ПРОВОКАТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
В ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ:
МОТИВИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА
© Е. А. Хуртова
Мотивация является олним из наиболее популярных и спорных прелметов исслелования психологической науки. Тем самым созлалась благоприятная ситуация аля разработки все новых полхолов в теории мотивации и способов мотивирования сотрулников, что повлекло за собой илею применения метола провокативной терапии в практике работы с группами, нацеленными на повышение вышеуказанного свойства.
Ключевые слова: мотивация, провокация, провокатив-ная терапия, ассертивное поведение.
Мотивация является одним из наиболее популярных и спорных предметов исследования психологической науки. Она приковывает к себе повышенный интерес за счет многогранности подходов к ее изучению. Обращаясь к различным теориям личности, очевидны порой диаметрально противоположные мнения авторов о природе мотивации. Например, теория ортодоксального психоанализа Зигмунда Фрейда говорит о том, что сознательные поступки человека являются трансформированными инстинктами жизни и смерти [8]. Феноменологическая теория Карла Роджерса утверждает обратное, говоря о неповторимости и уникальности каждого человека, мотивы которого зависят от индивидуального опыта и особенностей его мировосприятия; в основе мотивации поведения лежит врожденное стремление к самоактуализации [3]. Гуманистическая психология Абрахама Маслоу на примере пирамиды потребностей показывает иерархичность мотивационной структуры, ее многокомпонентность при наличии определенных условий. В свою очередь Фредерик Перлз и приверженцы гештальт-подхода в психотерапии основополагающим принципом в объяснении мотивации поведения считают принцип «здесь и сейчас» и понятия «фигура» и «фон» (сиюминутно
Хуртова
Едена Алексеевна
преподаватель кафедры психологии управления
филиал Самарской гуманитарной академии в г. Тольятти
возникающая потребность на фоне какой-либо ситуации, провоцирующей ее появление) [4].
Изучение мотивации является чрезвычайно важным потому, что, независимо от социокультурной ситуации, превращать отсутствие интереса к каким-либо действиям в сознательно сформированную потребность является краеугольным камнем в создании как социальной системы, так и успешно функционирующей организации. В настоящее время интерес руководителей различного ранга к мотивации стал нескрываемым. Одним из основных вопросов компетенции психолога в организации непременно является мотивация сотрудников. Мотивационные тренинги пользуются огромным спросом у руководителей организаций и приносят немалую прибыль психологам-практикам. Тем самым создалась благоприятная ситуация для разработки новых и новых подходов в теории мотивации и способов мотивирования сотрудников, что повлекло за собой идею применения метода провокативной терапии в практике работы с группами, нацеленными на повышение вышеуказанного свойства.
Метод провокации активно используется различными школами психотерапии, причем этот метод нередко оказывается незаменимым в работе с самыми трудными случаями. Всемирно известные психотерапевты, такие как Виктор Франкл, Милтон Эриксон и Фрэнк Фарелли, славятся своими нестандартными подходами к лечению тех или иных психологических проблем, и одной из составляющих их подходов является провокация.
Идея использования провокации для повышения мотивации базируется на том факте, что провокация влечет за собой выработку ассертивного поведения у клиента (мобилизация защитных сил эго) и впоследствии определяет повышение мотивации достижения успеха.
Если обращаться к определению провокации как таковой, то мы находим несколько толкований этого явления. К примеру, «Русский толковый словарь» Лопатина В. В. и Лопатиной А. Е. определяет провокацию как «подстрекательство кого-либо к таким действиям, которые могут повлечь за собой тяжелые для него последствия»[5]. «Словарь иностранных слов»(1987) дает 2 определения провокации:
1. Провокация (лат. ргоуосаИо) — предательское поведение, подстрекательство, побуждение кого-либо к заведомо вредным для него действиям;
2. Искусственное возбуждение каких-либо признаков болезни.
Во втором случае определение провокации как способа возбуждения признаков болезни граничит с медицинским термином «ятрогения», т. е. болезненные расстройства, вызванные неправильным поведением врача (неосторожное высказывание о тяжести и плохом прогнозе болезни, предоставление возможности больному ознакомиться с медицинской документацией, рассказ о плохом исходе аналогичного заболевания у другого больного и т. п.) [1]. Использование провокации в психотерапии является «ятрогенией» со знаком «плюс», т. к. провокация ведет к обнажению симптома психического заболевания с последующим его излечением.
Метод провокации активно используется различными школами психотерапии, причем этот метод нередко оказывается незаменимым в работе с самыми трудными случаями.
Милтон Эриксон — один из величайших психотерапевтов XX века — разработал метод клинического гипноза, позже названного эриксоновским гипнозом. Эриксон очень часто использовал провокативные методы, давая больным парадоксальные задания и достигая при этом поразительных по быстроте и эффективности результатов. Например, клиенту, который жаловался на эпилептические припадки, которые случались с ним, как только он садился за руль автомобиля, Эриксон предложил одеть белый костюм и, сев за руль автомобиля, через определенные отрезки времени выходить и ложиться в грязь, стараться вызвать у себя припадок. В описаниях работы М. Эриксона мы находим множество ставших классическими
примеров использования провокативных воздействий «во благо» пациента, хотя самому клиенту и окружающим действия Эриксона могли казаться нелепостью и даже издевательством.
Эриксон провоцировал поведение клиента, исходя из нескольких предпосылок:
1) поведение человека является шаблонным, любое изменение этого шаблона повлияет на его самочувствие и общение с другими людьми;
2) шаблоны поведения вскоре закрепляются соответствующими им потоками обратной связи, которые порождаются новым поведением;
3) бесполезно исследовать происхождение проблемы для того, чтобы достичь глубоких и длительных изменений;
4) модель мира и его поведение связаны так, что, изменяя поведение, можно оказать прямое воздействие на его состояния и понятия [2].
И если изменять чей-то шаблон поведения, то и состояние этого человека каким-то образом изменится. Если это оказывается более благотворным для него/нее, чем старое состояние, то он/она, видимо, будет использовать новое поведение для того, чтобы получать от внешнего мира и других людей и вызывать внутренние реакции, необходимые для этого поведения. Это терапевтическое вмешательство и эффективно потому, что у клиента провоцируется поведение, которое действительно более эффективно и полезно для него.
Приведем в пример случай, когда доктор Эриксон вылечил женщину, находящуюся в глубокой депрессии, заставив ее заниматься разведением африканских фиалок. В описании этого случая с точки зрения провокации поражают две вещи. Первое — Эриксон не утруждает себя копаниями в прошлом этой женщины, в ее биографии и переживаниях, не ищет объяснения ее депрессии и затворничеству, не уточняет, какие изменения спланировать для нее. Для Эриксона в этом случае достаточно понять шаблон поведения, из-за которого она живет замкнуто (если избегать контактов с окружающими, то маловероятно, что они будут обращать на вас внимание), ему достаточно понять, что если она будет активна, найдет смысл в жизни и будет общаться с окружающими, то это избавит ее от депрессии. Второе, что поражает в этом случае, —мощное воздействие, которое оказало терапевтическое вмешательство Эриксона на жизнь «фиалковой леди», достигнутое за короткий срок, при которой была использована область деятельности, в которую уже была вовлечена эта женщина, — выращивание фиалок [6].
Фрэнк Фарелли разработал специальное направление в психотерапии, непосредственно названное им «провокативной психотерапией». Фарелли использует различные формы провоцирования больных, такие как преувеличение, передразнивание, высмеивание, доведение до абсурда, вербальная конфронтация, «негативное моделирование», «противоречивые сообщения» и т.д. При этом в своих работах автор подчеркивает позитивную направленность метода, предупреждая против «ломки» личности пациента.
Юмор является важнейшим свидетельством личной силы человека. Способность человека обнаруживать смешное и умело шутить всегда высоко ценилась в любом обществе. Удачная шутка моментально убирает неловкость и напряжённость в общении, снимает слишком высокую серьёзность ситуации. Человек, который отличается развитым, тонким чувством юмора, остаётся субъектом, хозяином любой, даже очень сложной и значимой для него ситуации.
Юмор является своеобразным тестом личностного благополучия. Опыт психотерапевтической практики свидетельствует о тесной связи психического здоровья человека и его способности к юмору. В лучшем случае, на что способен человек, зафиксированный на своей проблеме, — это на мрачный юмор. Такой тип юмора — юмор без смеха — только усиливает пессимистичность и фиксированность.
Энергия юмора целительна. Это его свойство с блестящим успехом используется
в профессиональной работе с пациентами. Особенно удачно это представлено в совершенно оригинальной системе терапевтической работы Фрэнка Фарелли, в его провокативной психотерапии. Суть его терапевтической работы с клиентами и пациентами заключается в «осмеивании симптома». Провокативная коммуникация строится таким образом, чтобы создать наиболее благоприятные и безопасные поддерживающие личность пациента условия и побудить его смеяться над тем, что ограничивает его — сомнения и страхи измениться. Происходят удивительные вещи: человек искренне смеётся над тем, о чём он раньше даже подумать без страха не мог. В атмосфере юмора происходит принятие пациентом парадоксальности своей проблемы. Это было гениальное и простое решение Фрэнка Фарелли: поставить провокацию в ряд наиболее действенных инструментов для оказания психологической помощи людям! И, как это часто бывает с гениальными открытиями, возможности её оказались значительно шире, чем первоначальный замысел.
Что же такое провокативная психотерапия (ПТ)? «Это когда ты с клиентом проделываешь дьявольские штучки, становишься на сторону его негативной части. Терапевт искушает клиента на то, чтобы говорить о себе плохо и чувствовать себя пораженчески», — говорит Фрэнк Фарелли [7].
Основная позиция провокативного терапевта — принимать самого клиента, не принимая его поведение.
Во время проведения провокативной терапии (ПТ) у клиента можно вызвать 5 видов поведения:
1. Утвердительное поведение. Фарелли так объясняет эту позицию: « Люди позволяют вытирать о себя ноги, изображая половичок, а когда их провоцируешь, они издают человеческие звуки». Иными словами, вызывается ассертивное поведение.
2. Самоутверждающее поведение — вместо того, чтобы «надувать воздушный шар», т.е. клиента, вселяя в него уверенность, провокативный терапевт подпитывает негативное отношение клиента к себе. И клиенту приходится утверждать самого себя.
3. Реалистичная и адекватная самозащита — научение защищаться.
4. Психосоциальное испытание реальности — клиент «примеряет»на себя модели поведения в реальной жизни, узнавая «что к чему». «Если тебе не нравится то, что ты получаешь, измени то, что ты даешь», — говорит об этом Фрэнк Фарелли.
5. Позитивное сообщение — демонстрируется теплота, дружеское отношение, любовь к клиенту.
Использование ПТ возможно практически без ограничений. Возраст клиентов колеблется от 2 до 93 лет и дальше. ПТ эффективна при психозах, социопатиях, личностных расстройствах, алкоголизме, наркомании; может использоваться для лечения преступников с умственными расстройствами, убийц, насильников, маньяков и т. д. Единственным ограничением является «идеальный»клиент или кататоническая шизофрения.
Чтобы не быть голословными в утверждении об эффективности провокативной терапии в мотивационном тренинге, приведем примеры данных, полученных эмпирическим путем в ходе исследования эффективности провокативной терапии для повышения мотивации достижения успеха. Была разработана программа тренинга провокативной терапии, которая оценивалась относительно уже апробированного авторского мотивационного тренинга Е. Сидоренко. План исследования предполагал сравнение двух групп испытуемых, участников тренинга провокативной терапии и мотивационного тренинга Е. Сидоренко. Для того чтобы отследить динамику изменений уровня мотивации достижения успеха, мы измеряли уровень мотивации до и после тренинга у обеих групп испытуемых с помощью методики диагностики мотивации достижения успеха и избегания неудачи Т. Элерса. Далее при помощи методов статистической обработки данных (критерий Манна-Уитни и критерий Вилкоксона) мы определили, что уровень мотивации достижения успеха после
проведения тренинга провокативной терапии не ниже уровня мотивации достижения успеха после проведения мотивационного тренинга Е. Сидоренко, а также мы выявили снижение уровня мотивации к избеганию неудач и значительное повышение мотивации достижения успеха у испытуемых после тренинга провокативной терапии.
Итак, при помощи теоретического и практического анализа эффективность провокативной терапии как метода мотивирования была доказана. Дальнейшие разработки и дополнения в этой области позволят глубже внедрить данный метод в практику работы с группами, а также привести к новым путям развития теории мотивации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блейхер,В. М. Толковый словарь психиатрических терминов : в 2 т. / В. М. Блейхер, И. В. Крук; под ред. С. Н. Бокова. Т. 2. Р н/Д : Феникс. 1996. 448 с.
2. Гордон,Д. Феникс: Терапевтические шаблоны Милтона Эриксона / Д. Гордон, М. Мейерс-Андерсон. Харьков : Рубикон, 1995. 130 с.
3. Роджерс, К. Клиент-центрированная психотерапия. М.: Апрель Пресс : ЭКСМО- Пресс, 2002. 512 с.
4. Рудестам,К. Групповая психотерапия. СПб. : Питер, 2000. 384 с.
5. Русский толковый словарь / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. М. : Рус. яз., 1998.
6. Семинары с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном (Уроки гипноза) / ред. и коммент. Дж. К. Зейга. М. : Независимая фирма «Класс», 1994. 336 с.
7. Фарелли, Ф. Провокационная терапия / Ф. Фарелли, Дж. Брандсма. Екатеринбург, 1996.
8. Фрейд,3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1992.
Provocative therapy in management: motivation
Elena Khurtova
Provocative therapy is a system of psychotherapy in which the therapist plays the Devil's advocate, siding with the negative half of the client's ambivalence toward his life goals, his relationships, work and the structures within which he lives. One of the therapist's main tools to implement this change warm-hearted humor in it varied forms - exaggeration, irony, selfdeprecation, etc. Therapist uses humor both to sensitize and desensitize the client to problematic cognitive, affective, and behavioral patterns. The root meaning of provocation is pro+vocare, to «call out», and there are five different types of behaviors that are «called out» in the client in this approach.
Key words: provocation, motivation, provocative therapy, humor.