УДК 616.891-616.8-085.851 Д.С. Даулбеков
КГКП «Психиатрическая больница», п. Шульбинск
АНТИКРИЗИСНЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА - ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ
Аннотация
Людям, находящимся в кризисном состоянии необходима психотерапевтическая помощь. Кризис понимается как состояние человека, возникающее при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности внешними, по отношению к его личности, причинами (фрустрацией) либо внутренними причинами, обусловленными ростом, развитием личности и ее переходом к другому жизненному циклу, этапу развития. В этом понимании кризисы переживаются каждым человеком.
В настоящее время установлена четкая тенденция к нарастанию кризисных состояний - это связано с изменившимися условиями современной жизни, социо-психологическими и культуральными факторами. Особенности социо-культурального развития современной социальной системы предрасполагают к формированию пограничных нервно-психических расстройств. Современные психотерапевтические технологии играют большую роль с целью профилактики и лечении кризисных состояний, пограничных нервно-психических расстройств.
Современные психотерапевтические методы дают качественный результат - стойкое улучшение, состояние с чувством достаточно ровного, полного здоровья, с оптимистическим настроем, решительный подъем в социальной жизни.
Ключевые слова: антикризисные вмешательства, современные психотерапевтические технологии, кризисные состояния, пограничные нервно-психические расстройства.
Актуальность. В настоящее время достаточно широк круг состояний, относящихся к кризисным, которые требуют психотерапевтической помощи. К ним в первую очередь относятся кризисные состояния, сопровождающиеся патологической или непатологической ситуативной реакцией, психогенной, в том числе невротической реакцией, невротической депрессией, психопатической или патохарактерологической реакцией.
В настоящее время группа кризисных состояний пополнилась за счет концепции «кризисов семьи», личностных и профессиональных кризисов, возрастных кризисов женщины (например «кризис среднего возраста»). Кроме того, к кризисным состояниям могут быть отнесены так называемые кризисы идентичности -чрезмерно переживаемые людьми резкие изменения уклада общественной жизни, а также кризисные состояния в структуре стрессовых и постстрессовых расстройств [1].
Кризисное состояние - реакция человека на стресс, это период перемен.
Кризисное состояние (психологический кризис) - это внутреннее состояние человека, реагирующего на стресс, когда все другие нормальные способы, позволяющие справиться с ситуацией, не помогают. Психологический кризис - это выраженное нарушение внутреннего равновесия человека, которое требует разрешения [2].
Цель исследования анализ эффективного, комплексного лечения кризисных состояний современными психотерапевтическими методами, анализ клинических расстройств этих нарушений.
Материалы и методы исследования. С 20102012гг. наблюдались больные, перенесшие кризисное состояние различной степени трудности. Все больные обращались к психиатрической, психотерапевтической помощи на разных этапах после перенесенного стресса, а также прошедшие курс лечения в стационаре.
Обследовано 40 больных из них мужчин - 35 (87,5%), женщин -5 (12,5%); трудоспособного возраста 27-60 лет, средний - 50).
По давности заболевания больные распределялись следующим образом: до года - 21 больной (52,5%), до трёх лет - 13 (32,5%), до пяти лет и выше - 6 (15%).
Клиническая картина психических нарушений проявлялась в основном в астеническом, тревожном, фо-бическом, депрессивном, ипохондрическом симптомо-комплексах, либо их сочетаниях в виде астено-фобического, астено-ипохондрического синдромов и др.
Наиболее часто встречались: явления астении (24%), тревоги+фобии (22%), депрессии (19%), ипохондрии (19%), анозогнозии (16%).
Для больных, поступающих на лечение, были разработаны специальные комплексы антистрессовых лечебных мероприятий.
Результаты исследования и обсуждение.
Основной контингент обращающихся за кризисной психотерапевтической, психиатрической помощью - это практически здоровые люди (в том числе с акцентуацией характера) и больные с пограничными состояниями.
Большинство из них ранее не посещали психиатра, впервые обращаются за психотерапевтической помощью и не имеют опыта такого лечения, отличаются неустойчивыми и нереалистическими ожиданиями в отношении него. Большая часть - женщины, состояние которых обусловлено супружескими или сексуальными конфликтами, микросоциальными конфликтами; некоторые пациентки переживают необратимую утрату значимого объекта эмоциональной привязанности (супруга, ребенка, родителей) [3].
Психотерапевтические задачи соответствовали уровню имеющейся терапевтической мотивации, осуществлялась коррекция психотерапевтического контакта с постановкой задач, позволяющих изменить отношение к ситуации [4].
При направлении больного на лечение проводилась беседа, на которой определялись основные психологические проблемы. В ходе беседы, помимо вышеуказанных проблем, которые присущи для большинства пациентов этой группы, выявлялись также индивидуальные факторы, являющиеся психотравмирующими и стрессо-генными для конкретного пациента.
Особое место имела специальная антистрессовая программа психотерапевтической реабилитации, включающая в себя групповые и индивидуальные сеансы
психотерапии, разработанные для данной группы больных.
Одним из эффективных методов лечения является эриксоновский гипноз. Это краткосрочная, стратегическая (ориентированная на конкретную цель) психотерапия. При этом использовалась модель наведения транса, основанная на взаимодействии и сотрудничестве между пациентом и психотерапевтом, психиатром. Применялись гибкие, адаптивные стратегии достижения состояний измененного сознания и в трансовом состоянии использовались необходимые косвенные суггестии. Транс - это научение, естественный навык, биологическая необходимость, мотивированное участие в эмоциональных переживаниях, активация ресурсов [5].
Методы, используемые во время транса: процедуры утилизации, метод замешательства, прием дезориентации во времени, метод зрительной перегрузки (здесь и там), метод диссоциации сознания, внушение, применение Якорей, приём обратного счёта, метафоры навыки, способности ресурсы.
Другим методом, получившим достаточно широкое распространение является НЛП.
Нейролингвистическое программирование (НЛП) - был использован мощный набор приёмов, использующих нашу внутреннюю способность изменяться и решать широкий круг проблем быстро и легко. НЛП - психотерапевтическая концепция, согласно которой за счёт изменения представленного в сознании психического образа жизненная ситуация изменяется. Каждый пациент несёт в себе скрытые, неиспользованные психические ресурсы. НЛП - прекрасный метод скорой психотерапевтической помощи. Не только очень быстрый, но и очень эффективный. Главными задачами являлись обеспечение доступа пациента к скрытым ресурсам, извлечение из-под сознания, а затем обучение пациента тому, как ими пользоваться. Выполнение этих задач достигалось использованием различных техник «интеграция Якорей», «тройная диссоциация», «шестишаго-вый рефрейминг», «взмах».
Техника интеграция Якорей. Методика проста, обладает большой терапевтической широтой. Позволила значительно редуцировать невротическую симптоматику. Эта методика особенно была применена при фиксации больного на негативных аспектах своего жизненного опыта.
Техника тройной диссоциации. Эта методика, как одна из самых эффективных и быстродействующих психотехник была применена для пациентов, перенесших тяжёлую психотравму, которая была связана с угрозой для жизни, нанесением серьёзного вреда психическому или физическому благополучию.
Шестишаговый рефрейминг. С помощью этой техники у больных наблюдалось: формирование новых, более адекватных способов поведения, большей цельности, интеграции личности пациента; формирования чувства доверяя к себе, своим способностям и возможностям; выведения на сознательный уровень истинных мотивов и целей поведения. А также разрешались внут-риличностные и межличностные конфликты.
Техника взмаха. Это техника позволяла быстро и эффективно изменять ригидные стереотипы на более адекватные и устраивающие пациента способы реагирования. В результате формировались не только новые, более позитивные реакции, но и более продуктивный «Я - образ».
Одним из классических вариантов современного психоанализа применялся транзактный анализ, он был разработан, как специальный метод групповой психотерапии. Транзактный анализ - теория личности и
системная психотерапия с целью развития и изменения личности.
Современный транзактный анализ представляет собой теорию личности, теорию коммуникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития и теорию психопатологии. В практическом применении он представляет собой систему психотерапии, которая использовалась при лечении всех видов психических расстройств, от обыденных жизненных расстройств до психозов.
Классический транзактный анализ состоит из пяти больших разделов:
1. Анализ фиксированных экзистенциональных позиций, посвященный основным жизненным позициям или фиксированным эмоциональным установкам. Это можно отразить мини-сценарием.
(1) Я + Вы+
Мини-сценарии, являлись лучшим инструментом для психотерапии с переадресовкой пациенту ответственности за его жизнь. При проведении психотерапевтических тренингов, больным проводились специальные упражнения, работая с фиксированными эмоциональными установками.
2. Структурный анализ - исследовались составные части человеческой личности и их взаимодействия межу ними.
3. Следующий раздел - анализ взаимодействий, посвященный вариантами межличностного общения.
4. Анализ психологических игр.
5. Анализ неосознаваемых планов жизни или жизненных сценариев.
На всех этапах проводились психотерапевтические тренинги, где конечной целью транзактного анализа являлось - принятие ответственности, владение собой, достижение независимости и автономии, научить больного жить, полностью реализуя себя, и быть счастливым в изменяющемся мире [6].
Хотелось бы отметить следующее основное направление современной технологии - это телесно-ориентированная терапия.
Это синтетический метод (изменение души через работу с телом, с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека). Он особенно был эффективен для лечения психосоматических заболеваний, неврозов, последствий травм, посттравматических стрессовых расстройств, депрессивных состояний.
Не отреагированные эмоции и драматические воспоминания пациента запечатлеваются в теле. Все что происходит в душе человека, оставляет отпечаток в его теле. Наше сознание и бессознательное в 90% случаев говорит не словами, а сигналами тела. В телесной психотерапии основное внимание уделялось глубинным телесным ощущениям. Телесная терапия позволяла снизить хроническое напряжение определенных групп мышц, и происходило быстрое высвобождение подавленной жизненной энергии и негативных эмоции, которые этим напряжениям сдерживались. Когда мышцы напрягаются чувства притупляются, эмоции подавляются, они не находят выхода, что приводит к телесной скованности, и нарушениям энергетических процессов в теле и изменениям личности.
Основные проводимые процедуры телесной терапии:
1. телесная терапия начиналась с дыхательных упражнений (антистрессовое дыхание);
2. следующий метод - принятие специальных напряженных поз тела, вслед за которыми идет расслабление. Регулярное применение таких поз помогали пациентам почувствовать собственное тело и даже в состоянии стресса сохранить ощущение внутренней гармонии;
3. двигательные упражнения - специальный комплекс движений, который помогал высвобождению заблокированных чувств;
4. другой метод - физические контакты, которые являлись основным средством достижения эмоциональной разрядки, с целью избавления от психической брони;
5. антистрессовая суставная гимнастика;
6. твист - терапия.
Таким образом, телесно - ориентированная терапия уникальный и эффективный способ личностного развития пациентов, помогающий связать воедино их чувства, разум и телесные ощущение.
Следующим одним из эффективных методов психотерапии являлась танце-двигательная терапия ТДТ. Это великолепная психотерапия, это самый правильный самонастрой. С помощью танца пациенты выстраивали диалог с самим собой и окружающим его миром. Танец вовлекал в действие всю личность целиком -тело, интеллект, душу. Танец способ самовыражения, способ общения, который позволял больным без риска высказать «что может и не может быть выражено словами». Танец помогал больным адаптироваться в окружающем мире. Тело и психика, не разделимые одно отражает другое, они абсолютно взаимосвязаны и тело является проявлением психики, а психика проявляет себя в теле. Делая гибким тело можно сделать более гибкой свою душу и наоборот. Тело является зеркалом души. Любое соматическое заболевание можно рассматривать не только как болезнь, от которой надо из-
бавиться, но и как некое сообщение, которое тело пытается передать. Телесные симптомы воспринимались пациентами, как некие экстремальные формы передачи информации о самих себе, которые они не хотели замечать в своей обыденной жизни. Особенно пациентам нравится антистрессовый танец, танец бесконечности, джованго, танец улыбки тела, души и свободный танец.
Применялся тренинг навыков адаптации. Поведенческий тренинг неопробованных способов разрешения ситуации.
Следовательно, современные психотерапевтические методы дают качественный результат - стойкое улучшение, состояние с чувством достаточно ровного, полного здоровья, с оптимистическим настроем, решительный подъем в социальной жизни.
Выводы:
1. Своевременные антикризисные вмешательства позволяют повысить уровень качества квалифицированной медицинской помощи.
2. Современные технологии улучшают показатели психического здоровья населения.
3. Психотерапевтические методы высокоэффективны при лечении больных с пограничными нервно-психическими и психосоматическими расстройствами.
Литература:
1. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии». Москва. - 2000. - 233 с.
2. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. Москва. «Медицина» - 1985 - 201 с.
3. Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. Москва -2000. -266 с.
4. Юнг Г.К. Практика психотерапии. С-Петербург. -1998. - 205 с.
5. Семинар с доктором Милтоном Г. Эриксоном (уроки гипноза). Москва - 1994. - С.199.
6. Макаров В.В., Макарова Г.А. Транзактный анализ - восточная версия. Москва. Академический проект - ОППЛ. 2002 - 412 с.
Тужырым
КРИЗИСКЕЦАРСЫ АРАЛАСУЛАР-КРИЗИСТ1ЖАFДАЙЛАРДЫЦЖОFАРЫ ТИ1МД1Л1КТ1ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫ
Д.С. Даулбеков Шулб кент'ш'щ КМЦК «Психиатриялыц ауруханасы»
Kpu3ucmi жагбайбагы абамбарга психотерапиялыц квмек кврсету цажет. Кризис-абамныц мацсатталган вмiрлiк цажеттшттерш ске асыру барысынба туынбайтын шектеулербе,абамныц белгiлi 6ip eMipdiy баму сатысынба,кезецбер'тбе туынбайтын оныц тулгалы немесе кейбiр жагбайлармен (фрустрация), шю себептербен бамуы мумюн. Осы тустжте кризис эрбiр абам вз басынан вткiзебi. ^азiргi тацба кризис жагбайларбыц вр'ютеу'шбе негiзгi тенбенциялар кврсетлген. Олар-заманауи жагбайларбыц взгеруi,элеуметтi психологиялыц жзне мэбени факторлар.
^азiргi замангы элеуметтi жуйен'щ злеуметтi мэбениеттщ бамуы ерекшелжтершекаралы нервт-психикалыц бузылыстарбыц бамуына негiзбелген. Заманауи психотерапевтикалыц технологиялар кризис жагбайларбы,шекаралы нервт-психикалыц бузылыстарбы ембеу мен албын алу мацсаттарынба ерекше орын алабы. Заманауи психотерапевтикалыц эбютер сапалы нзтижен берубе. Олар-турацты жацсару,эл-цуатты бенсаулыцтац барына сенiм,белсенбi квц'т-куй,элеуметтквмiрбегiжогарлау.
Нег'1зг'1 свздер: кризиске царсы араласулар,заманауи психотерапиялыц эбютер,кризиmi жагбайлар,шекаралы нервт-психикалыц жагбай.
Summary
ANTI-CRISIS INTERVENTIONS - ENABLING TECHNOLOGIES CRISES D.S. Daulbekov "Psychiatric Hospital", township Shulbinsk
People who are in crisis need psychotherapeutic help. The crisis is understood as a human condition that occurs when blocked his purposeful life outside, in relation to his personality factors (frustration) or internal causes of scale, the development of the personality and its transition to the next life-cycle stage of development. In this sense the crisis is experienced by everyone.
Currently established a clear tendency to increase the crisis state - this is due to the changed conditions of modern life, socio-psychological and cultural factors. Social culture features of modern social system predispose to the formation of bor-
derline neuro-psychiatric disorders. Modern therapeutic technologies play an important role for the prevention and treatment of crisis conditions, borderline neuro-psychiatric disorders.
Modern psychotherapeutic methods yield high quality results - sustained improvement, the state with the feeling rather flat, overall health, with an optimistic attitude, a strong rise in social life.
Key words: crisis intervention, modern therapeutic technology crises, border neuro-psychiatric disorders.
УДК 616.89-008.434.35-616.8-085.851
Д.С. Даулбеков, С.К. Сатаева, Ш.Б. Толеубаева, Р.М. Байжуманова
КГКП «Психиатрическая больница», п. «Шульбинск», КГКП «Центр психического здоровья», г. Семей
КОМПЛЕКСНОСТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ - ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ЛЕЧЕНИЯ ЛОГОНЕВРОЗА
Аннотация
В данном исследовании представлен анализ 20 случаев клинических форм логоневроза у пациентов разного возраста от 14 до 25 лет. Лечение проводилось поэтапно. Первый этап - диагностический, где изучались анамнестические, клинические данные. Второй этап - активная психотерапия, мероприятия, направленные на стабилизацию эмоционального состояния пациента, перестройка патологических речевых навыков, коррекция личностных нарушений. Третий этап поддерживающая психотерапия, но предполагает и общеукрепляющие мероприятия: физиолечение, лечебная физкультура, посещение бассейна.
Комплексность применение современных методов психотерапии дает более высокую клиническую эффективность при лечении больных логоневрозом, в сравнении с контрольной группой (20 пациентов). Показано, что развитие логоневроза связано с психотравмирующими ситуациями, семейными и другими социальными факторами, накоплением неблагоприятных жизненных обстоятельств, а также бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка.
Ключевые слова: логоневроз, комплексный подход, принцип поэтапного, подходы к лечению больных с лого-неврозом, эффективность лечения, психотравмирующие ситуации.
Актуальность.
По данным литературы заиканием страдают около 2,5% детей и до 1,5% взрослых [1]. Среди детей, страдающих заиканием, соотношение девочек и мальчиков составляет примерно 1 к 3-4 [2]. С возрастом заикание уменьшается или исчезает совсем, но у ряда больных оно остается, причем у мужчин остается чаще, чем у женщин в соотношении 2,2-5,3 [3]. В последние годы отмечается рост частоты заикания у детей, что связано с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка [4]. В настоящее время как указывает Б.Д. Карвасарский, большинство авторов исходят из признания определяющей роли пси-хотравмирующих ситуаций в генезе неврозов, полагая, что в одних случаях они могут выступать в качестве ведущих этиологических факторов, в других - как этиологические условия. Чаще всего патогенную роль приобретают их сочетания [5].
Цель исследования - анализ эффективного, комплексного лечения логоневроза современными психотерапевтическими методами, анализ клинических расстройств этих нарушений.
Материалы и методы исследования.
Объектом исследования были 20 пациентов с лого-неврозом (с невротическими формами заикания) обратившиеся за квалифицированной медицинской помощью. Всего под наблюдением находилось 20 больных, из них мужского пола было 13 человек (65%), женского -
7(35%). По возрасту, больные распределялись следующим образом: до 14 лет - 9 человек (45%), от 16 до 20 лет - 7 (35%), от 21 до 25 лет - 4(20%).
Для достижения целей эффективности психотерапевтического лечения заикания применялись современные методы психотерапии: рациональная психотерапия, суггестивная психотерапия (гипнотерапия, внушение в состоянии бодрствования, самовнушение, аутогенная тренировка), групповая психотерапия, а также дыхательная гимнастика.
Больные при терапевтическом воздействии в сравнительном аспекте представляли две группы: 1 группа -больные (20 человек) получавшие различные современные методы психотерапии и психофармакотерапии; 2 группа (контрольная) - больные, получавшие только медикаментозное лечение - 20 пациентов. С первой группой больных наиболее эффективно использовались методы психотерапии с малыми группами (8 - 12 человек). Групповая психотерапия проводилась как в открытых, так и в закрытых группах [6]. Количество занятий было 5 раз в неделю, продолжительностью 1-1,5 часа, затем 3 раза в неделю. Группа амбулаторная, кратковременная 1 - 2 месяца (индивидуально). Курс лечения варьировал в среднем до 20-25 сеансов. Медикаментозная терапия (транквилизаторы, малые дозы антидепрессантов и др.) общеукрепляющие, расслабляющие мышцы гортани и успокаивающие лекарственные препараты) в основном, была рекомендована пациентам, которые по разным причинам не могли посещать сеансы психотерапии.