Научная статья на тему 'Проявление финансовых последствий терактов 11 сентября на французском рынке страхования'

Проявление финансовых последствий терактов 11 сентября на французском рынке страхования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проявление финансовых последствий терактов 11 сентября на французском рынке страхования»

ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ

Дени Кесслер Жан-Марк Ламер

председатель управляющий директор Француз-Французской ассоциации ской ассоциации

страховых компаний страховых компаний

ПРОЯВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕРАКТОВ 11 СЕНТЯБРЯ НА ФРАНЦУЗСКОМ РЫНКЕ СТРАХОВАНИЯ*

В сентябре 2001 г. Соединенные Штаты стали жертвой нескольких беспрецедентно разрушительных актов террора. Сразу же вслед за этими событиями был поднят (надо признать, несколько поспешно) вопрос о том, во что это может обойтись страховой индустрии всего мира, и данные тогда же ответы на этот вопрос были также, возможно, несколько преждевременными. Первоначальные оценки рейтинговых агентств были недвусмысленными: это трагическое событие представляет собой беспрецедентную катастрофу в истории страховой индустрии, оставившую далеко позади ураган "Эндрю” с причиненными им убытками на сумму 20 млрд долларов.

Прошло уже достаточно времени, но все еще трудно назвать общую цифру затрат, которая по оценкам занимающихся такими расчетами аналитиков составит от 30 до 100 млрд долларов. Неопределенность вызвана отчасти тем фактом, что удары были нанесены в финансовое сердце Соединенных Штатов, а также отсутствием ясности в вопросе объема убытков как на данное время (хотя понесены чрезвычайно большие косвенные убытки, их невозможно точно определить в цифрах), так и в будущем (последствия, такие как финансовые убытки, судебные тяжбы и т.п., в той или иной степени будут ощущаться в течение достаточно длительного времени). И наконец, неопределенность существует также

*

Перевод с английского В.В. Бобровой и О.Д. Полушенковой.

Редакция «Вестника Финансовой академии» выражает признательность члену совета журнала профессору В.В. Думному за содействие в публикации этого материала. Выражаем также благодарность профессору Л.А. Орланюк-Малицкой за научное консультирование.

в том, что касается покрытия: что покрывается за счет страхования, что покрывается посредством других мер, что не покрывается вообще. (Пентагон и другие федеральные здания, например, не были застрахованы на коммерческом рынке страхования; то же относится к автодорожной и железнодорожной сети, водному транспорту, гражданским техническим объектам и инфраструктуре и т.п.)

Еще много лет, по всей видимости, будет неизвестно, во что в конечном итоге обошлись мировой индустрии страхования террористические акты 11 сентября. Помимо непосредственного воздействия на итог счета прибылей и убытков страховщиков и перестраховщиков, масштаб этих событий таков, что последствия ударной волны почувствуют все внутренние рынки страхования. Спад в международной экономике, усугубившийся в результате нападения на Всемирный торговый центр и его воздействия на финансовые рынки, скорее всего распространится по всему миру и косвенным образом повлияет на каждый страховой рынок на локальном уровне. В то же время на этом уровне на страховщиках неизбежно скажутся изменения в механизмах взаимообразного покрытия рисков (которые в настоящее время действуют на глобальном уровне).

Трудно предвидеть, как поведут себя в создавшейся обстановке французские страховщики, но есть несколько аргументов технического свойства, свидетельствующих в пользу сценария, в котором относительно стагнирующий рост страховой базы сочетается с различными уровнями роста страховых тарифов в разных сегментах кли-

ентской базы и отраслях. Сокращение емкости индустрии перестрахования во всем мире, неустойчивость на финансовых рынках и низкие процентные ставки - все эти факторы означают, что цикл андеррайтинга больше согласуется с фактической ценой риска. В то же время создание во Франции пула (оформленного посредством договоров о перестраховании), благодаря которому страховщики смогут получить в текущем году страховое покрытие в случаях террористических атак, исключая морские, в значительной степени повлияет на затраты, перекладываемые на страхователей. Риск террористической атаки будет первым риском, на котором этот рост скажется. В то время как этот риск едва ли - если вообще - был включен в действующие на сегодняшний день тарифы, риск будущих атак потребует существенной новой емкости, создание которой возможно только посредством взаимообразного покрытия рисков. Поскольку и характер, и масштабы подверженности риску после 11 сентября 2001 г. коренным образом изменились, возникла настоятельная потребность в дополнительной емкости, что, по всей вероятности, в краткосрочной перспективе приведет к значительному росту тарифов.

Спад в мировой экономике: какими будут последствия для страхового бизнеса во Франции?

Хотя атаки, произошедшие 11 сентября, и не являлись причиной нынешнего спада в международной торговле, они явно усугубили его. Воздействие на финансовые рынки, на ВВП и расходы потребите-

лей и фирм, на определенные сектора экономики СшА (такие как авиаперевозки, туризм и т.п.), вне сомнения, распространилось за пределы Соединенных Штатов. Благодаря структуре своей международной торговли Франция не задета экономическим спадом в США так непосредственно, как некоторые другие европейские страны. Тем не менее, ввиду того что европейские рынки также сокращаются, Франция будет только частично защищена от неблагоприятных мировых экономических процессов.

Учитывая выбранные для нападения цели и страну, где они находились, катастрофически сильный удар был нанесен не в самое лучшее для мировой экономики время. Американская экономика уже была ослаблена до того, как было совершено нападение. К концу 2000 г. Соединенные Штаты установили своеобразный рекорд по продолжительности — десять лет — периода экономического роста. Некоторый спад в экономике этой страны, давно предсказывавшийся рыночными аналитиками и много раз отодвигавшийся, по всей видимости начался в 2001 г. Он постепенно распространился на другие страны, по пути задев и Францию (хотя благодаря структуре своего ВВП Франция ощутила его воздействие не сразу).

Первые признаки экономического спада во Франции стали появляться уже до атак 11 сентября. Уровень доверия потребителей и бизнеса снизился, отражая неопределенность, связанную с ближайшим будущим. Все показатели резко упали после 11 сентября и во Франции, и в большинстве других стран Европы, сводя на нет ожида-

ния быстрого роста в 2002 г. Доверие бизнеса подорвали, конечно, и публикации данных по безработице, и падение других показателей.

Более внимательный анализ экономических прогнозов, подготовленных исследовательскими институтами, показывает, что в этом году французская экономика будет иметь скромные цифры роста - не более 1-1,5%. Среди факторов, которые могут способствовать потенциальному росту, можно назвать повышение покупательной способности частных лиц, связанное со снижением инфляции, понижение налоговых ставок и необходимость наверстать инвестиции, которые были отложены, потому что инвестиционный цикл был слишком коротким.

Этот оптимистический настрой, однако, подрывается инерцией, присущей государственному вмешательству, и обременительнонеповоротливой по своей природе бюрократией. Руководители соседних стран нацелены на научные исследования и конкуренто-

способность. Признается высокая роль бизнеса, чрезвычайно одобряется социальный диалог, предпринимателям дается возможность показать себя на деле. Это совсем не то, что происходит во Франции. Здесь, наоборот, власти действуют так, как если бы мы жили в совершенно другую эпоху: огромные налоги, архаические законы, правила и нормы, которые невозможно понять, но которым тем не менее все обязаны следовать. Можно ли стать конкурентоспособным в глобальной экономике, если власти,

не сумев своевременно реформировать бюрократию*, продолжают политику, отталкивающую отечественных и иностранных инвесторов?

Всемирный экономический форум поставил Францию на последнее место в ряду других стран за ее негибкое трудовое законодательство, уровень государственных расходов и налоги. Способность Франции привлекать инвестиции быстро падает, а переход к евро - суровое пробуждение от сладкого сна для тех, кто верит, что Франция войдет в круг победителей. При прозрачности цен и затрат, при возросшей мобильности рабочей силы, капитала и технологий конкурировать в Евроленде будет, вне сомнения, еще труднее, чем сегодня.

Несмотря на увеличение инвестиционного цикла, он оказался слишком коротким, поскольку был прерван спадом в международной экономике. Никто, однако, не предсказывает скорого подъема, так как 65% иностранных компаний, осуществляющих деятельность во Франции, однозначно дали понять, что Франция отнюдь не то место в Европе, где они собираются нести расходы. В действительности, 44% из них даже думают о переводе части своего французского бизнеса в другие страны. И это было еще до принятия закона о социальной “модернизации”. Тогда как же скажется принятие этого закона на создании рабочих мест во Франции? Уровень

*

* Франция ежегодно тратит на 600 млрд франков больше, чем Германия, и при сопоставимом объеме государственных услуг имеет на 50% больше чиновников. Этот разрыв не сокращается. Более того, с 1997 г. он продолжает увеличиваться и на 100 млрд франков превысил среднеевропейский уровень.

доверия потребителей низок, а наводящие уныние цифры занятости сводят на нет любые надежды, которые могли бы зародиться в связи с повышением покупательной способности. Какие козыри есть у Франции, чтобы сохранить свою роль сильной страны в Европе? Любой рост во французской экономике в ближайшее время вполне вероятно может ограничиться техническими показателями, а его темпы могут упасть ниже 1%.

Вместе с тем независимо от темпов роста в 2002 г. в целом экономические перспективы для французского страхования будут не так уж плохи, особенно учитывая, что доход по премиям больше связан с тем, каково было состояние экономики в предыдущий год по сравнению с текущим годом. Поэтому следствие атаки на Всемирный торговый центр не окажет значительного воздействия на базу страхования во Франции в силу ее относительной стабильности. Однако падение объема перестраховочного покрытия на мировом рынке, введение специальных ставок для страхования от нападения террористов и спад на финансовых рынках являются теми факторами, которые приведут к значительному росту ставок. Некоторые продукты, такие как страхование от несчастного случая, могут привлечь значительное количество страхователей, которые хотели бы иметь обеспечение на случай непредвиденных обстоятельств. Четко просматривается склонность к "накопительному" поведению людей. Тенденция к переходу от заключения договоров страхования в учетных единицах к договорам в евро будет продолжать сохраняться до тех

пор, пока не прояснится ситуация на фондовых рынках.

Реальная стоимость риска: альтернативы повышению прибыли через инвестиционный доход

Масштаб убытков, понесенных в результате событий 11 сентября, явился сильнейшим напоминанием того, что риск имеет свою цену, которая должна быть отражена в ставках. Буйство финансовых и особенно фондовых рынков в последние несколько лет в определенной степени снизило понимание этого момента, то есть страхование больше считалось формой управления активами, чем управления рисками. В качестве нового, ключевого звена в цепи стоимости управление активами дало возможность участникам рынка компенсировать свои страховые потери повторяющимся инвестиционным доходом и реализацией нереализованных доходов от прироста капитала. Инвестиционный менеджмент, безусловно, лежит в основе деятельности любой страховой компании, ее активы являются залогом правовых обязательств перед страхователями. Показатели деятельности и обеспечение являются основными моментами для управления активами в силу их вклада в статьи баланса. Являясь определяющим для создания прочной финансовой основы в страховании, управление активами никогда не должно подменять собой управление рисками в качестве основного элемента страховой деятельности.

Риск имеет свою стоимость, и участники рынка должны знать основные положения по рискам, особен-

но во Франции, где, несмотря на частое, но не всегда правильное использование слова "риск", все еще отсутствует полное понимание сущности страхования и риска. Следует подчеркнуть необходимость анализа рисков и мер по их предотвращению, а также технического рейтинга. Компании и акционеры должны понимать, что альтернативой затратам на страхование является создание стоимости в течение длительного времени. Страхование может помочь укрепить ряд статей баланса, особенно доход. Это позволяет компаниям предсказывать будущие показатели своей деятельности, основываясь на корпоративной стратегии путем принятия рассчитанных рисков и исключением рисков, которые невозможно измерить. Актуарии и финансовые аналитики поймут, что "справедливая стоимость" не может быть рассчитана без владения информацией по чистому риску*. Поскольку риск не включают в балансовые отчеты, он должен быть указан в забалансовых статьях, так как он равен забалансовому обязательству**.

Однако этот аргумент нелегко подтвердить фактами. Поскольку страхователи рассматривают страхование как дополнительные затраты, которые в конечном итоге окажут воздействие на прибыль (или бюджет) за год, то они используют дого-

Общий риск рассчитывается с использованием обычного анализа риска минус различные виды страхового покрытия.

Отсутствие прозрачности, что может сделать отчет неясным для акционеров, усиливается отсутствием знания об удержании и существовании кэптивных страховых компаний у множества крупных компаний.

*

**

ворную основу в качестве рычага для приведения цен в соответствие с самыми низкими ставками. На рынке, характеризуемом ростом как спроса, так и предложения, растущая конкуренция приносит выгоду клиентам в виде покрытия по низким ставкам. Чтобы убедиться в этом, достаточно только взглянуть на изменения в андеррайтинговой марже за последние несколько лет: от сбалансированной маржи в 1996 г. она плавно опустилась до своего самого низкого уровня в І999 г. из-за последствий ураганов "Лотар" и "Мартин" в конце года. Вместе с тем инвестиционный доход (с учетом всех категорий) значительно вырос и составил более 16% от объема премий, полученных в 2000 г., по сравнению с 8% к объему 1995 г.

Подобная обратная связь между инвестиционным доходом и результатами андеррайтинга характерна не только для Франции. Недавнее исследование агентства "Сигма" выявляет отрицательное соотношение между этими двумя компонентами прибыльности страховой компании на ведущих мировых рынках. По сути, инвестиционный доход является одним из важнейших компонентов страхового цикла. Страховая индустрия, особенно те ее направления, которые не связаны со страхованием жизни, характеризуется шестигодичным циклом * с изменяющимися периодами повышения и понижения ставок. Этот цикл может также возни-

кать в результате задержки с урегулированием премии. За период 1996-1999 гг. изменения в андеррайтинговой марже с точки зрения снижения собираемой премии**** четко указывают на то, что французский страховой рынок без страхования жизни переживал фазу жесткой конкуренции по ставкам, чему также способствовала ситуация на активно действующих финансовых рынках.

Самый низкий уровень в цикле был достигнут в 1999 г., когда ураганы "Лотар" и "Мартин" определенно помогли остановить дефляционное давление. Не нужно забывать, что французское страхование сполна заплатило за эти стихийные бедствия — не меньше 6,9 млрд евро. Безусловно, это значительно меньше, чем выплаты мировой страховой индустрии после трагических событий во Всемирном торговом центре. Все же ураганы 1999 г. только ускорили окончание цикла, который в противном случае завершился бы к 2001 г. Слабость финансовых рынков в 2000 г., усилившаяся в 2001 г., указывает на начало нового страхового цикла с еще более жесткими ставками. Катастрофа 11 сентября искусственно усилила эту инфляционную тенденцию, вызвав неустойчивость цен на рынке в противовес низким процентным ставкам.

Снижение мировых перестраховочных мощностей: какое влияние оно окажет на прямых страховщиков?

*** л ^

7,3 года для Франции на основании ис-спедования агентства "Сиша" "Доход- **** Снижение тем более удивительно, что

ность в остальных видах страхования, экономические основы были вполне ус-

кроме страхования жизни. время вер- тойчивы. Потребительские и производст-

нуться к основным задачам (№ 5 за венные затраты подняли ВВП на новую

г). высоту за последнее десятилетие.

Парадоксален тот факт, что именно в момент, когда на рынках имеется наименьшее предложение, спрос на покрытие максимально растет. Неопределенность стоимости событий 11 сентября и наличие ряда видов страхования, особенно пострадавших от разрушения "Твин Тауэрс", радикально изменили

правила на мировом перестраховочном рынке. От ситуации с избыточным предложением, что обычно способствует снижению цен, рынок внезапно оказался в ситуации нехватки средств*. В этой связи предвидение воздействия со стороны всех участвующих сил после 11 сентября облегчается тем фактом, что все произошло в условиях самых высоких цен, которые уже приобретали устойчивый характер. Растущая стоимость природных катаклизмов за последние два года (ураганы "Лотар" и "Мартин" в Северной Европе, тайфун "Барт" в Японии и ураган "Флойд" в Северной Америке) наложила свой отпечаток на состояние страхования. Влияние, которое эти стихийные явления могли бы оказать на указанные в перестраховочных договорах ставки, было отсрочено, поскольку финансовые рынки переживали расцвет. Однако после спада в 2000 г. у перестраховщиков не осталось другого выбора, как оценить риск в соответствии с его истинной стоимостью, для того чтобы повысить свою рентабельность.

Снижение объема перестраховочных средств, повышение цен и ис-

Хотя новые мощности были созданы после 11 сентября, в частности на Бермудах, все же собранные средства способны только частично покрыть те финансовые убытки, которые возникли в результате трагических событий.

ключение таких рисков, как террористические акты, из перестраховочного покрытия являются некоторыми из причин, в силу которых возрождается интерес к альтернативам традиционному страхованию. Такими альтернативами можно считать самострахование и получение покрытия на финансовых рынках. Но, кажется, ни одна из альтернатив не может предложить чуда. Трудно представить себе использование финансовых рынков при современном отсутствии прозрачности. Кроме того, хотя и существуют возможные варианты на покрытие убытков от атак террористов, они чрезвычайно дороги и ненадежны. Что касается самострахования, то создание кэптивных страховых компаний или резервов с освобождением от уплаты налогов будет все же недостаточным в сравнении с масштабом убытков в результате подобных нападений. Причина, по которой стоимость страхового покрытия от террористических актов, объединенная на мировом уровне, столь высока, заключается в возможности накопления риска катастроф. По сравнению с акционерным капиталом застрахованных компаний (независимо от размеров компании) этот уровень риска будет еще менее приемлем сегодня, чем это было в прошлом.

Исключение нападений и террористических актов из перестраховочного покрытия: каковы будут последствия для Франции?

В целях защиты всех застрахованных лиц Законом от 9 сентября 1986 г. парламент автоматически включил убытки от террористических актов в покрытие убытков от

прямого ущерба собственности и убытков от временного прекращения ведения бизнеса. В отличие от других европейских стран во Франции невозможно застраховать собственность без страхования убытков от террористических актов, даже если на это имеется особая просьба клиента. Кроме проблем правового и политического определения риск, с одной стороны, должен быть технически вероятен в том смысле, что он "возможен и может быть смоделирован", а с другой - он не может быть предсказуем. Иными словами, предполагаемая возможность того, что он случится, должна быть структурной и не зависеть от обстоятельств. Террористические акты, по определению, не отвечают этим критериям, поскольку их нельзя смоделировать и возможность их совершения зависит от политической ситуации.

Закон 1986 г. предоставляет возможность для обеспечения Центральным перестраховочным фондом (ЦПФ) перестрахования, обеспеченного правительственными гарантиями. Уроки, извлеченные из драматических событий 11 сентября, вынудили основных участников мирового перестраховочного рынка решительно поддержать более ограничительную андеррайтинговую политику в отношении риска терактов. В силу ограниченности средств на покрытие рисков некоторые прямые страховщики были вынуждены аннулировать свои обширные портфели рисков. Необходимо было срочно найти решение, в противном случае некоторые крупные французские корпорации могли бы оказаться к 1 января 2002 г. без средств на покрытие имуще-

ственных убытков. После переговоров с правительством между страховщиками и перестраховщиками было достигнуто соглашение о покрытии крупных рисков, которое увязывало мощность рынка и гарантии правительства (Управление страхованием и перестрахованием риска терактов и нападений).

Правовое определение нападений:

нечеткие границы

События 11 сентября выходят за рамки обычного терроризма, но не подпадают под классическое определение состояния войны между национальными государствами (что соответствовало бы законам государства). Многие геополитики воспринимают эти теракты как нечто большее, чем просто необычное событие с катастрофическими экономическими последствиями.

Понятие “классической” войны, в которой различают воюющие стороны, а также военное оружие и цели, уступает место “ползучей” террористической войне без очевидного вовлечения государства, в которой оружие и цели имеют “гражданский” характер.

Очень трудно дать определение терроризму. Национальность не может служить ключевым критерием. Скорее всего, террористы принадлежат к идеологической группе, которая интернациональна по своему составу. В то же время террористы могут быть гражданами страны, против которой они совершают свои террористические акты. Трагедию в Нью-Йорке трудно охарактеризовать и определить. В современном контексте войн между воюющими государствами, гражданских войн, восстаний и граж-

данских волнений атаки террористов и теракты не имеют четкого определения. Кроме того, трудно провести различие между терактами и нападениями, с одной стороны, и актами саботажа и устрашения — с другой. Национальная или международная террористическая группа может взять на себя ответственность за акты или быть обвиненной в них. Когда компания становится жертвой теракта, то нападение может быть инициировано как изнутри компании, так и вне ее. То же самое справедливо в отношении актов саботажа и устрашения.

Террористические акты и нападения: риск, который технически трудно застраховать

Кроме политических и правовых аргументов, критерии страхования - главным образом финансовые -дают представление о том, можно ли застраховаться от такого нападения. Прежде всего необходимо проанализировать основы страхования. Страховщик должен смоделировать непредсказуемый риск так, чтобы его можно было применить к большому числу страхователей в течение многих лет. Результатом этого является договор, определяющий размер покрытия и ставки.

Понятно, что статистика и модели страхования ущербов собственности на земле от падения самолета не то же самое, что воздушный терроризм. Здесь не только отсутствует предшествующий опыт, но и сам теракт происходит не случайно: методы и цели четко определены заранее. Абсолютно ясно, что возможность риска терроризма и особенно гипертерроризма зависит

от политических и военных взглядов правительств. Таким образом, еще не существует единой модели для применения, поскольку риск будет зависеть от позиции правительства и террористической группы. Это также может быть риск, финансовые последствия которого могут быть сопоставимы с последствиями войны.

Если умозрительно исходить из того, что мы все же хотим покрыть этот риск, то необходимо рассмотреть проблему финансовой мощности страхового и перестраховочного рынка. Например, стоимость нападения на “Твин Тауэрс” равняется сумме авиационных страховых премий во всем мире за четыре года, собранных авиационными страховщиками. Это предполагает только возможность выработки единых черт на длительный период времени. Но сделать это можно будет, если риск поддается моделированию (иными словами, сможем ли мы сказать, что убытки могут быть оценены в мировом масштабе в течение 10 или 20 лет) и если риск, которому подвергается акционерный капитал страховых и перестраховочных компаний, не угрожает их существованию. Ни одно из этих условий не выполняется, а это означает, что риск “терроризма XXI века” не подлежит страхованию. В лучшем случае можно представить себе, что страховщики и перестраховщики могли бы иметь достаточно средств, чтобы справиться с неожиданными терактами, но покрытие терроризма на уровне полномасштабной войны должно быть на ответственности правительств.

Хотя риск гипертерроризма не может быть определен с правовой

точки зрения, он может быть приближенно определен в экономическом смысле, основываясь на объеме финансовых средств на мировом рынке. На самом деле риск войны не подлежит страхованию, а то, с чем мы имеем дело, является риском чего-либо, приближающегося к войне. Исторически убытки от войны компенсировались после ее окончания, когда парламенты голосовали за репарации. Особая природа гипертерроризма и потребность в постоянном финансовом покрытии, что типично для современности, предполагает меры для осуществления страхового покрытия риска, которые включают в себя мощность рынка и правительственные гарантии на случаи серьезных катастроф.

Меры, принимаемые на французском рынке

Независимо от того, имеем ли мы дело с авиационным, морским или неморским страхованием, риск будущей террористической акции не может быть застрахован только на рынках. Поскольку правительства отказались рассматривать этот новый вид рисков как военный риск (за исключением и частично при морском страховании), страховщикам приходится как можно быстрее решать проблемы с властями.

Авиационное страхование представляет собой особый случай, поскольку рынок по объему имеет общемировой характер. После нападения на “Твин Тауэрс” ответственность за убытки была оценена таким образом, чтобы сохранить объем авиаперевозок и задействовать имеющуюся на данный момент мощность. Как на любом рынке, где действует конкуренция, по-

сле восстановления мощности и снижения возможности риска до среднего уровня, цена страхового покрытия падает. Страхование ответственности за убытки в гражданской авиации имеет значение, если авиалинии подлежат страхованию и должны принимать риск продолжения перевозок пассажиров. Поскольку этот риск имеет стратегическую значимость, правительства не могут отказаться выполнять свои обязательства, вытекающие из резко возросшего военного риска и подобных ему рисков. Правительства пытаются скоординированно осуществлять упомянутые выше меры, с тем чтобы избежать разрушительной конкуренции.

Во Франции 25 сентября 2001 г. было заключено соглашение сроком на один месяц, устанавливающее порог для перестрахования ЦПФом, имеющим правительственную гарантию свыше 50 млн долл. для авиаперевозчиков. Меры, предпринятые французами, как и меры со стороны других европейских стран, были специально скорректированы на случай возможных колебаний средств рынка и стоимости этих средств. 16 октября министр экономики, финансов и промышленности объявил, что эти меры будут действовать до конца 2001 г., а ЕС предложил продлить их действие до конца марта 2002 г. Полномочия, предоставленные казначейством Центральному перестраховочному фонду по обеспечению перестрахования ответственности за ущерб во время войны, были продлены в два этапа до 31 декабря 2001 г. Затем 1 ноября была введена новая мера, которая заключается в том, что ЦПФ начинает обеспечивать страховое по-

крытие "авиалиний" в размере 150 млн долл. и покрытие "лицу, предоставляющему услуги" в размере 50 млн долл. В отношении морского страхования постановление 31 декабря 2001 г. предписывает ограничивать сумму страхового покрытия транзитных грузов при риске терактов до 20% от основной суммы для других видов имущественного ущерба.

Договора перестрахования от военного риска , в которые включаются риски терактов и нападений, могут быть аннулированы в любой момент при очень коротком периоде предварительного уведомления (от 48 часов до 7 дней), в то время как полисы по "обычному риску" могут быть аннулированы только после истечения срока действия с 30-60-дневным уведомлением. Таким образом, если нарастает риск терроризма, вынуждающий перестраховщиков аннулировать договора, страховщики "обычных рисков", которые несут риск терактов в соответствии с Законом 1986 г., в результате потеряют перестраховочное покрытие. ЦПФ уполномочен предлагать перестраховочное покрытие, обеспеченное правительством, рисков терактов или нападений, застрахованных компаниями морского, авиационного и транспортного страхования. Такое покрытие является частью так называемого “покрытия военного риска” ЦПФ и было выделено поправкой от 1 января 2002 г. к договорам по “исключительным рискам” между ЦПФ и его страховщиками-цедентами. Соответственно, ЦПФу не требуется специального разрешения от казначейства, он может руководствоваться своими постоянными правилами по обязатель-

ствам, имеющим гарантии правительства. Указанные меры основаны на автоматической передаче ЦПФу по договорам “исключительного риска” покрытия от терактов или нападений на условиях, регулирующих передачу военных рисков (с квотным перестрахованием и эксцедентом убытка, меньшей платой брокеру и обычными комиссионными), на отдельном управлении премиями, исключении покрытия “запасы и транзит”, ограничении обязательств ЦПФ до предельного уровня, установленного правилами, регулирующими основные риски, и положениях по урегулированию премии с коротким периодом уведомления, что уже практикуется в отношении военных рисков.

Более трудной с точки зрения разрешения стала проблема страхования от неморских нападений. Причиной этому послужил Закон 1986 г. (что довольно странно), который предусматривал страхование всех грузов от этого риска. Базовое огневое страхование не могло быть осуществлено без страхования от нападения. Поскольку мощности перестрахования были задействованы максимально и ставки резко возросли после 11 сентября, страховщикам предпринимательских рисков пришлось защищать себя через перестрахование коммулирующегося риска. В результате они вынуждены были аннулировать полисы или приостановить котировки, чтобы защищаться, что привело к кризисной ситуации уже в октябре. Поскольку основные текущие тенденции в страховании предпринимательских рисков (накопление опыта в отношении общей потери, падение инвестиционных доходов и т.д.) были

направлены на повышение ставок, эти проблемы были взаимоувязаны с проблемой терактов с целью нахождения ответа.

В тот период рассматривались четыре варианта выхода из кризиса.

Первый предполагал простое соблюдение Закона 1986 г. без какого-либо вмешательства ЦПФ или правительства. Риски нужно было тщательно сортировать, и многие компании не смогли бы получить страхование имущества из-за ограниченности средств. В результате имели бы место нестрахуемые риски для предпринимателей и снижение темпов развития экономики, что поставило бы правительство в критическое положение.

Второй вариант заключался в отмене требования предоставления страхования от терактов. Однако эта мера значительно затруднила бы многим компаниям получение страхового покрытия. Кроме того, этот вариант был неприемлем для правительства в силу основополагающих принципов Закона 1986 г.

Третий вариант предусматривал прямое участие Центрального перестраховочного фонда, то есть предоставление перестрахования от терактов, обеспеченного правительственными гарантиями, как это записано в Законе 1986 г. В таких

условиях риск терактов был бы размещен на условиях ЦПФ и фонд получил бы монополию на страхование от этого риска.

Четвертый вариант, который был выбран как окончательный, заключался в разделении риска теракта между страховым и перестраховочным рынком и правительством через ЦПФ. Риски терактов, таким образом, были размещены через соперестраховочный пул, который сам был перестрахован рынком до тех пор, пока не была достигнута необходимая мощность рынка, а затем и Центральным перестраховочным фондом, обеспеченным гарантиями правительства.

Чтобы достичь согласия по последнему варианту, страховщикам пришлось договориться между собой и с перестраховщиками, посредниками и менеджерами по рискам в целях разработки предложения, представляющего интерес для общественности и позволяющего предпринимателям во Франции получить страхование от риска терактов. Это предложение долгое время обсуждалось с властями, которые оттягивали свое решение, убежденные в том, что перестраховочный рынок, а следовательно и рынок страхования, вернется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.