Научная статья на тему 'Провинциальная салонная культура Казани конца XVIII - первой половины XIX вв'

Провинциальная салонная культура Казани конца XVIII - первой половины XIX вв Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
201
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ САЛОННАЯ КУЛЬТУРА / САЛОН / КРУЖОК / ВЕЧЕР / РROVINCIAL SALON CULTURE / SALON / CLUB / EVENING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тихонова М.С.

Статья посвящена российской провинциальной салонной культуре конца XVIII-первой половины XIX вв. В исследовании приведены примеры салонов и кружков таких городов как Тула, Харьков, Новочеркасск, Во-ронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Казань. Также показаны направления их деятельности, тематика вечеров, социальный состав участников, взаимодействие провинциальных салонов со столичными салонами, их отли-чия и схожие черты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian provincial salon culture late XVIII-early XIX cen-turies

The article is devoted to provincial salon culture of the late XVIII first half XIX centuries. The study provides examples of salons and clubs of such cities as Tula, Kharkov, Novocherkassk, Voronezh, Nizhny Novgorod, Yaroslavl, Kazan. Also it shows the directions of their activities, theme nights, stuff parties, interaction of provincial salons with the capital's salons, their differences and similarities. At the end of XVIII-first half XIX centuries the origin and development of salon culture took place in Russia. This process has affected not only Moscow and St.Petersburg, but also large provincial towns. Associations with literary, historical, social-political interests appeared in the major regions of the Russian Empire: Siberia, the Middle Volga and in Southern Russia. Associations in the provinces were similar to capital salons and circles on the device and the shape. Mostly they were represented by such a form of associations of salon culture as the circle and the salon. The seasonality of the evenings, the constancy of the public, staged theatrical performances accompanied the evening dinner all this can be attributed to traits similar to capital salons. The evening in the provincial salon and the circle was accompanied by not only literary readings, theatrical productions and music, but also the conversations about science and politics. This implies that provincial salons and circles can be attributed to a mixed type in the direction of activity. In the capital cities the salon culture was presented by a primarily aristocratic society, and the nobility was made as organizer of salons and clubs. In provincial salons and circles were people of different ages, literary generations, different tastes, ranks, social positions and professions: important professors, teachers, aspiring poets, generals, young officials and students. All of them were united by their love and interest to science, literature and local land and the city

Текст научной работы на тему «Провинциальная салонная культура Казани конца XVIII - первой половины XIX вв»

мыми заметными отрицательными последствиями является разрушение традиционной морали и привычного поведения, атомизация личности через разрушение исторически сложившихся общественных связей в семье, дружбе, отрицание взаимопомощи. Во многих отношениях православная доктрина являет собой противоположность «Новому веку». В православии именно служение обществу и людям является путём преодоления низменного, то есть материального. Это одна из причин, по которой утверждаемая этим движением эзотерика противопоставляется традиционному российскому миропониманию. Для последующего исследования важно, что при изучении духовного состояния российского общества нельзя обойти вниманием эзотерические направления мысли. Они оказывают значительное влияние на состояние умов и могут стать той духовной силой, которая может или укрепить или разрушить традиционную нравственность в России и во всём русском мире.

Литература

1.Андреев Д. Роза мира. - М.: Мир Урантии, 2002. - 608 с.

2.Блаватская Е.П. Диалог о тайнах посмертного существования.- Режим доступа: http://www.litru.ru/?book=36 135&description=1: Блаватская Е.П. Древняя магия в современной науке .- Режим доступа: http://www.litru.ru/7book =36136&description=110.09.2015.

3.Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. - Киев: Ирис; М.: Алетейя, 2001. - 623 с.

4.Гурждиев Г. Беседы Вельзувела со своим внуком. - Минск: Харвест, 2005.- 1024 с.

5.Зеланд В. Клип трансферинг. Принципы управления реальностью. - М.: Эксмо, 2013. - 90 с.

6.Книга Урантии.- М.: Фонд УРАНТИЯ, 1997. - 812 с.

7.Лайтман Р. Зоар.- Режим доступа: http://www.kab1.com 10.09.2015.

8.МакКенна Д. Духовное просветление: прескверная штука. http://naturalworld.ru/kniga duhovnoeprosvet lenie-preskvernaya-shtuka.htm 25.10.2015.

9.Мельхиседек Д. Древняя тайна цветка жизни. Т.1. - Киев: София, 2007. - 304 с.

10.Марсиниак Б. Приносящие рассвет (Учение Плеяд ).- Киев: София, 2007. - 320 с.

11.Некрасов А. Ваш билет на экзамене жизни. 102 ответа на жизненно важные вопросы. - М.: Центро-полиграф, 2012. - 223 с.

12.Павель Л., Бержье Ж. Утро магов. Введение в фантастический реализм. - М.: Вече, 2005. - 464 с.

13.Рерих Н.К. Агни йога .- Режим доступа: http://agniyoga.sibro.ru/ 19.10.2015.

14.Розин В. Семиотические исследования. - М.: ПЕР СЭ; Спб.: Университетская книга, 2001. - 256 с.

15.Тиллих П. Систематическая теология. Т. I-II. - М., СПб.: Университетская книга, 2000. - 463 с.

16.Тихоплав В., Тихоплав Т. Планета свободного выбора. - М.:АСТ; Астрель, 2007. - 319 с.

УДК 94(470) 16/18+902

М.С.Тихонова

РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ САЛОННАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XVIII-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВВ.

Статья посвящена российской провинциальной салонной культуре конца XVIII-первой половины XIX вв. В исследовании приведены примеры салонов и кружков таких городов как Тула, Харьков, Новочеркасск, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Казань. Также показаны направления их деятельности, тематика вечеров, социальный состав участников, взаимодействие провинциальных салонов со столичными салонами, их отличия и схожие черты.

Ключевые слова: провинциальная салонная культура, салон, кружок, вечер.

Margarita Tikhonova RUSSIAN PROVINCIAL SALON CULTURE LATE XVIII-EARLY XIX CEN-TURIES.

The article is devoted to provincial salon culture of the late XVIII - first half XIX centuries. The study provides examples of salons and clubs of such cities as Tula, Kharkov, Novocherkassk, Voronezh, Nizhny Novgorod, Yaroslavl, Kazan. Also it shows the directions of their activities, theme nights, stuff parties, interaction of provincial salons with the capital's salons, their differences and similarities.

At the end of XVIII-first half XIX centuries the origin and development of salon culture took place in Russia. This process has affected not only Moscow and St.Petersburg, but also large provincial towns. Associations with literary, historical, social-political interests appeared in the major regions of the Russian Empire: Siberia, the Middle Volga and in Southern Russia.

Associations in the provinces were similar to capital salons and circles on the device and the shape. Mostly they were represented by such a form of associations of salon culture as the circle and the salon. The seasonality of the evenings, the constancy of the public, staged theatrical performances accompanied the evening dinner - all this can be attributed to traits similar to capital salons. The evening in the provincial salon and the circle was accompanied by not only literary readings, theatrical productions and music, but also the conversations about science and politics. This implies that provincial salons and circles can be attributed to a mixed type in the direction of activity. In the capital cities the salon culture was presented by a primarily aristocratic society, and the nobility was made as organizer of salons and clubs. In

provincial salons and circles were people of different ages, literary generations, different tastes, ranks, social positions and professions: important professors, teachers, aspiring poets, generals, young officials and students. All of them were united by their love and interest to science, literature and local land and the city.

Keywords: provincial salon culture, salon, club, evening.

В конце XVIII-первой половине XIX вв. в России происходило зарождение и развитие салонной культуры. Этот процесс затронул не только Москву и Петербург, но и крупные провинциальные города. Объединения с литературными, историческими, общественно-политическими интересами появились в крупных регионах Российской Империи: Сибири, Среднем Поволжье и на Юге России.

В книге «Литературные салоны и кружки: Первая половина XIX века» Н.Л.Бродского выделены наиболее известные провинциальные кружки и салоны таких городов, как Харьков, Воронеж, Нижний Новгород, Новочеркасск и Казань [2]. В книге М.Аронсона и С.Рейсера «Литературные кружки и салоны» можно выделить несколько упоминаний о первых двух десятилетиях XIX в., когда происходил бурный рост кружков, литературных обществ и салонов, распространившихся не только в столицах, но и в провинции. В книге отсутствует описание провинциальной салонной жизни, только приведены в пример два провинциальных салона - салон А.И.Бедряги в Воронеже и Е.Голицыной в Рязани. [1] Описание некоторых провинциальных объединений мы находим у Н.И.Яковкиной, автора книги «История русской культуры. Первая половина XIX века». [6]

Тема провинциальной салонной культуры была затронута в докторской диссертации Е.Н. Палий «Салон как феномен культуры России XIX века: традиции и современность» (2008 г.). Автор отмечает, что появление салонной культуры в провинции первой половины XIX в. объясняется развитием культуры и образованности высшего губернского общества. В работе автор приводит описание нескольких провинциальных салонов и кружков. [4]

В статье мы покажем характерные черты салонов и кружков крупных провинциальных городов, определим направление их деятельности, тематику вечеров, состав участников. Также приведем примеры взаимодействия провинциальных объединений со столичными салонами, отметим их отличия и схожие черты.

В начале XIX в. в Туле все обыватели города и окрестностей собирались в доме семьи Юшковых, где был создан салон. Хозяйкой салона была В.А.Юшкова. Вечера в основном сопровождались чтениями и обсуждениями, например, произведений Н.М.Карамзина или И.И.Дмитриева. Салон В.А. Юшковой носил не только литературный характер, иногда вечер скрашивался анекдотами, игрою на флейте и пьесами для фортепьяно.

В книге Н.Л.Бродского, по воспоминаниям Г.П.Данилевского, приведены примеры салонно-кружковой жизни в Харькове. Собрания проходили в доме губернского прокурора Любовникова. Его супруга была хозяйкой салона. По вечерам гости собирались для чтений. Участие в них принимало все мыслящее общество маленького города, среди них профессора, студенты и просто интересующиеся люди.

Вскоре литературные вечера в Харькове проводились у Р.Т.Гонорского, молодого адъюнкта русской словесности. На этих вечерах чтений было мало, в основном были рассуждения о русской литературе. Причина этому - отсутствие постоянных книжных лавок. Эта же причина послужила поводом для поднятия вопроса об издании журнала в городе. Осуществить издательскую деятельность удалось только в 1816 г., когда вышел «Украинский Вестник». Редактором журнала выступил сам Р.Т. Гонорский. [2]. Кроме «Украинского Вестника» в Харькове издавались журналы «Харьковский Демокрит», «Украинский журнал», газета «Харьковские известия».

Следует отметить, что сотрудниками газет и журналов были преимущественно студенты и преподаватели университета. Такая активность в жизни города стала результатом того, что образовалось «Харьковское дружеское общество любителей отечественной словесности» в 1819 г. Студенты и преподаватели еженедельно устраивали заседания и выпускали сборник «Труды студентов-любителей отечественной словесности в Императорском Харьковском университете». Председателем «Общества» был А.В.Склабовский - студент, а позже преподаватель университета [3]. Также в Харькове работал кружок университетской молодежи, любителей литературы и истории, который сгруппировался около И.И.Срезневского. Следовательно, первая половина XIX в. в Харькове характеризуется насыщенной культурной жизнью, что способствовало появлению и развитию в городе салонов и кружков, а также издательской деятельности.

Безусловно, на развитие салонов и кружков в крупных провинциальных городах положительное действие оказывали связи со столичными городами. Так, В.Д.Сухоруков, который входил в

«Петербургское общество любителей российской словесности» и поддерживал связь со столичными литераторами, возглавлял в Новочеркасске общество «Литературные вечера или собрания», изначально образованное как литературный кружок в 1825-1826 гг.

В первой половине XIX в. в Воронеже действовал кружок Н.Н.Второва и К.ОАлександрова-Доль-никова. В него входили люди, разнообразные по социальному и служебному положению: крупные и мелкие чиновники, педагоги, офицеры, купцы с разным уровнем образования и разными интересами. Все они собирались не для карточной игры, а для бесед и рассуждений. Участников объединял интерес к изучению местного края, общественной жизни и литературе. Вечер в кружке был заполнен литературным чтением, разговорами об истории, естественных науках и политике. В то же время в Нижнем Новгороде возникло «Нижегородское общество литераторов» (1812 г.), в Ярославле - «Общество любителей российской словесности» (1814 г.) при Ярославском Демидовском высших наук училище.

В конце XVIII в. в Казани образовался один из первых литературных кружков - кружок Г.П.Каменева и С.А.Москотильникова. На собраниях участники кружка читали собственные произведения, переводы зарубежных писателей, а также обсуждали литературные, общественно-политические и исторические вопросы. Кружок имел связи со столичными литераторами, а также способствовал развитию интересов местной интеллигенции к литературе и салонной культуре.

В 1806 г. при Императорском Казанском университете образовалось «Общество любителей отечественной словесности», которое объединяло представителей интеллигенции города. Участники общества занимались краеведческими, этнографическими, лингвистическими, статистическими исследованиями, выступали в роли журналистов, историков и переводчиков не только художественной литературы, но и литературы естественнонаучного характера.

В 1820-е г. в Казани в доме Ф.М.Рындовского и П.И.Рындовской (Панаевой) возник литературный салон Рындовских-Панаевых, где проводились не только литературные вечера, но и домашние спектакли. Этот салон поддерживал тесные связи с Москвой и Петербургом, где проживали братья П.И.Рындовской (Панаевой).

В 1830-е г. одним из самых популярных салонов Казани был салон семьи Фукс. Первые литературные вечера в доме Фуксов полностью состояли из чтений. Многие столичные гости считали их скучными. Со временем супруги Фукс расширили круг участников, а на вечерах зачитывались не только поэтические произведения, но и велись разговоры о проблемах общественного развития, прогрессе науки и просвещения. Порой вечера заканчивались ужином, как это было принято в столичных салонах. Так, уже в 40-ые гг. XIX в. литературный салон в доме Фуксов имел некоторые черты столичных салонов: сезонность работы, постоянная публика, окончание вечера ужином [5]. Отсюда следует, что провинциальная салонная культура Казани первой половины XIX в. была достаточна насыщенной. Образованные в городе салоны и кружки не только влияли на развитие культурной среды в городе, но и поддерживали культурные связи со столичными городами.

Таким образом, в конце ^Ш-первой половине XIX вв. салонная культура активно развивалась не только в Москве и Петербурге, но и в крупных провинциальных городах. Провинциальные объединения по устройству и форме проведения были схожи со столичными салонами и кружками. В основном они были представлены такой формой объединений салонной культуры, как кружок и салон. Сезонность проведений вечеров, постоянство публики, постановка театрализованных представлений, сопровождение вечеров ужином можно отнести к чертам, схожим со столичными салонами. Вечер в провинциальном салоне и кружке сопровождался не только литературными чтениями, театральными постановками, музыкой, но и разговорами о науке и политике. Из этого следует, что провинциальные салоны и кружки можно отнести по направлению деятельности к смешанному типу. В столичных городах салонная культура была представлена в первую очередь аристократическим обществом, а организатором салонов и кружков выступало дворянство. В провинциальных салонах и кружках встречались люди разных возрастов, литературных поколений, вкусов, чинов, разного общественного положения и различных профессий: профессора, учителя, начинающие поэты, генералы, чиновники и студенты. Всех их объединяли любовь и интерес к наукам, литературе, местному краю, городу.

Литература

1.Аронсон М. , Рейсер С. Литературные кружки и салоны. - СПб.: Академический проект, 2001. -400 с.

2. Бродский Н.Л. Литературные салоны и кружки: Первая половина XIX века / под ред. Н.Л.Бродского. - М..: Аграф, 2001. - 495 с.

3.Назарова Л.Н. Неосуществленный замысел Рылеева "Исторический словарь русских писателей"// Литературное наследство Т.59: Декабристы-литераторы/ гл. ред.: М.Б.Храпченко, В.Р.Щербина; АН СССР, Ин-т мировой лит. им. А.М.Горького. - М.: Изд-во АН СССР, 1954. - С.300-314 .

4.Палий Е.Н. Салон как феномен культуры России XIX века: традиции и современность: дис... д-ра культурологии: 24.00.01.- М., 2008. - 313 с.

5.Тихонова М.С. Дом Фуксов - центр казанской интеллигенции: от литературных вечеров к губернскому салону/ /Вестник Казан. гос. ун-та культуры и искусств.- 2015. -№ 1. -С 133-139.

6.Яковкина Н.И. История русской культуры. Первая половина XIX века: лекции: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Культурология". - СПб: Лань, 1998. - 245 с.

УДК 1; 13;130.2

С.Р.Гаязова

ПРОГРЕСС КАК РАЗВИТИЕ РАЗУМА И РЕГРЕСС КАК ФОРМА ВАРВАРСТВА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ФРАНЦУЗСКИХ ФИЛОСОФОВ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Статья полемизирует с взглядами французских философов эпохи Просвещения по проблеме прогресса и регресса и роли в них разума, различных в нем элементов. Важность эпохи Просвещения заключается в том, что завершается становление этих парных категорий, изменяется в них и ценность так называемого разума. Прогресс изначально понимался как развитие науки или разума, однако ряд авторов надеялся, что грамотная перестройка общества способствует и нравственному прогрессу. Регресс же понимался как падение в варварство. Лишь развитие разума есть способ его преодоления.

Ключевые слова: прогресс, регресс, варварство, развитие, философы, культура.

Sarbinaz Gayazova PROGRESS THE DEVELOPMENT OF BOTH THE MIND AND THE REGRESSION AS A FORM OF BARBARISM IN THE VIEW OF THE FRENCH PHILOSOPHERS OF THE ENLIGHTENMENT

The article argues against the views of the French philosophers of the Enlightenment on the issue of progress and regress, and the role of the mind, the various elements in it. The importance of the Enlightenment is that followed by the formation of these pairs of categories, changes in the value of the so-called mind. Progress was initially understood as the development of science or of reason, but a number of authors hoped that a careful reconstruction of the society contributes to moral progress. The same regression was understood as falling into barbarism. Only the development of the mind has a way of overcoming it.

Keywords: progress, regression, barbarity, development, philosophers, culture.

Тема нашего исследования весьма актуальна, поскольку эпоха просвещения есть завершение классического понимания теории прогресса и роли в ней разума или шире духовности. В эпоху современности мы можем говорить о кризисе теории прогресса в просветительской вариации. Многие проблемы прогресса были сформулированы уже в древности, и, возможно, современность сможет найти выход из сложившейся ситуации, опираясь на историю развития теории прогресса, которая дает ответ на ту или иную проблемную ситуацию.

Когда мы говорим, что идеи правят миром или играют решающую роль в истории, мы, как, правило, думаем о тех идеях, чья реализация зависит от воли человека. Это такие идеи как свобода, терпимость, равноправие, справедливость. Некоторые из них были частично реализованы, и нет ничего плохого в том, что человек стремится их реализовать. Но есть и другой порядок идей, которые играют большую роль в определении направления и линии поведения человека, но не зависят от его воли. Идея прогресса человечества представляет собой второй вид идей. Мы считаем прогресс само собой разумеющимся, так как мы ощущаем постоянное развитие в знании, искусстве, иных сферах. Однако историческое понимание показало, что прогресс не является только результатом человеческого стремления.

Идея прогресса очень важна для человечества. Актуальность идеи прогресса означает, что человек будет и дальше двигаться и развиваться в желаемом направлении. Но, чтобы развиваться, он должен точно знать, к чему он хочет прийти. В сознании большинства людей желаемым результатом человеческого развития является состояние общества, в котором все жители планеты будут счастливы. Но нельзя быть уверенным, что цивилизация движется в правильном направлении, чтобы реализовать эту цель. Нельзя сказать, что все выбрано правильно и точно, когда касаемся идеи прогресса.

Взгляды Вольтера, Тюрго, и Кондорсе сегодня особо актуальны, поскольку результаты этих взглядов мы наблюдаем и сейчас. Например, можно противопоставить европейское Просвещение, сопряжённое с атеизмом, свойственное просветителям, религиозному фундаментализму: а идеи просветителей о всеобщем равенстве - социальной несправедливости, которая порождает насилие и - как следствие - варварство.

Французский философ, просветитель Вольтер прогресс понимал как способ завоевания природы, основываясь на разуме, как переходе от бессознательного, естественного состояния, к самосознанию и цивилизованности. Как и все представители эпохи Просвещения он ставил разум во главе че-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.