ГОД российского кино
КРИВОКОНЬ Анна Владимировна
кандидат исторических наук, преподаватель, Институт начального и среднего профессионального образования Кубанского Государственного университета,
Краснодар, Россия Anna V. KRIVOKON Cand. Sci. (National History), Lecturer, Institute of Primary and Secondary Professional Education,
Kuban State Unuversity Krasnodar, Russia ayutakr@ya.ru
Провинциальная публика и кинематограф в начале XX в. (на материалах Кубани и Черноморья)
Provincial Public and the Cinema in the Early 20-th Century: the Kuban Region and Chernomoria as a Case Study
В статье рассматривается отношение провинциальной российской публики к кинематографу в начале XX в. Затрагиваются также проблемы, связанные с организацией и проведением киносеансов, реакцией просвещенного провинциального общества на кинематографические произведения. Репертуар кинотеатров в начале XX в. составляли не только картины развлекательно-комедийного плана, но также видовые и просветительные фильмы. В провинциальных городах, где спектр развлечений был не столь богат, как в столице, кинематограф занял очень важное место в сфере досуга, а также стал значительным информационным источником.
Ключевые слова: кинематограф, кинозритель, репертуар, пожарная безопасность, российская провинция, начало XX в.
The article deals with the attitude of the provincial Russian audience to the cinema at the beginning of the 20th century. The issues related to the organization and holding of the film shows, the reaction of enlightened provincial society on cinematographic works are concerned. The repertoire of the movie theaters at the beginning of the 20th century contained not only the entertaining comedy movies, but also landscape and educational films. In provincial cities where the range of entertainment was not as rich as in the capital, the cinema has taken a very important place in the field of leisure, and has become a significant source ofinformation.
Keywords: cinematograph, movie viewer, repertoire, fire safety, the Russian province, the beginning of the 20th century.
На рубеже XIX - XX вв. россияне познакомились с кинематографом. Этот новый и необычный вид развлечения сразу же привлек довольно большую зрительскую аудиторию.
Первое время демонстрировались фильмы исключительно иностранного производства. С момента изобретения кинематографа до появления первого российского фильма
РЯСЛЕДИЕ 0EKOD
www.heritage-magazine.com 2016 ДО 1
fOfl РОССИЙСКОГО кино
прошло более 10 лет за этот период западная киноиндустрия и ее продукты практически полностью подчинили себе отечественный кинорынок. В этой ситуации конкурентной борьбы нарождающийся российский кинематограф вынужден был пробивать себе дорогу. К этому моменту первоначальное удивление зрителей, постепенно привыкших к кинематографу, прошло. Он больше не удовлетворял их только как развлечение и аттракцион, примитивные ленты первого десятилетия существования кино перестали привлекать к себе внимание, сборы стали падать. Именно тогда выдвинулось вперед российское кинопроизводство, появились картины, иллюстрирующие произведения русских классиков, события отечественной истории, развивались событийная и местная хроники, жанры видовых и просветительных картин [2, с. 23-24, 40].
Предприниматели, занимающиеся демонстрацией фильмов, должны были постоянно менять репертуар, чтобы поддерживать интерес публики к своему заведению. Те, кто не мог себе позволить часто покупать новые комплекты кинолент, переезжали из города в город.
К 1910-м гг. в каждом городе Российской империи существовало не менее двух-трех стационарных биографов, еженедельно представляющих публике новые картины. К 1910-м гг. в каждом городе Российской империи существовало не менее двух-трех стационарных биографов, еженедельно представляющих публике новые картины. Кубанская область и Черноморская губерния не составили исключение. Так, в Туапсе работали «Одеон» и «Наука и жизнь»; в Сочи - «Модерн», «Олимпия» и электробиограф в Народном доме. В таких крупных городах, как Екатеринодар, Армавир синематографов насчитывалось обычно не менее шести.
Кинематограф стал одной из самых популярных форм проведения досуга. В Екате-ринодаре в первый день нового 1911 г., как сообщала местная пресса, «все биографы брались публикой с боя; толпы алчущих и жаждущих стояли у входов до позднего вечера»
[9].
Увлечение горожан кинематографом отодвинуло театр на второй план, что вызыва-
ло осуждение со стороны некоторых современников. Например, сочинцев упрекали в равнодушии к хорошим театральным постановкам. В газете «Сочинский листок» утверждалось, что публика охотнее откликается на «сеансы с участием Глупышкина (имеется в виду французский комедийный актер и режиссер Андре Дид (André Deed) - А. К.)» [17].
л Новый хуложостомнный тсатръ МЭЭЭ^А
g _ Î-).IКНТРО- ЫОГРАФЪ = ^
\ „ФЕНИКСЪ" }
Съ Субботы 29 го Января 1911 года
_' л м> |п'м 1.ИН uiprrnn. m 4 »г отл-Ьлшмяхъ Sff
ПАТЕ ЖУРНАЛЪ № 93
КУЛЬТ»РА ПЧЕЛЪ
влучиая катима
И Д I О Т Ъ
Л; яма ПО Доет в с кому
Похпжде Hie шантеклера
ксмшч еспя.
Милый реоенонъ
комическая
мл
Начало свансовъ въ 5 час. дня.
\br Up ' .»» тс* an араты i адныхъ са<-т«>мь ■ автомобили.
... Картами с пi оваждают«« . а/к.вым» »ф+як *мя.
м/
Рекламное объявление электробиографа «Феникс» (Екатеринодар), газета «Кубанский курьер», 1911г.
В 1913 г. в газете «Туапсинские отклики» досуг жителей посада был охарактеризован следующим образом: «У нас нет театра, нет настоящего искусства, а есть только суррогат, только кинематографическая лента. Поэтому понятно и законно наше желание найти в биографе хоть видимость удовлетворения как зрительным, так и эстетическим запросам». Анализируя репертуар биографов за последнюю неделю декабря 1913 г., корреспондент ставил в заслугу владельцам кинематографов уменьшение «крови и трупов» на экране, а также «осточертевшей пинкертоновщины и глупых шуток Глупышкина» [11].
Судя по сатирическим заметкам, просветительные лекции тоже уступали кино в популярности. В одной из гимназий Новороссийска в 1914 г. художнику С. Н. Уварову, предложившему прочитать лекцию «О красоте и искусстве», видимо, отказали, на что местная сатира откликнулась стихотворением следующего содержания:
«- Пользы биографы больше дадут!
Лекцийученых не надо твоих,
Правду сказать, мало смыслим мы в них!..
РЯСЛЕДИЕ 0ЕКОВ 2016
!). |уивоконь • ПРОВИНЦИЯЛЬНЯЛ ПУБЛИКА И КИМЕЛЯТОГРЯФ В МДЧД^Е ^ ВЕЬЙ...
Дело другое, МаксЛиндер когда
Выкинет штучку - поймем мы всегда!»[4]
Однако кроме так называемого «суррогата» (боевиков, глупых комедий и т. п.) зрителей привлекали видовые и просветительные фильмы. К примеру, в 1908 г. синематограф В. К. Рубежанского, находящийся в столице Кубанской области, почти еженедельно демонстрировал картины научно-просветительного характера («Охота на хищных птиц в Африке», «Ледники и водопады на итальянских Альпах»), от знакомства с которыми публика получала «много удовольствия» [13, с.15].
Довольно колоритно и полно был представлен репертуар биографов в рекламе екате-ринодарского электротеатра Братьев Боммер от 1906 г.: «Жизнь на окраине. Полная иллюзия. Последние всемирные события. Большие волшебные феерии, сказки, драмы, трагедии и юмористические картины» [15].
В начале XX в. кино можно было посмотреть не только в биографах. Кинематографические аппараты для привлечения и развлечения публики устанавливались также предприимчивыми владельцами скетинг-ринков, частных увеселительных садов, в общественных собраниях, в народных домах попечительства о народной трезвости, в городских садах во время гуляний. Так, в Екате-ринодаре в зале скетинг-ринка, находящегося на ул. Красной, во время катания публики демонстрировались картины [10]. В Армавире кинематограф существовал в садах «Эдем» и «Александровский» [6].
В общественных собраниях просмотр фильмов зачастую завершался танцами [8], любимым развлечением посетителей данных учреждений.
Кинематограф активно использовали образовательные учреждения. С 1913 г. в актовом зале армавирской женской гимназии общества попечения о детях стали регулярно показывать научно-просветительные фильмы. Эти сеансы посещали учащиеся большинства местных школ, а также вообще все желающие [6].
Коммерческим синематографам приходилось постоянно поддерживать интерес публики, поэтому, когда первые примитивные ленты перестали привлекать зрителя, предприниматели начали использовать ба-
лаганную эстраду, трактирных куплетистов, акробатов и т. п. [2, с. 115-116] Например, в рекламе екатеринодарского электробиографа «Мон-Плезир», наряду с перечнем предназначенных к показу фильмов, указывалось, что «будет демонстрироваться живая девочка 4-х лет, половина которой обезьяна, а другая половина человеческая», «знаменитой королевой иллюзии М-с Гертруд будет исполнен известный Египетский танец Соломеи, в роскошном костюме эпохи Ирода, при фантастической обстановке» [7].
Поведение посетителей биографов во время просмотра фильмов мало чем отличалось от современных практик: зрители смеялись, плакали, обсуждали происходящее на экране, а влюбленные, пользуясь темнотой залов, целовались. Последнее обстоятельство даже вызвало отклик у новороссийских сатириков:
«В наших биографах вывешено объявление: "Покорнейше просят уважаемую дуру-публику не чмокать губами и громко не целоваться во время поцелуев действующих лиц"...
Из этого следует: 1) влюбленные могут целоваться во время поцелуев действующих лиц, но тихо, 2) когда на картине не целуются, чмокать и целоваться громко можно "сколько влезет" иЗ) публика, которая не "дура", может чмокать и целоваться когда ей заблагорассудится» [12].
С животными в кинотеатр не пускали, поэтому любители прогуливаться с собаками оставляли их у входа. Корреспондент газеты «Медвежонок» Андрон Следопыт назвал Сочи «собачим посадом» после похода в местный иллюзион «Олимпия»:
«У входа в кинематограф творилось что-то невообразимое. Площадь была буквально запружена собаками, поджидавшими своих хозяев. Некоторые дамы подолгу спорили с билетером, не пропускавшим в кинематограф их собак. Исключение делалось только собачкам, которых можно было держать на руках.
По окончании сеанса, когда публика высыпала на улицу, я наблюдал трогательные сцены встреч собак со своими хозяевами» [16].
Местные власти контролировали кинематографы, как и все остальные виды развле-
0ЯСЛЕДИЕ ВЕКОВ 2016
[ОД РОССИЙСКОГОКИМО
чений. Для поддержания порядка на каждом сеансе в биографах присутствовал представитель полиции [3].
К сожалению, пожарной безопасности внимания уделялось недостаточно. В 1911 г. в Бологом в биографе во время сеанса случился пожар. Около 70 человек погибли, многие получили ожоги и увечья. На это печальное событие откликнулись кубанские газеты: обращалось внимание на то, что «подобного рода развлечения не имеют ничего общего с противопожарными требованиями». Из пяти имеющихся в Екатери-нодаре на улице Красной электробиографов только два, Братьев Боммер и «Бон-Репо», более или менее соответствовали требованиям для таких заведений: «они оба хотя бы на нижнем этаже». Остальные три («Одеон», «Феникс» и Братьев Анохиных) помещались в обычных частных квартирах на вторых этажах и имели только один выход по узкой лестнице [1].
Вновь открытый
$ Бшграф ь „ВШ-ИЕР08".
Ф Красная у ли па, протнвъ гостиницы «Лоилоиг». ^
Краскам улмпа, протнвъ гостиницы «Лондон
$ йят«. играегь РУМЫЯСШО »ист "..»»л вгд1: г
^ цчСись иодь унраилс «¡км |. . л»»Ь тнаго цимбалиста г.СтсФингсну чин-же ' ----1СЯ и картн ы
иодь уиравлетвмь I
Ф соцро,
Я/ Со Среды 2 Февраля РЕНОРДЪ ПРОГРАММА на три дня 41/
У|/ ОТ> 4-ХЪ бодни ВЦ 01дЬлвн ¡яXЪ 4/1
• Пате-журпалъ .* »4 « |ЦА|КА СЕЛЬ ТОЧЕК!8
VI/ Сплавъ лЬса въ Щвейцарж ад/ •«!«• »»"•• иовинкл^
■•'»■-> "г"« ад Деспотическая натура 41/
Бр™Вр.ГИ ! Исор.я пышн"ыхъ'бакенбардъ| Перемена картипъ по Средам! и Субботам» ^
Начало сь 4 часовъ вечера. у/
м\ Дирекция. ¿¡у
VI/ V» VI/ «/
VI/ VI/
Рекламное объявление электробиографа «Бон-Репо» (Екатеринодар), газета «Кубанский курьер», 1911г.
Недовольство некоторых современников вызывали нефтяные двигатели электробиографов. Так, в 1914 г. в анапскую городскую управу поступило заявление от домовладелицы Н. А. Крюковой: «Прошу поручить санитарной комиссии разобраться, может ли существовать электробиограф
Ж
|ран| театръ
Бр. БОММЕРЪ аду
"И
Красная улица, № 30. Телефонъ № 552-й. Четыре электро винтелятора въ зрительномъ зал* Съ Субботы 15-го Января 1911 года. Новая рекордъ программа въ 4-хъ полныхъ отд'Ьл. Охота на жираффовъ
въ У г а и *
(Цввтрадьвая аф|<ива) Г дявпая яндовал картпви съ ватури
Супруги Цисеврасъ
Подъ картины играегь тр10 скрипка, вшончель и съ учаспемъ Ирохоська.
Картины сопровождаются звуковыми афектами.
Начало сеаноовъ еъ 5-ти ч. вечера
Ьа.ву^ .ии|.отв«торМ1 Ирокатъ партию, вс*хъ существудщш* въ шр* фабр»К1. С 7а .ш » апмратовъ со »с*«и пригадлежвостлш. Постоииим ачборъ ШХГс^Ж^«.»™»?«. п^тш ».«»«»и _он.щ«ьмпо мрвсу.
2«рдце Каторжница
потрясающая драна Колесо фортуны
драка исцоавеиа лучш. артнетахн илра
Съ огнешъ шутить опасно Ш-Головоломная задача ™аьш>-л..
шаниво
' ак.торшюдврг, I г»фсм»)м. М иб. И. К. Ги»р«ду -|| 1 ........
й
Рекламное объявление электробиографа братьев Боммер (Екатеринодар), газета «Кубанский курьер», 1911г.
«Сатурн» в самом центре курортного города. Через дом от меня находится нефтяной двигатель электробиографа, при котором происходит сгорание нефти и получается удушливый газ, отравляющий воздух по всему Маламинскому проспекту. Прошу принять меры, ввиду того что охрана воздуха существует в законодательстве, тем более на курортах» [5]. Проблема дыма и запаха вызывала жалобы обывателей и в других городах империи. Пензенские газеты, например, писали, что кинотеатр «Экспресс» «коптит иногда свою публику», а заодно и Народный театр с близлежащими домами. К тому же нефтяные двигатели могли вызвать пожар, как это случилось 2 сентября 1909 г. в Саранске [14, с. 33, 43-44, 288].
Однако, несмотря на вышеизложенные отрицательные моменты, популярность кинематографа не уменьшалась, а наоборот росла со стремительной силой. Потенциал этого нового развлечения, постепенно превращавшегося в искусство, был огромным, и публика это понимала, стараясь не пропускать кинематографические новинки. В провинциальных городах, где спектр развлечений был не столь богат, как в столице, кинематограф занял очень важное место в сфере досуга, а также стал значительным информационным источником.
РЯСЛЕДИЕ ^ЕК0В 2016
Q. ^РИВОКОНЬ • рРОВИНЦИДЛЬМДА ПУБЛИКА И КИМЕЛЯТОГРЯФ В НДЧДЛЕ ЭД ВЕЬЙ...
Использованная литература:
1. Бологовская катастрофа и наши биографы // Кубанский край. 1911. № 373-51. 5 марта.
2. Гинзбург С. С. Кинематография дореволюционной России. М.: Аграф, 2007.
3. Государственный архив Краснодарского края. Ф. 454. Оп.1. Д. 224. Л.271.
4. Кому - что! // Медвежонок. 1914. № 19. 4 мая [Прил. к «Черноморской газете». 1914. № 62].
5. Константинов В. А. История курорта: Анапа начала XX столетия [Электронный ресурс] // Анапасити: отдых в Анапе. URL: http://anapacity.com/istoriya-kurorta/ istoriya-kurorta-anapa.html (дата обращения 31.03.13]
6. Ктиторов С. Н. История Армавира (досоветский период: 1839-1918 гг.] [Электронный ресурс]. Армавир, 2002 // Неофициальный сайт города Армавира. URL: http://86137.ru/hist_ktitor_content.htm (дата обращения 4.09.13].
7. Кубанский курьер. 1911. № 902.13 окт.
8. Летопись областной жизни // Кубанские областные ведомости. 1905. № 249. 25 нояб.
9. Местная жизнь // Кубанский край. 1911. № 324-2. 4янв.
10. Местная жизнь // Кубанский край. 1911. №403-81.14 апр.
11. Местная жизнь // Туапсинские отклики. 1913. № 2.1 дек.
12. Новороссийские новости // Медвежонок. 1914. № 6. (Приложение к «Черноморской газете». 1914. № 27].
13. Общественная и экономическая жизнь // Самопомощь. 1908. № 4.15 нояб.
14. Сиротин О. В. В начале киновека. Кино в Пензенском крае (1896-1932 гг.]. Пенза: Тип. № 1,2009.
15. Смех и слезы. 1906. № 1.10 декабря.
16. Собачий посад // Медвежонок. 1914. № 9. [Прил. к «Черноморской газете». 1914. № 44].
17. Сочинский листок. 1912. № 27. 30 дек.
References:
1. Bologovskaya katastrofa i nashi biografy (The Catastrophe in Bologoye and Our Nickelodeons], Kubanskiy kray, Mart 5,1911, no. 373-51.
2. Ginzburg, S. S., Kinematografiya dorevolyutsionnoy Rossii (Cinematography of the Pre-Revolutionary Russia], Moscow: Agraf, 2007.
3. State Archives of Krasnodar Region (GAKK], Fund 454, Inventory 1, File 224, Sheet 271.
4. Komu - chto! (To Each His Own!], Medvezhonok, May 4, 1914, no. 19, [Appendix to Chernomorskaya gazeta, 1914, no. 62].
5. Konstantinov, V. A., Istoriya kurorta: Anapa nachala XX stoletiya (The History of the Resort: Anapa in the Beginning of the 20th Century], in Anapasiti: otdykh v Anape. URL: http://anapacity.com/istoriya-kurorta/istoriya-kurorta-anapa.html. Accessed Mart 31,2013.
6. Ktitorov, S. N., Istoriya Armavira (dosovetskiy period: 1839-1918gody] (The History of Armavir City (the Pre-Soviet Period: 1839-1918]], in Neofitsial'nyy sayt goroda Armavira, Armavir, 2002. URL: http://86137.ru/hist_ktitor_content. htmAccessed September 9,2013].
7. Kubanskiy kur'er, October 13,1911, no. 902.
8. Letopis' oblastnoy zhizni (The Chronicle of the Regional Life], Kubanskie oblastnye vedomosti, November 25, 1905, no. 249.
9. Mestnaya zhizn' (Local Life], Kubanskiy kray, January 4,1911, no. 324-2.
10. Mestnaya zhizn' (Local Life], Kubanskiy kray, 14 April, 1911, no. 403-81.
11. Mestnaya zhizn' (Local Life], Tuapsinskie otkliki, December 1,1913, no. 2.
12. Novorossiyskie novosti (The Novorossiysk News], Medvezhonok, 1914, no. 6 [Appendix to Chernomorskaya gazeta, 1914,№ 27].
13. Obshchestvennaya i ekonomicheskaya zhizn' (Social and Economic Life], Samopomoshch', November, 15, 1908, no. 4.
14. Sirotin,O.V., Vnachalekinoveka.KinovPenzenskom krae (1896-1932 gody] (At the beginning of the Century of the Cinema. The Cinema in the Penza region (1896-1932]], Penza: Tip. № 1, 2009.
15. Smekh i slezy, December 10,1906, no. 1.
16. Sobachiy posad (The Dog Posad], Medvezhonok, 1914, № 9 [Appendix to Chernomorskaya gazeta, 1914, no. 44].
17. Sochinskiy listok, December 30,1912, no. 27.
Полная библиографическая ссылка на статью:
Кривоконь, А. В. Провинциальная публика и кинематограф в начале XX в. (на материалах Кубани и Черноморья] [Электронный ресурс] / А. В. Кривоконь // Наследие веков. - 2016. - № 6. - С. 15-19. URL: http://heritage-magazine. com/wp-content/uploads/2016/04/2016_l_Krivokon.pdf. (дата обращения дд.мм.гг]
Full bibliographic reference to the article:
Krivokon, A. V., Provintsial'naya publika i kinematograf v nachale XX veka (Provincial Public and the Cinema in the Early 20-th Century: the Kuban Region and Chernomoria as a Case Study], Nasledie Vekov, 2016, no. 1, pp. 15-19. http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2016/04/2016_l_Krivokon.pdf. Accessed Month DD, YYYY.
0ЯСЛЕДИЕ gEKOB 2016