Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЕ «НОВОГО РЕАЛИЗМА» В ТВОРЧЕСТВЕ ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА'

ПРОЯВЛЕНИЕ «НОВОГО РЕАЛИЗМА» В ТВОРЧЕСТВЕ ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

63
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«новый реализм» / классика / современная литература / постмодернизм. / "new realism" / classics / modern literature / postmodernism.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Гульноза Арифжановна Раджабова

Статья посвящена изучению направления «нового реализма» в разрезе творчества российского писателя, публициста Захара Прилепина. Актуальность темы заключается в современном творческом подходе описания нынешних проблем и животрепещущих вопросов. «Новый реализм» является литературой «молодых» и, вероятно, претендует на звание современной формы классической русской литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article is devoted to the study of the direction of "new realism" in the context of the work of the Russian writer, publicist Zakhar Prilepin.The relevance of the topic lies in the modern creative approach to describing current problems and burning issues. "New Realism" is the literature of the "young" and probably claims to be a modern form of classical Russian literature

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЕ «НОВОГО РЕАЛИЗМА» В ТВОРЧЕСТВЕ ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА»

ПРОЯВЛЕНИЕ «НОВОГО РЕАЛИЗМА» В ТВОРЧЕСТВЕ ЗАХАРА

ПРИЛЕПИНА

Гульноза Арифжановна Раджабова

преподаватель, Самаркандский государственный университет

имени Ш. Рашидова; магистр, Северо-Кавказский государственный

университет. noza140983@gmail.com

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению направления «нового реализма» в разрезе творчества российского писателя, публициста Захара Прилепина. Актуальность темы заключается в современном творческом подходе описания нынешних проблем и животрепещущих вопросов. «Новый реализм» является литературой «молодых» и, вероятно, претендует на звание современной формы классической русской литературы.

Ключевые слова: «новый реализм», классика, современная литература, постмодернизм.

ABSTRACT

the article is devoted to the study of the direction of "new realism" in the context of the work of the Russian writer, publicist Zakhar Prilepin.The relevance of the topic lies in the modern creative approach to describing current problems and burning issues. "New Realism" is the literature of the "young" and probably claims to be a modern form of classical Russian literature.

Keywords: "new realism", classics, modern literature, postmodernism.

ВВЕДЕНИЕ

Под «новым реализмом» принято считать некое литературное течение, взявшее свое направление в конце 80-х и начале 90-х годов ХХ века. Переход к нему ознаменовался поиском новых идеологических, интеллектуальных, политических и этических установок. Для него характерным было критическое и в каком-то смысле резкое отношение к действительности, а также уход от постмодернистских критериев восприятия настоящего. Синонимичным будет и сравнение нового реализма с внесистемной оппозицией, которая активно противопоставляется предыдущему и уже «старому» реализму. Хотя и в литературном смысле

January, 2023

85

ISSN: 2181-1385

Cite-Factor: 0,89 | SIS: 1,12 | ASI-Factor: 1,3 | SJIF: 5,7 | UIF: 6,1

определения «старый реализм» попросту нет, противостояние всё же ведется, и, в частности, так, чтобы оттенить собой огромный пласт поп-литературы, иными словами пласт успешных коммерческих проектов. Это и многое другое в который раз роднит жанр с оппозицией, предлагающей правду, суть, реализацию.

Девизом направления стала фраза Сергея Шаргунова: «Я повторяю заклинание: новый реализм!». Энтузиазм и пафос писателя подхватили и многие другие молодые писатели и критики, жаждущие «новой России», новой литературы.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Любое литературное направление подвергается критике и «новый реализм» не исключение. Но нужно отметить, что при изучении и сравнении творчества Сухбата Афлатуни [6, 168] с творчеством Захара Прилепина мы видим совершенно два разных мира, два разных реализма, два разных взгляда на окружающий мир и их отношение. У Афлатуни - пёстрый мир переплетённый с мифопоэтикой, философский подход, тончайший слог с намёком о потери нравственности, потери культуры; в то время как реализм Прилепина более жёсткий, прямолинейный, безнравственный, но с верой в будущее, как мы прослеживает в рассказе «Какой случиться день недели»: «Воскресенье не будет», то есть больше не будет беззаботных, бессмысленных дней. Будет будущее, семья, забота, и самое главное - сердце, а значить и любовь. Так, например, зачастую его называли достаточно спорным понятием, которое уже имело место быть в русской литературе. Критик В. Бондаренкоотмечает, что находилпроявления «нового реализма» и в литературе девятнадцатого и двадцатого века, а также в послевоенный период. Видение реализма, по сути, было открыто каждым талантливым художником своего времени, будь то Платонов, Булгаков или Бунин.

Рассуждения о новизне реализма приводят к тому, что явление это не односложным, а представляло собой ответвления одной небольшой дороги, и ответвлениями этими являются либерализм, патриотизм и натурализм.

Основными составляющими критериями эстетики «нового реализма» начала 2000-х принято считать:

- стремление писателей повернуть русло произведения в повседневное, описывающее, прежде всего жизнь обыкновенного человека, место которого занимает его

художественного

January, 20231 ©

ISSN: 2181-1385

Cite-Factor: 0,89 | SIS: 1,12 | ASI-Factor: 1,3 | SJIF: 5,7 | UIF: 6,1

антагонист, либо «странный» герой, обособляющий себя от судьбы;

- контраст присущей постмодернизму иронии, черному юмору и

фрагментарности с серьезностью, искренностью и социальностью, показывая тем самым всю правду жизни, не идеализируя ее;

«нация», «страна» и т.д., а также формирование человека в традиционных условиях и переосмыслению советского прошлого.

Немаловажной чертой направления стала и акцентуализация писателями личного травматического опыта, когда автор брутально предстаёт перед читателем, оголяя свои травмы и не меняя, в сущности, ничего в событиях своей судьбы, при этом находясь в рамках художественного текста. Хроника здесь сближается с художественностью, и рождает смешанную фигуру не то автора, не то героя, не то повествователя, который воспринимается неразрывно от писателя. Критики отмечают, что сторонники «нового реализма» чересчур сосредоточили свое внимание описанием бытового, материального мира.

Возвращаясь к ответвлениям «нового реализма», можно выделить реализм относительно злой, актуализирующий вопросы политики. Так, ярким представителем здесь является Захар Прилепин - российский писатель, филолог, журналист, политик, бизнесмен, актер и музыкант. Прилепин, несомненно, одна из самых значимых и ярких литературных фигур тех лет. У писателя была репутация человека, который не боялся критиковать власть, принадлежал к оппозиции. Основные произведения, принесшие Прилепину статус писателя-реалиста изложены в таблице 1.

Во всех произведениях Прилепиным поднимаются важные и актуальные проблемы современности, например такие как социальное неравенство, связь с родиной и предками, критика общества потребления, жестокость и военные действия.

В произведениях писателя реализм неразрывно связан с традиционными ценностями, связью с предками, и, поскольку автор сам родом из русской деревни, в своих романах стремится доказать важность сохранения деревень для формирования духовной жизни русского народа. Деревни в рассказах Прилепина изображается как в светлом ностальгическом ключе, в котором может беззаботно проходить детство под ласковые бабушкины ворчания, так и в темном реалистичном ключе, где суровая реальность такова, что деревни эти на грани вымирания, что затеряны они во времени и пространстве, деревни, которых даже нет на карте.

традиционная аксиология, то есть акцент на понятия «русский»,

January, 2023

Таблица 1. Книги в жанре «новый реализм» Захара Прилепина

Название Содержание

«Патологии» 2005г. Повествование о событиях Чеченской войны. Главный герой - Егор, обычный, интеллигентный парень, который пошел служить в ОМОН и попал на чеченскую войну, при этом поражен ужасами и бесчеловечностью вражды. Идет постоянная внутренняя борьба героя с нежеланием выполнять задания, идти на риск и инициативу.

«Санькя» 2006 г. Роман об экстремистской национал-большевистской партии. Главный герой- Саша, является активистом партии, до последнего убежденный в правоте убеждений лидера и готовый ради этих убеждений идти до последнего. Саша не может спокойно наблюдать как гибнет великая страна, его страна.

«Грех» 2007г. Сборник из восьми рассказов. Главный герой - Захар, показан в различные периоды своей жизни. На пути к взрослению, герой проходит через различные жизненные метаморфозы.

«Ботинки, полные горячей водкой :пацанские рассказы» 2008г. Сборник историй про настоящих «пацанов», про дружбу и про предательство, про смех и про испытания тюрьмой, войной и смертью.

Религиозно-философские вопросы (проблемы искушения грехом, преодоления себя и расплата за грехи) тоже волновали Прилепина, также как и Сухбата Афлаткуни [5, 2051]. Эти переживания можно отследить, например, по рассказу «Грех» 2007 г., где главный герой влюбляется в свою сестру. Образ героя находится на стыке добра и зла, и вынужден выбирать между внутренней верой в Бога и неверием. В конечном итоге Бог внутри мальчика удерживает его поступки и его разум от неправильного, греховного, противоречащего законам нравственным и Божьим.

В своих текстах Прилепин размышляет также над темой человеческого счастья в разрезе семейной жизни, семейного быта. Нередко писатель отождествляет семью с храмом любви, добра и бесконечного вечного счастья. В сборнике рассказов «Ботинки, полные

January, 2023

88

горячей водкойб пацанские рассказы», автор сначала погружает читателя в абсолютную страсть и беспечность молодых мужа и жену, этакий симбиоз и врастание в друг друга. Однако со временем, от страсти остается лишь усталость, быт, потеря влечения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема войны остается связующий звеном литературных произведений Прилепина. Как участник боевых действий, он максимально живо и достоверно использовал в произведения свой опыт. Юноши в романах писателя ведут постоянную борьбу со страхом и ужасами войны. На первое место здесь выдвигается проблема выживания, причем как в физическом, так и в духовном плане, ведь выжить любой ценой нередко означает потерять честь, человечность и достоинство. Всё вышеперечисленное описано в «Патологиях» 2005г. Там Прилепин без масок и правдиво показывает лицо войны, где нет ничего героического, победительного и гуманистического, где война одерживает верх над сознанием, часто подавляя, растаптывая и губя ее. На место подвигам здесь приходит самосохранение, молодые солдаты-контрактники попросту не в силах морально победить войну. Постулаты книги заключаются в том, что жестокость может породить только ответную жестокость, что нет плохих и хороших, что все одинаково люто и беспощадно ведут войну и что нет на войне места ни морали, ни состраданию ни человечности.

Подытоживая, можно констатировать, что Прилепин противопоставляет в своих произведениях важнейшие бытийные категории: любовь-счастье-беда-жизнь-смерть, причём смерть представлена автором как закономерный финал духовной эволюции человека, но одновременно в центре внимания писателя находится и насильственная смерть, например, гибель в военных условиях. В связи с этим прозаик пытается отразить самоощущение человека в кризисной ситуации, изображает процесс пробуждения в человеке чего-то совершенно нечеловеческого под влиянием патологических обстоятельств - звериных инстинктов, «животного ужаса», «перманентного страха потери жизни».

REFERENCES

1. Агеносов, В. В. История русской литературы XX века в 2 ч. Часть 1 учебник для академического бакалавриата / В. В. Агеносов ; ответственный редактор В. В. Агеносов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 795 с.

January, 2023

89

ISSN: 2181-1385

Cite-Factor: 0,89 | SIS: 1,12 | ASI-Factor: 1,3 | SJIF: 5,7 | UIF: 6,1

2. Голубков, М. М. Русская литература XX века : учебное пособие для вузов / М. М. Голубков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 238 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07240-2.

3. Квитко, Д. Ю. Очерки современной англо-американской философии (конец XIX — начало XX века) / Д. Ю. Квитко. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 211 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07345-4.

4. Новикова Елизавета Олеговна "новый реализм" - его авторы и герои // Сибирский филологический форум. 2019. №2 (6). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/novyy-realizm-ego-avtory-i-geroi

5. Раджабова Г.А. Религиозно-философское обоснование идейного смысла романа Сухбата Афлатуни «Муравьиный царь». Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2021. - Т. 14. Выпуск 7. - С. 2050-2057.

6. Раджабова Г.А. Творческая биография и художественный мир Сухбата Афлатуни // Гуманитарный научный вестник. 2021. №3. С. 167-172. URL: http: //naukavestnik.ru/doc

/2021/03/Radjabova.pdf

7. Рудалев, Андрей Геннадьевич. Катехизис "нового реализма" / Андрей Рудалев // Литературная учеба. - 2010. - № 4. - С. 46-57. - (Литература и современность). - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0203-5847

January, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.