Г. С. Гукасова, аспирант, кафедра воспитания, социализации и развития личности, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Россия, [email protected]
ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕВИАЦИИ
В ПОВЕДЕНИИ МАТЕРЕЙ-ПОДРОСТКОВ
В современном обществе семья является уникальным созданием человечества. Семья — это первый вид общения и взаимодействия людей. Семья — это уникальная система, обеспечивающая своим членам особенную среду.
В последние годы отмечен рост внимания ученых и практиков к проблемам материнства несовершеннолетних девочек. В качестве основных проблем матерей-подростков выделяют материальные затруднения, экономическую зависимость от членов семьи, пассивную жизненную позицию, деформацию жизненных ценностей, приобщение к вредным привычкам, низкую медицинскую активность. Социальная незрелость девочек-подростков препятствует эффективному выполнению родительских функций. Юные матери и отцы вынуждены пре- :
рвать обучение, получа ют низкоквалифициро ванную и малооплачи ваемую работу1.
В связи с чем говорить о готовности данной категории людей к родительству достаточно сложно. Критерии готовности к рождению детей: желание и умение заботиться о ребенке, эмоциональная и ценностная автономия от своих родителей, способность самообеспечения, позитивный опыт любви или стремление и готовность любить. Социологи указывают на растущее значение детоцентричных семей,
Родители в основном фиксируют внимание на том, что детей растить трудно и хлопотно.
Тем менее, девиации в родительском поведении занимают значительное место в современном мире. К проявлению девиации у юных родителей можно отнести — отвержения своего ребенка, отказ ему в помощи, заботе, поддержке, жестокое обращение с ним2.
Для выявления состояния профилактики девиации в родительском поведении было предпринято исследование в МОУ СОШ № 21 г. Ставрополя. В школе обучается 726 детей с 1-го по 11 классы. Исследование проводилось на базе 5-11 классов (296 человек). В исследование были вовлечены педагоги школы и родители учащихся (165 человек).
Исследование включало следующие этапы:
1. Изучение содержания и формы воспитания детей в семье как будущих родителей (на основе анкетирования последних).
2. Изучение содержания и форм воспитания детей подросткового возраста как будущих родителей в социально-педагогической практике школы.
3. Изучение установок подростков на создание семьи, рождение и воспитание детей.
4. Изучение информированности подростков об ответственном родительстве (планировании беременности, здоровье детей и родителей, ответственности за жизнь
в которых на первом месте интересы детей. и здоровье детей).
№ 8 (26)АВГУСТ 2012
В процессе опроса родителей использовалась анкета, в которой стояли вопросы о том, ставят ли они перед собой задачи воспитания матерей и отцов из своих детей и как они это делают.
Согласно полученным ответам, 78 % респондентов считают необходимым готовить детей к их будущей семейной жизни и функциям
Родители девочек в целом более серьезно относятся к воспитанию будущих матерей, чем родители мальчиков -к воспитанию будущих отцов.
независимо от возраста детей. Меньшее количество (14 %) респондентов не задумывались над этим, но, тем не менее, готовят детей к взрослой жизни. Автор считает, что родители в основном фиксируют внимание на том, что детей растить трудно и хлопотно. Они говорят своим детям о том, что любят их, но, нужно было бы говорить и о том, что дети тоже будут любить своих детей и их рождение принесет радость и счастье.
Наконец, 8% опрошенных считает, что подросшие дети и сами во всем разберутся. Среди обсуждаемых тем с детьми на первое место выдвигаются вопросы оптимальных обстоятельств рождения детей и родительской ответственности (рис. 1).
Родители указывают, что данные темы, как правило, не находят отклика у детей, те предпочитают отмалчиваться и никак не реагировать. Иногда (7 % случаев) дети-подростки конфликтуют, считая беседы о необходимости «больше учиться и меньше думать о мальчиках (девочках)» назойливыми нравоучениями.
Самый трудный вопрос для обсуждения — это раннее начало половой жизни детей (или возможного раннего начала) — так указали все родители, которые об этом задумывались. Попытки регламентировать эту сторону жизни встретили настоящий жесткий отпор со стороны детей. Дети не счита-
ли возможным прислушиваться к указаниям в этой области, независимо от того, имеет место обсуждаемое явление или нет.
Вопросы планирования семьи и контрацепции проводились только по инициативе родителей, причем проводятся с девочками, считается, что мальчики и так достаточно информированы. Родители мальчиков проявляют значительно менее тревожное отношение к возможному несвоевременному отцовству их детей. Если в случае с девочками пытаются предупредить возможные негативные последствия «самостоятельности их детей» как можно раньше — 35 % девочек 12-14 лет и 16 % девочек 15-16 лет, то с мальчиками говорят о сексе и контрацепции только в 15-16 лет, и только 8 % родителей мальчиков информируют своих детей.
Взрослое поколение ожидает, что именно в школе будут проведены беседы о целомудрии, сексе, контрацепции (61 % родителей, вовлеченных в обследование).
Итак, воспитание в своих детях будущих мам и пап предполагают осуществлять большинство опрошенных, однако они испытывают значительные затруднения в достижении своих целей. Родители считают необходимым предотвратить самые вероятные явления девиации родительского поведения — раннее материнство и отцовство, безответственное отношение к детям и семейным обязанностям. Однако проводимые бессистемные беседы не имеют особой популярности и не всегда встречают отклик детей. Родители девочек в целом более серьезно относятся к воспитанию будущих матерей, чем родители мальчиков — к воспитанию будущих отцов.
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
□ планирование семьи
□ оптимальные обстоятельства рождения детей
□ ответственность родителей
□ семейные обязанности ■ организация быта детей □упреки "будет ребенок - поймешь"
Рис. 1. Распределение обсуждаемого содержания будущего родительства
детеи-школьников в семье
Изучение планов работы школы и воспитательных мероприятий классных руководителей не выявило прямой постановки задач воспитания будущих родителей. Данный факт не случаен, в огромном блоке задач, которые призвана решать школа, вопросы воспитания семьянина занимают далеко не первое место. Собеседование с педагогами показало, что они считают целесообразным перенести вопросы подготовки к материнству и отцовству в семью, что совершенно логично. Хотя школа не ставит прямых задач профилактики девиации родительского поведения, тем не менее, следует указать, что некоторые косвенные вопросы данной проблемы она, тем не менее, осуществляет.
Так, школа проводит работу по половому воспитанию, классные руководители предъявляют сквозные планы (из года в год, из класса в класс) мероприятий, в которых целенаправленно и последовательно разъясняются этические нормы поведения представителей пола, основы физиологии и гигиены. Кроме того, в школе проводятся лекции для подростков (правда, 1 раз в год), поясняющие особенности их физического и психического развития.
Школа проводит мероприятия по правовому просвещению школьников, в частности разъясняет права ребенка, основы семейного права. В рамках правового просвещения формируется основа правового и законопослушного поведения школьников. В школе осуществляется шефская помощь старших школьников младшим, ветеранам ВОВ и т. д. Иными словами, воспитательная функция школы охватывает и формирование важных качеств личности ребенка и социального опыта, которые будут способствовать развитию заботливости, отзывчивости, ответственности за свое поведение.
Для того чтобы оценить достаточность предпринимаемых действий, было проведено анкетирование школьников 5-11 клас-
сов (296 человек). Подростки (от младшего до старшего подросткового возраста) отвечали на несколько вопросов анонимной анкеты, при составлении которой использованы опросники Ю. Л. Романцевой. В результате анкетирования были получены сведения по различным аспектам готовности к ответственному родительству. Рассмотрим полученные сведения (табл. 1).
Из анализа ответов видно, что респонденты достаточно четко устанавливают планку для заключения брака и рождения первого ребенка для девушки (семья — 22-24 года, ребенок — 24-25 лет). Для молодых людей возраст заключения брака 22-25 лет, однако половина из опрошенных респондентов (12 или 16 лет) отвечают, что не столь важно вступать в законный брак (даже «гражданский»), а рождение детей у этой группы характеризуется словами «не знаю», «не думал», «а зачем?».
В связи с чем можно говорить, что девушки более серьезно относятся к созданию семьи и брака, чем юноши (100 и 54 % соответственно). Такой результат можно объяснить установкой современного общества, когда для девушек важна семья, а для юношей в приоритете работа.
Ответы о начале половой жизни, также настораживают. Превалируют ответы, что молодые люди могут начитать половую жизнь раньше 18 лет. Девушкам же половую жизнь по результатам опроса можно начинать в 16 лет.
Также существует тенденция к снижению возраста получения первого сексуального опыта, что, согласно теоретическому анализу проблемы, ведет к возрастанию числа заболеваний, передающихся половым путем, у подростков и незапланированной беременности.
Опрошенные указывали:
— в 5-6 классах (12-13 лет) — нет сексуального опыта (100%), но они предполагают
Таблица 1
Мнение подростка о «подходящем» возрасте для значимых событий в жизни
События Девушки, лет Молодые люди, лет
Семья 22-24 22-25
Рождение ребенка 24-25 24-26
Начало половой жизни 16-18 15
№ 8 (26)АВГУСТ 2012
его получить через год-два (35 %); боятся секса 46 % детей;
— в 7-8 классах (13-14 лет) — есть сексуальный опыт — (7 %) детей; предполагают его получить через год-два (41 % респондентов); опасаются секса 32 % детей;
— 9-11 классы (15-17 лет) — имеют сексуальный опыт 76 % подростков — 61 школьник (начало половой жизни 15-16 лет) — в равной степени и девушки и юноши, планируют первый секс в ближайшее время 14 % детей.
Иными словами, сексуальный опыт приобретается даже раньше, чем подростки указывают в оптимальном времени начала половой жизни. Сложившаяся ситуация тем более опасна, что согласно данным анкетирования:
а) более половины подростков недостаточно информированы о морфофунк-циональных особенностях половой системы (около трети старшеклассников);
б) не все знают, как себя вести в различных сложных ситуациях (около половины опрошенных);
в) информация о контрацепции фрагментарная, безопасный секс понимается только как секс с применением презерватива;
г) выбор противозачаточных составляет настоящий ребус для подростка.
Дополнительную сложность создает и то, что дети боятся сознаться родителям и посоветоваться с ними и врачами.
Итак, предварительные выводы указывают, что родители и школа в традиционной практике в недостаточной степени информируют подростков о проблеме создания семьи, рождения детей и половой жизни. Ребенок оказывается один на один с собой в решении таких важных вопросов: Зачем семья? В чем радость материнства и отцовства? Когда жениться и заниматься сексом? Как защитить себя от заболеваний и несвоевременной беременности?
Вторая анкета охватывала учащихся старших классов, а также детей, имеющих сексуальный опыт (всего 88 подростков), и была направлена на выявление их сексуальной аутоиндентификации (зрелости).
Результаты анкетирования продемонстрировали, что респонденты сексуально
зрелые люди — существует тенденция к приобретению постоянного партнера. Видят прямую взаимосвязь развивающихся отношений и физической близости, достаточно рационально относятся к «любви с первого взгляда» и разлуке и др. Таким образом, вступление многих старшеклассников в половую жизнь — довольно закономерный процесс. Результаты второго анкетирования, как и первого, показывают, что, тем не менее, их необходимо достаточно информировать сейчас, чтобы уберечь их незапланированной беременности.
Подростки довольно лабильны в своих эмоциональных проявлениях — могут корчить рожицы отражению, заплакать, охотно общаются с постоянно расширяющимся кругом сверстников. В силу этого, любовь не представляется им незыблемой скалой. Вместе с тем, они достаточно опытны в вопросах саморегулирования, поэтому не видят любовь как стихию — реку — или сверхранимый цветок. Предполагаем, что в данном случае наблюдается явление как продолжающейся акселерации, так и расширения информированности подростков. СМИ, в том числе и Интернет «рекламирует» секс, делает его кодификатором взрослости, самостоятельности, а наиболее неблагоприятные последствия сексуальной свободы стало возможным избегать.
Результаты третьего этапа анкетирования показали, что для 60 % респондентов удовлетворение собственных желаний является мотивом к интимным отношениям, для 20 % — любопытство, 62,5 % опрашиваемых девушек боялись нежелательной беременности. Постоянно предохраняются 60 %,
а 25 % девушек, имеющих половые связи, не предохраняются вообще.
Таким образом, обследованные подростки, несмотря на их информированность и достаточную сексуальную зрелость, находятся в зоне риска преждевременной беременности. Кроме того, нужно констатировать их безответственность в отношении возможного родительства. Начальное сексуальное воспитание большинство подростков получает из сомнительных источников, а не в школе и семье.
Цель профилактики девиации родительского поведения в среде школьников — создание положительных установок на сознательное, ответственное родительство. Профилактическая работа в образовательном учреждении включала следующие блоки: сексуальное просвещение, медико-социальное консультирование, социально-педагогическое консультирование родителей по воспитанию в своих детях будущих родителей, организация социально-психологического просвещения школьников «Как воспитывать родителей», участие школьников в мероприятиях шефской помощи, организация совместных детско-родительских мероприятий, праздников, вечеров отдыха.
Социально-педагогическое консультирование родителей по воспитанию в своих детях будущих родителей охватывало всех родителей подростков и, помимо индивидуальных консультаций, было подкреплено специальными лекциями и беседами. Параллельно проводимое социально-психологическое просвещение школьников снижало конфликтность между родителями и детьми и служило основой для развития взаимопонимания и приобретения опыта взаимной заботы в семье.
В силу специфики профилактической деятельности, в рамках исследования решено осуществлять контрольный эксперимент как повторную диагностику информированности подростков и анкетирование их родителей об успешности работа школы. Установлено, что информированность подростков достигла высокого и среднего уровней. Также изменено отношение молодых людей к рождению детей в положительную сторону.
Родители положительно оценивают результаты социально-педагогического эксперимента и выражают удовлетворенность достигнутыми результатами.
Таким образом, разработанный в исследовании комплекс мероприятий социально-педагогической деятельности по профилактике девиации в родительском поведении — приносит позитивные результаты и может быть рекомендован в практику школы.
Подводя итоги данного исследования, хотелось бы еще раз отметить, что под родительством понимают совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, которая реализуется во всех проявлениях заботы и воспитания детей. На сегодняшний день подросткам не сложно найти сведения об интересующей их информации: СМИ, Интернет, круг собственных знакомств. Тем не менее, это не та среда, в которой можно получить опыт благополучного родительства и установления межличностных взаимоотношений. На основе данного исследования можно говорить о риске возникновения девиаций в родительском поведении в среде подростков, но немаловажно отметить и тот факт, что своевременная профилактика и поддержка со стороны школы педагогов и родителей способна изменить данную ситуацию в благоприятную сторону ^
1. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. — М.: Гардарики, 2002.
2. Соловцова Е. А. Представления подростков о половой жизни // Народное образование. 2001. № 5. С. 156; Чичерина Н. Воспитание до рождения // Материнство. 1999. Октябрь. С. 35-37.