр французской культуры XV в. и европейского искусства вообще, а для историка повседневности - это еще и уникальный источник .
В этой связи миниатюры братьев Лимбургов, пожалуй, наиболее удачный пример. Мы позволим себе обратиться к нескольким, наиболее, на наш взгляд, выразительным миниатюрам «Времен года» и рассмотреть их с точки зрения истории повседневности. В этом, в сущности, и состоит цель настоящего исследования.
Январь - так называется первая из миниатюр Календаря. Как правило, первый месяц юлианского календаря на протяжении ряда столетий сопровождался изображением пира. Братья Лимбурги, хотя и трактовали эту тему по-своему, не были в этом смысле исключением. В центре миниатюры за праздничным столом в окружении придворных и друзей сам, одетый в синий, шитый золотом и подбитый мехом упленд и меховую шапку, немолодой герцог Беррийский (в момент создания часослова ему было около 70 лет). За спиной герцога - камин, прикрытый плетеным экраном. Рядом с герцогом - седой епископ в пурпурно-красной [с белым] одежде. Спиной к зрителям, возле стола, стоят [разрезая дичь] стольники. Слева - в синем, шитом золотыми листьями померанца, плаще виночерпий и в красно-белом [с черными рукавами] костюме - хлебодар. В Средние века эти должности считались выше, чем должность стольника, поскольку они были причастны к священным и имеющим в христианстве символический смысл предметам - к хлебу и вину. Справа от герцога на широком столе, покрытом белой скатертью, изображен золотой сосуд в форме корабля; нос и корма которого украшены башенками с фигурами лебедя и медведя [символы Жана Беррийского]. Возможно, это золотой сосуд герцога, получивший название Королевский неф. Среди яств и утвари по столу снуют две крошечные собачки-левретки. В яркой и мажорной по настроению миниатюре доминирует обилие белого -знака снега и зимы. Авторы миниатюр изобразили не «пир» вообще, а реальное событие и конкретных действующих лиц.
Другая, не менее известная, миниатюра Лимбургов - Май. Под звуки флейт и тромбонов по весеннему лесу движется праздничная кавалькада дам и сеньоров. В Средние века май был праздником цветов и зеленеющих трав. Впереди - в одеждах сероватого цвета - музыканты, далее - трое кавалеров. Крайний слева, одетый, в синий, шитый золотом, упленд, вероятно, герцог Беррийский. Рядом - юноша в красно-белой одежде, его взгляд обращен на Даму на белом коне в «майской ливрее» зелёного цвета (В XIV-XV вв. «майские ливреи» специально шили при французском дворе. Они, как и гирлянды зелени, были обязательным атрибутом всех участников праздника, который восходил к языческим временам и сопровождался конными ристалищами. Обычно во время праздника процессии, украшенные ветками и гирляндами зелени, отправлялись в леса в сопровождении музыкантов). Голову Дамы [предположительно это дочь герцога, Мария Беррийская, либо его вторая жена, Жанна Булонская. Герцог вступил с ней в брак в 1389 г., когда ему было уже около 49 лет. Жанне же исполнилось только 12. Бракосочетание герцога с Жанной Булонской состоялось 8 июня 1389 г. в столице Оверни г. Риоме, башни которого, предположительно, виднеются вдали] украшает покрытый вуалью из белой ткани причудливый убор в форме двурогого месяца. Стилистически обе миниатюры -Май и Январь - очень близки.
Примером архитектурного [городского] пейзажа является миниатюра Июнь, позволяющая представить Париж начала XV в. Из окон ныне не существующего (предположительно) Нельского отеля - парижской резиденции герцога Беррийского - открывается
** По формам фиксирования социальной информации средневековые источники можно разделить на 5 основных типов: 1) природно-географические; 2) этнографические (старинные технологии, обычаи, облик жилищ, костюм, кухня, стереотипы мышления, фольклор); 3) вещественные (уцелевшие материальные реликты прошлого: постройки, орудия труда, домашняя утварь, средства транспорта, оружие и т. д.); 4) художественно-изобразительные (отражают эпоху в художественных образах, запечатленных в памятниках архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства); 5) письменные (любые тексты, записанные буквами, цифрами, нотами и другими знаками письма). См.: Карпов С. П. Источники по истории Средних веков V-XV вв. / С. П. Карпов // История Средних веков : в 2 т. / под ред. С. П. Карпова. - 5-е изд., дораб. и доп. - М. : Изд-во Моск. ун-та : Наука, 2005. - Т. 1. - С. 33.
36
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
вид на окруженный зубчатой стеной королевский дворец де ла Сите [расположен на о. Сите]. Хорошо видны круглые башни Консьержери под черепичными крышами, чуть дальше -Башня часов, на которой в 1370 г. были установлены первые в Париже часы, затем сдвоенный фронтон Большого зала, круглая, массивная башня Монтгомери и, наконец, драгоценное чудо готики - сияющая на фоне неба Сен-Шапель, свинцовую кровлю которой венчает филигранный шпиль. На переднем плане, на лугу о. Жюиф [сейчас не существует, засыпан в 1578-1604 гг. при строительстве Нового моста], крестьянки в белых платках сгребают и копнят сено, в руках одной из них деревянные грабли [их форма не изменилась до настоящего времени], у другой - деревянные вилы. Далее трое крестьян в полотняных рубахах [камизах] косят траву.
Август - сцена соколиной охоты на фоне замка Этамп (рисунок 5). Интерес вызывает, прежде всего, близкое к оригиналу изображение позднесредневекового замка с его разветвленной системой построек [капелла, угловые башни, маленькие домики под красными черепичными крышами] и мощным [оставшимся от XII в. и сохранившимся до нашего времени] донжоном [центральная башня]. Впереди в сюрко серого цвета, отделанной зубцами, - сокольничий. На его левой руке -два сокола, головки которых прикрыты специальными колпачками, в правой руке - длинный шест, также один из атрибутов соколиной охоты. Следом за ним верхом нарядные кавалеры и дамы с соколами в традиционных модных костюмах своего времени.
Рисунок 5 - Август
Один из ценнейших исторических документов - миниатюра Октябрь (рисунок 6). Она позволяет реконструировать облик Лувра конца XIV - начала XV в. [впоследствии он будет полностью перестроен]. Хорошо видна массивная башня центрального донжона, возведенная Филиппом Августом в 1200 г. О существовании ее можно теперь лишь догадаться по кладке каменных плит, которыми вымощен двор современного Лувра. Правее угловая Портняжная башня, две сдвоенные (в центре восточного фасада), затем на углу восточного и южного фасадов
ПСГОРЫЯ
37
башня Гран-Шапель и, наконец, сдвоенные башни с зубцами. Островерхие кровли, крытые голубоватым шифером, кружевные обрамления, фигурки химер водосливов, множество каминных труб, башенок, резных флюгеров придают дворцу торжественный и праздничный вид. На набережной прогуливаются горожане, на причале стоят лодки, женщины стирают белье и стучат вальками на мостках.
Рисунок 6 - Октябрь
Напротив Лувра, на левом берегу Сены, - распаханное под озимые поле [сейчас здесь расположена набережная], по которому, не торопясь движется крестьянин [сеятель] в белом чепце и синей котте. Второй крестьянин, в красном облачении, верхом на лошади, тянущей борону.
Та же тема крестьянского труда звучит у Лимбургов и на миниатюре Февраль -это последний и часто самый суровый месяц зимы (рисунок 7). На миниатюре изображена небольшая крестьянская ферма, обнесенная аккуратным плетнем. «Так же, как и в миниатюре Январь, где Лимбурги, подобно ювелирам, прочеканили всю золотую утварь, здесь они с тем же неторопливым искусством плетут деревянную изгородь: на равном расстоянии вбиты колья, которые затем плотно, как корзина, переплетены прутьями» [5, 22]. На переднем плане под крышей у очага греются крестьнин и крестьянка: их подолы фривольно подняты. Рядом в красивом голубом платье, очевидно, хозяйка. Возле дома сложены бочки и вязанки с хворостом, серые вороны долбят клювами снег, в овчарне сгрудились овцы. На помосте рядом с забором стоят четыре улья. Вдали виднеются домики, занесенные снегом, и колокольня, куда, погоняя ослика, направляется крестьянин. Другой крестьянин обрубает сучья и вяжет их в вязанки.
38
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Рисунок 7 - Февраль
Выводы
С точки зрения историка средневековой повседневности, миниатюры Календаря «Великолепного часослова герцога Беррийского» - явление особенное. «Времена года» -это не только уникальный памятник искусства, но и ценнейший документ истории культуры и средневекового быта, дающий всестороннее представление о замковой и городской архитектуре, облике несохранившихся средневековых зданий, орудиях труда, утвари, костюмах различных сословий, рыцарской охоте, крестьянском труде [пахота, сев озимых, сенокос], придворной жизни и пиршественных застольях средневековой знати. Без преувеличения можно утверждать, что миниатюры Календаря - не что иное, как своеобразная энциклопедия повседневной жизни европейского Средневековья XV в., выраженная визуальными средствами.
Литература
1. Шмитт, Ж.-К. Историк и изображения / Ж.-К. Шмитт ; пер. с фр. С. И. Лучицкой // Одиссей. Человек в истории. Слово и образ в средневековой культуре. - М. : Наука, 2002. - С. 9-29.
2. Воскобойников, О. С. Интервью с Жаком Ле Гоффом / О. С. Воскобойников // Одиссей. Человек в истории. Рыцарство: реальность и воображаемое. 2004. - М. : Наука, 2004. - С. 496-502.
3. Дюби, Ж. Европа в Средние века / Ж. Дюби ; пер. с фр. В. Колесникова. - Смоленск : ПОЛИГРАММА, 1994. - 316 с.
4. Осминская, Н. О том, как слава не обошла герцога Беррийского / Н. Осминская // Русская коллекция. -1998. - № 7-8 (17-18) июль-август. - С. 21.
5. Стародубова, В. В. Братья Лимбурги / В. В. Стародубова. - М. : Белый город, 2002. - 47 с.
6. Киселева, Л. И. Искусство западноевропейской рукописной книги V-XVI вв. / Л. И. Киселёва // Искусство западноевропейской рукописной книги V-XVI вв. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже 15 марта - 19 июня 2005 г. - СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2005. - С. 36-67.
7. Никулин, Н. Н. Золотой век нидерландской живописи. XV в. / Н. Н. Никулин. - М. : Изобразительное искусство, 1981. - 398 с.
8. Ястребицкая, А. Л. Западная Европа XI-XIII вв. / А. Л. Ястребицкая. - М. : Искусство, 1978. - 175 с.
Summary
From the point on view of the historical day-to-day life the auther analyses the miniatures «The Seasons» by Limbourg brothers in «The Tres Riches Heurrs du Duc de Berry» (1409-1416). He has come to the conclusion, that this memorial of culture is the historical evidence, which may be regarded as the encyclopedia of the European Middle Ages day-to-day life.
Поступила в редакцию 28.04.08.