Научно-практическая статья
УДК 159.9.07 © Сабитова И. С., 2024
doi: 10. 24412/1999-6241-2024-398-288-293
5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности
Проявление насилия в семье как психологическая предпосылка развития деструктивного поведения военнослужащих Российской Федерации
Ирина Сергеевна Сабитова, аспирант, эксперт-психолог Научно-исследовательского центра судебной экспертизы и криминалистики 1; [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-0667-7410
' Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, 248023, Калуга, ул. Степана Разина, 26, Россия
Реферат. Введение. Изучение причин возникновения деструктивного поведения у военнослужащих — одно из актуальных направлений в юридической психологии и психологии безопасности. Выявление психологических факторов, влияющих на возникновение основных форм деструктивного поведения (аддиктивное, делинквентное, суицидальный риск) у военнослужащих, осуществляющих профессиональную деятельность в сложных условиях, обусловило цель данного исследования. Материалы и методы. Использовались авторская анкета, направленная на выявление субъективного опыта переживания насилия в детстве, опросник «ДАП-2» (девиантное поведение). В исследовании приняли участие обучающиеся военного учебного центра Калужского филиала Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана 1-3 годов обучения в количестве 28 человек мужского пола в возрасте от 18 до 19 лет. Результаты и обсуждение. Наказания со стороны родителей в детстве, имеющие насильственный характер, существенно влияют на формирование деструктивного поведения во взрослой жизни. Выявлено, что существует положительная корреляционная связь опыта переживания насилия в детстве и аддиктивного поведения ^=0,655) и суицидального риска в более взрослом возрасте ^=0,590). Выводы. Обучающиеся военного учебного центра, которые в детстве получили опыт переживания насильственных наказаний со стороны родителей, имеют более высокий риск проявления во взрослом возрасте признаков деструктивного поведения в специфических условиях профессиональной деятельности в виде аддикций и суицидального риска.
Ключевые слова: психологические факторы, насилие, детство, деструктивное поведение, психологическое сопровождение,
военнослужащие
Для цитирования: Сабитова И. С. Проявление насилия в семье как психологическая предпосылка развития деструктивного поведения военнослужащих Российской Федерации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 3(98). С. 288-293. ^Могогд/10. 24412/1999-6241-2024-398-288-293
Scientific and Practical Article
UDC: 159.9.07 © Sabitova I. S., 2024
doi: 10. 24412/1999-6241-2024-398-288-293
5.3.9. Legal Psychology and Psychology of Security
Manifestation of Violence in the Family as a Psychological Prerequisite for the Development of Destructive Behaviour of Military Servicemen
of the Russian Federation
Irina S. Sabitova, post-graduate student, expert psychologist of the Research Centre of Forensic Examination and Criminalistics 1 [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-0667-7410
' Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky, 26 Stepan Razin st., Kaluga, 248023, Russia
Abstract. Introduction. The study of the causes of destructive behaviour in military personnel is one of the topical areas in legal psychology and psychology of security. The identification of psychological factors influencing the emergence of the main forms of destructive behaviour (addictive, delinquent, suicidal risk) in military servicemen, who perform professional duties under difficult conditions, determines the purpose of this study. Materials and Methods. The following methods were used: the author's questionnaire aimed at revealing the subjective experience of violence in childhood, the DAB-2 questionnaire (deviant behaviour). The survey involved 28 male students of the military training centre of the Kaluga branch of the Moscow State Technical University named after N. E. Bauman (from 1-3 course, aged 18 to 19 years). Results and Discussion. Parental punishment of violent nature in childhood significantly influences the formation of destructive behaviour in adulthood. It is revealed that there is a positive correlation between experience of violence in childhood and addictive behaviour (Rs=0.655) and suicidal risk in older age (Rs=0.590). Conclusions. The students of the military training centre, who experienced violent punishment from parents in their childhood, have a higher risk of manifesting in adulthood the signs of destructive behaviour in specific conditions of professional activity in the form of addictions and suicidal risk.
Keywords: psychological factors, violence, childhood, destructive behavior, psychological maintenance, military servicemen
Citation: Sabitova I. S. Manifestation of Violence in the Family as a Psychological Prerequisite for the Development of Destructive Behaviour of Military Servicemen of the Russian Federation. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024. Vol. 29. No. 3(98). Pp. 288-293 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-398-288-293
Основные положения
1. Возникновение различных видов внутриличност-ного и межличностного деструктивного поведения у военнослужащих обусловлено рядом психологических факторов, среди которых важное значение имеют особенности развития личности в семье.
2. Опыт переживания насилия в детстве является одной из психологических предпосылок возникновения у военнослужащих основных форм деструктивного поведения (аддиктивное, делинквентное, суицидальный риск).
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы.
Повышенный исследовательский интерес ученых к проблеме возникновения деструктивного поведения военнослужащих в основном вызван наличием многочисленных стрессовых условий служебной деятельности, значительно повышающих риск и опасность проявления черт деструктивного поведения, которое может крайне негативно сказаться на безопасности не только личности отдельного военнослужащего, но и воинского подразделения и даже воинской части в целом. При этом увеличение количества военнослужащих с различными проявлениями деструктивного поведения в воинских частях РФ представляет собой угрозу для всего развития Вооруженных сил РФ.
Интерес к установлению психологических причин возникновения деструктивных поведенческих проявлений у военнослужащих и обосновал ход исследования, в рамках которого было выдвинуто предположение, что одной из ведущих психологических предпосылок возникновения деструктивного поведения у военнослужащих выступает опыт переживания насилия в детстве.
Цель — выявить психологические предпосылки возникновения основных форм деструктивного поведения (аддиктивное, делинквентное, суицидальный риск) у военнослужащих.
Теоретические предпосылки, обзор и степень изученности проблемы. Под деструктивным поведением чаще всего понимают дезадаптивный процесс взаимодействия личности со средой, проявляющийся в противоречащих общепринятым нормам, целенаправленных и осознанных или компульсивных, аффективных поступках и реакциях [1].
Исследованием причин возникновения и формирования деструктивного поведения военнослужащих, направленного на разрушение себя и общества, занимаются многие российские и зарубежные ученые [2-9].
Как правило, исследователи выделяют следующие причины возникновения деструктивного поведения:
— биопсихические (например, влияние психопатий (М. О. Гуревич, О. В. Кербиков) или депрессивных состояний (Ф. Б. Березов, В. Н. Синицкий и др.));
— психологические (влияние неосознанных побуждений (З. Фрейд, К. Г. Юнг и др.), блокировка энергии развития (Э. Фром) и т. д.);
— социальные (влияние СМИ, социального окружения, семьи и т. п.) [10].
И. Ю. Совкова, исследуя данную проблему, обращает внимание на особенности влияния внешних условий, способствующих возникновению и развитию деструктивных
форм поведения. Автор рассматривает деструктивное поведение как признак профессиональной деформации, т. е. как последствие влияния особенностей профессиональной деятельности на поведение сотрудника [11].
Теоретический анализ особенностей служебной деятельности военнослужащего показывает, что она характеризуется многочисленными стрессовыми факторами, способствующими накоплению психологической напряженности, повышению уровня психического стресса. Рассмотрим их.
Общие стрессоры:
— отсутствие полной «свободы действий» (необходимость жить в рамках регламента и устава);
— большое количество мероприятий боевой готовности, несение службы с оружием [12];
— постоянное присутствие риска для жизни (либо сами работают с оружием, либо отвечают за солдат срочной и контрактной службы, которые несут службу с оружием) [13].
Специфические стрессоры:
— служба в пограничных точках активных боевых действий;
— служба в условиях особой секретности;
— технологические и физиологические особенности (например, прохождение службы в условиях сверхнизких температур или ограниченного пространства);
— географические и этнические особенности (например, прохождение службы в приграничных районах или в районах с культурой, отличной от этнической культуры военнослужащего).
При этом некоторые авторы отмечают значимость влияния опыта работы военнослужащих на психологические особенности, повышающие психологическую устойчивость к их деятельности и не предрасполагающие к появлению деструктивных форм поведения.
Например, исследуя проблему психологической устойчивости, Э. В. Зауторова выявила, что сотрудники, несущие службу с оружием в уголовно-исполнительной системе с выслугой от 5 до 10 лет, имеют более высокие показатели уровня нервно-психической устойчивости и меньшие риски дезадаптации в стрессе, более низкие показатели уровня выраженности профессионального стресса [14].
Наряду с внешними причинами, многие авторы заостряют внимание на влияние социокультурных, социализирующих факторов (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, Э. Фромм, Э. Дюркгейм и др.), от которых зависят успешность адаптации и формирование определенных типов поведения личности в непростых условиях профессиональной деятельности.
Наибольшую значимость в социализации личности, в возникновении ее психологических особенностей и устойчивых форм поведения в определенных жизненных ситуациях имеет семья [15]. Многие исследователи подтверждают влияние семьи и на развитие деструктивного поведения и считают, что выявление неблагополучных семей и систематическая работа с ними должны стать основой профилактики такого поведения [16; 17]. В. П. Стрельцо-
ва, Ю. В. Столбун, К. О. Чедия в качестве социологических предпосылок возникновения деструктивного поведения указывают влияние моделей поведения родителей и их отношения к детям [18].
В семьях с деструктивным поведением выражены негативные факторы семейного воспитания, а именно: отсутствие позитивного интереса к подростку, директивность, враждебность, автономность, непоследовательность [19]. Однако ситуация ухудшается при наличии наказаний насильственного характера со стороны родителей. Установлены негативные психологические последствия переживания насилия в детстве, среди них физические и психологические проблемы со здоровьем [20]. Многие специалисты отмечают, что ребенок из такой семьи более тревожен, высоко утомляем. В будущем существует вероятность того, что подобное поведение он перенесет на свою собственную семью: большинство мальчиков сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной [16].
Отечественные и зарубежные авторы, такие как Ю. М. Антонян, И. А. Марголина, D. Bernstein, указывают, что некоторыми из психосоциальных последствий жестокого обращения с детьми являются делинквентные и асоциальные формы поведения, аффективные нарушения и аномальные черты личности [21-23].
Следовательно, ребенок, воспитывающийся в семье, где существует семейное насилие, так или иначе получает психосоматические расстройства, первичную или вторичную виктимизацию, испытывает проблемы во взаимоотношениях с окружающими [2; 24-25].
Личностные особенности, формируемые с детских лет, влияют на всю дальнейшую жизнь, на построение будущей семьи, на самоопределение и успешность в профессиональной деятельности, предрешают возникновение противоправного, деструктивного поведения [26-27].
Таким образом, проведенный теоретический обзор подтверждает актуальность исследования опыта переживания насилия в детстве как возможной психологической причины возникновения у военнослужащего основных форм деструктивного поведения.
Материалы и методы
Исследование было проведено на базе военного учебного центра Калужского филиала Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана в январе 2023 г.
В данном исследовании приняли участие студенты 1-3 годов обучения в количестве 28 человек мужского пола в возрасте от 18 до 19 лет, средний возраст составил 18 лет.
Для проведения исследования были использованы следующие методики:
1. Авторская анкета, направленная на выявление субъективного опыта переживания насилия в детстве. Под насилием в детстве в контексте данной работы понимаются постоянные наказания, ограничения и принуждение, доставляющие психологические и физические страдания ребенку. Например, в качестве наказаний ребенка избивали руками или ремнем, длительно держали в углу. Среди ограничений рассматриваются ограничения базовых потреб-
ностей (в пище), ограничение свободы (надолго закрывали в комнате, манипулятивно запрещали общаться с кем-либо из друзей или родственников), принуждение (заставляли выполнять унизительную или опасную работу/действия). Данная анкета состоит из пятнадцати вопросов. Участникам исследования предлагалось выбрать один из пяти вариантов ответа: «никогда», «редко», «время от времени», «часто», «постоянно».
2. Опросник «ДАП-2» разработан специально для Министерства обороны в целях определения военно-профессиональной направленности военнослужащих и оценки вероятности развития у них девиантных форм поведения. Опросник содержит 60 утверждений, которые касаются разных форм девиантного поведения и позволяют выявить уровень военно-профессиональной направленности (далее — ВПН), уровень склонности к аддиктивному и делинквентному поведению и уровень суицидального риска. Каждое утверждение оценивается одним из четырех вариантов ответа: «совершенно верно», «в основном верно», «пожалуй, так», «нет, это не так» [28].
Обработка полученных данных осуществлялась с помощью программного обеспечения SPSS 25.0, посредством которого был применен корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена).
Результаты и обсуждение
Понятие и классификация основных видов деструктивного поведения. Деструктивное поведение — совокупность дезадаптивных поступков или реакций, направленных на саморазрушение личности и (или) разрушение общества.
Единого подхода к точной классификации деструктивного поведения в настоящее время не разработано, в основном такое поведение подразделяют на делинк-вентное (нарушение закона) и девиантное (отклоняющееся от общепринятых норм морали и нравственности), при этом выделяют социально деструктивное поведение, которое опосредовано социальной дезадаптацией.
В таблице 1 представлены основные формы деструктивного поведения военнослужащих, которые исследуются в настоящей статье.
Исследование взаимосвязи насилия в детстве с компонентами деструктивного поведения. Первичная обработка данных позволила выявить, что для основной части выборки (82%) характерен средний уровень ВПН, свидетельствующий о том, что у 23 респондентов из 28 присутствует желание служить в Вооруженных силах, при этом выявляется вынужденное подчинение требованиям командиров и начальников.
Высокий и достаточный уровень ВПН у 11% респондентов говорит о том, что у 3 человек из 28 выражено желание служить в Вооруженных силах, умение подчиняться требованиям командиров и начальников и готовность выполнять служебные обязанности, в том числе и в особых условиях деятельности.
Низкий уровень ВПН был установлен у 7% студентов (2 человека), у них отсутствует желание служить в Вооруженных силах, подчиняться требованиям командиров и начальников.
Таблица 1. Виды деструктивного поведения в зависимости от формы их проявления (Table 1. Types of destructive behavior depending on the form of their manifestation)
Вид деструктивного поведения Проявления Направленность разрушения
Аддиктивное Алкоголизация личности, зависимость, разрушение своего социального «Я», разрыв социальных связей, значительный вред здоровью В основном внутренне-деструктивная. При этом может быть и внешне-деструктивной, при наличии психологического воздействия со стороны личности на окружающих, с целью побудить к саморазрушению посредством применения психоактивных веществ или алкогольных напитков
Употребление психоактивных веществ, зависимость, значительный вред здоровью
Делинквентное Асоциальные проявления. Бродяжничество, проституция, «разложение» моральных норм и устоев общества, разрушение как собственного «Я», так и общества Смешанная, разрушение как собственной личности, так и общества в целом
Криминальная деятельность. К данному виду относится совершение «тяжелых» преступлений (убийства, нанесение тяжкого телесного вреда, участие в обороте наркотиков и оружия, педофилия и т. д.) В основном внешне-деструктивная, при этом является саморазрушающей и для самой личности, так как формируется психологическая деформация, криминальная социализация, профессионализация и т. п.
Террористическая деятельность. Радикальное разрушение общества и его устоев, агрессивное выражение волеизъявления, преследование собственных целей в ущерб общественному порядку В основном внешне-деструктивная, однако является саморазрушающей и для самой личности, так как способствует отчуждению личности от социума, разрушению и деформации психологических, нравственных, моральных и ценностных блоков
Суицидальное Проявление суицидального поведения и осуществление суицидальных попыток, сюда же входит и завершенный суицид; разрушение себя как личности и человека, физическое уничтожение собственного «Я» Внутренне-деструктивная
Таким образом, для большей части респондентов служба не является простой деятельностью, студенты с низким уровнем ВПН, как правило, не приспособлены к военной службе, испытывают недовольство, страх, протест при подчинении приказам, трудно приспосабливаются к новым условиям жизни, склонны считать нормальным уклонение от службы, не стремятся достичь профессиональных успехов, выполнять сложные и ответственные задания, предпочитают «спокойную» службу в «тихом» месте, а не выполнение серьезных и опасных заданий, могут быть разочарованы в военной службе, склонны считать, что Присяга на верность Отечеству в современных условиях утратила свою актуальность.
Полученные результаты могут свидетельствовать о влиянии на ВПН второстепенных мотивов поступления в военной учебный центр. Так, в год проведения исследования в мире сложилась неспокойная военно-политическая обстановка, в 2022 г. Президентом РФ был подписан указ о частичной мобилизации жителей страны, что могло обусловить поступление в военной учебный центр с целью получить отсрочку от армии или мобилизации.
Анализ результатов исследования позволил выявить, что опыт переживания насилия в детстве часто испытывали 11% респондентов. При этом наиболее распространенным оказался опыт физического насилия (избивали руками/ ремнем или иными предметами, длительно держали в углу), а самыми нераспространенными были различные лишения (еды, свободы) и принуждение (выполнение унизительной или опасной работы/действий).
После первичной обработки данных был применен корреляционный анализ, результаты которого представлены в табл. 2 [29].
Так, существует положительная корреляционная связь опыта переживания насилия в детстве и аддиктив-ного поведения ^=0,655) у студентов военного учебного центра. Выявленная связь свидетельствует о том, что на-
силие со стороны родителей в детстве способствует развитию аддиктивного (зависимого) поведения в юношестве и во взрослой жизни. Согласно исследованию Е. А. Климович, А. В. Копытовой, К. В. Марудиной дисгармоничные детско-родительские отношения, стиль и условия воспитания оказывают влияние на формирование алкогольного аддиктивного поведения у подростков, что совпадает с результатами данной работы [30].
Таблица 2. Результаты корреляционного анализа между показателями опыта переживания насилия в детстве
и форм деструктивного поведения (Table 2. Results of correlation analysis between indicators of experiencing violence in childhood and form of destructive behavior)
Корреляционная пара Коэффициент корреляции Уровень значимости
Насилие в детстве — аддиктивное поведение 0,655 P<0,05
Насилие в детстве — суицидальный риск 0,590 P<0,05
Была зафиксирована положительная корреляционная связь опыта переживания насилия в детстве и суицидального риска в более взрослом возрасте ^=0,590), что позволяет вести речь о том, что чем больше у респондентов опыт переживания насилия, тем вероятнее развитие толерантности к совершению суицида во взрослой жизни. Указанная связь может быть объяснена тем, что у таких детей вырабатывается ощущение неотвратимости наказания за совершение ошибок и в ситуациях высокого напряжения подобный способ разрешения проблем кажется наиболее легким.
Полученные результаты подтверждаются и в других исследованиях. Так, Е. В. Булычева, Р. И. Антохина, А. В. Васильева, Е. Ю. Антохин, А. С. Калмыкова установили, что неблагополучные детско-родительские отношения и условия воспитания оказывают влияние на формирование саморазрушающего поведения у подростков, увеличивая их суицидальный риск в будущем [31].
М. А. Бебчук в своей работе доказывает, что более 90% детей и подростков с суицидальным поведением сталкивались с патологическим воспитанием в родительских семьях и ведущей сферой суицидальных конфликтов являлась семейная [32].
Таким образом, одной из психологических предпосылок возникновения у военнослужащих основных форм деструктивного поведения (аддиктивное, делинквентное, суицидальный риск) выступает опыт переживания насилия в детстве.
Выводы
1. Опыт переживания насилия в детстве у военнослужащих имеет существенную связь с проявлением у них отдельных компонентов деструктивного поведения, таких как аддиктивное и суицидальное.
2. Обучающиеся военного учебного центра, которые в детстве получили опыт переживания насилия, имеют
более высокий риск проявления во взрослом возрасте признаков деструктивного поведения.
Область применения и перспективы. Анализ полученных эмпирических данных позволяет углубить знания психологов в области выявления причин возникновения деструктивного поведения, использовать полученные результаты для дополнения психограммы военнослужащих как первичную модель формирования анкетного опроса для профессионального отбора военнослужащих.
При этом данная проблема требует детального анализа на большей выборке в рамках дальнейших исследований, которые могут быть направленны на выявление психологических особенностей возникновения отдельных видов деструктивного поведения, их взаимосвязи с возрастом военнослужащего, сроком службы, личностными особенностями, конкретными особенностями служебной деятельности.
Список источников / References
1. Куликов В. Б., Злоказов К. В. Деструктивное поведение: теоретико-методологический аспект // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 3. С. 89-92.
2. Воробьев А. А. Мотивационно-ценностные предпосылки и психологическая коррекция деструктивного поведения юношей — военнослужащих по призыву // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2011. № 2. C. 96-107.
3. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. М., 2003. 272 с.
4. Tilmagambetova R. E. & Uta^eva Zh. T. & Mambetalina A. S. Features of military personnel prone to autodestructive behavior. BULLETIN of the L. N. Gumilyov Eurasian National University. Pedagogy. Psychology. Sociology. 2024. Vol. 146. Pp. 315-325. https://doi. оrg/10.32523/2616-6895-2024-146-1-315-325.
5. Taghva A. & Imani M. & Kazemi M. & Shiralinia K. The Role of Job Burnout and Depression in Self-Destructive Behavior of Islamic Republic of Iran's Army Personnel. Archives of Psychiatry and Psychotherapy. 2015. Vol. 2. Pp. 41-47. https://doi.оrg/10.12740/APP/41477.
6. Fosse T. H., Skogstad A., Einarsen S. V., & Martinussen M. Active and passive forms of destructive leadership in a military context: a systematic review and meta-analysis. European Journal of Work and Organizational Psychology. 2019. Vol. 28, No. 5. Pp. 708-722. https:// doi.оrg/10.1080/1359432X.2019.1634550.
7. Булгаков А. В. Профилактика социально-психологической дезадаптации и отклоняющегося поведения у военнослужащих Военно-Морского флота : метод. пособие. М., 1996. 58 с.
8. Деникин А. В., Мишин Р. В. Анализ опыта работы по профилактике суицидов среди военнослужащих в армиях зарубежных государств // Мир образования — образование в мире. 2016. № 3(63). С. 92-97.
9. Литвинцев С. В., Нечипоренко В. В., Шамрей В. К., Попик И. Г. Диагностика и профилактика суицидального поведения военнослужащих // Военно-медицинский журнал. 2001. Т. 322, № 8. С. 18-22.
10. Методики военного профессионального психологического отбора : метод. пособие. М., 2005. С. 357-361.
11. Совкова И. Ю. Деструктивное поведение личности в кризисных ситуациях служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. № 1. С. 73-81.
12. Резник Н. И. Введение в профессию: основы деятельности психолога батальона, полка (корабля 1 ранга) : учеб.-метод. пособие. М., 2004. 88 с.
13. Новиков А. А. Формирование готовности к профессиональной деятельности у курсантов военных вузов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. 24 c.
14. Зауторова Э. В. Психологическая устойчивость сотрудников, несущих службу с оружием, в зависимости от выслуги лет в уголовно-исполнительной системе // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Т. 28, № 1(92). С. 15-20. https:// doi^g/KI. 24412/1999-6241-2023-192-15-20.
15. Ситников В. Л., Стреленко А. А., Енгалычев В. Ф. Применение методики СОЧ(И) при проведении судебно-психологических экспертиз в рамках Семейного кодекса // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 2. C. 77-87.
16. Лифанова М. В. Семья как объект криминологического исследования // Вестник Института права Башкирского государственного университета. 2022. № 15(3). C. 55-60.
17. Приступа Е. Н. Патологическая социализация детей и подростков как результат семейного неблагополучия // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2016. № 7. C. 30-36.
18. Кузнецова М. Н. Обзор теоретических аспектов деструктивного поведения личности // Ученые записки университета Лесгафта. 2018. № 2(156). С. 340-343.
19. Ганишина И. С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних : учеб. пособие. М., 2006. 288 c.
20. Брюкнер М. Насилие в семье: локальные действия — международная проблема // Журнал исследований социальной политики. 2009. Т. 7, № 2. C. 261-272.
21. Антонян Ю. М., Бородин С. В. Преступное поведение и психические аномалии. М., 1998. 215 с.
22. Марголина И. А., Козловская Г. В., Проселкова М. Е. Психическое развитие детей из условий хронического физического насилия (особенности обследования детей) // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2005. № 9. С. 4-9.
23. Bernstein D. P., Stein I. A, Handelsman L. Predicting personality pathology among adult patients. J. Addict. Behav. 1998. № 23(6). Рр. 855-868.
24. Аракелян А. К. Внутрисемейные факторы виктимизации личности // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2015. № 1(8). C. 50-55.
25. Садовникова Ж. В. Анализ причин деструктивного поведения детей и подростков в современном обществе. Способы профилактики // Вестник Московского университета. Серия 20, «Педагогическое образование». 2023. № 2. C. 120-139.
26. Плугина М. И., Абакарова Э. Г., Лукьянов А. С. Личностные особенности предрасположенности субъекта к деструктивным формам поведения // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023. № S3(22). С. 24-35. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3804.
27. Злоказов К. В. Социально-психологические предпосылки деструктивного поведения подростков в школе // Педагогическое образование в России. 2016. № 5. С. 71-81.
28. Юсупов В. В., Корзунин В. А. Психологическая диагностика зависимого поведения. СПб., 2007. 123 с.
29. Пацакула И. И., Кизиярова А. А. Предпосылки деструктивного поведения и формирование психологической безопасности личности военнослужащих // Вестник Калужского университета. Серия 1. 2021. Т. 4, вып. 4. C. 53-61.
30. Климович Е. А., Копытов А. В., Марудина К. В. Влияние родительско-детских отношений на формирование алкогольного аддиктивного поведения у подростков // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2019. Т. 10, № 1. С. 22-30.
31. Булычева Е. В., Антохина Р. И., Васильева А. В. [и др.] Психосоциальные аспекты антисуицидальных мотивов у подростков // Психиатрия и психофармакотерапия. 2023. Т. 25, № 6. С. 11-23.
32. Бебчук М. А. Семейно-ориентированная медицинская помощь в детском психиатрическом стационаре при феномене суицидального поведения // Экология человека. 2017. № 4. С. 32-37.
Поступила 23.05.2024; одобрена после рецензирования 26.06.2024; принята к публикации 28.06.2024.