Научная статья на тему 'Литературный салон XIX В. В современной музейной практике'

Литературный салон XIX В. В современной музейной практике Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
449
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САЛОН / SALON / САЛОННАЯ КУЛЬТУРА / SALONNY CULTURE / ЛИТЕРАТУРНЫЙ САЛОН / LITERARY SALON / КРУЖОК / CIRCLE / ТВОРЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / CREATIVE SPACE / МУЗЕЙ-УСАДЬБА / MEMORIAL ESTATE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пивоварова Юлия Игоревна

Статья посвящена проблемам возрождения салонной культуры XIX в. современным литературным музеем. Сегодня свою перспективу развития каждый музей видит по-разному, акцентируя при этом внимание на быте эпохи или же на культурно-исторической личности. Воронежский литературный музей им. И. С. Никитина, в структуру которого входит музей-усадьба Д. В. Веневитинова, находится на стадии внедрения новой концепции развития. Среди разнообразных форм музейной практики наибольшее значение имеет проект «Среды у Веневитиновых», который призван возродить салонную культуру XIX в. Особенностью салона XIX в. являлась его ориентация на литературу. В условиях русской культуры этого периода литература играла доминирующую роль, а значение салонов было достаточно высоким. Салоны выполняли высокоинтеллектуальную, просветительскую функцию, реагировали на современный литературный процесс. Таким образом, и современная музейная практика должна предполагать обращение не только к наследию, но и к современным литературным процессам. Реанимация именно салонной культуры дворянства позволит музею нашего времени постоянно расширять аудиторию и позиционировать себя в мире культуры как институт, который не только собирает древности, но и ведет активную культурно-просветительскую работу со своими посетителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Literary Salon of the XIX century in Modern Museum Practice

Nowadays every museum sees the prospect of development in a different way, focusing its attention on the life of the era or on the cultural historic figure. The Voronezh Literary Museum named after I. S. Nikitin which includes D. V. Venevitinov's memorial estate, is about to introduce a new concept of development. Among various forms of museum practice "Wednesdays at the Venevitinovs" project has the greatest value which is to revive salonny culture of the XIX century. The feature of the salon of the XIX century was its orientation to literature. In the conditions of the Russian culture of this period literature played a dominating role, and value of salons was rather high. Salons carried out highly intellectual, educational functions, reacted to the modern literary process. Thus, modern museum practice has to assume not only the appeal to heritage, but also modern literary processes. Reanimation of the salonny culture of the nobility will allow the museum of our time to expand constantly audience and to position itself in the culture world as an institute which not only collects antiquities, but also leads active cultural and educational work with the visitors.

Текст научной работы на тему «Литературный салон XIX В. В современной музейной практике»

УДК 008:316.722

Ю. И. Пивоварова

Литературный салон XIX в. в современной музейной практике

Статья посвящена проблемам возрождения салонной культуры XIX в. современным литературным музеем. Сегодня свою перспективу развития каждый музей видит по-разному, акцентируя при этом внимание на быте эпохи или же на культурно-исторической личности. Воронежский литературный музей им. И. С. Никитина, в структуру которого входит музей-усадьба Д. В. Веневитинова, находится на стадии внедрения новой концепции развития. Среди разнообразных форм музейной практики наибольшее значение имеет проект «Среды у Веневитиновых», который призван возродить салонную культуру XIX в.

Особенностью салона XIX в. являлась его ориентация на литературу. В условиях русской культуры этого периода литература играла доминирующую роль, а значение салонов было достаточно высоким. Салоны выполняли высокоинтеллектуальную, просветительскую функцию, реагировали на современный литературный процесс. Таким образом, и современная музейная практика должна предполагать обращение не только к наследию, но и к современным литературным процессам. Реанимация именно салонной культуры дворянства позволит музею нашего времени постоянно расширять аудиторию и позиционировать себя в мире культуры как институт, который не только собирает древности, но и ведет активную культурно-просветительскую работу со своими посетителями.

Ключевые слова: салон, салонная культура, литературный салон, кружок, творческое пространство, музей-усадьба. Ju. I. Pivovarova

A Literary Salon of the XIX century in Modern Museum Practice

Nowadays every museum sees the prospect of development in a different way, focusing its attention on the life of the era or on the cultural historic figure. The Voronezh Literary Museum named after I. S. Nikitin which includes D. V. Venevitinov's memorial estate, is about to introduce a new concept of development. Among various forms of museum practice "Wednesdays at the Veneviti-novs" project has the greatest value which is to revive salonny culture of the XIX century.

The feature of the salon of the XIX century was its orientation to literature. In the conditions of the Russian culture of this period literature played a dominating role, and value of salons was rather high. Salons carried out highly intellectual, educational functions, reacted to the modern literary process. Thus, modern museum practice has to assume not only the appeal to heritage, but also modern literary processes. Reanimation of the salonny culture of the nobility will allow the museum of our time to expand constantly audience and to position itself in the culture world as an institute which not only collects antiquities, but also leads active cultural and educational work with the visitors.

Keywords: a salon, salonny culture, a literary salon, a circle, creative space, a memorial estate.

По статистике на сегодняшний день в Воронежской области насчитывается 16 дворянских усадеб, большая часть из которых пребывает в полуразрушенном состоянии. На основе немногих из них сформированы музеи, благодаря которым эти памятники культурного наследия продолжают существовать. Перспективу развития каждый музей-усадьба видит по-своему. Одни акцентируют внимание на быте эпохи, другие - на культурно-исторической личности. Так, например, в с. Хреновое Бобровского р-на сохранилась усадьба А. Орлова-Чесменского, в которой сейчас расположен музей, посвященный истории становления конного завода в тех краях.

Литературный музей им. И. С. Никитина, в структуру которого входит музей-усадьба Д. В. Веневитинова, находится на стадии внедрения новой концепции развития. Поскольку усадьба в селе Новоживотинное является частью литера-

турного музея, основное внимание сосредоточено на восприятии дворянской культуры XIX в. через те формы творческой деятельности, которые были наиболее характерны для данной социальной среды: литературные традиции, философские кружки, музыкальные салоны. Литература была включена в целостную сферу художественных форм данного времени.

В 2013 г. была завершена реставрация главного здания Музея-усадьбы Д. В. Веневитинова. Музей посвящен одному из представителей старинного дворянского рода Веневитиновых - поэту, прозаику, философу, литературному критику и переводчику Дмитрию Владимировичу (1805-1827). Его предки основали усадьбу еще в начале XVIII столетия в селе Новоживотинное.

Сегодня среди разнообразных форм музейной практики наибольшее значение имеет проект «Среды у Веневитиновых» (или, более широкое назва-

© Пивоварова Ю. И., 2014

ние, «Веневитиновские сезоны»), который призван возродить одну из популярных в XIX в. традиций аристократических семей - салон. По средам в этой усадьбе принимали гостей, устраивали званые обеды, творческие вечера и балы.

Такое культурное явления, как салон, очень характерно для России начала XIX в. Безусловно, он существовал и ранее. Салонная культура зарождается в Европе, и ее расцвет происходит во Франции. Именно там она приобретает масштабы и формирует свои специфичные признаки.

Отличительной чертой салона является камерность, обусловленная особым местом проведения -домом представителя высшего сословия или же человека, пользующегося уважением в обществе. Как правило, это была харизматичная личность. Камерная форма общения обладает рядом преимуществ, таких как психологически спокойная обстановка, которая позволяет раскрывать в большей степени творческие способности участника.

Другой характерной особенностью салона XIX в. являлась его ориентация на литературу. В условиях русской культуры этого периода литература играла доминирующую роль, и даже если не все салоны носили явно литературный характер, то все они в той или иной степени культивировали ее. Отечественный исследователь А. С. Рейсер по этому поводу выразился следующим образом: «Русская культура XIX в. была литера-турна насквозь, и в этих условиях характерно, что даже светский бал, наряду с литературно-потребляющей функцией (чтение любимых стихов как вид беседы), создавал также условия для литературного производства» [1].

Значение салонов было достаточно высоко, поскольку они играли важную социальную роль -были приютом для творческих людей. Салоны выполняли не только потребляющую, но и производящую функцию. На таких культурно-досуговых мероприятиях часто создавались (и шлифовались) и сами произведения искусства. По общим условиям того времени, при малоразвитой прессе и при небольшом ее весе в обществе, функцию распространения идей выполняли салоны - места встреч культурного общества той эпохи. Нужно добавить, что именно салонная культура способствовала становлению критики.

Наряду с вышеупомянутыми функциями салонной культуры, одной из самых важных мне видится их высокоинтеллектуальная, просветительская функция. Они культивировали высокое искусство, развивали вкус публики, совершенствовали манеры поведения, в общем и целом формировали личность.

Салон реагировал на современный литературный процесс: обсуждал публикации толстых литературных журналов, оценивал новые романсы, устраивал прочтения фрагментов еще не опубликованных произведений, проводил поэтические состязания.

Таким образом, и современная музейная практика должна предполагать обращение не только к наследию, но и к современным литературным процессам. Реанимация именно салонной культуры дворянства (высокообразованного читающего сословия) позволит музею нашего времени постоянно расширять аудиторию и позиционировать себя в мире культуры как институт, который не только собирает древности, пополняя, прежде всего, хранилище, но и ведет активную культурно-просветительскую работу со своими посетителями. Элитарная дворянская культура противостоит популярной массовой культуре, в которой человек выступает в качестве потребителя с усредненным вкусом. Возрождение салона позволит заметно обогатить духовное воспитание его участников. Создание литературных салонов, в которых личность будет непосредственно вовлечена в действие, создаст возможность для развитию коммуникативных способностей участников.

При этом надо учитывать, что салоны XIX в. и салоны наших дней сильно отличаются друг от друга, и не во всем предоставляется реальная возможно сть их возродить.

Начнем с типологизации салонов, которую предлагает исследователь данной темы Е. Н. Палий [3]. Салоны «золотого века» можно дифференцировать по его участникам на два основных вида: аристократические и демократические (смешанные, с участием разночинцев). Аристократический салон в начале XIX в. преобладал. В наши дни такой необходимости разделять салоны уже нет, а соответственно, его участники будут теоретически равны по социальному статусу.

Четкую классификацию по направленности весьма трудно обозначить, ибо салоны часто могли иметь несколько линий деятельности одновременно, так, например, они подразделяются на художе -ственно-литературные, музыкальные, литературно-музыкальные, философские и политические. Все эти формы в той же степени можно воссоздавать и сегодня.

Местоположение салона также имеет значение в их классификации. В связи с этим выделяются следующие виды салонов: столичные, прочие городские и усадебные. Последние два вида можно объединить в провинциальные.

Так, салон музея-усадьбы Д. В. Веневитинова относится к провинциальному виду со свойствен-

232

Ю. И. Пивоварова

ными ему следующими чертами: размеренность (меньшая динамичность, чем у столичного салона), удаленность от центра и, как следствие, немного медленная реакция на литературные новинки, более неформальная обстановка, возможные зоны пересечения с традиционной народной культурой. По своему составу провинциальные салоны были более демократичными, смешанными, чем столичные. Выделяются следующие группы его участников: родственники, знакомые, друзья, какие-либо проезжающие по делам люди. Гостями салона могли быть разночинцы: музыканты, литераторы, журналисты, артисты, художники, искусствоведы и т. д., а также иностранные посетители: гастролеры-артисты, в том числе композиторы, пианисты, скрипачи и др. В отличие от столичных, провинциальные салоны характеризовались более тесными родственными и дружескими связями участников. Однако нельзя не сказать об их особой просветительской роли. Такие салоны способствовали культурному развитию местного сообщества.

Говоря о салоне, очень важно упомянуть о широком многообразии его форм: кружки, собрания, общества, вечера, гостиные, клубы и др. Все перечисленные названия форм салонов в той или иной степени объединяет наличие заинтересованных лиц, определенной аудитории, регулярность проведения, а различаются они по размеру, удельному весу, официальному или неофициальному характеру, составу участников.

Так, можно сравнить Веневитиновский салон и историко-этнографический кружок Второва. Нужно отметить, что этот кружок имел большое значение для культуры Воронежского края. Его руководителем был историк и общественный деятель Н. И. Второв (служивший с 1847 в Воронеже советником губернского правления). По словам писателя-краеведа О. Г. Ласунского, Второв был «двигателем губернского прогресса» [2]. Второвский кружок внес огромный вклад в развитие местной публицистики, его участники писали замечательные очерки и статьи по самой разнообразной проблематике, содействовали улучшению основной газеты края -«Воронежских губернских ведомостей», становлению новых печатных изданий. Активными членами этого кружка были поэт И. С. Никитин и литературный критик, публицист и педагог М. Ф. Де-Пуле. Различие салона Веневитиновых и воронежского кружка Второва состоит в том, что представители последнего были фиксированы, то есть существовал определенный круг лиц, которые входили в него, а общая направленность была историко-этнографической. Напротив, состав салона Веневитиновых мог меняться и не имел какой-либо четкой, конкретной направленности. Исследователь

М. И. Аронсон полагал, что литературные функции кружков и салонов различны тем, что первый больше связан с писателем, а второй - с читателем. Именно это мы можем наблюдать, сравнивая вышеупомянутый кружок и салон.

Однако из опыта салона музея-усадьбы Д. В. Веневитинова следует, что сегодня был налажен некий баланс между участием писателей и читателей, поскольку на такие мероприятия регулярно приглашаются видные литераторы.

Салоны играли очень важную роль в былую эпоху: способствовали раскрытию и развитию таланта у ее творческой половины, выполняли просветительские функции, формировали критику, шлифовали художественные и эстетические компоненты произведения, одним словом, развивали культуру. Реанимируя и развивая их сегодня, современный музей пойдет по тому же пути, то есть по пути формирования высокой культуры, приобщения к новейшему литературному процессу и адаптации различных аудиторий к нему, выработки связующих нитей между наследием и современностью.

Библиографический список

1. Аронсон, М. И. Литературные кружки и салоны [Текст] / М. И. Аронсон, С. А. Рейсер. - Л.: Прибой. -1929. - С. 22-23.

2. Ласунский, О. Г. Литературная прогулка по Воронежу [Текст] / О. Г. Ласунский. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2006. - С. 94.

3. Палий, Е. Н. Типы и виды салонов в России XVIII-XIX вв. [Электронный ресурс] / Е. Н. Палий // Научно-исследовательский журнал. - 2012. - Режим доступа:тс^^'.ге5еагсЬ;|оигпа1.о^ (01.10.2013)

Bibliograficheskij spisok

1. Агопбоп, M. I. Literaturnye kruzhki i salony [Tekst] / M. I. Агопбоп, S. А. Rejser. - Leningrad: Priboj. - 1929. -S. 22-23.

2. Lasunskij, O. G. Literaturnaya progulka ро Voronezhu [Tekst] / O. G. Lasunskij. - Voronezh: TSentr dukhovnogo vozrozhdeniya CHernozemnogo kraya, 2006. - S. 94.

3. Palij, E. N. Tipy i vidy salonov v Rossii XVIII-XIX vv. [EHlektronnyj resurs] / E. N. Palij // Nauchno-issledovatel'skij zhurnal. - 2012. - Rezhim dos-tupa:www.research-journal.org (01.10.2013)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.